Элективный курс по географии: «Глобальная география мира» для 11 класса
элективный курс по географии (11 класс) по теме

Халикова Венера Закирзяновна

Программа рассчитана на 35часов (1 ч в неделю), но в  соответствии с УП школы данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю).

            Курс «Глобальная география мира» — сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической науке, изучающее пространственное проявление обще­планетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продо­вольственный, сырьевой, демографический и другие ас­пекты развития природы и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_geografii_mira_h.v.z.docx48.83 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_11_klass.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

Элективный курс по географии:

«Глобальная география мира»

для 11 класса

                                            Халикова Венера Закирзяновна,

                                  учитель географии высшей

                                       квалификационной категории

        2768067(д)

                 89375243726 (с)

Казань-2016

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 35часов (1 ч в неделю), но в  соответствии с УП школы данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю).

        Курс «Глобальная география мира» — сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продовольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.

Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, биологией, правом и т. д. Глобальная география — это «географическая глобалистика», и изучение ее особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. География остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Если в прошлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека.

К числу наиболее острых относятся такие глобальные проблемы, как ядерное разоружение и сохранение мира на Земле; экологические, связанные с усиливающимся разрушением природной среды; демографические, порожденные быстрым ростом численности населения в развивающихся странах, их неспособностью обеспечить людей нормальными условиями жизни; энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых ресурсов планеты; продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом в развивающихся странах; ужасающая бедность десятков государств, прежде всего в Африке; проблемы Мирового океана, причины которых в первую очередь объясняются уменьшением биологической продуктивности, загрязнением акваторий и др.

«Глобальная география мира» занимает все более стабильное место в системе образования в различных странах мира, что связано с большим познавательным, нравственным и воспитательным значением этого курса.

Он призван способствовать решению следующих задач:

— овладению системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

— формированию глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

— развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера — межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.;

— вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

Изучение курса «Глобальная география мира» в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.

Данный элективный курс подкреплен учебным пособием для учащихся «Глобальная география» Авторы: Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров, 2007 год.

При проведении элективного курса используется лекционно-семинарская система обучения, которая имеет ряд существенных преимуществ преподавания в старших классах: это осознанность школьниками процесса учения, возможность активного включения в него, планирование ими своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения, подготовка старшеклассников к обучению в ВУЗах и СУЗах.

Среди элементов лекционно-семинарской системы отдано предпочтение  практикумам.

При подготовке к занятиям используется Интернет ресурсы, справочники, дополнительная литература к урокам географии.

На занятиях элективного курса используются следующие виды работ учащихся: защита презентаций, рефератов.  Итогом элективного курса является выполнение проектов на тему «Возможные пути решения глобальных проблем человечества»

Требования к уровню подготовки учащихся

Примерный перечень формируемых компетенций учащихся:

Учащийся должны знать:

  • особенности глобалистики как науки ;
  • географию человечества;
  • основные аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенностей геоэкологии как науки.

и  уметь:  

  • работать с дополнительной литературой;
  • находить  информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
  • соорганизовывать различные ресурсы для выполнения разных видов работ;
  • выполнять проекты;
  • находить пути решения глобальных проблем человечества.

Программа рассчитана на 35часов (1 ч в неделю),

Содержание программы Введение (2 ч)

Тема 1

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем.

Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера.

Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее человечества.

Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное проявление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях — континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном. Пример с проблемой голода, практически неизвестной в Западной Европе, США или Японии. Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и появлением злокачественных клеток в человеческом организме.

Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и уместность тезиса о необходимости смягчения их остроты.

Тема 2

Систематизация глобальных проблем

Смысл систематизации, позволяющей составить наиболее наглядное представление об анализируемых проблемах, четче зафиксировать существующие связи между различными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы, «главные» и «неглавные», появившиеся благодаря человеку и существующие вне зависимости от него.

Проблемы политического и социально-экономического характера (угроза ядерной войны и сохранение мира на планете; обеспечение расширенного воспроизводства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение устойчивого развития; проблема управляемости мировым сообществом и др.).

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая; энергетическая; продовольственная; сырьевая; проблемы Мирового океана).

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межэтнических и межрелигиозных отношений; кризиса культуры, нравственности и семьи; дефицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).

Проблемы научного характера (освоение космического пространства; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и др.).

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).

Малые глобальные проблемы преимущественно психологического и аутоэкологического характера (бюрократии, эгоизма и др.).

Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества. Постоянное нахождение в поле зрения таких проблем, как экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, поскольку именно с ними в первую очередь ассоциируются процессы, подвергающие наиболее мощному воздействию основы существования человечества.

Методы исследования глобальных проблем.  

  Раздел I Современный лик Земли (4 ч)

Тема 1

Изменившийся лик Земли

Антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные компоненты. Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности. Растительный покров как «лакмусовая бумажка» антропогенных изменений. Его влияние на процесс почвообразования, микроклимат, поверхностный сток, животный мир, круговорот кислорода, двуокиси углерода и др.

Антропогенные воздействия на окружающую среду, связанные с промышленной, сельскохозяйственной, градостроительной и иной деятельностью человека. Масштабы преобразования речной сети планеты в связи с увеличивающимися потребностями в воде и электроэнергии индустрии, сельского хозяйства, коммунально-бытовых служб и т. д.

Антропогенные и культурные ландшафты. Условность «линии размежевания» между ними. Культурный ландшафт как гармония между деятельностью человека и природой. Классификация ландшафтов в зависимости от степени их трансформации в результате хозяйственной деятельности человека (практически не измененные, слабо измененные, нарушенные, сильно измененные, преобразованные, искусственные).

Тема 2 География человечества

Наука о народах. Общность по имени «этнос». Узы, связывающие народы с окружающей средой. Понятие о «кормящих ландшафтах». Влияние природы на характер и традиции народа. Слова Н.Л.Бердяева о своеобразии «русской души, связанном с необъятностью Русской земли, с безграничностью русской равнины». Теория этногенеза Л. Н. Гумилева, идея «пассионарности» этносов.

Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Этногеография.

Учение о цивилизациях (Ф. Ратцель, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.). Отсутствие стройной научной теории цивилизаций. Глобальный процесс взаимодействия и взаимопроникновения региональных цивилизаций. Характеристика известных цивилизаций (в том числе запад-нохристианской, исламской и др.).

Тема 3

Политическая анатомия современного мира

Повторение сюжетов, связанных с формированием политической карты мира. Культурно-исторические регионы мира: Западная Европа, Восточная Европа, англоязычная Америка, Арабский Восток и др.

Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Трудность оценки предстоящих перемен на геополитической картине мира. Невозможность силой оружия выявить и зафиксировать место ведущих претендентов в мировой «табели о рангах». Повышение роли экономического и научно-технического потенциала, адаптационных и мобилизационных способностей государственной системы, идейных и культурных ценностей.

Существующие сценарии будущей геополитической картины мира.

Варианты долгосрочной геополитической стратегии России. Концепция евразийства и сфера жизненных интересов России. Возрождение концепции «евразийства» в России после распада СССР. Проблема установления атмосферы подлинной дружбы народов бывшего СССР.

Тема 4

Экономическая дифференциация мира

Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса. Места государств в экономической «табели о рангах». Причины, их определяющие. Разумное государственное правление и атмосфера конкуренции как двигатели прогресса. Примеры Западной Европы, США и Японии.

Мировое (глобальное) хозяйство: понятие, тенденции развития. Его неоднородность и внутренняя противоречивость. Международное разделение труда и.роль в нем географических факторов. Пагубность политики «экономической автаркии». Материально-вещественный состав мирового хозяйства, «центры мощи». США, Западная Европа, Япония. Новые индустриальные страны.

Экономический опыт СССР — России в XX в. Политика хозяйственной обособленности СССР от Запада и ее причины. Российская история и чересполосица общественных подъемов и спадов, не способствовавших развитию конкурентных начал в экономике.

Раздел II

Глобальные проблемы человечества (18 ч)

Тема 1

Демографическая проблема

Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население нормальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее сторонники и противники в прошлом и сейчас.

Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повышение средней урожайности благодаря «зеленой революции». Одновременное нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели от голода и болезней в случае ряда неурожайных лет и т. п.

Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Понятие о теории «демографического перехода» применимость к условиям слаборазвитых стран. Предпочтение аграрным обществом большой семьи. (Уяснение этого феномена требует рассмотрения следующих понятий: 1)дети: экономическое подспорье или обуза; 2) гарантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных систем пенсионного обеспечения); 3) положение женщины в обществе; 4) религиозные установки; 5) доступность противозачаточных средств.)

Демографическая политика, ее направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочарования. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.

Глобальная демографическая ситуация и комплекс социально-экономических задач современности.

Тема 2

Продовольственная проблема

Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Мясо и рыба — важнейшие источники белков. Молоко и жиры животного происхождения.

Сущность продовольственной проблемы в современном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы проявления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и недоедания на воспроизводство рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».

Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса. Затяжной, хронический характер продовольственного кризиса в аридных и семиаридных областях Африки. Скромный агроприродый потенциал, повышенная хрупкость и пониженная «эластичность» местных экосистем. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.

Некачественное, неполноценное питание как наиболее типичная форма проявления продовольственной проблемы в отдельных странах муссонной Азии. Успехи «зеленой революции» и улучшение продовольственной ситуации в Азии. Продовольственная проблема в странах Латинской Америки.

Обострение продовольственной ситуации в странах — преемниках бывшего СССР.

Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.

Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.

Тема 3 Проблема отсталости

Корни отсталости некоторых стран современного мира. Примитивизм марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание (стадиальность) в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колониализма и так называемого неоколониализма в консервации и преодолении слаборазвитости.

Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмотность населения, хроническое недоедание и голод, высокая смертность, эпидемии и т. д. как атрибуты неразвитости общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны мира (в соответствии с классификацией ООН), их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.

Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).

Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.

Тема 4

Энергетическая проблема

Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов нефти, газа, угля. Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.

Энергетический кризис 70-х гг. XX в.: его предпосылки и последствия. Экономические, политические и социальные аспекты энергокризиса. Конец эпохи дешевых источников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюнктуры цен на энергоресурсы.

Традиционная и альтернативная энергетика. Обеспеченность углеводородным сырьем стран и регионов мира и переход к энергосберегающему типу экономики. Атомная энергетика, современные масштабы ее развития, достоинства и недостатки. Проблема технической надежности АЭС и захоронения радиоактивных отходов. Использование энергии Солнца (гелиоэнергетика), ветра (ветроэнергетика), внутриземного тепла, волн, течений и т. д.

Энергетика и экология.

Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сценарии развития энергетики на XXI в. Пределы роста производства энергии.

Глобальная энергетическая ситуация и другие глобальные проблемы.

Тема 5 Сырьевая проблема

Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минерального сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчерпанию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.

Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая глобальной сырьевой проблемы. Другие составляющие: отставание технологии освоения и переработки сырья, низкая обеспеченность отдельных стран минеральным сырьем. Переход к эксплуатации менее продуктивных месторождений минеральных ресурсов в труднодоступных районах со сложными или экстремальными природными условиями. Повышение себестоимости добычи практически всех видов минеральных ресурсов.

Производство отходное — малоотходное — безотходное. Цель и задача малоотходной технологии — создание производства с минимальным количеством отходов вредные воздействия которых не превышают допустимый санитарно-гигиенический уровень. Цикл «сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные сырьевые источники».

Оборотное использование невозобновимых ресурсов — один из путей ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов (мусора).

Региональные аспекты сырьевой проблемы в современном мире. Попытки радикального решения проблемы отходов в Японии и странах Западной Европы.

Россия и глобальный сырьевой кризис. Минерально-сырьевой характер российского экспорта и проблема истощения месторождений углеводородного сырья. Недостаточное использование вторичных ресурсов. Малая эффективность политики ресурсосбережения.

Глобальная сырьевая ситуация и ее связь с другими глобальными проблемами.

Тема 6

Проблемы Мирового океана

Кажущаяся искусственность постановки данных проблем, вытекающая из нежелательного противопоставления территории суши акватории океана. Специфика освоения и экологии океана, позволяющая говорить об известной самостоятельности данных проблем.

Мировой океан как «колыбель» всего живого на планете. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.

Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и возможные пределы. Марикультура. Морская горнодобывающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и добыча нефти и газа. Твердые полезные ископаемые со дна океана. Океан как источник пресной воды.

Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта.

Проблема морского транспорта.

Экология Мирового океана.

Океан — общее достояние человечества.

Проблемы Мирового океана и их связь с другими глобальными проблемами.

Тема 7

Глобальный этнический кризис

Растущая экономическая и техническая взаимозависимость государств и ускорение процессов интернационализации социальной жизни. Параллельно проявляющееся стремление отдельных стран и этносов к самоидентификации. Проявление в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация: 1) отстаивание принципа тождественности государственных и этнических границ; 2) движение наций к самоопределению; 3) стремление наций к образованию супернаций; 4) экономическая борьба за землю, жилье, совместно нажитые основные фонды и т. д.; 5) неуправляемое демографическое развитие в слаборазвитых странах; 6) ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшинств; 7) «старение» наций в странах с развитой экономикой; 8) экологический фактор; 9) психологические установки на защиту культурно-нравственных традиций этноса, вера в его особые отношения с верховным божеством и др.

Ярко выраженная географическая специфика таких факторов, как неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологический фактор.

География межэтнических конфликтов в современном мире. Межплеменные распри (трайбализм) — старая болезнь Африки, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным строем. Межэтнические и межрелигиозные трения в Южной Азии и Латинской Америке.

Россия и глобальный этнический кризис. Межэтнические конфликты в странах бывшего СССР. Нагорно-Ка-рабахский конфликт, конфликты на территории Грузии, приднестровский кризис и др.

Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.

Тема 8

Проблемы здоровья и долголетия человека

Здоровье человека как синтетическая категория, включающая в себя кроме физиологической нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны (наряду с развитием новейших отраслей экономики, уровнем национального дохода на душу населения и т. д.).

Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье человека.

География инфекционных заболеваний (эпидемиологическая география). Учение Е. Н. Павловского о природной очаговости так называемых трансмиссивных болезней. Прогнозирование вероятности возникновения той или иной болезни в зависимости от приуроченности ее природных очагов к определенному географическому ландшафту (чума, клещевой энцефалит и др.). Малярия, шистозоматоз, трипаносомоз (или «сонная болезнь») — типичные инфекционные заболевания африканских тропиков. Другие эпидемиологические заболевания: грипп, туберкулез, холера и т. д.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) — новая глобальная смертельная болезнь. Стремительное распространение эпидемии СПИДа, охватившей 90%стран мира, прежде всего африканских, азиатских, американских. Безнравственность (половая распущенность и наркомания) и бездуховность как первичные факторы распространения болезни. Роль медицины в расширении географии СПИДа. СПИД в России.

Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здоровья человека от режима и качества питания (квашиоркор, бери-бери, диабет и др.).

«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психических и некоторых других заболеваний.

Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтологическая наука.

Связь проблемы здоровья и долголетия человека с другими глобальными проблемами.

Тема 9

Проблема стихийных природных явлений

Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных явлений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические, гидрологические и геологические, геолого-тектонические, гляциально-гидрологические и др.). Виды стихийно-разрушительных явлений (падение метеоритов и астероидов, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, сель, оползень, смерч, жара, засуха, суховей, пыльная буря, метель, пурга, молния, торнадо, мороз, ливень, град, туман и др.).

Эволюция человеческого поведения в отношении СПЯ: 1) «бегство» от СПЯ; 2) поиск способов защиты от стихийных бедствий, позволяющих бороться по крайней мере с некоторыми из них; 3) разработка механизма предотвращения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.

Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его концентрации в областях, подверженных влиянию наиболее разрушительных СПЯ. Наибольшая уязвимость перед лицом природной стихии развивающихся стран (Бангладеш, муссонная Азия, Андские страны, государства Сахеля и др.).

Географический характер проблемы СПЯ. Роль географов в разработке мер по предупреждению СПЯ.

Тема 10

Проблема технологических аварий

«Цепная реакция» катастроф производственного характера последних десятилетий как подтверждение глобальности проблемы (взрыв на химическом заводе в Бхопале в Индии, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление советской подводной лодки «Комсомолец», гибель парома «Эстония», самая тяжелая катастрофа последнего времени — Чернобыль и многие другие).

Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транспорта в статистике смертельных случаев. Роль угледобывающей промышленности мира в гибели рабочих. География угольных шахт (бассейнов) с повышенной метанообильностью.

Математическая теория катастроф, помогающая вычислять параметры, при которых наступает неустойчивое состояние системы. «Защита от дураков», т. е. контролирование технологического процесса системой автоматики, которая сама охраняет производство от сбоев, ошибочных решений, выключает процесс в случае возможной опасности.

Географические аспекты проблемы технологических аварий.

Тема 11

Проблема дефицита демократии и свободы

Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ — концентрированное выражение демократического опыта человечества. Права человека — наше естественное, неотчуждаемое достояние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.

Анализ ранжирования государств по группам — «свободные», «частично свободные», «несвободные», «реакционные» — режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различие понятий «авторитаризм» и «тоталитаризм».

Положение с правами человека в СССР, России и странах, образовавшихся после распада СССР.

Тема 12

Другие глобальные проблемы современности

Реестр глобальных проблем человечества. Проблема преступности, присущая всем государствам без исключения. Классификация нарушений законности и порядка: преступления против личности (убийство, телесные повреждения, изнасилование и др.); преступления против личной собственности граждан (грабеж, разбой, кража, мошенничество, вымогательство и др.); государственные преступления (измена Родине, шпионаж, политический террор, диверсия и др.); воздушный терроризм, или «хайджекинг», и др. Варьирование форм преступлений от страны к стране, от региона к региону. Понятие «геокриминогенная обстановка» и роль географии в изучении преступности.

Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема «экологии души») — специфическая глобальная проблема. Любой народ как живой организм особого, высшего порядка. Плоды многовекового духовного отбора и великие социальные потрясения, войны и т. д.

Глобальные научные проблемы, связанные с исследованием космоса, внутреннего строения Земли, долгосрочным прогнозированием погоды и др.

Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший узел противоречий, совокупность которых и служит веским аргументом для рассмотрения ее под глобальным углом зрения.

Анализ других глобальных проблем (см. классификацию глобальных проблем).

Раздел III

Геоэкология — фокус глобальных проблем (8 ч)

Тема 1

Биосфера как планетарная организация жизни

Биосфера — «область существования живого вещества» (по В. И. Вернадскому), оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор. Среда жизни живых организмов как неотъемлемая часть биосферы.

Пределы биосферы. Их обусловленность границами физических условий существования живых организмов. Роль температуры, давления, ультрафиолетового излучения. Общая масса живого вещества на планете. Отличительные особенности живого вещества от неживого. Способ использования энергии как основная отличительная особенность живых существ. Их способность улавливать энергию, приходящую из космоса, и удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений.

Биогеохимические круговороты элементов в природе. Живые организмы как их движущие силы. Роль углерода, кислорода, азота, фосфора и других элементов в функционировании биогеохимических круговоротов.

Наиболее распространенные сценарии гибели земной биосферы в будущем.

Тема 2

Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления

Техногенез как совокупность процессов в природной среде, вызванных хозяйственной деятельностью человека. Примеры, иллюстрирующие процесс воздействия общества на природную среду. Техногенез и антропогенез. Этапы техногенеза (точечный, локальный, микрорегиональный, мезорегиональный, макрорегиональный, глобальный). Два параметра техногенеза: 1) интенсивность воздействия и 2) размеры территории (акватории).

Показатели, использующиеся для характеристики техногенеза. Масштабы землепользования. Производство энергии. Динамика лесных площадей. Техногенное опустынивание. Развитие ветровой и водной эрозии. Заболачивание и засоление земель. Выбросы в атмосферу (окиси углерода, серы и т. д.).

Трудности при отборе необходимого круга показателей. Несовпадение границ природных систем и административных образований.

Тема 3 Глобальная экология

Техногенез и экология: нити связи. Экология как разветвленная система современных научных направлений. Их различие в зависимости от характера геосфер (экология гидросферы, атмосферы, педосферы и т. д.), территориального охвата. От микроэкосистемы до глобальной экосистемы. Глобальная экология и глобальная экосистема. Глобальная социоэкосистема.

Условность государственных и административных границ в экологии. Существенная роль таких границ в социальной экологии, связанная со спецификой территориальных групп человеческого общества, со всеми продуктами их деятельности.

Общие и специфические экологические проблемы (трансграничный перенос загрязнений, кислотные осадки, закисление водоемов и почв, деградация лесов и т. д.).

Экология хозяйственного развития Европы. Критическое состояние экосистем Тропической Африки. Трагедия Сахеля. Антропогенная эволюция экосистем муссонной Азии. Деградация лесного покрова Амазонки. Кислотные дожди в англоязычной Америке. Экологическая обстановка в других крупнейших регионах мира.

Тема 4

Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

Жизненно важные функции атмосферы Земли. Кислород и живое вещество. Понятие об экологии атмосферы. Основные физические, химические, механические агенты. Влияние загрязнения атмосферы на климат: имеющиеся в науке точки зрения. Парниковый (тепличный) эффект и его последствия (различные мнения) Озоновые дыры. Изменения уровня моря. Как сохранить стабильную атмосферу.

Вода, ее круговорот и роль в биосфере. Водопользование и водопотребление. Основные загрязнители гидросферы: нефть и нефтепродукты, моющие средства, тяжелые металлы и др. Явление эвтрофикации водоемов. Очистка и обезвреживание сточных вод. Экология гидросферы как одно из ведущих направлений в экологической науке.

Почвы, их роль в развитии живой природы. Понятие об экологии педосферы. Земельный фонд мира и его динамика. Причины современной деградации потерь пахотных земель. Загрязнение почвенного покрова. Опустынивание. Охрана и воспроизводство почв.

Тема 5 Социальная экология

Социальная экология как научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество — природа» и разрабатывающая научные основы рационального природопользования. Оптимизация жизненной среды человека как главная идея социальной экологии.

Объективные свойства среды жизни в мегалополисах, крупнейших городах, городах различного функционального типа, селах. Уклад жизни человека в районах новостроек, «вахтенных» местах, поселках, армии, колониях общего режима, тюрьмах и т. д. Номадизм как уклад жизни.

Социальная экология как сплав социологии, социальной психологии и экологии человека.

Географические подходы к изучению социальной экологии мира. Социально-экологическая специфика территориальных (региональных и становых) групп человеческого общества со всеми продуктами их деятельности.

Тема 6 Геоэкология России

Острота и масштабность экологических проблем России. Унаследованность многих из них от СССР. Сохранение «единого экологического пространства» после распада СССР.

Загрязнение и охрана приземного слоя атмосферы. Уровень загрязнения на основании ПДК. Источники загрязнения воздуха в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Уфе, Ангарске, Новочеркасске, Екатеринбурге, Иркутске, Челябинске, Череповце, Березниках и других городах. Уральский экономический район как ареал наибольшего загрязнения воздушного бассейна в стране. Последствия загрязнения атмосферного воздуха для населения, объектов социально-производственной сферы и природных комплексов.

Загрязнение и охрана поверхностных и подземных вод. Обеспеченность России пресными водами и их антропогенное загрязнение. Основные источники загрязнения. Волга как наиболее загрязненная крупная река России. Загрязнение Байкала, Ладожского озера и других водоемов. Последствия загрязнения гидросферы для населения России.

Загрязнение и охрана земельных ресурсов. Районы, подверженные ветровой и водной эрозии. Засоление и переувлажнение почв. Нерациональное использование минеральных удобрений и средств борьбы с сорняками и вредителями сельского хозяйства. Ситуация на Северном Кавказе — главной ниве России. Накопление в почвах токсических веществ из промышленных отходов в районах размещения предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности и т. д.

Проблема утилизации промышленных и бытовых отходов в России.

Радиоактивное загрязнение территории России, а также Украины и Белоруссии. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Мощность дозы гамма-излучений на территории России. Последствия радиоактивного загрязнения.

Использование и защита лесных ресурсов.

Особо охраняемые природные территории России.

Регионы повышенного экологического неблагополучия.

Экологические проблемы новой России и глобальная экология.

Формы и средства контроля

Для определения уровня сформированности знаний и умений у учащихся по данному элективному курсу будут использованы следующие виды работ:

  1. Компьютерные презентации:
  • «Изменившийся лик Земли»;
  • «Характеристика глобальных проблем человечества».
  1. Реферат по теме «Геоэкология – фокус глобальных проблем».

Итоговой формой контроля является выполнение проектов на тему «Варианты решения глобальных проблем человечества»

        Используемые методы контроля -  оперативный, рубежный (поэтапный), программированный, устный контроль, само, взаимопроверка.

Педагогу необходимо обратить внимание на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).

Учебно-методические средства обучения

Учебник

Глобальная география

Авторы:

Литература

  1. География: 6-10 кл. Словарь школьника./ Авт.-сост. К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич. - М.: Дрофа, 1997.
  2. География в схемах и таблицах / авт.-сост.Назарова Т.В. – СПб.: Тригон, 2005.
  3. География в таблицах 6-10 класс: Справочное пособие/ Авт.-сост. В.В. Климаков, О.А. Климакова.-М: Дрофа, 1997.
  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн.- М.: Дрофа, 2006.
  5. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику Максаковского В.П., 1999
  6. Страны и народы. Популярная энциклопедия. Сост. Куренная М., 1999.
  7. Страны мира. Справочник  –М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005.
  8. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах /сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель,2007.

Информационно-коммуникативные средства:

1. Интернет ресурсы

2. Электронный атлас мира

3. Электронные карты мира        

4. Атлас мира

Приложение №1

Основные понятия курса



Предварительный просмотр:

Приложение №3

«Согласовано»        «Рассмотрено»        «Утверждаю»

Зам. директора по УР        на заседании МО естественно-         Директор школы № 175

Г.М.Багавиевой_____                                                    математического цикла                                                  А.С. Валеева_______

        председ. МО З.З. Нуриева_______        

        Протокол №____   от___________

        

Календарно-тематическое планирование по географии

для 11 класса

                                                                 По курсу «Глобальная география мира»

Предмет: География

Учитель: Халикова В.З., высшая квалификационная категория

Класс: 11а

Количество часов: 35 (1час в неделю)

Учебное пособие:  Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география», Дрофа, Москва 2007

        

        Пояснительная записка

    Курс «Глобальная география» является связующим в системе географических дисциплин и обладает большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач: 1) овладение системой знаний о глобальных процессах современности, что важно для целостного осмысленного восприятия планетарного сообщества людей, единства природы и общества; 2) формирование глобального мышления в противовес узко понимаемых государственным, национальным и классовым интересам; 3)развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, а именно проблемам межнациональных отношений, культуры и нравственности и др.; 4) понимание места России в мире, специфики проявления глобальных проблем  в каждой стране; 5) вооружение учащихся специальными и общеучебными  умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера.

    Глобальная география, изучающая пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений, быстро  развивается и занимает стабильное место в системе образования различных стран.

    Глобальные проблемы различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. К числу глобальных относятся: 1) экологическая проблема, связанная с усиливающимися процессами разрушения природной среды; 2)демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения мира; 3)энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты; 4)продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом в слаборазвитых странах; 5) проблема отсталости стран- бывших колоний; 6) проблема межэтнических и межрелигиозных отношений и др. Именно с этими проблемами ассоциируются наиболее содержательные темы курса, хотя в нём предусматривается анализ и таких глобальных проблем, как проблемы распространения свободы и демократии, кризиса культуры и нравственности, преступности, наркомании и наркобизнеса, здоровья человека, технологических аварий, управляемости мировым сообществом и др.

    Содержание и структура курса построены на принципах: 1) научности, реализация которого предполагает отказ от схоластического изложения материала со ссылками на одного автора и подкрепление анализа глобальных проблем устоявшимися точками зрения и столкновением мнений авторитетных ученых: 2)гуманизации, который подразумевает «очеловечивание» курса, в том числе и естественно- географических сюжетов; 3) историчности, то есть учёта временной составляющей анализа; 4) междисциплинарной интеграции, то есть учёта теснейшей связи географии с историей, экономикой, социологией, философией, биологией, химией, юриспруденцией и т.д. 5) плюрализма (признание за каждой страной, регионом, ландшафтом, процессом или явлением права на индивидуальность, уникальности)                                                6) увлекательности.

     Последовательность разделов и тем в учебнике в целом соответствует опубликованной программе по курсу «Глобальная география». Структура курса носит триединый характер, при этом выделение части 3 «Геоэкология- фокус глобальных проблем» в известной мере условно и вызвано, во-первых, необычайной емкостью экологической проблематике, во- вторых, ярко выраженной ее географичностью и, в третьих, органической связью геоэкологии практически с каждой из предшествующих тем. Часть1 «Современный лик Земли» в меньшей  мере ассоциируется с глобальными проблемами, но выполняет функции важного пропедевтического материала, призванного ввести учащихся в мир глобалистики и продемонстрировать им значение географии в постижении судеб Земли.

     Количество часов: всего- 35, в неделю- 1 час

     Учебник: Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Глобальная география», Москва: Дрофа,

Название части

Количество часов

Количество практических работ

Введение

1 час

Часть 1. Современный лик Земли

5 часов

3

Часть 2. Глобальные проблемы человечества

18 часов

3

Часть 3. Геоэкология - фокус глобальных проблем

11 часов

1

        

№ п.п.

Сроки

Название темы

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Оборудование

Домашнее задание

1

Введение (1 час)

Что изучает глобальная география

Соотношение понятий «глобальный», «планетарный», «интернациональный».Тенденции глобализации и регионализации. Глобальная география: наука и учебная дисциплина.

Политическая карта мира; учебники, интерактивная доска

1)Прочитать стр 5-94;

2)вопросы и задания на стр 9

2

Часть 1. Современный лик Земли (5 часов)

Тема 2. Изменившийся лик Земли.

Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоение планеты. Стремительное изменение лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенное воздействие на компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты.

Политическая карта мира, учебники, атласы,

Фотографии, интерактивная доска

1)Прочитать стр.23-35.

2)Вопросы и задания на стр35

3

Тема 3.География человечества

Происхождение человека. Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамическая численность этносов, говорящих на языках, главенствующих в мире. География религий. География культур и цивилизаций.

Практическая работа №1 «Характеристика расового, национального и религиозного состава населения мира»

Политическая карта мира, карта плотности мира,

карта народов мира, интерактивная доска

1)Прочитать стр. 36- 58

2) Вопросы и задания на стр.57

4

Тема 4. Политическая анатомия мира

Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества. Формирование политической карты. Качественные и количественные сдвиги на политической карте. Территория государств и формы его организации. Региональная дифференциация мира. Типология государств. Геополитика. Геополитические проблемы России и концепция евразийства

Практическая работа №2 «Составление схемы «Типы государств». Обозначение государств разных типов на контурной карте»

Политическая карта мира, атласы, контурные карты

1)Прочитать стр.  58-81

2) Вопросы и задания на стр.80-81

5

Тема 5. Экономическая дифференциация мира

Международное разделение труда. Мировое хозяйство: понятие, тенденции, развития. Глобализация хозяйства. Экономическая интеграция. Внешнеэкономические связи. Внешняя торговля. Вывоз капитала. Россия и мировое хозяйство.

Практическая работа №3 «Характеристика центров мирового хозяйства и основных региональных интеграционных группировок»

Политическая география мира, учебник, атласы

1)Прочитать стр.  82-98

2) Вопросы и задания на стр.98

6

Обобщающий урок по теме: «Современный лик Земли»

Обобщение и контроль  знаний учащихся

Политическая карта мира, атласы, учебник

Приготовить кроссворд на тему: «Современный лик Земли»

7

Часть 2.Глобальные проблемы человечества (18 часов)

Глобальные проблемы: понятие и классификация

Классификация глобальных проблем

Политическая карта мира, атласы, учебник

Записи в тетрадях

8

Тема 6.Демографическая проблема.

Демографический взрыв: причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и развивающие страны: причины демографических различий. Демографическая политика. Демографическая обстановка в России

Политическая карта мира, карта народов мира, карта плотности населения, атласы

1)Прочитать стр.100-117

2)Вопросы и задания на стр.116-117

3) Подготовить проект на тему «Демографический взрыв-причины и последствия»

9

Тема 7. Север-Юг: проблема отсталости

Корни отсталости. Параметры отсталости

Практическая работа №4 «Характеристика отсталых стран в Африке, Азии, Латинской Америке»

Политическая карта мира, атласы, учебник

1)Прочитать стр.117-127

2)Вопросы и задания на стр.127-128

10

Тема 8.Продовольственная проблема

Источники питания в прошлом и в наше время. Качество питания. География голода. Региональные типы питания. Причины голода

Политическая карта мира, атласы, учебник

1)Прочитать стр.128-143

2)Вопросы и задания на стр.127-128

11

Тема 9. Энергетическая проблема

Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающей экономике. Природный газ. Гидроэнергетика. Альтернативные источники энергии. Атомная энергетика. Энергетические проблемы России

Практическая работа №5 «Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте»

Политическая карта мира, карта минеральных ресурсов мира, атласы, контурные карты

1)Прочитать стр.143-153

2)Вопросы и задания на стр.153

12

Тема 10. Сырьевая проблема

Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис

Практическая работа №6 «Характеристика проявлений глобальной сырьевой проблемы в разных странах»

Политическая карта мира, карта минеральных ресурсов мира,

атласы

1)Прочитать стр.157-169

2)Вопросы и задания на стр. 168- 169

13

Обобщающий урок по теме: «Глобальные проблемы человечества»

Обобщение знаний учащихся

Политическая карта мира, карта минеральных ресурсов мира, атласы

Вопросы и задания на стр. 168- 169

14

Тема 11. Проблемы мирового океана

Накопление знаний об Океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии Океана. Другие проблемы Океана

Политическая карта мира, карта минеральных ресурсов мира, атласы

1)Прочитать стр.169-181

2)Вопросы и задания на стр.181-182

15

Тема 12.Глобальный этнический кризис

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Движение наций к самоопределению и                           стремление  к образованию супернаций. «Старение»  наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция  этноменшинств. Экология и этнические распри. Трайбализм- болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.

Политическая карта мира, карта народов мира, атласы

1)Прочитать стр.182-195

2)Вопросы и задания на стр.194-195

16

 Тема 13.Проблема здоровья человека и долголетия человека

Нозогеография. Эпидемиологическая география. Пространственная  экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие.

Политическая карта мира, журналы «Здоровье», атласы, учебник

1)Прочитать стр.220-230

2)Вопросы и задания на стр.230-231

17

Тема 14. Другие глобальные проблемы

Проблемы терроризма и региональных конфликтов

Возникновение проблемы терроризма. Распространение терроризма. География региональных конфликтов.

Политическая карта мира, журналы, атласы, учебник

1)Прочитать стр.195-206

2)Вопросы и задания на стр.205-206

18

Проблема урбанизации

Сущность урбанизации. Урбанизированность. Агломерации и мегалополисы. Экологические, экономические и социальные проблемы городов. «Трущобная» урбанизация

Политическая карта мира, журналы, атласы, учебник, карта плотности населения мира

1)Прочитать стр.231-237

2)Вопросы и задания на стр.236-237

19

Проблема стихийных природных явлений

Классификация стихийных природных явлений. География стихийных природных явлений

Политическая карта мира, атласы, учебник

1)Прочитать стр.206-213

2)Вопросы и задания на стр.213-214

20

Проблема технологических аварий

Опасные профессии. Теория катастроф

Политическая карта мира, атласы, учебник

1)Прочитать стр.214-219

2)Вопросы и задания на стр.219

21

Обобщающий урок по теме: «Экологические проблемы человечества»

Обобщение знаний учащихся

Политическая карта мира, атласы, учебник

Вопросы и задания в тетрадях

22

Проблема освоения космоса и исследования внутреннего строения Земли

Актуальность проблемы освоения космоса. Засорение околоземного пространства. Проблема исследования внутреннего строения Земли

Политическая карта мира, глобус, геологическая карта мира, тектоническая карта мира

1)Прочитать стр.240-244

2)Вопросы и задания на стр.244

23

Кризис духовных ценностей

Понятие кризис духовных ценностей

Политическая карта мира, атласы

1)Прочитать стр.237-240

2)Вопросы и задания на стр.240

24

Обобщающий урок по теме: «Глобальные проблемы человечества»

Обобщение знаний учащихся

Политическая карта мира, атласы, глобус, контурные карты

Подготовить сообщение по теме: «Загрязнение окружающей среды»

25

Часть3. Геоэкология - фокус глобальных проблем (11часов)

Тема 15. Биосфера как планетарная организация жизни

Понятие о биосфере. Пределы биосферы. Живое вещество и его функции. Биогеохимический круговорот. Гибель биосферы.

Политическая карта мира, атласы, глобус, контурные карты, зоогеографическая карта мира

1)Прочитать стр.247-256

2)Вопросы и задания на стр.256

26

Тема 16. Техногенез: глобальные и региональные проявления

Понятие о техногенезе. Рост техногенной нагрузки на среду. Глобальные следствия техногенеза. Загрязнение природной среды. Загрязняющие вещества. Виды загрязнений

Практическая работа №7 «Характеристика глобальных и региональных проявлений техногенеза»

Политическая карта мира, учебник

1)Прочитать стр.256-272

2)Вопросы и задания на стр.272-273

27

Тема 17. Глобальная экология

Геоэкология и глобальная экология. Экосистемы. Оценка экологической обстановки. Ключевые  проблемы глобальной экологии

Политическая карта мира, атласы, учебник

1)Прочитать стр.273-280

2)Вопросы и задания на стр.281

28

Тема 18. Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

Загрязнение гидросферы

Вода, ее круговорот и роль биосферы. Водопользование и водопотребление.  Загрязнение гидросферы. Очистка и обезвреживание сточных вод.

Карта мирового океана, физическая карта мира, атласы, глобус, учебник

1)Прочитать стр.295-302

2)Вопросы и задания на стр.302

29

Загрязнение атмосферы

Атмосфера и ее состав. Загрязнение атмосферы.

Физическая карта мира, политическая карта мира, глобус

учебник, климатическая карта мира

1)Прочитать стр.282-284

2)Вопросы и задания на стр.290

30

Проблемы потепления климата и озоновых дыр

Явления парникового эффекта. Истончение озонового слоя атмосферы

Политическая карта мира, климатическая карта мира, глобус, учебник

1)Прочитать стр.  285-290

2)Вопросы и задания в тетрадях

31

Глобальный климат и Киотское соглашение

Глобальный климат, глобальное потепление климата

Климатическая карта мира, политическая карта мира

1)Прочитать стр.  291-295

2)Вопросы и задания стр.295

32

Загрязнение почв

Экология педосферы. Почвы, их роль в развитии живой природы. Земельный фонд мира. Деградация, загрязнение  и потери пахотных земель

Почвенная карта мира, политическая карта мира, атласы, учебник

1)Прочитать стр.303-310

2)Вопросы и задания стр.310

33

Социальная экология

Социальная экология: понятие и объект исследования. Среда человека и её качество. Социэкология и глобальные модели. Экология и политика. Экология и «национальный эгоизм».

Политическая карта мира, атласы, учебник

1)Прочитать стр.311-318

2)Вопросы и задания стр.318

34

Взаимосвязь глобальных проблем

Взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем

Политическая карта мира, атласы, учебник

Записи в тетрадях

35

Обобщающий урок по теме: «Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

Обобщение и контроль знаний.

тестирование

Почвенная карта мира, карта океанов, климатическая карта мира, политическая карта мира, глобус, учебник

1)Прочитать стр.319

2)Задания в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Учебная программа элективного курса «Решение задач по географии»( 9 класс)

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый факультативный курс направлен на бо...

Программа элективного курса "Глобальная география"для обучающхся 10-11 класса профильной школы

Данная программа разработана для учащихся 10-11 класса  социально-экономического  и географического профиля. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возмож...

элективный курс для 6 кл "География и мы"

Представлена программа элективного курса для учащихся 6 класса, как вариант более качественного усвоения материала в приложении предлагается представление материала в игровой форме...

Элективный курс по обществознанию "Глобальная безопасность" 10-11 классы

Календарно-тематическое планирование для старшей школы, которое можно использовать при изучении обществознания на профильном уровне....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 - 11 КЛАСС

   Элективный курс  «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» в 10-11 классах рассчитана на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный ...

Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс

Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,...