Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Рабочая программа по курсу "География" для 5 класса разработана на основе Федерального образовательного компонента

  государственного стандарта основного общего образования(Москва ,2010),авторская программа А.А. Летягин,И.В..Душина,

В.Б.Пятунин,Е.А.Таможняя к линии учебников под редакцией В.П.Дронова для  5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_fgos.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА  НА ОСНОВЕ:

  1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  1. требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования , представленных в ФГОС ООО второго поколения ;

 

  1. примерной программы основного общего образования по географии , разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;
  1. программы развития и формирования универсальных учебных действий , которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности , овладение ключевыми компетенциями ,составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного , личностного и познавательного развития учащихся;
  1. идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  1. программы« География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2012.-328 с.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ.»  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 

  Рабочая программа «География. Начальный курс.» полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.

 Согласно учебному плану, изучение географии  в 5 классе осуществляется из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год.Основная часть учебного плана.

                    Цель изучения предмета «География начальный курс»

Систематизация знаний о природе и человеке ,подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими  объектами и явлениями.

              ЗАДАЧИ  ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА « ГЕОГРАФИЯ.НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»

---Актуализировать знания и умения школьников ,сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»

---Развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира.

--- Научить применять свои знания о своей местности при изучении природы Земли и человека.

 

 ---формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «« ГЕОГРАФИЯ.НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»

     География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства , о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды , о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

                СОДЕРЖАНИЕ  ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.»  

    «География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе , об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

           В ходе обучения географии у учащихся основной школы должны быть сформированы :

-- ценностные ориентации , отражающие их индивидуально – личностные позиции:

  1. осознание себя как члена общества на глобальном , региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
  1. осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
  1. осознание единства географического пространства России как среды обитания  всех населяющихся её народов, определяющей общность их исторических судеб;
  1. осознание целостности географической среды о взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  1. осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

-- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  1. патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  1. любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
  1. гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  1. уважение к природе, истории, культуре России , национальным особенностям, традициям и образу жизни российского  и других народов, толерантность;
  1. эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

-словесный(рассказ,беседа,дискуссии,работа с текстом);

-наглядный(демонстрация картин,карт,таблиц,презентаций,видео,работа с компьютером)

-практический(упражнения,игры)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

-фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ  И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

                                 ПО  ГЕОГРАФИИ 5 КЛАССА

      Результатом  обучения географии является формирование  всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.  

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности;
  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  1. формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и т.п.; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать м нём взаимопонимания;
  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной , учебно-исследовательской , творческой и других видов деятельности;
  1. формирование основ экологической культуры.

Метапредеметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  1. осуществлять контроль своей деятельности  в процессе достижения результата;
  1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  1. владеть основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно0следственные связи , строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы;
  1. умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  1. смысловое чтение;
  1. работать индивидуально и в группе: находить общее решение т разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; аргументировать и отстаивать своё мнение;
  1. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  1. формирование и развитие экологического мышления.

Предметные результаты:

  1. формирование представление о географии, её роли в освоении планеты человеком;
  1. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления;
  1. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний и целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
  1. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  1. овладение основами картографической  грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения;
  1. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  1. формирование умений  и навыков использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни.

      СИСТЕМА КОНТРОЛЯ:

      *учительский контроль,

      *самоконтроль,

      *взаимоконтроль.

     ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

    Основной формой контроля знаний ,умений ,навыков является текущий контроль      знаний(тестирование),что позволяет:

*определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету4

*установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

*осуществлять контроль за реализацией программы учебного процесса.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ –проверка знаний обучающихся через опросы ,самостоятельные работы ,тестирование и т. п.в рамках урока

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока.

Отметка за письменную самостоятельную ,практическую  работу ,тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1–2

География — одна из наук о планете Земля

2

3

Наблюдения — метод географической науки

1

Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

4

Земля среди других планет Солнечной системы

1

5-6

Движение Земли по околосолнечной орбите

2

7

Суточное вращение Земли

1

Геосферы Земли (25 ч)

Внутреннее строение земли

8

8

Слои «твёрдой» Земли

1

9

Вулканы Земли

1

10-11

Из чего состоит земная кора

2

12

Строение земной коры. Землетрясения

1

13-14

Рельеф земной поверхности

2

15

Человек и литосфера

1

Атмосфера

4

16

Воздушная оболочка Земли

1

17-18

Погода и метеорологические наблюдения

2

19

Человек и атмосфера

1

Водная оболочка Земли

7

20-

Вода на Земле

1

21

Мировой океан — главная часть гидросферы

1

22

Воды суши. Реки

1

23-24

Озёра. Вода в «земных кладовых» Воды моего края.Охрана вод.

2

26-27

Человек и гидросфера Обобщающее повторение

2

Биосфера

6

27

Оболочка жизни

1

28

Жизнь в тропическом поясе

1

29

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

30

Жизнь в полярных поясах и в океане

1

31-32

Природная среда. Охрана природы

2

33-35

Резерв (3)

ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 35 ЧАСОВ

Раздел I. Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

Тема1 : География — одна из наук о планете  Земля (2ч)

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.

Тема 2:  Наблюдения — метод географической науки (1ч)

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

Раздел II. Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

Тема 3: Земля среди других планет Солнечной системы (1ч)

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.

Тема 4: Движение Земли по околосолнечной орбите (2ч)

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.  

Тема 5: Суточное вращение Земли (1ч)

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Раздел III. Геосферы Земли (25 ч)

Внутреннее строение Земли  (8 ч)

Тема 6: Слои «твёрдой» Земли (1ч)

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин .

Тема7: Вулканы Земли (1ч)

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.

Тема 8:  Из чего состоит земная кора (2ч)

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Тема 9:  Строение земной коры. Землетрясения. (1ч)

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.

Тема 10: Рельеф земной поверхности. (2ч)

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.

Рельеф своего края

Тема 11: Человек и литосфера (8ч)

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые .

Атмосфера (4 ч)

Тема 12: Воздушная оболочка Земли (1ч)

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.

Тема 13: Погода и метеорологические наблюдения (2ч)

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

Тема14 :  Человек и атмосфера (1ч)

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Водная оболочка Земли (7 ч)

Тема 15: Вода на Земле (1ч)

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.

Тема 16: Мировой океан — главная часть гидросферы (1 ч).

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане .

Тема 17: Воды суши. Реки. (1ч)

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Тема 18: Озёра. Вода в «земных кладовых». (2ч)

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды (1ч).

Воды моего края .Охрана вод.(1ч)

Тема19: Человек и гидросфера (1ч)

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Биосфера (6 ч)

Тема 20: Оболочка жизни (1ч)

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Тема 21: Жизнь в тропическом поясе. (1ч)

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни .

Тема 22: Растительный и животный мир умеренных поясов. (1 ч)

Степи. Лиственные леса. Тайга.

Тема 23: Жизнь в полярных поясах и в океане. (1ч)

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.

Тема 24 : Природная среда. Охрана природы. (2 ч)

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

Резерв (3ч)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ, к уровню подготовки обучающихся

по предмету «География.Начальный курс»

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

1. География. Начальный курс. 5 класс. Летягин А.А., - М.: Ветана-Граф, 2012

2. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание

3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5  класс,  изд.Дрофа. 2005- 2010гг

4.  Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991

5.  Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.

6.    Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.

7.  Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997

8. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

 К техническим средствам обучения, которые  эффективно используются на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат,  интерактивная доска и др.

 И могут использоваться для:

– поиска дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

– создание текста сообщения;

– фотографирование географических объектов и явлений;

– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

Демонстрационное оборудование:   Таблицы, муляжи вулкана, гор, реки,  глобус,

Карты – физическая карта полушарий, политическая, план местности

Коллекции горных пород.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Летягин А.А. Начальный курс: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ .А.Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова. –М.:Вентана- Граф, 2012.
  1. Петрова Н.Н. Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы – М.: Дрофа, 2004
  1. Петрова Н.Н. Темы школьного курса: План и карта М.: Дрофа, 2004
  1. Савельева Л.Е., Дронов В.П. Землеведение. Методическое пособие. –М.: Дрофа 2007
  1. Шинкарчук С.А. Доклады, рефераты , сообщения –СПб.: Литера, 2006
  1. Зотова А.М. Игры на уроках географии. - М.: Дрофа, 2004

Дополнительная литература для учащихся:

      1.За страницами учебника географии.- М.: Дрофа, 2008

      2.Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 класс.- М.:

         Дрофа, 1997

           Региональный компонент:

  1. Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. /Под общ. ред. А.А.Баранова, Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.
  1. Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.А. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: мет. Пособие.- Ульяновск ., Корпорация технологий продвижения, 2004.
  1. Ульяновская –Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1,2.
  1. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск : Дом печати, 1997.
  1. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно- методическое пособие. В 2-х частях./ А.Ю. Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007

Календарно-тематическое планирование по предмету «География. Начальный курс»5класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Содержание учебного материала

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

(ФОПД)

Используемые ЦОР

Система контроля

Планируемые результаты

 

Универсальные учебные действия

(УУД)

Домашнее задание

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

познавательные

коммуникативные

личностные

регулятивные

I четверть. 8 уроков.

Раздел «Географическое познание нашей планеты»(2 часа)

1  

 

География- одна из наук о планете Земля

Что изучает географическая наука? Географические  объекты – памятники Всемирного  природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Зарождение древней географии.

О

4,10,11

Видеогеог рафия

О/ к

Знать: понятия "география", "географические объекты, процессы и явления", "географическая оболочка

Уметь: объяснять специфику географии как науки;

 

Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности .

Формирование ответственного отношения к учебе.

 По1,

1.1

4.14.2

        1.2

1.3

1.4

РЦ

§1 дневник «Школа географа следопыта»стр.9

2

География- одна из наук о планете Земля

 Основные этапы познания поверхности планеты .Выдающиеся географические путешествия и открытия.

О,Р.И

4,10,11

видеогеография

о/к,С/к

Уметь: объяснять специфику географии как науки

Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§1,зад6,стр10

3

Наблюдения – метод географической науки

Как географы изучают объекты и процессы? Метод научных наблюдений. Метеорологические наблюдения

И,О

10,1114

с/к,о/к

Уметь: объяснять  специфики методов географических исследований; определять  отличительные особенности географических методов исследования

Уметь проводить простейшие опыты, наблюдения, измерения; работать с текстом, доп. лит-рой, рисунками, статматериалами, самостоятельная работа с применением знаний

Составление  схемы методы географических исследо Наблюдение за изменениями тени гномона в течение дня  

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§2,оформ.дневники наблюд.стр78

Раздел.  Земля как планета солнечной системы 4часа

4

Земля среди других планет Солнечной системы

Земля в Солнечной системе. Планеты земной группы.. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

О,Э,И

5,8,11,14

теллурий

с/к,о/кт/к

Знать: понятия "полярный и экваториальный радиус", место нашей планеты в Солнечной системе; историю возникновения;

Уметь: объяснять особенности формы и размеров Земли;

Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач

   Осознание ценностей географических знаний и применение их на    практике 

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§3 дневник «Школа географа следопыта»

5

Движение Земли по околосолнечной орбите.

Уметь: объяснить причину смены времен года и суток.

Знать: понятия "географический полюс", "земная ось", "угол наклона оси", дни солнечного солнцестояния и равноденствия

О,Э,И

5,8,11,14

http:|//video

с/к,о/кт/к

Уметь: объяснить причину смены времен года и суток.

Знать: понятия "географический полюс", "земная ось", "угол наклона оси", дни солнечного солнцестояния и равноденствия

Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе

Формирование ответственного отношения к учебе. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§4 дневник «Школа географа следопыта

6

Суточное вращение земли

Знакомство с "Теллурием" - моделью "Земля-Луна-Солнце" 

О,Э,И

8,11,14

видеогеография

с/к,о/кт/к

Знать: понятия "пояс освещенности", "долгота дня".

Уметь: объяснять причину выделения поясов освещенности; следствия осевого вращения

ставить учебную задачу под руководств.  учителя;планировать свою деятельность под руководством учителя;выявлять причинно-следственные связи

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

Повтор.п.3-4  § 5,зад5стр28

6

Обобщающий урок по разделу

Контрольный тест по теме "Земля планета солнечной системы

 

Внутреннее  

строение

Земли(8ч)

7

Слои «твердой» Земли.

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

О,И,Э

4,10,11

Видеогеогр.

о/к,с/к

Знать: понятия "геология", ущелье", каньон", "шахта"; методы изучения внутреннего строения Земли

Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». Умение работать с учебником.

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как  важнейшего компонента научной картины мира.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§6 дневник «Школа географа следопыта

8

Вулканы Земли.

Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Образование и строение вулкана. Вулканы и гейзеры.

О,Э

4,10,11

о/к,т/к

Знать содержание понятий: магма, лава, кратер, жерло вулканизм, образование и строение вулкана. Знать и показывать на карте географическое положение вулканов и гейзеров.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстовым компонентом.

Формирование ответственного  отношения к учебе. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§7дневник «Школа географа следопыта

9

Из чего состоит земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. образование горных пород.  магматические, осадочные, метаморфические горные породы

О.И

11,12,14

о/к,с/к

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Знать понятия: минералы, горные породы, магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§8дневник «Школа географа следопыта, кроссв

10

Строение земной коры

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоев земной коры.

О,Р

4,10,11

о/к,с/к

Объяснять значение понятий: - океаническая земная кора; -континентальная земная кора; -складчатость; -землетрясение; цунами; сейсмология. Показывать по карте вулканы и зоны землетрясений. Наносить на контурную карту и правильно подписывать вулканы.

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений

 

Самостоятельная работа "Составление картосхему горных пород"

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

Зарисовать рисунок 25. "Строение земной коры

11

Землетрясения

Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

о

4,10,11,16

Видеогр.

о/к,с/к,в/к

Объяснять значение понятий: - океаническая земная кора; -континентальная земная кора; -складчатость; -землетрясение; цунами; сейсмология. Показывать по карте вулканы и зоны землетрясений. Наносить на контурную карту и правильно подписывать вулканы

Формирование умения работать с текстовым компонентом

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§9дневник «Школа географа следопыта, презентация

12

Рельеф земной поверхности.Рельеф своего края

Рельеф и его формы. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.основные формы рельефа своего края.

О,и

5,!0,11

Кпр,с/к

Знать и объяснять существенные признаки понятий: рельеф; относительная высота. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и внешними и внутренними географическими процессами.

Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для бъяснения происхождения географических названий гор и равнин

Формирование ответственного поведения человека в географической среде.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§10дневник «Школа географа следопыта,зад 4.стр57

13

Человек и литосфера.

Полезные ископаемые. Условия жизни человека в горах и на равнинах.

И,О,П

5,!0,11

о/к,с/к,в/к

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Сформировать понятие о природных памятниках литосферы.

создавать и преобразовывать модели для решения задач, выдвигать гипотезы, организовывать исследования с целью проверки гипотез

Самостоятельная работа «Описание особенностей рельефа своей местности  по картам»

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§11дневник «Школа географа следопыта,повтор. §6-10    

14

Обобщающий урок по разделу

Закрепление и обощение  

 пк

тк

АТМОСФЕРА

(4ч)

15

Воздушная оболочка земли

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.

О,ом

4,10,11

видеография

о/к,с/к
в/к

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера и ее строение, состав атмосферного воздуха. Использовать понятие для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию самодельных метеорологических измерителей.

Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания единства географического пространства

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§12дневник «Школа географа следопыта», кроссворд,вести наблюд.

16

Погода и метеорологические наблюдения

Погода. Наблюдение за погодой на метеорологической станции.

О,и

5,11,16,17

о/к,с/к

Знать ииобъяснять существенные признаки понятий: погода,ветер,   Использовать понятие для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию самодельных метеорологических измерителей.

Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§13дневник «Школа географа следопыта», подготовить сообщения

17

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

О,ОМ

3,5.711,15

о/к,с/к,в/к

Знать и объяснять понятия:

-гроза;

-град;

-радуга;

-мираж

Формирование умения ставит  учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§14дневник «Школа географа следопыта», презентация,потор.тему «Атмосфера»

18

Обобщающий урок по разделу

Закрепление и обощение ЗУН уч-ся  

пк

 

тк

Водная

оболочка

ЗЕМЛИ(7ч)

19

Вода на земле

Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

О,р.,Э

4,10,11

о/к,с/к.в/к

Объяснять значение понятий:

-гидросфера;

-круговорот воды. Знать состав гидросферы

Формирование умения ставит  учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Развитие речи учащихся.

Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§15дневник «Школа географа следопыта

20

Мировой океан - главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

О,р,и

4,10,11

о/к,с/к,в/к

Объяснять значение понятий:

-Мировой океан

-море;

-залив;

-пролив;

-остров;

-архипелаг.

Показывать на карте океаны, моря, заливы. Наносить на контурную карту и правильно подписывать океаны, моря, острова, полуострова. Показывать на карте географические объекты.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§16дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж

21

Воды суши. Реки.

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

О,р,и

4.10.11

 

о/к,с/к,в/к

 

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§17дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж

22

Озера. Вода в «земных кладовых»

Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги.  Подземные воды.

О,р,и

4.10.11

 

о/к,с/к,в/к

Объяснять значение понятий:

-озеро;

-ледник;

-покровный ледник;

-горный ледник;

-айсберг;

-подземные воды;

-водоносный пласт;

-грунтовые воды;

-водоупорный слой;

-родник. Показывать на карте крупнейшие озера. Наносить на карту и правильно подписывать озера.

Формирование умения ставить  учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§18дневник «Школа географа следопыта», написать рассказ, презентация

23

Воды своего края

Раскрыть особенности рек,озер своего краяПроблема бережного отношения к водам.

О,р,и

4.10.11

 

о/к,с/к,в/к

Формирование умений и навыков  исследованияводных объектов своего края уметь давать объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Формирование умения ставит  учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении  со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование основ экологической культуры.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

Сост.рассказ,презентацию Реки нашего

Края.

24

Человек и гидросфера.

Вода- основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение « на воде».

О,р,и

4.10.11

 

о/к,с/к,в/к

Формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов 

Формировать умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§19дневник «Школа географа следопыта», подготовка тур маршрута

25

Обобщающий урок по разделу

Закрепление и обощение ЗУН уч-ся  

пк

Тк

 

                   

БИОСФЕРА(8)

 

26

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное и научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.

О,Э

4,10,11

о/к,с/к,в/к

Понимание существенных признаков понятий:

-биосфера;

-палеонтология.

Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умений работать с текстом учебника.

Осознание себя, как маленького звена в цепочке жизни на Земле.

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§20дневник «Школа географа следопыта», сообщение

27

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.

И

11,16,17,15

о/к,с/к,в/к

Понимание существенных признаков понятий:

-биогеография;  

-влажный экваториальный лес, -саванна,

-пустыня. Умение устанавливать взаимосвязь между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса.

Формирование умений работать с текстовым и внетекстовым компонентами учебника.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности.

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§21дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж

28

Растит и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга.

И

11,16,17,15

о/к,с/к,в/к

Понимание существенных признаков понятий:

-степь;

-лиственный лес;

-тайга.

Умение объяснять взаимосвязи в природе.

Формировать умение организовывать свою деятельность. Формирование умений работать с текстовым и внетекстовым компонентами учебника.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли.

Создавать игры биогеографического содержания.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§22дневник «Школа географа следопыта», кроссворд

29

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.

И

11,16,17,15

о/к,с/к,в/к

Понимание существенных признаков понятий:

-тундра;

-арктическая пустыня;

-антарктическая пустыня;

-фитопланктон. Умение объяснять взаимосвязи в природе. Составлять описание животных морских глубин и полярных областей.

Развитие практических умений работать с путеводителями и определителями.

Формирование коммуникативной компетенции в общении  со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§23дневник «Школа географа следопыта», кроссворд

30-31

Весенняя экскурсия

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории.  

Практич.

16

отчет

Понимание существенных признаков понятий:

-окружающая среда;

-природная среда;

-искусственная среда;

-ООПТ;

-заповедник;

-биосферный заповедник. Знать ООПТ своей местности. Понимание роли человека и своей 3роли в охране природы.

Высказывать суждения, подтверждая фактами. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде.

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

  агитационный листок.-обращение к жителям поселка «Береги природу!»

32

Природная среда . Природа моего края Охраны природы.

Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Старокулаткинским заказником.

и

16

эссе

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

РЦ

§24дневник «Школа географа следопыта», агитационный листок.

33

Охраны природы

но

16,17,18

фотоколлаж

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

Презентации,фотоколлаж

34

Обобщающий урок по курсу "География

пк

11

тк

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

35

Итоговая контрольная работа по курсу "География

пк

11

тк

1.1

4.1

4.2

1.1

1.2

1.3

1.4

 

2ч резерв

 "

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...