Главные вкладки

    урок "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Конспект урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_pochvennye_resursy.docx36.55 КБ

    Предварительный просмотр:

      Открытый урок по географии 8 класс

    Тема   «Почвенные ресурсы. Почвы и человек»

    Тип урока: комбинированный

    Цели и задачи урока:

    • сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных,  причины разрушения почв и роли мелиорации в повышении плодородия почв;
    • выявить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв;
    • развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное;
    • самоактуализация знаний через различные виды работы;
    • развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;
    • вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
    • развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.

    Оборудование:

    • географические атласы России,
    • карточки-задания,
    • почвенная карта России,
    • медиапрезентация «Почвенные ресурсы. Почвы и человек»

    ХОД УРОКА.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Психологический  настрой. Ситуация успеха.

    У вас на партах стоят коробочки с жетонами. За каждый правильный ответ вы  сами берете по  одному жетону. В конце урока будет подсчитано их количество и оценена  ваша работа.

     Разминка. Повторение и закрепление ранее изученного.

    Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу»

     Ответ учащихся – почва.

    Проверка домашнего задания

    Географический  диктант..

    1. Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета.                                                                     Б    Подзолистые
    2. Тип почв, имеющий глеевой горизонт.                                     Д     Тундрово-глеевые
    3. Почвы с мощным горизонтом гумуса.                                       З     Черноземы
    4. Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы.           А   Тайга
    5. Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление.

                                                                                                       К   Сероземы, солончаки.

    1. Природная зона, имеющая самые плодородные почвы.              Е  Степь.
    2. Вертикальный разрез почвы от верхнего слоя до материнской породы

                                                                                                            В  почвенный профиль

    1. Органическое вещество почвы.                                                    Ж      Гумус
    2. Главное свойство почвы.                                                               И     Плодородие.
    3. Основоположник учения о почвах                                              Г         В.В.Докучаев

    Ответы: 1-Б, 2-Д, 3-З, 4-А, 5-К, 6-Е, 7-В, 8-Ж, 9-и, 10- Г.

    Интерактивное упражнение (упражнение на зрительное и слуховое внимание и логическое соотнесение)

    Учитель: На доске висит плакат, на котором нарисована ромашка. В центре цветка написано слово «почва». Мы с вами должны вспомнить, какие факторы оказывают влияние на образование почв. Называя их и поясняя каждый фактор, вы будем заносить его на лепесток цветка (для проверки показ  слайда презентации).

    Ученики заполняют схему.

    Учитель: Молодцы! Правильно назвали все факторы. Почва отражает взаимодействие всех компонентов природы. 

    Учитель: Обратите внимание на доску (слайд презентации)

    Высказывание В.В. Докучаева «Почва – это единство минералов, растений, животных, климата»

    – Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?

    Ученик: Почва не будет образовываться. Ее образование начинается с горных пород (минералов).

    Ученик: Без остатков растений и животных в почве не будет перегноя и следовательно, не будет плодородия, важного свойства почвы для развития растений.

    Учитель: Почвы сменяют друг друга по природным зонам.

    Задание ( работа в парах) соотнесите типы почв России и природные зоны с севера на юг, причины смены почв (раздаточный материал - карточки с названиями природных зон и типов почв)

    / Тундра – тундрово-глеевые

    Тайга- подзолистые

    Смешанные леса- дерново-подзолистые

    Широколиственные леса- серые и бурые лесные почвы

    Степи- черноземы

    Полупустыни- бурые пустынные и солончаки, солонцы

     Причина- зональность, климат, рельеф, воды, растения и животные /

    Учитель: Более 100 лет назад В.В. Докучаев  установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону  зональности, другими словами почвы сменяют друг друга по природным зонам. В России в направлении с севера на юг.

    Практическое освоение материала в группах (синтез деятельности анализаторов; отработка основных умений работы с картой).

    – Откройте атлас для 8-9 класса, стр. 19 «Почвенную карту». Используя эту карту, определите типы почв в следующих областях: Мурманской, Московской, Самарской.

    Ответы учащихся:

    В Мурманской области распространены тундровые глеевые почвы.

    В Московской – дерново-подзолистые почвы смешанных лесов.

    В Самарской – черноземы степей.

    Учитель: 

    Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек,  в сущности совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».

    Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.

    “Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а земля - мать его”.

    Тема нашего урока «Почвенные ресурсы. Почва и человек»

    Учитель:(логическое мышление; опора на жизненный опыт учеников).

          Обратите внимание на пословицы «Земля мать – подает клад», «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» (пословицы).

    - Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью?

    Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от качества земли, ее плодородия.

    Слово учителя: Попробуем доказать актуальность народной мудрости в настоящее время.  (слайды) .

    Учитель: Каково значение почвы в жизни человека?

    Ученики:

    -Почва является основой, на которой растут растения.

    -Основной источник производства растительной пищи.

    -Производство мясной продукции зависит от кормов (от растений), которые растут на почве.

    Вопросы к ученикам:

    • - В европейской или азиатской части России больше земельных ресурсов?
    • - Какая из них более богата почвенными ресурсами для развития земледелия?

    /ученики рассматривают картосхему учебника и почвенную карту России, делают вывод, отвечают на вопросы/

    Учитель: (слайд)

    Земельный фонд России составляет - 1708 млн. га, из них

     площадь сельхозугодий – 222 млн. га -13 % земельного фонда, в том числе:

     пашни – 132 млн. га -около 8 %, леса – 768 млн. га - 45 %.

     Учитель: В какой части России больше земельных ресурсов?

    Ученики: в азиатской части страны.

    Учитель:  В какой части страны расположена большая часть сельскохозяйственных земель?

    Ученик:“Большая часть сельскохозяйственных земель расположена в южной половине страны”.

    Учитель: В характере использования почв существуют различия: почвы тундры -это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.

    Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

    Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, которые используют в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве.

    Главное свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота.

    Учитель: Объясните смысл пословицы (работа в парах)

    - На бесплодной земле не разбогатеешь.

     - Хлеб на хлеб сеять- ни молотить, ни веять.

    - Какова пашня- таково и брашно.

    - Добра мать для своих сыновей, а земля- для всех людей.

    - Навоз отвезём, так и хлеб привезём.

    - На нови хлеб сеют, на старь навоз возят.

    Учитель: О каком свойстве почвы говорится в этих пословицах?

    Ученики: Плодородие почвы

    Учитель: В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий  контроль и охранять ее.

    Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву? Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте учебника

    Ученики, читая текст учебника, приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов: водная; ветровая

    Учитель: Главным врагом почвы является эрозия.

    Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины.

    Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.

    Первый путь - это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий.

    Спасти почвы от эрозии - это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв

    Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений. 

    Виды мелиорации земель:

    - Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.

    - Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.

    - Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.

    - Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /

    - Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.

    /слайд/:

    Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.

    При внесении удобрений и минеральных и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.

    В тайге необходима комплексная мелиорация:

    -внесение удобрений (из-за промыва почвы),

    -известкование (почвы кислые),

    -осушение (избыточное увлажнение).

    В степях основные меры - это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).

    С какой целью проводится террасирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)

    Учитель:

    “- Используя рисунки учебника определите, где сосредоточены основные площади орошаемых земель? Почему?

    - Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”

    /Ученики сопоставляют два рисунка, делают выводы, дают ответы.

    Выслушиваются все ответы, после чего учитель дает правильные /.

    Учитель:

    “Итак, объясните выражение:  «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

    Ученики: Спасти почвы, повысить их плодородие.

    - Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие почвы? 

    Учитель:

    Вначале урока мы вспомнили, как относились наши предки к земле в прошлом, смогли ли доказать актуальность народной мудрости в настоящее время?

    Ученики: Да, смогли. Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.

    Вывод: Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.

     Интерактивное упражнение – игра «Верно или нет?» (упражнение на развитие логического мышления и аналитико-синтетической деятельности учащихся; предупреждение перегрузок во время урока).

    Я зачитываю высказывания, ученики выбирают мероприятия, проводимые человеком, которые плохо влияют на почву (нерационального природопользования) и поднимают черные карточки вверх, а при мероприятиях, которые способствуют сохранению плодородия почвы (рационального природопользования) и защищают ее от разрушения поднимают зеленые карточки вверх.

    • Внесение в почву органических удобрений. (З)
    • Уничтожение естественной растительности при распашке и неумеренном выпасе скота(Ч)
    • Внесение в почву минеральных удобрений(З)
    • Дождевые и талые воды стекают по поверхности вспаханного поля (Ч)
    • Создание полезащитных  лесных полос (З)
    • Перевыпас скота(Ч)
    • Осушение болот (зч)
    • В районах неустойчивого увлажнения проводят снегозадержание(З)
    • Выращивание много лет подряд одних и тех же культур(Ч)
    • Восстановление земель нарушенных хозяйственной деятельностью человека (З)
    • . Отказ от тяжёлой техники. (З)
    • Распашка склонов (Ч)
    • Разумное внесение удобрений. (З)
    • Ограниченное использование пестицидов. (З)
    • Соблюдение севооборота. (З)

    Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала – проектирование (формирование умений планирования деятельности; развитие умений воспринимать и  использовать информацию; закрепление пройденного материала).

    Учитель: Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 году в эпоху династии Мин. в середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая, на западе белая, на юге – красная и на севере черная почва. Все эти земли различных цветов принадлежат императору».

    – Что должен был означать этот памятник? (ученики отвечают на вопрос с помощью учителя)?

    • Величие императорской власти.
    • Этот древний памятник представляет нам почву как символ плодородия.
    • Показывает почву как объект с весьма разнообразными свойствами.

    Это достаточно древнее символическое сооружение представляет почву в нескольких ее качествах. Во-первых, как символ плодородия, составляющего основу существования всего живого, включая человека. Во-вторых, как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные закономерности. В-третьих, как объект с весьма разнообразными свойствами (в данном случае проявляющимися в цвете), связанными, очевидно, с разнообразием природных условий районов их распространения или приемов возделывания.

     Закрепление изученного материала.

      1. Тревожный сигнал: Свыше 30 млн.га почвы смывается текучими водами (каждый год смывается около 100млн.т.гумуса и более 43 млн.т. азота, фосфора, калия).и сдувается пыльными бурями (ветровая и водная эрозия), чрезмерное орошение выводит из оборота 20 млн.га земель (засоление); чрезмерное внесение удобрений выводит из оборота почти 70 млн.га ( повышенную кислотность). Из-за неправильной распашки склонов площадь пашни ежегодно падает на 100-150 тыс. га (образование оврагов).

    Ежегодно в мире безвозмездно теряется почти 7 млн.га. пахотных земель.

    О каких видах эрозии идет речь?

    2. Какие и сколько различных операций производят на полях с весны по осень? С какой целью они производятся? Какой при этом достигается эффект? Что отрицательного?

    3. С давних времён земледельцы оставляли часть земли под «пар», т.е. не использовали её в течении года. С какой целью это делали? Как вы относитесь к этому методу сохранения плодородия почв?

    III. Заключительный этап.

    Подвожу итог. Сегодня на уроке мы познакомились с почвенными ресурсами, значением почв для человека, способами повышения плодородия почв.

    Ребята, подсчитайте количество своих жетонов за ответы.

    Дети подсчитывают жетоны и получают оценки.

    Домашнее задание  параграф, вопросы 1-3. Какие виды эрозии почв в Самарской области? Какие виды мелиорации проводятся в Самарской области?

    Рефлексия (анализ собственного состояния).

    Учитель: Определите свое настроение. На столе лежат синие (для мальчиков)  и красные (для девочек) кружочки. Прикрепите их на плакат, где изображены ступени вашего настроения. Определите свое настроение (Приложение 2). Как вам работалось на уроке?

    Учитель .Спасибо за урок!

    Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы».  8 класс

    ВАРИАНТ1.

    1.В.В.Докучаев называл почву «зеркалом « природы. Почва отражает компоненты природы:

    а) климат               б) растительность;             в) животный мир;               г) рельеф;

    д) горные породы;        е) грунтовые воды;    ж) деятельность человека;

    з ) все перечисленное. +

    2 На процесс образования гумуса в почве влияет:

    а) количество и состав органического вещества;

    б) скорость разложения органического вещества;

    в) воздуха;              г) увлажнение;     д) почвенные микроорганизмы;

    е) все перечисленное. +

    3.Определите какая растительность соответствует почвам:

    1.Тундрово-глеевые                       а) травянистая степь

    2.Подзолистые                               б) таежные леса

    3.Дерново-подзолистые                     в) смешанные леса

    4. Черноземы                                          г) мхи и кустарнички

    4.Развитию эрозии способствует:

    а) преобладание участков со значит. уклонами земной поверхности; +

    б) преобладание плоских участков земной поверхности;

    в) густая и разреженная растительность;

    г) медленное и интенсивное снеготаяние;

    д) моросящие и ливневые дожди.

    5.Определите, к какому типу относятся данные почвы в зависимости от соотношения песчаных и глинистых частиц:

    а)  песок- 70-80% ; глина 20-30% - 3.

    б)  песок – менее 25%; глина – более 75% - 1.

    в)  песок –более 90%; глина – менее 10% - 4.

    Г ) песок – 50-70%; глина – 30-50% - 2.

    1. Глинистая. 3.Супесчаные .

    2.Суглинистая. 4.Песчаные.

    6.Тяжелыми называются почвы:

    а) глинистые;      б) песчаные;              в) суглинистые.

    7.Черноземы формируются в районах, где климатические условия характеризуются:

    а) в районах, где увлажнение близко к достаточному (К= 0,55-1); +

    б) в районах, где увлажнение превышает испарение (К > 1);

    в) там, где среднегодовые температуры отрицательны.

    8.Мерзлотно-таежные почвы формируются в условиях:

    а) субарктического климата;              б) умеренно континентального;

    в) континентального;                        г) резко- континентального.

    9.Солончаки чаще всего встречаются:

    а) в лесостепи;            б) в степи;             в) в полупустыне;                г) в пустыне.

    10. Определите, отчего возникает эрозия почв.

    а) смыв верхнего слоя почвы;             б) выдувание верхнего слоя почвы;

    г) сплошной растительный покров;                     д) высокие температуры;

    е) размывание почвы (поверхностные углубления);             ж)уплотнение почвы.

    11. Способ повышения сборов урожая сельскохозяйственных культур лучше:

    а) расширение площади пахотных земель; +

    б) мелиорация пахотных земель.

    Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы».  8 класс

    ВАРИАНТ 2

    1.Почвой называют:

    а) самостоятельный компонент природы;

    б) особое уникальное природное тело;

    в) верхний плодородный слой Земли;

    г) продукт взаимодействия органической и неорганической природы;

    д) результат взаимодействия всех компонентов природы;

    е) все перечисленное. +

    2. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной:

    а) формируется под таежными лесами; +

    б) в условиях достаточного увлажнения;

    в) мощность гумусового горизонта меньше; +

    г) перегнойный процесс проходит быстрее;

    д) есть горизонт вымывания. +

    3.Для развития растений лучше структура почвы:

    а) песчаной;            б) суглинистой;                       в) глинистой.

    4. Почвы, распространенные на территории со скудным увлажнением:

    а) черноземы;          б) каштановые;             в) бурые;                г) серые лесные.

    5.Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды называется:

    а) мелиорацией;           б) эрозией;             в) рекультивацией;               г) агротехникой.

    6.Органические вещества попадают в почву благодаря:

    а) микроорганизмам;         б) животным;            в) воздуху атмосферы;      г) текучим водам.

    7.Определите соответствие почв и природных зон:

    1.Тундра.                                             а) каштановые;

    2.Тайга.                                                 б) подзолистые;

    3.Смешанные леса.                              в)бурые;

    4.Широколиственные леса.                г)глеевые

    5.Лесостепи                         .                д) серые;

    6.Степи.                                               е) дерново- подзолистые

    7.Полупустыни.                                 ж)черноземы

    8.Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:

    а) горизонтом вымывания;                б) материнской породой;

    в) горизонтом вмывания;                      г) гумусовым горизонтом

    9. Чаще всего осушение земель проводят в регионах

    а) в северном;                              б) в северо-западном;

    г) в центральном;                       д) в южном.

    10.Особенно много оврагов образуется в природных зонах:

    а) в лесной;               б) в лесостепной;      в) в степной            г) в полупустыне

    11.Определите , какие почвы формируются в области с коэффициентом

    увлажнения = 1 или близким к 1:

    а) черноземы; +

    б) каштановые;

    в) бурые;

    г) серые лесные. +

    Тест №1

    1. Самые богатые перегноем почвы:

    а/подзолистые;

    б/черноземы;

    в/солончаки;

    г/каштановые.

    1. Характерной закономерностью смены почв в горах является:

    а/высотная поясность;

    б/широтная зональность.

    1. Какие почвы занимают более половины площади страны?

    а/черноземы;

    б/серо – бурые;

    в/подзолистые и дерново – подзолистые;

    г/тундровые глеевые.

    Ответ:  1 –б; 2 –а;3 –в.

    Тест №2

         1.В какой природной зоне  формируются подзолистые почвы?

              а/тундре;

              б/степной;

              в/тайге;

              г/пустыне.

         2.В какой природной зоне происходит наибольшее накопление гумуса?

              а/лесотундре;

              б/лесостепи;

              в/полупустыне.

         3.Важнейшей причиной зональности почв является:

              а/изменение климата;

              б/изменение растительного мира;

              в/изменение рельефа.

    Ответ: 1 –в; 2 –б; 3 –а.

                                                    Карточка № 1

    Используя рисунок № 63 учебника, определите природную зону, тип почвы и коэффициент увлажнения:

    осадки -550 мм;

    испаряемость – 750 мм.

    /Ответ: природная зона – степь;

                 почвы – черноземы;

                 К увл.= 0,73

                                                    Карточка № 2

                       Кто   такой ?    Что такое ?

    Гумус –                                           Докучаев -

           

    /Ответ: гумус –самый верхний и плодородный слой почвы;

                 Докучаев – ученый, основоположник науки «Почвоведение».

    Приложение

    Рефлексия

    Определи своё настроение

    Я устал    -  черный жетон

    Мне было трудно   синий жетон

    Я узнал много нового и интересного -  зеленый жетон

    Отлично , мне все понравилось – красный жетон


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс

    Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...

    разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"

    разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...

    Почвы России урок в 8 классе по УМК Алексеева

    презентация к уроку географии по теме "Почвы России"...

    технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

    Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса  (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....

    ЭОР Тестирование по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса

    Тестирование "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса  может использоваться на уроке обобщения по теме "Почвы и почвенные ресурсы России"...