Рабочая программа по географии 9 класс 2015-16 уч. год
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Ниязов Мансур Ниязович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_programma_9_klass_geografiya.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Осиновская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области

Рассмотрена: ______________

Согласована: ___________

Утверждена: ___________

Руководитель МО учителей

____________/______________/

                           Ф.И.О.

Заместитель директора школы по УВР

_________/____________/

                            Ф.И.О.

Директор школы

__________/_____________/

                           Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

ДЛЯ  9 КЛАССА

НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ниязов Мансур Ниязович

(Ф.И.О. учителя-составителя программы)

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1.  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);

_ Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

  1. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;

1.5.   Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 65-од от 29.05.2015 « Об утверждении учебного плана на 2015-2016 года»

 - Приказ по МАОУ Осиновская СОШ №77/1-од от 31.08.2015 «Об утверждении рабочих программ»

 -Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2011-2015 г., утвержденный приказом директора школы Башировой Л. М. №21/1 от 22.04.2011

Данная рабочая программа составлена на основании: авторской  программы    И. В. Душиной «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл», - М.: Дрофа, 2003.

            Общая цель программ способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать обучающимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах; служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания; развить у школьника словесно-логическое и образное мышление; способствовать формированию картографической грамотности; приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.

Общая характеристика учебного предмета рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса (Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2008).

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях населения и хозяйства разных территорий России; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;
  • углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

В программу внесены следующие изменения:

Отдельным уроком вынесен практикум «Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц». Увеличение часов возможно за счет уплотнения раздела «Россия в мире»: объединены темы «Россия в мировом хозяйстве» и «Россия в мировой политике».

Увеличено количество оценочных практических работ с 12 до 16: Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения; Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию; Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа; Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию.

В теме «АПК. Легкая и пищевая промышленность» изменена формулировка практической работы «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт» на «Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания». Изменение внесено, т.к. на предыдущих уроках специализация сельского хозяйства рассматривается более подробно. Данная же работа позволяет изучить специализацию сельского хозяйства в рамках регионального компонента.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. 

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.

В результате изучения географии ученик 9 класса должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. чтения карт различного содержания;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Приоритетные направления в преподавании предмета

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

  • переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
  • переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
  • вариативностью образования;
  • приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений  обучающихся всех компонентов содержания географического  образования (знания, умения и навыки, опыт творческой  деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).        

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.        

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).

  Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибальной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (46) 16 оценочных.

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.

        Описание места учебного предмета в учебном плане рабочая программа разработана на основании авторской  программы    И. В. Душиной «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл», - М.: Дрофа, 2003., на основание которой отводится 70 часов в год 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, на изучение курса отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год.

Основное содержание обучения 

ВВЕДЕНИЕ.

Урок 1. Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ  

Основные знания:

 Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

Понятие хозяйства. Его структура Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли, группировка отраслей. Три сектора (сферы) хозяйства — первичный, вторичный, третичный.  Выделение в третичной сфере нового сектора — четвертичной сферы.

Этапы развития хозяйства Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства — циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России.

Географическое районирование

Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России.

Требование к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;

- выделять и показывать на карте географические районы страны.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

 Сельское хозяйство. Растениеводство

Сельское хозяйство — отрасль первичной сферы. Главные особенности

сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства. География

растениеводства.

 Животноводство.

Зональная специализация сельского хозяйства

Животноводство — производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства.

 Агропромышленный комплекс.

Легкая и пищевая промышленность. Представление об АПК и его составе. Сбалансированность звеньев АПК — условие решения проблемы обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Пищевая и легкая промышленность — третье звено АПК. Особенности их развития в современный период. География пищевой и легкой промышленности.

Новые понятия и представления: АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения.

 Лесной комплекс

Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса страны.

Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи.

 Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность. Угольная промышленность. Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность — “старейшая” отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы.

 Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность (продолжение). Нефтяная и газовая промышленность. Нефтяная и газовая промышленность — основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.

 Электроэнергетика

Электроэнергетика и ее значение. Представление об энергосистеме, сравнение разных видов электростанций, их преимущества и недостатки. Единая энергосистема страны (ЕЭС). Особенности размещения электростанций разных типов. Энергообеспеченность отдельных территорий страны. Проблемы и перспективы развития ТЭК.

Новые понятия и представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.

Металлургический комплекс

Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития.

Машиностроительный комплекс

Машиностроение — сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. “Отрасль свободного размещения”. Ориентация на научные базы, квалифицированные кадры и удобные связи с поставщиками деталей и потребителями продукции. Тесная связь машиностроения и военно-промышленного комплекса.

Химическая промышленность

Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров — промышленность ХХ века. Производства в ее составе. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.

Транспорт

Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны.

 Информационная инфраструктура

Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей.

Новые понятия и представления: информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, Интернет, сотовая связь.

 Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства.

 Территориальное (географическое) разделение труда

Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Хозяйственная специализация территорий. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы.

Новые понятия и представления: отрасль специализации, географическое разделение труда.

 Обобщение и коррекция знаний по разделу “Хозяйство России”

 РАЙОНЫ РОССИИ

Основные знания:

 Европейская часть России

Восточно-Европейская равнина

Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства.

 Волга

Волга и Волжский бассейн. Волга — стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы.

 Центральная Россия

Центральная Россия: состав, географическое положение

Центральная Россия — исторический центр  страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени.

Центральной России.

 Центральный район: особенности населения

Центральный район — ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения.

 Хозяйство Центрального района

Центральный район — база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. Сложный хозяйственный комплекс с развитием всех сфер и отраслей хозяйства, постоянное развитие и усложнение комплекса в связи с изменяющимися условиями.

Новые понятия и представления: база индустриализации.

 Москва — столица России

Москва — инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Развитие сервисных отраслей.

Новые понятия и представления: инновационный центр.

 Внутрирегиональные  различия Москвы и Московского столичного региона.

Контрасты природных особенностей, расселения и географии хозяйства.

Города Центрального района

Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. Города-крепости, исторические древние города, промышленные и научные центры.

 Центрально-Черноземный район

Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы — чернозем, КМА. АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры.

 Волго-Вятский район

Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация.

 Северо-Западный район

Географическое положение и природа

Особенности географического положения и природы. Озерный край, Ладожское озеро. Балтийское море — природа, морские пути, экологические проблемы.

 Города на старых водных торговых путях

Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов.

Практическая работа. Составить географический маршрут по древним городам Северо-Запада  с указанием достопримечательностей. Обосновать свой выбор.

 Санкт-Петербург — новый “хозяйственный узел” России

Основание и развитие города. Влияние географического положения на статус “морской столицы”. Изменение Петербургом своего экономико-географического положения (ЭГП): преодоление “окраинного положения” за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи. Санкт-Петербург — центр хозяйственной жизни Северо-Запада. Машиностроение, химия, легкая промышленность.

 Санкт-Петербург — “вторая столица” России

“Столичные” функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург — культурная столица России.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города.

Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области.

 Европейский Север

Географическое положение и природа

Состав и особенности географического положения. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Географическое положение и природа. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы.

 Этапы развития хозяйства

XVII в. — период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север — родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск — морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX — XX в. Новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.

 Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Культурное наследие Севера. Монастыри — центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, “архитектурные жемчужины” России. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура.

Практическая работа (на выбор).

1) Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

2) Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года.

 Поволжье

Географическое положение и природа

Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы.

 Население и хозяйство

Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный

отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие

города на Волге, их особенности.

 Северный Кавказ

Природные условия

Состав района, границы, физико-, экономико- и политико-географическое положение. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные).

 Хозяйство района

Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону — самый крупный город Северного Кавказа.

 Народы Северного Кавказа

Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.

 Южные моря России

Значение южных морей России. Черное море — природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. Каспийское море. Экологические и хозяйственные последствия колебания уровня моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия.

 Уральский район

Географическое положение и природа

Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности.

 Этапы развития и современное хозяйство

Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства.

 Города Урала. Проблемы района

Рисунок размещения городов Урала. Екатеринбург — горнозаводский центр Урала. Пермь — промышленный и торговый центр. Челябинск — город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса.

 Обобщение знаний по теме “Европейская часть России”

Общие черты географических районов европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологические проблемы. Качество окружающей среды. Возможные пути решения проблем географических районов европейской части страны. Формирование единой транспортной и информационной инфраструктуры.

 Азиатская часть России

Природа Сибири

Азиатская Россия — территория, рельеф, климат. Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности.

 Арктические моря

Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы.

 Население Сибири

Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами.

 Хозяйственное освоение Сибири

Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск — старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. Освоение Сибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири.

 Западная Сибирь

Природные условия и ресурсы

Состав территории, географическое положение. Западно-Сибирская равнина, ее большая протяженность с севера на юг, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы.

Хозяйство района

Западная Сибирь — главная топливная база страны. Кузбасс — угольно- металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.

 Восточная Сибирь

Природные условия и ресурсы

Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов.

 Байкал

Байкал — уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Эндемики Байкала. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы.

Новые понятия и представления: эндемики Байкала.

 Хозяйство района

Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири — электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири.  Экологические проблемы.

 Дальний Восток

Формирование территории

Состав территории. Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района.

 Природные условия и ресурсы

Дальний Восток — контактная зона “суша — море”, последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления — тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.

 Моря Тихого океана

Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей.

Практическая работа (начало). Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока.

 Население района

Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения.

 Хозяйство района

Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.

 Обобщение знаний по теме “Азиатская часть России”

Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные,

экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны. Сравнение западных и восточных районов России.

 Типы районов России. Обобщение знаний по разделу “Районы России”.

Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д. “Лицо” района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика.

 Россия в мире

Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике.

         

Практические работы

Тема

1

Нанесение на контурную карту субъектов РФ

2

Изучение обеспеченности населения продуктами питания

3

Составление характеристики угольных бассейнов

4

Обозначение крупнейших электростанций

5

 Сравнение транспортной обеспеченности

6

Экономические районы особенности географического положения

7

 Факторы обуславливающие развитие автомобилестроения

8

Северо-Западный район и выпускаемая продукция

9

связь природных ресурсаов и хозяйственной специализации

10

 Транспортно-географическое положение, историко-культурная и хозяйственная роль в России

11

Субъекты Северного Кавказа

12

Экономико-географического положения Урала и Поволжья

13

Западно-сибирский район и хозяйства района

14

Восточно-Сибирский район и выпускаемая продукция

15

Дальневосточный район и стратегическое положение

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

1.основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

2.географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

3.географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

4.специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

5.природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

1.выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

2.находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

3.приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

4.оставлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

5.определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

6.применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

2.учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

3.наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

4.решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

5.проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Тематическое распределение количества часов

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Понятие хозяйства. Его структура

1

2

Этапы развития хозяйства

1

3

Географическое районирование

1

4

Географическое районирование Практическая работа № 1

1

5

Сельское хозяйство. Растениеводство

1

6

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

1

7

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность Практическая работа № 2

1

8

Лесной комплекс

1

9

Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность Практическая работа № 3

1

10

Нефтяная и газовая промышленность

1

11

Электроэнергетика Практическая работа № 4

1

12

Металлургический комплекс. Черная металлургия

1

13

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

1

14

Машиностроительный комплекс

1

15

Военно-промышленный комплекс

1

16

Химическая промышленность

1

17

Транспорт Практическая работа № 5

1

18

Информационная инфраструктура

1

19

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

1

20

Территориальное разделение труда.

1

21

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России»

1

22

Восточно-Европейская равнина

1

23

Волга

1

24

Центральная Россия: состав, географическое положение Практическая работа № 6

1

25

Центральный район: особенности населения

1

26

Хозяйство Центрального района

1

27

Москва –столица России

1

28

Города Центрального района

1

29

Центрально- Черноземныйрайон

1

30

Волго-Вятский район Практическая работа № 7

1

31

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»

1

32

Северо- Западный район. Географическое положение и природа Практическая работа № 8

1

33

Города на старых водных торговых путях

1

34

Санкт-Петербург - «вторая столица» России

1

35

Калининградская область

1

36

Европейский Север. Географическое положение

1

37

Этапы развития хозяйства Практическая работа № 9

1

38

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

1

39

Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

1

40

Поволжье. Географическое положение

1

41

Население и хозяйство Практическая работа № 10

1

42

Северный Кавказ. Природные условия Практическая работа № 11

1

43

Хозяйство района

1

44

Народы Северного Кавказа

1

45

Южные моря России

1

46

Население, сельское хозяйство Тюменской области

1

47

Население, сельское хозяйство Вагайского района

1

48

Урал. Географическое положение и природа Практическая работа № 12

1

49

Этапы развития и современное хозяйство

1

50

Города Урала. Проблемы района

1

51

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

1

52

Природа Сибири

1

53

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

1

54

Арктические моря

1

55

Население Сибири

1

56

Хозяйственное освоение Сибири

1

57

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы Практическая работа № 13

1

58

Западно-Сибирский район

1

59

ВосточнаяСибирь

1

60

Байкал

1

61

Хозяйство района Практическая работа № 14

1

62

Дальневосточный район Практическая работа № 15

1

63

Природные условия и ресурсы

1

64

Моря Тихого океана

1

65

Население района

1

66

Хозяйство района

1

67

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

1

68

Итоговое тестирование

1

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Вид урока

Формы контроля

Практические работы

Домашнее зада

ние

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Понятие хозяйства. Его структура

1

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Фронтальный, вопросы нас. 13.

§1, ответить на вопросы

03.09

2

Этапы развития хозяйства

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17

§2, ответить на вопросы

08.09

3

Географическое районирование

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Анализ рис. 5, самостоятельная работа.

§3,выучить определения

10.09

4

Географическое районирование Практическая работа № 1

1

Урок-практикум

Практическая работа в контурных картах

1.Нанесение на контурную карту субъектов РФ

§3,выучить определения

15.09

5

Сельское хозяйство. Растениеводство

1

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства

Тестирование, анализ рис. 11, 12

§4, прочитать текст

17.09

6

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

1

Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства

Практическая работа

§5, ответить на вопросы

22.09

7

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышлен-

ность Практическая работа № 2

1

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности

Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и задания на с. 39.

2.Изучение обеспеченности населения продуктами питания

§6,выучить определения

24.09

8

Лесной комплекс

1

Специфика и структура лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса

Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и задания на с. 43.

§7, прочитать текст

29.09

9

Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность Практическая работа № 3

1

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов

Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая работа

3.Составление характеристики угольных бассейнов

§8, ответить на вопросы

01.10

10

Нефтяная и газовая промышленность

1

Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ - современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая работа

§8, ответить на вопросы

06.10

11

Электроэнергетика Практическая работа № 4

1

Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России

Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа Тестирование.

4.Обозначение крупнейших электростанций

§9, прочитать текст

08.10

12

Металлургический комплекс. Черная металлургия

1

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии

Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.  

§ 10,выучить определения

13.10

13

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

1

Цветная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии

Практическая работа

§ 10,выучить определения

15.10

14

Машиностроительный комплекс

1

Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны

Анализ рис. 39, практическая работа

§11

, прочитать текст

20.10

15

Военно-промышленный комплекс

1

ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы.

Учебное исследование по картам. Решение географических задач

§ 12, ответить на вопросы

22.10

16

Химическая

промышлен

ность

1

Структура химической промышленности и уникальность отрасли. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Понятие инфраструктуры

Анализ рис. 41- 43, практическая работа

§ 13,выучить определения

05.11

17

Транспорт Практическая работа № 5

1

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса

Анализ рис. 45, карт атласа, практическая работа

5. Сравнение транспортной обеспеченности

§14

, прочитать текст

10.11

18

Информацион-

ная инфраструктура

1

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Тестирование

§ 15, ответить на вопросы

12.11

19

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

1

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы

Групповая работа (маршрут или схема).

§ 16, прочитать текст

17.11

20

Территориальное разделение труда.

1

Возникновение территориального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени

Вопросы и задания на с. 84

§ 17, ответить на вопросы

19.11

21

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России»

1

Тестирование. Решение творческих задач

24.11

22

Восточно-

Европейская

равнина

1

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны

Анализ рис. 56- 57, вопросы и задания на с. 93

§ 18, ответить на вопросы

26.11

23

Волга

1

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы

Практическая работа  в группах

§ 19,выучить определения

01.12

24

Центральная Россия: состав, географическое положение Практическая работа № 6

1

Урок-исследование. Слайд-лекция

Самостоятельная работа с контурной картой.

6.Экономические районы и особенности географического положения

§ 20, ответить на вопросы

03.12

25

Центральный район: особенности населения

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Сообщения (презентации) учащихся

§21,выучить определения

08.12

26

Хозяйство Центрального района

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа

§22, прочитать текст

10.12

27

Москва -

столица

России

1

Урок-диалог. Слайд- лекция

Фронтальный, вопросы и задания на с. 113.

§23, ответить на вопросы

15.12

28

Города Центрального района

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Практическая работа

§24,выучить определения

17.12

29

Центрально-

Черноземный

район

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция

Эвристическая беседа, исследование по картам атласа, тестирование

§25, прочитать текст

22.12

30

Волго-Вятский район Практическая работа № 7

1

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Исследование по картам и другим источникам информации

7.Факторы обуславливающие развитие автомобилестроения

§26, ответить на вопросы

24.12

31

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование. Решение творческих задач

12.01

32

Северо- Западный район. Географическое положение и природа Практическая работа № 8

1

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Анализ рис. 78- 81, вопросы и задания на с. 131.

8. Северо-Западный район и выпускаемая  продукция

§27, прочитать текст

14.01

33

Города на старых водных торговых путях

1

Урок-исследованиеСлайд-лекция

Работа с тематическими и контурными картами, другими источниками информации.

§28,выучить определения

19.01

34

Санкт-Петербург - «вторая столица» России

1

Урок-путешествие. Слайд-лекция.

Фронтальный, вопросы и задания на с. 136. Заслушивание сообщений, защита презентаций

§ 29-30, ответить на вопросы

21.01

35

Калинин

градская

область

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирование

§31, прочитать текст

26.01

36

Европейский Север. Географическое положение

1

Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция

Анализ картосхемы на с. 143, вопросы и задания на с. 147.

§32,выучить определения

28.01

37

Этапы развития хозяйства Практическая работа № 9

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Составление схемы: хозяйственная специализация Европейского Севера.

9.Связь природных ресурсов и хозяйственной специализаци

§33, ответить на вопросы

02.02

38

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

1

Урок-путешествие

Групповая практическая работ

§34, прочитать текст

04.02

39

Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование. Решение творческих задач

09.02

40

Поволжье. Географическое положение

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Анализ картосхемы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161.

§35,выучить определения

11.02

41

Население и хозяйство Практическая работа № 10

1

Уроки-практикумы. Слайд-лекция

Практическая работа

10.Транспортно-географическое положение, историко-культурнная и хозяйственная роль России

§36, ответить на вопросы

16.02

42

Северный Кавказ. Природные условия Практическая работа № 11

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Анализ картосхемы на с. 167, рис. 106, 107 (тематические карты), вопросы на с. 171.

11.Субъекты Северного Кавказа

§37, прочитать текст

18.02

43

Хозяйство

района

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Практическая

Работа

§38,выучить определения

25.02

44

Народы Северного Кавказа

1

Урок комплексного применения знаний. Слайд-лекция

Анализ тематических карт и других источников географических знаний.

§39, ответить на вопросы

02.03

45

Южные моря России

1

Урок-практикум

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации, беседа

§40, прочитать текст

04.03

46

Население, сельское хозяйство Тюменской области

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Анализ тематических карт и других источников географических знаний.

конспект

11.03

47

Население, сельское хозяйство Вагайского района

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Анализ тематических карт и других источников географических знаний.

конспект

16.03

48

Урал. Географическое положение и природа Практическая работа № 12

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Анализ картосхем на с. 182, 186,

187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189.

12.Экономико- географического положения Урала и Поволжья

§41, ответить на вопросы

18.03

49

Этапы развития и современное хозяйство

1

Урок-исследование. Слайд-лекция

Сравнительная таблица.

§42, прочитать текст

30.03

50

Города Урала. Проблемы района

1

Урок-исследование. Слайд-лекция

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

Тестирование

§18-43,выучить определения

01.04

51

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование, решение творческих задач.

Заполнение сводной таблицы - задание 2 на с. 197

06.04

52

Природа

Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Анализ рис. 126, 128, сопоставление тематических карт

§ 44, ответить на вопросы

08.04

53

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

1

Урок закрепления новых знаний

Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207

§45, прочитать текст

13.04

54

Арктические

моря

1

Урок-исследование

Работа с тематическими картами атласа и вопросами нас. 211

§46,выучить определения

15.04

55

Население

Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Работа с картой народов и вопросами на с. 214

§47, ответить на вопросы

20.04

56

Хозяйственное освоение Сибири

1

Урок решения задач

Поиск ответов на проблемные вопросы в различных источниках географической информации

§48, прочитать текст

22.04

57

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы Практическая работа № 13

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Тестирование, анализ физической карты, схемы и диаграмм на с. 219.

13.Западно-Сибирский район и хозяйство района

§49,выучить определения

27.04

58

Западно-

Сибирский

район

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа.

§50, ответить на вопросы

29.04

59

Восточная

Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229.

§51, прочитать текст

06.05

60

Байкал

1

Урок-исследование

Практическая

Работа

§52,выучить определения

08.05

61

Хозяйство

района Практическая работа № 14

1

Урок-практикум. Слайд-лекция

Составление схемы «Хозяйство Восточной Сибири».

14.Восточно-Сибирский район и выпускаемая продукция

§53, ответить на вопросы

13.05

62

Дальневосточный

район Практическая работа № 15

1

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244

15. Дальневосточный район и стратегическое положение

§54, прочитать текст

15.05

63

Природные условия и ресурсы

1

Урок-исследование. Слайд-лекция

Анализ рисунка нас. 156, тематических карт атласа.

§55,выучить определения

18.05

64

Моря Тихого океана

1

Урок-практикум

Сравнительная таблица; прогноз развития Дальнего Востока как рекреационной зоны

§56, ответить на вопросы

20.05

65

Население района

1

Урок-исследование. Слайд-лекция

Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

 Вопросы и задания на с. 253, тестирование.

§57, прочитать текст

22.05

66

Хозяйство района

1

Урок-исследование. Слайд-лекция

Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

 Вопросы и задания на с. 253, тестирование.

§58, ответить на вопросы

25.05

67

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

1

Лекция с элементами практической работы

Беседа.  Составление развернутого плана по ходу лекции

С.264- 268, прочитать текст

27.05

68

Итоговое тестирование за курс 9 класса

1

29.05

Список учебно-методической литературы 

 1. Душиной И. В. «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл», - М.: Дрофа, 2003;

2. Алексеев А.И., Низовцев В.А. и др. География России. Хозяйство и географические районы. Книга вторая. М.: Дрофа. 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...

Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...

Рабочие программы по географии на 2015-2016 год 5,6,7,8,9,10,11 классы

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,закономерностях развития природы, размещении насел...

Рабочая программа по географии на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебной программы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа для 5 класса 2015-2016

Рабочая программа по английскому языку....