Спецкурс по географии в 7 классе " Ставропольеведение"
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему

Спецкурс по географии в 7 классе " Ставропольеведение" содержит планирование по темам: ГП, природа и население Ставропольского края, Апанасенковского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_office_word.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

   Спецкурс по географии в 7 классе                          « Ставропольеведение»

(планирование)

Автор-составитель Г.Н. Гутор

Пояснительная записка.

          Программа школьного курса« Ставропольеведение» является частью курса географического краеведения для общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края  и предназначена для учащихся 7-х классов.

 Курс «Ставропольеведение»  разработан на основе концепции регионализации общего образования Ставропольского края, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Курс «Ставропольеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования

      Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Ставропольского края, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

        На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

      Проведение практических работ позволяет вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет учащимся осознать прикладное значение знаний по географии.

     Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, району, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю, к своему месту проживания  определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

   Цели: 

  • Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, район  (его традиции, памятники природы, истории и культуры).
  •  Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

   

  Задачи:

  • создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;
  • научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • формировать экологическую культуру, личностно-ценностное отношение к своему родному краю, умение определять уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  • воспитывать патриотические чувства к родному месту жительства, к России, деятельную любовь гражданина к своей стране;
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  •  стимулировать стремление учащихся знать как можно больше о родном крае, интерес   к краеведению через экскурсии, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни,  видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Особенности программы.

    Курс «Ставропольеведение» рассчитан для  учащихся 7 класса  на 35 часов  (по 1 часу в неделю) согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Ставропольского края.

     Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей,  сельская и школьная библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями, сбором интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций.

     Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Требования к уровню подготовки уч-ся

В результате изучения географии Ставропольского края ученик должен знать:

  • историю географических исследований в Ставропольском крае и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Ставропольского края;
  • геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
  • особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Ставропольского края, Апанасенковского района;
  • природно-антропогенные ландшафты и их современное состояние, Ставропольского края, Апанасенковского района, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории;
  • географию хозяйственной деятельности Ставропольского края.

уметь:

  • выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
  • уметь анализировать природные закономерности и явления.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
  • решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

прогнозировать:

  • рациональное использование природных ресурсов.

№ темы

№ занятия

Наименование раздела, темы

Теория

практика

1

1

Географическое положение Ставропольского края  на карте России и мира. Географические исследования в Ставропольском крае и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Ставрополья.                                          Практическая работа: Определение по карте протяженности края   в градусной мере и километрах. Определение  географических координат различных точек местности.

0.5

0.5

2

Административное деление края. Апанасенковский район на карте Ставропольского края.

1

3

Практическая работа: Оценка степени выгодности географического положения Апанасенковского района. Определение протяженности района с севера на юг и с запада на восток. Определение с помощью карты расстояний от с. Дивного до г. Ставрополя, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Ростов-на- Дону, г. Элисты.

1

2

4

Тектоника и геологическая летопись края. 

Тектоническое строение Ставропольского края.

 

1

5

Геологическое строение  края.

1

6

Практическая работа: Изучение геологического профиля .

1

3

7

Минеральные ресурсы. 

Классификация полезных ископаемых  края.  Выяснить закономерности размещения полезных ископаемых.

1

8

Практическая работа: Составление карты «Минерально-сырьевая база Ставропольского края».

1

4

9

Рельеф.  Общая характеристика рельефа Ставропольского края.

Практическая работа: Нанесение  основных форм рельефа на контурную  карту.

0.5

0.5

10

Тектоника и рельеф Апанасенковского района.

1

11

Практическая работа: Описание форм рельефа в окрестностях школы.                                                          

1

5

12

Климат  края.  Общая характеристика климата Ставропольского края. Климатообразующие факторы.

Практическая работа: Обозначение стрелками на контурной карте различных типов воздушных масс, проникающих на территорию Ставропольского  края.

0.5

0.5

13

Практическая работа:  Выявление причин, вызывающих частые изменения погоды в своей местности.

Описание климата Апанасенковского района, своей местности.

1

14

Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Стихийные природные явления на территории края.

1

15

Защита мини-проектов: Климатические ресурсы края.

1

6

16

Внутренние воды. Общая характеристика внутренних вод  края.                            Практическая работа:  Обозначение на контурной карте крупные рек  и озёр края.

0,5

0,5

17

Внутренние воды Апанасенковского района.

Практическая работа:  Характеристика одной из рек края, своего района по плану. Определение возможностей её хозяйственного использования.

1

7

18

Многообразие природы. Почвы, растительность, животный мир края, Апанасенковья.

1

19

Особо охраняемые территории края.

Творческая работа на тему « Правда ли, что Кавминводские здравницы лучшие в России?»

1

20

Охрана природы Апанасенковья. Заказник Маныч-Гудило. Орнитофауна.

1

21

Краеведческая конференция на тему:                            « Сохраним для потомков».

1

22

Обобщение на тему « Природа края».

1

8

23

Население и хозяйство .

Население Ставропольского края.

1

24

 Население Апанасенковского района.

Практическая работа: Определение структуры населения  района, своего места жительства.

0,5

0.5

25

Типы населенных пунктов.

Творческая работа на тему  « От чего географические имена края такие разные?»

1

26

Ставрополь - краевой центр.

 Творческая работа на тему « Каков он, город Ставрополь, столица края?»

1

27

Населенные пункты Апанасенковского района.  Районный центр - село Дивное.

0,5

0,5

Практическая работа:

Составление авторского варианта герба своего населенного пункта.

28

Экскурсия в сельскую библиотеку.

Знакомство с известными людьми Апанасенковья.

1

29

География сельского  хозяйства Ставропольского края.

1

30

География промышленности Ставропольского края.

1

31

Практическая работа: Изучение местного предприятия по плану.

1

32

Закрепление темы  «Экономика и хозяйство края»

1

9

33

Природные комплексы.

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.

Практическая работа: Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия.

1

34

Практическая работа: Составление простейшего плана местности.

1

35

Итоговое занятие по всему курсу: «Ставропольеведение» (в игровой форме  )

Итого

21+1

13

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Географическое положение края (3 ч)

Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы. Административное деление края. Место Апанасенковского района на административной карте.  Географические исследования в Ставропольском крае и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Ставрополья.

Практические работы: Определение по карте  протяженности края в градусной мере и километрах. Определение географических координат различных точек местности.

Оценка  степени выгодности географического положения  Апанасенковского района. Определение протяженности района с севера на юг  и с запада на восток. Определение с помощью карты расстояния от с. Дивного до г. Ставрополя, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Ростов-на- Дону, г. Элисты.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Тектоника и геологическая летопись (3 ч)

Тектоническое строение Ставропольского края.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Геологическое строение края. Геологическая история развития территории. 

Практическая работа: Изучение геологического профиля.

 Минеральные ресурсы (2 ч)

Классификация полезных ископаемых края. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча  и использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию  местности.

Практическая работа: Составление карты «Минерально-сырьевая база Ставропольского края».

 Рельеф (3 ч)

 Общая характеристика рельефа Ставропольского края. Тектоника и рельеф Апанасенковского района. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Ставропольского края. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района.

Практические  работы: Нанесение основных форм рельефа на контурную карту. Описание форм рельефа в окрестностях школы.  

       План описания:                                                                                                  

  1. географическое положение;
  2. размеры в длину, ширину, высоту (глубину);
  3. геометрическая форма;
  4. составные части;
  5. происхождение;
  6. обнажения.

  Климат  ( 4ч)

Общая характеристика климата Ставропольского края, Апанасенковского района. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края.

Практические работы: Обозначение стрелками на контурной карте различных типов воздушных масс, проникающих на территорию Ставропольского  края.  Выявление причин, вызывающих частые изменения погоды в этой местности.

Описание климата Апанасенковского района, своей местности.

 Внутренние воды (2 ч)

Общая характеристика внутренних вод края, Апанасенковского района. Главные речные системы, водораздел, бассейны. Роль рек в развитии сельского хозяйства края, своего района.

Практические работы: Обозначение на контурной карте крупных рек  и озёр края. Характеристика одной из рек края, своего района по плану. Определение возможностей её хозяйственного использования.

План описания:

1. В какой части края течет?

2. Где берет начало? Куда впадает?

3. В каком направлении течет?

4. Объясните зависимость характера течения от рельефа

5. Определите источники питания реки.

6. Каков режим реки и как он зависит от климата?

  Многообразие природы (5ч)

Почва – особый компонент природы Ставропольского края. Основные типы почв края, своего района. Зона каштановых почв. Зона чернозёмных почв. Плодородие и охрана почв. Растительный покров. Карта растительности. Типы растительности на Ставрополье: растительность полупустынь, степей, лесостепей и пойм. Животные Ставрополья. Фауна полупустынь, степей, лесов, среднегорий и водоёмов. Охрана растительности  и животного мира края. Особо охраняемые территории.

Творческая работа на тему «Правда ли, что Кавминводские здравницы  лучшие в России?»

Школьная  конференция на тему: « Сохраним для потомков».

 Население и хозяйство Ставропольского края  (10 ч)

Население Ставропольского края, Апанасенковского района, своего населенного пункта. Типы населенных пунктов. Топонимы края. Комплексная характеристика  Ставрополя, Дивного, своего населенного пункта. Знакомство с известными людьми Апанасенковья.

География сельского хозяйства. География промышленности  и хозяйства Ставропольского края.

Практические работы: Изучение местного предприятия.                                         Описание сельскохозяйственного предприятия  по примерному плану:

  1. название и местонахождение;
  2. производимая продукция;
  3. факторы, обусловившие появление предприятия именно в вашем населенном пункте;
  4. история развития;
  5. количество работающих;
  6. рынок сбыта.

Составления авторского варианта герба своего населенного пункта. Творческие  работы на тему: « Отчего географические имена края такие разные?» « Каков он, город Ставрополь, столица края?». Экскурсия в сельскую библиотеку.

 Природные комплексы Ставропольского края (4 ч)

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Изучение и описание природных комплексов  своего  населенного пункта. Объяснение взаимосвязей, существующих между компонентами природного комплекса. Выявление изменений в компонентах природы, связанных с деятельностью человека.

Практические работы:  Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия. Составление простейшего плана местности.

Итоговое занятие(1ч) 

Экскурсии

 Содержание и объекты экскурсий выбираются учителем. Экскурсии в природу желательно планировать в типичные для района природные и культурные комплексы. Экскурсии должны носить комплексный характер, сопровождаться индивидуальными, групповыми и фронтальными заданиями учащимся.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать/понимать: основные географические понятия, расположение края на карте мира; закономерности природы своего края: тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды

                                                                                                                                                               Уметь: описывать особенности природы своего края, района выявлять причинно - следственные связи явлений природы,  наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать  в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карты – схемы территорий.

Применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной  форме, анализировать тематические карты.

НОМЕНКЛАТУРА

Рельеф. Вулканический район Пятигорья, Ставропольская возвышенность, Ставропольские высоты, Прикалаусские высоты, Прикумская возвышенность, Кубано-Суркульская депрессия, Прикубанская равнина, Терско-Кумская равнина,  Кумо-Манычская впадина,    Восточно-Кубанская наклонная равнина, Минераловодская наклонная равнина,  Кабардинская наклонная равнина, г.Стрижамент, г.Машук, г.Бештау, г.Брык.

Месторождения: нефти и газа - Нефтекумск, Ставропольско-Сенгилеевский газоносный район; лечебной грязи - оз. Тамбукан; минеральных и термальных вод; поваренной соли .

Внутренние воды. Реки -  Кубань, Егорлык, Калаус, Кума, Кура, Терек .

Озёра -  Птичье Солёное, Довсун, Дадынское, Маныч-Гудило, Лушниковское, Тамбукан. Водохранилища – Сенгилеевское, Чограйское, Отказненское, Новотроицкое. Каналы – БСК, Невинномысский.

Населенные пункты: Города, районные центры края, населенные пункты Апанасенковского района.

Литература

  1. Белозёров В.С., Магомедов К.А. Экономическая и социальная география Ставропольского края. 9 класс, Ставрополь,1987г.

  1. Белозеров В.С.  и др. География Апанасенковского района, СГУ, 2008 г.

  1. Бутенко Н.И., Савельева В.В., Шальнев В.А. Физическая география Ставропольского края, Ставрополь,  2000г.

  1. Гниловской В. Г.Занимательное краеведение, Ставропольское книжное издательство,1974г.

  1. Ивановский В.А. География Ставропольского края. 8 -11 класс, Ставрополь,1999г.

  1. Ивановский В.А., Ивановский В.В. Ставропольский край. Занимательные вопросы и краткие ответы. Ставрополь,1999г.

  1. Ивановский В.А., Ивановский В.В. География Ставропольского края. Начальный курс. Ставрополь,1999г.

  1. Круглов А.И. Задачник по краеведению. Ставропольское книжное издательство,1999г.

  1. Маркова И. А., Сабельникова-Бегашвили Н. Н. Рабочая тетрадь по географии                   « Ставропольеведение 8-9». Ставрополь, «Сервисшкола»,2012 г.

  1. Румынина Н. С. Программа для общеобразовательной основной школы и примерное    тематическое планирование к курсу «География Ставропольского края». Ставрополь, 2004

  1. Савельева В.В., Магомедов К.А. География Ставропольского края, Ставропольское книжное издательство,1987г.

  1. Ставропольеведение: методические рекомендации в помощь учителю по курсам «Физическая география Ставропольского края», «Экономическая и социальная география Ставропольского края»(8-9 классы)/авт.-сост.: Н.Н. Сабельникова-Бегашвили,О.А. Юрова,И.А.Макова и др.-Ставрополь: Сервисшкола,2012.

  1. Физическая география Ставропольского края, под ред. Савельевой В.В., Шальнева   В.А., СКИПКРО, 1995г.

  1. Экология Ставропольского края . 9 – 11 классы. Под ред. Вишняковой В.Ф.,   Ставрополь,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Спецкурс для 10-11 класса "Социологические методы исследования"

Спецкурс расчитан на 1 час в неделю. Является дополнением к работе с одаренными детьми.Цель: обучение социологическим методам исследования для применения их в исследовательской работе....

Программа ориентированного спецкурса по математике 8 класс

Пояснительная запискаЭлективный курс «Математические чудеса и тайны» предназначен для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, является предметно- ориентированным и направлен на углубленное изу...

Спецкурс по математике (8 класс)

Данный спецкурс реализует взаимосвязь между предметами математики и информатики. Его цель - углубление знаний учащихся по теории вероятностей....

Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....

Рабочая программа спецкурса "За страницами учебника географии". 6 класс.

Программа разработана с учетом всех требований ФГОС  и направлена на активизацию  познавательного интереса учащихся к географии.В программе расписаны планируемые  предметные, метапредме...