Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Примерная программа составлена в соответствии с Феде­ральным государственным образовательным стандартом основ­ного общего образования (ФГОС ООО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_6_klass.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по географии Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов. М.: Русское слово, 2012 год  и  УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту основного общего образования по географии;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Основные цели и задачи  изучения курса географии в 6 классе:

Курс географии 6 класса открывает 6-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели курса:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, ее разнообразии и целостности; путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту для поиска и демонстрации географических данных;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

В задачи обучения географии входят:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных..

Общая характеристика курса.                                                                              

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель, то на программу в 6 классе отводится 35 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии. Программой предусмотрено проведение:

практических работ -5.

Содержание программы

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Тема 2. Географическая карта. (4 час)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные). Природные памятники гидросферы.

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Взаимосвязи биосферы с другими геосферами. Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Тема 7. Почва и геосфера (2 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке, ее составных частях. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Тематическое планирование.

Наименование тем и разделов

Количество часов

Практические работы

1

Введение

2

2

Земля как планета.

5

1

3

Географическая карта

4

1

4

Литосфера

6

5

Атмосфера

7

2

6

Гидросфера

4

7

Биосфера

2

8

Почва и геосфера

4

1

9

Повторение

1

Итого:

35

5


Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

ТЕМА УРОКА

Форма урока

Количество часов

ДАТА

Цели

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

1

2

3

4

5

6

7

Введение (2 часа)

1

Что такое география.

В форме беседы

1

01.09.

Познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии, с требованиями учителя. Ознакомить, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли.

§1 вопр.

2

Из истории географических открытий.

В форме беседы

1

08.09

§2 вопр.

Земля как планета (5 часов)

3

Планеты Солнечной системы

В форме беседы, практикум

1

15.09

Создать у учащихся представление о планетах солнечной системы.

§3 вопр.

4

Форма, размеры и движение Земли.

В форме беседы, практикум

1

22.09

Сформировать представление о форме, размерах и движении Земли.

§4 вопр.

5

Система географических координат

Практическая работа№1 «Определение географических координат по карте полушарий и физической карте России»

В форме беседы, практикум

1

29.09

Ввести понятия меридиан, параллель; сформировать представление о географических координатах, научить их определять.

§5 вопр.

6

Времена года

В форме беседы

1

06.10

Сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года. Объяснить причины неравномерности нагрева земной поверхности.

§6 вопр

7

Пояса освещенности

В форме беседы, практикум

1

13.10

§7 вопр.

Географическая карта (4 часа)

8

Масштаб карты

В форме беседы, практикум

1

20.10

Создать у учащихся представление о масштабе и его видах; научить детей пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный.

§8 вопр.

9

Виды условных знаков

Практикум

1

27.10

Познакомить учащихся с условными знаками карт;

§9 вопр.

10

Стороны горизонта Практическая работа №2 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.»

Практикум

1

10.11

Сформировать представление о сторонах горизонта, азимуте. Научить находить азимут.

§10 вопр

11

Изображение рельефа на карте

Практикум

1

17.11

Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах; ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали; научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

§11 вопр

Литосфера (6 часов)

12

Строение земного шара

Беседа

1

24.11

Сформировать представление о внутреннем строении земли. Ознакомить с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро.

§12 вопр.

13

Виды горных пород

Практикум

1

01.12

Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам

§13 вопр

14

Полезные ископаемые

Беседа

1

08.12

§14 вопр.

15

Движение земной коры

1

15.12

Познакомить учащихся с видами движения земной коры. Сформировать представление об эпицентре, очаге, грабене, горсти.

§15 вопр

16

Выветривание горных пород

Беседа

1

22.12

Познакомить с видами выветривания.

§16 вопр.

17

Рельеф суши и дна океана

Практикум

1

29.12

Сформировать представление о формах рельефа суши и дна океана; ввести понятия горная система, хребет, низменность, возвышенность, плоскогорье, котловина, шельф, склон, глубоководный желоб, островные дуги. Развивать умения определять географическое положение гор, их высоту; умение показывать горы и равнины на карте.

§17 вопр.

Атмосфера (7 часов)

18

Строение атмосферы

Беседа

1

12.01

Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях.

§18 вопр.

19

Температура воздуха. Практическая работа №3 «Построение графика годового хода температуры в своей местности»

Практикум

1

19.01

Ознакомить со способами измерения средних температур. Сформировать представление о причинах закономерности изменения температур в течение года.

§19 вопр.

20

Атмосферное давление

Беседа

1

26.01

Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. Научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.

§20 вопр.

21

Движение воздуха. Практическая работа №4 «Построение розы ветров».

Практикум

1

02.02

Сформировать представление об образовании ветра, ознакомить с видами ветра. Научить чертить розу ветров и анализировать ее.

§21 вопр

22

Вода в атмосфере

Беседа

1

09.02

Сформировать представление о насыщенном и ненасыщенном воздухе. Научит вычислять относительную и абсолютную влажность. Сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков.

§22 вопр

23

Погода

Практикум

1

16.02

Сформировать представление о погоде и климате ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение.

§23 вопр

24

Климат

Практикум

1

01.03

§24 вопр

Гидросфера (4 часа)

25

Единство гидросферы

Беседа

1

15.03

Сформировать представление о гидросфере и значении гидросферы.

§25 вопр

26

Мировой океан

Беседа, практикум

1

22.03

Познакомить с частями Мирового океана (море, залив, пролив), видами морей и его роли в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

§26 вопр.

27

Воды суши: реки и озера

Практикум

1

05.04

Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины, бассейнах, водоразделах; научить определять длину реки, находить водоразделы рек. Сформировать представление  о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.

§27 вопр.

28

Воды суши: подземные воды и природные льды

Беседа

1

12.04

Сформировать представление о видах подземных вод, о видах ледников, о снеговой линии; ознакомить с причинами образования ледников; научить вычислять высоту снеговой линии.

§28 вопр.

Биосфера (2 часа)

29

Царства живой природы

Беседа

1

19.04

Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле.

§29 вопр

30

Биосфера и охрана природы

Беседа

1

26.04

Ввести понятие биосфера, показать взаимосвязь биосферы с другими с другими сферами географической оболочки.

§30 вопр

Почва и геосфера (4 часа)

31

Почва

Беседа

1

03.05

Сформировать представление о почве и условиях формирования почв различного типа.

§31 вопр

32

Природный комплекс. Практическая работа №5 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.»

Беседа

1

10.05

Сформировать представление о взаимосвязи организмов, природных комплексах и географической оболочки.

§32вопр

33-34

Природные зоны

Практикум

1

17.05

24.05

Показать учащимся связь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны. Познакомить учащихся с яркими представителями различных природных зон.

§33 вопр

Обобщающее повторение

35

География Земли

Повторительно – обобщающий.

1

31.05


Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:- стороны горизонта на местности (ориентироваться); - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте - расстояния и направления- осадочные и магматические горные породы;- направление ветра.

4.Описывать:- географические объекты.

5. Объяснять:- особенности компонентов природы своей местности по плану и карте;

 Географическая номенклатура: Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовиты      

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские

              Перечень методического обеспечения:

                               

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 6-е издание. Допущено               Министерством образования и науки Российской Федерации  М.: «Русское слово», 2012 год.

          2.Географический атлас. 6 класс, М.: Дрофа, 2010.

          3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа 2008.

          4. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008

  1.  Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.
  2.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...