рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_9_klass.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

по учебному курсу «География» для 9класса

составленной на основе «Программы по географии для 6-9 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008.-56с. Автор -  Домогацких Е.М. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География» Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово» -РС, 2008. Данная программа предполагает изучение в 9 классе населения и хозяйства России. При расчасовке в календарно-тематическом планировании полностью соблюдена почасовка программы Домогацких Е.М. :Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (7 часов), Тема 2. Население России (6 часов), Тема 3. Хозяйство России (20 часов), Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (12 часов), Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часов), заключение (7 часов). В курсе «География» 9 класс изучается население и хозяйство Воронежской  области. В связи с отсутствием программы по Воронежской  области, за основу взята рекомендация примерной программы по темам изучения. На Воронежскую  область отведено 8 уроков. Тематика уроков  взята из содержания  «География Воронежской  области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 2. Население и хозяйство.

    По уровню усвоения учащимися географических умений спланированы практические работы -  обучающие, тренировочные и итоговые. Обучающие работы (4) выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.  Тренировочные работы (4) нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или  в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы (8) выполняют контролирующую функцию, они выполняются школьниками самостоятельно.

Содержание учебного предмета.

НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

9 КЛАСС (68 часов)

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (8 часов)

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

.

Тема 2. Население России (7 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост,  воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Тема 3. Хозяйство России (20 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства,  комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (13 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часа)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира (1 час)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне

Тематическое планирование.

Название темы

Кол-во часов по рабочей программе

Итоговые практические

работы

Введение

1

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

8

Население России

7

Хозяйство России

20

3

Экономические районы России

13

2

География Воронежской области

8

2

Страны Ближнего Зарубежья

5

Россия и мир

1

Обобщающее повторение курса «Экономическая география России»

5

ВСЕГО

68

7


Календарно-тематическое планирование.

ТЕМА УРОКА

 Тип урока

Количество часов

ДАТА

Цели

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

Введение (1 час)

1

Экономическая и социальная география.

Урок изучения нового материала

1

01.09

Сформировать задачи экономической и социальной географии России. Показать значение географии, как науки, в изучении окружающего мира. Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения. Познакомить учащихся с особенностями структуры учебника.

§1 вопр.

Общий обзор России (35 часа)

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 часов)

2

Формирование территории России

Урок актуализации знаний и умений

1

04.09

Дать знания о формировании и заселении России с 8-20вв. Познакомить с проблемами русского населения в странах ближнего зарубежья. Развивать учебные навыки работы с картами и текстом учебника.

§2 вопр.  

3

Экономико-географическое положение России

Урок изучения нового материала

1

08.09

Дать понятия о экономико-

географическом положении. Сформировать представление об особенностях ЭГП России.

§3 вопр.

4

Административно-территориальное устройство России

Урок изучения нового материала

1

11.09

Сформировать представление о государственной территории. Познакомить с административно-территориальным делением страны. Научить работать с политико-административной картой России.

§4 вопр.

5

Экономическое районирование территории России.

Урок изучения нового материала

1

15.09

§5 вопр.  

6

Природные условия России.

Урок актуализации знаний и умений

1

18.09

Сформировать представление о разнообразном влиянии окружающей среды на жизнь человека. Дать понятие «адаптация», познакомить учащихся с видами адаптации. Сформировать представление  о непосредственном влиянии природных условий на здоровье и жизнь человека

§6 вопр.  

7

Природные ресурсы России.

Урок актуализации знаний и умений

1

22.09

Закрепить понятие «природные ресурсы», познакомить с классификацией природных ресурсов  и их хозяйственной оценкой. Выявить проблемы использования природных ресурсов.

§7 вопр.  

8

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

Урок актуализации знаний и умений

1

25.09

Познакомить учащихся с основными факторами воздействия человека на природу. Дать понятие экологической ситуации.

§8 вопр.  

9

Обобщающий урок по теме «Россия на карте мира»

Урок обобщения и повторения

1

29.09

Обобщить и закрепить знания по теме «Россия на карте мира», проверить уровень усвоения знаний.

Население России (7 часов)

10

Численность населения

Урок изучения нового материала

1

02.10

Познакомить с численностью населения России., определить причины влияющие на изменение численности населения. Дать определение понятий «демографический кризис», «естественный прирост населения». Развивать умение работать со статистическим материалом.

§9 вопр.  

11

Размещение населения.

Урок актуализации знаний и умений

1

06.10

Изучить плотность населения. Познакомить с основными зонами расселения.

§10 вопр.  

12

Миграции населения

Урок актуализации знаний и умений

1

09.10

Изучить особенности миграций в России. Дать определения понятиям «миграция», «беженцы». Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем.

§11 вопр.

13

Формы расселения и урбанизация

Урок актуализации знаний и умений

1

13.10

Изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов. Показать значение городов в материальном и духовной жизни населения. Дать понятия: урбанизация, агломерация, мегаполис. Познакомить с основными типами сельских поселений, образом жизни жителя села, с особенностями деревенской национальной культуры.

§12 вопр.  

14

Этнический и религиозный состав населения.

Семинар.

1

16.10

Дать знания об языковых семьях, группах. Изучить особенности национального и религиозного состава населения.

§13 вопр.  

15

Трудовые ресурсы и рынок труда

Урок актуализации знаний и умений

1

20.10

Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».

§14 вопр.  

16

Обобщающий урок по теме «Население России»

Урок обобщения и повторения

1

23.10

Обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний.

Хозяйство России (20 часов)

17

Хозяйство страны

Урок изучения нового материала

1

27.10

Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «предприятие». Сформировать представление об особенностях структуры хозяйства России.

§15

18

Структура хозяйства

Урок изучения нового материала

1

30.10

§15.

19

Факторы размещения производства

Урок актуализации знаний и умений

1

10.11

Познакомить учащихся с факторами размещения производства.

§16 вопр.

20

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

Урок актуализации знаний и умений

1

13.11

Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. Познакомить с проблемами ТЭК.

§17 вопр.

21

Угольная промышленность

Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика двух угольных бассейнов».

Практикум

1

17.11

Познакомить с особенностями угольной промышленности, показать проблемы отрасли. Изучить размещение угольной промышленности.

§18 вопр.,

22

Электроэнергетика

Урок актуализации знаний и умений

1

20.11

Дать определения понятиям «электроэнергетика», «энергосистема». Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположением.

§19 вопр.,

23

Черная металлургия

Урок актуализации знаний и умений

1

24.11

Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определения понятиям «комбинат», «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.

§20 вопр

24

Цветная металлургия

Урок актуализации знаний и умений

1

27.11

Изучить особенности металлургии легких и тяжелых цветных металлов. Определить ведущие факторы размещения предприятий (легкой) и цветной металлургии и металлургические базы.

§21 вопр

25-26

Машиностроение Практическая работа № 2.

Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Урок актуализации знаний и умений

2

01.12

04.12

Определение значения и состав машиностроительного комплекса. Познакомить с географией и факторами размещения машиностроительной отрасли

§22  вопр

§23  вопр

27

Химическая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

1

08.12

Изучить особенности химической промышленности. Показать ее значение в экономике России. Раскрыть особенности размещения химической промышленности.

§24 вопр

28

Лесная промышленность

Урок актуализации знаний и умений

1

11.12

Познакомить учащихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерности размещения отраслей лесной промышленности. Сформировать представление о ЛПК.

§25 вопр

29

Сельское хозяйство: растениеводство.

Практикум

1

15.12

Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства.

§26 вопр

30

Сельское хозяйство: животноводство.

Урок актуализации знаний и умений

1

18.12

§27 вопр.  

31

Зональная специализация сельского хозяйства.

Урок актуализации знаний и умений

1

22.12

§28 вопр

32

Пищевая и легкая промышленность.

Урок актуализации знаний и умений

1

25.12

Изучить особенности размещения предприятий пищевой и легкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей.

§29 вопр

33-34

Транспорт России Практическая работа №3 «Характеристика одной из транспортных магистралей России».

Урок актуализации знаний и умений

2

29.12

12.01

Изучить особенности  видов транспорта, показать их значение в перевозке грузов и пассажиров. Выяснить проблемы и перспективы развития транспорта в России.

§30 вопр

35

Нематериальная сфера хозяйства.

Урок актуализации знаний и умений

1

15.01

Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг.

§31 вопр.  

36

Обобщающий урок по теме «Хозяйство России»

Урок обобщения и повторения

1

19.01

Обобщить и закрепить знания по теме «Хозяйство России», проверить уровень усвоения знаний.

Экономические районы России (13 часа)

37

Северный экономический район

Урок актуализации знаний и умений

1

22.01

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Северного района; показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района.

§32 вопр

38

Северо-западный экономический район

Урок актуализации знаний и умений

1

26.01

Определить особенности ЭГП района. Изучить специализацию Северо-Западного района.

§33 вопр

39

Калининградская область

Урок актуализации знаний и умений

1

29.01

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения калининградской области; изучить специализацию области.

§34 вопр

40

Центральный экономический район

Урок актуализации знаний и умений

1

02.02

Сформировать представление о природных условиях, населению и хозяйстве центрального района.

§35 вопр

41

Центрально-черноземный экономический район

Урок актуализации знаний и умений

1

05.02

Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района.

§36 вопр.

42

Волго-Вятский район

Урок актуализации знаний и умений

1

09..02

Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района.

§37 вопр

43

Северо-Кавказский район

Урок актуализации знаний и умений

1

12.02

Дать оценку ЭГП Северного Кавказа, определить особенности природных условий и ресурсов района, изучить национальный состав Северного Кавказа. Определить отрасли специализации района и территориальную структуру.

§38 вопр.,

44

Поволжский экономический район

Урок актуализации знаний и умений

1

16.02

Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики. Сформировать представление о населении Поволжья. Определить отрасли

специализации        Поволжья и факторы их размещения.

§39 вопр

45

Уральский район

Урок актуализации знаний и умений

1

19.02

Дать оценку природных ресурсов для развития экономики Урала. Познакомить с отраслями специализации Урала и факторами их развития.

§40 вопр

46

Западно-Сибирский район

Практическая работа №4

Изучение и оценка природных   условий   Западно- Сибирского района для жизни и быта человека

Урок актуализации знаний и умений

1

26.02

Познакомить с особенностями ЭГП Западной Сибири, природными условиями и ресурсами. Изучить отрасли специализации Западной Сибири и проблемы Сибири.

§41 вопр

47

Восточно –Сибирский район.

Практическая работа №5

Составление характеристики Норильского промышленного узла

Урок актуализации знаний и умений

1

01.03

Определить состав Восточной Сибири и особенности ЭГП района. Изучить отрасли специализации Восточной Сибири и факторы их формирования.

§42 вопр

48

Дальневосточный район

Урок актуализации знаний и умений

1

04.03

Определить состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП Дальнего Востока. Дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности.

§43 вопр

49

Обобщающий урок «Экономические районы России»

Урок обобщения и повторения

1

11.03

Закрепить знания об экономических районах России. Проверить умение давать экономико-географическую характеристику района по картам.

География Воронежской области(8 часов)

50

Особенности ЭГП территории

Практическая работа №6. Характеристика  экономико-географического положения, нанесение на контурную карту районов Воронежской  области

Урок изучения нового материала

1

15.03

51

Население и хозяйственное освоение

Урок актуализации знаний и умений

1

18.03

52

Особенности хозяйства. Промышленность

Исследование  

1

22.03

53

АПК региона

Практическая работа №7

Характеристика отраслей  специализации Воронежской  области

Практикум

1

25.03

54

Особенности транспорта

Практикум

1

05.04

55

Города

Семинар

1

08.04

56

Социально-экономические проблемы региона

Урок исследование

1

12.04

57

Обобщающий урок по теме «география своего региона»

Урок повторения и обобщения

1

15.04

Страны Ближнего Зарубежья (5 часов)

58

Белоруссия и Прибалтика

Урок актуализации знаний и умений

1

19.04

Познакомить  с особенностями географического положения, природными ресурсами, населением, хозяйственной деятельностью, бытом и культурой стран Ближнего Зарубежья. Показать различия стран по уровню хозяйственного развития и природными особенностями.

§44 вопр.

59

Украина и Молдавия

Урок актуализации знаний и умений

1

22.04

§45 вопр.

60

Страны Закавказья

Урок актуализации знаний и умений

1

26.04

§46 вопр.

61

Казахстан и Средняя Азия

Урок актуализации знаний и умений

1

29.04

§47 вопр.

62

Обобщающий урок по теме «Страны Ближнего Зарубежья»

Урок повторения и обобщения

1

03.05

Россия и мир (1 часа)

63

Место России среди стран мира

Урок актуализации знаний и умений

1

06.05

Определить место России среди стран мира. Дать характеристику экономических, политических, культурных связей России. Познакомить с объектами мирового природного и культурного наследия в России.

§48 вопр

Обобщающее повторение курса «Экономическая география России» (5 часов)

64

Повторение. Россия на карте мира. Население России.

Практикум

1

10.05

Закрепить знания учащихся о населении России

65

Повторение. Хозяйство России.

Практикум

1

13.05

Повторить географию важнейших отраслей хозяйства.

66

Повторение. Экономические районы России.

Практикум

1

17.05

Повторить особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и истории развития крупных географических регионов России.

67

Итоговый тест.

Практикум

1

20.05

68

Итоговое повторение по всему курсу

Урок систематизации знаний и умений

1

24.05

Повторить основные термины по всему курсу.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо

Перечень методического обеспечения.

         1.Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И. География. Население и хозяйство России. 9 класс. – М.:Русское слово, 2012.

         2. Атлас. География. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.

         3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. – М.: Дрофа 2008.

         4. Универсальные поурочные разработки по географии 9 класс. – М.: ВАКО, 2007.

  1. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.
  2. География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс – конференции /  А.Г. Стадник. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3.  Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...