Элективный курс по географии "Экологическая ситуация в России"
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Взаимодействие общества и природы происходит на глобальном, региональном и локальном уровнях. Понимание глобальных проблем человечества возможно при условии глубокого и всестороннего рассмотрения наци­онально-региональных   проблем,   имеющих   жизненно важное значение для развития отдельных государств и ре­гионов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_situatsiya_v_rossii.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Элективный курс «Экологическая ситуация в России» является предпрофильным курсом и предназначен для учеников 9 класса независимо от профиля обучения. Элективный курс рассчитан на изучение в течение 16 учебных часов. Программа курса разработана на основе программы  элективных курсов. География. 9 класс. Автор-составитель С. Е. Дюкова. – М.:Дрофа, 2006.- 79с. В существующих учебных программах экологической ситуации уделяется по 2-3 часа, что является явно недостаточно для определения экологических проблем и путей их решения в России. Трактовка темы должна быть разносторонней, что поможет сформировать у учащихся зачатки экологической культуры.

Взаимодействие общества и природы происходит на глобальном, региональном и локальном уровнях. Понимание глобальных проблем человечества возможно при условии глубокого и всестороннего рассмотрения национально-региональных   проблем,   имеющих   жизненно важное значение для развития отдельных государств и регионов. Эти проблемы особенно значимы для обширной территории России, части которой отличаются большим разнообразием природно-ресурсного потенциала. Жизнедеятельность россиянина протекает в условиях конкретного геопространства с присущими только ему ландшафтными условиями. Воздействие природной среды на общественное развитие опосредуется природными условиями и природными ресурсами конкретного региона. Это определяет необходимость тщательного анализа и учета природных факторов при организации жизни и производственной деятельности населения. К тому же степень и особенности воздействия социально-экономической деятельности на природную среду различаются в разных ландшафтных условиях.

В ситуации нарастающей деградации природных систем особенно значимым становится изучение возникновения экологических проблем и осознание путей их решения.

На территории Российской Федерации и её отдельных регионов складываются особые типы экологической ситуации, обусловленные спецификой природного ландшафта и характером природопользования. Этот важный материал не нашёл в школьной географии адекватного отражения.

Цель курса «Экологическая ситуация в России» — способствовать воспитанию географической и экологической культуры личности на основе усвоения знаний, умений, ценностных ориентации по формированию экологической ситуации в России, развитие экогуманистического мышления, обеспечивающего осознание единства геопространства в его многообразии, путей его оптимизации на основе регионально-ориентированной экологической политики.

Задачи курса:

  • овладение теоретическими и прикладными знаниями по проблеме формирования экологической ситуации в России и её регионах;
  • усвоение методов научного познания (анализ, оценка, прогнозирование экологических ситуаций различной степени кризисности);
  • развитие ценностных ориентации по проблемам оптимизации экологической ситуации в контексте идей устойчивого развития;
  • воспитание готовности к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природнойсреды.

Понятийно-терминологический аппарат курса: экологическая ситуация, классы экологических ситуаций, факторы формирования экологической ситуации, экологический мониторинг, экологическая дестабилизация, экологическая устойчивость, биологическая продуктивность ландшафта, здоровье.

Теоретическую основу курса составляют научные исследования Г. В. Сдасюк и А. С. Шестакова, разработавших понятие экологической (эколого-географической) ситуации, определивших её основные характерные признаки и подходы к классификации экологических ситуаций; В. М. Котлякова, Л. Л. Розанова, Б. И. Кочурова, предложивших методику комплексной оценки и картографирования экологических ситуаций в России; Н. Н. Клюева, создавшего концепцию эколого-географического  положения, И. И. Базилевича, Ф. Н. Милькова, Ю. А. \ Исакова, В. С. Залетаева, В.С.Преображенского, определивших зональные и региональные типы экологической дестабилизации ландшафтов России, а также материалы международных конференций в Найроби (1990 г.) и Рио-де-Жанейро (1992 г).

В когнитивной структурной модели курса система знаний представляет диалектическое единство дисциплинарного и проблемного уровней их организации. Методология изучения складывающихся в регионах России взаимоотношений между природой и жизнедеятельностью человека опирается на системный геоэкологический анализ и средовый подход.

Важная роль отводится картографическому методу (А. М. Берлянт), обеспечивающему необходимый и достаточный уровень компетентности.

В основу построения содержания курса положены следующие  принципы:

  • принцип региональной дифференциации (связан с дихотомией общего и особенного, всеобщего и индивидуального; отражает изоморфизм геоэкологических процессов и уникальность географических объектов; способствует усвоению типичных и специфических проявлений экологической ситуации; представляет возможности для
    экстраполяции изученного содержания на другие территории геопространства России);
  • принцип типологизации (предполагает дидактическую генерализацию основных научных теорий, концепций, фактов; типологизация является фундаментальной характеристикой когнитивной структуры содержательного компонента, которая обусловлена огромным массивом информации; стремление к компактности на основе организующей роли теории по отношению к фактам определяет подачу материала крупными блоками);

_  принцип комплексности (обусловлен единством и взаимосвязью природных и социально-экономических
факторов формирования экологической ситуации; реализация данного принципа определяет важность оценки экологической ситуации посредством анализа конкрет
ных природно-ландшафтных условий региона и особенностей и видов хозяйственной деятельности);

  • принцип динамичности и историзма (исходит из ситуативной динамичности и временной изменчивости
    природно-антропогенных ландшафтов; определяется категориями экологической устойчивости и экологической
    дестабилизации, вызванными техногенными перестройками природных ландшафтов; позволяет рассматривать эволюцию экологической ситуации через исторические этапы взаимоотношения человечества и природы; в исторической ретроспективе раскрывает проблемы оптимизации экологической ситуации с позиций социально и личностно-значимых ценностей);
  • принцип конструктивизма (ориентирует содержание
    курса на диалектическое единство практики и теоретического познания, акцентирует внимание на его прикладных аспектах; изучение курса предполагает овладение учащимися различными способами деятельности с помощью разнообразных средств обучения, способствует формированию интеллектуальных, коммуникативных, оценочно-прогностических, практических умений, необходимых для экологически целесообразной деятельности и поведения);

—        принцип единства и взаимосвязи рационально-логического и образно-чувственного в познании (предполагает выделение трех аспектов: познавательного (духовно-интеллектуальная рефлексия), практического (предметно-чувственная сфера), аксиологического (ценностно-смысловой аспект); обеспечивает воздействие на все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, волевую).

Курс «Экологическая ситуация в России» выстроен в идеологии личностно-деятельностного подхода к обучению. Необходимо развивать творческий потенциал учеников, их умения преодолевать границы известного, традиционного, готовить будущих активных и неравнодушных членов нашего общества. 

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения):

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  2.  применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;

          Описывать:  

  • периоды формирования хозяйства России;

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов. 

 

 Учебно-тематический план:

№ темы

Наименование тем

Кол – во часов

Практические работы

1

Введение.

1

2

Факторы формирования экологической ситуации: географическое положение, природные факторы.

1

1

3

Социально-экономические факторы формирования экологической ситуации.

1

1

4

Исторические этапы формирования экологической ситуации

1

-

5

Особенности формирования экологических ситуаций в природных зонах России.

5

1

6

Типы экологических ситуаций.

1

7

Экологическое районирование России.

1

1

8

Общая характеристика регионов с кризисной экологической ситуацией.

3

1

9

Оптимизация экологической ситуации

1

1

10

Формирование экологической культуры населения.

1

Итого:

16

6

Изменения, внесённые в авторскую программу:

Авторская программа используется без изменений, сокращено количество часов.

УМК, используемый при изучении элективного курса «Влияние географического положения на экономику России»:

  1.  В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 17 издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2010.
  2. В.П. Максаковский. Географическая картина мира (в 2 книгах). М.: Дрофа, 2003.
  3. Атлас. География 8 класс. М.: Дрофа, 2011.
  4. Атлас. География 9 класс. М.: Дрофа, 2011.

Содержание программы

Введение (1 ч)

Актуальность, цель и задачи курса. Структурно-содержательная модель. Научные геоэкологические основы: В А Анучин, Д.Л.Арманд, В. И. Вернадский, А. А. Григорьев, А.Г. Исаченко, Э.Г. Коломыц, В. М Котляков, А.Г. Мильков, Ю. Одум. В. С. Преображенский, Н. Ф. Реймерс, В. Б. Сочава. Ключевые понятия. Содержательные связи курса с физической, социально-экономической географией, биоэкологией, экологией человека, природопользованием. Методы исследований: системный, экологический мониторинг, моделирование, картографический. Познавательное, нравственное и практическое значение курса.

Раздел 1

Понятие об экологической ситуации (4 ч)

Тема 1

Экологическая ситуация: сущность понятия.

Общая концепция экологической ситуации. Основные идеи: целостность и единство взаимоотношений между обществом и природой; изменение природы как результат саморазвития и антропогенной деятельности; территориальная дифференцированность экологических оценок, прогнозирование.

Экологическая ситуация как территориальное сочетание естественных и искусственных явлений, объектов, определяющих систему жизнеобеспечения человека.

Признаки экологической ситуации: динамизм, интегральность, детерминированность природными свойствами территории и особенностями природопользования.

Общий алгоритм рассмотрения экологической ситуации региона: анализ природной ландшафтной основы; изучение социально-экономических особенностей развития; экологические следствия и проблемы; пути оптимизации экологической ситуации.

Тема 2

Классификации экологических ситуаций

Природно-зональные типы экологических ситуаций. Экологически значимые свойства тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи и степи, полупустыни. Проблемы экологической дестабилизации зональных ландшафтов, сохранения природно-ресурсного потенциала, здоровья населения.

Степень напряженности условий жизнеобеспечения человека как исходное основание для классификации экологических ситуаций по степени критичности (кри-зисности). Классы экологических ситуаций: удовлетворительные, конфликтные, кризисные, бедственные, катастрофические.

Кризисностъ экологической ситуации в России. Деградация естественных природных комплексов, загрязнение окружающей среды, ухудшение здоровья населения. Рост экологически обусловленных заболеваний. Баланс производства и потребления первичной биологической продукции как показатель остроты экологической ситуации в Российской Федерации.

Тема 3

Научные методы оценки экологической ситуации.

Экологический мониторинг как система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Экологическая экспертиза. Критический анализ покомпонентного оценивания состояния отдельных сфер географической среды. Роль геоэкологического картографирования и дистанционного мониторинга. Экологические ситуации на карте России. Разновременные карты региона как основа изучения динамики формирования экологической ситуации. ГИС-технологии и анимационное картографирование как средство визуализации динамической информации и прогнозирования. Ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов Российской Федерации и её отдельных субъектов как информационные источники для оценки экологической ситуации.

Раздел II.

Факторы формирования экологической ситуации (5 часов).

Тема 1.

Географическое положение.

Значимость категории «географическое положение». Физико-географическое положение. Экономико-географическое положение (Н.Н. Баранский, И.М. Маергойз, Ю.Г. Липец, В.П. Дронов).

Историзм, интегральность, потенциальный характер экономико-географического положения. Роль эколого-географического положения как положения относительно экологически важных свойств территории (И. Н. Клюев). Содержательные компоненты понятия «эколого-географическое положение». Макро-, мезо-, микроположение.

Тема 2

Природные факторы формирования экологической ситуации.

Абиотические факторы: литогенная основа (геологическое строение, рельеф, ресурсы недр); климатические характеристики (радиационный баланс, температурный режим, атмосферная циркуляция, режим осадков); гидрографические условия (поверхностные воды, их режим, подземные воды, береговая линия морей и океанов). Биота. Мощность синтеза биоты.

Биомасса. Биологическая продуктивность ландшафта. Биологическое разнообразие. Интенсивность биологического круговорота. Понятие о лимитирующих факторах.

Динамические процессы в природных ландшафтах, их влияние на изменение экологических ситуаций. Характеристика природных систем с помощью ландшафтных карт.

Тема 3

Социально-экономические факторы формирования экологической ситуации.

Функциональная структура хозяйства. Экологические следствия горнопромышленной деятельности (нарушение верхних слоев литосферы, отвалы, истощение природных ресурсов). Перерабатывающая индустрия и транспорт как мощные факторы дестабилизации природных ландшафтов, загрязнения окружающей среды и ухудшения ее качества. Сельскохозяйственное природопользование и его экологические следствия (эрозия почв, опустынивание, химическое загрязнение сельхозугодий). Экологические следствия рекреационной деятельности. Сокращение биоразнообразия, вытаптывание, загрязнение.

Раздел III

Исторические этапы формирования экологической ситуации в России (5 ч).

Тема 1

Экологическая ситуация на этапе присваивающего типа хозяйства:

культура собирателей и охотников.

Разносторонняя связь человека с природой. Универсальная ценность природы как отражение всех форм ее взаимодействия с человеком: ресурсной, адаптивной, эстетической и др.

Культура охотников и собирателей. Особенности расселения населения. Главные занятия населения: звероловство, бортничество, лесные промыслы. Экологический кризис относительного обеднения доступных ресурсов промысла и собирательства.

Тема 2

Экологическая ситуация в период аграрной культуры

Миграции населения в Волжско-Окское междуречье. Подсечно-огневое земледелие как основной вид сельскохозяйственной деятельности. Сведение и естественная смена лесов. Особенности сельскохозяйственного природопользования в условиях континентального климата, короткого вегетационного периода, низкого естественного плодородия почв. Причины сохранения и развития различных промыслов. Художественные промыслы. Освоение Севера и Сибири. Пушной промысел. Использование руд и угля. Экологические проблемы. Кризис продуцентов.

Тема 3.

Экологическая ситуация в период индустриальной культуры.

Развитие горнопромышленного производства на базе использования минеральных ресурсов и их переработки. Формирование промышленных районов: Центрального (Москва), Санкт-Петербургского, Уральского. Индустриализация России в первой половине ХХ в. Развитие энергетики, чёрной и цветной металлургии. Экологические проблемы ресурсного природопользования. Лесохозяйственная деятельность как мощный фактор преобразования ландшафтов. Ресурсно-хозяйственные проблемы истощения природных ресурсов, ухудшения их качества и загрязнения окружающей природной среды.

Тема 4

Экологическая ситуация в период постиндустриальной культуры.

Усложнение структуры промышленности России, развитие химии органического синтеза, высоких технологий, коммуникации. Усиление масштабов и степени воздействия на природные ландшафты, Трансформации и модификации ландшафтной структуры. Природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропоэкологические проблемы. Кризис редуцентов. Пути решения экологических проблем. Региональные аспекты развития России в условиях глобальных изменений природной среды и климата.

Раздел IV

Зональные типы экологической ситуации в России (10 ч)

Тема 1

Общие закономерности формирования экологической ситуации в природных зонах России.

Климатообразующие процессы. Интенсивность солнечной радиации и её зависимость от географической широты. Зональная дифференциация радиационного баланса и зонально-региональное распределение солнечного тепла. Сезонные колебания годовой величины радиационного баланса.

Циркуляция атмосферы: воздушные потоки и морские течения, влияющие на температурный режим регионов России. Географические типы воздушных масс, их морские и континентальные разновидности.

Влагооборот. Индекс сухости. Зонально-региональное распределение атмосферных осадков. Гумидные и аридные зоны.

Типы и естественное плодородие почв природных зон России.

Биологическая продуктивность ландшафта, определяемая количеством органического вещества, созданного за единицу времени на единицу площади. Дифференциация ландшафтов природных зон по биологической продуктивности. Лимитирующие факторы биопродуктивности. Толерантность.

Интенсивность биологического круговорота в различных природных зонах и его влияние на устойчивость ландшафтов к антропогенному воздействию.

Природные условия жизни населения в различных, зонах. Дискомфортность условий жизни на Севере и Востоке России.

Тема 2

Зональные типы экологической дестабилизации ландшафтов.

Зональные типы ландшафтов суши России. Особенности природопользования в различных природных зонах. Опустынивание. Основные критерии опустынивания, определенные Международной конференцией в Найроби (1990 г.) (деградация растительного покрова, водная эрозия, ветровая эрозия, уменьшение содержания органического вещества в почве, засоление, химическое загрязнение). Изменение зональных типов ландшафтов суши (Н. И. Базилевич, В. С. Залетаев, Ю. А. Исаков).        

Тема 3.

 Особенности формирования экологических ситуации в природных зонах России.

Тундра Дефицит солнечного тепла, нарушение фотопериодизма многолетняя мерзлота, термокарст, маломощные и бедные почвы. Низкая биопродуктивность ландшафтов и медленненно идущие процессы их самовосстановления.

Кочевание как экологически оправданный вид хозяйственной деятельности.

Очаговый характер современного хозяйственного освоения, связанный с добычей минеральных ресурсов, и его экологические следствия. Экстремальная дискомфортность условий проживания человека (низкие температуры, дефицит ультрафиолетовой радиации, сильный ветер и др.).

Тайга. Увеличение суммы активных температур по сравнению с тундрой, низкое естественное плодородие почв. Большие запасы надземной биомассы, повышение биопродуктивности. Лесопользование и его виды: главное, промежуточное, побочное. Экологические следствия. Лесные пожары. Биота. Сокращение видового разнообразия.

Смешанные и широколиственные леса. Дальнейшее увеличение суммы активных температур и плодородия почв. Большие запасы надземной биомассы, высокая биопродуктивность и интенсивность биологического круговорота.

Главная полоса расселения населения и проблема сохранения лесов. Система охраняемых природных территорий — каркас экологической устойчивости региона.

Лесостепь и степь. Высокая сумма активных температур, очень высокое плодородие почв. Засушливость климата в условиях антициклонального режима атмосферной циркуляции. Умеренная биопродуктивность.

Массированная распашка и сельскохозяйственное освоение территории. Экологические следствия. Активизация эрозионных процессов. Дефляция.

Полупустыня. Высокая сумма активных температур при резком дефиците увлажнения и континентальности климата. Низкая биопродуктивность. Пастбищное скотоводство и его экологические следствия. Опустынивание.

Пути оптимизации экологических ситуаций в различных зональных условиях.

Тема 4.

 Экологическая ситуация в зоне морских побережий.

Мировой океан как единая система. Модель физико-географической и природно-хозяйственной структуры океана (К. М. Петров). Функции живого вещества в океане. Антропогенная модификация природных ландшафтов морских побережий. Абразионные процессы. Источники и виды загрязнений вод береговой зоны. Нарушение жизнедеятельности фитопланктона — основы трофической цепи. Эвтрофикация.

Раздел V

Типология экологических ситуаций России по степени опасности для жизнедеятельности человека (10 ч)

Тема 1

Типы экологических ситуаций.

Типология экологических ситуаций по остроте проявления экологических проблем и степени опасности последствий антропогенной деятельности для систем жизнеобеспечения человека. Типы экологических ситуаций: (удовлетворительная — сохранение средо- и ресурсовоспроизводящих свойств ландшафтов, слабо затронутых хозяйственной деятельностью; конфликтная — развитие негативных изменений средо- и ресурсовоспроизводящих свойств ландшафтов, деградация природных ресурсов, нарушение здоровья людей из-за ухудшения условий проживания, обратимый характер изменений; кризисная - значительные и слабообратимые нарушения в ландшафтах, истощение природных ресурсов, резкое ухудшение здоровья населения; бедственная — развитие необратимых процессов деградации ландшафтов, разрушение при родной основы региона, механизмов саморегуляции; катастрофическая – полное разрушение природных систем, образование непригодных для жизнедеятельности человека условий). Экологическое районирование России. Северо-Евразийский пояс - зона преимущественно удовлетвори тельной экологической ситуации с районами конфликтной и кризисной экологической ситуации. Южно-Евразийский пояс - зона преимущественно конфликтной экологической ситуации с районами кризисной и удовлетворительной ситуации.

Картосхема регионов России с экологической ситуацией разных типов.

Тема 2

Общая характеристика регионов с кризисной экологической ситуацией.

Общий алгоритм характеристики: причины остроты и кризисности развития экологической ситуации — ее сущностные характеристики — пути оптимизации. Регионы концентрации отраслей горнодобывающей и обрабатывающей промышленности: Западно-Кольский, Воркутинский, Среднеобский, Норильский, Кузнецкий, Канско-Ачинский.

Регионы, включающие крупные промышленные центры и зоны их влияния: Московский, Усть-Северодвинский (Архангельск), Усть-Донской (Ростов-на-Дону), Нижневолжский (Волгоград), Усть-Окский (Нижний Новгород), Средневолжский (Самара), Нижнекамский (Ижевск), Верхнекамский (Пермь), Предуральский (Уфа), Орский, Тюменский, Омский, Верхнеангарский (Иркутск), Якутский. Усугубление экологических проблем в староосвоенных регионах с одновременным развитием горнодобывающей и обрабатывающей промышленности; в зоне Севера с экстремальными природными условиями; в зоне крупных промышленных центров, сосредоточивающих мощный производственный, демографический, инфраструктурный потенциал.

Тема 3.

Оптимизация экологической ситуации.

Система мероприятий нормативно-правового, экономического, технологического, инженерно-планировочного характера. Экологическое право. Реструктуризация экономики. Политика ресурсосбережения и переход к малоотходным технологиям. Создание экологического каркаса регионов из системы охраняемых природных территорий как условие их устойчивого развития. Повышение эффективности управления социально-экономическим и экологическим развитием регионов. Совершенствование социального, экономического и экологического направлений региональной политики.

Формирование экологической культуры населения как важнейшего фактора оптимизации экологической ситуации.

Рекомендуемая литература

Агаджанян Н. А. Человек и биосфера. Медико-биологические аспекты. — М., 1987.

Баландин Р. В., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. — М., 1988.

Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. — М, 1986.

Будыко М. И. Эволюция биосферы. — М., 1984.

Дьяконов К. Н., Касимов Н. С, Тикунов В. С. Современные методы географических исследований: Кн. для учителя. — М., 1996.

Жекулин В. С. Введение в географию: Учеб. пособие. — Л., 1989.

Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология: Учеб. для проф. шк. — М., 1997.

Клюев Н. Н. Эколого-географическое положение России. — М., 1994.

Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. — М., 1975.

Кочуров Б. И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хо-зяйственный баланс территории. — Смоленск, 1999. 

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока.

Кол-во часов

Тип урока

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формы контроля

Д/з

Дата

Дата проведения

 1

Введение.

1

Л.

Экологическая ситуация: сущность понятия. Классификации экологических ситуаций. Научные методы оценки экологической ситуации.

Уметь читать и анализировать карты, анализировать статистические материалы.

Контурная карта

…..

.

2

Факторы формирования экологической ситуации: географическое положение, природные факторы.

1

П.

Значимость категории «географическое положение», особенности географического положения территории (макро-, мезо-, микроположение). Абиотические факторы (геологическое строение, рельеф, ресурсы недр, климатические характеристики, гидрографические условия, биомасса) и динамические процессы в природных ландшафтах.

Знать и уметь определять особенности географического положения территории (макро-, мезо-, микроположение). Знать абиотические факторы.

Фронтальный опрос

3

Социально-экономические факторы формирования экологической ситуации.

1

К.Б.,П.

Экологические следствия  горнопромышленной деятельности. Транспорт и перерабатывающая промышленность как факторы дестабилизации природных ландшафтов. Сельскохозяйственное природопользование и его экологическое следствие.

Знать особенности добычи полезных ископаемых закрытым и открытым способом, виды загрязнений окружающей среды промышленным производством и сельским хозяйствам. Уметь сопоставлять карты.

тест

К.к.,сообщения

4

Исторические этапы формирования экологической ситуации

1

С.

История освоения и формирования государства РФ, особенности расселения, культура охотников и собирателей. Экологическая ситуация в период аграрной, индустриальной и постиндустриальной культуры.

Знать основные этапы формирования государства.

сообщения

5 - 9

Особенности формирования экологических ситуаций в природных зонах России: тундра, леса, степи, пустыни, морские побережья.

5

КБ,П.

Кочевание как экологически оправданный вид хозяйственной деятельности. Лесопользование и его виды, сокращение видового разнообразия, проблемы сохранения лесов. Массированная распашка и сельскохозяйственное освоение лесостепной и степной зон. Пастбищное скотоводство и его экологические следствия. Опустынивание.

Знать особенности природных зон РФ и виды хозяйствования в каждой природной зоне, уметь сопоставлять карты.

Контурная карта.

К.к.

10

Типы экологических ситуаций.

1

КБ, П.

Типология экологических ситуаций по остроте проявления экологических проблем и степени опасности последствий антропогенной деятельности для систем жизнеобеспечения человека.

Знать экологические проблемы РФ, уметь сопоставлять и анализировать карты.

тест

11

Экологическое районирование России.

1

КБ, П.

Экологическое районирование России. Картосхема регионов РФ с различной экологической ситуацией.

Знать карту РФ, уметь составлять картосхемы.

Контурная карта.

К.К.

сообщения

12-14

Общая характеристика регионов с кризисной экологической ситуацией: Московский, Среднеобский, Нижневолжский.

3

КБ.

Общий алгоритм характеристики: причины остроты и кризисности развития экологической ситуации. Усугубление экологических проблем в староосвоенных регионах.

Знать географию промышленности и сельского хозяйства, уметь прогнозировать ситуацию.

Фронтальный опрос.

15

Оптимизация экологической ситуации

1

КБ, П.

Система мероприятий нормативно-правового, экономического, технологического характера. Политика ресурсосбережения и переход к малоотходным технологиям.

Знать основные понятия по теме.

Фронтальный опрос.

16

Формирование экологической культуры населения.

1

КБ.

Совершенствование социального, экономического и экологического направлений региональной политики.

Уметь прогнозировать ситуации

Контурная карта.

.

Тип урока: КБ – комбинированный, П. – практикум, Л – лекция, С – семинар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

элективные курсы для 9 класса "Войны России и Турции"

Программа элективного курса « Войны России и Турции»  предназначена для учителей истории, работающих в 9-ых классах  общеобразовательных школ. В последнее время для поступления в ВУЗы все бо...

Элективный курс "Выдающиеся реформаторы в истории России XIX - н. XX в."

Элективный курс «Выдающиеся реформаторы в истории России 19 - начала 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 8 часов . Курс является предметно-ориентир...

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...

Рабочая программа элективного курса История государства и права России

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России"....

Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»

Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»....

Рабочая программа по элективному курсу "Ставропольский край в истории России" 10-11 классы

Планирование учебного курса «Ставропольский край в истории России (конец XVIII-XXвв.)» составлено на основеРегионального компонента государственных образовательных стандартов среднего (пол...