Рабочая программа по географии 9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Рабочая программа по географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иогачская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

Заместитель директора

по УВР _____ Е.П. Сорокина

Директор _________А.Д.Чибиеков

Протокол от __ ______ 2016 г.

№ __

Протокол от __ _____ 2016 г.

№ __

Приказ от __ ________2016 г.

№ __

Рабочая программа

(базовый уровень)

по географии

для 9 а, б классов

Составитель:

Чибиеков Андрей Данилович,

(соответствие занимаемой должности)

Иогач

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитывать гражданственность, сознательное отношение к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитывать толерантность и ориентацию на духовные ценности народов родной страны;

- развивать коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развивать интеллектуальные особенности личности;

- учить справляться с различными задачами;

- развивать коммуникативные компетенции учащихся.

Валеологические:

- использовать кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- наблюдать за посадкой учащихся, чередовать позы в соответствии с видом работы;

- создавать благоприятный психологический климат на уроке, учитывать возрастные особенности учащихся при работе на уроке.

Описание места учебного курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Содержание учебного предмета

Разделы

Количество часов

1. Общий обзор России

4

2. Население России.

9

3. Хозяйство России.  

5

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

19

5. Районы России.

27

6. Россия и страны нового зарубежья.

4

Итого

68

1. Общий обзор России Что мы будем изучать? Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние.  4 часа.

2. Население России. Население России.  Численность и воспроизводство населения. Миграции населения.  Демографическая ситуация. Национальный и языковой  состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения.  9 часов.

3. Хозяйство России.  Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России. 5 часов.

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. 19 часов.

5. Районы России. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье.  ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. 27 часов.

6. Россия и страны нового зарубежья. Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад. Закавказье. Азиатский Юго-восток. 4 часа.

РК: ???


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

9 а

9 б

Тема 1.политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России (3 часа)

Что мы будем изучать?

1

1

01.09-03.09

2 урока в 1 день???

Российская Федерация

1

Государственная территория России

1

2

05.09-10.09

Тема № 2 Население Российской Федерации (5 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России

1

2

05.09-10.09

Численность и естественный прирост населения

1

3

12.09-17.09

Национальный  состав населения России.

1

Миграции населения

1

4

19.09-24.09

Городское и сельское  население России. Расселение населения.

1

Тема 3. Экономика Российской Федерации (7 часов)

Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная и командная системы.

1

5

26.09-01.10

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

1

6

03.10-08.10

Тема № 4 «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» (22 часа)

Научный комплекс

1

6

03.10-08.10

Машиностроительный комплекс

1

7

10.10-15.10

География машиностроения

1

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1

8

17.10-22.10

Топливно-энергетический комплекс. (ТЭК)

1

Электроэнергетика

1

9

24.10-29.10

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

1

Металлургический комплекс.

1

10

07.11-12.11

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

1

Цветная металлургия

1

11

14.11-19.11

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

1

Факторы размещения химических предприятий

1

12

21.11-26.11

Состав и значение АПК.

1

Земледелие и животноводство.

1

13

28.11-03.12

Пищевая и легкая промышленность

1

Состав комплекса. Роль транспорта

1

14

05.12-10.12

Сухопутный транспорт

1

Водный и другие виды транспорта

1

15

12.12-17.12

Связь. Сфера обслуживания.

1

Экономическое районирование.

1

16

19.12-24.12

Районирование России

1

Общая характеристика

1

17

11.01-14.01

Центральная Россия, общая характеристика

1

Европейский север, общая характеристика

1

18

23.01-28.01

Европейский юг - Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы.

1

Население. Хозяйство.

1

19

30.01-04.02

Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы.

1

Урал. ГП, природные условия и ресурсы.

1

20

06.02-11.02

Население. Хозяйство

1

Тема 6. Восточный макрорегион – Азиатская Россия

(5 часов)

Общая характеристика Этапы, проблемы, перспективы развития экономики макрорегиона

1

21

13.02-18.02

Западная Сибирь

1

Восточная Сибирь

1

22

20.02-25.02

Дальний восток

1

Россия и страны нового зарубежья.

1

23

27.02-04.03

Страны нового зарубежья СНГ.

1

Страны Балтии

1

24

06.03-11.03

Европейский юго-запад

1

Закавказье

1

25

13.03-18.03

Азиатский Юго-восток.

1

Население Российской Федерации

1

26

27.03-01.04

Экономика Российской Федерации

1

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

1

27

03.04-08.04

Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России  

1

Итоговая контрольная работа

1

28

10.04-15.04

Центральная Россия

1

Северо-западная Россия

1

29

17.04-22.04

Европейский север

1

Европейский юг - Северный Кавказ.

1

30

24.04-29.04

Поволжье.

1

Урал.

1

31

01.05-06.05

Республика Алтай ГП

1

РК

Экономика Республики Алтай

1

32

08.05-13.05

РК

Природные условия Республики Алтай

1

РК

Рекреационные ресурсы Республики Алтай

1

33

15.05-20.05

РК

???

1

Обобщающее повторение

Государственная территория России

1

34

22.05 – 31.05

Обобщающее повторение

Географическое положение и границы России.

1

РК – региональный компонент


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по географии для 9 а  класса

УМК:

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население  и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2010.

2. А.М. Маринин География Республики Алтай.Б.:,2009

3. Географический атлас. 8-9 класс. – М.: Дрофа,2008.

Составитель: Чибиеков А.Д.

Корректировка содержания

№ записи

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР  

(дата, подпись)

Утверждено: директор школы, (приказ от… №…, подпись)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по географии для 9 б  класса

УМК:

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население  и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2010.

2. А.М. Маринин География Республики Алтай.Б.:,2009

3. Географический атлас. 8-9 класс. – М.: Дрофа,2008.

Составитель: Чибиеков А.Д.

Корректировка содержания

№ записи

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР  

(дата, подпись)

Утверждено: директор школы, (приказ от… №…, подпись)