Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Левагина Елена Васильевна

Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx111.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7

имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова

г. Петровска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО точных наук:

/______/    Е.М. Кузнецова

Протокол  № ___

 от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР  МБОУ «ООШ № 7»:            /__________/      О.А. Филянина

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор     МБОУ  «ООШ №  7»:

_____________/     И.В. Еремкина

Приказ от «__»________20__г. №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Левагиной Елены Васильевны

первая квалификационная категория

по географии

9 класс

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от «28» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство»  – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса.  При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель программы: Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:

          География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

   Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

 Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

        При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.  

Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

            Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться

Подготовка к государственной итоговой аттестации осуществляется в течение учебного года на уроках закрепления и повторения изученного материала, консультациях, уроках-подготовки к ОГЭ.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Практическая часть: за год

контрольных работ – 2

практических работ-   9

Учебно – тематический план.

Тема

Количество часов

1.

Введение. Политико – государственное устройство РФ. Геополитическое положение России

4 часа

2.

Население РФ

5 часов

3.

Географические особенности экономики России

3 часа

4.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

24 часа

5.

Территориальная организация и районирование России

1 час

6.

Регионы России.

Западный макрорегион – Европейская Россия

24 часа

7.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

6 часов

8.

Россия в современном мире

1 час

Содержание тем учебного курса.

Введение. Политико – государственное устройство РФ. Геополитическое положение России (4 часа).

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы. Политико-государственное устройство Российской Федерации.  

Население РФ (5 часов).

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России. Особенности  воспроизводства российского населения  в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий. Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах  развития страны. Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские  агломерации, их роль в жизни страны.

Географические особенности экономики России (3 часа).

Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 24 часа).

Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география  основных и перспективных районов добычи нефти, систем  газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Состав и значение  комплексов, производящих конструкционные материалы.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Состав, место и значение в хозяйстве. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды. Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

АПК. Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. География основных отраслей земледелия и животноводства. Пищевая и легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды.

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Связь. Роль, значение связи  в жизни страны. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, проблемы.

Территориальная организация и районирование России (1 час).

Районирование территории России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.

Западный макрорегион – Европейская Россия (24 часа).

Общая характеристика Европейской России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Центральная Россия. Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел. Географические особенности областей Центрального района.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

Северо-Западный район.

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Европейский Юг. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Поволжье. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Урал. Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия ( 6 часов).

Общая характеристика. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Западная Сибирь. Особенности ГП. Природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Восточная Сибирь. Особенности ГП. Природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Дальний Восток. Особенности ГП. Природный и хозяйственный потенциал,  влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Россия в современном мире (1 час).

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.  

Календарно – тематическое планирование

Первая четверть.

9 недель

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

план

факт

Раздел 1.            Общая часть курса

36

1.

Что изучает экономическая география России? Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1

2.

Географическое положение и границы России.   Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»

1

3.

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

1

4.

Государственная территория России.  Контрольная работа.

1

5.

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

6.

Численность и естественный прирост населения

1

7.

Национальный состав населения. Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России»

1

8.

Миграции населения.

1

9.

Городское и сельское население.

Расселение населения.

    1

10.

География основных типов экономики на территории России.

1

11.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

12.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

1

13.

Научный комплекс.

1

14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

15.

Факторы размещения отраслей машиностроения. Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»

1

16.

География машиностроения.

1

17.

Военно-промышленный комплекс.

1

18.

Роль, значение и проблемы ТЭК.

1

Отметка о выполнении программы и корректировка___________________________

____________________________________________________________________________  

Вторая четверть.

7 недель

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1.

Топливная промышленность. Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».

1

2.

Электроэнергетика России. Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»

1

3.

Состав и значение  комплексов, производящих конструкционные материалы.

1

4.

Металлургический комплекс.

1

5.

Факторы размещения предприятий  металлургического комплекса. Черная металлургия. Практическая работа №6 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии»

1

6.

Цветная металлургия.

1

7.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

8.

Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа №7 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

1

9.

Лесная промышленность.

1

10.

Состав и значение АПК. Практическая работа №8 « Определение по карте размещения отраслей АПК»

1

11.

Земледелие и животноводство.

1

12.

Пищевая и легкая промышленность

1

13.

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

1

14.

Железнодорожный автомобильный транспорт.

1

Отметка о выполнении программы и корректировка___________________________

_____________________________________________________________________________

Третья четверть.

10 недель

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

план

факт

1.

Водный и другие виды транспорта.

1

2.

Связь. Сфера обслуживания.

1

3.

Межотраслевые комплексы.

1

4

Обобщающий урок по теме.

1

Раздел 2. Регионы России.

32

5.

Районирование территории России.

1

6.

Общая характеристика Европейской России.

1

7.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы.

1

8.

Население и главные черты хозяйства.

1

9.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

1

10.

Географические особенности областей Центрального района.

1

11.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

1

12.

Северо-Западный район.

1

13.

Центральная Россия.  Обобщающий урок.

1

14.

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

15.

Население Европейского Севера.

1

16.

Хозяйство  Европейского Севера.

1

17.

Европейский Юг. Географическое  положение, природные условия и ресурсы.

1

18.

Население Северного Кавказа.

1

19

Хозяйство Северного Кавказа.

1

20.

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.

1

Отметка о выполнении программы и корректировка___________________________

____________________________________________________________________________

Четвертая четверть.

8 недель

№ п/н

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1.

Население  Поволжья.

1

2.

Хозяйство Поволжья.

1

3.

Саратовская область. Место области в экономике региона.

1

4.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура.

1

5.

География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы области.

1

6.

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

7.

Население  Урала.

1

8.

Хозяйство Урала.

1

9.

Западный макрорегион. Обобщающий урок

1

10.

Азиатский регион. Общая характеристика.

1

11.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

12.

Западная Сибирь.

1

13.

Восточная Сибирь.

Контрольная работа.

1

14.

Дальний Восток.

1

15.

Экономические районы России. Практическая работа №9 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»

1

16.

Россия в современном мире.

1

Отметка о выполнении программы и корректировка___________________________

____________________________________________________________________________  

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

.Перечень учебно-методического обеспечения:  

  1. Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г
  • Дронов В.П. Ром В.Я.  География России. Население  и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011
  • Рабочая тетрадь Дронов В.П. География России. Население  и хозяйство. 9 класс –  М.:Дрофа,2011г
  • Рабочая тетрадь Дронов В.П. География России. Население  и хозяйство. 9 класс –  М.:Дрофа,2011г
  • Мультимедийныедиски:

«Большая детская энциклопедия. География» / ИДДК ,2008г/.;

«Природа и география России» / ИДДК, 2007г/.;

 «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс /ООО «Кирилл и Мефодий»2008 г.

  • Презентациитематические.
  •  Рабочая тетрадь Дронов В.П. География России. Население  и хозяйство. 9 класс –  М.:Дрофа,2011г

Списоклитературы:

  1. Авторская программа по географии для общеобразовательных учреждений 6-9  классов под редакцией И.В. Душиной  рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2006 год.  
  2. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007
  3.  Методическое пособие по географии населения  и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.
  4. Номенклатурный материал по курсам географии общеобразовательной средней школы // География в школе. - 2000. - N2 7. - С. 48 - 50.
  5. Пармузин Ю. П, Карпов Г. В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994.
  6. Ром В.Я., Дронов В.П. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2001.

Приложение 1

Стартовая работа по географии 9 класс.

1 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ I.

1.Какое количество стран граничит с Россией по суше?

А)12;    Б)14;     В)16;     Г)17

2.Какими морями омывается Россия на севере:

А)Красным и Средиземным;         Б)Карским и морем Лаптевых;                                      В)Балтийским и Черным;               Г)Охотским и Японским

3.В 1937-1938 годах был осуществлен дрейф станции «Северный полюс» на льдине. Руководил дрейфом…

А)С.В.Обручев;     Б)О.Ю.Шмидт;    В)И.Д.Папанин;     Г)Л.С.Берг

4.Назовите горы, которые находятся между Черным и Каспийским морями:

А)Тянь-Шань;     Б)Кавказ;    В)Саяны;     Г)Уральские

5. На каких тектонических структурах расположены самые обширные равнины России?

А) на платформах                                         Б) в подвижных складчатых поясах                                                             В) в срединных массивах                            Г) на щитах

6.Полюс холода северного полушария находится:

А)в Якутии;                                               Б)на Северном полюсе;                                                                                    В)на острове Северная Земля;                Г)на островах Новая Земля

7. Назвать тип климата характерный для Западной Сибири:

А) Континентальный                 Б) Муссонный                                                                                                                                                 В) Резко континентальный        Г)Умеренно-континентальный

8.Отношение  падения реки к ее длине называется:

А)Уклоном;      Б)Падением;       В)Режимом;       Г)Паводком

9.Какое питание имеют большинство рек в РФ:

А)Дождевое;     Б)Снеговое;        В)Смешанное;     Г)Ледниковое

10.Какой из представителей растительности не относится к сообществу тундры:

А)Мох;     Б)Лишайник;       В)Ковыль;       Г)Клюква

11. Самые распространенные на территории России деревья?

А)Сосна     Б)Дуб      В)Осина       Г)Лиственница

12.В каком районе России наиболее плодородные почвы?

А)Прикаспийская низменность              Б)Среднерусская возвышенность                      В)Ставропольская возвышенность        Г)Валдайская возвышенность

13.В Западной Сибири имеются запасы:

А)Цветных металлов;          Б)Нефти, газа угля;                                                                         В)Угля, меди, газа;               Г)Калийных солей и фосфоритов

14.На территории Русской равнины не расположены:

А)Река Алдан;    Б)Прикаспийская низменность;   В)Река Северная Двина;   Г)Оз. Ильмень

15.Река Волга берет начало на:

А)Приволжской возвышенности                     Б)Тиманском кряже                                 В)Валдайской возвышенности                        Г)Среднерусской возвышенности

16.В области какой складчатости сформировались Уральские горы?

А)Байкальской        Б)Кайнозойской      В)Каледонской        Г)Герцинской

17.На какой из перечисленных природных территорий расположены действующие вулканы?

А)Остров Врангеля    Б)Курильские острова     В)Приморье     Г)Чукотский полуостров

ЧАСТЬ II.

1.Если в Москве (2 ч.п.) 16 часов, то в Красноярске (6 ч.п.) …

А)8;   Б)16;   В)20;   Г)12

2.Расставьте почвы России по мере  уменьшения мощности гумусового горизонта, начиная с наибольшего;

А) Дерново-подзолистые          Б)  Черноземы         В) Подзолистые    Г) Тундрово-глеевые

3. Для юга Дальнего Востока характерен ………  климат с осадками, основная масса которых выпадает……..

1.Умеренный                                     А)  Весной

2.Умеренно-континентальный         Б) Летом

3.Субтропический                             В) Осенью

4.Муссонный                                      Г) Зимой

4.Установить соответствие:

Природный район                       Номенклатура

1.Русская равнина                    А)  г. Народная

2.Западная Сибирь                   Б)Северные Увалы

3.Горы Южной Сибири           В)Кузнецкий Алатау

4.Урал                                        Г)Сибирские Увалы

5.Выберите правильную характеристику коэффициента увлажнения, если испаряемость в данной местности 650 мм, а годовое количество осадков 560 мм:

А)  К >1  увлажнение достаточное;       Б)  К <1 увлажнение недостаточное;

В)   К > 1 увлажнение недостаточное;   Г)  К >1 увлажнение избыточное

6.Определите государства, имеющие сухопутную границу с Россией:

А)Норвегия      Б)Казахстан      В)Армения      Г)Китай    Д)  Молдавия     Е)Туркмения

7.Установить соответствие:

Республики                 Столицы

1.Карелия                   А)Петрозаводск

2.Коми                        Б)Магас

3.Ингушетия               В)Нальчик

                                     Г) Сыктывкар

8.Продолжите географические названия:

А)Река Нижняя…….                         Б)……Увалы                                                                                  В) Среднесибирское ….                   Г) Валдайская …

2 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ I.

1) Какова  площадь России?

А) 14,7 млн.кв.км;    Б)   16.7 млн.кв.км;    В)  17.1 млн.кв.км;    Г) 18.6 млн.кв.км.

2.Какое из морей не  относится к бассейну Атлантического океана?

А)  Азовское;    Б )  Баренцево;   В) Черное;    Г)Балтийское

3.Приморье и Приамурье исследовал:

А)А.И.Крузенштерн;    Б)Е.Хабаров;   В)Ф.Ф.Беллинсгаузен;    Г)С.Дежнев

4.Вершиной каких гор является г. Белуха:

А)Уральских;     Б)Саян;     В)Алтая;      Г)Кавказа

5. На каких тектонических структурах расположены самые высокие горы России?

А) на платформах                         Б) в подвижных складчатых поясах                                                              В) в срединных массивах            Г) на щитах

6.Количество солнечной  радиации на территории России в направлении с севера на юг:

А)Уменьшается;            Б)Увеличивается;                В)Не изменяется

7. Какой тип климата характерен для Восточной Сибири:

А) Континентальный                          Б) Муссонный                                                                            В) Резко континентальный                Г)Умеренно-континентальный

8.Превышение истока реки над устьем - это:

А)Половодье     Б)Падение реки     В)Уклон реки     Г)Режим реки

9.Для какой из названных рек характерно летнее половодье:

А)Волга                              Б)Амур             В)Терек                           Г)Печора

10.Какой из представителей животного мира не относится к сообществу степи:

А)Суслик                            Б)Хомяк              В)Тушканчик                  Г)Олень

11.Какое из деревьев является символом России?

А)Сосна                           Б)Береза        В)Осина                   Г)Лиственница

12.В каких районах России преобладают тундрово-глеевые почвы?

А)Полуостров Таймыр             Б)Тиманский кряж

В)Остров Сахалин                  Г)Северные Увалы

13.В каком природном районе нашей страны сосредоточены основные запасы алмазов:

А)На Русской равнине;          Б) В горах Южной Сибири;                                                                  В)В Восточной Сибири;        Г) На Дальнем Востоке

14.В горах Южной Сибири  не расположены:

А)Яблоновый  хребет;    Б)Алданское  нагорье;   В)Становой  хребет;    Г)Хребет Черского

15.В каком районе России наиболее бедные почвы?

А)Прикаспийская низменность              Б)Среднерусская возвышенность                         В)Ставропольская возвышенность        Г)Валдайская возвышенность

16.В области какой складчатости сформировались горы Кавказа?

А)Байкальской                 Б)Кайнозойской      В)Каледонской                Г)Герцинской

17. На какой из перечисленных природных территорий расположены горячие источники?

А)Приморье                 Б)Приамурье            В)Камчатка                  Г)Чукотка

ЧАСТЬ II.

1.Если в Москве (2 ч.п.) 8 часов, то в  Магадане (10 ч.п.) …

А)7;   Б)11;   В)16;   Г)21

2.Расставьте почвы России по мере  увеличения мощности гумусового горизонта, начиная с наименьшего;

А) Дерново-подзолистые     Б)  Черноземы   В) Подзолистые               Г) Тундрово-глеевые

3. Для  природного района Восточной Сибири  характерен  абсолютный минимум температур, особенно проявляющийся………,  и сложился тип климата  ………

1.Умеренный                                    А) Весной

2.Умеренно-континентальный       Б)Летом

3.Субтропический                           В)Осенью

4.Резко-континентальный               Г)Зимой

4.Установить соответствие:

Природный район                Номенклатура

1.Кавказ                                А)Амур;

2.Восточная Сибирь            Б)Лена;

3.Дальний Восток               В)Сев. Двина;

4.Русская равнина               Г)Кубань

5.Выберите правильную характеристику коэффициента увлажнения, если испаряемость в данной местности 375 мм, а годовое количество осадков 460 мм:

А)  К >1  увлажнение достаточное;        Б)  К <1 увлажнение недостаточное;

В)   К > 1 увлажнение недостаточное;   Г)  К >1 увлажнение избыточное

6.Назовите столицы государств, граничащих с Россией:

А)Ереван       Б)Киев      В)Минск       Г)Тбилиси           Д) Ашхабад           Е)Кишинев    

7.Установить соответствие:

Республика                Столица

1.Бурятия                   А)Улан-Уде

2.Марий-Эл                Б)Чебоксары

3.Чувашия                  В)Саранск

                                     Г)Йошкар-Ола

8.Продолжите географические названия:

А)Река Подкаменная…….                   Б)……Увалы

В)Среднерусская ….                             Г)Прикаспийская …

Ключ ответов

№ задания

1 вариант

2 вариант

ЧАСТЬ I.

1

Б

В

2

Б

Б

3

В

Б

4

Б

В

5

А

Б

6

А

Б

7

А

В

8

А

Б

9

В

Б

10

В

Г

11

Г

Б

12

В

А

13

Б

В

14

А

Г

15

В

А

16

Г

Б

17

Б

В

ЧАСТЬ II.

1

В

В

2

БАВГ

ГВАБ

3

Г4

4

1Б2Г3В4А

1Г2Б3А4В

5

Б

Г

6

АБГ

БВГ

7

1А2Г3Б

1А2Г3Б

8

Тунгуска

Северные (Сибирские)

Плоскогорье

Возвышенность

Тунгуска

Северные (Сибирские)

Возвышенность

Низменность

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ Части I оценивается одним баллом.

Каждый правильный ответ Части II оценивается двумя баллами. Если дана половина или большая часть правильных ответов на поставленный вопрос, то они оцениваются 1 баллом.

Максимальное количество баллов за выполнение работы- 33.

1-11 баллов- «2»;

12-19 баллов- «3»;

20-25- «4»;

26-33- «5»

Итоговая контрольная работа по географии 9 класс

Вариант  1

Аl. Укажите страну, с которой у России самая протяженная граница.

1. Китай     2. Казахстан      3.Монголия            4.Украина

А2. Какая страна является для России соседом второго порядка?

1.Финляндия   2. Узбекистан  3.Латвия 4. Эстония

АЗ. Какой народ входит в тройку самых многочисленных народов России?

1. татары    2. чеченцы         3.белорусы     4.евреи

А4. Какая республика имеет самую низкую долю кореннoгo населения?

1.Удмуртия   2.Алтай      3.Карелия        4.Башкортостан

А5. Какой народ исповедует православие?

1. адыгейцы      2.якуты        3.татары         4.калмыки

А6. Как называется переселение людей из одних мест проживания в другие?

1.миграция   2.урбанизация   3.депопуляция     4.воспроизводство

А 7. Какой народ живет в Сибири?

 1)коми     2) карелы     З) хакасы     4) марийцы

А8. Укажите город-миллионер.

1) Киров     2) Воронеж    З) Пенза           4) Самара

А9. Какая область имеет большую плотность населения?

1) Московская     2) Магаданская     З) Архангельская       4) Кировская

АI0. Укажите главный фактор размещения предприятий точного машиностроения.

1) материалоемкость      2) трудоемкость     З) наукоемкость       4) потребительский

Аll. Какой фактор учитывался при размещении завода сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-наДону?          

1) сырьевой         2) потребительский         З) транспортный         4) трудовой

А12. Укажите город, в котором выпускают бронетранспортеры.

 1) Истра      2) Арзамас           З) Тула         4) Норильск

А13. Укажите город, в котором находится главный центр военного судостроения.

1) Улан-Удэ         2) Санкт-Петербург       З) Рыбинск     4) Уфа

А14. В каком районе находится самая крупная ГЭС России?

1) в Поволжском  2) в Восточно-Сибирском                                                                       3) в Северном        4) в Дальневосточном

А15. Определите район по его описанию.

На территории района находится несколько крупных морских портов. Отраслями специализации являются лесная, рыбная, цветная металлургия. Район имеет претензии со стороны «морского соседа".

1) Северный     2) Северо-Кавказский  3) Дальневосточный  4)Поволжский

Вl. Укажите три центра производства алюминия.

  1. Братск       2) Сыктывкар    3) Пермь   4) Красноярск      5) Волхов      6) Ульяновск

В 2. Установите соответствие:

Cyбъект РФ

центр

1) Республика Алтай

А) Улан-Удэ

2) Башкирия Республика БашкирияБашкортостан

Б) Уфа

3) Республика Бурятия

   В) Горно-Алтайск

С1. Почему в  Братске и Красноярске работают крупные алюминиевые заводы?

Вариант 2

Аl. Укажите страну, с которой у России только морская граница.

1) Норвегия    2)США     3) КНДР      4) Украина

А2. Какая страна является для России соседом «второго порядка»?

1) Грузия 2) Азербайджан   3) Армения       4) Финляндия

АЗ. Какая республика имеет самую высокую долю коренного населения?

 1) Хакасия    2) Татарстан      3) Дагестан   4)Карелия

 

А4. Какой народ исповедует ислам?

 1) калмыки   2) ингуши          3) чуваши           4) тувинцы

А5. Как называется уменьшение численности населения в стране?

 1) миграция     2) естественный прирост      3) депопуляция     4) урбанизация

А6. Какой народ живет на Дальнем Востоке?

 1) буряты              2) ненцы             3) нанайцы          4) адыгейцы

А7. Какой народ не имеет своего автономного образования?

 1)ненцы                 2) адыгейцы       3) евреи               4) немцы

А8. Какой город занимает третье место по численности населения в России?

 1) Санкт-Петербург    2) Нижний Новгород    3) Новосибирск  4) Новороссийск

А9. Какой субъект РФ имеет наименьшую плотность населения?

1) Хабаровский край        2) Краснодарский край                                                                         3) Воронежская область    4) Липецкая область

АI0. Укажите главный фактор размещения предприятий тяжелого машиностроения.

1) материалоемкость    2) трудоемкость 3) наукоемкость  4) потребительский

Аll. Какой фактор учитывался при размещении в Челябинске тракторного завода?

 1) сырьевой      2) трудовой    3) потребительский      4) экологический

А12. Укажите город, в котором находится Центр подготовки космонавтов.

1) Королев    2) Жуковский     3) Арсеньев  4) Звездный

А13. Укажите крупную АЭС.

 1) Обнинская    2) Курская   3) Сургутская      4 ) Красноярская

А14. Определите район по его описанию.

В районе очень благоприятные природные условия. Отрасли специализации - АПК, рекреационное хозяйство и топливная промышленность. Район имеет многонациональный состав населения. Проблемы района - водная и политическая нестабильность

 1) Северный      2) Центрально-Черноземный     3) Центральный       4) Северо- Кавказский

А15. Определите район по его описанию.

Осью этого района является самая крупная река европейской части России. Район вытянут в меридиональном направлении. Отраслями специализации являются машиностроение, химическая промышленность, гидроэнергетика. Район имеет благоприятные природные условия для развития АПК.

  1. Поволжье    2) Урал    3)Северный Кавказ

В 1. Укажите три города, в которых находятся автомобильные заводы.

1)Пермь     2) Киров     3) Набережные Челны      4)Тольятти      5) Смоленск     6) Нижний Новгород

В 2. Установите соответствие:

субъектРФ

центр

1) Республика Коми

А) Йошкар-Ола

2) Республика Калмыкия

Б) Сыктывкар

3) Республика Марий Эл

В) Элиста

С 1.Назовите не менее двух причин миграции населения

Ответы:

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В1

В2

2

2

1

3

2

1

3

4

1

2

2

2

2

2

3

1.4.5

1в.2б.3а

2

3

3

2

3

3

4

3

1

1

1

4

2

4

1

3.4.6

1б.2в.3а

С 1.  наличием больших свободных энергоресурсов. Красноярской и Братской ГЭС.
это обуславливается большими энергозатратами при производстве алюминия

С2. Во второй половине XX в. основной экономической причиной  миграций, в основном межгосударственных, стал поиск работы. Еще одной, практически постоянно действующей причиной миграций населения, являются войны и появление, так называемых, «горячих  точек», в которых существует угроза жизни людей. Весьма значительны миграции населения по этническим, или, как иногда говорят, национальным причинам Сравнительно небольшое количество людей меняет свое местожительство по политическим мотивам. Это может происходить как добровольно, так и по принуждению.

Итоговое тестирование для контроля знаний, используется  при проведении зачета в конце года.

Часть А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Часть В - более сложный уровень. Задания, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний.

Часть С - уровень повышенной сложности (1-2 вопроса). При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ.

На выполнение итоговых тестов отводится - 40-45 мин. Разрешается использование атласов.

Критерии оценивания

За правильный ответ на задания: части А - 1 балл;

части В - 1 балл

 части С - 2 балла (при наличии полного ответа).

Если ученик правильно отвечает на

 50-70% вопросов, то получает оценку «3»,

70-90% правильных ответов - «4»,

90-100% правильных ответов - «5».

Приложение 2

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

         1.  письменные

Тесты:    правильный ответ - 1 балл

Ответы на вопросы:    

 0-49% - «2»

50-69% - «3»

 70-89% - «4»

90-100% - «5»

  1. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Требования к устным ответам учащихся: 

«1»- не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

полностью не усвоил материал.

«2»-не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

       - не делает выводов и обобщений.

       - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала

в пределах поставленных вопросов;

       - имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к

 решению конкретных вопросов и задач по образцу;

       -  при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не

 может исправить даже при помощи учителя.

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

3. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ                    по географии.

Отметка «5» Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ, допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Отметка «1» Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

                          полностью не усвоил материал.

4. Оценка умений работать с картой и другими  источниками                        географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Приложение 3

Перечень обязательной географической номенклатуры:

Название

раздела/темы

Список географических объектов, рекомендованных для изучения

в  9 классе

Количество

географических объектов

Географическое положение России

крайние точки станы:

моря, омывающие территорию России:

острова у б
регов России:

  • мыс Флигели (о.Рудольфа)
  • Балтийское

в Тихом океане:

  • мыс Челюскин
  • Азовское
  • Сахалин
  • гора Базардюзю
  • Черное
  • Командорские о-
    а
  • Балтийская коса
  • Белое
  • Курильские о-ва
  • мыс Дежнева
  • Баренцево
  • Шантарские о-ва
  • о.Ратманова
  • Карское
  • о.Ратманова

  • Лаптевых

в   Северном Ледовитом    океане:

  • Восточно - Сибирское
  • Врангеля

  • Чукотское
  • Новая Земля

  • Охотское
  • Новосибирские

  • Берингово
  • Северная Земля

  • Японское
  • Земля  Франца-Иосифа

  • Каспийское
  • о.Рудольфа

  • Соловецкие о-ва

в   Атлантическом   океане:

  • о. Котлин

полуострова   России:

заливы у берегов России:

проливы у берегов России:

  • Таймыр
  • Анадырский
  • Берингов
  • Камчатка
  • Енисейский
  • Лаперуза
  • Кольский
  • Обская губа
  • Кунаширский
  • Канин Нос
  • Таганрогский
  • Татарский
  • Чукотка
  • Финский
  • Карские Ворота
  • Ямал
  • Гданьский
  • Маточкин Шар
  • Таманский1
  • Шелихова
  • Вилькицкого

  • Дм. Лаптева

  • Лонга

  • Керченский

страны, соседствующие с Россией:

страны, входящие в СНГ (на 2011г.):

страны с морской  границей с Россией:

страны с сухопутной  границей с Россией:

  1. США
  1. Норвегия
  1. Украина
  1. Россия
  1. Япония
  1. Финляндия
  1.                   Грузия
  1. Белоруссия

  1. Латвия
  1. Азербайджан
  1. Украина

  1. Литва
  1. Казахстан
  1. Молдавия

  1. Эстония
  1. Китай
  1. Азербайджан

  1. Польша
  1. Монголия
  1. Армения

  1. Белоруссия
  1. КНДР    
  1. Казахстан

  1. Узбекистан

  1. Кыргызстан

  1. Таджикистан

  1. Туркмения

ИТОГО:   84 ОБЪЕКТА

«Машиностроение»

Научные центры и технополисы:Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения:Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения:Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

9

10

10

  в разделе: 29

Тема: «ТЭК»

Нефтегазоносные месторождения:Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.

Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ:Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС:Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС:Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

ЕЭС:Единая энергосистема.

4

1

3

8

4

в разделе: 20

«Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии:Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии:Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса:Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре

7

9

10

в разделе: 26

«Инфраструктурный комплекс»

Порты:Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали:Транссибирская, БАМ.

12

2

в разделе: 14

«Русская равнина»

Моря:Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы:Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова:Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины:Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский  кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора,Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы:Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники:Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения:Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города:Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС:Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС. 

4

3

5

3

1

9

1

10

9

4

4

6

6

26

2

в разделе: 93

«Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы:Керченский.

Полуострова:Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины:Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы:Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки:Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра:Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы:Ставропольский.

Заповедники:Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

2

1

1

1

1

4

1

2

4

2

1

1

1

11

в разделе: 33

”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины:Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города:Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

6

4

6

3

15

в разделе: 34

”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы:Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова:Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра:Кулундинское, Чаны.

Заповедники:Гыданский, Юганский.

1

3

1

2

4

6

2

2

в разделе: 21

«Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря:Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы:Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова:Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины:Победа.

Реки:Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

3

2

3

2

1

1

7

6

1

12

1

1

3

в разделе: 43

«Горы Южной Сибири»

Равнины:Витимское плоскогорье.

Горы:Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки:Ангара,Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

1

8

1

7

2

2

2

в разделе: 23

«Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова:Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины:Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы:Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины:Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра:Ханка.

Водохранилища:Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

4

3

7

4

2

2

2

4

2

5

1

1

3

в разделе: 44

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения:Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города:Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС:Сургутская ТЭЦ.

Технополисы:Томск, Новосибирск, Омск.

Нефтяные концерны:«Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».

Железнодорожные магистрали:Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.

22

35

1

3

3

3

в разделе: 67

ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:                    531 ОБЪЕКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...