Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Малышкина Наталья Владимировна

Данная рабочая программа составлена по УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_kl-2100.docx37.82 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_2100.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, В.А. Кошевой, Т.Ю. Притуло, О.А. Родыгина, Т.Л. Смоктунович[1]*.

Настоящая программа по географии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан) и составляет вместе с другими предметами (биологией, химией, физикой, историей, обществознанием, экономикой) непрерывный школьный курс естествознания и обществознания.

I. Пояснительная записка

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»[2]**:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»[3]* каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной  школе в курсе окружающего мира.

1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.

«География – ключ к комплексному познанию России!»

Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.

«Знание – сила!»

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения.

«В умении – уверенность!»

Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает репродуктивные, продуктивные и креативные умения.

4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

«Карта – альфа и омега географического познания!»

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств.

«Триумф личностного развития!» (позитивная Я-концепция)

Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «География» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир»  для 1–4-го классов[4]*. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром  и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.

II. Общая характеристика учебного предмета «География»

Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.

Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты:

культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;

экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;

толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;

Идея системного единства обеспечивает возможность:

проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;

взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;

объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;

актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;

объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;

формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;

усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь:

образно-чувственного, рационально-логического и операционно-деятельностного в процессе изучения географии. Достигается развитие всех сфер сознания личности – аффективной, когнитивной, волевой;

различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;

традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;

дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 5–9-го классов и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;

этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;

диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.

В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы[5].

Структура курса географии в 5-м классе

.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому курс подразделяется на две части:

  1. 5–7-й классы, «География Земли»; 2)
  2. 8–9-й классы, «География России», – в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В 5-м классе в курсе под названием «Наша Земля» школьники знакомятся с основами астрономии, которые значимы для географии, с планами и картами и с компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной.

III. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 ч. (5-й класс – 1 ч.; 6-й класс – 1 ч.; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «География» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

 гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

 представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5–6-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

V. Содержание учебного предмета «География»

5-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю)

«География. Наша Земля»

Раздел 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О МИРЕ (4 ч.)

Понятие о географии, причины возникновения  и развития науки. Путешествия и описания как самые древние и надёжные способы познания мира Земли. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия, Великие географические открытия.

Вклад отечественных землепроходцев и исследователей в развитие географии. Географические открытия ХХ в.

Практическая работа. 1. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью, глобусом и атласом.

Раздел 2. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч.)

Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры Земли,

Понятие о  глобусе и карте. Легенда общегеографической карты. Шкала глубин и высот.  Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе и карте. Компас и ориентирование с его помощью.  Определение местоположения географических объектов. План местности. Условные знаки. Масштаб и его виды. Ориентирование и измерение расстояний на местности и на плане. Составление простейшего плана местности. Решение практических задач по плану.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы.  Использование инструментов и приборов. 

Практическая работа 1. Ориентирование на местности с помощью компаса

Раздел 3. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (2ч.)

Земля – часть Вселенной. Место планеты земля в Солнечной системе. Движение Земли и её ритмы (смена времён года, смена дня и ночи). Экваториальный и полярный радиусы нашей планеты, площадь её поверхности.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Линии тропиков и полярных кругов.

Практическая работа. 1.

МИР ЗЕМНОЙ ТВЕРДИ (4 ч.)

Место и роль мира камня для людей. Горные породы и минералы. Внутреннее строение Земли. Понятие «рельеф», формы рельефа. Планетарные формы рельефа: выступы материков и впадины океанов. Равнинный и горный рельеф. Различия гор и равнин по высоте и внешнему виду. Примеры крупных форм рельефа и их местоположение. 3емлетрясения и вулканизм. Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.

Практические работы. 1. Нахождение на физической карте объектов литосферы, в том числе упомянутых в тексте учебника. 2. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

МИР ЗЕМНЫХ ВОД (6 ч.)

Наличие воды – планетарная особенность Земли. Роль жидкой воды в природе и жизни людей. Мировой океан и  его части. Соотношение суши и Мирового океана. Виды движения вод океана: волны и течения.

Свойства морской воды: температура и солёность. Движение воды в океане. Волны, течения, приливы. Льды в океане. Методы изучения морских глубин. Источники пресной воды на Земле. Реки, озёра, водохранилища, болота. Речная система. Питание рек. Использование карт для определения частей речных систем, направления течения рек. Подземные воды, их использование человеком. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники. Опасные явления в гидросфере.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту основных географических объектов Мирового океана. 2. Анализ физической карты с целью определения глубин океанов и морей. 3. Воображаемое путешествие по рекам, озёрам, морям и океанам. Описание особенностей вод своей местности. 4. Анализ результатов наблюдений за изменениями состояния водоёмов своей местности.

 МИР ВОЗДУХА ЗЕМЛИ (8 ч.)

Состав воздуха и свойства земных газов. Значение атмосферы для жизни на Земле. Температура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветер, его направление и сила, осадки, их виды. Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Влажность воздуха. Облака.

Практические работы. 1.Измерения элементов погоды с помощью приборов. Наблюдения за погодой.  Опасные погодные явления.

МИР ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (4 ч.)

Понятие о живом веществе. Приспособления  живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Жизнь на суше. Жизнь в экстремальных условиях. Проблемы выживания людей в тундрах, жарких и холодных пустынях. Представление о стихийных явлениях и процессах в мире живой природы.

Практические работы. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Важнейшие понятия 5–6-го классов

География, природные и антропогенные объекты, Солнечная система, пояса освещенности, земная кора, литосфера, рельеф, равнины, горы, выветривание, атмосфера, амплитуда температур, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, гидросфера, океан, море, река, бассейн реки, режим реки, озеро, биосфера, почва, географическая оболочка, географические системы, географическая среда, природные и антропогенные системы, городская среда обитания, ноосфера.


[1]* Программа обеспечена учебниками: Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А. География. Мир Земли. Учебник для 5-го класса. – М. : Баласс, 2011; Кошевой В.А., Родыгина О.А. География. Мир Земли. Учебник для 6-го класса. – М. : Баласс, 2011; Душина И.В., Притуло Т.Ю., Смоктунович Т.Л. География. Земля – планета людей. Учебник для 7-го класса. –  М. : Баласс, 2011; Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География. Моя Россия. Учебник для 8-го класса. – М. : Баласс, 2011; Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География. Моя Россия. Учебник для 9-го класса. – М. : Баласс, 2011.

[2]** Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 87–92.

[3]* Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72–141.

[4]* Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Учебник для 1-4-го классов. – М. : Баласс. 2011.

[5] См.: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по курсу «География», 5 класс («Наша Земля»)

из расчёта 1 час в неделю, 35 часов

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Даты проведения

план

факт

1.

Раздел I Источники географической информации.

Почему нужно изучать географию

Определять роль географии. Оценивать роль географических методов в развитии современной географии.

2.

Рождение географии

Составлять географическое описание территорий.

3.

Путешествие европейцев в Индию и Китай. Великие географические открытия.

Определять значение кругосветных путешествий.

4.

Географические открытия XVII – XIX веков

Определять роль российских путешественников в развитии географии.

5.

Форма и размеры Земли.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами.

6.

Глобус, параллели и меридианы.

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети.

7.

Географические координаты

Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов.

8.

Географические планы и карты

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба.

9.

Ориентирование.

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута.

10.

Разнообразие карт. Аэро- и космические снимки.

Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.

11.

Обобщение.

Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.

12.

Раздел II. Природа Земли и человек.

Земля – часть Вселенной.

Определять уникальные свойства Земли и важные географические следствия.

13.

Движение Земли и её ритмы.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

14.

Мир земной тверди.

Этажи подземного царства.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

15.

Горные породы и минералы.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

16.

Рельеф Земли. Горы и равнины.

Составлять характеристику разных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океанов – от строения земной коры.

17.

Человек и земная твердь.

Выявлять особенности воздействия человека на земную твердь. Характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на мир земной тверди.

18.

Мир земных вод.

Самое обычное и необычное вещество Земли.

Выделять и характеризовать исключительные свойства воды. Анализировать схему «Круговорот воды в природе».

19.

Твёрдые воды Земли.

Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты.

20.

Мировой океан.

Определять черты сходства и различия океанов Земли.

21.

Реки и подземные воды.

Определять по карте истоки, устья, притоки рек. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану.

22.

Озёра и болота.

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира.

23.

Человек и мир земных вод.

Выявлять особенности воздействия мира земных вод на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

24.

Мир земного воздуха.

Состав и свойства газов воздуха.

Выявлять роль содержащихся в воздухе газов для природных процессов.

25.

Солнечная энергия и температура воздуха.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

26.

Атмосферное давление и ветер.

Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Определять причины образования ветров. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.

27.

Влага в атмосфере.

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

28.

Туманы, облака и осадки.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.

29.

Погода.

Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы.

30.

Человек и мир воздуха.

Выявлять особенности воздействия воздуха на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

31.

Мир земной жизни.

Живое вещество.

Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

32.

Жизнь в воде.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

33.

Жизнь на суше, в воздухе и под землёй.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

34.

Почва.

Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

35.

Обобщение.

Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...