ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
статья по географии на тему

Матюшина Ирина Сергеевна

Статья " Патриотическое воспитание школьников средствами семейных традиций в школьном курсе географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orfanovskie_chteniya.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  372.891

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Винокурова Н.Ф.

           д. п. н., профессор, Нижегородский Государственный педагогический университет им       К.Минина

Матюшина И.С.

Магистр Нижегородского Государственного педагогического Университета

                                                                                   им. К. Минина, гр. МГО-16

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос о формировании патриотизма у школьников на уроках географии  средствами семейных традиций. Раскрываются  основные направления патриотического воспитания  в историческом аспекте и с учетом  современных требований к образованию. Описан авторский вариант формирования у школьников любви  к  своей Родине, уважения к культуре, традициям и обычаям своей страны в рамках проекта по географии в разделе « Население» (7 класс).

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание,  семейная традиция.

PATRIOTIC   EDUCATION   OF PUPILS BY MEANS OF FAMILY  TRADITIONS  IN A SCHOOL COURSE OF GEOGRAPFY

Vinokurova N. F

 Doctor of pedagogical Sciences, Professor Of  Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Matushina I.S.

  Master Of  Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, MGO-16

Abstract: the article examines one of the urgent questions of education: how the teacher can form patriotism at the Geography lessons using family traditions. It speaks about the main directions of patriotic education from historical point of view, meeting modern requirements for the process of education.

The author describes the ways she uses to form pupils respect and love for the traditions and customs of their Motherland in the frames of project «Population» (7th form)

Key words: patriotism, patriotic education, family traditions

     В современной школе в условиях реализации ФГОС  большое внимание уделяется формированию нравственно - этической ориентации школьников, гражданской идентичности, воспитанию патриотических чувств  к своей Родине.  Патриотизм означает любовь и  преданность  к своей стране, к своему народу. По словам  Д. С. Лихачева, патриотизм – это «… благороднейшее  из чувств. Это даже не чувство-это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек  и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели.»  [7] Н.Д. Никандров, считает, что  «человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и если сможет-богатства страны тем, кто  дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках.[9]

     Новые направления  в патриотическом воспитании граждан были изложены в государственной программе  « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Согласно программе патриотическое воспитание – это систематическая   и   целенаправленная  деятельность органов государственной  власти, гражданского  общества и семьи по формированию у граждан  патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Одной из главных задач согласно данной программe  является содействие укреплению национального сознания, воспитание у граждан уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к нормам социальной жизни.  Реализация  данного направления осуществляется на основе методического сопровождения, направленного на разработку  новых программ, подходов, технологий. Большие возможности  в патриотическом  воспитании школьников имеют семейные традиции.

Как известно, важнейшей составляющей патриотического воспитания школьников является семья. Ф. Бэкон  писал: « любовь к Родине начинается с семьи.»[1]  Именно в семье из поколения в поколение  прививаются нравственные ценности: любовь, доброта, ответственность, честь, совесть. Ребенок с рождения начинает любить место, где он живет, людей, которые его окружают, природу вокруг. Любовь к дому, к жизненному укладу, традициям своей семьи рождает любовь к своей Родине.

В современном обществе семейное воспитание является приоритетным, однако роль его менялась в разные периоды истории. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная на общественное воспитание, что принижало роль семьи, как социального института. Не смотря на это, семья была объектом  исследования многих наук, в частности философии и педагогики. Благодаря исследованиям, теория семейного воспитания в начале 20 века обосновалась, как самостоятельная область знаний и нашла отражение в трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта. Позднее данная область знаний выступает как научное направление, со своими целями, задачами, принципами воспитания ребенка в семье, которые актуальны  и сегодня.

Действительно, семья является для ребенка той самой школой, в которой он получает богатейший опыт общения с людьми, основанный на заботе о старших и младших, на любви и уважении, на преданности своему народу, своей земле. Воспитание посредством традиций, обычаев, фольклора повышает  уровень духовной культуры человека, способствует  формированию патриотических чувств.

В культурологическом словаре дается такое определение традиции: «Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени». Изучение семейных традиций  в школе является одним из важнейших компонентов в реализации программы по патриотическому воспитанию школьников.  Проблема гражданского, патриотического,  духовно-нравственного воспитания  школьников средствами школьной географии  активно разрабатывается в методике обучения [4]. Вместе с тем важно рассмотреть преемственность в патриотическом воспитании школьников, в том числе средствами семейных традиций.

В школьной программе начального образования курс « Окружающий мир» позволяет  ребенку усвоить  особенности взаимоотношений с людьми,  осознать  себя членом общества. В старшей школе возрастные особенности учащихся позволяют глубже проникнуть в суть многих вопросов, связанных с происхождением своего народа, традициями и обычаями своего народа и семьи. Содержание курса географии способствует углублению знаний о населении планеты, традициях и обычаях народов, населяющих разные страны, их жизнь, быт и хозяйственную деятельность в различных природных условиях. Познакомить детей с традициями и обычаями народов мира и своего народа, а так же своей семьи  можно на уроке географии  в 7 классе по теме: «Народы, языки, религии» в  разделе «Население». Учащимся предлагается  вместе с родителями создать проект. В рамках данного проекта в классе проходит выставка памятных вещей «Моя семейная реликвия», конкурс презентаций «Традиции моей семьи»,  а его конечным результатом является создание семейного памятного альбома. Вместе с родителями учащиеся вклеивают в альбом фотографии своих родственников, фронтовые письма, поздравительные открытки, рисунки, долгое время хранившиеся в шкафах. В. А. Сухомлинский пишет: «Береги семейные реликвии Великой Отечественной войны: письма твоего деда и прадеда, медали и ордена, фотографии. Это честь и гордость твоего рода…».[7] В процессе работы над проектом ребенок знакомится с историей своей семьи, своего народа, своей страны, а памятный альбом является той самой нитью, которая крепко связывает поколения одной семьи,  позволяет проследить эту  связь, сохранить ее и не разорвать, испытать чувство гордости за свою семью. Совместный досуг укрепляет взаимоотношения между членами семьи, способствует сплочению, повышает их  культурный уровень.

Семейные традиции – это основа патриотического воспитания подрастающего поколения, они способствуют укреплению семей, воспитанию в детях,  любви к своей семье и к своей стране. Хочется закончить свою статью замечательными словами В. А. Сухомлинского, которые  призывает нас хранить семейные традиции и передавать их  от поколения к поколению «История нашего народа - это духовное богатство. Передавай внукам и правнукам предания рода своего, рассказы о подвигах и заслугах своих предков»[10].

В современных эколого-неблагоприятных условиях  становление патриотизма и гражданственности у школьников средствами семейных традиций должно учитывать экологические приоритеты как духовные доминанты развития общества,  необходимость перехода на путь устойчивого развития[3,8]. Нами в экспериментальных материалах по данной проблеме  учитываются эти новые  требования к развитию образованию.

     

Литература:

1.Бакун, Д. Афоризмы. Собрание мудрости всех времен и народов. 8800 афоризмов великих людей / Д. Бакун.- М.:АСТ, 2011.- 688 с

2. Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [ электронный ресурс ]- режим доступа-http://www.gospatriotprogramma.ru/index.php.

3.Винокурова Н.Ф., Винокуров А.А., Ефимова О.Е. Экологические приоритеты как духовные доминанты развития общества./В сб. Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность. Материалы международной научно - практической конференции.2015.199-205.

4.Винокурова Н.Ф. , Пряженцова М.Е.  Гражданское воспитание учащихся средствами  школьной географии // География в школе .2015.№5.С.32-36.

5. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000, -с.577

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.и высш. пед. учеб. Заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 232 с.

7. Лихачев, Д.С. Избранное. Великое наследие. Заметки о русском /Д. С. Лихачев. –СПб .: «LOGOS», 1997, с.521

8.Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н.Феномен Культуры устойчивого развития в образовании ХХ1 века //Вестник Мининского университета.2015 №2(10).С.6.

9. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. / Н.Д. Никандров // Педагогика.-1998.-№ 4.- С.5-6.

10. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие /Сост. О. В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990.-288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников : проблемы, традиции, потенциал,перспективы.

        Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждо...

Патриотическое воспитание школьников средствами хореографии

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. Также хореограф...

Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами историко - краеведческого объединения «Мои истоки».

Одним  из патриотических направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание. Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно – нравственное  сос...

Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Данный проект был представлен и на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций ...

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация".

Гражданско - патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация....

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства

Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...

Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:     1. Проп...