Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

учебно-методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_10_klass.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Марьевская средняя общеобразовательная школа

Ольховатский муниципальный район

Воронежская область

РАССМОТРЕНО:                                                                 УТВЕРЖДАЮ:                                                                               

на педагогическом совете                            директор школы:        О.В. Моргун

Протокол № ___ от «     » __________ 20__года

Рабочая программа

по  географии 10 класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

учитель географии

Белик Елена Александровна

2015 год

Пояснительная записка

            Рабочая программа по географии для 10  классов  составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012).   Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени  в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.

    Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Цель  образовательной программы школы:

подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со  сформированными компетентностями  и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

1. Обеспечить соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.

3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.

4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

6.Организовать  научно-практическую связь с учреждениями высшего образования.

7.Создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися, в сотрудничестве с предприятиями города.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

               Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира»  «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира». Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине.  Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить  курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.  Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю. Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема  не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается  частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.  В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы. Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием. Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе свого развития.

Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.

Завершает курс тема посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

 Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35 часов (1 час в неделю)

Содержание программы

Часть 1. Общая характеристика мира

 Современная география  

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Тема 2. География населения мира

 Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция

 Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)

   Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Тематическое планирование.

№ раздела

Наименование разделов

Всего часов

10 класс

1.

Введение. Современная география

2

2.

Страны современного мира

4

3.

География населения мира

6

4.

Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

8

5.

НТР и мировое хозяйство

5

6.

Характеристика отраслей мирового хозяйства

9

7.

Глобальные проблемы современности

1

ИТОГО:

35


Календарно-тематическое планирование.

п/п

ТЕМА УРОКА

Цели

Количество часов

ДАТА

Форма урока

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

1

2

3

4

5

6

7

Введение. Современная география.

( 2 часа)

1

Введение.

1

01.09

Вводный урок

 

2

Географическая наука. Современные методы географических исследований.

Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе. Познакомить с методами географических исследований.

1

08.09

Изучение нового материала

§1 вопр.

Страны современного мира(4 часа)

3

Типы стран современного мира.

сформировать знания  и представления о современной политической карте мира, сформировать представление о ведущих критериях современной типологизации стран мира, о разных формах  административно – территориального устройства стран  мира и их государственным строем.

1

15.09

Лекция с элементами беседы

§2 вопр.

4

Развитые и развивающиеся страны.

1

22.09

Урок актуализации знаний и умений.

§3 вопр.

5

Практическая работа № 1 «Характеристика политико-географического положения страны»

Уметь  составить  характеристику политико-географического положения страны по образцу.

1

29.09

Практикум

§1-3 вопр.

6

Обобщающий урок по теме «Страны современного мира».

Проверить уровень знаний по теме; закрепить знание основных терминов и понятий темы.

1

06.10

Урок-зачет.

География населения мира (6 часов)

7

Численность и динамика населения мира.

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни.

1

13.10

Лекция.

§4 вопр.

8

Расовый и половозрастной состав населения.

Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира, сформировать представление об этническом составе населения мира.

1

20.10

Лекция с элементами беседы.

§5 вопр.

9

Этнический и религиозный состав населения мира.

Сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии.

1

27.10

Лекция с элементами беседы.

§6 вопр.

10

Размещение и миграции населения. Практическая работа №2  «Объяснение причин миграционных потоков в мире».

Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомить с основными миграционными явлениями

1

10.11

Практикум

§7 вопр.

11

Городское и сельское население.

Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомить с основными миграционными явлениями

1

17.11

Лекция с элементами беседы.

§8 вопр.

12

Обобщающий урок по теме «Население».

Проверить знания и умения учащихся по разделу «Население»

1

24.11

Урок-зачет

Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.(8часов)

13

Взаимодействие природы и общества.

Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия общества на географическую среду, показать антропогенные ландшафты разных типов.

11

01.12

Лекция

§9-10 вопр.

14

Классификация ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Практическая работа № 3 «Оценка ресурсообеспеченности мировых запасов полезных ископаемых».

Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре. Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.

1

08.12

Практикум

§11 вопр.

15

Минеральные ресурсы.

1

15.12

Практикум

§12-13вопр.

16

Земельные и лесные ресурсы.

1

22.12

Практикум

§14-15 вопр.

17

Водные и ресурсы Мирового океана.

Рассмотреть классификацию ресурсов Мирового океана и рекреационных ресурсов. Оценить перспективы использования альтернативных ресурсов Мирового океана, климатических и космических.

1

12.01

Урок актуализации знаний и умений.

§16-17 вопр.

 индивид. сообщения

18

Рекреационные ресурсы.

1

19.01

Урок-экскурсия

§18 вопр.

сообщения

19

Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических задач.

Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды, причины и последствия. Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы и атмосферы. Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.

1

26.01

Семинар

§19-20 вопр.

20

Обобщающий урок по теме «Природные ресурсы мира»

Проверить знания и умения учащихся по разделу «Природные ресурсы мира»

1

02.02

Урок контроля знаний

НТР и мировое хозяйство(5 часов)

21

МГРТ и мировое хозяйство.

Сформировать понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда» и его формах.

1

09.02

Урок-лекция.

§21 вопр.

22

Международная экономическая интеграция.

Сформировать «международная экономическая интеграция»; ознакомить с причинами специализации стран мира.

1

16.02

Урок-лекция.

Конспект

23

Современная эпоха НТР.

Дать понятие «научно-техническая революция»,  ее основные черты и составные части.

1

01.03

Урок лекция с элементами беседы.

§22 вопр.

24

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства; дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.

1

15.03

Урок-лекция

§22 вопр.

25

 Факторы размещения.

Сформировать представление о факторах размещения производительных сил

1

22.03

Практикум

конспект

Характеристика отраслей мирового хозяйства.. (9 часов)

26

Топливно-энергетическая промышленность

Сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира.

1

05.04

Урок актуализации знаний и умений

§23 вопр.

27

Горнодобывающая промышленность. Металлургия.

Сформировать представление о современном развитии черной и цветной металлургии мира; ознакомиться с основными металлургическими базами мира.

1

12.04

Урок актуализации знаний и умений

§24 вопр.

28

Машиностроение.

Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.

1

19.04

Урок актуализации знаний и умений

§25 вопр.

29

Химическая, лесная и легкая промышленность.

Сформировать представление о мировой химической, лесной и легкой промышленности.

1

26.04

Урок актуализации знаний и умений

§26 вопр.

30

ПР№ 4 «Характеристика отрасли мирового хозяйства».

Составление комплексной характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

1

03.05

Практикум

31

Сельское хозяйство.

Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленя революция», главными сельскохозяйственными районами мира.

1

10.05

Лекция с элементами беседы.

§27-28 вопр.

32

География транспорта.

Сформировать представление о структуре транспорта мира.

1

17.05

Лекция с элементами беседы.

§29-30 вопр.

33

Международные экономические отношения.

Сформировать представление о международных экономических отношениях.

1

24.05

Лекция

§31 вопр.

34

Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства».

Закрепить знания по теме «Мировое хозяйство»; проверить уровень знаний и умений по теме.

1

31.05

Урок-зачет

Глобальные проблемы современности (1 час)

35

Глобальные проблемы современности

Выявить географические аспекты глобальных проблем человечества.  Уяснить специфику экологических проблем

1

Урок конференция

§32 вопр.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Перечень методического обеспечения.


1.
Домогацких, Е. М. География : Экономическая и социальная география мира : в 2 ч. Ч. 2 Общая характеристика мира:учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Домогацких, Е. М.        

  1. Атлас. География. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012.
  1. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского  - Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Поурочные разработки по географии 10 класс. – М.: ВАКО, 2007
  3. География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс – конференции /  А.Г. Стадник. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4.  Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...