кружок "Занимательная география"
рабочая программа по географии на тему

рабочая программа по кружку "Занимательная география"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка

Настоящая программа кружка разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

-Концепция интеллектуально-познавательного воспитания российских школьников

-Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Программа разработана с соответствии  с новыми требованиями ФГОС основного общего образования  второго поколения. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьнтков. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание географии  своей страны и других стран и народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об экологической культуре;

ценностного отношения к  окружающей среде и социально-ответственному поведению в ней;

 Актуальность программы определяется не только требованиями ФГОС ООО.  В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний,  приобретение практических умений и навыков работы  с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного  уровня,  конференциях.  Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,  личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление  и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Педагогические принципы

1.        Любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту               воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

- комплексное решение задач обучения и воспитания (учебная деятельность и   личностное общение на занятиях раскрепощенное, уважительное; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете), потребность детей в общении реализуется во внеурочной деятельности, при выполнении коллективной работы и посещении различных мероприятий;

-  потребности, интересы обучающихся;

- уровень развития коллектива;

-  уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

-   осознание и признание права личности быть не похожей на   других;

- предоставление права  на свободу  выбора (быть или не быть в    творческом объединении);

-   оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип         нервной системы, темперамент, особенности восприятия  и памяти,   мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Кульминацией деятельности является разработка творческих проектов направленное на развитие и поддержку детских инициатив , приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми.

Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание  наставника лично к нему.

2.        Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из значимых принципов, обеспечивающих условия, способствующие самоопределению, саморазвитию,  самореализации,  адекватной  самооценке личности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

- формирование  индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

- расширение  кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира. 

Цель  программы -  Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.  

Задачи

Обучающие:

        -  Расширить знания учащихся о странах;

        - Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

        - Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;          

      - Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.

         Развивающие:

-   Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;

       - Развивать познавательные возможности учащихся;

- Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации;

      - Развивать логическое и образное мышление.

              Воспитательные:

-   Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

-  Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

- Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Мотивационные:   

-Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности .

Социально-педагогические:

           - Формировать социокультурную компетентность, умение общаться  и совместно решать творческие задачи. 

Отличительные особенности  программы кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествия в мир географии. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута . В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Возраст детей: программа предусмотрена для детей 12-15 лет учащиеся 6-9 классов.  

Сроки реализации  программы: 1 год.

Формы и методы занятий:  традиционные,  комбинированные и практические занятия; лекции, игры,  беседы,  конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение.

Количество учебных часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, что составляет 68 часов в год.

Количество обучающихся в группе: наполняемость группы 8 человек, с учетом индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В процессе  учащиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
  3. Природные рекорды на материках и океанах;
  4. Особенности стран мира и народонаселения;
  5. Приёмы работы с источниками географической информации;
  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
  4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Ориентирования в потоке географической информации;
  2. Умения решать географические задачи
  3. Повышения собственной географической культуры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

 -  защита презентаций ,проектов; участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного  уровня,  конференциях. 

                            Учебно - тематический план

№п/п

Наименование тем

                 Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

1

1

2.

Уникальность планеты Земля.

20

22

42

3.

Диковинки растительного и животного мира.

2

2

4

4.

Путешествие по странам мира.

10

11

21

                                        Итого

33

35

68

Календарно- тематический план работы по программе «Занимательная география» на 2016-2017 учебный год,68 часов

   №

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

1.

Вводное занятие.

1

Раздел 1.Уникальность планеты Земля.(42 ч)

2-4

Земля – планета Солнечной системы

3

5-6

Земная кора. Минералогия

2

7-8

Свойства минералов.

2

9-10

«Своя игра»

2

11-12

В мире падающей воды.

Водопады Анхель и

Йосемитский.

2

13-14

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.

2

15-16

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира

2

17-18

Водопады России.

 Водопад Кивач.

2

19-21

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

3

22-23

Эти удивительные

озёра. Самые большие озёра мира.

2

24-25

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра

2

26-27

В мире падающей воды.

2

28-29

Грозное дыхание

 Земли. Вулканы.

2

31-32

Предвестники подземных бурь.

2

33-34

Тепло подземных вод и природных фонтанов  Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии.

2

35-36

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

2

37-38

Каньоны мира. Большой каньон.

2

39-41

В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби.

3

42-43

Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги.

2

Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира.(4ч)

44-45

Диковинки растительного мира

2

46-47

Диковинки животного мира

2

Раздел 3 Путешествие по странам мира.(21ч)

49-51

Имена на карте мира

3

52-53

Путешествия по странам Евразии.

3

54-56

Путешествия по странам Африки.

3

57-59

Путешествия по странам Северной Америки.

3

60-62

Путешествия по странам Южной Америки.

3

63-65

Путешествия по странам Австралии и океании.

3

66-67

Необычайные памятники мира

2

68

Итоговое занятие

1

                        Содержание курса

Введение.

Вводное занятие. План работы кружка.

Уникальность планеты Земля.

Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.

Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.

Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.

 Диковинки растительного и животного мира.

Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенная фауна южных и северных материков.

Путешествие по странам мира.

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятия

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учета

1

Уникальность планеты Земли.

демонстрация

презентаций,сообщений,

видеофрагментов;  работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности;

игра с использованием ИКТ.

Индивидуальные; групповая.

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проектов.

2

Диковинки растительного и животного мира.

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов;  работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности;

 

Индивидуальные; групповые

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные;

частично-поисковый.

Справочники, проектор, интернет ресурсы.

Вводный

Рубежный

Выставка поделок фотографий необыкновенных растений и животных.

3

Путешествие

по странам мира

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов;  работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности

Индивидуальные; групповые; коллективные

Объяснительно-иллюстративные;

Частично-поисковый

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проекта. Разработка презентации.

               Список литературы

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г  

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

 7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.

11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000.

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

5.   География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru

6.  География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы  о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html ( Долина гейзеров. Общие сведения).

   

 сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

--Все о геологии. www.geo.web.ru

--Каталог минералов www. catalogmineralov,ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....