Свойства вод Мирового океана.
методическая разработка по географии на тему

Природа неслышно уходит от нас,                                                                                                                                Уходит, как девочка с праздника взрослых.                                                                                                            Уходит. Никто ей вдогонку не послан                                                                                                                      Стыдливо и молча уходит от нас.                                                                                                                        В.Шефрен

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 23.12.2015г.  Урок "Свойства вод Мирового океана". 6-й класс

Павлюченко Ольга Викторовна учитель географии

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследовательской работы. 

Цель и задачи урока:

  • расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;
  • познакомить обучающихся с новыми понятиями;
  • продолжить формирование умения работать с географической картой;
  • развивать познавательный интерес к предмету.
  • развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы

Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Краткое описание хода урока: Методическая особенность урока – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания обучающихся, развивать навыки творческой работы, умения подводить итоги и делать определённые выводы.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словесным и наглядным методами выступают в дидактическом единстве.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников,
  • умение приобретать знания из различных источников,
  • анализировать факты,
  • делать обобщение,
  • высказывать собственные суждения.

Оборудование:

  • презентация урока “Свойства вод Мирового океана”,
  • учебник “География. Начальный курс” 6 класс — М.: Дрофа, 2006,
  • атлас 6 класс,
  • физическая карта мира;
  • мультимедийный проектор, экран.

                                                           Ход урока                                                                                                       I. Организационный момент.   – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Викторовна.

Спросил на днях Иван – соседа                                                                                                                                                У струйки, льющейся из крана:                                                                                                                                                     «Откуда ты?» - Вода в ответ:                                                                                                                                                «Из Мирового океана».                                                                                                                                                     Потом Иван гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

Откуда ты? – спросил росу_

«Из Мирового океана»

На поле лег туман седой

Сосед спросил и у тумана:

«Откуда ты? Кто ты такой?-

«И я, дружок, из океана»,

«Ты газировка, что шипишь?»

И из бурлящего стакана

Донесся шепот: «Знай , Иван,

И я пришла из океана»

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

И в дождике, и в росинке

Нам откликается всегда

Океанская вода.

Ребята. Как  вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

СЛАЙД  1 .    Нам откликается всегда

                    Океанская вода.

Правильно мы поговорим о свойствах вод Мирового океана.

А чтобы успешно проплыть нам дальше, вспомним что мы уже знаем?

II . Проверка домашнего задания.

Выполните несколько заданий – Повторим домашнее задание

СЛАЙД  2 .    Задание 1. Установите соответствие

Объект

Океан

А. Тихий

1.Карибское море

Б. Атлантический

2.Полуостров Сомали

В. Индийский

3. о. Северная Земля

Г. Северный  Ледовитый

4.Полуостров  Камчатка

А.-                                 Б.-                             В.-                             Г.-

СЛАЙД 3.     Задание 2. Географический диктант 

1. Часть суши, вдающаяся в море или океан. (Полуостров.)

2. Группа островов, расположенных недалеко друг от друга. (Архипелаг.)

3. Самый большой по площади океан. (Тихий.)

    4.  Самый большой остров. (Гренландия.)

5. Самый большой полуостров. (Аравийский.)

СЛАЙД 4.  ответы

СЛАЙД 5.  Проведем  взаимопроверку

Подведём итоги проверки домашнего задания. Каждый правильный ответ – это один балл. Подсчитайте общее количество баллов.

Критерий оценивания :9  баллов –“5”

7-8  баллов –“4”

5-6 баллов –“3”

А теперь, покажите своими результатами. Поднимите руки у кого – “5”. МОЛОДЦЫ! У кого результаты ниже ждём ваших новых достижений

СЛАЙД 6.  Задание 2. работа с картой. (2 минуты)

1.Самый большой по площади океан. (Тихий.)

2. Самый большой остров. (Гренландия.)

3. Самый большой полуостров. (Аравийский.)

4. Сколь океанов на Земле?( 4) покажите

II. Изучение нового материала. 

1. Беседа. Ребята все мы знаем, что такое вода, пробовали ее на вкус, видели ее цвет, знаем ее запах .Скажите, какими свойствами обладает вода.( ( Вода не имеет цвета, запаха, она прозрачная)

Учитель: Высказывание .

    Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. «Ты самое большое богатство на свете.

                                                                                                     Антуан де Сент-Экзюпери.

СЛАЙД 7. 

Сказка: Было это давно. Так давно, что уже никто не помнит. Создал Бог океан  /ангелы наливают в аквариум воду/. И была вода в океане вкусная холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду /черти кружками черпают воду из аквариума/. Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит 35‰ соли». Ангелы посолили воду /бросают в аквариум соль и размешивают большой деревянной ложкой/.

Какая вода стала? Стала вода горько-солёная.

 Почему черти перестали ее брать?  

 Какого цвета вода в море? ( синего) Значит, в толще вода имеет цвет. Кто был на море и пробовал на вкус морскую воду? ( Она горько-соленая).

Как вы думаете о чем мы будем  с вами говорить?  Свойствах вод Мирового океана

А что вы знаете?

А что вы хоте ли узнать сегодня нового на уроке ?

Что вы будете узнавать?

СЛАЙД 8.                                                    Свойства воды

 

        Солёность                    Температура

Мы продолжаем с вами изучать тему “Мировой океан”. 

Мы сегодня поговорим о водах Мирового океана. Тема урока “Свойства вод Мирового океана” 

Рассказ соленость химические элементы Узнаем, почему вода в морях горько- соленая, везде ли соленость одинаковая, от чего она зависит, а также какое море самое соленое.

Действительно в морской воде содержатся 73 химических элемента. Больше всего в ней обычной поваренной соли. Горький вкус воде придают соли магния. В воде содержатся даже драгоценные металлы: золото, серебро, но в очень малых количествах. И все-таки в Японии начали получать золото из морской воды.

Учитель: Вода – уникальный растворитель. В природе практически нет воды, не содержащей нерастворённых веществ.

В морской воде в большом количестве содержатся йод, кислород, кальций, фосфор, кремний. Кальций, кремний и фосфор необходимы морским обитателям для строительства раковин и скелетов.

Найдите ответ в учебнике на с.76-77

СЛАЙД 9.     Задание 3: работа по учебнику  на с.76-77  найдите

1.Что такое соленость?

 2.В чем измеряется соленость?

3.Средняя соленость океанской воды?

Дети самостоятельно ищут в учебнике, а затем проговаривают .

СЛАЙД 10.  Соленость — это количество минеральных веществ, растворенных в 1 л воды. Измеряется соленость в промилле — это 1/1000 доля числа и отмечают ее знаком ‰.

СЛАЙД 11.  Средняя соленость океанской воды 35‰, это значит, что в 1 л воды растворено 35 г солей. Но соленость в морях неодинакова. Она зависит от температуры воды: чем выше температура, тем больше испаряемость. Испаряется вода, а соли остаются. Вспомните, насколько соленым становится суп, если он будет долго кипеть. Воды в кастрюле будет меньше, а соленость выше.

Соленую воду нельзя употреблять в качестве питьевой, она очень вредна для организма человека. Раньше моряки в качестве основного груза брали на борт корабля пресную воду, а на современных кораблях имеются опреснительные установки, в которых морская вода очищается от солей.

— Как вы думаете, какова соленость пресной воды?

Пресной считается вода, в литре которой растворен 1 г соли. Как доказать, что в пресной воде есть соль? На дне кастрюль и чайников остается накипь — это соли и разные примеси. Соль можно увидеть, если испарить несколько капель воды.

Если в море или океан впадают реки, идут дожди соленость будет изменяться или нет?

Соленость воды в море уменьшают реки, впадающие в него. Если в районе моря или океана выпадает много осадков, то соленость воды тоже будет меньше. На Земле много дождей выпадает у экватора, в северной части Атлантики. Мало осадков в тропических широтах.

Я хотела предложить вашему вниманию  посмотреть несколько опытов.

СЛАЙД 12.    Опыт 1. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. В один из сосудов будем добавлять пресную воду через определённый промежуток времени. 

– Как вы думаете, что произойдёт, например, через неделю?

– Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды?

– Откуда берётся пресная вода в Мировом океане?

СЛАЙД 13.  – Солёность вод Мирового океана зависит от притока пресной воды с суши (речного стока), атмосферных осадков и таяния льдов

  СЛАЙД  14.  Задание 4.– Закончите предложения:    больше , меньше

  • Чем __больше__ выпадает атмосферных осадков, тем __меньше__ солёность вод Мирового океана.
  • Чем __больше__ речной сток в Мировой океан, тем _меньше__ его солёность.

СЛАЙД  15. 

СЛАЙД   16.  Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. Один из сосудов будем нагревать.

– Что произойдёт через 10 минут?

– В каком сосуде вода будет более солёной?

СЛАЙД  17.  – Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды? Солёность вод Мирового океана зависит от температуры и испарения с его поверхности

СЛАЙД 18.  – Закончите предложения: 

  • Чем ___меньше_______ температура, тем __меньше____ испарение вод Мирового океана.
  • Чем ___больше_____ испарение, тем __выше____ солёность вод Мирового океана

Подведём итоги: 

– Там, где осадков выпадает больше и испарение невелико, солёность ниже, к тому же её понижают речные воды и воды тающих льдов.

СЛАЙД 19.      Это интересно. Если все соли, растворённые в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров. 

 СЛАЙД 20.  – К высоким широтам солёность уменьшается, невелика она и в экваториальных областях, где выпадает много осадков и несколько понижено испарение, а в тропических широтах солёность повышена. 

Причины в рабочий лис т 

Задание  4: Постановка познавательной задачи /3 мин/ Работа в микро группах

СЛАЙД   21.  Ребята сравните – средняя солёность Объясните разницу соленость морей? Используйте следующие данные:

красного моря -42‰,

 Чёрного моря - 18‰,

Балтийского моря – 3-4‰.

 Какой вывод напрашивается? /Солёность в разных морях разная/. Как вы думаете, какую проблему нужно решить? /Почему солёность отличается, какие причины влияют на солёность/.В окраинных морях солёность близка к средней океанической. . 1. В Красное море не впадает ни одна река, его пересекает тропики, значит, выпадает мало осадков, а испарение большое, т.к. море находится близко к экватору.) 2.  В Черном море впадает много рек, которые несут пресную воду: Днепр, Дон, Дунай и др. 3. В Балтийское море находится далеко от экватора, поэтому там небольшое испарение, в него впадает много рек, опресняющих воду.

Что влияет на соленость?

на солёность влияют: количество осадков, испарение. Наличие или отсутствие впадающих в море рек и другие источники поступление пресной воды, степень испарения, которое зависит от величины температуры  воздуха, силы ветра.

СЛАЙД 22.  К сожалению, в результате загрязнения моря промышленными отходами, удобрениями, пестицидами, нефтью и нефтепродуктами в морях растет содержание вредных и даже смертельно опасных для всего живого  веществ.

Пластик, часто содержащий  токсичные вещества, разлагается в окружающей среде до 400 лет.

Нефть плавает только на поверхности  воды, но загрязнение ею прибрежной полосы может стать экологической катастрофой.

СЛАЙД 23.    2 блок .Кроме солёности морская вода обладает ещё одним свойством – это температурой.

Температура

СЛАЙД 24.  Карта океанов теплые океаны отчего зависят

– Как вы думаете, какие основные свойства вод Мирового океана, которые влияют на развитие жизнь на Земле?

– Правильно, температура вод и солёность! 

 – Рассмотрим карту “Среднегодовая температура вод Мирового океана”. 

– Какие особенности распределения температур поверхностных вод вы видите? – Правильно, температура поверхностных вод Мирового океана распределена неравномерно

СЛАЙД 25.     Уникальным свойством воды как вещества является её способность медленно нагреваться и медленно остывать. Поэтому океан накапливает огромное количество тепла и служит регулятором температуры на суше. 

В открытом океане температура воды изменяется в пределах от – 2° до + 30°С. Поверхностная температура в Персидском заливе в летние месяцы превышает 33°С, а на мелководьях у берегов может достигать 36°С.

СЛАЙД 26.     Самая холодная вода в море Уэдделла, в Антарктике. 

СЛАЙД 27.    

СЛАЙД 28.     – Как вы думаете, от чего зависит температура вод Мирового океана? 

Задание 5:  2. Работа в микрогруппах( парах)

По ходу должны  заполнить таблицу окенаны и средняя температура

СЛАЙД 29.     Изучите данные о температуре  воды и сделайте вывод, как она изменяется при изменении широты.

0° с. ш.: +26 °С;

30° с. ш.: +20 °С;

60° с. ш.: +5°С;

90° с. ш.: -1,5 °С. какой вывод  можете сделать?

Вывод: чем дальше от экватора, тем вода холоднее

СЛАЙД 30.     Изучите данные измерения температуры воды и сделайте вывод об изменении температуры воды с глубиной:

 0 м: +20 °С;

200 м: +10 °С;

1000 м: +3 °С;

2000 м: +2 °С;

5000 м: +2 °С.

Вывод: температура с глубиной понижается. Вода нагревается солнечными лучами. Лучи проникают только в верхние слои воды.

Ниже глубины 1000 м температура остается одинаково низкой. Солнечные лучи не проникают ни на глубину 2000 м, ни на глубину 5000 м.

(— Откройте карту океанов. Найдите условный знак «зимняя граница плавучих льдов». Определите, какие части океанов замерзают.)                                                           При какой температуре замерзает морская вода?

СЛАЙД   31.     — Какое из морей замерзает: Баренцево или Карское? (Карское.)

— Почему не замерзает Баренцево море, а соседнее Карское море замерзает? Его еще называют «мешок со льдом». (В Баренцево море поступают теплые воды Норвежского течения.)

В Мертвом море, которое имеет соленость 400‰, человек, не умеющий плавать, не утонет, т. к. его держит очень плотная вода.

Итак, подведем итог нашей работы. Что мы узнали о солености и температуре воды в океанах и морях?

СЛАЙД  32.     Соленость воды:

1) измеряется в промилле — ‰;

2) в морях и океанах неодинакова;

3) зависит от испарения, осадков, рек, впадающих в море;

4) пресная вода имеет соленость 1‰;

5) самое соленое море — Красное — 42‰.

СЛАЙД 33.     Температура воды:

1) поверхностные воды нагреваются лучами солнца;

2) чем глубже, тем вода холоднее;

3) температура воды понижается до глубины 1000 м, далее остается постоянной;

4) температура у экватора равна +26...+27 °С;

5) у полюсов температура равна —1...+2 °С;

6) соленая вода замерзает при более низкой температуре (не 0 °С, а -2 °С).

— Почему водолазы надевают под скафандр теплую одежду, даже если погружаются в теплое море? (На глубине вода холодная.)

— Почему морская вода не замерзает при температуре 0 °С? (Соленая вода замерзает при более низкой температуре. Например, при солености 35‰ морская вода замерзает при температуре —2° С.)

 Закрепление пройденного.  А как вы думает на чем закончилась наша сказка?

СЛАЙД  34.     – Причины, определяющие свойства вод Мирового океана. 

Почему тихий океан самый  теплый?* посреди экватор.

Изменяется свойства воды под действием человека.?

Обобщение    Закрепление тест  

СЛАЙД  35.     Тест.

  1. Круговорот воды на Земле характерен для:

И) восточного полушария;

С) литосферы;

Б) гидросферы, атмосферы, литосферы;

2. В чем измеряется соленость?

Д) в процентах;

Р) в промилле;

3. Какое море самое соленое?

А) Красное;

К) Балтийское;

Н) Черное;

4. От чего зависит соленость воды?

В) от температуры, испарения, от поступления пресных вод;

Я) от обитателей океана;

Ж) от человека.

5. При какой температуре замерзает океаническая вода?

П) 0°С;

 О) -2°С;

Д) -1°С.

Таблица ответов.

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

Проверим  ответы. Какое слово у вас получилось в ответе?  

Кто получил «браво» - молодец!

взаимопроверка 

— Моряки узнавали о приближении берега по солености океанской воды. Как это можно узнать? {У берегов вода менее соленая, т. к. с суши в море впадают реки.)

— Почему у экватора соленость воды меньше, чем у тропиков? (У экватора выпадает много осадков, в районе тропиков осадков мало.)                 

Подумайте и объясните. Корабль, груженный мешками с чаем, вез их из индийского города Бомбея в Новороссийск. По пути он останавливался в нескольких портах Красного, Средиземного и Черного морей. Уровень ватерлинии то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан? Защитите команду. (Примерный ответ. Нет. Капитан напрасно подозревал команду в воровстве. Груза не стало меньше. Соленость воды в Красном, Средиземном, Черном и Аравийском морях разная, значит, и плотность воды тоже разная. Корабль погружался сильнее в воде с низкой плотностью, а всплывал в воде более соленой, т. е. более плотной.)

заполнить таблицу

Море

Солёность, %о

Причины

Балтийское

10

Умеренные широты, внутреннее море, большой речной сток

Карское

10

 

Красное

42

 

Баренцево

35

 

Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если её солёность 18 ‰?

Дано:        Решение:

V= 1 т                                                                                           в 1 т = 1000л

Солёность Чёрного моря - 18 ‰        1000 * 18 = 18000г=18кг - масса

Найти: сколько соли можно                                              соли, которую можно получить

получить из 1 т воды этого моря        из черноморской воды.

СЛАЙД  36.     Домашнее задание:

Параграф «Свойства  океанической воды” прочитать п. 20 с.76-78  пересказ  ответить на в. 5-6 письменно

Спасибо за урок очень приятно было свами работать.

СЛАЙД  37.  IV. Рефлексия: смайлик  выберите себе смайлик похлопайте в ладоши .

СЛАЙД  38.    

Подумайте и объясните. Корабль, груженный мешками с чаем, вез их из индийского города Бомбея в Новороссийск. По пути он останавливался в нескольких портах Красного, Средиземного и Черного морей. Уровень  то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан? Защитите команду.



Предварительный просмотр:

Урок "Свойства вод Мирового океана". 6-й класс

  • Павлюченко Ольга Викторовна учитель географии

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследовательской работы. 

Цель и задачи урока:

  • расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;
  • познакомить обучающихся с новыми понятиями;
  • продолжить формирование умения работать с географической картой;
  • развивать познавательный интерес к предмету.
  • развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы

Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Краткое описание хода урока: Методическая особенность урока – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания обучающихся, развивать навыки творческой работы, умения подводить итоги и делать определённые выводы.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словесным и наглядным методами выступают в дидактическом единстве.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников,
  • умение приобретать знания из различных источников,
  • анализировать факты,
  • делать обобщение,
  • высказывать собственные суждения.

Оборудование:

  • презентация урока “Свойства вод Мирового океана”,
  • учебник “География. Начальный курс” 6 класс — М.: Дрофа, 2006,
  • атлас 6 класс,
  • физическая карта мира;
  • мультимедийный проектор, экран.
  •  

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Викторовна.

Спросил на днях Иван – соседа                                                                                                                  У струйки, льющейся из крана:

«Откуда ты?» - Вода в ответ:

«Из Мирового океана».

Потом Иван гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

Откуда ты? – спросил росу_

«Из Мирового океана»

На поле лег туман седой

Сосед спросил и у тумана:

«Откуда ты? Кто ты такой?-

«И я, дружок, из океана»,

«Ты газировка, что шипишь?»

И из бурлящего стакана

Донесся шепот: «Знай , Иван,

И я пришла из океана»

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

И в дождике, и в росинке

Нам откликается всегда

Океанская вода.

– Повторим домашнее задание

Задание 1. Установите соответствие

Объект

Океан

А. Тихий

1.Аравийское  море

Б. Атлантический

2. Бискайский  залив

В. Индийский

3.Гавайские острова

Г. Северный  Ледовитый

4.Полуостров  Камчатка

5.Карибское море

6. о. Северная Земля

7.Бенгальский залив

8. Саргассово море

9.Полуостров Сомали

10.Карское море

А.-                                 Б.-                             В.-                             Г.-

Задание 2. Географический диктант(Время 3 минуты) Слайд\3.pptx

1. Крупные участки суши, окруженные со всех сторон океанами. (Материки.)

2. Небольшой по сравнению с материком участок суши, окруженный со всех сторон водой. (Остров.)

3. Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами. (Море.)

4. Часть океана или моря, вдающаяся в сушу. (Залив.)

5. Часть суши, вдающаяся в море или океан. (Полуостров.)

6. Узкое водное пространство, соединяющее моря и океаны. (Пролив.)

7. Группа островов, расположенных недалеко друг от друга. (Архипелаг.)

8. Самый большой по площади океан. (Тихий.)

9. Самый большой остров. (Гренландия.)

10. Самый большой полуостров. (Аравийский.)

Проведем самопроверку. Слайд\4.pptx

Подведём итоги проверки домашнего задания. Каждый правильный ответ – это один балл. Подсчитайте общее количество баллов.

Критерий оценивания: 16 – 17 баллов –“5”

13 – 15 баллов –“4”

10 – 12 баллов –“3”

А теперь, покажите своими результатами. Поднимите руки у кого – “5”. МОЛОДЦЫ! У кого результаты ниже ждём ваших новых достижений

Задание 2. работа с картой. (2 минуты)

1.Самый большой по площади океан. (Тихий.)

2. Самый большой остров. (Гренландия.)

3. Самый большой полуостров. (Аравийский.)

4. Сколь океанов на Земле?( 4) покажите

      5.Какой океан самый большой? (Тихий)

      6.Самый глубокий?

      7.Назовите самый мелкий океан.?

       8.Какие бывают моря?

     9.Чем отличаются окраинные моря от внутренних?

II. Изучение нового материала. Получение информации /3мин/

Учитель: Высказывание .

    Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. «Ты самое большое богатство на свете.

                                                                                                     Антуан де Сент-Экзюпери.

Отличительными свойствами воды являются солёность и температура.

/На доске заполняется схема/

Цели пологание сказка

Сказка: Было это давно. Так давно, что уже никто не помнит. Создал Бог океан  /ангелы наливают в аквариум воду/. И была вода в океане вкусная холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду /черти кружками черпают воду из аквариума/. Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит 35‰ соли». Ангелы посолили воду /бросают в аквариум соль и размешивают большой деревянной ложкой/.

Какая вода стала?

 Почему черти перестали ее брать?

Кто был на море?

Стала вода горько-солёная.

Как вы думаете о чем мы будем  с вами говорить?  Свойствах вод Мирового океана

А что вы знаете?

А что вы хоте ли узнать сегодня нового на уроке ?

Что вы будете узнавать?

 Свойства воды

 

        Солёность                    Температура

Учитель: Вода – уникальный растворитель. В природе практически нет воды, не содержащей нерастворённых веществ.

Мы продолжаем с вами изучать тему “Мировой океан”.

Мы сегодня поговорим о водах Мирового океана. Тема урока “Свойства вод Мирового океана” Слайд\5.pptx

– Какие свойства воды вы знаете?

Температура, соленость

Как изменяется свойства океана?

 Какие причины влияют на это?

Рассказ соленость химические элементы

В морской воде содержатся 73 химических элемента. Больше всего в ней обычной поваренной соли. Горький вкус воде придают соли магния. В воде содержатся даже драгоценные металлы: золото, серебро, но в очень малых количествах. И все-таки в Японии начали получать золото из морской воды.

В морской воде в большом количестве содержатся йод, кислород, кальций, фосфор, кремний. Кальций, кремний и фосфор необходимы морским обитателям для строительства раковин и скелетов.

Соленость задание найти по учебнику записать, промилли

Задание 3:

1.Что такое соленость?

 2.В чем измеряется соленость?

3.Средняя соленость океанской воды?

Дети сами проверяют себя и ставят оценки.

Соленость — это количество минеральных веществ, растворенных в 1 л воды. Измеряется соленость в промилле — это 1/1000 доля числа и отмечают ее знаком ‰.

Средняя соленость океанской воды 35‰, это значит, что в 1 л воды растворено 35 г солей. Но соленость в морях неодинакова. Она зависит от температуры воды: чем выше температура, тем больше испаряемость. Испаряется вода, а соли остаются. Вспомните, насколько соленым становится суп, если он будет долго кипеть. Воды в кастрюле будет меньше, а соленость выше.

Соленую воду нельзя употреблять в качестве питьевой, она очень вредна для организма человека. Раньше моряки в качестве основного груза брали на борт корабля пресную воду, а на современных кораблях имеются опреснительные установки, в которых морская вода очищается от солей.

— Как вы думаете, какова соленость пресной воды?

Пресной считается вода, в литре которой растворен 1 г соли.

Как доказать, что в пресной воде есть соль? На дне кастрюль и чайников остается накипь — это соли. Соль можно увидеть, если испарить несколько капель воды.

(Проводится опыт. На стекло нужно капнуть несколько капель воды и испарить ее, нагрев стекло на спиртовке. На стекле останется налет соли.)

Соленость воды в море уменьшают реки, впадающие в него. Если в районе моря или океана выпадает много осадков, то соленость воды тоже будет меньше. На Земле много дождей выпадает у экватора, в северной части Атлантики. Мало осадков в тропических широтах.

Провести опыты 

Опыт 1. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. В один из сосудов будем добавлять пресную воду через определённый промежуток времени. Слайд\37.pptx.

– Как вы думаете, что произойдёт, например, через неделю?

– Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды?

– Откуда берётся пресная вода в Мировом океане?

– Солёность вод Мирового океана зависит от притока пресной воды с суши (речного стока), атмосферных осадков и таяния льдов. Слайд\38.pptx

Задание 4.– Закончите предложения: Слайд\39.pptx

  • Чем _____________ выпадает атмосферных осадков, тем _________ солёность вод Мирового океана.
  • Чем _____________ речной сток в Мировой океан, тем _________ его солёность.

Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. Один из сосудов будем нагревать. Слайд\40.pptx

– Что произойдёт через 10 минут?

– В каком сосуде вода будет более солёной?

– Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды? Солёность вод Мирового океана зависит от температуры и испарения с его поверхностиСлайд\41.pptx

– Закончите предложения: Слайд\42.pptx

  • Чем _____________ температура, тем _________ испарение вод Мирового океана.
  • Чем _____________ испарение, тем _________ солёность вод Мирового океана

Подведём итоги: Слайд\43.pptx

– Там, где осадков выпадает больше и испарение невелико, солёность ниже, к тому же её понижают речные воды и воды тающих льдов.

– К высоким широтам солёность уменьшается, невелика она и в экваториальных областях, где выпадает много осадков и несколько понижено испарение, а в тропических широтах солёность повышена. Слайд\44.pptx

Это интересно. Если все соли, растворённые в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров. Слайд\45.pptx

Причины в рабочий лис т 

Задание  4: Постановка познавательной задачи /3 мин/

Ребята сравните – средняя солёность красного моря 42‰, Чёрного моря - 18‰, Балтийского моря - 11‰. Какой вывод напрашивается? /Солёность в разных морях разная/. Как вы думаете, какую проблему нужно решить? /Почему солёность отличается, какие причины влияют на солёность/.

1.Какие причины влияют на величину солёности воды?

2.Какие природные явления уменьшают солёность? Какие увеличивают?

на солёность влияют: количество осадков, испарение. Наличие или отсутствие впадающих в море рек и другие источники поступление пресной воды, степень испарения, которое зависит от величины температуры  воздуха, силы ветра.

Задание4:

Практика заполнение 

  • Чем _____________ выпадает атмосферных осадков, тем _________ солёность вод Мирового океана.
  • Чем _____________ речной сток в Мировой океан, тем _________ его солёность.

Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. Один из сосудов будем нагревать. Слайд\40.pptx

– Что произойдёт через 10 минут?

– В каком сосуде вода будет более солёной?

– Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды? Солёность вод Мирового океана зависит от температуры и испарения с его поверхностиСлайд\41.pptx

– Закончите предложения: Слайд\42.pptx

  • Чем _____________ температура, тем _________ испарение вод Мирового океана.
  • Чем _____________ испарение, тем _________ солёность вод Мирового океана

Подведём итоги: Слайд\43.pptx

– Там, где осадков выпадает больше и испарение невелико, солёность ниже, к тому же её понижают речные воды и воды тающих льдов.

– К высоким широтам солёность уменьшается, невелика она и в экваториальных областях, где выпадает много осадков и несколько понижено испарение, а в тропических широтах солёность повышена. Слайд\44.pptx

Это интересно. Если все соли, растворённые в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров. Слайд\45.pptx

Практика заполнение

Что влияетна соленость  причины

Лед, осадки, темперктура испаряемость.

Первичное закрепление моря разной солености

Соленость воды в море уменьшают реки, впадающие в него. Если в районе моря или океана выпадает много осадков, то соленость воды тоже будет меньше. На Земле много дождей выпадает у экватора, в северной части Атлантики. Мало осадков в тропических широтах.

 Задание 5:  2. Работа в группах

1. Соленость воды

— Найдите ответ в учебнике, подумайте и обсудите в группе вопрос: чем объяснить разную соленость морей? Используйте следующие данные:

в Черном море соленость 18‰;

в Балтийском море — 11‰;

в Финском заливе Балтийского моря — 3—4‰;

в Красном море — 42‰;

в Баренцевом море — 35‰.

(Примерный ответ. В окраинных морях соленость близка к средней океанической. В Черное море впадает много рек, которые несут пресную воду: Днепр, Дон, Дунай и др. Балтийское море находится далеко от экватора, поэтому там небольшое испарение, в него впадает много рек, опресняющих воду. В Финский залив впадает полноводная река Нева. В Красное море не впадает ни одна река, его пересекает тропик, значит, выпадает мало осадков, а испарение большое, т. к. море находится близко к экватору.)

— Моряки узнавали о приближении берега по солености океанской воды. Как это можно узнать? {У берегов вода менее соленая, т. к. с суши в море впадают реки.)

— Почему у экватора соленость воды меньше, чем у тропиков? (У экватора выпадает много осадков, в районе тропиков осадков мало.)

тест

  1. Балтийское пресное 

Свойства воды

 

        Солёность                    Температура

        /количество граммов веществ,        солнечные лучи нагревают

                             Растворяющихся в 1 литре воды/        только верхний слой воды.        

            Зависит от испарения и от         Глубже 1000м температура воды

                     поступления в океан пресной воды        +2º  -  +3ºС

2 блок .Кроме солёности морская вода обладает ещё одним свойством – это температурой.

Температура

Карта океанов теплые океаны отчего зависят

– Как вы думаете, какие основные свойства вод Мирового океана, которые влияют на развитие жизнь на Земле?

– Правильно, температура вод и солёность! Слайд\13.pptx

– Уникальным свойством воды как вещества является её способность медленно нагреваться и медленно остывать. Поэтому океан накапливает огромное количество тепла и служит регулятором температуры на суше. Слайд\14.pptx

– Рассмотрим карту “Среднегодовая температура вод Мирового океана”. Слайд\15.pptx

– Какие особенности распределения температур поверхностных вод вы видите?

– Правильно, температура поверхностных вод Мирового океана распределена неравномерно.

Слайд\16.pptx. В открытом океане температура воды изменяется в пределах от – 2° до + 30°С. Поверхностная температура в Персидском заливе в летние месяцы превышает 33°С, а на мелководьях у берегов может достигать 36°С.

Самая холодная вода в море Уэдделла, в Антарктике. Слайд\17.pptx

– Как вы думаете, от чего зависит температура вод Мирового океана? Слайд\18.pptx

Задание 5:  2. Работа в группах

По ходу должны  заполнить таблицу окенаны и средняя температура

Температура поверхностных вод:

0° с. ш.: +26 °С;

30° с. ш.: +20 °С;

60° с. ш.: +5°С;

90° с. ш.: -1,5 °С.

Вывод: чем дальше от экватора, тем вода холоднее

 Увеличение температуры с глубиной  изменении температуры воды с глубиной:

0 м: +20 °С;

200 м: +10 °С;

1000 м: +3 °С;

2000 м: +2 °С;

5000 м: +2 °С.

Вывод: температура с глубиной понижается. Вода нагревается солнечными лучами. Лучи проникают только в верхние слои воды.

Ниже глубины 1000 м температура остается одинаково низкой. Солнечные лучи не проникают ни на глубину 2000 м, ни на глубину 5000 м.

— Откройте карту океанов. Найдите условный знак «зимняя граница плавучих льдов». Определите, какие части океанов замерзают. При какой температуре замерзает морская вода?

— Какое из морей замерзает: Баренцево или Карское? (Карское.)

— Почему не замерзает Баренцево море, а соседнее Карское море замерзает? Его еще называют «мешок со льдом». (В Баренцево море поступают теплые воды Норвежского течения.)

Течения теплое и теплое

— Подумайте и объясните. Корабль, груженный мешками с чаем, вез их из индийского города Бомбея в Новороссийск. По пути он останавливался в нескольких портах Красного, Средиземного и Черного морей. Уровень ватерлинии то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан? Защитите команду. (Примерный ответ. Нет. Капитан напрасно подозревал команду в воровстве. Груза не стало меньше. Соленость воды в Красном, Средиземном, Черном и Аравийском морях разная, значит, и плотность воды тоже разная. Корабль погружался сильнее в воде с низкой плотностью, а всплывал в воде более соленой, т. е. более плотной.)

Сказка  Но соль растворилась в воде неравномерно: на тропиках больше, на полюсах меньше. А зависит это от разных факторов: температуры, испарения, водного баланса.

      Чтобы в океане не погибло всё живое, растворили ангелы в воде азот, кислород, углекислый газ.

Вот  пришли черти за водой, зачерпнули её, попробовали и чуть не отравились. Рассердились они и решили отомстить. Бросили в воду камни, песок, обломки и замутились воды так, что луч света не проникал.

Утром увидели это ангелы, забеспокоились, обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода стала прозрачная. Издал Бог такой указ: «Пусть плотность воды океана с повышением солёности увеличивается, поскольку растёт содержание вещества в каждом литре».

В Мертвом море, которое имеет соленость 400‰, человек, не умеющий плавать, не утонет, т. к. его держит очень плотная вода.

Итак, подведем итог нашей работы. Что мы узнали о солености и температуре воды в океанах и морях?

Соленость воды:

1) измеряется в промилле — ‰;

2) в морях и океанах неодинакова;

3) зависит от испарения, осадков, рек, впадающих в море;

4) пресная вода имеет соленость 1‰;

5) самое соленое море — Красное — 42‰.

Температура воды:

1) поверхностные воды нагреваются лучами солнца;

2) чем глубже, тем вода холоднее;

3) температура воды понижается до глубины 1000 м, далее остается постоянной;

4) температура у экватора равна +26...+27 °С;

5) у полюсов температура равна —1...+2 °С;

6) соленая вода замерзает при более низкой температуре (не 0 °С, а -2 °С).

— Разрешите спор ученых: одни из них считают, что вода в океане была раньше пресной, а соли накапливались в результате испарения воды. Другие говорят, что вода в океане сразу была соленой и увеличилась соленость незначительно.

— Почему водолазы надевают под скафандр теплую одежду, даже если погружаются в теплое море? (На глубине вода холодная.)

— Почему морская вода не замерзает при температуре 0 °С? (Соленая вода замерзает при более низкой температуре. Например, при солености 35‰ морская вода замерзает при температуре —2° С.)

 При какой температуре замерзает вода?

— Почему морская вода не замерзает при температуре 0 °С? (Соленая вода замерзает при более низкой температуре. Например, при солености 35‰ морская вода замерзает при температуре —2° С.)

 вода не замерзает соленая при меньшей температуре.   теплая, плотная

А холодная вверху

А почему температура разная в океане выпишите причины?

По учебнику.

  1. Закрепление пройденного.  А как вы думает на чем закончилась наша сказка?

– Причины, определяющие свойства вод Мирового океана. Слайд\51.pptx

– Решите задачи:

1. Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды Красного моря, зная, что солёность моря 42%о. Слайд\52.pptx

2. Сколько граммов соли содержится в 1 кг морской воды, если из 7 т воды получается 280 кг соли?Слайд\53.pptx

3. Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды, необходимой для приготовления пищи или питья. Они используют лёд, который образуется из морской горько-солёной воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда? Слайд\54.pptx

– Раскройте причины, от которых зависят основные свойства океанических и морских вод в разных частях Мирового океана. Слайд\55.pptxСлайд\56.pptx

Почему тихий океан самый  теплый?* посреди экватор.

Изменяется свойства воды под действием человека.?

Обобщение

Закрепление тест  

Тест.

  1. Круговорот воды на Земле характерен для:

И) восточного полушария;

С) литосферы;

Б) гидросферы, атмосферы, литосферы;

2. В чем измеряется соленость?

Д) в процентах;

Р) в промилле;

3. Какое море самое соленое?

А) Красное;

К) Балтийское;

Н) Черное;

4. От чего зависит соленость воды?

В) от температуры, испарения, от поступления пресных вод;

Я) от обитателей океана;

Ж) от человека.

5. При какой температуре замерзает океаническая вода?

П) 0°С;

 О) -2°С;

Д) -1°С.

Таблица ответов.

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

Проверим  ответы. Какое слово у вас получилось в ответе?  

Кто получил «браво» - молодец!

взаимопроверка

Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если её солёность 18 ‰?

Дано:        Решение:

V= 1 т                                                                                           в 1 т = 1000л

Солёность Чёрного моря - 18 ‰        1000 * 18 = 18000г=18кг - масса

Найти: сколько соли можно                                              соли, которую можно получить

получить из 1 т воды этого моря        из черноморской воды.

IV. Домашнее задание:

Параграф “Некоторые свойства вод Мирового океана” на пересказ и заполнить таблицу: Слайд\57.pptx

Море

Солёность, %о

Причины

Балтийское

10

Умеренные широты, внутреннее море, большой речной сток

Карское

10

 

Красное

42

 

Баренцево

35

 



Предварительный просмотр:

«Экологическое образование и воспитание  на уроках  географии и во внеклассной деятельности»

"Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!"

 Экология в наше время - одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития. В наше время внимание к экологии, к состоянию природной среды стало повсеместным, И это не случайно. Ведь в большинстве районов России экологическая ситуация обостряется. Жители 100 крупных городов России постоянно проживают в загрязнённой окружающей среде, концентрация опасных веществ в которой превышает в 10 и более раз предельно допустимые нормы. Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов, и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя. Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков.                      

        Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеурочную  работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической среде.

         География относится  к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности.

               Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.

        Курс географии можно разбить на 3 этапа:                                                                                                     I - курс начальной географии, 6 класс - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца.

  Основные формы работы: урок, экскурсия, практические работы.

Через все уроки географии в 6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о последствиях добычи полезных ископаемых людьми, стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа.

 При изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Мы с обучающимися  нашей школы провели  мониторинги: «Определение температуры  воздуха в разных местах», «Построили графики температур» (за год),  «Построили графики температур» (за месяц), «Построили розы ветров»( за месяц).  

При изучении темы «Гидросфера» изучается Мировой круговорот воды в природе. Обучающиеся должны понимать, какая вода возвращается в океан. Должны знать, откуда берётся вода, которая течёт из водопровода в их квартирах. Экскурсии в природу формируют у ребят устойчивые представления о взаимосвязях компонентов природы и показывают последствия деятельности человека. Целесообразно проводить экскурсии, в результате которых дети чувствуют себя активными участниками по сбережению природы.

II – география природы, 7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.

        На данном этапе необходимо формировать определенную систему предметных знаний, развивать навыки исследовательской деятельности, формирующей умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы.

        В результате  школьники должны:

- знать и понимать основные зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом,  характером течения рек, рельефом и климатом; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям, стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей, сохранение качества окружающей среды;

- уметь сравнивать объекты, процессы и явления,  моделировать, прогнозировать и   проектировать, выявлять причинно-следственные связи, давать  анализ физической карты и карт компонентов природы;

- приводить примеры изменения природы материков и их частей в результате хозяйственной деятельности человека;

- объяснять значение международного сотрудничества в деле охраны природы всей Земли;

- иметь представление о природоохранном законодательстве России, выполнять правила поведения в природе;

- знать экологические проблемы своей местности.

       Основными формами работы на данном этапе являются урок, исследовательская работа, внеклассная работа по предмету.

Так, изучая  тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с обучающимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной  деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух   на различные компоненты природы? К чему приводит  исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод? Ответы ребят по мере необходимости надо  корректировать. При этом подчеркивается, что влияние человека на климат, в отличие  от многих других компонентов природы (почвы, растительности, животного мира и др.), является в основном  не прямым, а косвенным.

         III - природопользование и геоэкология – 9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.

На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций.

   Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды,  особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Рассматриваются  природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.

     Основной задачей  этого  этапа является не только формирование системы географических знаний для выявления экологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды

Ведущая педагогическая идея - совершенствование экологической грамотности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного социально- ориентированного подхода к организации процесса преподавания географии.

        Основные виды деятельности школьников:

- усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция);

- игровая деятельность;

- учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) в ее основных разновидностях;

- систематический познавательный поиск по типу научного исследования;

- дискуссионная  (диалоговая, коммуникативная) деятельность.

Данные виды деятельности различны на разных этапах изучения курса географии.

 Преподавание предмета немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют:

•        осуществить индивидуальное, личностно- ориентированное обучение, поскольку учащиеся работают по одному или в малых группах, и учитель может общаться с каждым персонально;

•        реализовывать самостоятельное обучение: ребенок ищет ответ на поставленный вопрос, работает с литературой сам, собирая необходимые сведения;

•        освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов;

•        показать красоту природы, создать «точку удивления» и сформировать эстетическое отношение к природе.

        Практически на каждом уроке желательно  обращать внимание школьников  на экологические проблемы малой родины , при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества.

            В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащегося, представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо».

        Для каждой темы можно продумывать  систему дифференцированных и творческих заданий, направленных на анализ деятельности людей, ее результатов и последствий для природы.  Например: творческое задание на уроке: заполнить таблицу:  Ознакомление с наиболее распространенным ПК своей местности»

Положительные аспекты (хорошо)        Отрицательные аспекты (плохо)

Задания такого рода помогают формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

        Большое значение в формировании экологической культуры учащихся играет учебный кабинет. Шестиклассники и пятиклассники  на первых уроках знакомятся с экологическими правилами поведения в природе. Изучив их, они узнают о том, что нужно делать и нельзя, бывая в лесу, в парке, на лугу. Правильное ухаживание за цветами в кабинете или рекреации способствует бережному отношению детей к диким растениям в природе. В кабинете собираются творческие  работы учащихся: поделки, рефераты, доклады, композиции. С помощью старшеклассников  ежемесячно выпускают стенгазету, где  освещаться главные экологические проблемы мира, страны и своего региона.

            Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Через внеклассные мероприятия идёт углубление экологической культуры образования и воспитания школьников. Задача внеклассных мероприятий  — помочь детям увидеть и выбрать посильные экологические проблемы для самостоятельного решения. Здесь учащиеся получают сведения об экологии отдельных видов растений и образе животных, изучают историю ландшафта, урочищ, популяций и отдельных особей. Принимают активное участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что способствует расширению и углублению знаний обучающихся  и определяет их первые успехи.

         Всегда интересной является выставка работ, которая имеет свое название: «Зеркало природы», «Зелёная планета», «Красота родной природы». Здесь можно увидеть; красочные газеты, множество рефератов о животных, сочинения, мини-зарисовки, сценарии праздников, стихи и песни о природе, мягкую игрушку, поделки из природного материала. В сентябре проводится в школе  ярмарка урожая. Дети и их родители приносят на ярмарку овощи и фрукты со своего дачного огорода. Каждый класс организует своё место продажи, делает рекламу своему товару, зазывает покупателей.

         Традицией стали следующие мероприятия:- экологические акции и праздники: «День Воды» (22 марта), «День Земли» (22 апреля), « День птиц» (апрель), « День защиты диких животных» (15 октября).

        Для развития нравственных качеств обучающихся, большое  значение имеет системность и комплексность работы. Для систематизации внеурочной работы по предмету желательно работать в тесном сотрудничестве с учителями других предметов. Это сотрудничество даёт положительные результаты в организации предметных недель, научных конференций, проектной деятельности, повышает интерес к предмету.

В своей книжке « Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери пишет: « Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, приведи себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету…» Это очень скучная работа, но совсем не трудная и важная. Очень хочется верить в то, что всё большее число взрослых и детей будут следовать этому правилу.

Результатом успешной  работы являются наши грамоты:

Всероссийская олимпиада школьников по экологии Калмыкова Любовь 10 кл.( 1 место), Красникова Ирина 9 кл.(2 место) -2014г.,

 Грамота департамента образования и науки  Брянской обл.  учителю Павлюченко Ольге Викторовны   - победителю областного конкурса методических разработок «Будущее начинается сегодня» в номинации «Экологическое воспитание», работа: «Путешествие на «машине времени». 04.06.2013г.

Департамента Государственной политики и регулирование в сфере охраны окружающей среды Грамота Борисенко Сергея – Лауреат конкурса природоохранных открыток «Заповедная природа без пожаров!»-  2014г.                                                                                                            

Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим на просторам Вселенной. А человечество – экипаж корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но мы всегда должны помнить, что у нашего корабля «Земля» нет аварийного выхода. Зато есть  множество вопросов: «Когда наши города станут чистыми, зелёными, красивыми? Кто несёт ответственность за разрушение здоровья людей промышленными отходами? Как спасти родники, реки, озера, растительный и животный мир от гибели?». Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей – детьми, которых она питает.  Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны воспитывать умного, экологически грамотного  человека, для которого принципы « Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.    

Неизвестный китайский поэт ещё в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».

Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.

 

Природа неслышно уходит от нас,                                                                                                                                Уходит, как девочка с праздника взрослых.                                                                                                            Уходит. Никто ей вдогонку не послан                                                                                                                      Стыдливо и молча уходит от нас.                                                                                                                        В.Шефрен

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Свойства вод Мирового океана: солёность и температура

Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письмаКласс: 6Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температураИспользуемы...

Свойства вод Мирового океана

Урок - сказка по географии 6 класс. Применение игровых методов на уроках помогает вовлечь ученика в процесс познания, сделать его соавтором урока.Цель урока:сформировать представление о солености, изм...

Свойства вод Мирового океана

Урок 26 (вариант 1)Свойства вод Мирового океанаЦель урока:         Сформировать представление и солености, изменениях темпера­туры поверхности и с глубиной. Раз...

Свойства вод Мирового океана

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 6 классе. Цели урока:Образовательная: актуализировать и закрепить знания о свойствах воды; развивать логическое мышление путем формирования умения...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...