рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Жукова Ирина Анатольевна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhukova_geografiya_5.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                            

Рабочая программа по географии, 5 класс                                                                                                                                                             учитель географии Жукова И.А.

Статус документа

        Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких (Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель  Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово», 2012), который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования 2010г. Она соответствует  Образовательной Программе школы и Положению «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования».

Структура документа

Рабочая  программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка, в которой раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы; дается общая характеристика курса географии, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса географии в 5м классе, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по географии на ступени основного общего образования.
  2. Общая характеристика учебного предмета;
  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;
  4. Содержание учебного предмета;
  5. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  6. Основные особенности преподавания курса;
  7. Критерии оценки учащихся по географии;
  8. Практические работы;
  9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  10. Литература.

Пояснительная записка

      Данная программа будет реализовываться в двух пятых классах: 5 «А» - кадетском и 5 «Б» - общеобразовательном. Особенность кадетского класса – военно-патриотическая направленность, поэтому преподавание предмета будет несколько иным, чем в обычном классе. При изучении темы «Открытия под русским флагом» будет расширено содержание учебника дополнительным материалом о вкладе русских военных первооткрывателей. Особую практическую направленность приобретают уроки по теме «Ориентирование на местности». Данные практические занятия будут проведены на территории школы, поселка и окрестной местности. Здесь необходимо более подробно изучить работу с топографической картой и планом местности, научить ориентироваться при помощи компаса и местным признакам. Т.е. особое внимание обратить на отработку практических навыков учащихся-кадетов.

Цель курса:  заложить основы географического образования учащихся.

Задачи курса:

  1. ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  2. формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  3. формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  4. формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  5. формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на уровнях: от локальных до глобальных.

Общая характеристика учебного курса

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (13часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» (9 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» (3 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

          Личностные результаты:

  1. овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  2. осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  3. формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

         

Регулятивные УУД

1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

5. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

        Познавательные УУД

1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

2. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

3. строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

4. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

5. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

7. вычитывать все уровни текстовой информации;

8. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

       Коммуникативные УУД

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

           

          Метапредметные результаты:

  1. ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  2. планировать свою деятельность под руководством учителя;

3.  определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  1. выслушивать и объективно оценивать другого;
  2. уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

        Предметные результаты:

  1. формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
  2. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;
  3. овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  4. овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  5. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  6. умение составлять схему наук о природе;
  7. умение составлять описание учебного кабинета географии;
  8. умение составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
  9. умение организовывать наблюдение за погодой;
  10. умение составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
  11. умение составлять  план кабинета географии;
  12. умение определять с помощью компаса стороны горизонт;
  13. умение обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
  14. умение составлять сводную  таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
  15. умение организовывать фенологические  наблюдения в природе;
  16. умение обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
  17. умение обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

Распределение учебных часов по основным разделам курса.

Название темы

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Кол-во проверочных работ

1

Наука география

2

2

2

Земля и ее изображения

5

2

1

3

История географических открытий

13

2

1

4

Путешествие по планете Земля

9

3

1

5

Природа Земли

5

1

ИТОГО

34

9

4

Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия: 

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.
  • Составление описания учебного кабинета географии.
  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
  • Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:  

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;
  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Составление плана кабинета географии.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  4. Составление схемы наук о природе
  5. Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:  путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:  

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (5 часов)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:   

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;
  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Планируемые результаты достижения обучающимися требований

к результатам освоения основной образовательной программы

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 19

Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9

Перечень вариативных практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках
  4. Организация наблюдений за погодой
  5. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
  6. Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму
  7. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
  8. Составление плана кабинета географии
  9. Определение с помощью компаса сторон горизонта
  10. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
  11. Составление описания одного из путешествий по ключевым словам
  12. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
  13. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
  14. Организация фенологических наблюдений в природе
  15. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
  16. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
  17. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
  18. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк
  19. Составление перечня научно-исследовательских  антарктических станций

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Содержание образования

Универсальные учебные действия

Предметные

 результаты

Домашнее задание

Практи-ческая работа

Дата проведения

по плану

по факту

Тема 1. Наука география (2 часа)

1.

1. Что такое география?

География как наука. Предмет географии. Персоналии- Эратосфен, Генри Стенли; организация наблюдения за погодой

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Регулятивные: целеполагание; планирование

Личностные: овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно – следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Связь с биологией, химией, астрономией и историей.

Формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды.

§1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

Составление схемы наук о природе.

2.

2. Методы географических исследова-ний

Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени; уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

§2.

Составить список источников информа-ции. Вести дневник наблюдений за погодой.

Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

3.

От плоской Земли к земному шару.

Понятия:  окружность Земного шара, эллипсоид, полярный, экваториаль-ный радиус.  Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Познавательные: нравственно-этическая ориентация; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: целеполагание; планирование

прогнозирование; контроль; коррекция

Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли, многообразия видов изображения земной поверхности; понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений, значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека;  роли и значения географических знаний.

Коммуникативные: умение сотрудничать на уроке,  общаться на уроке с целью получения информации

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал; ставить учебную задачу и  планировать свою деятельность под руководством  учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;  читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; работать с измерительными  приборами и различными контрольно-измерительными материалами

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

§ 3. Закончить оформление табл. по итогам опыта получения тени. Вести дневник наблюдений за погодой

4.

Форма, размеры и движение Земли.

Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Понятия: суточное (осевое), годовое (орбитальное) движение Земли

Давать определения понятиям: полюс, экватор.  Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

§4.  

Вести дневник наблюде-ний за погодой.

5.

Глобус и карта.

Картографические изображения земной поверхности.  Глобус, физическая карта, топографи-ческая карта, план местности. Аэро-фотоснимки. Космические снимки. Сравнительная характеристика разных способов изображения земной поверхности

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических  изображений поверхности Земли.

§5.

Вести дневник наблюде-ний за погодой.

6.

Ориентиро-вание на местности.

Компас. Ориентирование на местности.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают.  Делать  вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

§6. Повторить §§3 – 5. Вести дневник наблю-дений за погодой.

Определе-ние с по-мощью компаса сторон горизонта

7.

Урок обобщения

и контроля по теме «Земля и её изображе-ние».

См. уроки 3-6

См. уроки 3-6

Вести дневник наблюде-ний за погодой.

Составле-ние сравни-тельной характе-ристики разных способов изображе-ния земной поверхнос-ти.

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

8.

По следам путешест-венников каменного века

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Познавательные: нравственно-этическая ориентация

Регулятивные: целеполагание; планирование

прогнозирование; контроль; коррекция

Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации; ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя; выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;  работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

§7.  Подписать на к/к мира объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

9.

Путешест-венники древности

Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея.

Выделять причины и следствия путешествий и открытий, уметь работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

§8 Подписать на к/к объекты.

Вести дневник наблюде-ний за погодой.

10

Путешест-вия морских народов.

Географические открытия викингов.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

§9 Составить простой план пара-графа.

Вести дневник наблюде-ний за погодой.

11

Первые европейцы на краю Азии.

Путешествие Марко Поло.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешест-вии Марко Поло.

12

Хождение за три моря.

Вклад русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и откры-тий, а так же влияние путешест-вий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.

§11 Проанали-зировать  предыдущие параграфы  и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?

13

Морской путь в Индию.

Эпоха великих географических открытий как период интенсивного освоения территорий Земли.  Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португаль-ского принца Генриха Морепла-вателя в организации путешествий.

§12.  Вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Морепла-вателя перво-откры-вателем морского пути в Индию?»

14

Открытие Америки.

Представления о причинах  и следствиях открытия Америки. Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§13. По картам  определить, какой океан пересек Х. Колумб во время своего путешествия в Индию

Обозначение на к/к маршрутов путешест-вий, обозначение географи-ческих объектов.

15

Первое кругосвет-ное плавание.

Первое кругосветное путешествие. Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§14  По картам  определить, возможно ли круго-светное путешествие по суше? Ответ обосновать.

16

Открытие Южного материка.

Географические следствия открытия Южного материка. Первое плавание Джеймса Кука.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 15. По картам определить особенности неиз-вестного материка во времена Джеймса Кука.

17

Поиски Южной земли продолжа-ются.

Вдоль ледяного барьера. Негостеприим-ные Гавайи.

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§16

Подписать на к/к названия океанов, через которые проходили кругосвет-ные плава-ния Дж. Кука.

18

Русские путешест-венники.

Географические следствия открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественни-ками. Роль русских исследований. «Коломбы Росские».

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путе-шествий. Составлять описания событий по теме урока.

§17. Завершить  таб. «Географи-ческиие объекты, названные в честь русских первопро-ходцев».

Составле-ние сводной таблицы «Имена русских землепро-ходцев и мореплава-телей на карте мира»

19

Вокруг света под русским флагом.

Совершение кругосветного путешествия под русским флагом и открытие  Антарктиды.  

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 17. Нанести на к/к Антар-ктиды путь экспедиции Беллинсга-узена и Лазарева.

20

Урок обобщения и контроля по теме «История географи-ческих открытий»

См. уроки 8-19

Объяснять результаты выдаю-щихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)

21.

Мировой океан и его части.

Мировой океан и его размеры. Части Мирового океана и их отличия.

Познавательные: личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; нравственно-этическая ориентация

Регулятивные: целеполагание; планирование;

прогнозирование; контроль и коррекция

Личностные: понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей, осознание роли Мирового океана для природы и человека; понимание специфических  черт природы  и населения материков, осознание причин уникальности природы и населения этих материков

Коммуникативные: поиск и организация хранения информации; коммуникация и социальное взаимодействие.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, преобразовывать текстовую информацию в табличную

Объяснять географические осо-бенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показы-вать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения соле-ности, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

§19, ответы на вопросы с.102

22.

Значение Мирового океана для природы и человека.

Жизнь в Миро-вом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.

Объяснять особенности взаимо-действия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.

§20, ответы на вопросы с.106.

Работа в к/к – нанести материки и океаны.

Обозначение на к/к материков и океанов.

23.

Путешест-вие по Евразии.

Характеристика географического положения материка, разнообразие природы материка, при-родные рекордсмены материка.

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять  специфику природы и населения Евразии  по тесту и картам. Называть и показывать на карте геогра-фические объекты  по теме урока. Обозначать на к/к государства.

§21, ответы на вопросы с.113.

Работа в к/к – нанести крупные государства

Обозначе-ние на к/к крупней-ших государств материка.

24.

Путешест-вие по Африке.

Характеристика географического положения материка, разнообразие природы материка, природные рекордсмены материка.

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять  специфику природы и населения Африки  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

§22, ответы на вопросы с.119.

Заполнить таблицу по живым организмам

 25.

Путешест-вие по Северной Америке.

Характеристика географического положения материка, разнообразие природы материка, при-родные «уникумы» материка.

Объяснять особенности природы и населения Сев. Америки. Определять  специфику природы и населения Сев. Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.  Обозначать на к/к государства

§23, ответы на вопросы с.125.

Нанести на к/карту государства Северной Америки.

26.

Путешест-вие по Южной Америке.

Характеристика географического положения материка, разнообразие природы материка, при-родные «уникумы» материка.

Объяснять особенности природы и населения Юж. Америки. Определять  специфику природы и на-селения Юж. Америки  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на к/к государства.

§24, ответы на вопросы с.131.

Нанести на к/к государства Южной Америки.

27.

Путешест-вие по Австралии

Характеристика географического положения материка, разнообразие природы материка, при-родные эндемики материка.

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять  специфику природы и населения Австралии  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.  Обозначать на к/к  природные географические объекты.

§25, ответы на вопросы с.137.

Обозначить на к/к  при-родные геогра-фические объекты.

Организа-ция феноло-гических наблюде-ний в природе.

28.

Путешест-вие по Антаркти-де

Характеристика географического положения материка, специфика природы материка, природные эндемики материка.

Объяснять особенности приро-ды  Антарктиды. Определять  специфику природы Антарктиды  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.  Обозначать на к/к  природные географические объекты.

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на к/к  природные географи-ческие объекты.

29.

Урок обоб-щения и контроля по теме «Путе-шествие по планете Земля»

См. уроки 21-28

Объяснять особенности природы и населения материков.

Тема 5. Природа Земли (5 часов)

30.

Что такое природа

Понятие приро-да, «объект» природы,  отли-чия объектов природы от объектов, создан-ных человеком.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффектив-ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Регулятивные: контроль и коррекция

Личностные: осознание роли природы в жизни человека; понимание специфики при-родных объектов и объектов, созданных человеком.

Коммуникативные:  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с граммати-ческими и синтаксическими нормами родного языка

Метапредметные: умение работать с различными источ-никами информации, выде-лять главное в тексте, струк-турировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

31.

Оболочки Земли

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодейст-вие оболочек Земли.

Объяснять особенности географических оболочек.

32.

Оболочки Земли.

Объяснять особенности географических оболочек.

33.

Урок обоб-щения и контроля за курс 5 кл.

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

34.

Резервный урок для повторения изученного

Основные особенности преподавания курса.

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать (понимать):

  1. форму и размеры Земли;
  2. полюса, экватор;
  3. части Мирового океана;
  4. виды движения воды в Мировом океане;
  5. материки и океаны Земли;
  6. географические объекты, предусмотренные программой;
  7. маршруты географических исследований и путешествий.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры географических объектов;
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Критерии оценки учащихся по географии.

За теоретический вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

За проблемный вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.

Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации

для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

За практическую  или самостоятельную работу:

Отметка "5"  ставится, если практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" ставится, если практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" ставится, если практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2" выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Практические работы, 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук  природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал  в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

Задание учащимся.

  1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
  2. Преобразовать текстовый материал  в схематический и вычертить схему наук  о природе.

Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Задание учащимся.

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА ОКТЯБРЬ

Дни недели

12  

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние облачности

Виды облаков

Осадки

Направление ветра

Сила ветра

Фенологические наблюдения

Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

Практическая работа №4

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

Задание учащимся.

  1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли,  сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.

Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства

Отличия

Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на к/карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
  2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

Задание учащимся.

  1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Практическая работа №7

Тема.  Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема.  Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

Задание учащимся: Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема.  Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Задание учащимся: Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы

 Учебно-методический комплекс

  1. Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель  Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
  2. География. Введение в географию: учебник для 5  класс общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
  3. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / С.В. Банников, Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
  4. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
  5. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию 5 класс»: дидактические материалы / Н.В. Касьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
  6. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
  7. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. Мультимедийное оборудование
  2. MULTIMEDIA – поддержка курса «Введение в географию. 5 класс»
  3. Введение в географию. 5 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
  4. Уроки географии Кирилла и Мефодия. География. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2009
  5. География. 6-9 класс (электронная библиотека)
  6. Видеоуроки, ООО «Открытый урок», 2014.
  7. Комплект настенных географических карт.

Литература

1. Методические рекомендации по составлению рабочей программы по предмету, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко.

2. Справочник заместителя директора школы № 10 (октябрь), 12 (декабрь) 2013 года.

3. Журин А. А., Иванова Т.В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.

4. «Примерные  программы   по учебным предметам. География 6-9 классы. (Стандарты второго поколения). Проект» -  М.:, Просвещение. 2010.  

СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей

естественно — научного цикла

(Протокол от «__» _______________ 2014г. №1)

Руководитель ШМО_____________ О.И. Парамонова

СОГЛАСОВАНО                                                                            

Заместитель директора                                                  

по учебно-воспитательной работе                              

___________И.А. Воронкова                                              

«__» _________________ 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 6,7,8 класса по Домогацких Е.М.

календарно-тематическое планирование для 6,7,8 класса составлено на основе программы Домогацких Е.М....

Рабочие программы по географии к УМК Домогацких Е.М по ФГОС

Наша школа – «пилотная» площадка по внедрению ФГОС ОООНаша школа – «пилотная» площадка по внедрению ФГОС ОООНаша школа – «пилотная» площадка по внедрению ФГОС ООО.2012-2013 уч. год - ввела по новым ст...

Рабочая программа по географии 7класс (учебник Домогацких)

Рабочая программа для 7 класса общеобразовательных учреждений создана на основе авторской программы     «Программа по географии 6-10 класс»  Е.М. Домогацких   М: «Русское слов...

Рабочая программа по географии за курс 5 класса ФГОС по Домогацких

В данном файле содержится разработка рабочей программы по географии 5 класс с учётом требований ФГОС по учебнику Домогацких...

рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс

Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....

Рабочая программа по географии для 5-9 классов под редакцией Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии для 5-9 классов под редакцией Е.М. Домогацких...