Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Гущина Светлана Николаевна

Автор учебника Е.М. Домогацких, 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx79.17 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Название темы урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Количество часов

Практическая работа

Домашнее задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

9

10

Географическ-ое положение

(3 часа)

1

Введение в

географию России. Гео-графические карты для изучения географии России.

Вводная лекция с элементами беседы

Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Территория и акватория. Государственная территория России

Знают специфику географического положения Российской Федерации. Понимают связь между географическим положением и другими компонентами природы

1

§1,

вопросы и задания, с. 12. Определение координат крайних точек

2

Россия на карте мира. Границы Росси. Особенности географического положения Тульской области.

Актуализация знаний и умений

Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации

Знают особенности границ России.

Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации

1

Практическ-ая работа. №1 

«Определен

ие      координат крайних точек»

§1

3

Часовые зоны России

Практикум

Россия на карте часовых поясов.

Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия.

Умеют определять местное, поясное, декретное, летнее время

1

Практическ-ая работа №2 «Определение поясного времени для разных городов России»

§2,

итоговый тест, с. 16-18

Исследование Территории России (2 часа)

4

Формирование территории России. Землепроходцы Европей-ского Севера, За-падной и Восточной Сибири

Изучение

нового

материала

Формирование и освоение государственной территории России.

Изменение границ страны на разных и И.Москвитин,С.Дежнев,Е.Хабаров, И.Камчатой, В.Беринг, В.Н.Татищев сторических этапах.

В. Атласов, А.Чириков, С.Челюскин,Д. и Х. Лаптевы, Врангель, Седов        Докучакв, Норденшельд, ГЯ .Седов,О.Ю.Шмидт,

Вилькицкий,

Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей.

Умеют находить и анализировать различные источники информации

1

§3

5

Географические открытия в России XVIII- XIX веков

Практикум

1

§4,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Геологическое строение и рельеф

(6 часов)

6

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Изучение

нового

материала

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.  А.Е.Ферсман,

В.А.Обручев,

И.М.Губкин

Знают особенности геологического строения территории России, области современного горообразования

1

§6

7

Тектоническое строение. Крупные тектонические формы страны

Исследование

Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа

Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры

1

§7

8

Важнейшие особенности рельефа.  Формы рельефа Тульской области

Практикум

Особенности распространения крупных форм рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. - Древнее и современное оледенения.  В.А. Обручев

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы

1

§8, учебник по Тул. обл.

9

Современное развитие рельеф Полезные ископаемые Тульской области а.

Изучение нового материала

Эндогенные и экзогенные процессы.  И.М. Губкин

Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адап-тации человека к условиям окружающей среды

1

§8

10

Влияние ре-льефа на жизнь человека. Опас-ные природные явления

Практикум

А.Е. Ферсман.  Изменение рельефа человеком

1

Пр.работа №3.

Установление связи между формами ре-льефа, тектоникой и полезными ис-копаемыми.

§9

11

Обобщение по теме: «Рельеф, геологическое строение, мине-ральные ресурсы»

Должны знать особенности форм рельефа России, его связь со строением литосферы и современные рельефообразующие процессы и, связанные с ними опасные природные явления, знать закономерности размещения полезных ископаемых страны и основные минеральные ресурсы, а также проблемы их рационального использования. Уметь находить на карте крупные фор-мы рельефа России и уметь объяснять как литосфера и рельеф влияют на другие компоненты природы, жизнь и хозяйствен-ную деятельность человека.

1

Климат и погода (7 часов)

12

Особенности климата России. Клима-тообразующие факторы

Вводная лекция с элементами эвристической беседы

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. А.И. Воейков

Знают факторы, определяющие климат России

1

§10

13

Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономер-ности рас-пределения тепла и влаги: О; К; И

Практикум

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны

Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны

1

§11

14

Климатические пояса и типы климатов России

Актуализация знаний и умений

Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов

Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климато- граммы

1

§12

15

Погода. Типы воздушных масс. Атмо-сферные фронты, цик-лоны, анти-циклоны.

Изучение

нового

материала

Воздушные массы, атмосферные фронты. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений

Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «атмосферные фронты». Описывают особенности погоды отдельных территорий.

Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта

1

§13,14

16

Климат и по-года и их влияние на хоз.деятель-ность людей

Комбинированный

Циклоны и антициклоны

Объясняют причины образования циклонов и антициклонов

1

Пр. работа. №4

Составление прогноза погоды по имеющимся дан-ным.

§14

17

Изменение климата под влиянием разных фак-торов.

Практикум

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления

Составляют краткую географическую характеристику климата территории на основе разнообразных источников географической информации. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

1

§15

18

Обобщающий урок по теме «Климат и погода»

Обобщение знаний

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

1

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Моря и внутренние воды (7 ч)

19

Своеобразие морей России, их органиче-ский мир и природнохоз. значение

Изучение

нового

материала

Моря, омывающие Россию: бассейнам каких океанов принадлежат, особенности их природы, хозяйственное значение. В.Беринг, ГИ.Невельский

Знают моря, омывающие Россию, их особенности. Объясняют причины разнообразия органической жизни в них

1

Пр. работа. №5

Характеристика моря по алгоритму.

§ 16 Характеристика морей по плану, с. 99

20

Воды суши, их виды.

Реки России.

Характеристика рек.

Крупнейшие реки Тульской области

Актуализация опорных знаний

Виды вод суши на территории страны.

Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом

Знают понятия: «длина», «бассейн», «водораздел», «питание и режим реки». Определяют их зависимость от рельефа и климата

1

Пр.работа. №6

Определение по тематическим картам режима пита-ния, особенностей стока и т.д.

§ 17

21

Распределение рек по бассейнам океанов

Актуализация опорных знаний Практикум

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Характеристика крупнейших рек страны.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России

Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования

1

§ 18, закончить работу на контурных картах

22

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники.

Изучение новой темы

Крупнейшие озера, их происхождение.

Болота: низинные, верховые. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Ледниковые периоды и межледниковые эпохи.

Знают определения понятий: «озера», «болота». Показывают на карте крупнейшие озера, болота. Определяют возможности хозяйственного использования. Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения

Знают и показывают на карте границы максимального покровного и горно-долинного оледенения.

Объясняют причины их распространения и роль в природе

1

§ 19, 20 тест, с. 127- 128

23

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве.

Мелиорация

Актуализация опорных знаний

1

§21

24

Практическая работа №7

1

Пр.работа №7

Оценивание регионов России обеспеченностью водными ресурсами

номенклатура

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

25

Обобщающий урок по теме «Моря и внутренние воды»

Обобщение

1

Почвы и почвенные ресурсы (4 ч)

26

Почва, ее со-став, строение, почвооб-разующие факторы

Актуализация опорных знаний

Почва - особый компонент природы.

Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Почвенные горизонты. В.В. Докучаев

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв

1

§ 23, тест, с. 139- 140

27

Закономер-ности рас-пространения почв. Почвенные ресурсы. Почвы Тульской области.

Практикум

Размещение основных типов почв. Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России.

Изменение почв в ходе их хозяйственного использования

Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов

1

Р.К.

§24

28

Изменение почв, борьба с эрозией и загрязнением почв.

Практикум

Эрозия почв.

Природные зоны (5 ч)

29

Природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь внутри комплекса

Актуализация опорных знаний

Зональные и азональные природно-территориальные комплексы (ПТК). Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.  . В.В. Докучаев. Л.С. Берг Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие это разнообразие. Памятники всемирного природного наследия. Высотная поясность

Знают и объясняют взаимосвязь компонентов в зональных и азональных природно-территориальных комплексах (ПТК)

1

§25, задание, с. 146

30

Природная зона как природный комплекс. Арктические пу-стыни и тундры

Практикум

Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов. Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие растительного и животного мира зональных природных комплексов.

Характеризуют особенности азональных природных комплексов

1

Пр.работа №8

Выявление зависимости между компонентами природы на при-мере одной из природных зон.

§26, задание, с. 150- 151

1

2

3

4

5

6

7

9

10

31

Леса умеренного пояса. Ресурсы расти-тельного и животного мира. Растительный  мир Тульской области

Практикум

Зональные и азональные природно-территориальные комплексы (ПТК). Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие это разнообразие. Памятники всемирного природного наследия. Высотная поясность

Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов. Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие растительного и животного мира зональных природных комплексов.

Характеризуют особенности азональных природных комплексов

1

 

§27

32

Степи, лесо-степи, полу-пустыни, пустыни, субтропики

Практикум

1

§28

33

Зональные и азональные

Природные комплексы; высотная поясность.

Животный мир Тульской области

Актуализация опорных знаний

Биологические ресурсы, их рациональное использование Меры по охране растительного и животного мира. Заповедники.

Особо охраняемые природные территории

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения обеспеченности страны биологическими ресурсами Составляют краткую географическую характеристику разных территорий

1

Пр.работа №9

Прогнозирование изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого.

§ 29, тест, с. 165— 166

Крупные природные районы России (33 ч)

Островная Арктика (1 ч)

34

Островная Арктика

Особенности природы.

Объяснительно- иллюстративный

Характеристика арктических островов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природы. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы. О.Ю. Шмидт

Характеризуют природу арктических островов. Прогнозируют возможность использования территории в хозяйстве. Определяют экологические проблемы

1

§30

Восточно-Европейская (Русская) равнина (5 ч)

35

Физико - гео-графическое положение равнины. Ре-льеф и геоло-гическое строение

Лекция с элементами беседы

Географическое положение, геологическое строение и история его развития. Рельеф и полезные ископаемые

Знают особенности рельефа и полезные ископаемые.

Объясняют зависимость полезных ископаемых от геологического строения территории

1

§31, вопросы, с. 178

36

Связь полезных ископаемых с формированием рельефа.

Актуализация опорных знаний

Климат и факторы, его образующие. Гидрография.

Природные зоны, природные ресурсы

Знают климатообразующие факторы. Объясняют причины разнообразия природных зон

1

Пр. работа. № 10

Составление профиля через Русскую равнину с севера на юг и с запада на восток

§ 32, тест, с. 193- 194

37

Особенности климата рав-нины. Благо-приятность для жизни человека.

Практикум

Взаимосвязи между компонентами природы в разных природных зонах. Влияние природных условий на жизнь людей. Заповедники. Особо охраняемые природные территории

Составляют краткую географическую характеристику природно-территориальных комплексов. Устанавливают причинно-следственные связи

1

§33,34

38

Крупнейшие реки и озера равнины.

Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники.

Объясни- тельно- иллюстра- тивный

Презентация по заповедникам Русской равнины.

1

39

Экологические проблемы – последствия интенсивной хозяйственной деятельности человека.

Практикум

1

Кавказ (3 ч)

40

Геологическая история и рельеф

Изучение

нового

материала

Географическое положение, геология, рельеф и полезные ископаемые

Знают и показывают формы рельефа. Объясняют причины и следствия большой высоты

1

Пр.работа №11

Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

§35

41

Особенности природы

Кавказского региона (кли-мат, оледенение, реки).

Практикум

Уникальные природные особенности и рекреационные ресурсы, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Высотная поясность, горное оледенение

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Кавказских гор

1

§36

42

Агроклима-тические, рек-реационные ресурсы Кавказа. Заповедники

Практикум

Урал (4 ч)

43

Урал-каменный пояс России. Освоение и изучение Урала.

Актуализация опорных знаний

История геологического развития, рельеф и полезные ископаемые. Пещеры. В.В. Татищев

Знают геологическую историю региона. Объясняют особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых

1

§37

44

Пограничное положение Урала между европейской частью и Сибирью России.

Практикум

А.Е. Ферсман. Особенности природы Северного, Среднего и Южного Урала.

Объясняют причины разного количества осадков на западных и восточных склонах.

Знают истоки рек

1

§ 38, тест, с. 221- 222

45

Особенности климата Урала.

Урал как водораздел крупных рек.

Практикум

Высотная поясность

Причины разного количества осадков на западных и восточных склонах. Водораздел для рек европейской части и Западной Сибири.

Характеризуют особенности природы природно- территориального комплекса Урала и причины слабо выраженной высотной поясности гор

1

Пр.работа. №12

Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала. (Или составление профиля через Уральские горы с запада на восток в различных районах Урала).

§39

46

Обобщающий урок по природе регионов европейской части России.

Обобщение

1

Западно-Сибирская равнина (4 ч)

47

Западно-Сибирская равнина-

Одна из круп-нейших низменностей мира.

Изучение

нового

материала

История образования крупнейшей низменности планеты, современный рельеф и полезные ископаемые

Знают геологию. Называют и показывают формы рельефа и месторождения полезных ископаемых

1

§ 40, работа

с контурной картой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

48

Влияние рельефа на фо-рмирование климата и внутренних

вод равнины

Эвристическая беседа

Особенности климата южных и северных районов, причины заболоченности, бассейн Оби

Объясняют причины заболоченности. Показывают и характеризуют бассейн Оби

1

§ 41, тест, с. 237- 238

49

Природно-территориа

льные комп-лексы Запа-

дной Сибири

Практикум

Природные комплексы Западной Сибири, степень антропогенного воздействия и трудности освоения территории

Знают ПТК Западной Сибири.

Оценивают степень антропогенного воздействия. Объясняют причины слабой освоенности территории

1

§42

50

Оценка природных условий для жизни и быта человека

1

Пр.работа №13

Составление схемы, объясняющей законо-мер-ности распространения болот на терри-тории региона, а также описание трудностей в освоении Западной Сибири.

Средняя Сибирь (4 ч)

51

Географическое положение. Рельеф и геологическое строение.

Изучение

нового

материала

Современный рельеф и причины его образования. Д.Я. Лаптев

Знают и показывают формы рельефа, месторождения природных ископаемых.

Объясняют причины образования рельефа

1

§43

52

Взаимосвязь полезных ископаемых Средней Сибири и геологического строения

Актуализация опорных знаний

В.А. Обручев. Траппы, кимберлитовые трубки, булданахи (бугры пучения)- гид-ролакколиты, полигоны,

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений

1

§44

53

Особенности формирования климата Средней Сибири. Самые мощные ГЭС

Причины и черты резко континентального климата, крупнейшие реки России: Лена и Енисей.  Сибирский (Азиатский) антициклон

1

54

Природные зоны. Трудности в

освоении при-родных

богатств.

Природа тундры и тайги.

1

Пр. работа №14

Характеристика жизни человека в суровых условиях Норильска

Северо-Восток Сибири (4 ч)

55

От западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья.

Актуализация опорных знаний

Среднегорный рельеф и история его формирования. И.Д. Черский Резко континентальный климат (полюс холода Северного полушария)

Выделяют, описывают и объясняют особенности рельефа и климата

1

§ 45, повторить §43,44, тест, с. 263- 264

56

Геология и полезные ископаемые

Практикум

    Омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, ископаемый (жильный) лед, «оловянный пояс»,

Объясняют особенности природы, растительного и животного мира природно-территориального комплекса

1

§46

57

Резко конти-нентальный климат. Реки со снеговым питанием и летним половодьем

Актуализация опорных знаний

Резко континентальный кли-мат (полюс холода Северного полушария). В.В. Прончищев.

  Многолетняя мерзлота. Реки: Яна, Индигирка, Колыма с ценными породами рыб.

1

58

Особеннос

ти природных зон: тундра и светлохвойная тайга.

Актуализация опорных знаний

Д.Я. Лаптев. Арктическая тундра и тайга

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Горы Южной Сибири (3 ч)

59

Геологическое строение и рельеф. Рудная кладовая страны. Области землетрясений

Актуализация опорных знаний

История геологического развития, современный рельеф, исключительное богатство полезными ископаемыми.  П.С.    Паллас.  Возрожденные горы, геологические разломы

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири

1

Практическая работа №15 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая»

§47, вопросы, с. 270

60

Межгорные котловины и тектонические озера. Байкал.

Экологические проблемы

Практикум

    В.А. Обручев  

. Озеро Байкал

1

§ 48, тест, с. 281- 282

61

  Контрастность климатических условий. Высот-ная поясность. Степи

Забайкалья

Практикум

    Климатообразующие факторы, Сибирский (Азиатский) антициклон.

Истоки рек: Лены, Енисея, Оби, Амура  Особенности высотной поясности гор Южной Сибири, богатство природными ресурсами.

Охрана природы, заповедники

Сравнивают высотную поясность Алтая, Забайкалья и Станового нагорья. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

1

§49

Дальний Восток (4 ч)

62

Дальний Восток-край встречи севера с югом

Эвристическая беседа

с элементами практикума

Геологическая активность территории (район современного горообразования) и рельеф.

Стихийные бедствия.  Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов,

Е. Хабаров, И. Москвитин, Н.М. Пржевальский,

ГИ. Невельский, А. Лаперуз

Знают и показывают формы рельефа, объясняют причины образования. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

1

§50

63

Муссонный тип климата. Климатические контрасты

Севера и юга.

Реки и ГЭС.

Актуализация опорных знаний

Муссонный и морской типы климата, тайфуны и наводнения.

Река Амур и ее притоки. Особенности природы тундры, лесотундры и тайги

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений

1

§51

64

Уникальные природные комплексы.

Уссурийская тайга.

Практикум

Природа Камчатки, Курильских островов и Сахалина, богатство растительного и животного мира. Вулканизм и горячие источники.

      Приморье и Приамурье: осо-бенности природы. Смешение северных и южных видов животных и растений.

Заповедники

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

1

§ 52, 53 тест, с. 302- 303

65

Обобщающий урок по природе регионов азиатской части России.

Обобщение

1

-

Природа и Человек (2 ч)

66

Влияние при-роды на человека и наоборот. Благоприятные и небла-гоприятные

условия

Актуализация опорных знаний

Влияние природы на человека и деятельности человека на природу.

Охрана природных ресурсов.

Вернадский,

Вавилов,

Тимирязев

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

1

Сочи 20»

§54

67

Роль географии в современной науке.

Географические прогнозы.  Прогноз изменения участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали

Дискуссия

Роль географии в решении практических задач, связанных с рациональным природопользованием

Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования

1

§55, вопросы, с. 315— 316

68

Обобщающее повторение

Обобщение и систематизация знаний

Природный и ресурсный потенциал России. Взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человеческой деятельности

Решают проблемные вопросы.

Устанавливают причинно-следственные связи. Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

1

-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Планирование  составлено на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
  • авторской программы: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 56с.

В основу планирования положены цели изучения курса географии:

Общеучебные

  • Овладение конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и для изучения смежных дисциплин.
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для географической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
  • Формирование представлений о географии как части общечеловеческой культуры, понимания значимости географии для общественного процесса.

Предметно-ориентированные

  • Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
  • Освоение системы географических знаний об Архангельской области как целостном, сложном, динамично развивающемся географическом пространстве, в котором происходит жизнедеятельность и саморазвитие личности.

Задачи:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства.
  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства.
  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране.
  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
  • Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические процессы и явления.
  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Учебник:  Домогацких, Е. М. География : учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

Методическое сопровождение:

  • Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области/ под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А.Спиричевой, Л.И.Уваровой – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2005. – 96с.
  • География 8кл. : Атлас. – М.:дрофа; издательство ДИК, 2013. – 48с.
  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. // М., Русское слово, 2013.

Содержание программы:

№ темы

Название темы

Количество часов по авторской программе Домогацких Е.М.

Пояснение по корректировке часов в тематическом планировании

Часов

Практических  

работ

их

раб.

Лабораторных

работ

Контр. работ

Часов

Практических работ

Контр.  работ

(итоговых уроков)

Региональный компонент

I

Общая физическая география России

32

33

В тематическом планировании по сравнению с программой произошли изменения в расчасовке:

Раздел «Общая физическая география России» - добавлен 1 час итогового обобщения по разделу.

В разделе «Крупные природные районы России» - сокращены по 1 часу изучение некоторых районов нашей страны, но прибавлены часы по теме «Восточно-Европейская (Русская) равнина» т.к именно в этой теме удобней более полно раскрыть темы регионального компонента.

Раздел «Человек и природа» - добавлен 1 час итогового повторения.

1

Географическое положение

3

2

3

2

2

2

Исследование территории

2

2

1

3

Геологическое строение

5

1

6

1

1

3

4

Климат и погода

7

2

7

1

1

2

5

Моря и внутренние воды

8

3

7

3

1

5

6

Почва почвенные ресурсы

2

4

1

7

Природные зоны

5

2

5

2

1

2

II

Крупные природные районы России

33

33

1

Островная Арктика

1

1

2

Восточно-Европейская (Русская) равнина

5

1

5

1

1

6

3

Кавказ

3

1

3

1

2

4

Урал

4

1

4

1

1

5

Западно-Сибирская равнина

4

1

4

1

6

Средняя Сибирь

3

1

4

1

7

Северо-Восток Сибири

3

4

8

Горы Южной Сибири

4

1

3

1

9

Дальний Восток

5

4

1

III

Природа и человек

2

2

1

1

1

Резерв времени

ИТОГО

68

16

68

15

3

8

23

В ведении уроков применяются виды контроля: устный, письменный и фронтальный опрос.

Практические работы

№ работы

№ урока

Тема работы

Тема раздела

Дата проведения

1

1

Практическая работа №1 «Определение координат крайних точек»

Географическое положение России

2

3

Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных городов России»

Географическое положение России

3

10

Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

Геологическое строение и рельеф

4

16

Практическая работа №4 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

Климат и погода

5

19

Практическая работа №5 «Характеристика моря по алгоритму»

Моря и внутренние воды

9

20

Практическая работа №6 «Определение по тематическим картам режима питания, особенностей стока..»

Моря и внутренние воды

7

24

Практическая работа № 7 « Оценивание регионов России обеспеченностью водными ресурсами»

Моря и внутренние воды

8

30

Практическая работа №8 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

Природные зоны

9

33

Практическая работа №9 « Прогнозирование изменения одного из компонентов природно- территориального комплекса при заданном изменении другого»

Природные зоны

10

36

Практическая работа №10 «Составление профиля через Русскую равнину»

Восточно-Европейская (Русская) равнина

11

40

Практическая работа №11 «Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.»

Кавказ

12

45

Практическая работа №12 «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа»

Урал

13

50

Практическая работа №13 «Объяснение закономерностей распространения болот и трудностей в освоении территории»

Западно-Сибирская равнина

14

54

Практическая работа №14 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска»

Средняя Сибирь

15

59

Практическая работа №15 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая»

Горы Южной Сибири

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:
  • Предмет изучения географии России
  • Основные средства и методы получения географической информации
  • Субъекты РФ
  • Пограничные государства
  • Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ
  • Границы часовых поясов
  • Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории
  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах
  • Распределение рек страны по бассейнам  океанов
  • Основные области современного оледенения и крупные ледники
  • Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах
  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования
  • Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные
  • Народы, наиболее распространенные языки, религии
  • Примеры рационального и нерационального размещения производства
  • Объекты всемирного культурного и природного наследия России
  • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.)
  • Экологически неблагополучные районы России
  • Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
  1. Определять (измерять):
  • Географическое положение объектов
  • Разницу в поясном времени территории
  • Погоду по синоптическим картам
  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации
  1. Описывать:
  • Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое)
  • Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства
  • Особенности быта и религий отдельных народов
  1. Объяснять:
  • Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны
  • Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России
  • Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых
  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога
  • Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность
  • Как составляется прогноз погоды
  • Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком
  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон
  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны
  • Разнообразие природных комплексов на территории страны
  • Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения
  • Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития
  • Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ
  • Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры
  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов
  • Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях
  • Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
  1. Оценивать и прогнозировать:
  • Природно-ресурсный потенциал страны и региона
  • Экологическую ситуацию в стране и регионе
  • Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов
  • Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений
  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.  

Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.   

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!    Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Критерии оценки презентации

Критерии

Баллы

Оценка
группы

Оценка класса

Оценка
учителя

СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Титульный слайд с заголовком

3

Минимальное количество – 10 слайдов

3

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

3

Библиография

3

СОДЕРЖАНИЕ

Сформулированы цель, гипотеза

3

Понятны задачи и ход исследования

3

Использование эффектов анимации

3

Вставка графиков и таблиц

3

Правильность изложения текста

3

Результаты и выводы соответствуют цели

3

ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

3

Слайды представлены в логической последовательности

3

Красивое оформление презентации

3

Единый стиль

3

ОРГАНИЗАЦИЯ

Чёткое планирование работы  группы и каждого учащегося.

3

Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией

3

СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

3

 Общее количество баллов

 

 Принципы подведения итогов:

  1. Результаты, полученные по всем критериям, складываются  и делятся на 3 (среднее арифметическое).
  2. Итоговый балл классифицируется следующим образом:

25 – 34 баллов – оценка «3»

35 -  44 баллов – оценка «4»

45 – 51 баллов – оценка «5 

 

Контроль уровня обученности. Географическая номенклатура.

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря и береговая линия: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Внутренние воды: 

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Рельеф:

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения полезных ископаемых: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Используемый УМК:

Для учителя:

1) Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005.

2) Какорина Г.А., Удалова И.К. География Приморского края. Метод. рекомендации. – Владивосток, 2007.

3) Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 класс. Программный и методический материал углубленного курса изучения географии. – М.: «Евразийский регион», 1999.

4) География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий с электронным приложением/ Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. (Современная школа)

5) Летягин А.А. Тесты по географии. 8-9 кл. – К.: ГИППВ, 1998.

6) Ермошкина А.С. Природа России. Тематический контроль по географии 8 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2000.

7) Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

8) Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. / Редактор-составитель И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Для учащихся: 

1) Атлас. География России: Природа. 8 класс. «Дрофа», 2013 г.

2) Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России: Природа. 8 класс. «Дрофа», 2013 г.

3) Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. // М., Русское слово, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...