Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Зубкова Людмила Олеговна

Рабочая программа составлена на основе учебника издательства "Просвещение", предметная линия - "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_polyarnaya_zvezda.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа  по географии составлена на основе образовательного  стандарта основного общего образования по географии, примерной программы   основного общего образования по географии ООП среднего общего образования МБОУ « Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторской программы «Рабочие программы по географии 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»» Николина В.В., Липкина Е.К., Алексеев А.И., Издательство: Просвещение, М.2011 г. и в соответствии с годовым календарным планом- графиком лицея на 2016-2017 учебный год.

Цели и задачи курса

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;

 развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа родного края.

Цели и задачи обучения не противоречат стандартам общего образования.

Изменения в содержании рабочей программа незначительно отличается от примерной и авторской программой. Увеличение часов на изучение отдельных тем и разделов (1 – 2) связано с проведением практических оценочных работ на основе краеведческого материала и изучение регионального компонента.

Обучающие (тренировочные практические работы) – формирование  знаний и умений проводятся почти на каждом уроке, они не указаны в тематическом поурочном планировании, так как оценивать каждого учащегося не обязательно. В рабочей программе указаны только оценочные практические работы, которые требуют контроля за усвоением умений и навыков учащихся.

Основное содержание

Регионы России

 Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Тема 1. Центральная Россия 

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.  Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

 Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

 Тема 2. Северо-Запад

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».

 Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

 Тема 3. Европейский Север

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.

 Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

 Тема 5. Поволжье

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Тема 6. Урал

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Тема 7. Сибирь

 Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

 Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века»..

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

Заключение

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13 и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.

Итоговое повторение и итоговая контрольная работа по курсу

Планируемые результаты изучения программы.

      В  результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
      
1) знать / понимать: 
      понятия «район» и «районирование»;
      особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
      этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
      особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
      особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
      основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
      современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
      
2) уметь: 
      определять географическое положение района;
      давать характеристику района по плану;
      давать сравнительную характеристику районов по плану;
      читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
      работать с материалами периодической печати;
      определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
      определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
      
3) оценивать: 
      изменения в развитии районов России;
      уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
      положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.

Учебно-тематическое планирование

по географии  в 9 классе

п/п

Наименование разделов

Всего

часов на раздел

Кол-во практических работ

Плановых контрольных работ

1

Регионы России

11

2

1

2

Европейская Россия

32

7

1

3

Азиатская Россия

15

2

1

4

Заключение

6

2

5

Итоговое повторение

6

1

ИТОГО

70

13

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по географии в 9 классе, 2 часа в неделю

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Примечания

РЕГИОНЫ РОССИИ-11 часов.

1

01.09-03.09

Районирование России.

Уметь выделять географические районы.

Беседа, работа с учебником, картами атласа и тематическими картами. Определяют виды районирования. Анализируют текст учебника и карты атласа. Принимают участие в обсуждении презентации.

Учебник П.2, стр.6-11.

2

01.09-03.09

Практическая работа №1: «Изучение  изображений Земли из космоса. Отличие космического снимка от карты».

Пользоваться  Интернетом. Беседа.

Работа с учебником -  знакомство с космическими снимками

Практическая работа  №1.  Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. Анализируют источники географической информации.

Выполняют практическую работу.

Учебник П.3, стр.12-15.

3

05.09-10.09

Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

Определять географическое положение. Пользоваться  тематическими картами. Беседа. Фронтальный опрос.

Работа с тематическими картами. К.картами. Выявляют особенности природы. Систематизируют знания о природных районах в таблице. Находят на карте и наносят на контурную карту географические объекты. Подготавливают и обсуждают презентации.

Учебник П.4, стр.16-21.

4

05.09-10.09

Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири.

Выяснять по тем. картам влияние природных условий и ресурсов.

Беседа. Устный опрос. Тест.

Работа с тематическими картами, атласом, К.к. Презентации.

Обсуждают презентации. Наносят на к.к. изучаемые территории. Анализируют схемы высотной поясности и устанавливают набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири.

Учебник П.5, стр.22-27.

5

12.09-17.09

Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

Выяснять по тематическим картам влияние природных условий и ресурсов. Устный опрос. Работа с картами. Наносить на к.к. изучаемые объекты. Обсуждают  и анализируют презентации.

Характеризуют особенности природы региона. Составляют сравнительную характеристику изучаемых районов. Наносят на к.к. изучаемые объекты.

Учебник П.6, стр.28-33.

6-7

12.09-17.09

19.09-24.09

Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток.

Устанавливать набор высотных поясов. Беседа. Фронтальный опрос. Работа с тематическими картами и к.к. Анализируют схему высотных поясов Сев. Кавказа. Определяют черты природы.

Наносят на к.к. изучаемые объекты. Определять географическое положение и особенности природы по тематическим картам.

Устный опрос. Работа с тематическими картами, контурными картами. Тест. Анализируют и обсуждают презентации.

Наносят на контурные карты изучаемые природные объекты.

Учебник П. 7, стр.34-39.

8

19.09-24.09

Экологическая ситуация в России.

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Приводить примеры воздействия антропогенного фактора на природу. Беседа. Работа с иллюстрациями, учебником, картами. Анализируют иллюстрации. Характеризуют виды и приводят примеры антропогенного влияния на окружающую среду.

Учебник П. 8, стр.40-42.

9

26.09-1.10

Экологическая безопасность России.

Выявлять мероприятия, проводимые для обеспечения экологической безопасности в своем регионе. Выявлять противоречия в проблеме. Составлять тезисы. Устный опрос. Беседа. Работа с картами. Дискуссия. Выявляют значение эк.безопасности для природы и жизни людей. Приводят аргументы в дискуссии. Обосновывают свою позицию.

Учебник П.9, стр.43-45.

10

26.09-1.10

Практическая работа №2: «Как обеспечить экологическую  безопасность в России?».

Анализировать текст учебника и доп.материалы.

Практическая работа № 2  «Оценка экологических ситуации в различных регионах России на основе экологической  карты», материалов периодической печати. Анализируют текст учебника и дополнительный материал с помощью изучающего чтения. Выполняют практическую работу.

Учебник П.10, стр.46-47.

11

03.10-08.10

Контрольная работа №1: «Регионы России».

Обобщение  по  теме. Повторительно-обобщающий урок. Тест.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ- 32 часа

12-13

03.10-08.10

10.10-15.10

Пространство Центральной России.

Состав территории. Своеобразие природы и географического положения. Давать характеристику экономико-географического положения района. Беседа. Работа с тем. картами, учебником. Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные  стороны ГП. Определяют состав территории. Характеризуют черты своеобразия природы.

Учебник П.11, стр.50-55.

14

10.10-15.10

Центральная Россия: освоение территории и население.

Освоение территории и степень ее заселенности. Устанавливать характер воздействия  географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей. Беседа. Работа с тематическими картами. Работа с к.к.. Наносят  на контурные карты изучаемые объекты. Составляют описания и характеристики, схемы, таблицы на основе источников информации, в том числе карт.

Учебник П.12, стр.56-59.

15

17.10-22.10

Центральный район.

Характеристика географического положения.

Проблемы сельской местности

Отрасли специализации

Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства района.

Фронтальный опрос

Беседа.

Работа с картами атласа, контурными картами

Формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.

Наносят на контурную карту изучаемые объекты

Учебник П.13, стр.60-64.

16

17.10-22.10

Волго-Вятский район.

Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. Специфика района. Характеризовать географическое положение района. Выделять отрасли специализации

Фронтальный опрос. Работа с тематическими картами и к.к.

Наносят на контурные карты изучаемые объекты. Анализируют тематические карты с целью выявления специфики района.

Учебник П.14, стр.65-67.

17

24.10-29.10

Центрально-Черноземный район.

Состав и ГП. Специализация хозяйства. Выделять особенности природы и хозяйства. Черты специализации района. Беседа

Работа с тематическими картами и к.к. При работе в паре или группе обмениваются с партнером важной информацией, участвуют в обсуждении. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий.

Учебник П.15, стр.68-71.

18

24.10-29.10

Практическая работа №3: «Работа с географическим текстом».

Анализировать текст учебника и доп.материалы, материалы периодической печати. Анализируют текст учебника и дополнительный материал с помощью изучающего чтения. Выполняют практическую работу.

Учебник П.16, стр.72-73.

19

31.10-03.11

Москва и Подмосковье.

Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Знать определения: городская агломерация, мегаполис. Беседа. Работа с иллюстрациями, тематическими картами. Работают с иллюстрациями, обсуждают презентацию. Определяют функции Москвы.

Учебник П.17, стр.74-78.

20

31.10-03.11

Практическая работа № 4: «Рост Москвы – это хорошо или плохо?».

Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Работа  с учебником. Работают с текстом учебника, подготавливаются к дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо». Принимают участие в обсуждении презентации.

Учебник П.18, стр.79-81.

21-22

14.11-19.11

Пространство Северо-Запада.

ГП. Состав и соседи района. Особенности природы. Отрасли специализации. Составлять характеристику ГП. Выделять крупные промышленные центры. Крупные реки и озера.

Знать памятники Всемирного культурного наследия. Беседа.

Работа с текстом учебника, тематическими картами, к.к.

Работа с иллюстрациями. Выделяют, оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района, используя карты атласа и текст учебника.

Учебник П.19, стр.82-86.

23

21.11-26.11

Северо-Запад: «окно в Европу».

Традиции и быт населения. Знать обычаи и традиции населения изучаемого региона. Беседа. Фронтальный опрос. Принимают участие в обсуждении презентации. Наносят на к.к. изучаемые объекты. Анализируют карту народов. Характеризуют быт и традиции народов. Обсуждают презентации.

Учебник П.20, стр.87-90.

24

21.11-26.11

Северо-Запад: хозяйство.

Калининградская область – российский анклав. ГП. Природные условия, особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Составлять характеристику ГП. Выделять влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области.

 Беседа. Работа с картами атласа. К.картами. Наносят на к.к центры развития отраслей хозяйства.

Учебник П.21, стр.91-95.

25

28.11-03.12

Санкт-Петербург – вторая столица России.

СП – вторая столица России. Значение СП. в экономике, науке и культуре страны. Музеи  СП и дворцово-парковые ансамбли его пригородов. Устный опрос. Работа с иллюстрациями.

Подготавливают сообщение «СП в системе мировых культурных ценностей» и принимают участие в обсуждении.

Учебник П.22, стр.96-99.

26

28.11-03.12

Практическая работа № 5: «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Анализировать текст учебника и доп.материалы, материалы периодической печати. Анализируют текст учебника и дополнительный материал с помощью изучающего чтения. Выполняют практическую работу.

Учебник П.23, стр.100-101.

27

05.12-10.12

Пространство Европейского Севера.

ГП. Состав и соседи района. Роль моря в развитии района. Выделять особенности природы. Беседа. Работа с тематическими картами и к.картами. Наносят на к.к.

пр.ресурсы, формы рельефа, кр. реки. Анализируют состав района. Выявляют роль морей в развитии района.

Учебник П.24, стр.102-106.

28

05.12-10.12

Европейский Север: освоение территории и население.

Роль моря на разных этапах развития хоз-ва. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Выделять этапы освоения территории. Фронтальный опрос. Беседа. Работа с иллюстрациями. Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт. Анализируют тематические карты. Работают с иллюстрациями. Характеризуют народные промыслы.

Учебник П.25, стр.107-111.

29

12.12-17.12

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

Традиции и быт. Особенности городов ЕС. Крупнейшие города – порты Архангельск, Мурманск. Древние русские города. Выделять особенности городов изучаемого района. Беседа. Составление туристического  маршрута по природным и историческим местам района. Наносят на к.к. изучаемые объекты. Работают с тематическими картами. Выделяют крупные города.

Учебник П.26, стр.112-115.

30

12.12-17.12

Практическая работа № 6: «Составление карты».

Уметь составлять карту. Решают познавательную задачу

Составляют карту на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?

Учебник П.27, стр.116-117.

31

19.12-24.12

Пространство Европейского Юга.

ГП. Состав и соседи района. Особенности природы. Кавказские Минеральные воды и города-курорты. Черноморское побережье Кавказа – зона рекреации. Составлять хар-ку  ГП. Беседа. Анализ тематических карт. Наносят на к.к изучаемые объекты. Анализируют карты атласа и текст учебника с целью выявления особенностей данного региона.

Учебник П.28, стр.118-122.

32

19.12-24.12

Европейский Юг: население

Густая заселенность района. Этническая и религиозная пестрота.

Уметь характеризовать быт, традиции, занятость населения. Беседа. Оценка пр.условий и ресурсов СК на основе тематических карт. Устный опрос. Наносят на к.к. изучаемые объекты. Анализируют этническую и религиозную пестроту.

Учебник П.29, стр.123-126.

33

26.12-29.12

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

Сельской хозяйство – главная отрасль экономики  СК. АПК – главное направление  специализации района. Рекреационная зона. Выделять отрасли специализации. Беседа. Работа с тематическими картами. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства. Анализируют тематические карты и наносить на к.к изучаемые объекты. Характеризуют рекреационные ресурсы района. Выделяют черты  современного хозяйства.

Учебник П.30, стр.127-129.

34

26.12-29.12

Практическая работа № 7: «Развитие рекреации на Северном Кавказе».

Анализировать текст учебника и доп.материалы, материалы периодической печати. Анализируют текст учебника и дополнительный материал с помощью изучающего чтения. Выполняют практическую работу.

Учебник П.31, стр.130-131.

35

11.01-14.01

Пространство Поволжья.

Пространство Поволжья. Особенности природы. Волга – гл.хозяйственная ось района. Характеризовать природные условия и ресурсы района. Беседа. Работа с тематическими картами и контурными картами, текстом учебника. Обсуждают презентации

Анализируют тематические карты и наносят изучаемые объекты на к.к. Выявляют особенности данного региона. Определяют значение реки Волга.

Учебник П.32, стр.132-135.

36

11.01-14.01

Поволжье: освоение территории и население.

Этническое  разнообразие и взаимодействие народов Поволжья.

Характеризовать этническое разнообразие. Фронтальный опрос. Беседа. Принимают участие в обсуждении презентации. Работают  с к.к.- наносят крупные города и волжские города-миллионеры. Выделяют этническое разнообразие.

Учебник П.33, стр.136-139.

37

16.01-21.01

Поволжье: хозяйство и проблемы.

Влияние  природных условий на сельское хозяйство. География важнейших отраслей хозяйства. Выявлять особенности пр.условий и ресурсов на развитие хозяйства района. Фронтальный опрос. Беседа. Работают с тематическими картами и к.к. Выделяют крупнейшие отрасли хозяйства и их центры.

Учебник П. 34, стр.140-143.

38

16.01-21.01

Практическая работа № 8: «Экологические проблемы Поволжья».

Изучение проблем Поволжья. Уметь выделять проблемы. Поволжья. Принимать участие в дискуссии. Подготавливают и обсуждают вопросы дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Учебник П.35, стр.144-145.

39

23.01-28.01

Пространство Урала.

Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Особенности природы.

Составлять характеристику ГП. Беседа. Анализ тематических карт и нанесение на к.к. изучаемых объектов. Анализируют тематические карты. Выявляют черты своеобразия Урала и наносят на к.к. изучаемые объекты. Работают с учебником.

Учебник П.36, стр.146-150.

40

23.01-28.01

Урал: освоение территории и хозяйство.

Урал – старейший горнопромышленный район России. Роль Урала в создании «атомного щита». Отрасли специализации и основные центры. Выделять отрасли специализации района и основные центры. Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника и картами атласа. Работают с учебником, картами атласа и к.к. Выделяют отрасли специализации и их центры.

Учебник П.37, стр.151-155.

41

30.01-04.02

Урал: население и города.

Численность. Национальный состав, специфика расселения, быт, занятия. Крупные города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Ижевск. Анализировать уровень урбанизации района. Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника и картой народов. Сравнение пр.условий, ресурсов и особенностей  хозяйственного развития западной и восточной частей района. Анализируют тематические карты. Работают с текстом учебника: определяют крупные города и их значение и наносят на к.к.

Дают характеристику численности населения, определяют национальный состав и характеризуют быт и занятия населения.

Учебник П.38, стр.156-159.

42

30.01-04.02

Практическая работа № 9: «Специфика проблем Урала».

Источники загрязнения окружающей среды.  Анализировать проблемы и перспективы развития Урала. Устный опрос. Беседа. Анализ тематических карт. Анализ ситуации «Специфика проблем Урала». Работают с учебником, картами атласа. Анализируют ситуации. Выделяют источники загрязнения природной среды.

Учебник П.39, стр.160-161.

43

06.02-11.02

Контрольная работа №2: «Европейская Россия».

Обобщение  по  теме. Повторительно-обобщающий урок. Тест.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ – 15 ЧАСОВ.

44-45

06.02-11.02

13.02-18.02

Пространство Сибири.

ГП. Особенности природы. Пр. условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные черты ГП районов. Беседа.

Анализ тематических карт и нанесение на к.к. изучаемых объектов. Работают  с тематическими и к.картами, выявляют особенности природы региона, географического положения.

Классифицируют природные ресурсы.

Учебник П.40, стр.164-168.

46

13.02-18.02

Сибирь: освоение территории и население.

Население, национальный состав. Хозяйство. Отрасли специализации. Сравнивать на основе тематических карт природные условия и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Беседа. Фронтальный опрос. Анализ тематических карт. Работают с тематическими картами и к.к. Работают с учебником. Выделяют черты хозяйства региона и отрасли специализации, быт и национальный состав населения.

Учебник П.41, стр.169-172.

47

20.02-25.02

Сибирь: хозяйство.

Постиндустриальная ВС. Крупные города: Иркутск, Норильск, Красноярск. Проблемы и перспективы развития. Находить на карте крупные города и наносить на к.к. Фронтальный опрос. Беседа. Создание (описание) образа ВС на основе материала параграфа и доп.литературы. Анализируют текст учебника и работают с тем. и к.картами, наносят крупные города. Обсуждают проблемы и перспективы развития  региона.

Учебник П.42, стр.173-175.

48-49

20.02-25.02

27.02-04.03

Западная Сибирь.

География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупные центры. Выделять отрасли специализации и крупные промышленные центры. Беседа. Фронтальный опрос. Работа с учебником, картами атласа и контурными картами. Сравнение отраслей специализации Урала и ЗС. Анализируют  тематические карты и наносят на к.к. изучаемых объектов. Анализируют отрасли хозяйства и крупные промышленные центры.

Учебник П.43. стр.176-179.

50

27.02-04.03

Восточная Сибирь.

Оценка пр.условий и ресурсов. Озеро Байкал – объект Всемирного природного наследия. Проводить сравнительный анализ различных по содержанию физико-географических  и социально-экономических тематических, географических карт. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Беседа. Устный опрос

Сравнение пр.условий и ресурсов ЗС и ВС с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием  географических карт). Работают с географическими  и контурными картами. Анализируют текста учебника. Оценивают природные условия и ресурсы. Наносят на к.к. изучаемые объекты. Обсуждают презентации.

Учебник П.44, стр.180-183.

51

06.03-11.03

Практическая работа №10: «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Разработка туристического маршрута. Уметь разрабатывать маршрут путешествий. Беседа. Работают с текстом учебника, тематическими картами. Разрабатывают тур. Маршрут.

Учебник П.45, стр.184-185.

52-53

06.03-11.03

13.03-18.03

Пространство Дальнего Востока.

Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района.

Вулканизм. ПИ. Уссурийская тайга уникальный природный комплекс. Выделять природные контрасты. Выявлять уникальность растительного и животного мира. Беседа. Анализ тематических карт. Оценка географического положения ДВ и его влияние на хозяйство региона. Наносят на к.к. сейсмические районы месторождения ПИ и других объектов. Характеризуют  геологическую «молодость» района и уникальный природный комплекс – Уссурийская тайга.

Учебник П.46, стр.186-191.

54-55

13.03-18.03

20.03-25.03

Дальний Восток: освоение территории и население.

Исследователи ДВ. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Анализировать взаимодействие природы и человека. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Беседа. Работа с тем. и к.картами. Разработка и обоснование варианта прокладки новых ж.д. по Сибири и ДВ. Фронтальный опрос. Наносят на к.к. крупные города ДВ. – Владивосток и Хабаровск. Крупные промышленные центры и другие географические объекты. Принимают участие в обсуждении презентации.

Учебник П.47-48, стр.192-199.

56

20.03-25.03

Дальний Восток: хозяйство.

Пишем реферат. Использовать навыки написания рефератов. Работа с доп. источниками географической информации. Используют источники географической информации и пишут реферат.

Учебник П.49, стр.200-203.

57

03.04-08.04

Практическая работа № 11: «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».

ДВ – далекая периферия или «Тихоокеанский фасад России?». Внешние связи региона. Использовать средства информационных технологий. Устный опрос. Работа с тематическими картами

Беседа. Разрабатывают проект «Развитие ДВ в первой половине ХХ1 века». Анализируют внешние связи региона.

Учебник П.50, стр.204-205.

58

03.04-08.04

Контрольная работа №3: «Азиатская Россия».

Обобщение  по  теме. Повторительно-обобщающий урок. Тест.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-6 ЧАСОВ.

59-60

10.04-15.04

Соседи России.

Соседи России и взаимоотношения с ними. Использовать навыки работы с картами и текстом учебника. Беседа. Работа с политико-административной картой. Работают с тематическими картами и текстом учебника, к.к. Характеризуют уровень развития стран-соседей России и наносят государства и их столицы на к.к. Принимают участие в обсуждении презентации.

Учебник П.51, стр.206-208.

61-62

17.04-22.04

Сфера влияния России.

Россия в системе международного географического разделения труда. Оценивать по статистически данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда. Беседа. Работа со статистическими данными. Работают со стат. данными и дают оценку места и роли России в системе международного разделения труда.

Учебник П.52, стр.209-213.

63

24.04-29.04

Практическая работа № 12: «Написание географического реферата по заданной теме».

Анализировать текст учебника и доп.материалы, материалы периодической печати. Анализируют текст учебника и дополнительный материал с помощью изучающего чтения. Выполняют практическую работу.

Учебник П.53, стр.214-215.

64

24.04-29.04

Практическая работа № 13: «Изучаем свой край».

Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации. Создавать образ региона. Работа с текстом учебника, картами, источниками географической информации.

Учебник П.54, стр.216-217.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 6 ЧАСОВ.

65-66

01.05-06.05

Итоговое повторение.

Урок  систематизации  знаний.

67

08.05-13.05

Итоговая контрольная работа.

Повторительно-обобщающий урок, тесты

68-70

08.05-13.05

15.05-20.05

Итоговое повторение.

Урок  систематизации  знаний.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение познавательного процесса.

  1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2014 г.
  2. «Рабочие программы по географии 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»» Николина В.В., Липкина Е.К., Алексеев А.И., Издательство: Просвещение, М.2011 г.
  3. География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  В.В. Николина - М.: Просвещение, 2014.

4.  Географический атлас 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2014 г.

5.  Николина В. В. Поурочные разработки. 9 класс. М.: Просвещение, 2010 г.

6. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. М.; Вако,2004 г.

7. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство. М.; Вако, 2007 г.

8. География в таблицах и диаграммах. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова-М.; АСТ: Астрель: Хранитель, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...