Рабочая программа по географии 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа по географии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_6_klass.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иогачская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

Заместитель директора

по УВР _____ Е.П. Сорокина

Директор _________А.Д.Чибиеков

Протокол от __ ______ 2016 г.

№ __

Протокол от __ _____ 2016 г.

№ __

Приказ от __ ________2016г.

№ __

Рабочая программа

(базовый уровень)

по географии

для 6 а, б классов

Составитель:

Чибиеков Андрей Данилович,

(соответствие занимаемой должности)

Иогач

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География. 5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014.

Используемый УМК:

  1. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.
  2. География. Диагностика результатов образования. 6 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.: Дрофа, 2014
  3. А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа, 2013
  4. Атлас. География. 6 класс. ФГОС. М.: Дрофа, 2014
  5. Контурные карты. География. 6 класс. ФГОС. М.: Дрофа, 2014

Целью изучения географии в 5 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру; знание закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности; воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды; целостного представления о Земле как планете людей.

Задачи:

- формировать представление о единстве природы, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развивать специфические географические и общеучебные умения;

- развивать понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- воспитывать в духе уважения к другим народам;

- развивать картографическую грамотность посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);

- развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

- вырабатывать понимание общественной потребности в географических знаниях, а также формировать отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности.

В учебном – плане МОУ «Иогачская СОШ» на изучении географии отводится один час в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты обучения

  1. Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий:

  • «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»;
  • показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;
  • объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия;
  • определять координаты точек и точек по их географическим координатам;
  • составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;
  • ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам;
  • приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению;
  • определять по карте местоположение объекта.

Объяснять значение понятий:

  • «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования;
  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
  • определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
  • показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;
  • составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
  • наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
  • называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
  • описывать погоду и климат своей местности;
  • показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот.

Объяснять значение понятий:

  • «растительный покров», «местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус», «географическая оболочка», «целостность и ритмичность географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;
  • объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;
  • приводить аргументы для обоснования тезиса «почвы — особое природное тело»;
  • приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;
  • доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;
  • использовать географические карты для поиска географической информации;
  • характеризовать природные зоны с использованием карт;
  • приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
  • называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

Содержание учебного предмета

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Раздел IV.

Земля во Вселенной

3

Раздел V.

Путешествия и их географическое отражение

5

Раздел VI.

Природа Земли

17

Раздел VII.

Географическая оболочка — среда жизни

7

Итоговая контрольная работа

1

Повторение курса

1

ИТОГО

34

Раздел IV. Земля во Вселенной (3 ч)

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего меду линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение (5 ч)

План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?

Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Уроки-практикумы. 1. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности. 2. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?

Раздел VI. Природа Земли (17 ч)

Тема 10. Планета воды (2 ч)

Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Океане соленая? Какова температура океанской воды?

Движение вод в Мировом океане. Как в Океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанских течений? Как океанские течения влияют на природу приморских районов материков?

Тема 11. Внутреннее строение Земли (3 ч)

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?

Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

Тема 12. Рельеф суши (3 ч)

Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин?

Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?

Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли (6 ч)

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха изменяется в течение суток? Как в России температура воздуха изменяется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Уроки-практикумы. 1. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры, воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров. 2. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

Тема 14. Гидросфера — кровеносная система Земли (3 ч)

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

Раздел VII. Географическая оболочка — среда жизни (7 ч)

Тема 15. Живая планета (2 ч)

Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности (3 ч)

Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?

Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

Итоговая контрольная работа (1 ч.)

Тема 17. Природа и человека (2 ч)

Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий? Биосфера

Выявление и объяснение компонентов природы в своей местности, их взаимосвязь. Весенняя экскурсия. РК

Повторение курса (1 ч.).

.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

6 а

Раздел IV. Земля во Вселенной

(3 ч)

Вращение Земли и его следствия.

1

1

01.09-03.09

Географические координаты.

1

2

05.09-10.09

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу.

1

3

12.09-17.09

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

(5 ч)

План местности.

1

4

19.09-24.09

Ориентирование по плану и на местности.

1

5

26.09-01.10

Многообразие карт.

1

6

03.10-08.10

Урок-практикум. 1. Составление плана местности.

1

7

10.10-15.10

РК

Урок-практикум. 2. Работа с картой.

1

8

17.10-22.10

РК

Раздел VI. Природа Земли

(17 ч)

Тема 10. Планета воды

(2 ч)

Свойства вод Мирового океана.

1

9

24.10-29.10

Движение вод в Мировом океане.

1

10

07.11-12.11

Тема 11. Внутреннее строение Земли

(3 ч)

Движение литосферных плит.

1

11

14.11-19.11

Землетрясения: причины и последствия.

1

12

21.11-26.11

Вулканы.

1

13

28.11-03.12

Тема 12. Рельеф суши

(3 ч)

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.

1

14

05.12-10.12

Горы.

1

15

12.12-17.12

РК

Равнины.

1

16

19.12-24.12

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли

(6 ч)

Температура воздуха.

1

17

11.01-14.01

Атмосферное давление. Ветер.

1

18

23.01-28.01

Облака и атмосферные осадки.

1

19

30.01-04.02

Погода и климат.

1

20

06.02-11.02

РК

Урок-практикум. 1. Работа с климатическими картами.

1

21

13.02-18.02

Урок-практикум. 2. Наблюдения за погодой.

1

22

20.02-25.02

Тема 14. Гидросфера — кровеносная система Земли (3 ч)

Реки в природе и на географических картах.

1

23

27.02-04.03

РК

Озера.

1

24

06.03-11.03

РК

Подземные воды. Болота. Ледники.

1

25

13.03-18.03

Раздел VII. Географическая оболочка — среда жизни

(7 ч)

Тема 15. Живая планета

(2 ч)

Закономерности распространения живых организмов на Земле.

1

26

27.03-01.05

Почва как особое природное тело.

1

27

03.04-08.04

Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности

(3 ч)

Как связаны между собой оболочки Земли?

1

28

10.04-15.04

Природные комплексы как части географической оболочки.

1

29

17.04-22.04

Природные зоны Земли.

1

30

24.04-29.04

Итоговая контрольная работа.

1

31

01.05-06.05

Тема 17. Природа и человека

(2 ч)

Какие бывают стихийные бедствия?

1

32

08.05-13.05

Выявление и объяснение компонентов природы в своей местности, их взаимосвязь.

1

33

15.05-20.05

РК

Повторение курса.

1

34

22.05 – 31.05

РК – региональный компонент


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по географии

УМК:         География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.

Составитель: Чибиеков А.Д.

Корректировка содержания

№ записи

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР  (дата, подпись)

Утверждено: директор школы, (приказ от… №…, подпись)