Дальний Восток. Открытый урок, 9 класс.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Ершова Елена Ивановна

Рассматривается состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, хозяйство Дальнего Востока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dalniy_vostok_razrabotka_uroka.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дальневосточный экономический район»

Слайд 1 «Дальний Восток»

  • Я предлагаю посмотреть видеоролик и определить, какой район будем изучать.

Ролик «От края до края»

  • Послушаем стихотворение, которое нам подготовила  …, автор Куншин.

? Скажите, пожалуйста, какой раздел географии мы изучаем и какую тему рассмотрим сегодня?

? Мы изучаем экономические районы и сегодня переходим к изучению самого удаленного от центра России экономического района.

? Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем экономические районы и попробуем назвать (определить) цели нашего урока.

План у нас на доске:

План

1.Состав района. ЭГП.

2. Природные условия и ресурсы

3. Население.

4. Отрасли специализации хозяйства.

Слайд 2 «Цели»

  • Цели: определим состав района, выявим особенности ЭГП; дадим оценку природных условий и ресурсов; выделим ведущие отрасли специализации.
  • Учитель: Сегодня нам предстоит провести исследование данного района. Класс поделен на группы и перед каждой группой стоит определенная задача. Специалисты каждой группы проводят исследования в своей области, работая с разными источниками информации (текст учебника §59  стр. 259, административную карту России, отдельную карту «Восточная Сибирь и Дальний Восток», а также другие тематические карты атласа. Кроме этого некоторые учащиеся получали опережающее задание, и мы сегодня их тоже послушаем.

1 группа, 1 вопрос.

1. Состав и ЭГП района.

  • Учитель: Определим состав Д.В., т.е. какие субъекты Федерации входят в данный экономический район. Назовем и покажем по карте.

Слайд 3 «Состав территорий»(физическая карта)

Слайд 4 «Состав территории»

  • Выявим экономико-географическое положение Д.В.

Слайд 5 «Особенности ЭГП»

  • Учитель: Итак, мы с вами выявили состав и ЭГП района. Какой же можно сделать вывод по данному вопросу?

  • Вывод: То, что территория имеет выход к морям, это большой плюс, и способствует развитию экономических отношений. Но большая удаленность района от основных экономических центров России несет большие транспортные расходы, поэтому это оборачивается некоторыми финансовыми проблемами.

2. Природные условия и ресурсы.

? Как вы думаете, что мы будем изучать при изучении природных условий и ресурсов?

 - Климат, рельеф, растительность и животный мир, реки, озера, полезные ископаемые.

?А почему так важно знать природные условия и полезные ископаемые района? Что зависит от них?

 -

  • -  Образ жизни человека, одежда, т.е. если человек живет на экваторе, то образ жизни и хозяйственная деятельность будут одни, а если человек живет на крайнем севере, то хозяйственная деятельность будут иными.

1) Охарактеризуем климат Д.В.

2) Рельеф

Слайд 6 «Рельеф»

Слайд 7 «Природные ресурсы»

3) Растительность и животный мир

  • Расскажем в целом о растительности и живом мире и о лесных ресурсах.

Слайд 8 «Растительный мир»

Слайд 9 «Лиственницы и др.»

Слайд 10 «Рыбные»

4) Реки и озера. Внутренние воды.

Слайд 11 «Водные ресурсы»

5. Полезные ископаемые

Слайд 12 «Полезные ископаемые»

Слайд 13,14 «Полезные ископаемые»

! Говоря о полезных ископаемых и природных ресурсах Дальнего Востока, нельзя не сказать об уникальных местах этого района.

Ролик «Кроноцкий заповедник»

  • Уч. Мы рассмотрели природные условия и ресурсы Дальнего Востока. Давайте попробуем сделать вывод о природных ресурсах данного региона.
  • Вывод: Можно сделать вывод, что Дальний Восток очень богат природными ресурсами. Особенно много лесных и гидроресурсов. А также много различных полезных ископаемых, таких как вольфрам, алмазы, золото и др.

Учит. Слайд 15 «Природные условия Д.В.»

Слайд 16 «Вывод: Природные ресурсы Д.В. богатейшие»

3 группа «Население»

1) О плотности и размещении населения исследование провела _____ .

Слайд 17 «Распределение населения по регионам Д.В.»

  • Учитель дополняет, т.е. анализируют таблицу.

Слайд 18 «Численность городского и сельского населения по регионам»

? Как вы думаете, почему плотность населения различна в разных районах Д.В.?

2. А какие народы проживают на Д.В.?  На этот вопрос у нас искала ответ _____ .

Слайд 19 «Коренные народы Дальнего Востока»

Слайд 20 ―‖―

Слайд 21 ―‖―

  • Уч. На самом деле на Д.В. проживает очень много коренных народов со своими обычаями, традициями.
  • Небольшое сообщение о некоторых обычаях коренных народов подготовила ________ .

Разв-ся и культура

Ролик «Чайка»

  • Здесь мы видим и национальную одежду, танцы, инструменты.

?Какой же мы вывод сделаем по вопросу о населении?

  • Вывод: На Дальнем Востоке проживает много разных народов, особенно коренных с разными традициями и обычаями. Наиболее высокая плотность населения наблюдается в южных районах, наиболее низкая  - в северных.

 Слайд 22 «Население, вывод»

4. Отрасли специализации хозяйства.

? Вот мы и изучили природные условия, ресурсы и полезные ископаемые Д.В. . Как вы думаете, какие же отрасли хозяйства здесь будут развиваться на основе этих ресурсов?

Слайд 23 «Отрасли специализации хозяйства»

1)Цветная металлургия.

  • Уч. 1) На Д.В. много руд цветных металлов, поэтому здесь развивается цветная металлургия. Расскажем нам об этой отрасли ________ .

Слайд 24 «Цветная металлургия»

2) Рыбная промышленность.

  • Сегодня мы определили, что Д.В. очень богат рыбными ресурсами. Соответственно развита и рыбная промышленность.

Ролик из диска, слайды 25,26 «Рыбная промышленность»

3) О развитии лесной промышленности расскажет _______ .

Слайды из папки «Лесная промышленность»

4) Сельское хозяйство

Сл. 14, 1 предл. по Д.В.

  • Несмотря на то, что климатические условия на Дальнем Востоке не столь благоприятны на основной территории, тем не менее с/х здесь тоже развивается.
  • Вывод: __________ .
  • Для того, чтобы проверить, как вы поняли тему, проведем тестовую работу.

Взаимопроверка: №1 – 4, №2 – 3,4, №3 – 1, 3, №4 – 2, №5 – 3,4, №6 – 2, №7 – 4, №8 – 4, №9 – 3, №10 – 3.

Подведение итогов:

Рефлексия

Продолжите предложение:

? 1. Сегодня на уроке мы изучаем тему ……… .

?2. Что вы узнали нового на уроке? …..

?3. Что вам понравилось? …….

?4. У меня вызвало затруднение …………

  • Постановка целей в начале урока; 2) не сразу могла объяснить причины неравномерного размещения населения
  • Слайды интересные, ролики
  • Работать с атласом
  • Искать ответы в тексте учебника
  • Сообщения(выступления товарищей)

Д/з, оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"

Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....

Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"

Урок предназначен для детей  7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...

Презентация Открытый урок класс баяна

Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих  навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...

Открытый урок "Класс Млекопитающие. Внутреннее строение млекопитающих"

В данной методической разработке представлен подробный план урока, разработаны подробно этапы урока, представлен дидактический материал....

Алгоритм работы учащихся по теме: «Дальний Восток» география 8 класс

Алгоритм работы учащихся по теме: «Дальний Восток» география 8 класс поможет учащимся в работе с ученбником и картами атласа....

Логический опорный конспект по теме "Дальний Восток" (география, 9 класс).

Логический опорный конспект по теме "Дальний Восток" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство"....