Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Левагина Елена Васильевна

Рабочая программа по географии 8 класс. Учебник И.И. Баринова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx100.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7

имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова

г. Петровска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО точных наук:

/_______/    Е.М. Кузнецова

Протокол  № ___

 от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР  МБОУ «ООШ № 7»:            /__________/      О.А. Филянина

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор     МБОУ  «ООШ №  7»:

_____________/     И.В. Еремкина

Приказ от «__»________20__г. №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Левагиной Елены Васильевны

первая квалификационная категория

по географии

8 класс

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от «28» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
  • Примерной программы основного общего образования по географии. Авторы программы  И.И. Баринова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы». Составитель В.В.Курчина— М.:Дрофа, 2011г.
  • Требований к уровню подготовки учащихся 8 класса
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

     Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общая характеристика предмета.

     География России. Природа – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

     Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

     Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

     Место географии в учебном плане.

На изучение курса «Природа России» в учебном плане отводится 68 часов, по 2 часа в неделю. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

 

     Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

            Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Практическая часть: за год контрольных работ – 2;

практических работ-   15

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

1.

Введение

6

2.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

6

3.

Климат и климатические ресурсы

6

4.

Внутренние воды и водные ресурсы

5

5.

Почва и почвенные ресурсы

4

6.

Растительный и животный мир

4

7.

Природное районирование

6

8.

Природа регионов России

19

9.

Особенности природы Саратовской области

6

10.

Человек и природа

4

Содержание тем учебного курса

Введение. (6часов)

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России  

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

Практические работы:

  1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

История заселения и исследования территории России  

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский  период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (25 часов)

Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (6 часов)

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа:

  1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и  месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Климат и климатические ресурсы России.(6 часов)

Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Сумма активных температур.

Практические работы:

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы России(5 часов)

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практическая работа:

  1. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.

Почва и почвенные ресурсы России ( 4 часа)

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Практическая работа:

  1. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России( 4 часа)

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Практическая работа:

  1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира ХМАО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел II. Природные комплексы России(31 час)

Природно-территориальный комплекс.(6 часов)

 Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Практические работы:

1.Характеристика одного из  морей России ( по выбору)

      2.Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)

Природа регионов России.(19 часов)

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практические работы:

  1.Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование        изменений в результате хозяйственной деятельности.

 2.  Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала.

Особенности природы Саратовской области( 6 часов)

Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны  природы и природопользования.

Практическая работа:

    1. Составление характеристики географического положения.  

Раздел III.   Человек и природа. ( 4 часа)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Практические работы:

        1.Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

         2.«Природные уникумы России» (составление карты)

Календарно – тематическое планирование

Первая четверть.

9 недель

№ п/н

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

                                               Введение

6

1.

Что изучает география России.

Источники географических знаний.

1

2.

Россия  на карте мира.  Особенности географического положения по сравнению с другими странами. Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России»

1

3.

Моря, омывающие берега России.

Ресурсы морей. Контрольная работа.

1

4.

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для различных пунктов России».

1

5.

Как осваивали и изучали территорию России.

1

6.

Наша Родина на карте мира (обобщение)

1

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

(25 часов)

7.

Особенности  рельефа России.

1

8.

Геологическое строение  территории. Геохронологическая таблица.

1

9.

Основные тектонические структуры. Тектоническая карта России.

1

10.

Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры»

1

11.

Развитие форм  рельефа.

1

12.

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона (обобщение).

1

13.

Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ.

1

14.

Атмосферные фронты, антициклоны, циклоны

1

15.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

1

16.

Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

1

17.

Зависимость человека от климата.Агроклиматические условия. Неблагоприятные климатические условия.

Практическая работа №5

«Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

1

 18.

Обобщающий урок по теме «Климат».

1

Отметка о выполнении программы и корректировка:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая четверть

7 недель

№ п/н

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

    Сроки проведения

план

факт

1.

Разнообразие внутренних вод России.

Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон

1

2.

Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. Практическая работа №6

«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования»

1

3.

Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

4.

Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами.

1

5.

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России»

1

6.

Почва - особый компонент природы.

Образование почв, их разнообразие.

1

7.

Типы почв России. Закономерности распространения почв.

1

8.

Почвенные ресурсы  страны. Мелиорация земель.

1

9.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа №7

Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

1

10.

Растительный мир России

1

11.

Животный мир России

1

12.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Практическая работа № 8 Составление прогноза изменений растительного и животного мира ХМАО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

1

13.

Природно-ресурсный потенциал России

1

Раздел 2. Природные комплексы России (31 ч)

14.

Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России.

1

Отметка о выполнении программы и корректировка _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третья четверть

10 недель

№ п/н

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1.

Моря как крупные природные комплексы. Практическая работа № 9«Характеристика одного из  морей России ( по выбору)»

1

2.

Природные зоны России

1

3.

Природные зоны России

1

4..

Высотная поясность . Практическая работа №10

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

1

5.

Природная зона своей местности, её экологические проблемы . Обобщение знаний по теме

1

6.

Русская равнина – общая характеристика.

ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

1

7.

Климат и внутренние воды Русской равнины.

1

8.

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы Русской равнины

1

9.

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.  Практическая работа №11

«Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности"

1

10.

Северный Кавказ. Своеобразие природы

1

11.

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

12.

Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу.

1

13.

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы

1

14.

Экологические проблемы Урала.

Практическая работа №12

«Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала»

1

15.

Западно-Сибирская низменность: особенности природы.

1

16.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения

1

17.

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

1

18.

Природные районы Восточной Сибири.

1

19.

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

20.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

Отметка о выполнении программы и корректировка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвертая четверть

8 недель

№ п/н

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1.

Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы

1

2.

Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин,

Курильские острова.

1

3.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

4.

Природа регионов России (обобщение)

1

5.

ГП Саратовской области. Практическая работа№13 « Составление характеристики ГП области»

1

6.

Особенности рельефа и полезные ископаемые

1

7.

Климат Саратовской области

1

8.

Внутренние воды и использование их человеком

1

9.

Почвы области. Растительные зоны

1

10.

Животный мир. Экологические проблемы. ООТ

1

Раздел 3. Человек и природа (4 ч)

4

11.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Практическая работа №14

«Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»

1

12.

Антропогенные воздействия на природу. Контрольная работа (итоговая).

1

13.

Практическая работа №15

«Природные уникумы России» (составление карты)

1

14.

Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг).

1

15-16.

Проект.

2

Отметка о выполнении программы и корректировка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;  

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  • Учебник «География России. Природа» 8 класс  И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2011г;
  • Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.
  • Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г.
  1. Мультимедийные диски:

«Большая детская энциклопедия. География» / ИДДК ,2008г/.;

«Природа и география России» / ИДДК, 2007г/.;

«Родное Подмосковье», автор Л.Ф. Греханкина;

«Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс /ООО «Кирилл и Мефодий»2008 г.

  1.   Презентации тематические.

Список литературы:

  1. Авторская программа по географии для общеобразовательных учреждений 6-9  классов под редакцией И.В. Душиной  рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2006 год.
  2. Баринова И.И.  География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.
  3. Номенклатурный материал по курсам географии общеобразовательной средней школы // География в школе. - 2000. - N2 7. - С. 48 - 50.
  4. Пармузин Ю. П, Карпов Г. В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994.

Интернет – ресурсы:

  • http: //www.gao.spb.ru/russian
  • http: //www.fmm.ru
  • http: //www.mchs.gov.ru
  • http: //www.national-geographic.ru
  • http: //www.nature.com
  • http: //www.ocean.ru
  • http: //www.pogoda.ru
  • http: //www.sgm.ru/rus
  • http: //www.unknowplanet.ru
  • http: //www.weather.com

Приложение 1

Стартовая работа по географии 8 класс.

Задания области А

А 1. Какие географические координаты имеет пункт, обозначенный на карте Южной Америки буквой А?

вар 2

а)30О ю.ш. 50О в.д.     б)30О ю.ш. 50О з.д.   в)50О ю.ш. 30О з.д.   г)50О ю.ш. 30О в.д.

А2. Определите горную систему, отделяющую Европу от Азии,

а) Кавказские горы;        б) Уральские горы;         в)  Гималаи;         г) горы Альпы.

А3. Ехидны и утконосы обитают на материке

а) Южная Америка     б) Африка      в) Северная Америка       г) Австралия

А4. Озеро, расположенное в центре Сахары:

а) озеро Виктория;         б) озеро Танганьика;           в) озеро Чад;         г) озеро Ньяса.

А5.  Муссон – это

 а) Ветер, постоянно дующий с моря на сушу

 б) Ветер, постоянно дующий с суши на море

 в) Ветер, меняющий свое направление по сезонам года

 г) Ветер, меняющий свое направление дважды в сутки

А6. На реке Замбези расположен один из крупнейших водопадов мира:

а) Анхель;              б) Ниагарский;               в) Виктория;               г) Игуасу.

А7. Самый большой полуостров на Земле?

 а) Сомали;             б) Камчатка;             в) Аравийский;               г) Лабрадор.

А8. Какие государства расположены на материке Евразия?

 а) Бразилия, Чили,  Колумбия;      б) Россия, Китай, Индия;       в) Мексика, США, Куба.

А9. В каком море самая соленая вода?

а) Балтийском;                б) Красном;             в) Охотском;            г) Средиземном

А10. Укажите самый большой остров, расположенный к югу от материка Австралия:

а) Огненная Земля;             б) Тасмания;              в) Исландия;              г) Новая Гвинея.

Задания области В:

В1.  Подберите пару: географический объект – тип климата

        1. озеро Байкал                                  а) Субтропический        

        2. остров Ирландия                           б) Субарктический

        3. полуостров Индокитай                  в) Умеренный континентальный

        4. полуостров Малая Азия                 г) Субъэкваториальный    

В2. Определите, к бассейну, какого океана относятся моря, омывающие Евразию

             1.Аравийское       6. Красное

             2. Балтийское       7. Лаптевых               а) Атлантический океан

             3. Баренцево         8. Охотское               б) Северный Ледовитый океан

              4. Желтое              9. Северное               в) Тихий океан

              5.Карское               10. Черное                г) Индийский океан

Задания области С:

С1.      Объясните, от чего зависит количество высотных поясов в горах?

                       

Итоговая работа по географии 8 класс

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ (вопросы с 1 по 18 включительно):

  1. Большая часть территории России расположена:

А) севернее Северного полярного круга

Б) южнее Северного полярного круга

В) в Западном полушарии

  1. Выберите моря, которыми территория России омывается на севере

А) Балтийское, Азовское

Б) Белое, Баренцево

В) Охотское, Японское

3.  Большая часть территории России расположена в:

А) арктическом  климатическом поясе

Б) умеренном климатическом  поясе

В) субтропическом климатическом поясе

4.  Укажите формы рельефа, преобладающие в России:

А) горы

Б) нагорья

В) равнины

5.  Поверхность России понижается:

А) к  северу

Б) к  востоку

В) к  западу

6.  Выберите район России с самыми низкими зимними температурами:

А) Кавказские горы

Б) Якутия

В) полуостров Камчатка

7.  Укажите океан, который оказывает основное воздействие на климат России:

А) Тихий

Б) Атлантический

В) Индийский

8.  Минимальное количество осадков в России выпадает:

А) в Кавказских горах

Б) на юге Дальнего Востока

В) в Прикаспийской низменности

9.  Укажите реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана:

А) Урал, Волга, Кама

Б) Обь, Енисей, Лена

В) Днепр, Дон, Кубань

10.  Укажите пограничное озеро России:

А) Байкал

Б) Ханка

В) Онежское

11.  Покровные ледники в России распространены:

А) в Кавказских горах

Б) на островах Новая Земля

В) на острове Сахалин

12.  Укажите самую плодородную почву на территории России:

А) Серая лесная

Б) Каштановая

В) Черноземы

13.  Укажите самое распространенное в России дерево:

А) Лиственница

Б) Береза

В) Сосна

14. Укажите тектоническую структуру, лежащую в основе Восточно – Европейской     равнины:

 А) древняя платформа

 Б) область древней складчатости

 В) область новой складчатости

15. По высоте Урал относят к горам:

А) низким

Б) средним

В) высоким

16.Выберите причину, от которой зависит количество высотных поясов в горах:

        А) геологическое строение территории

        Б) высота гор

        В) движения земной коры

 17.Выберите верное утверждение:

       А) Основное богатство Урала – водные ресурсы.

       Б) Урал - природный рубеж между Русской и  Западно - Сибирской  равнинами.

 В) На восточных склонах Уральских гор выпадает больше осадков, чем на    западных склонах.

  18. Какой полуостров России отличается сейсмичностью:

       А) Камчатка  

       Б) Таймыр

       В) Ямал

19.Установите соответствие:

     1) Ветер на Байкале                      А) Гранит

     2) Холм с ледяным ядром            Б) Гидролакколиты

     3) Магматическая порода            В) Сарма

20. Укажите регион Дальнего Востока по описанию:

      Эта территория знаменита своими гейзерами. Две трети площади занято горами. Здесь есть   действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники.

А) Чукотское нагорье                 В) остров Сахалин

Б) Полуостров Камчатка            Г) Приморье  

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ (вопросы с 1 по 18 включительно):

1.Большая часть территории России расположена:

   А) в восточном полушарии

   Б) в западном полушарии

   В) южнее Северного тропика

2.Крайняя северная точка России:

  А) мыс Дежнёва

  Б) мыс Челюскин

  В) гора Базардюзю3. Выберите моря, которыми Россия омывается на севере:

   А) Японское, Охотское

   Б) Баренцево, Карское

   В) Чёрное, Азовское

4.Выберите самую высокую горную вершину России:

   А) Эльбрус

   Б) Казбек

   В) Ключевская Сопка

5. Укажите климатический пояс, отсутствующий на территории России:

   А) умеренный

   Б) субэкваториальный

   В) субарктический

6. Выберите район с самыми высокими зимними температурами:

   А) юг Сибири

   Б) северные склоны Кавказских гор

   В) Черноморское побережье Кавказа

7. Укажите реки, которые относятся к бассейну Тихого океана:

   А) Индигирка, Обь

   Б) Урал,  Волга

   В) Амур, Камчатка

8. Выберите территорию, реки которой наиболее подходят для строительства гидроэлектростанций:

   А) Западно – Сибирская равнина

   Б) Уральские горы

   В) юг Восточной Сибири

9. Укажите природную зону России, наиболее изменённую хозяйственной деятельностью человека:

  А) тундра

  Б) степь

  В) полупустыня

10.Укажите наиболее ценного пушного зверя тайги:

   А) суслик

    Б) песец

    В) белка

11. Укажите природную зону России, животный мир которой связан с морем:

  А) пустыня умеренного пояса

  Б) арктическая пустыня

  В) тайга

12.Выберите воздушную массу, господствующую на территории Восточно –   Европейской равнины:

   А) тропическая

    Б) арктическая

    В) умеренная

13.Укажите тип климата, не встречающийся на Северном Кавказе:

    А) морской

     Б) муссонный

     В) высокогорный

14. Выберите характерные черты Приполярного Урала:

     А) параллельное расположение хребтов

     Б) наибольшие на Урале высоты

     В) сильные землетрясения

15. Укажите полезное ископаемое, не характерное для Западной Сибири:

     А) природный газ

     Б) нефть

     В) алмазы

16.Выберите одну из причин сильной заболоченности Западной Сибири:

     А) малое  количество осадков

     Б) плоский рельеф

     В) большое  испарение

17. Выберите верное  утверждение:

    А) На Дальнем Востоке нет действующих вулканов

    Б) Для Дальнего Востока характерна муссонная циркуляция воздуха

    В) Дальневосточные реки полноводны круглый год

18.На каких островах России распространены покровные ледники:

    А) Сахалин

    Б) Северная Земля

    В) Курильские острова

19. Установите соответствие между озерами и типами их озёрных котловин по происхождению:

1)Онежское                          А) Тектоническое

2) Байкал                               Б) Ледниковое

3) Кроноцкое                        В) Вулканическое

20.Укажите регион Дальнего Востока, к которому относится приведённое ниже описание:

Большую часть территории занимает уссурийская тайга, в которой сочетаются хвойные и широколиственные породы. Муссонный климат здесь выражен наиболее ярко, по количеству солнечного тепла занимает одно из первых мест в России.

А) Чукотское нагорье              В) остров Сахалин

Б) полуостров Камчатка         Г) Приморье

Критерии оценивания работы:

 За каждый правильный ответ- 1 балл.

Общее количество баллов- 20 баллов.

12 баллов и менее - оценка «2»

От 13 до 15 баллов - оценка «3»

От 16 до 18 баллов - оценка «4»

От 19 до 20 баллов - оценка «5»

 

Ответы:

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Б

Б

Б

В

А

Б

Б

В

Б

Б

Б

В

А

А

Б

Б

Б

А

В,Б,А

Б

    2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

Б

Б

А

Б

В

В

В

Б

Б

Б

В

Б

Б

В

Б

Б

Б

Б,А,В

Г

Приложение  2

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

         1.  письменные

Тесты:    правильный ответ - 1 балл

Ответы на вопросы:      0-49% - «2»

50-69% - «3»

 70-89% - «4»

90-100% - «5»

  1. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Требования к устным ответам учащихся: 

«1»- не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

полностью не усвоил материал.

«2»-не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

       - не делает выводов и обобщений.

       - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала

в пределах поставленных вопросов;

       - имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к

 решению конкретных вопросов и задач по образцу;

       -  при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не

 может исправить даже при помощи учителя.

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

3. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ                             по географии.

Отметка «5»  Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ, допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Отметка «1» Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;                          полностью не усвоил материал.

4. Оценка умений работать с картой и другими источниками                          географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Приложение  3

Перечень обязательной географической номенклатуры для 8 – го класса:

 

Тема: ”Географическое положение России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца – Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзи.

 

Тема ”Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России”

Равнины: Восточно-Европейская ( Русская ), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ                 ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский ( Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта ), Волго-Уральский ( Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское ), Западно-Сибирский ( Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург ).

Каменноугольные бассейны: Донецкий ( Шахты ), Кузнецкий ( Кемерово, Новокузнецк ), Ленский ( Сангар ), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский ( Ирша-Бородинское, Назарово ), Подмосковный ( Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория( Таштагол ), Карелия ( Костомукша ), КМА ( Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров ( Кировск ), Ленинградская область ( Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана( Норильск ), Урал ( Карабаш, Медногорск, Сибай ), Южная Сибирь ( Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров ( Никель ), плато Путорана      ( Норильск ), Урал ( Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь ( Депутатский, Эсэ-Хайя ), Сихотэ-Алинь ( Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай ( Орловское ), Кавказ ( Садон ), Сихотэ-Алинь ( Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь ( Дукат, Нежданинское, Усть-Нера ), Южная Сибирь ( Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье ( Воскресенск, Егорьевск ), Кольский полуостров ( Апатиты ).

Месторождения поваренной соли: Поволжье ( Баскунчак ), юг Западной Сибири       ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье ( Соликамск и Березники ).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье ( Айхал, Мирный ).

 

Тема ”Климат и климатические ресурсы России”

Города: Оймякон.

 

Тема ”Внутренние воды и водные ресурсы России”

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

 

Тема ”Природные комплексы России”

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

 

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

 

Тема ”Кавказ”

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзи.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

 

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

 

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

 

Тема ”Средняя и Северо-Восточная Сибирь”

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленгское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

 

Тема ”Горы Южной Сибири”

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

 

Тема ”Дальний Восток”

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...