Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8_klass.docx80.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании: «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО) , «География: программа :5-9 класы/ (А.А.Летягин,  И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012.

Уровень: базовый.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 8 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Курс  «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс  «География. Россия: природа, население, хозяйство»  завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

В 8 классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач.

           Задачи:

•        сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы,

•        населения и хозяйства; России  как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

•        сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

•        сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

•        продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

•          продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

     Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержание предмета:

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

        Среди результатов освоения программы должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации  предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы.

Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Требования к результатам  обучения

           Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 8 классе

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 8 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА и ЕГЭ.

В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.

Предметные результаты обучения:        

В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:

1.        Называть и (или) показывать:

—        предмет изучения географии России;

—        основные средства и методы получения географической информации;

—        субъекты Российской Федерации;

—        пограничные государства;

—        особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

—        границы часовых поясов;

—        основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

—        климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

—        распределение рек страны по бассейнам океанов;

—        основные области современного оледенения и крупные ледники;

—        зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

—        основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

—        важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

—        народы, наиболее распространенные языки, религии;

—        примеры рационального и нерационального размещения производства;

—        объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

—        районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

—        экологически неблагополучные районы России;

—        маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2.        Определять (измерять):

—        географическое положение объектов;

—        разницу в поясном времени территорий;

—        погоду по синоптической карте;

—        параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3.        Описывать:

—        географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

—        образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

—        особенности быта и религий отдельных народов.

4.        Объяснять:

—        роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

—        влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

—        образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

—        образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

—        влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

—        как составляют прогноз погоды;

—        распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

—        почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

—        причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

—        разнообразие природных комплексов на территории страны;

—        различия в естественном приросте населения, темпах  роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

—        изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

—        особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

—        роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

—        уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

—        причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

—        особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

—        объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная  радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

—        природно-ресурсный потенциал страны, региона;

—        экологическую ситуацию в стране, регионе;

—        изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

—        изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие

—        системы городских поселений;

—        развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Особенности формирования знаний и умений.

•        Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.

•        Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.

•        В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.

•        Регулярная опора на краеведческий материал,

•        Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.

•        Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.

•        Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные (учебно-организационные):

•        Ставить учебные задачи,

•        Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

•        Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

•        Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

•        Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

•        Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные

учебно-логические:

•        Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

•        Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

•        Систематизировать информацию;

•        Структурировать информацию

•        Определять проблему и способы ее решения;

•        Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

•        Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

•        поиск и отбор необходимых источников информации (Курсовые работы, дипломные проекты);

•        представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

•        работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

•        составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления

•        перевод информации из одного вида в другой  (текст в таблицу,  карту в текст и т.п.);

•        использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

•        создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

•        составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

•        выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

•        уметь вести дискуссию, диалог;

•        находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения:

            Учащиеся должны обладать:

  • Российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
  • Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • Целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
  • Гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • Основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • Эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Географическое положение России (9 ч) Географическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение. Уровни географического положения.

Изменения географического положения со временем.

История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)

Природа России (35 ч)Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч) Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта. Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс.

Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек. Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом. Природные различия на территории России (11 ч) Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные. Население России (10 ч) Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в.Типы воспроизводства населения в России. Природный фактор в развитии России (4 ч) Резерв 7 ч

Планируемые результаты

1. Называть (показывать):

•        численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;

•        морские и сухопутные границы РФ;

•        крупнейшие города, исторические центры;

•         морские порты;

•        особенности тектонического и геологического строения территорий;

•        основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;

•        распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;

•        моря, омывающие РФ;

•        климатообразующие факторы и типы климата;

•        распространение многолетней мерзлоты.

2. Определять (измерять):

•        географическое положение объектов: местное и поясное время;

•        коэффициент увлажнения ;

•        необходимые источники географической информации;

3. Объяснять:

•        сущность основных научных понятий и терминов;

•        влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;

•        причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;

•        причины возникновения опасных природных процессов и явлений.

4. Прогнозировать и оценивать:

•        изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;

•        влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;

•        изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;

•        влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;

•        современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;

•        составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;

•        объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.

Количество учебных часов.

№ п.п

Название темы

Кол.часов

Практическая работа

1

Введение

1

2

 Географическое положение России

9

№ 1,2,

3

История заселения, освоения и исследования территории России

4

№ 3

4

Природа России (35 ч)

35

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

№ 4,5,

Климат и агроклиматические ресурсы

6

№ 6,7,

Внутренние воды и водные ресурсы

6

№ 8

Почвы и почвенные ресурсы

3

№ 9

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

№10

 Природные различия на территории России

11

№11,

5

Население России

10

№12,13,

6

Природный фактор в развитии России

4

№14

Средства обучения.

п/п

1

Тематические  карты.

3 экз.

2

Географические атласы

10 экз.

3

Коллекция горных  пород.

15 экз.

4

Глобус  физический

6 экз.

5

Теллурий

1 экз

6

Компьютерные  программы  по  темам  курса

1экз.

7

Интерактивные  карты  по  географии

1экз.

8

Классная  доска   с  набором  магнитов

1экз.

9

Видеофильмы, соответствующие  тематике  программы

1экз.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Учебник: Пятунин В. Б., Таможняя Е. А.: География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2014.

2.Географический атлас. 8 класс, М.:Дрофа, 2013.

3. Контурные карты. 8 класс. - М.: Дрофа, 2013.

ЦОР.

•        Мультимедийные презентации;

•        EINGANA. 3D — атлас Земли, ЗАО Новый диск М., 2012. CD

•        1С: Образовательная коллекция. География. 6 – 10 классы. Библиотека наглядных пособий. 1С. М., 2012. CD

  Ресурсы Интернета.

Календарно-тематическое планирование курса географии 8 класс

№ п.п

Тема урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

Дом.

Зад.

ЦОР

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

Введение 3 часа

1.

Введение в курс «География Рос-сии»

Что и с какой целью изучают в курсе «География России»

 Знать

Источники страноведческой информации.

сформировать основу саморазвития и самовоспитания

Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации

С.4

http://national-geographic.ru/ngm/200711/

Географическое положение России (9 ч)

2.

Географическое положение и его виды

Виды географического положения: при-родно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое,.

Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем

Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника.

Выявлять последовательность изучения геогра-фических объектов на основе иллюстративных материалов учебника.

§1

3.

Размеры территории и природно-географическое положение России

Основные черты природно-географического положения терри-тории РФ; отрицательные и положи-тельные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения

Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны.

Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника.

Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы

§2

Презентация

4

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения

Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка.

Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле

Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ.

§3

Презентация

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения

Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны  члены НАТО, ЕС, АТЭС.

Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника;

Определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии

На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии.

§4

http://school-collection.edu.ru/).

6

Государственная территория России. Типы российских границ.

Пр.раб. №1

 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте

Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воз-душное пространство и недра). Морские владения России континентальный шельф и экономическая зона.

Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны.

На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ

§5

7

Сухопутные и морские границы России

Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей

Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России.

Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России.

Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ

§6

Презентация

8

Различия во времени на территории России

Пр.раб № 2 Решение задач на определение по- ясного времени для разных пунктов России

Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей

Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время».

Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория .

Решать задачи на определение поясного (зо-нального) времени

§7

http://school-collection.edu.ru/).

9

Государственное устройство и территориальное деление Россий-ской Федерации

Государственное устройство и тер-риториальное деление РФ. Полити-ко-административная карта России

Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними.

Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ

Определять по политико-административной карте специфические черты административно территориального устройства РФ.

§8

Презентация

10

Выявление на карте специфики административно территориального устройства России.

Пр.раб № 3 Выявление на карте специфики администра-тивнотеррито-риального устройства России.

Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России

§8

11

Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России»

Зачет.

Сообщения об истории освоения территории России.

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу.

Выполнять тестовые задания

§1-8

История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)

12

Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв.

Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв.

На контурную карту наносить города, основан-ные в европейской и азиатской частях страны в этот период.

Углубление умений анализировать  информацию

§9

http://school-collection.edu.ru/).

13

Заселение и хозяйственное ос-воение территории России в XVIII–XIX вв.

Пр.раб. № 4 Составление аннотации какого либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России

Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны.

На контурную карту наносить города, основанные  в европейской и азиатской частях страны в этот период.

Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв.

На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории Рос-сии в XVII–XIX вв.

§10

Презентация

14

Географическое исследование территории Рос-сии в XVIII–XIX вв.

Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического ис-следования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа.

Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в.

§11

15

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Тест.

Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории.

Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в.

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «История заселения, освоения и исследования территории России». Выполнять тестовые задания

§12

http://school-collection.edu.ru/).

Природа России (39 ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7 ч)

16

Геологическая история

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое лето-счисление, геологическая карта

Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли.

Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы.

Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, цен-тральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород

§13

Презентация

17

Развитие земной коры

Основные этапы развития земной коры, основные тектонические

структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта

Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей.

Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.).

Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории

§14

http://school-collection.edu.ru/).

18

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры

ПР.раб. № 5. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных

Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры

Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Сред-несибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др.

Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.

Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования

19

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Пр.раб№ 6. Изучение образ-цов минералов, горных пород, по-лезных ископаемых .

Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя.

Приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания.

Готовить презентацию на тему «Стихийные

природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации

§15

http://school-collection.edu.ru/).

20

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов

Развитие форм рельефа под влияни-ем внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы

§16

Презентация

21

Литосфера. Рельеф. Человек.

Прак. Раб №7. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности. Техно-генные формы рельефа.

Опасные природные явления в лито-сфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности

Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней;

Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения.

Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа

§17

22

Обобщающее повторение  «Рельеф и минеральные ресурсы»Зачет

Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания

§13-17

Климат и агроклиматические ресурсы (8 ч)

23

Условия формирования климата

Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс

Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации.

Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты.

Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения

§18

Презентация

24

Движение воз-душных масс

Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта

Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника.

Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны

Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изме-нение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.)

§19

25

Движение воз-душных масс

Пр.раб  № 8 Определение особенностей погоды для раз-личных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды.

§19

http://school-collection.edu.ru/).

26

Закономерности распределения тепла и влаги

Прак.раб№ 9 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей

Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения

Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России;

Выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя.

Выявлять по материалам учебника и атласа тер-ритории с климатическими рекордами и объяс-нять данные особенности

§20

27

§20

28

Климатические пояса и типы климатов

Климатические пояса и типы климатов на территории России, их крат-кая характеристика. Карта климатических поясов и областей

Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий.

Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вы-вод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток.

Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану

§21

Презентация

29

Климат и человек

Прак.раб  №10. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям

Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погод-но-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения

Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях.

Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числена примере региона проживания.

Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения

§22

30

Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы» Тест

§18-22

Внутренние воды и водные ресурсы (7ч)

31

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек

Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника.

Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек

§23

Презентация

32

Зависимость речной сети от климата

Питание и режим рек, основные показатели жизни рек

Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника.

Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника.

Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий.

§24

http://school-collection.edu.ru/).

33

Составление характеристики одной из рек Рос-сииПр.раб. № 11. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм.

Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану

Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану

§24

34

Озёра. Болота. Ледники. Под-земные воды

Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод

Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы.

Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные при-знаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений.

Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод

§25

35

Многолетняя мерзлота

Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека

Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о не-одинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны.

Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания

§26

Презентация

36

Водные ресурсы. Воды и человек

Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами

Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на осно-вании анализа текста учебника.

Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы. Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений

Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использовании водных ресурсов региона проживания

§27

37

Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы»

Тест

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания

§23-27

Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)

38.

Почва как особое природное образование

Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования

Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации;

Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы

Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв

§28

Презентация

39.

Главные типы почв и их размещение по территории России

Прак.раб № 12. Составление характеристики зональных типов почв (количество влаги и тепла, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования.

Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России

Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга;

Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения.

Готовить презентацию на тему «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны»

§29

http://school-collection.edu.ru/).

40.

Почвенные ресурсы. Почвы и человек

Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация

Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы.

Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообра-зования;

Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных ресурсов на примере региона проживания.

§30

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч)

41.

Растительный и животный мир

Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом

Определять состав органического мира России на основании материалов учебника.

Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации;

Готовить презентацию на тему «Роль растений и животных в жизни человека»

§31

Презентация

42

Биологические

Ресурсы

Прак. Раб. №13.

Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности

Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира

Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком.

Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека

Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы.

Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира

§32

http://school-collection.edu.ru/).

43.

Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Тест

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания

§28-32

Природные различия на территории России (11 ч)

44

Природные ком-плексы

Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные

Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления сущест-венных признаков понятия «природный ком-плекс».

Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Анализировать изображения различных ланд-шафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения

§33

Презентация

45.

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

Прак.раб №14 Оценка природных условий и ресурсов какой – либо природной зоны (по выбору).

Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс:

Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя.

Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов. Анализировать карту природных зон

Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника.

§34

http://school-collection.edu.ru/).

46.

Северные безлесные природные зоны

Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы

Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь.

Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализировать особенности тундрово-глеевых почв.

Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем

§35

47.

Лесные зоны. Тайга

Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны

Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон.

Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом учебника.

Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека»

§36

Презентация

48

Смешанные и широколиственные леса

Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны

Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, оп-ределять различия.

Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения раз-личных древесных пород на основании материа-лов учебника.

Обсуждать материалы презентации на тему «Роль лесов в жизни человека».

§37

49.

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни

Характеристика природных зон сте-пей, пустынь и полупустынь. Хозяй-ственная деятельность человека и экологические проблемы

Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы.

Определять географическое положение и осо-бенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и расте-ний к условиям существования, формулировать выводы.

Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору

§38

http://school-collection.edu.ru/).

50.

Высотная пояс-ность.

Прак.раб№15 Со-ставление сравни-тельной характери-стики двух горных районов страны

Высотная поясность и её проявления на территории России

Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учи-теля. Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять таблицу.

Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы.

Сравнивать характер высотной поясности раз-личных горных систем на основании компьютерных презентаций источников информации; определять  сходство и раз-личия

§39

51.

Моря как крупные природные комплексы

Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей

Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учеб-ника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа.

Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника.

Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации

§40

Презентация

52

Природно-хозяйственные отличия российских морей

Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы

Выявлять особенности морей Северного Ледо-витого, Тихого, Атлантического океанов, Кас-пийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа.

Определять гео-графию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карт

Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации

§41

http://school-collection.edu.ru/).

53.

Особо охраняемые природные территории России

Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного при-родного наследия на территории России

Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Приводить примеры разных видов особо охра-няемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России

§42

54.

Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России»

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания

§33-42

Население России (10 ч)

55

Численность и воспроизводство населения России.

Прак.раб№16.

Определение по статистическим материалам и срав-нение показателей прироста населения

Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Есте-ственный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения

Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учеб-ника.

Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять и сравнивать показатели естест-венного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника

§43

56

Половой и воз-растной состав населения. Средняя продолжительность жизни

Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида. Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий ка-питал. Демографические проблемы в России

Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды раз-ных регионов России, в том числе региона своего проживания.

Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин

Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в России между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника.

§44

http://school-collection.edu.ru/).

57

Этнический и языковой состав населения России

Прак. Раб №17. Определение по картам и стати-стическимматериа-лам крупных наро-дов и особенностей их размещения

Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России. Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым нацио-нальным составом

Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи (индоев-ропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по  плану:

Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации

§45

Презентация

58

Культурно-исторические особенности на-родов России. География ос-новных религий

Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география

Обсуждать на основе текста учебника особенно-сти формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определять современный религиозный состав населения России

Наносить на контурную карту крупнейшие ре-лигиозные центры российского православия, ис-лама, буддизма и связанные с ними объекты Всемирного культурного наследия на основе сообщений учащихся и карт атласа.

Обсуждать межнациональные проблемы и вы-являть их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений

§46

59

Особенности ур-банизации в России. Городское население

Прак.раб №18. Определение по статистическим материалам и срав-нение показателей соотношения городского и

сельского населения в разных частях страны.

Классификация городов по числен-ности населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы

Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Обозначать на контурной карте города-миллионники РФ. Определять регионы России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации на основе анализа карт атласа.

Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально-экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников

§47

http://school-collection.edu.ru/).

60

Сельские посе-ления. Особен-ности расселения сельского населения

Географические особенности рассе-ления сельского населения. Класси-фикация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл

Обсуждать понятие «сельская местность», выяв-лять его существенные признаки. Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника.

Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста

Подготавливать краткие сообще-ния/презентации об основных направлениях ми-грационных потоков на разных этапах историче-ского развития России

§48

Презентация

61

Миграции насе-ления в России

Миграции населения. Причины и виды миграций. Внутренние миграции, их виды: межрегиональные, сельско-городские, принудительные, вынужденные. Основные направления ми-граций населения на территории России. Внешние миграции. Миграционный прирост Регионы эмиграции и иммиграции

Обсуждать понятие «миграции населения», вы-являть его существенные признаки. Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять основные направления внутренних миграционных потоков и выявлять регионы России с наиболее высокими показателями ми-грационного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сооб-щений/презентаций

Обсуждать проблему притока в страну неле-гальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации

§49

62

Размещение на-селения России

Плотность населения. Неравномерность размещения населения по тер-ритории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера

Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плот-ности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника.

Определять главные зоны расселения (основная зона расселения и хозяйственного освоения, зона Севера) на основе текста и иллюстративных материалов учебника, наносить их на контурную карту.

Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в раз-ных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России

§50

Презентация

63

Занятость насе-ления

Прак.раб. №19

Определение по

статистическим мате-риалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.

Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала

Обсуждать проблемы занятости населения, ста-рения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника. Выявлять долю безработных в России в сравне-нии с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника.

Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ре-сурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать

Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации

§51

http://school-collection.edu.ru/).

64

Повторение и обобщение раздела «Население России» Тест

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России». Выполнять тестовые задания

§43-51

Природный фактор в развитии России (3 ч)

65

Влияние природы на развитие общества

Природные ре-сурсы

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека.

Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждать значение природных ресурсов для человека.

Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания. Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов

Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов по плану:

1. Значение для человека.

2. Составные части.

3. Особенности распространения по территории России.

§52,53

http://school-collection.edu.ru/).

66

Природно-ресурсный потенциал России

Прак.раб №20 Выявление ха-рактераиспользо-

вания природных ресурсов своей местности

Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономи-ки.

Определять долю минерально-сырьевых ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам и добыче важнейших минеральных ресурсов

Выявлять особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на тер-ритории России, называть и показывать основ-ные ресурсные базы, используя тематические карты атласа.

Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

§54

67

68

Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела «Природный фактор в развитии России». Выполнять тестовые задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...