Технологическая карта урока «Гидросфера» (урок-соревнование)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Приводится  план-конспект урока - соревнования по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrosfera.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Гидросфера». Учитель Сименко Ю.В.

Урок составлен на основе  рабочей программы для основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева Москва Просвещение -2011 г, в соответствии с календарно-тематическим планированием. Тема № 1, урок №9.

  1. Тема

Гидросфера

  1. Цель
  • закрепить знания, полученные при  изучении темы «Гидросфера»;
  • продолжить формирование умений работать с различными    картами;
  • развивать навыки общения учащихся при групповой работе.
  1. Планируемые результаты

Предметные УУД: работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера».

Познавательные УУД: производить поиск информации, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, преобразовывать информацию из одного вида в другой, делать выводы;

Личностные УУД:  оценивать с позиции социальных норм, собственные поступки и поступки других людей;

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, развивать умение анализировать, сопоставлять различные источники географической информации, владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД: самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, развивать умение анализировать, сопоставлять различные источники географической информации, владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности.

Инструментальный блок

  1. Задачи урока

Учебные: проверить знания о частях гидросферы. Формировать умение классифицировать моря. Совершенствовать умения работать с источниками  географической информации;

Развивающие:  развивать умения, аргументировано выступать при обсуждении проблем. Развивать познавательный интерес учащихся, логику  мышление, память;

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение объективно оценивать свои знания. Формировать экологическое сознание. Умение применять полученные знания в жизни.

  1. Тип урока

Урок-соревнование.

  1. Учебно-методический комплекс

1. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012г.

2. География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение, 2012 г.

3.Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2 частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 г

Технологическая карта урока.

Этап урока

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент. 

 Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Создаёт познавательную мотивацию.

Учащиеся готовы к началу урока. Учащиеся хотят, чтобы урок был познавательным и интересным.

2 Вводная беседа. Актуализация опорных знаний.

«Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никогда не убегает.

В морях и реках обитает,

А часто по небу летает.

А как наскучит ей летать, на землю падает опять».

Учитель проводит актуализацию знаний, подводит учащихся к целеполаганию.

Учащиеся называют, что они узнали на прошлых уроках.

3. Создание проблемной ситуации - переход к формулировке цели и задач занятия.

Как о чем эта загадка? ( О воде) Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор? (о гидросфере).  Итак, тема нашего урока «Гидросфера».

 В течение 1 четверти мы изучали эту   тему проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.   (Слайд 1,2) Ребята! У нас сегодня будет не обычный урок, урок - соревнование.  Вы сегодня работаете в командах. За каждый правильный ответ команда получает морской камушек. Какая команда соберет больше всех  таких камушков, та и станет  победителем.  На ваших столах расположены задания и индивидуальные  листы для проверки знаний. За сегодняшний урок вы получите две оценки: командную работу и  индивидуальную. А  девизом нашего урока будут следующие слова: Эй, товарищ, не ленись! Отвечать поторопись!  (Слайд 3)

Фронтальная беседа

Учитель создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к самостоятельной формулировке  темы урока, цели, задач.

Учащиеся анализируют ситуацию, самостоятельно формулируют  тему, цель урока задачи.

4. Основной этап урока.

Учитель: Гидросферу изучаем

На вопросы отвечаем

Вода -  минерал, вода – Н2О,

Вода во Вселенной превыше всего.

Позвольте вас спросить тогда

В каком состоянии  бывает вода? (Слайд 4)

Учитель: Вода в гидросфере подвижна,

То жидкость она, то лёд.

Может в пар она превратиться

Или в глубины Земли просочиться

Так что же такое круговорот? (Слайд 5)

  Непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу и с суши в Океан называют Мировым круговоротом воды (слайд 6).

   Учитель:  Ребята! Знаете вы  океаны.

   Я прошу их так расположить:

   Начать надо с великана

   И самым маленьким завершить. 

(учащиеся показывают океаны на карте, называя их.)

 Учитель: Чего же нам не хватает для удачного плавания? Моря.! И сейчас вы станете «Волшебниками», которые превратят простую водопроводную воду в морскую!  1. Конкурс “Морские волшебники” (слайд 7).  Ученикам предлагается  исполнить роль волшебников и совершить небольшое «чудо» - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую. Первой  команде  необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, а второй – в  воду Черного моря, третьей -  в воду  Красного моря,   четвертой -  воду Средиземного  моря (слайд 8).

 Учитель: Моря есть разные на свете

 (слайд 9).

 Я хочу спросить о цвете,

  Кто в них краски растирал,

 Морям названия давал?  

Какие цветные моря вы знаете? (учащиеся показывают океаны на карте, называя их - Красное, Желтое, Белое, Черное)

2 . Конкурс «Залив терминов» (слайд 10).  Подпишите свои индивидуальные листы и соотнесите понятия и определения.

3. Конкурс « Знатоки географической карты»:  Великий путешественник Х. Колумб говорил: "От карты всякое географическое исследование исходит, и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается" (слайд 12).

 Выйти к доске и показать  по карте географические объекты:                                                   

Балтийское море

 Баренцево море

 Магелланов пролив

 Гибралтарский пролив

 Гвинейский залив

 Бискийский залив

 Карибское море

Средиземное море

 Аравийское море

Пролив Дрейка

    Учитель: Вода необходима человеку не только для самой жизни. В ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов  являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.

4. Конкурс Литературный  (слайд 13).

На карточках  у вас   четверостишия, в которых вы  должны подчеркнуть доказательства, которые будут подтверждать либо признаки равнинной, либо горной реки.

А) Река из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая

Как бы литая из стекла

Едва текла.

Пора разливов миновала.

 (равнинная – «из чащи вырастая, едва текла, разливы»)

 Б) Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

 (горная – «воет, дик, злобен, утесистые громады, плач подобен буре,  слезы брызгами летят)

В) Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

( равнинная – « по степи разбегаясь, приветливо ласкаясь»)

Г) Течет река из далека..

Течет река…Течет река…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

( равнинная – «течет река, широка и глубока»)

Физкультминутка.

 Учитель: Мы с картой работать продолжаем

Понятия терминов на карте размещаем (для 3,4 команды).

Ладожское озеро

 Река Енисей

 Река Волга

  Аральское озеро-море

 Озеро Байкал

 Каспийское озеро-море

 Река  Амазонка

Река Обь

 Озеро Виктория

Озеро Чаны

 Конкурс 5 «Ассоциации» (слайд 14,15).

Необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений. 

Пример: ВОДА, СОЛЬ, ДОЛЯ ВЕЩЕСТВА (промилле).

Фронтальная беседа, групповая работа

Учитель показывает презентацию, организует соревнования команд в процессе игры, работу с маршрутными листами.

Учащиеся учувствуют в командных конкурсах, показывают географические объекты на физической карте полушарий, работают в маршрутных листах.

5. Подведение итогов.

Давайте подведем с вами итоги урока.  Возьмите свои листы учета и подсчитайте общее количество  баллов, набранных за урок.

Индивидуальная работа

Учитель организует подведение итогов работ команд, подсчет баллов (камней).

Учащиеся  подсчитывают индивидуальные баллы в маршрутных картах.

6. Рефлексия.

Урок окончен, Всем спасибо! (слайд 16)

Индивидуальная работа

Учитель предлагает оценить результаты деятельности учащихся на уроке.

Учащиеся формируют высказывания, заканчивают предложения

Мы вспомнили…

Мы повторили…

Мне было трудно…

Заполняют маршрутный лист и показывают рисунком свое эмоциональное состояние.