Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Шишкина Наталья Анатольевна

Рабочая программа по географии 10 класс составлена на основе УМК «Экономическая и социальная география мира». Авторы: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_10_klass.docx131.74 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………..

3

2.

Общая характеристика учебного предмета…………..

3

3.

Место учебного предмета в учебном плане………….

4

4.

Результаты изучения учебного предмета…………………………………………………

4

5.

Содержание учебного предмета………………………

10

6.

Тематическое планирование…………………………..

17

7.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………..

40

8.

Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………………….

41

 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Экономическая и социальная география мира» составлена для 10 классов составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».

            Программа по курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс, 35   часов) Авторы: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.

Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10  классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 35часов учебного времени  в 10 классах. Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени в 10 классе или 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе

             Используемый  УМК «Экономическая и социальная география мира» включает в себя учебник для общеобразовательных учреждений (авторы Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.).

              Цель: сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
Развить пространственно-географическое мышление; 

Воспитать уважение к культурам других народов и стран;
Сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

             Задача: обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.

    Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные.Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», несколько изменено распределение тематического материала в рамках разделов. Так в один раздел «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение темы должно происходить после раздела «Население мира».

Раздел «Политическая карта мира» включен во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в середине. Перемещение этого раздела в региональную часть курса позволяет разделить материал на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.
Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.
            Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется. В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.
Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.
Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.
Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.
Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.
Завершает курс тема посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология.
Количество часов: всего - 35 часов,  в неделю - 1 час; практических работ - 10, из них оценочных -6

Оценочные практические работы

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

6. Составление   экономико-географической   характеристики   одной   из   отраслей   (по   выбору)
2.Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

             Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

             Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этнорелигиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 9-х классов представлен в следующей характеристике:

    10А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 92%, что соответствует достаточному уровню в обучении;

    10Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 33%, что соответствует допустимому уровню в обучении.

            При обучении географии в 10 классе применяется исследовательская деятельность, работа в системе погружения, коллективная, групповая, индивидуальная. Используется проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; диалог культур; информационно-коммуникативные технологии способствует формированию основных компетенций обучающихся, развитию их познавательной активности. Используются методы словесно-наглядные, практические, иллюстративные.

 3.Место учебного предмета в учебном плане

             Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

4.Результаты изучения учебного предмета

В ходе преподавании географии в 10 классе , работы над формированием у школьников перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, что бы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт  осознания пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;   умело применяли  знания и навыки  в своей  деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;  умели самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

 Обучающийся  должен знать:

- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;

Уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;

- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

 

Учебно-тематический план.

   

Тема

Количество

часов

1

Введение.

2

2

Страны современного мира

2

3

География населения

5

4

Взаимоотношения природы и общества

12

5

Мировое хозяйство и МГРТ

2

6

Характеристика отраслей мирового хозяйства

9

7

Глобальные проблемы современности

3

Итого

35

Формы контроля результатов образовательной деятельности

№ п/п

Форма контроля

№ урока

дата

1.

Входной контрольный тест

4

4 неделя

2

Тест по теме « Население мира»

9

9 неделя

3

Промежуточный контрольный тест

15

15 неделя

4

Тест по теме « Мировые природные ресурсы»

21

21 неделя

5

Тест по теме « НТР и Мировое хозяйство»

23

23 неделя

6

Тест по теме « География отраслей мирового хозяйства»

33

33 неделя

7

Итоговый контрольный тест

34

34 неделя

 5.Содержание программы

Часть 1. Общая характеристика мира

 Современная география  (2 часа)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Тема 2. География населения мира (5часов)

 Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этнорелигиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)

 Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (9часов)

   Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (3 часа)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Региональный компонент осуществляется через программный материал в количестве 9 часов:

№ урока

Тема урока

1.

3

Типы стран современного мира

2

11

Природопользование и экологические проблемы

3.

12

Природные ресурсы

4.

15

Земельные ресурсы

5.

16

Лесные ресурсы

6.

17

Водные ресурсы

7

20

Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических проблем

8.

24

ТЭК мира

9

28

Химическая и лесная промышленность

6.Календарно- тематическое планирование 10 класс

№ уро

ка

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

Элементы содержания

                                                                                                                                   Современная география (2ч)

1.

1н.

1н.

Введение. Положение географии в системе наук.

Вводная лекция.

Положение географии в системе наук.

Знать: традиционные и новые методы географических исследований;

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Практическая работа №1. Анализ статистической информации в графической и картографической форм.

П.1

2.

2н.

2н.

Методы географических исследований.

Лекция с элементами беседы.

Традиционные и новые методы географических исследований. Другие способы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные  системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Фронтальный опрос.

П.2

                                                                                                                       Страны современного мира (2ч)

3.

3н.

3н.

Типы стран современного мира

Лекция с элементами беседы.

Страны переселенческого

Капитализма, переходный тип экономики

Знать: основные географические понятия и термины; различия стран по уровню социально-экономического развития

Уметь: составлять географическую характеристику ПГП стран мира

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.

П.3

4.

4н.

Развитые и развивающиеся страны

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.

П.4

                                                                                                                        География населения (5ч)

5.

5н.

Численность и динамика населения мира.

Вводная лекция.

Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

П.5

6.

6н.

Расовый и половозрастной состав населения.

Лекция с элементами беседы.

Крупнейшие народы мира.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения

П.6

7.

7н.

Этнический и религиозный состав населения.

Лекция с элементами беседы.

Мировые и этнические религии.

Этнорелигиозные конфликты.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения

П.7

8.

8н.

Размещение населения и его миграции.

Практикум

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения

П.8

9.

9н.

Городское и сельское население.

Семинар.

Урбанизация, агломерация, мегалополис.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения

П.9

                                                                                                             Взаимоотношение природы и общества (12ч)

10.

10н.

История взаимоотношений общества и природы.

Лекция с элементами беседы

Знать: особенности

размещения основных видов

природных ресурсов,

их главные месторождения и

территориальные сочетания

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран и регионов

мира,

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

П.10

11.

11н.

Природопользование и экологические проблемы

Урок актуализации знаний и умений.

Рациональное и нерациональное природопользование.

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт

П.11

12.

12н.

Природные ресурсы.

Урок актуализации знаний и умений.

Основные виды природных ресурсов и масштабы их использования.

Тестирование, работа с картами

.

Составление таблицы

П.12

13.

13н.

Минеральные ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

П.13

14.

14н.

Рудные и нерудные полезные ископаемые.

Урок актуализации знаний и умений

Знать: особенности

размещения основных видов

природных ресурсов,

их главные месторождения и

территориальные сочетания

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран и регионов

мира,

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

П.14

15.

15н.

Земельные ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

Знать: особенности

размещения земельных

ресурсов.

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран и регионов

мира,

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

П.15

16.

16н.

Лесные ресурсы.

Урок актуализации знаний и умений

Знать: особенности размещения лесных ресурсов.

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран и регионов

мира,

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

П.16

17.

17н.

Водные ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

Знать: особенности размещения

водных ресурсов,

их главные месторождения и

территориальные сочетания

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран и регионов

мира,

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

П.17

18.

18н.

Ресурсы Мирового океана.

Урок актуализации знаний и умений.

Аквакультура и марикультура.

Знать: особенности

размещения основных видов

природных ресурсов,

их главные месторождения и территориальные сочетания

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран и регионов

мира,

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

П.18

19.

19н.

Другие виды природных ресурсов.

Урок актуализации знаний и умений.

Гелиоэнергетика.

Знать: особенности

размещения основных видов

природных ресурсов,

их главные месторождения и территориальные сочетания

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность

отдельных стран и регионов

мира,

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

П.19-20

20.

20н.

Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических проблем.

Практикум. Неизбежность экологических проблем. Возможные пути их решения. Парниковый эффект.

Учебное исследование по картам, решение географических задач

С.134-135

21.

21н.

Итоговый урок по темам «Население мира», «Природа и человек в современном мире»

Урок обобщения и закрепления изученного

Тестирование

П.21

                                                                                                                         Мировое хозяйство и НТР (2ч)

22.

22н.

МГРТ и мировое хозяйство.

Вводная лекция.

Мировое хозяйство и этапы его развития.

Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда.

Знать: географические аспекты

отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

Уметь: оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации; составлять комплексную географическую характеристику явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.21

23.

23н.

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

Лекция с элементами беседы.

Научно-техническая революция.

П.22

                                                                                                       Характеристика отраслей мирового хозяйства  (9ч)

24.

24н.

ТЭК мира.

Урок актуализации знаний и умений

Знать: размещения его основных отраслей;

Уметь: сопоставлять географические карты различной тематики; составлять географическую характеристику отраслей производства.

Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт

П.23

25.

25н.

Металлургия

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.24

26.

26н.

Металлургия

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.25

27.

27н.

Машиностроение

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.26

28.

28н.

Химическая, лесная и лёгкая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.27

29.

29н.

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство.

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.28

30.

30н.

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.29

31.

31н.

Виды транспорта

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.30

32.

32н.

Транспорт и мировое хозяйство

Урок актуализации знаний и умений

Знать: размещения его основных отраслей;

Уметь: сопоставлять географические карты различной тематики; составлять географическую характеристику отраслей производства.

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.31

33.

33н.

Международные экономические отношения

Урок актуализации знаний и умений

ЛОК

Вопросы на с.211-214

                                                                                                   Глобальные проблемы современности (2ч)

34.

34н.

Глобальные проблемы и  их взаимосвязи.

Вводная лекция.

Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем.

Знать: географические аспекты глобальных проблем человечества;

Уметь: оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт

П.32

35.

35н.

Повторение и обобщение знаний по курсу

Урок обобщения и закрепления изученного

Тестирование.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 

Использование информационных технологий, прежде всего, связано с интерактивными средствами обучения.

        По географии имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения:

  • Учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии: «География. 10 класс»
  • Карты, иллюстрированные материалы
  • Образовательные ресурсы сети Интернет

            Учебно-методический комплект учителя: 

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира, 10 класс Ч1. и Ч.2. –М.: Русское слово, 2012.
  2. Географический атлас. 10 класс. –М.: Дрофа, 2012.
  3. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 /Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. -3-е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.

            Учебно-методический комплект ученика:

            1.Учебник для 10 классов общеобразоват.учреждений/  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. I ч. - М.: Русское слово, 2008. 

            2.Атлас «Дрофа»

8. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  географии 10 класс  обучающиеся  должны: 

знать/понимать 

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь 

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...