урок географии "Международный туризм" в 10 классе
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Петренко Евгения Витальевна

Урок географии в 10 классе в соответствии с требованием ФГОС с технологической картой и приложениями для работы учащихся. Урок в рамках системно-деятельностного подхода. В результате совместной творческой деятельности на уроке учащиеся (работа в группах, составление кластеров, заполнение картосхем, анализ информации, подбор аргументов "за" и "против") смогут самостоятельно сделать выводы, подготовить проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 11 классе

Учитель: Петренко Евгения Витальевна

Класс—11

Предмет—география

Автор УМК—В.П. Максаковский, География, 10-11 класс

ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ТУРИЗМ

Дата—

Задачи:

Общеобразовательные:

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования,  

вовлечь в активную практическую деятельность,

воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям стран мира,

воспитывать патриотизм, любовь к Родине ,

Развивающие:  продолжить развитие умения приводить примеры, сравнивать , сопоставлять факты, анализировать ,

Формировать умение работать с картой, литературой, таблицами, схемами, сетевыми ресурсами,

Формировать умение обобщать и  делать выводы,

Развивать логическое мышление и память.

Формировать навыки самоконтроля

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: обучающиеся смогут  дать определение «международный туризм», «туристический бум», «туристическая индустрия», перечислить виды туризма, факторы влияющие на развитие туризма, будут знать географию туризма, основные туристические направления, страны-лидеры туристического бизнеса, перспективы развития туризма.

Личностные: получат представление о целостном формировании мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

Смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной деятельности  

Метапредметные:

Смогут  самостоятельно определять цели своего обучения,

Смогут  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

Смогут использовать Интернет-ресурсы для поиска ианализа информации,

смогут устанавливать причинно-следственные связи,

Смогут строить логические  рассуждения, делать умозаключения и делать выводы,

смогут создавать, применять  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

Смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,

Приобретут навыки формирования и развития ИКТ-компетентности

ФОРМЫ, СВЯЗИ, РЕСУРСЫ:

Межпредметыне связи: обществознание, история, экономика, естествознание

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Формы обучения: деятельностный способ  обучения

Ресурсы: Интернет-ресурсы, материалы Всемирной туристической организации  http://www.russiatourism.ru/content/2/section/24/detail/3557

ТИП  И  ЦЕЛЬ  УРОКА:

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока: создать условия для формирование представлений о международном туризме

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образователь

ные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

МОТИВАЦИЯ

1

Мотивация учебной деятельности.

Постановка целей и задач урока

1 организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2 создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

3 создать благоприятную психологическую атмосферу  на уроке

Учитель предлагает ответить на вопросы кроссворда и отгадать тему урока.

1 Отрасль, которую называют «кровеносной системой» мировой экономики (транспорт)

2 Основной показатель работы транспорта, измеряется в т.км (грузооборот)

3 Крупная европейская страна из «первой десятки» стран по густоте населения

4 Город в США, в котором находится крупнейший аэропорт мира

5 вид транспорта, занимающий третье место  в структуре мирового пассажирооборота

6 Страна, на территории которой находится крупный канал, соединяющий 2 океана, имеет самый большой флот в мире, благодаря «удобному флагу».

учитель предлагает найти определение, что такое международный туризм в справочниках:  Международный туризм – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.

Учитель предлагает сформулировать цели урока, высказать мнение : почему эта тема является важной для изучения.

Учитель проводит блиц-опрос : о путешествиях в жизни учащихся.

Учащиеся отвечают на тестовые вопросы по домашнему заданию и отгадывают тему урока.

Учащиеся ищут определение термина «международный туризм» в справочниках,

Обмениваются мнениями, выбирают наиболее полное определение

1 личностные:

смыслообразование

2 регулятивные:

Волевая саморегуляция

3 коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

4 познавательные:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК:

2

актуализация знаний учащихся

Организовать построение проекта изучения нового знания

Учитель создает проблемную ситуацию: Каковы последствия развития туризма? Что нам необходимо изучить, чтобы ответить на этот вопрос. Учитель предлагает составить план урока.

Учитель создает ситуацию затруднения

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно решить

ряд задач. Давайте попробуем их сформулировать

Какова ваша задача на сегодняшний урок?

Попробуйте по данному плану охарактеризовать отрасль международный туризм:

1 Что такое туризм

2 факты, которые влияют на развитие туризма

3 значение туризма для развития мирового хозяйства

4 виды туризма

5 пространственная структура международного туризма

6 перспективы развития международного туризма

Учащиеся называют цели урока

1 Пытаются ответить на вопрос, но испытывают недостаток информации

Учащиеся формулируют шаги, которые надо реализовать для раскрытия темы, определяют средства (справочники , Интернет)

Планируют этапы чертят

«торт» решений

Учащиеся составляют план урока:

1 личностные:

2 регулятивные:

Контроль, оценка прогнозирование

3 коммуникативные:

4 познавательные:

Общеучебные умения структуировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ, сравнение, синтез

3

Первичное усвоение новых знаний

Открытия нового знания

Организовать реализацию проекта,

Организовать фиксацию нового способа действия в речи, знаках,

Во внешней речи (в группах)

Учитель предлагает  оценить масштабы развития туризма, используя текст учебника, таблицы и диаграммы

http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2015_06.pdf

учебник Максаковского      

Число интуристов в мире уже почти достигло 1 млрд, а к 2020г. Должно достигнуть 1,5 млрд. В индустрии туризма занято 250 млрд чел, эта отрасль производит около 1.10  ВМП. Доходы от иностранных туристов и представления туристических услуг по всему миру приблизились к 1млрд долл.   

Учитель предлагает дать определение понятию  «туристический бум», проанализировать информацию с «ленты новостей» и назвать факторы, влияющие на развитие туризма.

Серия терактов в Буркина-Фасо

13:54 17.01.2016

Неизвестные в пятницу в столице Буркина-Фасо городе Уагадугу атаковали кафе, а затем захватили заложников в расположенном рядом отеле Splendid, где часто селятся представители западных стран, в том числе сотрудники ООН   РИА Новости http://ria.ru/trend/terror_act_burkina_faso_16012016/#ixzz3zMaGW6UF

Из-за извержения вулкана немецкие турфимы потеряли 110 млн ев

17:3128.04.201024

Немецкие туристические компании оценивают свои убытки, связанные с отменой авиарейсов вследствие извержения вулкана в Исландии, примерно в 110 миллионов евро, сообщает в среду Немецкий туристический союз.
РИА Новости
http://ria.ru/tourism/20100428/227810025.html#ixzz3zMc0ljuy

Египет будет терять $280 млн в месяц без туристов из РФ и Британии

11 ноября 2015, 18:11
Туриндустрия Египта будет терять по $280 млн в месяц из-за решения властей Великобритании и России приостановить авиасообщение с этой страной, сообщает в среду телеканал AlArabiaсо ссылкой на министра туризма Египта Хишама Заазу
.

http://hronika.info/mir/98952-egipet-ocenil-poteri-iz-za-turistov-rossii-i-britanii.html

Учащиеся анализируют информацию в учебнике, таблицы и диаграммы

Обучающиеся дают определение, анализируют информацию, высказывают предположения о факторах развития туризма,

Делают выводы, что на рост туризма влияют: рост личных доходов населения, техническое совершенствование средств

транспорта и связи, вовлечение в туризм новых слоев общества (пенсионеров, хозяев мелких предприятий, семейный туризм).

1 личностные:

2 регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

3 коммуникативные:

4 познавательные:

Умение структуировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

Аналитический блок

4

Первичная проверка понимания

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его

выполнению

Формулирует задание, предлагает заполнить кластер «Туриндустрия», «Виды туризма», для того, чтобы ответить на вопросы:

Что такое туристическая индустрия "индустрия гостеприимства", что входит в данное понятие. (краткая характеристика каждого пункта).

Заполняют кластеры и формулируют ответы на вопросы

Индустрия туризма:

Приложение №2

1 личностные:

2 регулятивные:

3 коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

4 познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, мысловое чтение, построение логической цепи рассуждения

5

Первичное закрепление

Закрепление нового способа действий, организовать самостоятельное выполнение учащимися типового задания на новый способ действия, организовать дискуссию

Учитель предлагает выполнить задание (в группах) и высказать свое мнение

Проанализируйте карту атласа «Международный туризм» и определите  а) направления основных туристических потоков

б) страны, в которых доходы от туризма превышают расходы на туризм

Выскажите свои рекомендации: чтобы вы хотели бы посмотреть?

Учащиеся работают с картами атласа

1 личностные:

2 регулятивные:

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с эталоном

3 коммуникативные:

4 познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить высказывания

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка

Осуществление само и взаимоконтроля и коррекции,

Учитель предлагает  учащимся сформулировать основные тезисы нового материала, заполнив пропуски в тексте, используя прием «ажурная пилка»

Приложение №3

Организует взаимопроверку

Учитель предлагает сочинить вопросы по теме урока «толстые» и «тонкие»

Учитель , использует прием «круг идей» : предлагает прочитать, проанализировать информацию с «ленты новостей» и высказать свои идеи, предложения по развитию туриндустрии

Учащиеся заполняют пропуски в тексте, осуществляют взаимопроверку и формулируют основные тезисы  темы

Ученик сочиняют вопросы:

Что произойдет, если..

Как ты относишься к..

Какие перспективы развития туриндустрии ты видишь?

Учащиеся читают, анализируют информацию с «ленты новостей» и высказывают  свои идеи, предложения по развитию туриндустрии

1 личностные:

2 регулятивные:

прогнозирование

3 коммуникативные:

4 познавательные:

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ . РЕФЛЕКСИЯ

7

Оценивание деятельности обучающихся,

Организовать

рефлексию Соотнесение цели урока и результата

Оценивает деятельность учащихся

Осуществляют взаимоцоенивание

1 личностные:

2 регулятивные:

Волевая саморегуляция, осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить

3 коммуникативные:

Умение выражать свои мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности

4 познавательные:

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению,

Учитель предлагает выполнить разноуровневые проекты (например, Лучшие отели мира, Лучшие курорты мира, туристические маршруты Европы, туризм для экстремалов )

Записывают домашнее задание, делают выбор

9

Рефлексия, подведение итогов

Учитель проводит беседу, предлагает сочинить сиквейн по теме «Туризм»

1 Каких целей, поставленных в начале урока, достигли лично вы? 2 Какой момент урока запомнился больше всего  Какую оценку вы бы могли себе сейчас поставить?

3 Какое задание на уроке было самым сложным 4 Какая информация, полученная вами на урок была для вас самой интересной?

Что еще необходимо изучить? Достигли ли мы цели урока?

Учитель предлагает закончить урок цитатой, связанной с темой урока одного из известных людей (по выбору учащихся)

Отвечают на вопросы,

сочиняют  сиквейн

1 Каких целей, поставленных в начале урока, достигли лично вы? 2 Какой момент урока запомнился больше всего  Какую оценку вы бы могли себе сейчас поставить?

3 Какое задание на уроке было самым сложным 4 Какая информация, полученная вами на урок была для вас самой интересной?

Что еще необходимо изучить? Достигли ли мы цели урока?

Учащиеся выбирают понравившуюся цитату. Один из учащихся зачитывает ее. Например,

«Путешествовать значит развенчивать чужие заблуждения о других странах». - Алдоус Хаксли

«Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать , путешествовать – это и значит ЖИТЬ.» - Ганс Кристиан Андерсен

«Через 20 лет вы будете сожалеть больше о том, что вы не сделали, чем о том, что вы сделали. Так что оборвите канаты, поймайте попутный ветер, уплывите подальше от тихой гавани, исследуйте, мечтайте, открывайте». – Марк Твен.
«Кто не путешествует, тот не знает реальную ценность человеческой жизни». – мавританская пословица.

Источники:

1 Максаковский В.П. География.10-11 классы: учеб.для общеобразоват организаций: базовый уровень/ В.П.Максаковский –МЮ: Просвещение, 2014 –416

2 https://www.tripadvisor.ru/TripAdvisorInsights/n2598/issledovanie-tripbarometer-2015-goda-rossiya-ekonomika-mezhdunarodnogo-turizma

3 http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2015_06.pdf

4 http://www.visit-russia.ru/tags/yunvto

5 http://ratanews.ru/

6 http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/mezhdunarodnyy-turizm.html

Приложение №1

ТУРИНДУСТРИЯ:

Строительные организации

Учебные заведения туризма

Туристические услуги, предложенные в роли товара на мировом рынке, разнообразны.

К ним относятся услуги:

1) по размещению туристов (в отелях, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);

2) по перемещению туристов к стране назначения и по стране разными видами пассажирского транспорта;

3) по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, пансионатах);

4) направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, музеев, естественных и исторических заповедников, фестивалей и др.);

5) направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);

6) услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);

7) по оформлению документации (паспорта, визы и др.).

Приложение №2

Виды туризма:

По видам передвижения: автотуризм, мототуризм, велосипедный, конный, лыжный, горный, спелеотуризм, комбинированный,транспортный (автомобильный, автобусный, железнодороженый, авиатуризм, морской, космический)

Экстремальный: горный, дайвинг, джиппинг, индустриальный туризм, диггерство, спелеотуризм, каякинг, рафтинг, парусный туризм, автостоп.

В зависимости от цели: религиозный (паломничество, халая туризм и отдых), приключенческий, спортивный, агротуризм, экотуризм, тур-реализм, сафари, благотворительный, медицинский, энологический, гастрономический,  познавательный или экскурсионный: образовательный, книжный, музыкальный, языковой, Толкин туризм (по местам киносъемок).

По ландшафтному и географическому признаку:

Горный туризм, джайлоо, спелеотуризм, виртуальный туризм, индустриальный, сельский, лесной, космический.

Деловой туризм: бизнес-туризм, конгресс-туризм, шопинг-туризм, археологический туризм, военный туризм.

Приложение №3 АЖУРНАЯ  ПИЛКА

……………….. – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей  туриста.

В последнее десятилетие наблюдается настоящий туристический ….. Причины его возникновения: ………….. благосостояния и культурного уровня людей, совершенствование транспортных средств, последствия урбанизации.

По целям международный туризм подразделяется на: ……………., познавательный, деловой, научный, экстремальный, космический. По способу передвижения: автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный, речной, морской круизный.

Одновременно растет и ……. туризма—сеть гостиниц, мотелей, кемпингов, туристических фирм, информационных и рекламных служб, предприятий по производству сувениров. Туристическая индустрия способствует ………

Главным регионом мира, привлекающим иностранных туристов продолжает оставаться …….. В Европе большинство туристов посещают …….., Италию, Испанию, в Азии—Китай, Сянган, Турция, в Северной Америке—……, в Латинской Америк е--Мексика

\

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1

1 личностные:

2 регулятивные:

3 коммуникативные:

4 познавательные:

Осуществляю взаимопроверку

Называют основные позиции нового материала

Находят в тексте понятии, информацию

Проговаривают по цепочке

Приводят примеры

УЧИТЕЛЬ:

Формулирует задание

Обеспечивает мотивацию выполнения

Побуждает к высказыванию своего мнении я

Выдвигает проблему

Озвучивает тему и цель урока

Контролирует выполнение работы

Формулирует задание

Организует взаимопроверку

Оценочные высказывания обучающихся

Организует поисковую работу учащихся

Подводит обучающихся к выводу



Подписи к слайдам:

ВИДЫ ТУРИЗМА:
ПО ЦЕЛЯМ:
ВИД ТУРИЗМА:
ПО ЦЕЛЯМ:
ПО СПОСОБУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
НОВЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА:
ПО ЦЕЛЯМ:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....