«Коммерческая география» 10 класс
элективный курс по географии (10 класс) на тему

Борисова Нина Вячеславовна

Курс коммерческой географии разработан для старших (про­фильных) классов общеобразовательных учреждений. Он опирается на знания, полученные учащимися при изучении физи­ческой (8 класс), социально-экономической географии (9-10 классы), а также на межпредметные связи с другими обществен­ными дисциплинами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_-_ep_kommercheskaya_geografiya.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

«Утверждаю»

И.о.директор МБОУСОШ №1 г. Советский

___________А.В.Бричеев.  

                                                                                                      Приложение № 1

                                                                                                      к приказу №

                                                                                                      от  30.08.2013 г.            

Рассмотрено на заседании МО:  28.08.2012 г.

Руководитель: _______ Т.А.Котегова                            

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________Т.В.Дидич

29.08.2013 г.

 ПРОГРАММА

элективного курса

«Коммерческая география»

10 класс

2012-2013 учебный год

                                           Автор-составитель:  Борисова Н.В., учитель географии

                                                                                        высшей квалификационной категории                                                                  

                                                                                                 

г. Советский

2013 г.

Пояснительная записка

Как известно из истории географического образования, курс коммерческой географии и хозяйственной статистики входил в число обязательных предметов при получении коммерческого образования в средних специальных учебных заведениях (коммерческих училищах) дореволюционной России, а также в ряде зарубежных государств - Германии, Голландии, Англии, США и др. Изучалась эта дисциплина и в высших учебных заведениях коммерческого профиля.

Появление в XIX в. отечественных работ по коммерческой географии и выделение ее в самостоятельную учебную дисциплину (первое издание «Очерка коммерческой географии и хозяйственной статистики России» Д. Д. Морева относится к 1888 г.) связано с формированием капиталистического рынка в России и бурным развитием в этот период промышленности, сельского хозяйства и торговли, что потребовало от будущих предпринимателей овладения знаниями о природных условиях и ресурсах своей страны и зарубежных государств, особенностях их хозяйства, путях и средствах сообщения, трудовых навыках населения, рынках сбыта, государственном устройстве и т. д.

Однако уже в начале XX в. с развитием географической науки, и прежде всего экономической географии, сформировавшей более широкий и «комплексный» предмет изучения, коммерческая география как самостоятельный учебный курс и направление исследований постепенно теряет свое значение, «растворившись» в более общих (страноведение, экономическая география) дисциплинах, заменивших ее в учебном процессе.

Целесообразность «возрождения» данного курса (на принципиально новой качественной основе, учитывающей современный уровень географической научной мысли) как учебной дисциплины обусловлена необходимостью по-новому взглянуть на происходящие в экономике и социальной сфере страны изменения, связанные с переходом к рынку и интеграцией России в мирохозяйственные связи.

Обновляя содержание курса, хотелось бы вместе с тем сохранить историческую преемственность («коммерческую специфику»), предполагающую более углубленное (в ряде случаев выборочное) изучение именно тех разделов географии, которые могут представлять научный и практический интерес для тех, кто в будущем рассчитывает заняться предпринимательской деятельностью.

Курс основывается на учебном пособии  Е.Л.Плисецкого "Коммерческая география". 10-11 класс - М., «АСТ-Пресс школа», 2006 г.

Курс коммерческой географии разработан для старших (профильных) классов общеобразовательных учреждений. Он опирается на знания, полученные учащимися при изучении физической (8 класс), социально-экономической географии (9-10 классы), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами.

Курс включает 2 части (по 35 ч каждая). В первой части изучаются основы коммерческой географии, дается представление об общих предпосылках и факторах территориальной организации рынка России, рассматриваются особенности и проблемы развития отраслевых рынков товаров и услуг и рыночной инфраструктуры. Во второй части раскрывается значение и содержание региональной политики как инструмента, с помощью которого государство обеспечивает свое участие в развитии региональной экономики и рынка; освещаются проблемы формирования региональных рынков и их взаимодействия в рамках общенационального рынка, вопросы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; приводится характеристика России как субъекта мирового рынка, тенденций в развитии мировой торговли и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности России и ее регионов.

Периодичность занятий - 1 ч в неделю.

Основные цели и задачи курса

  1. Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
  2. Дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего (национального) рынка.
  3. Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям, многообразию форм собственности, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и регионов. Ознакомить с некоторыми наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического развития страны (отдельных отраслей, регионов) статистическими показателями.
  4. Исходя из специфики курса, более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно с рынками зарубежных государств, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.
  5. Показать современные тенденции в развитии мирового рынка и место в нем Российской Федерации, раскрыть содержание и формы международного торгово-экономического сотрудничества, охарактеризовать внешнеэкономические связи России.
  6. Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение); научить расчетам оценочных показателей.

Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий - лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные задания и др.).

Содержание

Введение. Коммерческая география в прошлом и настоящем.

Этапы развития науки, предмет изучения коммерческой географии, методы научного познания, межпредметные связи, географическое разделение труда, вопросы территориальной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка.

Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства

Геополитическое и рыночное положение, экономически активное население, города как центры деловой и финансовой активности, природные ресурсы и условия, инфраструктура, законодательные основы пространственной организации рынка.

Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка

Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране, направления рыночных реформ, новые формы организации предпринимательской деятельности.

Раздел 2. География отраслевых рынков.

Тема 3. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции

Рынок природного сырья и топлива, рынок продукции обрабатывающей промышленности, рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия

Тема 4. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг

Рынок товаров легкой промышленности, рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, особенности и проблемы формирования рынка услуг.

Раздел 3. География инфраструктуры рынка.

Тема 5. Территориальная организация торговли

Основные виды и формы организации внутренней торговли, региональные различия в уровне развития торговли.

Тема 6. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности)

Территориальная организация банковской системы, географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций.

Тема 7. География коммуникационных систем

Особенности и проблемы функционирования транспорта, связь, телекоммуникации, информационные системы.

Знания, умения, навыки

Тема

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Часть I. 10 класс

Введение. Коммерческая география в прошлом и настоящем

Историю возникновения и становления коммерческой географии как научной и образовательной дисциплины; предмет и методы науки; межпредметные связи; понятия: географическое разделение труда, рынок, инфраструктура рынка; существующие подходы зарубежных и отечественных ученых-географов к изучению пространственной организации рынка

Формулировать предмет и задачи коммерческой географии; характеризовать роль экономико-статистического метода в изучении рыночного хозяйства; приводить примеры различных статистических показателей - абсолютных, относительных, структурных; строить графики, отражающие динамику важнейших экономических показателей; пользоваться статистическими сборниками, выпускаемыми Госкомстатом России

Условия и факторы формирования национального рынка

Особенности геополитического положения страны; основные аспекты оценки экономико-географического, в том числе рыночного положения объекта (страны, региона, центра); понятие рентности рыночного положения; какая часть населения относится к экономически активному; параметры оценки экономически активного населения (динамика численности, структура занятости, уровень безработицы и др.); особенности размещения экономически активного населения по территории страны; понятия природных условий и ресурсов, их классификацию и подходы к экономической оценке; размещение природно-ресурсного потенциала и проблемы развития сырьевой базы России; понятия инфраструктуры и основных фондов; значение инфраструктуры для территориальной организации хозяйства и рынка товаров и услуг; особенности государственно-административного устройства России; положения Конституции Российской Федерации, связанные с разделением полномочий Федерального центра и субъектов РФ, а также обеспечивающие развитие рыночной экономики; экономические меры по регулированию рыночных отношений

Давать оценку геополитического, экономико-географического, в том числе рыночного положения страны (региона, центра); анализировать структуру занятости и размещение экономически активного населения по регионам России; делать выводы на основе сопоставления структуры занятости в России и зарубежных странах; рассчитывать показатель уровня безработицы; характеризовать экономическую роль и функции городов как «полюсов роста»; давать оценку природно-ресурсного потенциала региона и отдельных территориальных сочетаний природных ресурсов; сравнивать регионы страны по показателям стоимости основных фондов и фондоемкости территории; характеризовать значение законодательной деятельности для решения проблем становления в России рыночной экономики; приводить примеры экономических мер, с помощью которых государство осуществляет регулирование рыночных отношений; анализировать и давать оценку позитивным и негативным последствиям осуществления в стране рыночных реформ в 90-е гг. XX в.; приводить примеры новых форм организации предпринимательства

Особенности и проблемы формирования национального рынка

Причины экономического и социального характера, приведшие к глубокому экономическому и социально-политическому кризису в стране в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.; цели и задачи осуществляемых в России рыночных реформ, их положительные итоги и негативные следствия; новые для нашей страны формы организации предпринимательской деятельности, понятия: инновация, конверсия военно-промышленного комплекса (ВПК), акционирование предприятий, финансово- промышленная группа (ФПГ), холдинг, концерн

На основе анализа важнейших показателей общественного производства сравнивать уровень и тенденции развития экономики Советского Союза (России) с другими государствами; аргументировать условия неизбежного социально-экономического кризиса в стране и необходимость глубокого реформирования общественных отношений; обосновать выводы о преимуществах рыночной системы хозяйствования по сравнению с плановой (командно-административной); давать оценку результатов проводимых в стране реформ

Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции

Отраслевую структуру добывающей промышленности и ее роль в экономике страны; структуру товарного рынка сырья; факторы, влияющие на размещение и развитие добывающей промышленности и сырьевого рынка; место России в мировых запасах и добыче важнейших видов сырья и топлива; динамику производства продукции добывающих отраслей; отраслевую структуру обрабатывающей промышленности, факторы ее размещения, производственно-экономические связи с другими секторами экономики, в том числе потребительским рынком; актуальные проблемы и перспективы развития отдельных отраслей обрабатывающей промышленности и рынков промышленных товаров; состав АПК, современные тенденции и проблемы в развитии аграрного сектора экономики России; формы организации сельского хозяйства, в том числе фермерские хозяйства и особенности их размещения; факторы территориальной организации пищевой промышленности; структуру потребления основных продовольственных товаров (в сравнении с зарубежными странами); особенности современного этапа формирования продовольственного рынка в стране

Объяснять причины изменения (сокращения) объемов производства в сырьевом секторе экономики; приводить примеры действующих в добывающей промышленности крупнейших компаний, характеризовать географию их деятельности; строить графики динамики производства важнейших видов продукции добывающей промышленности; составлять схемы структуры товарных рынков отдельных видов сырья и топлива, межотраслевых связей отдельных секторов экономики; рассчитывать показатели (индексы физического объема промышленной продукции), позволяющие выявлять и анализировать динамику производства, делать выводы о тенденциях его развития; формулировать цели и направления структурной политики в аграрном секторе; характеризовать современные проблемы в АПК; осуществлять группировку отраслей пищевой промышленности по условиям размещения; строить столбчатые и круговые диаграммы, картограммы, отражающие изменения отдельных показателей (абсолютных, структурных, относительных), характеризующих развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, проводить их анализ и делать соответствующие выводы о причинах этих изменений

Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг населению

Понятие социального комплекса, структуру (основные сегменты) рынка непродовольственных товаров и услуг; территориальное распределение производства потребительских товаров и услуг; состав, значение и факторы территориальной организации легкой промышленности; особенности размещения центров легкой промышленности и производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения; структуру рынка платных услуг населению, территориальное распределение услуг, их адресность; понятие рекреационных услуг, размещение рекреационно-ресурсного потенциала, территориальные различия в природных условиях развития рекреации и туризма в России; приоритетные направления в развитии отечественного производства и рынка потребительских товаров и услуг

Давать характеристику современного состояния проблем и перспектив развития социального комплекса страны, рынка потребительских товаров и услуг; анализировать территориальную структуру производства потребительских товаров; строить столбчатые диаграммы, отражающие динамику выпуска отдельных видов потребительских товаров, делать выводы о причинах изменения объемов их производства; давать оценку рекреационных возможностей отдельных регионов страны

Территориальная организация торговли

Значение торговли в рыночной экономике, основные виды и формы внутренней торговли; исторические этапы развития ярмарочной и биржевой торговли в России; понятия товарооборота, маркетинга; факторы и особенности формирования торговой сети в городах и сельской местности; территориальные различия в уровне развития торговли (распределении розничного товарооборота)

Выполнять схему функциональной организации торговли; делать выводы (на основе сопоставления карт, представленных на рис. 38 и форзаце 2) об изменении географии биржевой и ярмарочной торговли; приводить примеры крупных торговых центров; характеризовать (на основе анализа карты и диаграммы в учебнике) порайонные различия в розничном товарообороте и его структуре

География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков

Понятие финансово-банковской системы; исторические этапы развития банковского дела в России; оценочные показатели, используемые для выявления и анализа территориальных различий в уровне развития банковской сети; особенности размещения банковских организаций по регионам России; понятия: инвестиции, инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат)территории, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск; типологию регионов (субъектов Российской Федерации) по инвестиционной привлекательности; отраслевую и территориальную структуру инвестиций; значение иностранных инвестиций для развития национальной экономики и формы их привлечения

Характеризовать значение финансово-банковской системы для развития рыночной экономики; рассчитывать удельный вес крупнейших коммерческих банков, расположенных в отдельных экономических районах, в общей их численности в стране; анализировать (по карте на рис. 40) размещение банковских организаций и давать оценку обеспеченности банковской сетью регионов страны; приводить примеры крупнейших банковских центров России; давать географическую оценку инвестиционного климата территории(страны, региона); приводить примеры регионов (субъектов РФ) с наиболее (наименее) благоприятными условиями для инвестиционной деятельности, а также стран с наибольшими объемами инвестиций в российскую экономику; делать выводы на основе анализа отраслевой и территориальной структуры инвестиций по диаграммам учебника

География коммуникационных систем

Понятия: транспортная система (инфраструктура), транспортные издержки, транспортно-географическое положение; основные показатели, используемые для оценки работы транспорта (объем перевозимых грузов, грузооборот, протяженность и плотность путей сообщения и др.); значение транспорта (и отдельных его видов) в осуществлении межрегиональных и внешнеэкономических хозяйственных связей и развитии рынка; исторические этапы развития транспорта страны; особенности размещения, современные проблемы и перспективы развития отдельных видов транспорта; роль современных средств связи, телекоммуникаций и информационных услуг в развитии экономики страны и рынка, проблемы их внедрения

Давать (на основе использования различных оценочных показателей) характеристику работы отдельных видов транспорта и определять их основную специализацию; обосновывать значение международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, для развития экономики страны и ее рынка; приводить примеры новых перспективных проектов транспортного строительства; рассчитывать удельный вес отдельных видов транспорта в международных перевозках; строить графики, отражающие динамику показателей работы грузового транспорта России, анализировать происходящие изменения и делать выводы

Тематическое планирование по курсу:

«Коммерческая география. Россия и мировой рынок»

10 класс (35 ч)

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Основные понятия

Цели и задачи занятия

Введение в коммерческую географию

1-2

1.Что мы знаем о коммерческой географии.

2.Что изучает современная коммерческая география?

2.09-9.09.

2

Камеральная статистика, коммерческая география, предмет коммерческой географии, межпредметные связи, коммерческое образование в России

Дать представление об исторических этапах развития и предмете науки, ее связях с другими научными дисциплинами

3

Географическое разделение труда и рынок

16.09

1

Географическое разделение труда, специализация производства, рынок, отраслевая и территориальная структура рынка, инфраструктура рынка

Сформировать представление о географическом разделении труда как основе формирования рынка, его территориальной и отраслевой структуре

4

Вопросы территориальной организации производства и  рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

23.09

1

Теории штандорта, теория «Центральных мест», прикладные методы экономического анализа размещения производства и развития рынка, районирование

Ознакомить с научными подходами к изучению территориальной организации рынка в трудах отечественных и зарубежных ученых

5

Хозяйственная статистика в коммерческой географии.

7.10

1

Научные методы познания, социально-экономическая статистика, статистические показатели (абсолютные, относительные, структурные)

Познакомить с методами коммерческой географии, дать представление о системе экономико-статистических показателей, характеризующих уровень и динамику развития рыночной экономики

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА

Условия и факторы формирования национального рынка

6-7

1.Геополитическое положение России. 2.Экономико-географическое и рыночное положение России.

14.10-   21.10

2

Геополитическое положение России, экономико-географическое положение, рыночное положение, рентность положения

Расширить и углубить знания о геополитическом, экономико-географическом и рыночном положении страны (региона) как факторе территориальной организации рынка

8

Экономически активное население и рынок труда.

28.10

1

Трудовые ресурсы, экономически активное население, структура занятости, рынок труда, уровень безработицы, функции городов (города как центры деловой активности)

Дать представление об изменении численности, особенностях размещения и структуре экономически активного населения как основы формирования рынка труда и фактора развития экономики

9

Природные предпосылки формирования рынка

11.11.

1

Природные условия, природные ресурсы, классификации природных ресурсов, экономическая оценка природных ресурсов, территориальные сочетания природных ресурсов (ТСПР), природно-ресурсный потенциал (ПРП)территории

Расширить и углубить знания о природно-ресурсном потенциале России как основе формирования рынка сырья, проблемах рационального ресурсопользования

10

Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка

18.11

1

Инфраструктура (производственная, социальная, рыночная), основные фонды, фондооснащенность территории

Сформировать знания об инфраструктуре как важнейшем факторе территориальной организации рынка, показать особенности ее размещения по регионам страны

Особенности и проблемы формирования национального рынка

11

Причины и следствия социально- экономического кризиса в России

25.11

1

Командно-административная система управления экономикой, экстенсивный путь развития хозяйства, социально-экономический кризис, экологическая ситуация в стране

Ознакомить с причинами и следствиями социально-экономического кризиса в России на рубеже 1980-1990-х гг.

12

Направления и задачи рыночных реформ на современном этапе

2.12

1

Формы собственности (их многообразие), направления рыночных реформ, инновационная политика, конверсия ВПК

Систематизировать знания об основных направлениях рыночных реформ, выявить их положительные и негативные последствия

13

Новые формы организации предпринимательской деятельности

9.12

1

Финансово-промышленные группы

Сформировать представление о новых формах организации предпринимательской деятельности

РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции

14

Географические особенности формирования рынка природного сырья и топлива.

16.12

1

Добывающая промышленность, товарный рынок сырья, товарно-сырьевая биржа, вертикально интегрированная компания

Охарактеризовать рынок природного сырья, его структуру, географию, формы организации производственной деятельности в добывающей промышленности

15

Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности

23.12

1

Обрабатывающая промышленность (состав), факторы размещения отраслей обрабатывающей промышленности, монополизация производства и рынка, спрос на продукцию обрабатывающей промышленности, структурные изменения в отраслях и на рынке продукции обрабатывающей промышленности

Сформировать знания о территориальной организации производства и рынка продукции обрабатывающей промышленности, дать представление о проблемах и перспективах развития производства в этом секторе рыночной экономики

16

Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

1

Фермерские хозяйства (география фермерских хозяйств), личные подсобные хозяйства, структура потребления продуктов питания, НТП в аграрном секторе, территориальная сельскохозяйственная специализация, пищевая промышленность (состав), факторы территориальной организации пищевой промышленности, продовольственный рынок, продовольственная биржа, структурные сдвиги в развитии пищевой промышленности и рынка продовольственных товаров

Систематизировать знания об аграрном секторе экономики и пищевой промышленности как основах формирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, выяснить роль различных форм организации сельскохозяйственного производства в выпуске товарной продукции

Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг

17

Рынок товаров легкой промышленности, культурно- бытового и хозяйственного назначения

1

Легкая промышленность (состав), факторы территориальной организации легкой промышленности, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (география центров)

Охарактеризовать (в историческом контексте) особенности географии и актуальные проблемы развития рынков товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения

18-19

18.Особенности и проблемы формирования рынка услуг.           19.Проблемы развития рынка рекреационных и туристских услуг.

2

Потребительские услуги (виды услуг, структура платных услуг), территориальное размещение услуг, факторы территориальной организации рынка услуг, рекреация (рекреационные услуги), рекреационные ресурсы

Сформировать знания о рынке услуг населению, его структуре, географии и проблемах развития

РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

Территориальная организация внутренней торговли

20-21

20.Основные виды и формы организации внутренней торговли.                 21.Основные формы торговли потребительскими товарами.

2

Внутренняя торговля (как отрасль хозяйства), виды и формы торговли потребительскими товарами (розничная торговля, ярмарка, биржа)

Ознакомить с основными формами и особенностями организации внутренней торговли, дать представление о географических сдвигах в ярмарочной и биржевой торговле в России

22

Региональные различия в уровне развития торговли

1

Оборот розничной торговли (территориальное распределение розничного товарооборота), территориальная структура розничного товарооборота, спрос населения на потребительские товары

Охарактеризовать условия и факторы, влияющие на территориальную организацию торговли, территориальное распределение и структуру розничной торговли

География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков

23-24

23.Территориальная организация банковской системы.           24.Размещение банковских организаций по регионам РФ.

2

Сформировать знания о финансовой инфраструктуре и ее роли в развитии экономики и функционировании рынка, дать представление об особенностях географии и территориальных различиях в уровне развития банковской сети в России

Финансово-банковская система, банковские организации (банки и филиальная сеть), обеспеченность территории (региона) банковскими организациями

25-26

25.Географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций.                 26. Инвестиционная привлекательность территории и методы её оценки.

2

Инвестиции (прямые, портфельные, интеллектуальные), инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат территории), инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, отраслевая и территориальная структура инвестиций, совместные предприятия, иностранные инвестиции

Сформировать представление об инвестиционной деятельности как основе поступательного развития экономики, ознакомить с понятием «инвестиционная привлекательность» территории и методами ее оценки;  отраслевую и территориальную структуру инвестиций, направления международного сотрудничества в инвестиционной сфере охарактеризовать

География коммуникационных систем

27-29

27.География коммуникационных систем. Транспорт.   28.Роль водного транспорта в экономике РФ.        

29.Специфика трубопроводного транспорта. Авиационный транспорт.

3

Транспортная система (комплекс), виды транспорта, транспортные издержки, объем перевозимых грузов, грузооборот, плотность дорожной сети, основные грузопотоки, международные транспортные коридоры на территории России

Расширить и углубить знания о транспортном комплексе страны как основе функционирования товарного рынка, охарактеризовать работу различных видов транспорта по различным показателям, ознакомить с географией, проблемами и перспективами развития транспортной системы России

30-31

30.Связь, телекоммуникации и информационные системы.                 31.Развитие средств связи и информационных технологий.

2

Услуги связи, информационные услуги, телекоммуникации

Дать представление о роли важнейших коммуникационных систем (связи, телекоммуникаций, информационных) в функционировании рынка; познакомить с их географией и проблемами развития

32

Система электронных банков и бирж.

1

33

Семинар по теме:  «Географический и экономический анализ коммерческой деятельности крупных российских компаний».

1

34-35.

Деловая игра « Географическое обоснование инвестиционного проекта».

1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агранат Г. А. Нужны ли России ее просторы? География. - 2001, № 35, 37.
  2. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М..: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  3. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: «Просвещение», 1990.
  4. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. – СПб: Издательство Михайлова, 1998.
  5. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. - М. ГУ ВШЭ, 2000.
  6. Климанов В. В., Лавров А. М. Проблемы экономико-географического изучения банковской системы России // Вестник Московского университета. - Сер. 5, География. - 1995. - N2 2.
  7. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - М.,
  8. 1993.
  9. Максаковский В. П. Географическая картина мира. 10 кл. - Яросл.: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995-1996. -Т. 1-3.
  10. Максаковский В. П. Географическая культура. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  11. Международные экономические отношения: Учеб. для студентов вузов по специальности «Мировая экономика» / Под ред. И. П. Фаминского. - М.: Юристъ, 2001.
  12. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов по экон. спец. / Под ред. В. Е. Рыбалкина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001.
  13. Морев Д. Д. Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами. - СПб., 1910.
  14. Предпринимательский климат регионов России,- М. : Начала- Пресс, 1997.
  15. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М. : ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  16. Регионы России: Стат. сб. в 2 т.- Госкомстат России. - М., 2001.
  17. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. - М., 2001.
  18. Соболев М. Н. Коммерческая география России: Очерк хозяйственной статистики и география России сравнительно с иностранными государствами, - М., 1916.
  19. Хрущев А. Т. Географические основы государственной региональной политики в России. // Вестник Московского университета. - Сер. 5, География. 1999. - № 4.
  20. Атлас: Экономическая социальная география России. 9 класс. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
  21. Атлас: Экономическая социальная география мира. 10 класс. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
  22. Журналы: Внешняя торговля, Мировая экономика и международные отношения, Российский экономический журнал, Экономист, Эксперт и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК"

Курс рассчитан на учащихся 10-11 класса. Он опирается на знания полученные учащимися при изучении физической географии мира и России (7-8 класс), социально - экономической географии России (9 класс), ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа элективного курса "Коммерческая география"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Коммерческая география. Россия и мировой рынок" для 10-11 класса Е.Л.Плисецкого...

Рабочая программа элективного курса "Коммерческая география"

Данная рабочая программа элективного курса "Коммерческая география для 11 класса" с календарно-тематическим планированием...

Программа элективного курса "Коммерческая география"

Программа элективного курса "Коммерческая география" для обучающихся профильного 10 класса...

08.05 география класс

презентация...