Открытие Южного материка
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Дергунова Елена Николаевна

Тема урока: Открытие Южного материка

Цель  урока: Провести исследование открытия  Австралии.

Задачи:

 - обучающие: исследовать пути  экспедиций, направлен­ных на открытие Австралии; раскрыть практическое значение экспедиций; выявить, кто является первооткрывателем Австралии; что за животное впервые встретили европейцы.

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой; сформировать представление об общечеловеческом значе­нии результатов экспедиций,  направленных на освоение Австралии.

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают,  какой материк называют Неизвестная Южная Земля, почему Австралию долгое время оставалась неизвестной землей, кто открыл Австралию и почему кенгуру так назвали.

Личностные:  осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные образовательные результаты: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал планировать свою деятельность под руководством учителя.

Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

Личностные образовательные результаты: определять роль результатов выдающихся географических открытий, вырабатывать в себе лучшие человеческие качества. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.

Решаемые учебные познавательные задачи: почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель? Кому принадлежит открытие Австралии?

Основные понятия, изучаемые на уроке: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Вильем Янсзон, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.  

Практическая работа:

  1. Обозначение на контурной карте предполагаемого маршрута из Европы, маршрутов путешественников, обозначение географических объектов.

Оборудование: атласы, презентация, интерактивная доска, бортовой журнал, рисунок корабля (4 шт.), матросы (по числу человек в команде)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: Открытие Южного материка

Цель  урока: Провести исследование открытия  Австралии.

Задачи:

 - обучающие: исследовать пути  экспедиций, направленных на открытие Австралии; раскрыть практическое значение экспедиций; выявить, кто является первооткрывателем Австралии; что за животное впервые встретили европейцы.

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой; сформировать представление об общечеловеческом значении результатов экспедиций,  направленных на освоение Австралии.

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают,  какой материк называют Неизвестная Южная Земля, почему Австралию долгое время оставалась неизвестной землей, кто открыл Австралию и почему кенгуру так назвали.

Личностные:  осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные образовательные результаты: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал планировать свою деятельность под руководством учителя.

Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальноПланировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

Личностные образовательные результаты: определять роль результатов выдающихся географических открытий, вырабатывать в себе лучшие человеческие качества. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.

Решаемые учебные познавательные задачи: почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель? Кому принадлежит открытие Австралии?

Основные понятия, изучаемые на уроке: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Вильем Янсзон, Абель Тасман, Остров Ява, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.  

Практическая работа:

  1. Обозначение на контурной карте предполагаемого маршрута из Европы, маршрутов путешественников, обозначение географических объектов.

Оборудование: атласы, презентация, интерактивная доска, бортовой журнал, рисунок корабля (4 шт.), матросы (по числу человек в команде)

                              Организационная структура урока.

     Здравствуйте друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Я вижу у вас у всех хорошее настроение, это правильно, ведь мы сегодня продолжаем  путешествовать и открывать новые земли. А без хорошего настоя и хорошего настроения выходить в море опасно.

Этап актуализация знаний.

Давайте вспомним, что такое эпоха великих географических открытий и когда она началась?

 (Это период, изменивший представление человечества о Земле. Период с конца 15 века до первой половине 17 века)

Спасибо! Молодцы!  А теперь расскажите, что означают эти цифры: 1419, 5, 234

(Год начала кругосветного путешествия, которое возглавлял Ф. Магелан, поплыл на 5 кораблях с экипажем 234 человек)

1422, 1, 18

Год окончания кругосветного путешествия, который возглавил Х.С.Элькано, вернулись на одном корабле с экипажем в 18 человек, 1 корабль разбился, 1 корабль повернул назад, 2 были разбиты туземцами)

Давайте вспомним имя, ещё одного путешественника данной эпохи (примерные ответы обучающихся Х. Колумб – открыл Америку) Хорошо!

Какие земли мы уже открыли на предыдущих урока? (открыли Азию, Америку, Африку.

2. Этап планирования

 Действительно, эпоха Великих географических открытий расширила представления европейцев о Земле. 

- Сегодня, я вам предлагаю отправиться в ещё одно увлекательное путешествие к Неизведанной Южной Земле. Как вы думаете, о каком материке идёт речь? Как будет звучать наша тема урока? (Австралия, возможен ответ Антарктида, но тогда модно задать вопрос о том, могла ли она быть открытой до Австралии, тема урока открытие Австралии).

А вы уже знаете что-нибудь об этом материке? А что хотите ещё узнать?

 (Почему Австралия долгое время оставалась неизвестной Землей.

Кто открыл Австралию, как долго длились путешествия, кто живёт на этом материке и тд.)

Эту землю, о которой мы сегодня будем говорить, искали испанцы, голландцы, англичане.

Ребята, давайте сначала сами попробуем проложить путь к этой неизведанной Земле. Открываем контурные карты, берём красный карандаш и наносим свой путь. Скажите, с какой точки мы будем его наносить? (с Европы, т.к. все открытия в Эпоху Великих Географических открытий принадлежат европейцам, наносят на контурную карту свой предполагаемый путь  и объясняют, почему его выбрали).

Давно существовала легенда о Южном материке. Ему даже придумали название — Terra Australis Incognita. Найдите в учебнике, что означают эти слова. (В переводе это латинское выражение означает — Неизвестная Южная Земля. Terra – Земля, Australis – Южная, Incognita – Неизвестна). 

Начиная с вами очередной раз,  путешествие к неизвестной земле вас разделили на 4 команды, вы догадались почему? (4 капитана побывали у берегов Австралии). Ваши команды это ваши корабли, а у каждого корабля должен быть капитан, вы их уже выбрали?

Учитель ставит на парты корабли с именем путешественника, путь которого команде предстоит исследовать. 

Отчёт о своем путешествии вы будете фиксировать в бортовом журнале, который лежит у Вас на партах.

Первую запись, которую мы сделаем в наших журналах: напишем число и тему урока (на доске). По ходу урока не забывайте делать записи в журнале. План вашего путешествия у вас в бортовом журнале.  В путь!

На самостоятельную работу отводиться не более пяти минут. После чего команда представляет отчёт о проделанной работе у доски перед остальными командами.

1 ученик – Я испанский мореплаватель Луис Торрес, в 1605 году в качестве капитана одного из трёх кораблей отправился на поиски Южной Земли. Я прошёл на своём корабле всего в нескольких километрах от нового материка, но в тумане не заметил его. Но зато я открыл много островов (показывает свой путь на карте). Я прошел проливом между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван в мою честь – Торресов.

2 ученик – Я голландский мореплаватель Вильем Янсзон, в 1605 году на своём судне «Дункан» поплыл в сторону Новой Гвинее, открытый Торресом, не раз высаживался на северный берег Австралии, но думал, что это острова и вернулся домой (показывает путь).

3 ученик – А я голландский капитан Абель Тасман отправился в путешествие в 1642 году. Я был влюблён в Мэри, дочь голландского губернатора на острове Ява. Я несколько раз высаживался на берег неведомой земли и называл эти земли в честь своей любимой Мэри. Но я сделал великое открытие, я понял, что все эти земли часть большого материка, а не острова, как это думал Вильем Янсзон. Мы назвали материк в честь своей страны – Новая Голландия. Но решили о материке никому не рассказывать (показывает путь).

3.Этап постановка познавательных задач.

Как вы думаете, почему голландцы скрыли открытия новых земель

(высказывание учащихся). Найдите в тексте учебника ответ ) на поставленный вопрос (Голландия хотела единолично владеть материком и его богатствами)

3 ученик – Теперь я понял, зря, потому что не только голландцы могут плавать!

 4 ученик – Я величайший мореплаватель, англичанин Джеймс Кук. В 1768 году отправился в кругосветное плавание. Моё плавание имело две цели.

Первая цель была астрономическая. Необходимо было провести наблюдение за очень редким астрономическим явлением, которое можно было наблюдать только в южной части Тихого океана (прохождение Венеры через диск Солнца). Вторая цель — поиски Неизвестной Южной Земли.  Я великолепно справился с этими задачами, прошёл вдоль восточного берега неизвестного материка, убедился, что это не отдельные группы островов, а именно материк. (показывает на карте). Я  высадился на нём и объявил его собственностью Великобритании. А ещё во время путешествия я встретил неведомого зверя. 

Ребята, найдите в учебнике, что это за зверь и почему ему дали такое название (кенгуру, на языке местных жителей «Кангаро» - не понимаю).

-Спасибо командам, вы отлично справились со своей задачей.

Только вот задача, кто же по праву должен считаться первооткрывателем Австралии? (ответы детей)

Спасибо большое  за ваши ответы.

-А вам не кажется, что мы уже открывали материк по ошибке. Какой материк и кто его открыл?(Америка, Х. Колумб)

Посмотрите в свои контурные карты и скажите, совпали ли у кого маршруты с каким либо путешественником?

Какой вывод мы сделаем? (В Австралию из Европы можно попасть только двумя путями, и вы их правильно нанесли на контурную карту.)

Давайте подведём итог нашего урока. Всё ли мы узнали о материке, что хотели? 

4. Этап Домашнее задание.

Подготовить небольшие сообщения, о том, что не успели открыть за урок. §15 Открытие Южного материка,  стр. 79 (раздел сложные вопросы).

5.  Этап рефлексия.  

А теперь капитаны посоветуйтесь со своей командой и выставьте всем оценки соответственно кто, какой вклад внёс в ваше исследование, и разместите матросов на корабле. После этого сдайте мне кораблики для выставления оценок.

Урок закончен. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе по теме "Южные материки"

Разработка урока предназначена для обобщения и закрепления знаний, умений по теме "Южные материки"...

Урок по теме "Открытие Южного Материка"

Урок по учебнику: Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. — М.: ООО ≪Русское слово — учебник≫, 2012....

Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.

 Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...

География материков 7 класс КВН по теме Южные материки.

Применение игровых технологий на уроках географии это самые любимые уроки обучающихся. Они  прививают любовь к знаниям....

"Открытие" Южного материка Джеймсом Куком

Данная презентация предназначена для изучения темы "Открытие Южного материка Дж.Куком" в 5 классе....

Открытие Южного материка

Материал включает в себя презентацию и разработку урока географии в 5 классе  по учебнику Е.М. Домогацких согласно требованиям ФГОС ООО....