география 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Лапшина Аанастасия Андреевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 9 классе

"Трудовые ресурсы населения центральной России"

Цели урока:

  • Сформировать представление о населении центральной России как регионе формирования русского народа.
  • Расширить знания об обычаях, традициях русского народа.
  • Дать знания о народных художественных промыслах населения центральной России.

Задачи урока:

  • Познавательные: 

- расширить знания об обычаях, традициях русского народа.

- дать знания о народных художественных промыслах населения центральной России.

- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.

  • Предметные:

- объяснить влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле.

- выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.

  • Коммуникативные: 

Продолжить формирование умений работать в группах.

  • Личностные: 

-прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

-воспитывать уважение и прививать любовь к родине.

Методы и приёмы:

- дедуктивный метод формирования понятий;

- по источникам знаний: словесный, объяснение, рассказ учителя

Практические: работа с дополнительной литературой

- по характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, на основе имеющихся знаний.

Средства обучения:

Учебник, атлас, дополнительная литература, тетрадь, ручка, мультимедиа презентация, наглядные пособия (изделия народных промыслов: хохломская роспись, гжель, городецкая роспись, финифть, дымковская, филимоновская, богородская игрушка, павло - пассадские шали, жестовские подносы, палехские миниатюры)

Тип урока:

Комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

- здравствуйте ребята. Очень рада вас сегодня видеть. Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Тетрадь, учебник, атлас и письменные принадлежности.

2. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

На прошлых уроках мы начали знакомство с крупным экономическим районом. Напомните мне каким? (центральная Россия).

Мы рассмотрели состав, географическое положение, и проблемы района. Сейчас мы проверим, что вы усвоили с прошлого урока.

Учащимся выдаются конверты на группу в которых находится различная информация о регионах центральной России, задача группы определить что за район зашифрован в задании. Приложение 1.

3. Изучение новой темы.(30 мин.)

- сегодня мы поговорим с вами о населении центральной России, и о его трудовых ресурсах. Численность населения центральной России составляет около 45 млн. Чел. Ответьте мне на вопрос, самым многочисленным народом проживающим на данной территории является какой народ? Правильно русские. Они преобладают во всех областях центрального, центрально-черноземного и  волго-вятского районов. Центральная Россия - колыбель русского народа.

Давайте откроем атлас и посмотрим а кто же еще проживает на территории центральной России? (в республиках волго-вятского района живут чуваши (Чувашия), марийцы (Марий-Эл), мордва (Мордовия). Преобладают русские в республиках Мордовии и Марий-Эл, а в Чувашии преобладает коренное население - чуваши)

Курс “географии России” - это не только природные особенности: горы и равнины, реки и моря, климатические особенности и природные зоны. Мы изучаем нашу родину, а значит, прежде всего, людей, их хозяйственную деятельность, быт и конечно народное искусство, в котором отражается вся ширь русской души. Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Посмотрите на экран и прокомментируйте этот слайд.  Слайд 1. 

Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (народные промыслы) слайд 2. 

А как вы думаете, какое отношение имеют народные промыслы к географии? Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью заселения центра России - где мы с вами живѐм, было чрезвычайное разнообразие занятий. Сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Ремесленные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность. Ими занимались до половины всех крестьянских дворов.

Слайд 3. Что такое ремесло? (ремесло - это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.)

Что такое народные промыслы? (народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.)

Существует ли связь народного творчества, и той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных его форм? Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Как вы думаете, где могла возникнуть художественная обработка дерева? (в лесных районах.) 

Гончарство? (в районах, где присутствует соответствующий тип глины.)

Центры по производству художественных изделий из металла? (рядом с месторождениями черных и цветных руд.) 

Производство изделий из камня? (одно из традиционных занятий жителей горных районов, например, Кавказа и Алтая.)

Сегодня, мы познакомимся с искусством народных промыслов. У вас на столах лежат таблицы, которые в течении урока вам необходимо заполнить. Таблица состоит из трех колонок это - "название промысла", "время зарождения" и "основные черты". Итак, я приглашаю вас на русскую ярмарку!

Слайд 4. Звучит фонограмма коробейников, выходят скоморохи

1. Тары-бары растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват.

2. Сейчас начнется торговля бойкая:

Продаются тетради с двойками,

С записью классного руководителя,

С вызовом в школу ваших родителей.

Кто купит — тот сможет, уже сидя дома,

Отметки иметь по предмету любому!

1. Внимание, внимание! 
Открывается веселое гуляние! 
Торопись, честной народ, 
тебя ярмарка зовет!

Слайд 6.

1 ученик: проходите на базар,

Смотрите товар, дуйте в дудки,

Бейте в ладоши, покупайте весь товар.

Ложки деревянные, матрёшки румяные.

Слайд 7.

2 ученик: не печалься древняя земля!

Ты богата сказами да былью…

Русские, иконные края…

Палеха несломленные крылья

Слайд 8.

3 ученик: люди! Подходите!

Платки поглядите.

Один красный,

Другой синий,

А уж третий-то хорош,

Покупай-ка на свой грош!

Слайд 9.

4 ученик: матрёшки на окошке под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке, как в доме деревянном.

Слайд 11. 

Скоморохи: 

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовѐм,

Всем игрушки продаѐм!

1 ученик. В сёлах центральной России, расположенных вблизи городов, зародились кустарные народные промыслы. А в Нижнем Новгороде проводились всероссийские ярмарки.

2 ученик. А сколько на ярмарках товаров! Подходите к нашему ярмарочному столу да посмотрите, что здесь продается. Горшки, ложки, игрушки! А откуда они берутся? Конечно, их делают люди. Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в деревенской избе ребятам сидеть без дела.

3 ученик. И до сегодняшнего дня наряду с высоким уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные народные промыслы, изделия которых мы сегодня представляем на нашей ярмарке.

Учитель. Сейчас каждая группа изучит по одному промыслу, о них вам расскажут наши коробейники. Ваша задача, потом поделиться этим промыслом со всеми. На столе у вас лежит подсказка и план, по которому вы построите свой рассказ. На изучение промысла у вас будет 10 минут. Приложение 2.

Ученики готовят рассказ о народных промыслах гжель, хохлома, палех, финифть. По истечению времени один из группы докладывает всем о промысле, все заносят данные в таблицу. Приложение 3.

Учитель. Я прошу обратить ваше внимание и нашу выставку. Тут собраны и другие различные промыслы например городецкая роспись, которая зародилась в середине 19 века в районе города Городец, вышивка это работы моей бабушки вышивала она рушники, наволочки, занавески и даже скатерти будучи еще совсем молоденькой девочкой, плетение из бересты, а сколько еще промыслов изделия которых у нас на выставке не представлены это и жестовские подносы - народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяныхподносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области и Мезенская роспись по дереву— тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу 19 века в низовьях реки Мезень и различные игрушки Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова), Филимоновская игрушка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне ФилимоновоОдоевского района Тульской области этому промыслу более 1000 лет,  Богородская резьба  — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липыольхиосины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. А  знаете ли вы каким промыслом знаменита наша Костромская земля? Сейчас нас познакомит со своим проектом о промыслах Костромской губернии ______________________________

Выступление ученика с проектом о Красносельском  ювелирном промысле.

4. Закрепление.(5 мин.)

Ребята, мы побывали с вами на ярмарке, и познакомились с кустарными промыслами народов из разных уголков Земли.  Трудно перечислить все россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.

Сегодня художественные изделия служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт, как необходимые предметы. Опыт мудрого, трудолюбивого народа может постоянно возрождаться и передаваться из рук в руки, из уст в уста, если хоть капелька памяти сохраниться в душах людей. Народному ремеслу модно научиться если к этому стремиться.

Давайте подведем итог нашей работы. Мы загадываем вам загадки, вы их отгадываете. Ответ засчитывается только по поднятой руке.

1 Развернулись синие цветы,

Распустились синие цветочки.

Не в саду, не в лесу и не в поле,

 А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись?

Это роспись – (гжель) 

2. Золотом и алым цветом

Эта чаша расцвела

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо – (хохлома) 

3. Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись )

4. На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники…

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные. (Павлово – Посадские шали).

 5. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

 Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. ( Матрешки) 

6. Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно ,с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.(Гжель)

7. Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

 Кто привез товар такой? (Хохлома) 

8.Круглые, железные,

 В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные! (Жестовские подносы.) 

1. Тары-бары растобары

все распродали товары!

народ не удивляется,

А ярмарка закрывается...

приходите снова к нам,

рады мы всегда гостям!

Звучит фонограмма коробейники, скоморохи уходят.

5. Домашнее задание(1 минута)

1. параграф 38

2. выполнить работу в контурных картах: отметить центры народных промыслов

3. (для слабых учеников) подготовить сообщение на тему "природные условия и ресурсы ЦЧЭР", "Достопримечательности Воронежа"



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

ТЕМА « МОСКВА И МОСКОВСКИЙ СТОЛИЧНЫЙ РЕГИОН»

Цель урока:

  • Сформировать представление о Москве – как многофункциональном городе миллионере и о Московской агломерации. Показать значение Москвы – столицы России и ее проблемы.

Задачи урока:

  • Обучающие:

-выяснить особенности ЭГП Московской области

-выявить проблемы и наметить пути их решения.

  • Развивающие:

- дать оценку влияния природных условий и ресурсов на развитие хозяйства

- объяснить особенности специализации Московской области

- продолжить формирование у школьников умение работать с различными источниками географической информации.

  • Воспитывающие:

- продолжить формирование коммуникативных отношений.

Методы и приемы:

- По источникам знаний: словесный (объяснение учителя, рассказ), наглядный, практический

- По характеру познавательной деятельности: частично поисковый метод, объяснение нового материала

- методы формирования интереса к учению (познавательная игра)

Средства обучения:

Учебник, атлас, физическая карта России, дополнительная литература, тетрадь, канцелярские принадлежности, планшет или другое устройство с установленной программой QR –код

Тип урока:

Изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Проверим готовность к уроку. На парте лежат учебник, тетрадь, атлас и дополнительная литература с информацией о Москве.

  1. Проверка домашнего задания.

- На предыдущих уроках мы начали знакомство с Центральной Россией. Давайте вспомним состав Центральной России? Какие районы туда входят? (ЦЭР,ЦЧЭР, ВВЭР, СЗЭР)

- назовите крупнейшие города районов? (Москва, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт – Петербург)

- в состав какого района, кроме областей входит три республики? (ВВЭР)

- дайте оценку ЭГП района.

Вы видите на доске названия народных промыслов. У меня в конвертах лежат материалы о этих народных промыслах, ваша задача распределить эти материалы.

(ученикам на группу выдается конверт. Приложение 1. По очереди от группы они выходят и прикрепляют на доске, то что относится к данному виду промысла)

  1. Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы подробнее будем знакомиться с столицей нашей Родины, древним и одновременно молодым городом – Москвой. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в этот замечательный город, при помощи новых технологий. Вы видите у меня в руках планшет, а по стенам класса развешаны QR коды. Но прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте определим географическое положение  Москвы на микро – макро -  и мезоуровнях. Откройте учебник на странице 173. И дайте оценку ГП.

Первое летописное упоминание о Москве появилось в 1147 г. Москва расположена на реке Москва и ее притоках р. Яуза, р. Неглинка и др. Москва – это пор пяти морей. Река Москва соединяется с Волгой каналом имени Москвы. Он обеспечил ей выход в Волгу, а через нее в Волго – Донский канал и Дон – в Азовское и Черное моря, а так же на реки Севера и Северо – запада и с их помощью в Балтийское и Белое моря. Москва  - это крупнейший транспортный узел, от нее расходятся по радиусам 11 железных дорог, автомобильных магистралей, авиалиний. Этот город стал столицей государства благодаря достоинствам своего географического положения.

Определите факторы определившие стремительный рост города и его центральную роль, среди городов русских княжеств. (1 – ГП, 2 – центральное положение, 3 – превращение Москвы в центр Русской православной церкви)

Москва имеет радиально – кольцевую планировку. Такая планировка характерна для городов – крепостей. Кольцами опоясывали центр, земляные валы и рвы. Сейчас на месте валов и кольцевых стен проходят широкие улицы. Границей современной Москвы стала кольцевая автомагистраль, протяженность которй равна 107 км. – МКАД.

Радиусы – транспортные пути, вдоль них наибольшая концентрация населения. В местах пересечения радиусов кольцевыми магистралями образовались экономические центры. Используя текст учебника выделите несколько территориальных уровней в Москве. (Москва в административных границах проходящих по МКАД, Москва в реальных границах в 10 – 15 км от МКАД – Московская агломерация, пригородная зона с городами Московской агломерации, Московский столичный район)

А сейчас мы отправляемся с вами по достопримечательностям нашей столицы. Ваша задача, отгадать, что спряталось за этим кодом, дальше экскурсовод вам о нем расскажет, а вы должны внести записи в свои тетради.

Учитель выдает на группу планшет с установленной программой QR – код, ребята по очереди подходят к закодированным объектам и слушают экскурсовода – ученика заранее готовившего сообщение об этом объекте.

Давайте поговорим о Москве, как о промышленном центре. Москва – это крупнейший промышленный узел страны. Одновременно столица является научным, торговым и финансовым центром.

В отраслевой структуре хозяйства Москвы преобладают отрасли непроизводственной сферы: наука, культура, банковская деятельность, рекламное дело и т.д. Давайте определим отраслевой состав. На странице учебника 176 прочитайте, сделайте вывод и запишите его в тетрадь. (Текстильная отрасль находится в упадке, машиностроение  - ведущая отрасль, важная роль принадлежит аэрокосмической отрасли, концентрация на юге химической промышленности, развита полиграфическая промышленность)

Назовите продукцию машиностроения (оборонное машиностроение, станки, приборы, электронное оборудование, радиоэлектроника)

Давайте обозначим ряд проблем характерных для города Москва и попытаемся найти пути их решения.

  1. Транспортные пробки, возникающие два раза в сутки. Необходимо создание новых кольцевых магистралей внутри города и за его пределами.
  2. Центр города заповедная зона, требующая реставрации.
  3. Увеличение потока мигрантов – беженцев, вынужденных переселенцев и жителей стран СНГ, которые приезжают в столицу на заработки. В результате миграций усилилась криминогенная обстановка. Особенно среди числа нелегально проживающих беженцев и среди лиц без определенного места жительства.
  4. Сокращение числа постоянных жителей. Резкое снижение рождаемости и увеличение смертности.
  5. Промышленные предприятия , а так же наземный транспорт являются крупными загрязнителями воздуха и вод Москвы – реки.
  6. Водная проблема одна из острых проблем города. Необходимо экономное использование воды населением, и промышленными предприятиями города.
  1. Закрепление.

Итак, давайте подведем итог урока.

- На каких реках расположена Москва (Москва, Яуза, Неглинка)

- Почему Москву называют портом 5 морей?

- какова планировка Москвы (радиально – кольцевая)

- почему Москва стала центром Российского государства.

- с какими достопримечательностями столицы вы сегодня познакомились?

- Перечислите ведущие отрасли хозяйства. (Отрасли непроизводственной сферы)

- обозначьте ряд проблем, характерных для столицы.

  1. Домашнее задание.

Общие задания:

  1. Параграф 40
  2. Ответить на вопросы 1,2,3,4 после параграфа

Индивидуальное задание:

  1. Индивидуальное задание на карточках.
  2. Составить кроссворд

Приложение 1C:\Users\Пользователь\Desktop\QR code.jpg

Кремль

        

Большой театр

C:\Users\Пользователь\Desktop\amr2.png

Останкинская телебашняC:\Users\Пользователь\Desktop\qr-code.png

Московский Государственный Университет имени М.В. ЛомоносоваC:\Users\Пользователь\Desktop\44979.png



Предварительный просмотр:

Урок– игра  для 9 класса

«Мы познаём географию». ГЕО КВН

Цель: Образовательные: активизировать знания учащихся по предмету, привить интерес к изучению географии; обобщение и повторение изученного материала.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, память, логическое мышление, воображение, устной речи.

Воспитательные: формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний; развивать память, развитие умений систематизировать изученный материал; воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация.

Ход  урока:

1. Организационный момент.

Класс делится на две команды по 6-7 человек. Выбираются капитаны команд, каждая команда получает своё название.

 2.  Вступительное слово учителя.

Учитель: География– интересная наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описали увиденное ими. География – это ни в коем случае не сухой отчёт о том, где и что на Земле. География также прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. География без людей не существует, и в первую очередь без путешественников. Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали её. Мы сегодня тоже будем путешествовать в разные области этой замечательной науки. Сегодня мы собрались в этом зале для проведения  нашей географической игры  « Мы познаём географию» среди учащихся 9 классов. Сегодня будут сражаться 2 команды , в которой  самые умные, находчивые, дружные и любознательные игроки.

А судить нашу игру будет уважаемое жюри. (Представление членов жюри)

Учитель: Сегодня между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто- то среди вас.

Мы будем рады если вы в сраженьях

Покажите находчивость свою.

Не в театре телевизионном,

А среди наших школьных стен

Начинаем мы   февральский ГЕО КВН.

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

Звучит музыка, команды занимают свои места.

Учитель:  Ну что же, настало время познакомиться с командами.

ПРИВЕТСТВИЕ

Команды представляют свои названия команд.

КОНКУРС 1-  РАЗМИНКА

Разминка в географии нужна нам обязательно. Все дружно сконцентрировались и слушаем внимательно. Команда в течение 1 минуты должна дать ответы на большее количество вопросов по основным географическим понятиям и объектам. Каждый ответ 1 балл.

1  команда

1.Какой город России называют « Северной Венецией» ( Санкт- Петербург).

2.Может ли барометр работать на Луне? (нет, там нет атмосферы)

3.Моря есть-плавать нельзя. Что  это. ( Географическая карта , глобус)

4.Климат в переводе с греческого – наклон. Какой наклон имеется в виду? (Наклон земной поверхности к солнечным лучам)

5.В каком месте на Земле ветер всегда дует только с юга? (На Северном полюсе)

6.Какое английское слово произошло от индийского слова, означающего «заросли»? (джунгли)

7.Какой народ постоянно живет в снежных домах (Иглу – канадские эскимосы)

8.Что измеряют по шкале Бофорта? (Скорость ветра)

9.Какой материк омывается всеми четырьмя океанами Земли? (Евразия)

10. В каком море нельзя  утонуть. (Мёртвом)

11.Какой полуостров на  территории России жалуется на свой размер. ( Ямал)

12. Каким озером  любуются в театре. ( Лебединым озером)

13. На каком материке нет рек (Антарктида)

14.В какой части света, чем севернее, тем теплее? (Австралия)

15. Как называется наша планета? (Земля)

16. Что бывает на небе после дождя? (Радуга)

17.Верхний слой земли, на котором растут растения? (почва)

18. Как называется линия до которой нельзя дойти? (горизонт)

19.Умение находить стороны горизонта? (ориентироваться)

20.Прибор для измерения азимута. (компас)

21. Самый маленький материк. (Австралия)

2 команда

1.Где на Земле день всегда равен ночи, а два в году солнце в зените (экватор)

2.Какой континент пересекают все меридианы Земли? (Антарктида)

3.Какое давление на полюсах? (высокое)

4.Где климат суровее: на Северном или Южном полюсе? (На Южном)

5.Что такое «глаз циклона»? (безоблачный участок в центре циклона)

6.Какой континент никому не принадлежит? (Антарктида)

7.Назовите материк, в который входят две части света. (Евразия)

8.Назовите единственную часть света, названную в честь реального человека (Америка)

9.Какой океан раскинулся практически от одного полюса до другого? (Атлантический)

10.Сколько океанов омывает США (Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый)

11.Движение воздуха в горизонтальном направлении (ветер).

12.Исполнитель песни «Айсберг» (А.Пугачева)

13.Самое глубокое озеро в мире (Байкал)

14.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф.Магеллан)

15. Самый большой остров (Гренландия)

16.Воображаемая линия, делящая земной шар на полушария (экватор)

17.Родина хоккея (Канада)

18.Кто открыл Америку? (Колумб)

19.Место, где река впадает в другую реку (устье)

20.Колебания земной коры вызывает…?( землетрясение)

21.Как называется движение воды в атмосфере? (круговорот)

22.Единица измерения температуры (градус).

Жюри подводят итоги 1 конкурса.

КОНКУРС 2. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АНАГРАММЫ»

Учитель: Представьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или географические термины, или названия географических объектов

УДАР – РУДА

САЛО – ЛАОС

ИГРА – РИГА

ПОДВОДА – ВОДОПАД

ВЫБОР – ОБРЫВ

ЬРЯАЗН- РЯЗАНЬ

 МОКС – ОМСК

  КУБА-БАКУ

ТОВСОР- РОСТОВ

  МАРАСА- САМАРА

  ФАУ- УФА

   ВОРИК- КИРОВ

  ЬКАНЗА- КАЗАНЬ

   РОЁЛ – ОРЁЛ

Подводятся итоги 2 конкурса.

КОНКУРС 3.  «КТО- КТО В ГОРОДЕ ЖИВЁТ ИЛИ В ПОСЁЛКЕ».

 Учитель:

- Москвичи ,как известно ,живут в Москве, одесситы – в Одессе ,японцы- в Японии. А вот попробуйте определить ,где живут:

Палешане - ...(В посёлке Палех, Ивановская область РФ.)

Донетчане - ...(В Донецке, Украина.)

Монегаски - ...(В Монако, Европа.)

Челнинцы - ...(В Набережных Челнах, Татария, РФ.)

Варненцы - ...(В Варне, Болгария.)

Арлезианцы - ...(В Арле, Франция.)

Бергамаски - ...(В Бергамо, Италия.)

Осличи - ...(В Осло, Норвегия.)

Омичи - ...(В Омске, РФ.)

Куряне - ...(В Курске, РФ.)

Томичи - ...(В Томске, РФ.)

Смоляне - ...(В Смоленске, РФ.)

Подводятся итоги 3 конкурса.

4 КОНКУРС «НЕМАЯ КАРТА».

Командам раздаются контурные карты мира. На них цифрами обозначены 20 объектов гидросферы. Необходимо за 2 минуты подписать как можно больше названий обозначенных географических объектов, не пользуясь атласом. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ)

1.«Земля» по-гречески»                                                     –  « Гео»  

2.«Я маленький чертеж                                                –  План местности

   на мне условный знак        

   назвать-то меня как?»                          

3.Без рук, без ног, а дерево гнет                                       – Ветер

4.Виден край, да не дойдешь                                             – Горизонт    

5.Дробью пишусь, поверхность                                    – Масштаб

земную на карте уменьшаю                                                          

6.«Маленькая Земля»                                                                 – Глобус

7.Форма земли                                                                       – Геоид

8.Самая большая параллель                                     – Экватор

9.Длина экватора                                                           – 40 тысяч  Километров

10.Под стеклом сижу,                                                           – Компас

      На север и юг гляжу

      Со мной пойдешь –

      Дорогу найдешь                                      

11.По-гречески камень                                            – «Литос»

12.Земная кора и часть верхней мантии           – Литосфера

13. Прибор для измерения                                        - Сейсмограф

землетрясений  

14.Самый высокий                                                   - Ключевская сопка 4750м

   действующий вулкан

15. Прибор для измерения глубин с                      - Эхолот

помощью звука                                            

16. Сколько океанов                                                      -4

17. Самый большой океан                                     – тихий            

18. 11022м                                                               - Марианская впадина

19. В % измеряется                                                     - соленость

20. Море, в котором сложно утонуть,                       -Красное 42%                                                          легко читать лежа                            

21. Волна у бухты                                               -Цунами, от землетрясений

22.Самая длинная река:

   a) Мира                                                                  - Нил с/6671 км/Кагерой

   б) России                                                                 - Обь с/5410 км/с Иртышем

   в) Европы                                                                   - Волга 3531 км

23.Воздушная оболочка Земли                                     -Атмосфера

24.Кухня погоды                                                                -Тропосфера

5 КОНКУРС « БИТВА КАПИТАНОВ»

Учитель: Капитаны по очереди отвечают на вопросы:

Назовите всё одним словом:

Море, река ,озеро-…( водоём)

Ессентуки,  Соча,  Ялта -…(курорт)

Петербург, Петроград,  Ленинград -…( Санкт- Петербург)

Бриз, штиль, муссон- … (ветер)

Чад ,Эри ,Титикака-…( озеро)

Марианский ,Алеутский ,Тонга-…(желоб)

Братское, Рыбинское, Куйбышевский-…( водохранилище)

Аравийский ,Индокитай , Скандинавский-…(полуостров)

Керченский , Татарский, Босфор-…( пролив)

 Илья Муромец, Анхель , Виктория-…( водопад)

Следующее задание:  ответить быстро

Бриз-это не ветер а ( ветер)

Айсберг- это не вулкан а (отколовшаяся часть ледника)

Тундра – это не река а (природная зона)

Гейзер- это не растение а (фонтанирующий горячий источник)

В России- язык русский

Во Франции –французский

В Германии- немецкий

А в Греции- ….(греческий)

Солнце за день устаёт

На ночь спать оно идёт

На полянку за лесок

Ровно-ровно на… ( на запад)

Край снегов морозов вьюг

Называют словом….( север)

Слышу подсказку Вити-дружка

Что Эверест- большая…( гора)

Знать ребята вам пора

Что Байкал у нас-…( озеро).

 Знает каждый капитан:

Волга – это…( гора)

Подводятся итоги 5 конкурса.

 6 КОНКУРС « АССОЦИАЦИИ».

Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений.

Землетрясение, волна, скорость, опасность ,разрушения.

( Цунами).

Испарение, облака,  осадки ,река ,море.

( Мировой круговорот воды).

Ветер ,вода ,бутылка, письмо (течения).

Горы, высота ,уступ ,вода, грохот ,зрелище ( водопад).

Вода, соленость, доля вещества (промилле).

Океан, корабль ,лёд, гора, опасность ( айсберг)

Вед: Вот и подошло время для подведения итогов. Слово жюри.

Подводим итог урока: Определение победителей.

Награждение участников конкурса за лучший командный и личный ответ

Ведущий :

Наша задача на  уроке  этом –

 Не тайны земные открыть;

Наша задача – хотя бы немного

К ним интерес пробудить.

А летом давайте –

Рюкзак за спиною,

Легким шагом в походы пойдем

И все, что узнаем, и все, что откроем,

Мы школе родной принесем.

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

 



Предварительный просмотр:

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ                                                                  9 класс

  1. организационный момент
  2. проверка дом. Задания:

географический диктант:

  1. численность населения России составляет (145 млн. чел.)
  2. процесс непрерывной смены поколений…. (естественное движение или воспроизводство)
  3. переход от одного типа воспроизводства к другому называется……(демографическая революция)
  4. освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах называется ….(эмансипация)
  5. число родившихся на 1000 человек….(рождаемость)
  6. резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости…..(демографический взрыв)
  7. разница между числом родившихся и числом умерших….(ЕП)
  8. число умерших на 1000 человек ….(смертность)
  9. уменьшение численности называется ….(демографический кизис или депопуляция)
  10. число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся называется ….(младенческая смертность)
  1.  Изучение нового материала

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске:

 Миграция Эмиграция Иммиграция Рэмиграция, Миграционный прирост

Кто из вас может объяснить значение этих слов?

С чем связаны все эти понятия? Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?

Верно, МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

С развитием общества возрастает подвижность населения. Большая часть передвижений связана с привычным образом жизни: на работу, на учебу, к родителям в деревню, за покупками в крупный город. Кроме этого, в течение своей жизни человек может побывать во многих местах: в отпуске на море по путевке в новом незнакомом городе и т.д.

1. Миграция населения - территориальное перемещение населения. Сюда относятся переезды из одних населённых пунктов в другие, ежедневные поездки на работу и учёбу за пределы населённых мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения.

Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение. Миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле слова означает переселение.

Миграция населения классифицируется по различным признакам. Бывает безвозвратной (постоянной) и возвратной. Возвратная миграция населения подразделяется на сезонную, эпизодическую и «маятниковую». Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Ребята, приведите примеры этой миграции.

«Маятниковой» представляют ежедневные или же еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы, расположенных в разных населённых пунктах. Ребята, приведите примеры этой миграции.

Сезонные миграции - это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.

Безвозвратная или постоянная миграция отвечает полноценной, полной, т.е. совершающейся насовсем. Безвозвратная миграция отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Безвозвратная миграция является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.

В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления:

  • внутри городской местности, т.е. между городами и посёлками городского типа;
  • внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями;
  • между сельскими и городскими поселениями, причём раздельно перемещение из сёл в города (сельско-городское миграционное движение) и из города в сёла (городско-сельское миграционное движение). Таким образом, такая миграция способствует процессу урбанизации. А что такое урбанизация? (переезд людей из села в город)
  • По признаку территориальности миграция бывает внешняя и внутренняя. Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную. Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называют эмиграцией, въезд в другую страну - иммиграцией. 

Ребята, чем может характеризоваться приток и отток мигрантов?

Приток: в районах притока мигрантов увеличивается население, т.к. мигранты, в основном, люди молодого и среднего возрастов, увеличивается число браков, что ведет к повышению рождаемости; доля пожилых людей ниже, следовательно, наблюдается уменьшение смертности; увеличение естественного прироста.

Отток: противоположная ситуация, естественная убыль, возникает процесс депопуляции.

2. Причины миграции населения

Почему люди мигрируют? Причин миграции много.

Ребята, давайте рассмотрим причины миграции Главная из них – экономическая. Люди едут в другие страны и районы в поисках работы - трудовая миграция. Среди трудовых мигрантов преобладает неквалифицированная рабочая сила, но и большое значение приобрел приток высококвалифицированной рабочей силы, получивший наименование «утечка умов». В настоящее время за пределами своих стран трудится более 50 млн. человек, большая их часть сосредоточена в Зап. Европе, Северной Америке (ежегодно 0,5 млн.чел. легальных иммигрантов) и странах Персидского залива. Едут в места с более высоким уровнем жизни и заработной платы. Переселение людей из сельской местности в города обуславливается целым рядом преимуществ. Здесь легче найти работу, лучше условия для учебы и проведения досуга, более комфортабельное жилье и прочее. Поэтому в деревнях преобладает пожилое население.

4.  Закрепление материала.

1. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

2.В чем экономическое значение миграции? (они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.)

5. Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему?

5. домашнее задание

Ответить на вопрос: в каких видах миграции         участвовали, или, участвуют члены вашей семьи? письменно



Предварительный просмотр:

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ.             9 класс

  1. Изучение нового материала.

Определим численность населения. На 2013 год - 143 млн. чел. 9 место в мире. 1- Китай (1млрд. 300 млн.), Индия – 2 место (1 млрд.), США – 3 место (266 млн.), Численность населения в России в течении 20 века изменялась. Изменение численности связано с естественным приростом (стр. 26 определение) который определяется соотношением численности родившихся и умерших жителей страны.  Для определения ЕП из показателя рождаемости  вычитают показатель смертности ЕП = Р-С.

Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей

Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей.

Определим динамику ЕП (построить график) стр. 27 таблица

Вывод: численность населения России с 1990 года стала падать. А ЕП с 1991 года стал отрицательным.

Каковы причины снижения численности населения?

  1. Революции, войны
  2. Эпидемии
  3. Голод

1й демографический кризис : отмечен с 1914 года (1 мир. Война, затем революция, голод в 1921 – 1922 гг, эмиграция из России)

2й демографический кризис: определили свертывание НЭПа, (Новая экономическая политика —проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйcтва и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70% зерна, при продналоге — около 30%), индустриализация (промышленный переворот), коллективизация (процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР.), репрессии и голод 1933 – 34 гг.

3й демографический кризис был в годы ВОВ

4 демографический кризис начался в начале 90 х имеет несколько причин, снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация) особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.

Рассмотрим процессы воспроизводства населения и их типы.

Воспроизводство населения –это процесс производства людей людьми, процесс непрерывной смены поколений. Можно заменить понятием естественное движение населения. Естественное движение включает рождаемость, смертность, брачность, разводимость.

3 типа воспроизводства населения

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией

Особенности типов воспроизводства

Тип воспроизводства

рождаемость

смертность

ЕП

архетип

Зависит от природных ресурсов

Равна рождаемости

Прирост невысокий

Традиционный тип

Высокая не регулируется

Высокая низкая продолжительность жизни

невысокий

Современный тип

Невысокая регулируется

снижение

Невысокий, иногда отрицательный

  1. Закрепление

Сравните воспроизводство населения в России с ВН в странах ближнего зарубежья. (в странах Балтии: в Эстонии, Латвии (религия протестантство) рождаемость равна смерти, а в Литве (религия католицизм отрицает планирование детей) рождаемость выше. В средней Азии (религия ислам) высокая рождаемость – демографический взрыв. В республиках Закавказья – высокий ЕП в Азербайджане (религия ислам), а в Грузии и Армении (христианство) низкий уровень ЕП. В славянских государствах Украина, Беларусь ЕП низкий, а в конце 20 века нач. 21 отрицательный.

  1. Домашнее задание

Знать уметь объяснять что означают термины:

  1. ЕП
  2. Смертность
  3. Рождаемость
  4. Младенческая смертность
  5. Демографический кризис
  6. Демографический взрыв
  7. Демографическая революция
  8. Естественное движение населения
  9. Эмансипация
  10. Современный тип воспроизводства


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

ТЕМА «ВОЛГО – ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН»

Цель урока:

  • Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), состав, особенности природы, хозяйственное и культурное развитие Волго – Вятского района на примере города Нижний Новгород. 

Задачи урока:

  • Познавательные: 

- познакомить учащихся с экономико – географическим положением района;

- выявить состав Волго – Вятского района;

- раскрыть особенности хозяйственного и культурного развития Волго – Вятского района;

  • Коммуникативные:

- продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации;

- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (выделять главное, делить текст на части), обобщать, доказывать, делать выводы;

  • Личностные: 

- способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности;

- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;

Методы и приёмы:

- дедуктивный метод формирования понятий;

- по источникам знаний: словесные, объяснение, беседа, рассказ учителя, практические: работа с картой, текстом учебника, дополнительной литературой.

- по характеру познавательной деятельности: частично – поисковый, объяснение нового материала;

Средства обучения:

Учебник, атлас, административная карта России, дополнительная литература, тетрадь, ручка, мультимедиа презентация.

Тип урока:

Комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

- Здравствуйте, садитесь. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, атлас, тетрадь, ручка, карандаш, два дополнительных листа.

2. Проверка домашнего задания. (8 мин.)

- на прошлом уроке, мы начали знакомство с районам Центральной России. И первый район с которым мы познакомились это Москва. Дать оценку ЭГП этого региона.

- Дать оценку природным условиям и ресурсам области.

- следующий вопрос – это отрасли специализации этого района. Расскажите о хозяйстве столичного региона.

- и последний вопрос..

3. Изучение новой темы.(30 мин)

- На одном из предыдущих уроков вы познакомились составом Центрального района. Сколько экономических районов входит в Центральный район? (Три.)

- Назовите их (Центральный, Центрально – Чернозёмный, Волго – Вятский.)

- Верно! С Центральным вы познакомились. Сегодня речь пойдёт о районе, который расположился в бассейнах Волги, Оки и Вятки по соседству с Центральным, Поволжским, Уральским экономическими районами. Догадались, о каком районе сегодня пойдёт речь? (Волго – Вятский экономический район.)

- Молодцы! Что вы хотите узнать о этом районе? (ГП, состав, население, хозяйство и культура.)

- Хорошо. Целью нашего урока будет: Слайд 2.

  • Определить ГП Волго – Вятского района;
  • Выявить состав Волго – Вятского района;
  • Познакомиться с особенностями его хозяйственного и культурного развития;

Знакомиться с этим районом мы будем на примере города - миллионера Нижний Новгород.

У вас на партах лежат технологические карты, которые я прошу по ходу урока заполнять. (Приложение 1.) Слайд 3.

Так же у вас на партах есть дополнительный материал, который поможет вам в заполнении этих карт. (Приложение 2.) 

Для начала давайте определим состав ВВЭР. Откройте учебник на странице 188 и самостоятельно определите какие субъекты Российской Федерации входят в данный экономический район. Слайд 4.

Город Нижний Новгород был основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Слайд 5.

Слайд 6. Население — 1267760 чел (2016), пятый по численности населения город в России. Город — центр агломерации, население которой насчитывает 2,08 млн чел.; Площадь города — 466,5 км2.

Слайд 7. Пользуясь ранее изученным материалом, и картами атласа, самостоятельно запишите о природных условиях и ресурсах.

Слайд 8. По таблице 43, на странице 188 учебника и картам атласа, давайте поговорим о населении. (Средняя плотность населения-32 чел на 1 кв.км Национальный состав – Русские (большинство), также Марийцы, Мордва, Чуваши, Татары, Удмурты. Уровень урбанизации высокий-70 % Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7%,  в материальном производстве занято 69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%.)

Слайд 9. Сегодня от Москвы до Нижнего Новгорода можно добраться за 1 час на самолете, либо на суперсовременном поезде «сапсан» чуть менее чем за 4 часа.

Слайд 10. Но в этот замечательный город можно прибыть и по реке, это привлекает множество туристов, которые совершают круизные путешествия по Оке и Волге.

Слайд 11. Видео про улицу Большая Покровская

Слайд 12. Нижегородская канатная дорога - гордость не только города, но и всей страны, она не только единственная в мире подвесная дорога соединяющая 2 города, она еще самая длинная и самая высокая в Европе, мало того она имеет самый большой безопорный пролет над водой. Что бы добраться из Нижнего Новгорода в город Бор, понадобиться 12,5 минут и 70 рублей. Недорого и эксклюзивно. Из кабинки открывается чудесный вид на город, 2 реки, которые соединяются именно здесь у стен кремля, это место у нижегородцев называется стрелка.

Слайд 13. Нижний Новгород один из немногих городов, который может похвастаться своим метро. Оно имеет 3 ветки: Автозаводскую, Сормовскую и новую ветку открытую совсем недавно Горьковскую. Сейчас ведется строительство еще одной ветки, которая будет связывать центральную часть города с микрорайоном Мещерское озеро.

Слайд 14.  До недавнего времени, связь с верхней частью города осуществлялась только при помощи трамвайного сообщения, маршруток и автобусов, но с открытием метромоста в ноябре 2012 года, до площади Горького можно добраться на метро.

Слайд 15. Видео о Кремле

Слайд 16.  Знаменитая Чкаловская лестница визитная карточка города, самая длинная в России. Два ее кольца образующие восьмерку, давно стали узнаваемым трендом Нижнего Новгорода. Была построена в 1943 году, после победы советских войск под Сталинградом. Эта лестница, самая большая в России, состоит из 560 ступенек. Многие нижегородцы их считали и всегда получались разные цифры. У меня их получилось 600

Слайд 17. Свое название лестница получила в честь летчика испытателя Валерия Чкалова, который первым совершил перелет в Америку через северный полюс. Бронзовый памятник Валерию Чкалову изготовил его друг Иссак Менделевич в 1940 году, спустя 2 года после гибели отважного летчика.

Слайд 18. От памятника Чкалову начинается верхневолжская набережная, в нижнем ее называют откосы здесь очень красиво, поэтом всегда многолюдно, по старой городской традиции школьники встречают тут рассвет после школьного бала. Нижегородский откос стал вдохновением для многих великих писателей. В разное время здесь гуляли Александр Дюма и Владимир Маяковский, Александр Пушкин и Тарас Шевченко, говорят, что даже Льюис Керрол именно здесь начал писать "Алису в стране чудес". На откосе расположены три музея, художественный, исторический и музей нижегородской радиолаборатории. Отсюда на всю страну в 1919 году заговорило первое советское радио.

Слайд 19. Видео «известные нижегородцы»

Слайд 20. В 1936 году в Нижнем Новгороде проходила парусная регата, победителем которого стал студент политехнического института  Слава Алексеев. Спустя 20 лет именно этот Ростислав Алексеев стал конструктором первых в мире судов на подводных крыльях: ракет и метеоров. Портрет Ростислава Алексеева помещен в национальной библиотеке конгресса США наряду с самыми выдающимися изобретателями человечества. А технический университет в Нижнем Новгороде носит имя легендарного конструктора.

Слайд 21. Нижний Новгород город профессоров, студентов и инженеров.  В городе работают 12 вузов, 5 академий и 8 научных исследовательских университетов, имеющих международное значение.

Слайд 22. Видео про М. Горького

В Нижнем Новгороде огромное количество объектов непроизводственной сферы. Различные торгово - развлекательные комплекты, магазины, и прочее. Но самым интересным остается Нижегородская ярмарка. Посмотрите следующий видеофрагмент и ответьте на вопрос почему Нижний Новгород называют "карман России"?

Слайд 23. Видео про ярмарку

Слайд 24. Сегодняшняя ярмарка так же знаменита и привлекательна для зарубежных инвесторов, видимо не оскудели карманы нижегородцев и сегодня, если судить по росту строительства крупных торговых центров, в которых есть и кинозалы, и фитнес клубы, кафе и магазины для покупателей с различным уровнем достатка.

Слайд 25. Нельзя не упомянуть и о знаменитом нижегородском зоопарке "Лимпопо", который является членом Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков. Это место стало излюбленным местом и детей и взрослых. Именно здесь нижегородцы дают имена малышам, появившимся на свет, а школьники проводят в зоопарке уроки биологии.

Слайд 26. В Нижнем Новгороде до сих пор сохранилась детская железная дорога протяженностью 3км.300м. Уникальная узкая колея и действующий узкоколейный паровоз КП4, их в мире осталось 10. И Нижний Новгород счастливый обладатель такого паровоза.

Слайд 27. Для того что бы рассказать о всех достопримечательностях этого замечательного города одного урока мало, в городе работают 14 театров. Среди них три академических театра (драмы, оперы и балета имени А. С. Пушкина и театр кукол), театры комедии, юного зрителя и др.: около 60 музеев различной направленности, более 20 действующих кинотеатров, планетарий, цирк, парки культуры и отдыха, для верующих открыты и православные храмы и мечеть и синагога.

Слайд 28. Сейчас по картам атласа давайте определим специализацию района. (Машиностроение, Химическая промышленность, Лесная промышленность, Электроэнергетика, Легкая промышленность, Металлообработка, Стекольная промышленность)

Слайд 29. Конечно Нижний Новгород и весь район, как и другие испытывает ряд проблем. давайте обратимся к тексту учебника и попробуем их определить.

Слайд 30. Видео «впервые в России»

Ну и последнее из интересных фактов о Нижнем Новгороде. Этот город родина известного персонажа Э. Успенского - Чебурашки. Имя своему герою он подслушал именно здесь. Однажды друг успенского видя, как его дочь в очередной раз упала, вздохнул и сказал "ой, опять чебурахнулась", слово врезалось в память успенскому и он

превратил его в имя Чебурашка.

Слайд 31. Фильм заключение 

4. Итоги урока (2 мин.)

- С каким экономическим районом вы познакомились? (Волго – Вятский)

- Сколько субъектов федерации входит в состав района?(Пять (Нижегородская и Кировская область, республики Чувашия, Марий – Эл и Мордовия.))

- Какие особенности вам запомнились больше всего? (Выгодное ГП, природно – территориальная неоднородность, этническое разнообразие.)

5. Домашнее задание.(4 мин.)

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о городах Центрально – Черноземного экономического района (Воронеж, Курск, КМА) – промышленность, ГП, население, достопримечательности, природные ресурсы, природные условия, проблемы.

Общие задания:

  1. Параграф 41
  2. Выполнить работу в контурных картах: отметить на карте специализацию, природные ресурсы, города, республики, области Волго – Вятского района

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...