Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии.
статья по географии на тему

Шевченко Елена Витальевна

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                              Е. В. Шевченко

                                                   учитель географии МКОУ «Ольховлогская ООШ                                   Каменского муниципального района

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках географии.

         Важнейшей ценостью для человека является здоровье. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть создателем в окружающем его мире.

Однако в результате порождённых ситуаций, противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, абсолютно здоровых людей становится всё меньше и меньше.

В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должно оказывать образовательное учреждение. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В этой связи проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой.

 Жизнь школьника полна стрессов: учеба, экзамены, отношения с одноклассниками и учителем... В результате многие дети живут в состоянии предболезни: не невроз, а нервозность, не язва, а дискомфорт в подреберье. Это состояние опасно из-за своей обыденности широкой распространенности. Такие дети живут без радости, у них нет мотивации к обучению, они раздражительны, агрессивны - таковы признаки дефицита здоровья. В этой ситуации помощь в заботе о здоровье детей должны оказывать не только медики, но и учителя, родители и... сами дети!

Как часто мы пытаемся платить за здоровье, вместо того, чтобы создавать его. Ведь здоровье - это результат жизнедеятельности самого организма. Мы хотим научить детей беречь здоровье, правильно эксплуатировать свою биомашину: что и сколько есть, как правильно двигаться, дышать, развивать свой мозг.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем.

Одно из главных направлений здоровьесбережения на моих уроках -  создание здорового психологического климата и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Я, как учитель географии на своих уроках максимально использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто практикую такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Поэтому четко контролирую режим проветривания кабинета географии и его озеленение. На уроках слежу за правильностью осанки учеников. Учитывая возрастные особенности детей, считаю важным вносить двигательные моменты в каждый урок. Это позволит снять напряжение с опорно-двигательного аппарата, улучшить кровообращение, питание головного мозга и, как результат, успеваемость. Физиологически правильное дыхание. Дыхание - это жизнь. Мы дышим не только для газообмена. Дыхание тесно связано с психическими функциями. Сознательные дыхательные упражнения помогают усвоению пройденного материала творческого мышления, приносят неисчислимые блага для физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной жизни. Пропагандирую дыхательную гимнастику среди своих учеников и их родителей.

Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок. Обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираем на уроке, а на дом остается повторение.

Подводя итог сказанному, важно отметить, что большинство современных здоровьесберегающих технологий легко дополняют и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся педагогических средств. Например, адаптивную технологию целесообразно применять при работе с учениками, утратившими интерес к обучению и имеющими серьёзные проблемы в знаниях.

Технологию "педагогика сотрудничества" можно использовать для совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, а личностно-ориентированную технологию для формирования и развития не по чьему-то приказу, а в соответствии с природными способностями, повышающие мотивацию обучения.

На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе - оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...

Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии и экологии

   Главной целью применения здоровье сберегающих технологий на уроках  является: необходимость обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сф...

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся

Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Важным аспектом деятельности учителя географии является нахождение оптимальных путей для решения задач здоровьясбережения....