«Черное море-моими глазами»
классный час по географии на тему

Палухина Татьяна Сергеевна

За всю историю Черное море несколько раз становилось объектом исследований многих.

Когда весной 2009 мой учитель географии задала вопрос: «Какое море несет в себе название чего-то необычного, загадочного, темного?» мы задумались.

На том уроке я так и не смогла дать ответ, но вопрос надолго засел у меня в голове.…Наступило лето, и я с бабушкой поехала отдыхать в Адлер. Утром мы пришли на пляж Черного моря, и я тут же вспомнила тот весенний вопрос учителя, и решила, во что бы то ни стало узнать, не относится ли это к морю, на котором я отдыхаю. Купаясь, я заинтересовалась – почему оно так называется, ведь вода в море совсем не чёрная. Я задала этот вопрос бабушке. На свой вопрос я получила неоднозначный ответ. Поэтому я решила узнать: как это море образовалось и почему так называется…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Черное море-моими

Глазами»

Введение

За всю историю Черное море несколько раз становилось объектом исследований многих.

Когда весной 2009 мой учитель географии задала вопрос: «Какое море несет в себе название чего-то необычного, загадочного, темного?» мы задумались.

На том уроке я так и не смогла дать ответ, но вопрос надолго засел у меня в голове.…Наступило лето, и я с бабушкой поехала отдыхать в Адлер. Утром мы пришли на пляж Черного моря, и я тут же вспомнила тот весенний вопрос учителя, и решила, во что бы то ни стало узнать, не относится ли это к морю, на котором я отдыхаю. Купаясь, я заинтересовалась – почему оно так называется, ведь вода в море совсем не чёрная. Я задала этот вопрос бабушке. На свой вопрос я получила неоднозначный ответ. Поэтому я решила узнать: как это море образовалось и почему так называется…

Содержание

  1. Знакомство с Черным морем

Свою работу я решила начать со знакомства с Черным морем, так как не все были на Черном море, не все знают, где оно находится.

Чёрное море – одно из тринадцати морей, омывающих Россию. Оно расположено у южных окраин европейской части нашей страны.

Площадь Чёрного моря – 422 тыс. кв. км, максимальная глубина – 2210 м. Это самое тёплое море России. Вода замерзает только в его северных заливах, у берегов России море не замерзает. Зимой на побережье Чёрного моря возникают северо-восточные ветры. Один из них – Новороссийская бора.

Срываясь с перевала на побережье, ветер достигает скорости 40 м в секунду. Летом ветры сохраняют то же направление, что и зимой, но скорости их гораздо меньшие, и приносят они устойчивую ясную погоду. На побережье Чёрного моря расположены крупнейшие курорты нашей страны – Сочи, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и другие.

Чёрное море относится к бассейну Атлантического океана. Оно внутреннее море, так как глубоко вдается в материк и с океаном имеет сравнительно слабую связь через мелководные проливы и моря - пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.

В Черное море впадают крупнейшие реки: Дунай, Днепр, Днестр, а также более мелкие Мзымта, Псоу, Бзыбь, Риони, Кодори (Кодор), Ингури (на востоке моря), Чорох, Кызыл-Ирмак, Эшли-Ирмак, Сакарья (на юге), Южный Буг (на севере).

Растительный мир Черного моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей.

Фауна Черного моря заметно беднее, чем Средиземного. В Черном море обитает 2,5 тысяч видов животных (для сравнения, в Средиземном - около 9 тысяч видов).

Основным международным документом, регулирующим вопросы охраны Черного моря, является Конвенция о защите Черного моря от загрязнения, подписанная шестью черноморскими странами - Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной в 1992 г. в Бухаресте (Бухарестская конвенция).

2.Попытка разгадать происхождение Черного моря.

В кайнозойскую эру на месте Чёрного и Азовского морей находилось море Тетис. Впоследствии в результате тектонических процессов оно отделилось вначале от Тихого, а затем от Атлантического океанов. Дальнейшее развитие бассейна привело к появлению Чёрного, Азовского и Каспийского морей. За долгий период своего существования Чёрное и Азовское моря неоднократно наступали на сушу и отступали. Так, 2,5 тысяч лет назад уровень Чёрного моря был ниже современного на 8 м. В ледниковый период впадина Азовского моря была осушена и река Дон текла по дну нынешнего моря, впадая в Чёрное море приблизительно там, где теперь находится Керченский пролив. Через этот узкий (шириной 3 км) и неглубокий (глубиной около 7 м) пролив осуществляется водообмен между Чёрным и Азовским морями.

Болгары его зовут – Черно море, итальянцы – Марэ Нэро, французы – Мер Нуар, англичане –Блэк Си, немцы – Шварце Меер. Даже по-турецки «Кара-Дениз» не что иное, как «Чёрное море».  Откуда же такое единодушие в наименовании этого изумительного синего моря, покоряющего нас своей лучезарной безмятежностью? Конечно, случаются дни, когда море рассержено, и тогда его лик темнеет до иссиня-фиолетового.… Но это бывает редко, да и то лишь в трудное для него зимнее время. А в ясную погоду с ранней весны и до поздней осени Чёрное море надолго запоминается своей сочной синевой, переходящей в светлые бирюзовые тона с приближением к берегу… «Небо хочет быть прекрасным, море хочет быть – как небо!» – поэтически сказал об этом В. Брюсов.

3.Исторические предположения  происхождения названия Черного моря.

Начнем с первого предположения попыток происхождения Черного моря.

Его выдвинул древнегреческий географ и историк Страбон, живший в I веке до н.э. По его мнению, Черным назвали море греческие колонисты, которых здесь некогда неприятно поразили штормы, туманы, неведомые дикие берега, населенные враждебными скифами и таврами.… И они дали суровому незнакомцу соответствующее имя – Понтос Аксейнос – «море негостеприимное», или «черное». Потом, обжив берега, породнившись с морем добрых и светлых сказок, греки стали называть его Понтос Эвксейнос – «море гостеприимное». Но первое имя не забылось, как первая любовь…

Второе предположение.

В I тысячелетии до н.э., задолго до появления здесь неосторожных на язык греческих колонистов, на восточных и северных берегах Азовского моря жили индийские племена – меоты, синды и другие, которые и дали имя соседнему морю – Темарун, что означает буквально «Черное море». Это получилось в результате чисто визуального сравнения цвета поверхности двух морей, именуемых ныне Азовским и Черным. С гористых берегов Кавказа последнее кажется наблюдателю более темным, в чем можно убедиться и сейчас. А раз темное – значит, черное. Меотов на берегах упомянутых морей сменили скифы, которые полностью согласились с такой характеристикой Черного моря. И прозвали его по-своему – Ахшаэна, то есть «темное, черное».

Предположение третье.

        Оно отсылает нас к Магеллану. Магеллан попал в море во время зимнего шторма, а во всех морях в шторм вода темнеет. По первому впечатлению и закрепилось название моря.

Предположение четвертое.

       Одна из турецких легенд гласит: в Черном море лежит меч бога, который в море забросил волшебник по имени Али. Воды моря не хотят этого меча, пытаясь его выбросить из своих недр. Когда море волнуется, оно становится темным, и даже черным.

Пятое предположение.

     Оно связано с принятым в ряде азиатских стран «цветовым» обозначением сторон света, где «чёрный» обозначал север, соответственно Чёрное море — северное море.

4.Биологический факт о Черном море.

    На данном этапе исследования я столкнулась с изучением водорослей в море  и обратилась за помощью к учебнику биологии и энциклопедии. Я узнала, что водоросли планктона поглощают красный свет солнечных лучей – он нужен им для фотосинтеза. А морская вода приобретает из-за этого зеленый оттенок. И чем больше в море фитопланктона, чем живее море, тем больше доля зеленого в цвете морской волны.

Если в море происходит бурное развитие одноклеточных водорослей, то они придают воде свой цвет, он может быть и зеленым, и коричневым, и красным. В Черном море наиболее интересны прибрежные цветения ноктилюки – она окрашивает воду в огненно-рыжий цвет.

Если водорослей в воде мало, и она совершенно прозрачна, то море кажется ярко-голубым .

На глубине 50 метров в Черном море уже практически нет света, жизнь, которая там существует, вторична, ведь без света – нет фотосинтеза, водоросли там не живут. Верхние 50 метров моря – тонкая поверхностная пленка – кормит всю его толщу. Те животные, что живут глубже, питаются, поднимаясь к поверхности, или подбирая то, что падает сверху.

Заключение.

Подводя итог моим исследованиям ,я могу сформировать проблемные вопросы и ответить на них.

Итак, почему же море чёрное?   

1.По версии древнегреческого географа Страбона, Чёрным – Понтос Аксинос- море назвали греческие колонисты.

2. Есть версия, что название Темарун – «чёрное море» дали индийские племена, жившие на берегу Азовского моря, а племена скифов прозвали его – Ахшаэна – «тёмное, чёрное».

3. Природа Черного моря на глубине более 200 метров - это сероводород, придающий предметам и воде черный цвет.     

4. Название Черному морю дали моряки, наблюдавшие черный цвет воды во время штормов.     

5. Считается, что первое название Черному морю дали турки, пытавшиеся покорить население его берегов, но встречали такое сопротивление, что море назвали Черным, негостеприимным.     

Так же я хочу сказать, что цвет морской воды совсем не черный. Он зависит от: водорослей, которые поглощают красный цвет солнечных лучей и оставляют морской воде зеленый оттенок; от погоды и времени суток; от глубины.

Свой реферат хочу закончить словами:

Море Чёрное - большое:
Утром серо-голубое,
Днём оно зелёное,
Пенное, солёное.
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне!

Литература:


1)Биологический энциклопедический словарь - Гиляров М.С.

2)Биология - Современная иллюстрированная энциклопедия

3)Биология - Справочник школьника - Власова З.А.



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"

Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....

Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"

 Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...

Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"

Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....

"Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...

ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.

Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как ...

Разработка классного часа в 7 классе "Чернобыль... Черная быль... Черная боль..."

Разработка классного часа в 7 классе в предверии очередной трагической годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. При подготовке разработки использовались материалы сайтов Интернет...

«История Черного моря и флота-моими глазами»

«История Черного моря и флота-моими глазами»...