Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "География" для 5 класса разработана на основе Федерального образовательного компонента
государственного стандарта основного общего образования(Москва ,2010),авторская программа А.А. Летягин,И.В..Душина,
В.Б.Пятунин,Е.А.Таможняя к линии учебников под редакцией В.П.Дронова для 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования , представленных в ФГОС ООО второго поколения ;
- примерной программы основного общего образования по географии , разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий , которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности , овладение ключевыми компетенциями ,составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного , личностного и познавательного развития учащихся;
- идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- программы« География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2012.-328 с.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ.» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Рабочая программа «География. Начальный курс.» полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.
Согласно учебному плану, изучение географии в 5 классе осуществляется из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год.Основная часть учебного плана.
Цель изучения предмета «География начальный курс»
Систематизация знаний о природе и человеке ,подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА « ГЕОГРАФИЯ.НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
---Актуализировать знания и умения школьников ,сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»
---Развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира.
--- Научить применять свои знания о своей местности при изучении природы Земли и человека.
---формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «« ГЕОГРАФИЯ.НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства , о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды , о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.»
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе , об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В ходе обучения географии у учащихся основной школы должны быть сформированы :
-- ценностные ориентации , отражающие их индивидуально – личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном , региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющихся её народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды о взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
-- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России , национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
-словесный(рассказ,беседа,дискуссии,работа с текстом);
-наглядный(демонстрация картин,карт,таблиц,презентаций,видео,работа с компьютером)
-практический(упражнения,игры)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
-фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАССА
Результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и т.п.; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать м нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной , учебно-исследовательской , творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредеметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно0следственные связи , строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение т разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления.
Предметные результаты:
- формирование представление о географии, её роли в освоении планеты человеком;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний и целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ:
*учительский контроль,
*самоконтроль,
*взаимоконтроль.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Основной формой контроля знаний ,умений ,навыков является текущий контроль знаний(тестирование),что позволяет:
*определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету4
*установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
*осуществлять контроль за реализацией программы учебного процесса.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ –проверка знаний обучающихся через опросы ,самостоятельные работы ,тестирование и т. п.в рамках урока
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока.
Отметка за письменную самостоятельную ,практическую работу ,тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч) | ||
1–2 | География — одна из наук о планете Земля | 2 |
3 | Наблюдения — метод географической науки | 1 |
Земля как планета Солнечной системы (4 ч) | ||
4 | Земля среди других планет Солнечной системы | 1 |
5-6 | Движение Земли по околосолнечной орбите | 2 |
7 | Суточное вращение Земли | 1 |
Геосферы Земли (25 ч) | ||
Внутреннее строение земли | 8 | |
8 | Слои «твёрдой» Земли | 1 |
9 | Вулканы Земли | 1 |
10-11 | Из чего состоит земная кора | 2 |
12 | Строение земной коры. Землетрясения | 1 |
13-14 | Рельеф земной поверхности | 2 |
15 | Человек и литосфера | 1 |
Атмосфера | 4 | |
16 | Воздушная оболочка Земли | 1 |
17-18 | Погода и метеорологические наблюдения | 2 |
19 | Человек и атмосфера | 1 |
Водная оболочка Земли | 7 | |
20- | Вода на Земле | 1 |
21 | Мировой океан — главная часть гидросферы | 1 |
22 | Воды суши. Реки | 1 |
23-24 | Озёра. Вода в «земных кладовых» Воды моего края.Охрана вод. | 2 |
26-27 | Человек и гидросфера Обобщающее повторение | 2 |
Биосфера | 6 | |
27 | Оболочка жизни | 1 |
28 | Жизнь в тропическом поясе | 1 |
29 | Растительный и животный мир умеренных поясов | 1 |
30 | Жизнь в полярных поясах и в океане | 1 |
31-32 | Природная среда. Охрана природы | 2 |
33-35 | Резерв (3) | |
ИТОГО | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 35 ЧАСОВ
Раздел I. Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
Тема1 : География — одна из наук о планете Земля (2ч)
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.
Тема 2: Наблюдения — метод географической науки (1ч)
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов
Раздел II. Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
Тема 3: Земля среди других планет Солнечной системы (1ч)
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.
Тема 4: Движение Земли по околосолнечной орбите (2ч)
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.
Тема 5: Суточное вращение Земли (1ч)
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле
Раздел III. Геосферы Земли (25 ч)
Внутреннее строение Земли (8 ч)
Тема 6: Слои «твёрдой» Земли (1ч)
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин .
Тема7: Вулканы Земли (1ч)
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.
Тема 8: Из чего состоит земная кора (2ч)
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы
Тема 9: Строение земной коры. Землетрясения. (1ч)
Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.
Тема 10: Рельеф земной поверхности. (2ч)
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.
Рельеф своего края
Тема 11: Человек и литосфера (8ч)
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые .
Атмосфера (4 ч)
Тема 12: Воздушная оболочка Земли (1ч)
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.
Тема 13: Погода и метеорологические наблюдения (2ч)
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».
Тема14 : Человек и атмосфера (1ч)
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.
Водная оболочка Земли (7 ч)
Тема 15: Вода на Земле (1ч)
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.
Тема 16: Мировой океан — главная часть гидросферы (1 ч).
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане .
Тема 17: Воды суши. Реки. (1ч)
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады
Тема 18: Озёра. Вода в «земных кладовых». (2ч)
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды (1ч).
Воды моего края .Охрана вод.(1ч)
Тема19: Человек и гидросфера (1ч)
Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»
Биосфера (6 ч)
Тема 20: Оболочка жизни (1ч)
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле
Тема 21: Жизнь в тропическом поясе. (1ч)
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни .
Тема 22: Растительный и животный мир умеренных поясов. (1 ч)
Степи. Лиственные леса. Тайга.
Тема 23: Жизнь в полярных поясах и в океане. (1ч)
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.
Тема 24 : Природная среда. Охрана природы. (2 ч)
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.
Резерв (3ч)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ, к уровню подготовки обучающихся
по предмету «География.Начальный курс»
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. География. Начальный курс. 5 класс. Летягин А.А., - М.: Ветана-Граф, 2012
2. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание
3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс, изд.Дрофа. 2005- 2010гг
4. Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991
5. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
6. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
7. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997
8. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска и др.
И могут использоваться для:
– поиска дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста сообщения;
– фотографирование географических объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
Демонстрационное оборудование: Таблицы, муляжи вулкана, гор, реки, глобус,
Карты – физическая карта полушарий, политическая, план местности
Коллекции горных пород.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Летягин А.А. Начальный курс: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ .А.Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова. –М.:Вентана- Граф, 2012.
- Петрова Н.Н. Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы – М.: Дрофа, 2004
- Петрова Н.Н. Темы школьного курса: План и карта М.: Дрофа, 2004
- Савельева Л.Е., Дронов В.П. Землеведение. Методическое пособие. –М.: Дрофа 2007
- Шинкарчук С.А. Доклады, рефераты , сообщения –СПб.: Литера, 2006
- Зотова А.М. Игры на уроках географии. - М.: Дрофа, 2004
Дополнительная литература для учащихся:
1.За страницами учебника географии.- М.: Дрофа, 2008
2.Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 класс.- М.:
Дрофа, 1997
Региональный компонент:
- Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. /Под общ. ред. А.А.Баранова, Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.
- Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.А. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: мет. Пособие.- Ульяновск ., Корпорация технологий продвижения, 2004.
- Ульяновская –Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1,2.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск : Дом печати, 1997.
- Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно- методическое пособие. В 2-х частях./ А.Ю. Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007
Календарно-тематическое планирование по предмету «География. Начальный курс»5класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности (ФОПД) | Используемые ЦОР | Система контроля | Планируемые результаты
| Универсальные учебные действия (УУД) | Домашнее задание | ||||||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | познавательные | коммуникативные | личностные | регулятивные | ||||||||
I четверть. 8 уроков. | ||||||||||||||||
Раздел «Географическое познание нашей планеты»(2 часа) | ||||||||||||||||
1 |
| География- одна из наук о планете Земля | Что изучает географическая наука? Географические объекты – памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Зарождение древней географии. | О | 4,10,11 | Видеогеог рафия | О/ к | Знать: понятия "география", "географические объекты, процессы и явления", "географическая оболочка Уметь: объяснять специфику географии как науки;
| Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности . | Формирование ответственного отношения к учебе. | По1, | 1.1 4.14.2 | 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §1 дневник «Школа географа следопыта»стр.9 | |
2 | География- одна из наук о планете Земля | Основные этапы познания поверхности планеты .Выдающиеся географические путешествия и открытия. | О,Р.И | 4,10,11 | видеогеография | о/к,С/к | Уметь: объяснять специфику географии как науки | Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §1,зад6,стр10 | ||||
3 | Наблюдения – метод географической науки | Как географы изучают объекты и процессы? Метод научных наблюдений. Метеорологические наблюдения | И,О | 10,1114 | с/к,о/к | Уметь: объяснять специфики методов географических исследований; определять отличительные особенности географических методов исследования | Уметь проводить простейшие опыты, наблюдения, измерения; работать с текстом, доп. лит-рой, рисунками, статматериалами, самостоятельная работа с применением знаний | Составление схемы методы географических исследо Наблюдение за изменениями тени гномона в течение дня | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §2,оформ.дневники наблюд.стр78 | ||||
Раздел. Земля как планета солнечной системы 4часа | ||||||||||||||||
4 | Земля среди других планет Солнечной системы | Земля в Солнечной системе. Планеты земной группы.. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования | О,Э,И | 5,8,11,14 | теллурий | с/к,о/кт/к | Знать: понятия "полярный и экваториальный радиус", место нашей планеты в Солнечной системе; историю возникновения; Уметь: объяснять особенности формы и размеров Земли; | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач | Осознание ценностей географических знаний и применение их на практике | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §3 дневник «Школа географа следопыта» | |||
5 | Движение Земли по околосолнечной орбите. | Уметь: объяснить причину смены времен года и суток. Знать: понятия "географический полюс", "земная ось", "угол наклона оси", дни солнечного солнцестояния и равноденствия | О,Э,И | 5,8,11,14 | http:|//video | с/к,о/кт/к | Уметь: объяснить причину смены времен года и суток. Знать: понятия "географический полюс", "земная ось", "угол наклона оси", дни солнечного солнцестояния и равноденствия | Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе | Формирование ответственного отношения к учебе. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §4 дневник «Школа географа следопыта | |||
6 | Суточное вращение земли | Знакомство с "Теллурием" - моделью "Земля-Луна-Солнце" | О,Э,И | 8,11,14 | видеогеография | с/к,о/кт/к | Знать: понятия "пояс освещенности", "долгота дня". Уметь: объяснять причину выделения поясов освещенности; следствия осевого вращения | ставить учебную задачу под руководств. учителя;планировать свою деятельность под руководством учителя;выявлять причинно-следственные связи | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | Повтор.п.3-4 § 5,зад5стр28 | ||||
6 | Обобщающий урок по разделу | Контрольный тест по теме "Земля планета солнечной системы |
| |||||||||||||
Внутреннее | строение | Земли(8ч) | ||||||||||||||
7 | Слои «твердой» Земли. | Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин | О,И,Э | 4,10,11 | Видеогеогр. | о/к,с/к | Знать: понятия "геология", ущелье", каньон", "шахта"; методы изучения внутреннего строения Земли | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». Умение работать с учебником. | Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §6 дневник «Школа географа следопыта | |||
8 | Вулканы Земли. | Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Образование и строение вулкана. Вулканы и гейзеры. | О,Э | 4,10,11 | о/к,т/к | Знать содержание понятий: магма, лава, кратер, жерло вулканизм, образование и строение вулкана. Знать и показывать на карте географическое положение вулканов и гейзеров. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстовым компонентом. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §7дневник «Школа географа следопыта | ||||
9 | Из чего состоит земная кора | Вещества земной коры: минералы и горные породы. образование горных пород. магматические, осадочные, метаморфические горные породы | О.И | 11,12,14 | о/к,с/к | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Знать понятия: минералы, горные породы, магматические, осадочные и метаморфические горные породы. | Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §8дневник «Школа географа следопыта, кроссв | |||||
10 | Строение земной коры | Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоев земной коры. | О,Р | 4,10,11 | о/к,с/к | Объяснять значение понятий: - океаническая земная кора; -континентальная земная кора; -складчатость; -землетрясение; цунами; сейсмология. Показывать по карте вулканы и зоны землетрясений. Наносить на контурную карту и правильно подписывать вулканы. | выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений
| Самостоятельная работа "Составление картосхему горных пород" | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | Зарисовать рисунок 25. "Строение земной коры | ||||
11 | Землетрясения | Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения | о | 4,10,11,16 | Видеогр. | о/к,с/к,в/к | Объяснять значение понятий: - океаническая земная кора; -континентальная земная кора; -складчатость; -землетрясение; цунами; сейсмология. Показывать по карте вулканы и зоны землетрясений. Наносить на контурную карту и правильно подписывать вулканы | Формирование умения работать с текстовым компонентом | Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §9дневник «Школа географа следопыта, презентация | |||
12 | Рельеф земной поверхности.Рельеф своего края | Рельеф и его формы. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.основные формы рельефа своего края. | О,и | 5,!0,11 | Кпр,с/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий: рельеф; относительная высота. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и внешними и внутренними географическими процессами. | Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для бъяснения происхождения географических названий гор и равнин | Формирование ответственного поведения человека в географической среде. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §10дневник «Школа географа следопыта,зад 4.стр57 | ||||
13 | Человек и литосфера. | Полезные ископаемые. Условия жизни человека в горах и на равнинах. | И,О,П | 5,!0,11 | о/к,с/к,в/к | Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Сформировать понятие о природных памятниках литосферы. | создавать и преобразовывать модели для решения задач, выдвигать гипотезы, организовывать исследования с целью проверки гипотез | Самостоятельная работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам» | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §11дневник «Школа географа следопыта,повтор. §6-10 | ||||
14 | Обобщающий урок по разделу | Закрепление и обощение | пк | тк | ||||||||||||
АТМОСФЕРА | (4ч) | |||||||||||||||
15 | Воздушная оболочка земли | Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы. | О,ом | 4,10,11 | видеография | о/к,с/к | Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера и ее строение, состав атмосферного воздуха. Использовать понятие для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию самодельных метеорологических измерителей. | Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания единства географического пространства | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §12дневник «Школа географа следопыта», кроссворд,вести наблюд. | |||
16 | Погода и метеорологические наблюдения | Погода. Наблюдение за погодой на метеорологической станции. | О,и | 5,11,16,17 | о/к,с/к | Знать ииобъяснять существенные признаки понятий: погода,ветер, Использовать понятие для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию самодельных метеорологических измерителей. | Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §13дневник «Школа географа следопыта», подготовить сообщения | ||||
17 | Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере | О,ОМ | 3,5.711,15 | о/к,с/к,в/к | Знать и объяснять понятия: -гроза; -град; -радуга; -мираж | Формирование умения ставит учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §14дневник «Школа географа следопыта», презентация,потор.тему «Атмосфера» | ||||
18 | Обобщающий урок по разделу | Закрепление и обощение ЗУН уч-ся | пк |
| тк | |||||||||||
Водная | оболочка | ЗЕМЛИ(7ч) | ||||||||||||||
19 | Вода на земле | Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле | О,р.,Э | 4,10,11 | о/к,с/к.в/к | Объяснять значение понятий: -гидросфера; -круговорот воды. Знать состав гидросферы | Формирование умения ставит учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Развитие речи учащихся. | Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §15дневник «Школа географа следопыта | |||
20 | Мировой океан - главная часть гидросферы | Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане | О,р,и | 4,10,11 | о/к,с/к,в/к | Объяснять значение понятий: -Мировой океан -море; -залив; -пролив; -остров; -архипелаг. Показывать на карте океаны, моря, заливы. Наносить на контурную карту и правильно подписывать океаны, моря, острова, полуострова. Показывать на карте географические объекты. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §16дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж | |||||
21 | Воды суши. Реки. | Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. | О,р,и | 4.10.11 |
| о/к,с/к,в/к |
| Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §17дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж | ||||
22 | Озера. Вода в «земных кладовых» | Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды. | О,р,и | 4.10.11 |
| о/к,с/к,в/к | Объяснять значение понятий: -озеро; -ледник; -покровный ледник; -горный ледник; -айсберг; -подземные воды; -водоносный пласт; -грунтовые воды; -водоупорный слой; -родник. Показывать на карте крупнейшие озера. Наносить на карту и правильно подписывать озера. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §18дневник «Школа географа следопыта», написать рассказ, презентация | |||
23 | Воды своего края | Раскрыть особенности рек,озер своего краяПроблема бережного отношения к водам. | О,р,и | 4.10.11 |
| о/к,с/к,в/к | Формирование умений и навыков исследованияводных объектов своего края уметь давать объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. | Формирование умения ставит учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование основ экологической культуры. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | Сост.рассказ,презентацию Реки нашего Края. | |||
24 | Человек и гидросфера. | Вода- основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение « на воде». | О,р,и | 4.10.11 |
| о/к,с/к,в/к | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов | Формировать умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §19дневник «Школа географа следопыта», подготовка тур маршрута | ||||
25 | Обобщающий урок по разделу | Закрепление и обощение ЗУН уч-ся | пк | Тк |
|
| ||||||||||
БИОСФЕРА(8) |
| |||||||||||||||
26 | Оболочка жизни | Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное и научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле. | О,Э | 4,10,11 | о/к,с/к,в/к | Понимание существенных признаков понятий: -биосфера; -палеонтология. | Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умений работать с текстом учебника. | Осознание себя, как маленького звена в цепочке жизни на Земле. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §20дневник «Школа географа следопыта», сообщение | |||
27 | Жизнь в тропическом поясе | Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. | И | 11,16,17,15 | о/к,с/к,в/к | Понимание существенных признаков понятий: -биогеография; -влажный экваториальный лес, -саванна, -пустыня. Умение устанавливать взаимосвязь между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса. | Формирование умений работать с текстовым и внетекстовым компонентами учебника. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности. | Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §21дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж | |||
28 | Растит и животный мир умеренных поясов | Степи. Лиственные леса. Тайга. | И | 11,16,17,15 | о/к,с/к,в/к | Понимание существенных признаков понятий: -степь; -лиственный лес; -тайга. Умение объяснять взаимосвязи в природе. | Формировать умение организовывать свою деятельность. Формирование умений работать с текстовым и внетекстовым компонентами учебника. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли. | Создавать игры биогеографического содержания. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §22дневник «Школа географа следопыта», кроссворд | |||
29 | Жизнь в полярных поясах и в океане | Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. | И | 11,16,17,15 | о/к,с/к,в/к | Понимание существенных признаков понятий: -тундра; -арктическая пустыня; -антарктическая пустыня; -фитопланктон. Умение объяснять взаимосвязи в природе. Составлять описание животных морских глубин и полярных областей. | Развитие практических умений работать с путеводителями и определителями. | Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §23дневник «Школа географа следопыта», кроссворд | |||
30-31 | Весенняя экскурсия | Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. | Практич. | 16 | отчет | Понимание существенных признаков понятий: -окружающая среда; -природная среда; -искусственная среда; -ООПТ; -заповедник; -биосферный заповедник. Знать ООПТ своей местности. Понимание роли человека и своей 3роли в охране природы. | Высказывать суждения, подтверждая фактами. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде. | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | агитационный листок.-обращение к жителям поселка «Береги природу!» | ||||
32 | Природная среда . Природа моего края Охраны природы. | Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Старокулаткинским заказником. | и | 16 | эссе | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | РЦ | §24дневник «Школа географа следопыта», агитационный листок. | |||||||
33 | Охраны природы | но | 16,17,18 | фотоколлаж | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | Презентации,фотоколлаж | |||||||||
34 | Обобщающий урок по курсу "География | пк | 11 | тк | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | ||||||||||
35 | Итоговая контрольная работа по курсу "География | пк | 11 | тк | 1.1 4.1 4.2 | 1.1 1.2 1.3 1.4 | ||||||||||
| 2ч резерв | |||||||||||||||
" | ||||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/26/picture-5409.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/03/picture-176793-1472919383.jpg)
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-888189-1612633466.jpg)
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...