элективный курс по географии
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Рожкова Татьяна Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p-ehl-kurs_9.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ- средняя общеобразовательная школа с.Кирово

Краснокутского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Мельцер В.М./

Протокол №    от

«    » августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______/Досмухамбетова С.В./

«     » августа 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ – сош с.Кирово

_________   Антонова С.А.

Приказ №___

от  «   » августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Рожковой Татьяны Александровны,

учителя I квалификационной категории

по элективному курсу

 «Мир в тарелке»

9 класс

Принято на заседании

     педагогического совета школы

Протокол №   от «   » августа 2016 г.

2016 - 2017 учебный год


II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа адресована учащимся 9 класса филиала МОУ – сош с.Кирово

Статус документа

       Программа элективного курса «Мир в тарелке» предназначена для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки. Курс направлен на развитие познавательных интересов школьников и является ориентационным. Знания, получаемые учащимися на занятиях элективного курса, носят в большей степени прикладной характер.

       Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих выбрать в 10-11 классах медико-биологический, эколого-химический либо экономический профиль (или же продолжить профессиональное обучение в ПУ, лицеях, техникумах по специальностям «Товароведение», «Экспертиза товаров», «Кулинария» и другим, смежными с ними).

       В содержании современных школьных программ по географии и экологии не рассматриваются вопросы, связанные с историей появления продуктов питания, и распространением и влиянием на здоровье человека, а лишь частично говорится о структуре пищевой промышленности, её назначении. (Исключение – курс «Технологии» для девочек в среднем школьном звене). А что мы едим? Человек, живущий в эпоху глобализации, должен знать ответы на заданные вопросы. Ведь за великими географическими открытиями не раз стояли кулинарные интересы, превратившиеся в заботу большой политики. религия также отразилась на гастрономических пристрастиях человека. Сейчас мир поделен не только по политическому или географическому принципу, но и по кулинарному.

        Данная программа является интегрированной. Её содержание включает географические, медицинские, исторические, химические, экологические, экономические знания, которыми владеют девятиклассники. Требуются знания информационных технологий.

Задачи курса:

- научить детей самостоятельно в домашних условиях определять качество потребляемых продуктов;

- воспитывать уважительное отношение к себе и своему здоровью;

- формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Цель данного курса: формирование знаний о том, как сохранить и укрепить своё здоровье.

В процессе работы предпочтительными являются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, лекция);

- визуальный;

- практический;

- метод самостоятельной работы;

- проблемно-поисковый.

При изучении тем курса учащиеся должны использовать различные источники информации: работать со статистическими, картографическими, текстовыми материалами, диаграммами, рисунками, произведениями искусства; составлять электронные приложения и презентации.

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование составлено на основе элективного курса для дополнительного образования по географии Соленковой Натальи Николаевны, учителя географии МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса

п/п

Наименование разделов                

Количество часов

1

Введение

1

2

Злачное тесто

2

3

Колбасный марш

1

4

Молочные продукты

1

5

Сладкая жизнь

1

6

Во саду ли, в огороде

1

7

Напитки

1

8

Вкусная азбука здоровья

1

9

Модифицированная трапеза

1

10

Зачёт

2

Итого

12

 

 IV. СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение

Что и почему мы едим? 

Пищевые модели мира. «Пищевая пирамида». Обряды и традиции. Опрос («Что мы едим»)

Тема 1

Злачное тесто. Хлеб – всему голова.

Производство зерновых. Хлебные короли Саратова.

Люблю я макароны.

История создания и распространения. Производство и потребление макаронной продукции в мире. Макаронные изделия и здоровье человека.

Тема 2

Колбасный марш.

Экскурс в историю. Сырьё. Технология производства. Изучение состава и качества продукции.

Тема 3

Молочные продукты.

Технология изготовления молочных продуктов. Исследование качества молочных продуктов. История создания сыра. Страны-производители, изготовители. Культура потребления.

Тема 4

Сладкая жизнь.

Культура сахарного тростника и сахарной свеклы. Сахарная промышленность. Страны-производители. Применение сахара.

Тема 5

Во саду ли в огороде.

Разнообразие с/х культур и их распространение в мире. Картофелеводство. Технология производства чипсов и исследование качества.

Тема 6

Напитки.

Традиционные напитки: чай, кофе, какао, газированные напитки, соки. Технология производства. Страны-экспортёры и потребители. Здоровье и напитки. Культура потребления.

Тема 7

Вкусная азбука здоровья.

Источники, функции, значение витаминов.

Тема 8

Модифицированная трапеза.

Пищевые добавки. Индексация. Трансгенные продукты. Влияние на здоровье. Кулинарная агрессия. Изучение состава продуктов, пользующихся у школьников наибольшей популярностью.

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАВНИЕ                         

п/п

Наименование

 тем

курса

Дата

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

семинары

практические

план

факт

1

Введение

1

1

--

--

Беседа

2

Злачное тесто

2

1

0,5

0,5

Выполнение практических работ

3

Колбасный марш

1

--

0,5

0,5

Выполнение практических работ

4

Молочные продукты

1

0,5

--

0,5

Выполнение практических работ

5

Сладкая жизнь

1

0,5

0,5

--

Беседа

6

Во саду ли, в огороде

1

--

0,5

0,5

Выполнение практических работ

7

Напитки

1

0,5

--

0,5

Выполнение практических работ

8

Вкусная азбука здоровья

1

--

0,5

0,5

Самостоятельная работа

9

Модифицированная трапеза

1

0,5

--

0,5

Выполнение практических работ

10

Что мы едим Итоговое тестирование

1

1

--

--

Анкетирование

11

Повторение по курсу. Зачёт

1

--

--

--

Повторение по курсу

Итого

12

5

2,5

3,5

VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В рамках курса учащиеся получают знания:

- о технологиях создания некоторых продуктов питания;

- о странах-производителях и потребителях;

- о болезнях связанных с употреблением некоторых продуктов;

- о способах исследования качества и состава продуктов и их соответствия санитарным качествам;

- о правах покупателя;

- о культурных традициях различных стран;

- совершают экскурсии на предприятия пищевой промышленности своего города.

Содержание программы может варьироваться в зависимости от интересов и запросов учащихся (поэтому некоторые темы можно заменить на предложенные детьми. Для этого на первом занятии проводится опрос).

Курс рассчитан на 11 учебных часов. Его изучение может способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей.

Содержание программы предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы. Промежуточные итоги работы можно подвести по результатам практических и самостоятельных работ, а также бесед с детьми. По завершению курса могут быть подготовлены презентации и защита творческих проектов.

VII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Интернет-ресурсы
  2. Как делают растворимый кофе. – «Моя семья»; п16, апрель 2003.
  3. Колбасный марш //«Вокруг света», март 2002, с. 70-77.
  4. Мифы о неправильном питании //«Саратовский Арбат», № 1, 2.01.2002.
  5. Волкова А. Вкусная азбука здоровья // GEOfocus, № 3 (15), март 2005, с. 48-51.
  6. Волкова А. Соя: есть или не есть? // GEOfocus, № 12-1, декабрь 2004-январь 2005, с. 26-30.
  7. Еда без «Е» // «НГ», №6(501), 9.02.2005.
  8. Как делают растворимый кофе. – «Моя семья»; п16, апрель 2003.
  9. Колбасный марш // «Вокруг света», март 2002, с. 70-77.
  10. Лыкова В. Светлая память сгущенному молоку // «НГ»; п9 (556), 1.03.2001.
  11. Мифы о неправильном питании // «Саратовский Арбат», № 1, 2.01.2002.
  12. Соловьева А. // «Пища богов», «Вокруг света», декабрь 2001, с. 40-47.

Техническое обеспечение курса

  1. Аудиозапись А. Макаревича «Люблю я макароны», группы «Дюна» «Макаронэ».
  2. Аудиозапись «Пурпурный бамбук» (the Chinese Music).
  3. Аудиозапись «Большая прогулка с аккордеоном».
  4. Аудиозапись «Куант Бейси. Апрель в Париже».
  5. CD «Birds Garden» (традиционная китайская музыка, флейта).
  6. Электронные приложения.
  7. Художественный фильм «Девчата».

VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Практические работы

Тема 2.

Химическая реакция на наличие фуксина в колбасных изделиях. Чтобы сбыть покупателю испорченную колбасу, продавцы подкрашивают её фуксином.

Ход работы.

Кусок колбасы сомнительного качества нужно мелко нарезать и облить алкоголем.

Результат: если в продукте есть фуксин, алкоголь окрасится в красный цвет.

Химическая реакция на наличие крахмала в колбасе (выполняется детьми).

Ход работы:

На колбасный срез наносится капля йода.

Результат: если наблюдается посинение колбасы или появление отдельных синих точек, то это однозначно указывает на присутствие крахмала.

Тема 3.

Исследование доброкачественности сыра (выполняется учащимися).

Ход работы.

Измельчить кусок сыра и смочить его йодной настойкой.

Результат: если сыр приобретёт небесно-голубой цвет, вы распознали фальсификацию. Натуральный продукт от взаимодействия с йодом становится красновато-бурым.

Исследование качества сливочного масла (выполняется учителем).

Чтобы скрыть примеси различных жиров, а также веществ, увеличивающих вес масла, его подкрашивают.

Ход работы: 

Растапливаем кусок масла в небольшом количестве тёплой водки.

Результат: жидкость окрасится, если есть примеси.

Тема 6.

Определение наличия примесей в растворимом кофе (выполняется детьми).

Ход работы:

В прозрачную ёмкость наливаем воду и добавляем туда чайную ложку кофе.

Результат: если есть примеси (цикорий, бобы, морковь, рожь, ячмень, жёлуди и т.д.), они осядут на дно, а кофе останется на поверхности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Элективный курс по географии (10-11 класс) "География Всемирного наследия"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечател...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Элективный курс по географии: «Глобальная география мира» для 11 класса

Программа рассчитана на 35часов (1 ч в неделю), но в  соответствии с УП школы данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю)....

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...