Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Шишкина Наталья Анатольевна

Рабочая программа по географии 9 класс составлена на основе УМК «География России». Авторы: под редакциейА.И.  Алексеев и др. М.:«Просвещение», 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_9_klass.docx147.92 КБ

Предварительный просмотр:


                                      СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………..

3

2.

Общая характеристика учебного предмета…………..

6

3.

Место учебного предмета в учебном плане………….

7

4.

Результаты изучения учебного предмета…………………………………………………

7

5.

Содержание учебного предмета………………………

10

6.

Тематическое планирование…………………………..

17

7.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………..

40

8.

Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………………….

41

  1. Пояснительная записка.

             Рабочая программа по предмету «География» для 9 классов составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный  план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».

           Программа В.И. Душевой и др. «География России» (программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-9 классы. – Москва, Дрофа, 2008). Согласно Программе на изучение курса «География России: хозяйство и географические районы» в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Такое же количество учебного времени отводится для изучения предмета географии в 9 классе согласно Базисному учебному плану.

             Используемый  УМК «География России» включает в себя учебник для общеобразовательных учреждений (авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина).

         Цель программы:

   Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Организация образовательного процесса:

           В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков. 

6. Различные источники географической информации.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

   Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

 Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

        При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой Внутрипредметные и межпредметные связи. Внутрипредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.  

           Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

            Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

             Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 9-х классов представлен в следующей характеристике:

    9А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 76%, что соответствует достаточному уровню в обучении;

    9Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 72%, что соответствует допустимому уровню в обучении;

    9 В класс: % успеваемости – 100%, % качества – 56%, что соответствует допустимому уровню в обучении.

    При обучении географии в 9 классе используются следующее:  исследовательская деятельность, работа в системе погружения, коллективная, групповая, индивидуальная. Используется проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; диалог культур; информационно-коммуникативные технологии способствует формированию основных компетенций обучающихся, развитию их познавательной активности. Используются методы словесно-наглядные, практические, иллюстративные.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа включает два раздела, каждый из которых разделяется на отдельные темы. В курсе предусмотрено выполнение 21 практической работы. Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль (после изучения каждой темы) и итоговый рубежный контроль (по итогам года).

24% уроков по курсу включают в себя региональный компонент географических знаний.

          География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: вV, VI классах — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

  1. Результаты изучения учебного предмета

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма  будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

     В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры; основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы; географические районы, их территориальный состав;  отрасли местной промышленности.

          Описывать:

природные ресурсы;  периоды формирования хозяйства России; особенности отраслей; традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях; экономические связи районов; состав и структуру отраслевых комплексов;  основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

различия в освоении территории;  влияние разных факторов наформирование географической структуры районов; размещение главных центров производства; сельскохозяйственную специализацию территории; структуру ввоза и вывоза; современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

  1. Содержание учебного предмета

Тема 1. Введение (4 час)

Содержание темы:

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Обучающийся должен знать:

    Социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация.

• специфику поэтапного формирования территории России;

• особенности проведения государственной границы;

• достоинства и недостатки географического положения России;

• структуру административно-территориального устройства;

• принципы экономико-географического районирования;

• особенности отраслевого состава народного хозяйства.

• специфику предмета изучения экономической и социальной географии;

• отличия природного и хозяйственного комплексов;

• отличия природного и хозяйственного комплексов.

Основные образовательные идеи:

• Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации населения и хозяйства.

• В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться человеком.

Россия на карте

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Основные образовательные идеи:

• Формирование территории России – от Московского княжества и Российской империи через СССР к современной России.

• Россия – самая большая по площади территории страна с самым большим количеством сухопутных соседей.

• Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны.

 Обучающийся должен уметь:

• ставить учебную задачу под руководством  учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение объяснять:

• специфику поэтапного формирования территории России;

• особенности проведения государственной границы;

• достоинства и недостатки географического положения России;

• структуру административно-территориального устройства;

• принципы экономико-географического районирования;

• особенности отраслевого состава народного хозяйства.

Умение определять:

• особенности географического положения России;

• особенности границ России;

• специфические черты видов субъектов Федерации;

• виды субъектов Федерации;

• отличительные черты видов отраслей хозяйства;

• положение экономических регионов, районов, зон России.

Тема 2. Население России (9 часов)

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Обучающийся должен знать:

     Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.

Основные образовательные идеи:

• Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.

• Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.  

• Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.

• Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.  

• Неравномерность размещения населения по территории России — следствие разнообразия природных условий.

• Урбанизация — процесс развития городов.

Обучающийся должен уметь:

• выделять  существенные признаки новых понятий;

• работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;

• поиск дополнительные источники информации.

• формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

уметь объяснять:

• особенности динамики численности и воспроизводства населения;

• направления и типы миграции;

• особенности состава населения;

• специфику распространения религий;

• размещение населения;

• особенности городского и сельского населения;

• специфические черты рынка труда.

уметь определять:

• параметры воспроизводства населения;

• параметры миграционных процессов;

• регионы с различными показателями миграции;

• параметры, характеризующие состав населения;

• регионы с преобладанием отдельных языков, религий;

• параметры, характеризующие размещение населения;

• районы концентрации сельского и городского населения;

• размещение крупных городов;

• перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов.

Тема 3.  Важнейшие межотраслевые комплексы России и  их  география (26 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Обучающийся должен знать:

Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Основные образовательные идеи:

•Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.

Обучающийся должен уметь:

• установливать причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального);

• проводить анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

• выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства;

Умение объяснять:

• особенности структуры хозяйства;

• особенности отраслей хозяйства;

• видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;

• взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;

• географию отраслей хозяйства;

• роль отраслей хозяйства в жизни государства.

Умение определять:

• параметры структуры хозяйства;

• факторы размещения хозяйства;

• районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;

• показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;

• основные направления движения сырья и готовой продукции.

Тема 5. Районы России (17 ч.)

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обучающийся должен знать:

Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Основные образовательные идеи:

• Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона — результат сочетания длительного исторического развития и  природных условий и ресурсов.

• Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.

Обучающийся должен уметь:

• ставить учебную задачу под руководством  учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение объяснять:

• особенности природы, населения и хозяйства регионов России;

• особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;

• особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Умение определять:

• регион России по краткому описанию;

• специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России;

• особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Тема 6. Россия и страны нового зарубежья (4ч.)

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Обучающийся должен знать:

Основные образовательные идеи:

• В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в системе мирового хозяйства, причем, эта роль менялась.

• После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой продукции.

Обучающийся должен уметь:

• ставить учебную задачу под руководством  учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение объяснять:

• место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

• особенности России на современном этапе социально-экономического развития.

Умение определять:

• место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

• перспективы социально-экономического развития России.

Учебно-тематический план.    

Тема

Количество

часов

1

Раздел 1. Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР (14 ч)

Геополитическое положение России (3 часа)

3

2

Население России и новых независимых государств (5 часов)

5

3

Экономика Российской Федерации (6 часов)

6

4

 Раздел 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 час)

21

5

Раздел 3. Регионы России (27 часов). Территориальная организация и районирование России (2 часа)

2

6

Западный макрорегион – Европейская Россия (15 часов)

15

7

 Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

5

8

География своего региона (8 часов)

8

9

                                                                                          Раздел 4. Россия и мир (2 часа)

2

10

                                                                                         Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

2

11

                                                                                               Обобщающее повторение (1 час)

1

Итого

70

Формы контроля результатов образовательной деятельности

№ п/п

Форма контроля

№ урока

дата

Практическая работа №1. Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра)

1

1

Входящее тестирование

4

4нед

2

Промежуточное тестирование

35

17 н

3

Итоговое тестирование

68

34н

Региональный компонент осуществляется через программный материал в количестве 8 часов:

№ урока

Тема урока

1.

56

Особенности ЭПГ территории

2

57

Население и хозяйственное освоение

3.

58

Особенности хозяйства. Промышленность

4.

59

АПК региона

5.

60

Особенности транспорта

6.

61

Города

7

63

Социально-географические проблемы региона

8.

64

География своего региона

6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

№ уро

ка

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

Элементы содержания

                                 Раздел 1. Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР(14 часов)

     Геополитическое положение России (3 часа)

1.

1н.

1н.

Введение

Урок изучения нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте субъекты РФ.

Фронтальный устный опрос

С.3-4

2.

1н.

1н.

Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение

Урок изучения нового материала Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

Фронтальный контроль

П.1

3.

2н.

2н.

Политико-административное устройство

Практикум

Политико-административное устройство России.

Работа с к/к

П.42

                                                             Население России и новых независимых государств (5 часов)

4.

2н.

2н.

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ -многонациональная страна

Практикум

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, иммиграция, типы населенных пунктов, зона расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

Фронтальный устный опрос

П.11-12

5.

3н.

3н.

Миграции населения. Расселение населения

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

П.13

6.

3н.

3н.

Городское и сельское население. Расселение населения.

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

П.17-19

7.

4н.

4н.

Рынок труда, занятость населения России

Семинар

Индивидуальный устный опрос.

П.15

8.

4н.

4н.

Население России

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Индивидуальный устный опрос.

С.109-110

                                                                       Экономика Российской Федерации (6 часов)

9.

5н.

5н.

Хозяйство России

Лекция

Знать: границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем

Фронтальный устный опрос

П.23

10.

5н.

5н.

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

П.4, 25

11.

6н.

6н.

Структура экономики России

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.26

12.

6н.

6н.

Проблемы ресурсной основы экономики России

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

Доп. материал

13.

7н.

7н.

Научный комплекс – вершина экономики России

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

конспект

14.

7н.

7н.

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

Доп. материал

                Раздел 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 час)

15.

8н.

8н.

Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, кК влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства

Фронтальный устный опрос

П.31

16.

8н.

8н.

Факторы размещения отраслей машиностроения

Практикум

Фронтальный устный опрос

П.31

17.

9н.

9н.

География машиностроения

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.33

18.

9н.

9н.

Военно-промышленный комплекс

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

19.

10н.

10н.

Научный комплекс

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

Доп. материал

20.

10н.

10н.

Роль и особенности ТЭКа

Семинар

Фронтальный устный опрос

П.27

21.

11н.

11н.

Топливная промышленность

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.28

22.

11н.

11н.

Электроэнергетика России

Семинар

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.29

23.

12н.

12н.

Топливно-энергетический комплекс России

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.28

24.

12н.

12н.

Состав и значение металлургического комплекса

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

П.30

25.

13н.

13н.

Металлургический комплекс

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.30

26.

13н.

13н.

География металлургического комплекса

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.30

27.

14н.

14н.

Химико-лесной комплекс

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.32

28.

14н.

14н.

География химико-лесного комплекса

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.32

29.

15н.

15н.

Комплексы конструкционных материалов

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Фронтальный устный опрос

конспект

30.

15н.

15н.

Состав и значение АПК

Урок изучения нового материала

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.34

31.

16н.

16н.

Земледелие и животноводство

Практикум

Фронтальный устный опрос

П.35

32.

16н.

16н.

Пищевая и легкая промышленность

Семинар

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.36

33.

17н.

17н.

Территориальная организация АПК

Практикум

Фронтальный устный опрос

П.35

34.

17н.

17н.

Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины.

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.39

35.

18н.

18н.

Роль транспорта. Виды транспорта

Семинар

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений

Фронтальный устный опрос

П.37-38

                                                                        Раздел 3. Регионы России (27 часов)

                                            Территориальная организация и районирование России (2 часа)

36.

18н.

18н.

Районирование территории России

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: определять границы экономических районов России.

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.41

37.

19н.

19н.

Проблемы экономического районирования

Семинар

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.41

                                                            Западный макрорегион – Европейская Россия (15 часов)

38.

19н.

19н.

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,  влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет

П.43

39.

20н.

20н.

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.43

40.

20н.

20н.

Народные промыслы Центральной России

Урок-игра

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.44

41.

21н.

21н.

Общая характеристика Северо-Западной России

Урок-путешествие

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.48-49

42.

21н.

21н.

Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.50

43.

22н.

22н.

Хозяйство Европейского Севера

Семинар

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.51

44.

22н.

22н.

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

Урок изучения нового материала

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.52

45.

23н.

23н.

Население и хозяйство района

Семинар

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.52

46.

23н.

23н.

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Урок изучения нового материала

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.53

47.

24н.

24н.

Население и хозяйство района

Практикум

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.53

48.

24н.

24н.

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

Урок изучения нового материала

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.54

49.

25н.

25н.

Население и хозяйство района

Практикум

Учебное исследование по картам, решение географических задач

П.54

                                                                               Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

50.

25н.

25н.

Восточный макрорегион – азиатская Россия

Урок изучения нового материала

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,  влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.55

51.

26н.

26н.

Западная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.56

52.

26н.

26н.

Западная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.56

53.

27н.

27н.

Восточная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

П.57

54.

27н.

27н.

Дальний Восток: особенности развития

Семинар

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

Вопросы и задания по всей теме

55.

28н.

28н.

Восточный макрорегион

Урок повторения и обобщения

Работа с к/к. индивидуальный, фронтальный опрос

                                                                                          География своего региона (8 часов)

56.

28н.

28н.

Особенности ЭГП территории

Урок изучения нового материала

Знать: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии; важнейшие природно-хозяйственные объекты округа; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Определять: географическое положение.

Уметь: 1) описывать географическое положение (ЭГП, геополитическое и др.), 2) объяснять влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географических факторов в развитии общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями структуре хозяйства.

3) оценивать: изменение численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал округа.

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

С. 7-11

57.

29н.

29н.

Население и хозяйственное освоение

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению к/к.

П.3.1-3.5

58.

29н.

29н.

Особенности хозяйства. Промышленность

Исследование

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

П.4.1-4.4

59.

30н.

30н.

АПК региона

Практикум

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

П.4.5

60.

30н.

30н.

Особенности транспорта

Семинар

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт,

П.4.6

61.

31н.

31н.

Города

Семинар

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт,

П.4.7

62.

31н.

31н.

Социально-экономические проблемы региона

Урок-исследование

Учебное исследование по картам, Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

П.5.1-5.2

63.

32н.

32н.

География своего региона

Урок повторения и обобщения

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

П.3

                                                                                            Раздел 4. Россия и мир (2 часа)

64.

32н.

32н.

Место России среди стран мира

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию о внешних экономических связях России;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.3.4

65.

33н.

33н.

Место России среди стран мира

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

П.3.4

                                                                                         Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

66.

33н.

33н.

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

С.5-17 А.В. Даринский «География стран Ближнего Зарубежья»

67.

34н.

34н.

Закавказье и азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

С. 60-89

                                                                                Обобщающее повторение (3 часа)

68.

34н.

34н.

География России

Урок повторения и обобщения

Знать: географические особенности природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Уметь: применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Доп. материал

69.

35н.

35н.

Обобщение изученного

Урок повторения и обобщения

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Доп. материал

70.

35н.

35н.

Повторение и закрепление изученного

Урок повторения и обобщения

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Рабочая программа подготовлена для работы по следующему учебно-методическому комплекту:

Учебник:  А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России. Москва, Просвещение, 2008

Методические пособия: С.А. Малиновская. География. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева. Волгоград: Учитель, 2008;

О.В. Антушева. География. 9 класс: поурочные планы. Часть 1 и 2. Волгоград: Учитель, 2007.

Дидактические материалы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Пятунин. Дидактические материалы по географии России. Москва: Просвещение, 1996.  

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

         В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

          Описывать:

природные ресурсы;

периоды формирования хозяйства России;

особенности отраслей;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.

                   Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

  5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

   6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...