Агрессивное вождение.
проект по географии (10 класс) на тему

Тарасевич Дина Ивановна

Споры вокруг агрессивного вождения ведутся в обществе давно. Впрочем, это и не споры. Все стороны как негативное явление оценивают "агрессивное вождение", но нет в этом вопросе единомнения. Мы попытались, только поверхностно, оценить такое явление вокруг нас. И пришли к неожиданному мнению. А есть ли "агрессивный пешеход"?... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._agressivnoe_vozhdenie.docx356.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1 им Н М ПРЖЕВАЛЬСКОГО»

                                                                       

Реферат на тему

«Агрессивное вождение»

                                                    Выполнила: Панкова Дарья Владимировна

                                                    Руководитель: Тарасевич Дина Ивановна

г. Смоленск

2015 год

Содержание

Введение2

Термин «агрессивное вождение»5

Понятие «водитель-агрессор»7

Причины агрессивного вождения 9

Психология водителя-агрессора11

Наказание за агрессивное вождение13

Жертвы агрессивного вождения15

Федеральные проекты16

Социальный опрос17

Агрессивный пешеход21

Урок-игра с учениками начальной школы23

Экологическая проблема24

Источники26

Приложение 127

Приложение 228

Введение

В сентябре 2013 года, в самом начале учебного года, наша одноклассница на пешеходном переходе на зеленый свет светофора была сбита автомобилем. Водитель признал, что был занят разговором с женой, не заметил, как загорелся красный свет, но виновным себе не признает.

3 ноября 2014 г в 17.30 на 373 км автодороги Брянск-Смоленск (Витебское шоссе), водитель, лишенный за пьянку прав, управляя «Мицубиси», выехал на полосу встречного движения и врезался в «семерку», в которой ехала молодая семья. 38-летний водитель «семерки» погиб на месте происшествия. Двухмесячный младенец «ВАЗа» от полученных телесных повреждений в 18.30 ч скончался в 1-ой Клинической больнице г. Смоленска. 32-летняя женщина была госпитализирована в Красный Крест. Эта трагедия вызвала большое возмущение смолян. Звучали и предположения, что водитель «Мицубиси» был пьян. Но в ГИБДД нам эту информацию не подтвердили, пояснив, что проводится медицинская экспертиза, результаты которой станут известны через 10 дней. До этого срока 32-летний водитель «Мицубиси» не дожил.

15 ноября около 21:30 на 191 км дороги «Смоленск-Вязьма-Зубцов» в Вяземском районе 40-летний водитель, управляя автомобилем «Ниссан Навара», двигаясь в сторону Вязьмы, не правильно выбрал безопасную скорость для движения, не справился с управлением и совершил опрокидывание в левый кювет. В результате ДТП водитель от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия, 43-летний пассажир с сотрясением головного мозга и переломами ребер госпитализирован в Вяземскую больницу.

Наберите любую информационную программу с аббревиатурой «ДТП» и на экране появятся десятки, если не сотни сообщений об авариях, произошедших в разных концах города, области, страны.

Наша одноклассница долго восстанавливалась от полученных травм, пережив искусственную кому и, по словам врачей, отделалась «легким испугом». Но это не единичный случай, а только один из тысяч.  

 Цифры заставляют задуматься: каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нет в некоторых маленьких городках. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город.

Последнее время в нашей стране стал часто употребляться термин «агрессивное вождение», но ни в ПДД, ни в законах он не закреплен. Так что же он обозначает на самом деле? Откуда берет свои истоки? И почему в России он только-только входит в обиход?

Цель работы: рассмотреть термин «агрессивное вождение», причины такого поведения, можно ли применять термин к пешеходам, и не пора ввести ли термин «агрессивный пешеход».

 Задача работы:

  • Знакомство с Интернет ресурсами, содержащими информацию по данной теме.
  • Проведение опроса среди учащихся и их родителей для получения информации о том, как воспринимает общество явление «агрессивное вождение».
  • Создание презентации, демонстрирующей информацию проекта.
  • Создание мультфильма, демонстрирующего необходимость соблюдения ПДД и воздержания от агрессивного поведения.
  • Проведение урока-игры с учащимися начальной школы для ознакомления с терминами «агрессивное вождение», «водитель-агрессор», «агрессивный пешеход», а так же углубление знаний ПДД.

Гипотеза: Узнав больше об агрессивном вождении, о причинах такого явления, возможно, многие станут более аккуратными на дороге, станут соблюдать необходимые ПДД.


Термин «агрессивное вождение»

Агрессивное вождение – дорожная ярость или неосторожное вождение, в некоторых случаях откровенно хамское поведение водителей вовремя управление транспортным средством (использование грубых жестов, бранных оскорблений). Термин происходит от английского словосочетания «Road Rage».

Принято считать, что выражение «Дорожная ярость» или «Дорожный гнев» впервые было упомянуто в США в 1987—1988 году, когда ведущий одного из телевизионных каналов Лос-Анджелеса в прямом эфире употребил выражение Road Rage.

Согласно определению Национальной администрации безопасности дорожного движения (National highway traffic safety administration – NHTSA) агрессивным вождением является поведение участника дорожного движения, при котором он «совершает ряд нарушений правил дорожного движения, подвергая опасности жизнь и имущество других участников движения». Иными словами, такое поведение, которое ущемляет интересы других участников дорожного движения, провоцирует их на ответную агрессивную реакцию и приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

Полиция Нью-Йорка даёт следующее определение агрессивному вождению «агрессивное вождение – эгоистичное, самонадеянное, бесцеремонное управление моторным транспортным средством, при котором не уделяется внимание безопасности других участников дорожного движения».

Еще в 1930 – 1970 гг в США и Европе был четко осознан тот факт, что «дорога не убивает». То есть, если водитель правильно обучен и правильно мотивирован, обязан адаптироваться к фактическим условиям, то есть выбирать режимы движения, позволяющие избегать аварийных ситуаций независимо от дорожных условий.

        Если же поведение водителя противоречит вышеперечисленным принципам, его вождение признается агрессивным.

Стоит заметить, что в законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре разделено понятие "небережное вождение" с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и "опасное вождение" с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). "Небережное вождение" признается административно-правовым нарушением, а "опасное вождение" может стать уголовно-наказуемым деянием как более серьезная форма неосторожности и небрежности.

Но в России данный термин так же не остается без внимания. Депутат Госдумы Ярослав Нилов выразил свое понимание «агрессивного вождения» так: «Агрессивное вождение может выражаться в опасном перестроении по полосам движения, в резком торможении, совершаемом после резкого ускорения, в намеренном создании других искусственных помех для других водителей или опасном приближении к впереди идущему автомобилю. Одна из главных характеристик такого агрессивного вождения явно умышленное, намеренное, осознанное создание помех для других участников дорожного движения».


Понятие «водитель-агрессор»

Для водителей, которые наиболее склонны к проявлению агрессии на дороге и частым нарушениям, появился специальный термин – «accident prone driver». Дословно от английского – склонный к аварии водитель. В русском языке синонимом данному словосочетанию является понятие «агрессивный водитель». Указанное понятие основано на гипотезе, согласно которой небольшое количество водителей становятся участниками непропорционально большого количества ДТП.

Примером водителей – агрессоров выступают многие известные личности. Например, Известный рэпер 50 Cent в 2006 году был задержан в США за агрессивное вождение собственного Lamborghini – водитель резко перестраивался с полосы на полосу. Позднее певца отпустили, оштрафовав на 220 долларов. Пилот Формулы-1 Льюис Хэмилтон лишился своего автомобиля Mercedes-Benz в Австралии за то, что «жег шины», развлекая болельщиков. Такое поведение было признано «агрессивным вождением» – позднее Льюис был оштрафован на 500 австралийских долларов, а его машина – продана с аукциона за 155 тысяч долларов.

 Или же в Великобритании водитель мотоцикла, разогнавшийся на трассе до 240 километров в час, выложивший свой заезд в интернет, был лишен прав на 5 лет, а также приговорен к условному сроку на два года и 150 часам общественных работ. Формулировка – за агрессивное вождение и создание угрозы безопасности другим водителям.

К теме водителей – агрессоров подходит статья с сайта driver2.ru : «По исследованиям Gocompare.com в Великобритании был составлен рейтинг опасностей дорожной ситуации в островном государстве. В ходе этого опроса использовали мнение более 3 тысяч водителей.

Главным откровением этого опроса для многих стало подтверждение агрессивности водителей BMW, о которой заявило более 50 процентов респондентов. Более того, 65 процентов опрошенных водителей отметили, что они сталкиваются с проявлениями агрессивности на дороге по крайне мере один раз в час. Ну а 10 процентов отметили, что в результате агрессивной выходки другого водителя они попали в ДТП».

Рассматривая понятие «водитель-агрессор» со стороны обществознания, можно отметить, что правонарушение, например, пересечение двух сплошных, является умышленным, так как водитель совершает действие, надеясь на то, что он успеет увернуться от встречной машины. Это правонарушение противоправно, то есть нарушает нормы права. Так же правонарушение может быть совершено по неосторожности, то есть лицо предвидит, что в результате его действий могут возникнуть общественно вредные последствия, но  легкомысленно рассчитывает их избежать.

Как уже отмечалось ранее, проблема агрессивного вождения характерна для многих стран мира. Зависит ли агрессивность водителей на дороге от социальных, экономических и демографических характеристик? Да, зависит. На просторах Интернета нами была найдена следующая информация: «Агрессивными водителями чаще всего являются мужчины от 18 до 30 лет, с высоким и очень высоким уровнем дохода, предпочитающие ездить на BMW, Audi, Mercedes. Таким образом, самыми богатыми на агрессивных водителей странами являются Россия и Латвия, а странами с минимальным проявлением агрессивности на дороге являются Финляндия, Германия и Швеция». Так же мне хочется заметить, что в России и Латвии качество дорог гораздо хуже, чем в Скандинавских странах и Германии.

Что же касается России, то я исследовала несколько крупных городов на соотношение водителей-агрессоров и социально-экономических характеристик.

Город

Преобладающая марка автомобилей

Уровень агрессивности

Москва

Ford, Toyota, Volkswagen, Mercedes

Очень высокая агрессивность

Санкт-Петербург

Lada, Nissan, Volkswagen

Высокая агрессивность

Казань

Lada, Toyota, Ford, BMW

Высокая агрессивность

Смоленск

Lada, Volkswagen, Skoda

Высокая агрессивность

Таким образом, определив, какие марки авомобилей преобладают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Смоленске, и каков уровень агрессивности на дорогах этих городов, мы сделали вывод, что в городах, где преобладают отечественные автомобили, автомобили немецких и японских марок, уровень агрессивности высок или очень высок. Исследовав только 4 города, мы увидели, что агрессивность на дорогах России не является редкостью, что говорит об истинносте вышепредставленных данных из Интернет-ресурса.


Причины агрессивного вождения

Безусловно, автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. В результате массовой доступности произошло значительное увеличение темпов автомобилизации населения - на 131 % за последние 15 лет. Подвижность автомобилизированного населения за это же время увеличилась на 145 %.

Отсутствие комфортного передвижения, стесненные городские условия, ограниченность парковочного пространства в совокупности с низкой культурой вождения, пренебрежением интересами остальных участников движения являются причинами повышенной аварийности и ДТП. В силу неуважения и незнания даже элементарных ПДД бесчисленные случаи агрессивного вождения, являющиеся причинами высокого уровня жертв на дорогах, происходят ежедневно.

        Согласно статистическим данным, всего за 2013 год в России произошло 185 764 ДТП, из которых примерно 131 913 (71%) вызвано агрессивными действиями водителей. Число погибших в результате нарушений ПДД возросло за год на 5,6% или 1245 человек. Подобная ситуация наблюдалась и в США: рост смертности в результате ДТП составлял в среднем 7% в год, начиная с 1990 года. Всего в период с 1990-2000 в США произошло 51-процентное увеличение ДТП, связанных с нарушением ПДД и агрессивным вождением (по данным NHTSA).

        Однако истинные причины агрессивного поведения в нашей стране кроются, в первую очередь, в неразвитости институциональных факторов: в России не только не принята знаменитая аксиома: «дорога не убивает», но даже законодательно закреплен «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении».

Человеческие качества так же являются причиной агрессивного вождения. Большинство водителей придерживаются следующих правил и понятий:

  • Скорость - стремление соревноваться с другими водителями или доехать как можно быстрее
  • Желание преподать урок соседям по автомобильному движению
  • Отсутствие уважения к другим водителям

 В нашей стране в результате пренебрежительного отношения к законодательству вырастает поколение людей, которое нарушение ПДД даже не воспринимает как нарушение законодательства. Увеличение количества «молодых новичков», еще плохо ориентирующихся в широком спектре дорожных ситуаций, не имеющих жизненного опыта, тоже вносит свою лепту в осложнение дорожной ситуации.


Психология водителя-агрессора

В ноябре этого года я записалась на курсы в автошколу. Меня удивило то, что помимо ПДД преподается еще и психология. За 4 часа нам рассказали, как взять себя в руки при опасной ситуации, на какие стороны мыслительного процесса стоит обратить особое внимание, находясь за рулем, а также была затронута тема агрессивного вождения. Однако, преподаватель обошел ее стороной, не сказав толком ничего внятного. Именно поэтому я решила рассмотреть агрессивное поведение на дороге с точки зрения психологии.

Одной из причин того, почему водители ведут себя агрессивно, с точки зрения психологии является разделение на «своих» и «чужих». Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Другая причина – ощущение защищенности и анонимности. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет... запрет тонировки. Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается чувства защищенности, то установлено, что чем больше автомобиль, тем сильнее оно. Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, — рассказывает Сергей Еникопов, кандидат психологических наук. — Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. Плюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости. Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».

Еще одна причина кроется в специфике российских дорог. Руководитель проекта Probok.net Александр Шумский придерживается этого мнения: « Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.

Для того, чтобы глубже изучить вопрос «Что чувствует водитель, когда нарушает ПДД?» я провела опрос среди моих знакомых – водителей, проанализировала их поведение при ответе. Из 10 полученных ответов я сделала вывод, что водители, нарушая ПДД, в большинстве случаев надеются на «авось», а некоторые и вовсе не признают себя агрессивными на дороге. Интересным фактом является то, что после того, как последовал мой вопрос, положение тела 6 из 10 опрошенных изменилось: их поза стала закрытой, они сомкнули руки на груди, что свидетельствует о появлении состояния тревожности, неуверенности в себе; 5 из 10 опрошенных при произнесении фразы типа: «В прошлый раз повезло и в этот повезет» «выдавливали» на своем лице неестественную и натянутую улыбку, что является признаком вранья, еще 2 человека активно потирали свой нос, что так же характеризует лжеца.

Таким образом, нет того водителя, который ни разу не нарушал ПДД, а все отговорки – это лишь ложь, которой оправдывается нарушитель.


Наказание за агрессивное вождение

Так как в России официально не принято понятие «агрессивное вождение», то и наказания за него нет. Но стоит заметить, что попытки к его принятию были. Поправки в Административный кодекс в Госдуму внесли представители ЛДПР. Предлагалось ввести ответственность за управление транспортным средством, создающее угрозу аварийной ситуации (агрессивный метод вождения). Однако, предложение не было утверждено, так как сначала необходимо интегрировать сам термин «агрессивное вождение» в ПДД. А также в апреле 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту решить вопрос о введении ответственности за опасное и неосторожное вождение. Но, к сожалению, данный вопрос не решен до сих пор.

В законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, в которых установлена ответственность за агрессивное вождение. Вот некоторые виды наказаний:

Страна

Наказание

Великобритания

Согласно действующим с 1992 года поправкам, опасное вождение карается тюремным сроком до двух лет лишения свободы и (или) штрафом, сумму которого назначает суд в зависимости от тяжести правонарушения. Агрессивный водитель также лишается права управления автомобилем с обязательной пересдачей экзамена по управлению автомобилем.

Германия

За агрессивный стиль езды автовладелец не только заплатит штраф в размере 250 евро, но и лишится водительских прав сроком на три месяца.

США

Размер штрафа, который агрессивный водитель должен будет выплатить в различных штатах, колеблется от  500 до 2500 долларов.
При этом нарушитель лишается права управления транспортным средством на срок от одного месяца до полугода.
При многократном совершении подобного правонарушения может последовать тюремное заключение на срок до полугода. 

Австралия

За агрессивный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до  5500 долларов или лишить водительских прав сроком на три года. А за повторное нарушение этого же водителя уже может ждать лишение водительских прав сроком на пять лет или административный арест.

Япония

Японцы, позволяющие себе агрессивный стиль езды, караются штрафом и исправительными работами в течение 6 месяцев.

Возможно, если бы в России ввели такие же меры против водителей-агрессоров, ДТП стало бы меньше.


Жертвы агрессивного вождения

Почти в результате каждого ДТП появляются жертвы. На месте жертвы может быть сам водитель, пассажиры или невинные прохожие.

    Есть три основных причины ДТП – это агрессивное вождение, вождение в нетрезвом виде и нарушение правил пешеходами. Однако в некоторых источниках можно увидеть и четвертую, которая склоняется к неважному качеству дорог. На таких дорогах за год произошло больше 40 тысяч ДТП. И, согласно статистике, порядка 84 % всех ДТП вызваны именно нарушениями ПДД, а не другими причинами.

     Многие ДТП заканчиваются трагически. Таким образом, ежегодно в результате автокатастроф погибает более 1,2 миллионов человек. Так с января по ноябрь 2007 года по информации ГИБДД России только в нашей стране произошло 214 157 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 30 227 человек, ещё 268 070 человек получили ранения различной тяжести.

    По данным специалистов из Всемирной Организации Здоровья (World Health Organization) за все годы существования автомобилей, в ДТП уже погибло около 25 миллионов человек.


Федеральные проекты

В нашей стране, хотя и в ПДД нет термина «агрессивное вождение», все равно происходит борьба за соблюдение ПДД.

Примером борьбы может послужить федеральный проект «СтопХам».

СтопХам — некоммерческая организация (НКО), выступающая против хамства и нарушений водителями транспортных средств правил парковки. Участники движения фиксируют на видеокамеру правонарушения и иные незаконные действия автолюбителей и загружают в Сеть Интернет в виде отдельных выпусков. С 2010 существовала в составе проектов «Наши-2.0» и «Сталь» молодёжного движения «Наши». С 2012 года программа преобразована в самостоятельное российское общественное объединение. Последователи движения имеются не только в целом ряде городов России, но также на Украине и в Молдавии.

В качестве основной цели общественного объединения декларируется борьба с нарушением правил дорожного движения и пренебрежением к окружающим со стороны его участников: парковка в неположенном месте, самозахват городской земли для парковок, использование тротуаров для передвижения на автомобиле и т. п. Участники акции ищут неправильно припаркованные автомобили, создающие помехи для окружающих и, при наличии в автомобиле водителя, обращаются к нему с просьбой припарковать автомобиль в соответствии с ПДД. В случае отказа сделать это, либо при отсутствии водителя, на лобовое стекло автомобиля с пассажирской стороны приклеивается круглый стикер с текстом «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу». Процесс, нередко сопровождающийся со стороны водителей оскорблениями и попытками подраться, снимается на видеоносители (телефоны, камеры), после чего активисты проекта монтируют видеоролики, которые выкладывают в Интернете: на YouTube, ВКонтакте и на официальном сайте движения.

Еще одной акцией по борьбе с нарушителями ПДД являются макеты машин ДПС по обочинам Федеральных трасс. Издали муляжи очень похожи на настоящие машины, при виде которых добросовестные водители сбрасывают скорость, тем самым предотвращая ДТП на опасных участках.

     


Социальный опрос

В процессе работы над проектом проведен опрос учащихся гимназии и их родителей, с целью выяснения отношения  к агрессии на дороге.

В опросе принимали участие мои сверстники (14-18 лет) и люди старшего поколения.

Как видно из диаграммы, подавляющее большинство респондентов определило себя как уже состоявшихся водителей или обязательно в недалеком будущем водителями. Только одна треть, по разным причинам, решила остаться пешеходами.

И, к сожалению, больше половины участников, так или и иначе, сталкивались с агрессией на дорогах. Интересное наблюдение, взрослые участники опроса реже сталкивались с агрессией на дорогах.

Практически, 50% отвечают агрессией на выпады противоположной стороны. Еще раз отмечу, что главными участниками опроса были гимназисты.  Другой распространенной реакцией является игнорирование агрессивного поведения. Такое понимание ситуации проявляют в основном взрослые.

 

Большинство опрошенных сходится во мнении, что «агрессивный водитель» это злой и возмущенный.

Настоящим откровением для меня, но отнюдь не для учителя географии, стали ответы на такой простой вопрос. 55% респондентов –  нарушители правил!

Но при этом, 64% участников дорожного движения не считают себя агрессивным водителем или пешеходом!


Агрессивный пешеход

И здесь наметилось противоречие. Если 55% нарушают правила ПДД можно ли рассматривать себя как неагрессивного участника дорожного движения? И правомерно ли ввести такой термин как «агрессивный пешеход»? На данный запрос в поисковой сети появился 1 миллион ответов. И все, как один, показывают различные ситуации на дорогах, связанные с поведением пешеходов, от курьезных до трагических. Водители на данный вопрос не сразу находили ответ. Скорее, говорили они, пешеходы не агрессивные, а … невнимательные, бестолковые, без головы на плечах и т.д.

Посмотрим определение «Агрессивное поведение, или агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов, сознательно или нет, разве не попадает под определение? Оцените свое собственное поведение на дорогах.

На площади Победы работает новый светофор на пересечении трамвайных путей. Как только он появился пешеходы не знали и переходили дорогу по привычке. Но теперь, горожане в курсе наличия светофора. Конечно, большинство людей законопослушные граждане, но каждый раз находятся те, кто переходит дорогу на красный свет.

Как переходят дорогу на нерегулируемых переходах? Много ли переходящих обращает внимание на идущий транспорт? Много ли останавливается перед переходом? Никогда не видели, как бывает автомобиль остановился на пешеходном переходе и стоит там, не может тронуться, потому что люди ступают на переход постоянно? Сколько людей переходит дорогу в неположенном месте? Особенно это характерно для остановок общественного транспорта. Хорошо, если водитель вовремя заметил. Но в осенне-зимнее время года, в ненастную погоду, если пешеход одет в темную одежду? Не порождает ли такое наше поведение ответную реакцию уже со стороны водителей.

Проводя аналогию с правонарушением со стороны водителей-агрессоров, агрессивные пешеходы так же проявляют неосторожность, например, переходя дорогу в неположенном месте, рассчитывает быстро «проскочить» и не попасть под машину. Это является умышленным правонарушением.

Никто не оправдывает водителей-лихачей. И, как правило, страдают не агрессивные пешеходы или агрессивные водители, а вполне законопослушные граждане.

И еще одна цифра требует большего внимания для анализа. Большинство гимназистов указали, что отвечают агрессией на агрессию. Кстати, это не характерно для опытных взрослых людей, которые знают, что агрессора можно утихомирить только полным игнорированием. А молодое поколение требует отмщения. Правда, и понятие агрессии у разных категорий может быть разное.

Можно ли придумать достаточное наказание для агрессивных водителей? Можно ли призвать пешеходов действовать на дороге аккуратно, помнить, что вы не одни участники дорожного движения? Если посмотреть на данную ситуацию в целом, наше поведение на дороге как в зеркале отражает поведение в жизни. Из результатов опроса видно, что взрослые люди гораздо спокойнее и умеют принимать поведение людей как данность. Молодые люди более бескомпромиссные, эгоцентричные. Большинство из них, является единственным ребенком в семье. Это накладывает отпечаток и на поведение в обществе, на работе, на дороге. Чтобы изменить отношение водителей и пешеходов к поведению на дороге, необходимо изменить поведение людей среди себе подобных. Закончить хочется словами Б. Шоу

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать   под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».


 Урок-игра с учениками начальной школы

Главной целью урока было ознакомление детей с терминами «агрессивное вождение», «водитель-агрессор», «агрессивный пешеход» и углубление знаний ПДД.

По результатам урока выяснилось, что большая часть детей знала об этих понятиях, но в своем лексиконе не имела точного определения до урока, что говорит о его полезности. Помимо того все ученики назвали основные правила дорожного движения относительно пешехода. Чтобы закрепить полученные знания детям был показан мультик, и предложено разгадать кроссворд, с которым они справились на отлично.

План урока и его наглядные результаты размещены в приложении 2.


Экологическая проблема

Одной из глобальных проблем XXI века является проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами автотранспорта. То есть проблему агрессивного вождения можно так же рассматривать и с точки зрения экологии. Обращаясь к статистическим данным, можно сделать вывод, что в настоящее время 70 - 80% загрязнений атмосферы вызвано автомобилями. Исследуя эту проблему, ученые выявили следующие 3 причины: некачественное топливо, старые автомобили, пробки. Расскажу о каждой из них подробнее.

Одна из главных причин экологических проблем в нашей старне, связанных с автомобилями – это низкое качество автомобильного топлива. В 2003 году продажу этилированного бензина, содержащего токсичное вещество первого класса опасности – тетраэтилсвинец, запретили на российском рынке. Однако, последствия его использования в течение почти 60 лет имеют место быть до сих пор. Серьезность проблемы заключается так же и в том, что “смыть” или “вывести” токсичное вещество из России очень сложно из-за сплошь заасфальтированных дорог, что не скажешь о США, где решением этой проблемы была всего-лишь систематическая помывка дорог и покос травы около них. Усугубляют экологическую ситуацию в нашей стране и водители, использующие так называемый “паленый” бензин – это дешевый прямогонный бензин с добавлением тетраэтилсвинца.

Другая серьезная причина – это использование старых отечественных автомобилей, поскольку они не оснащены нейтрализаторами выхлопных газов, в отличие от европейский, американских и японских транспортных средств. Но эта причина является менее контролируемой обществом, чем проблема использования “паленого” бензина.

И третья, самая насущная причина, это пробки, в которых автомобили при режиме холостого хода и набора скорости в атмосферу выделяют максимальные объемы выхлопных газов. Хочется заметить, что особенно опасны пробки для детей, чей рост ниже 1 метра.

При существовании проблемы необходимы и методы ее решения. Изучив Интернет – ресурсы, я выделила 3, наиболее осуществимых из них:

  • Использование экологических видов топлива (природного газа, жидкого водорода)
  • Снабжение выхлопных труб автомобилей нейтрализаторами
  • Посадка деревьев вдоль дорог, что уменьшит пагубное влияние выхлопных газов в 2 раза.


Источники


Приложение 1

Таблица 68. Экспорт по видам велосипедов, РФ, 2009-2013 гг (млн долл)

Параметр

2009

2010

2011

2012

2013

Спортивные

0,72

1,26

1,20

2,47

2,76

Транспортные

0,05

1,20

1,16

2,85

3,14

Детские двухколесные

0,04

0,02

0,04

0,07

0,08

Трехколесные и прочие

0,00

0,01

0,03

0,05

0,06

Всего

0,82

2,49

2,43

5,45

6,05

Источник: Федеральная таможенная служба РФ, BusinesStat

Таблица 69. Прогноз экспорта по видам велосипедов, РФ, 2014-2018 гг (млн долл)

Параметр

2014

2015

2016

2017

2018

Спортивные

3,12

3,49

3,95

4,46

5,03

Транспортные

3,44

3,75

4,09

4,47

4,88

Детские двухколесные

0,10

0,12

0,14

0,17

0,20

Трехколесные и прочие

0,07

0,07

0,10

0,12

0,16

Всего

6,73

7,44

8,28

9,22

10,27

Источник: BusinesStat


Приложение 2

План игры-урока

  1. Сегодня на уроке мы поговорим о понятиях «агрессивный пешеход» и «агрессивный водитель». Но для начала я хочу услышать ваше определение этого термина, а для это вам нужно разделитьcz на 4 группы.
  2. ИГРА: Сейчас вы получите листы, на которых постараетесь изобразите агрессивное вождение, в котором принимают участие агрессивный водителя и агрессивный пешеход.
  3. Анализ рисунков.
  4. Дать определение понятиям: А что же на самом деле понимается под этими понятиями? Агрессивное вождение – эгоистичное вождение транспортным средством, при котором не уделяется внимание безопасности других участников дорожного движения. Водитель-агрессор – склонный к аварии водитель. Агрессивный пешеход – пешеход являющийся зачинщиком дорожного конфликта, нарушающий ПДД. Примером может послужить то, что мы переходим дорогу в неположенном месте, тем самым создавая аварийную ситуацию.
  5. Опрос «Как часто вы встречаетесь с водителями-агрессорами?»: По данным опроса, проведенного мной, мои сверстники с водителями-агрессорами встречаются в 57 случаях из 100. Мне бы хотелось узнать, как часто вы встречаетесь с агрессией со стороны водителей? Опросить пару детей.
  6. Опрос « Как часто вы проявляете себя в роли агрессивного пешехода?»: Используя данные все того же опроса, я вновь сталкиваюсь с тем, что мои сверстники в 55 случаях из 100 проявляют себя, как агрессивные пешеходы. А вы себя относите к этому большинству? Опять выслушать несколько мнений.
  7. Просмотр мультика: познакомившись с некоторыми понятиями, связанными с агрессией на дороге, я предлагаю вам посмотреть мультик, представляющий поведение агрессивного пешехода и водителя.
  8. А теперь я предлагаю вам повторить правила поведения на дороге. Может ли кто-то назвать их? Послушать пару детей и назвать основные правила:

-при переходе улицы следует посмотреть сначала налево, а затем, находясь уже посередине дороги, – направо;

- переходить улицу следует только в тех местах, где установлен специальный знак –  «Пешеходный переход»;

- если нет возможности воспользоваться подземным переходом, нужно найти переход со светофором;

- за пределами города дети могут идти по краю дороги только с взрослыми, причем навстречу движущемуся транспорту;

- трамвай или автобус опасно обходить как сзади, так и спереди. Для того чтобы перейти улицу следует дойти до пешеходного перехода;

- выбегать на дорогу категорически запрещается. Перед тем, как ее перейти, необходимо остановиться;

- на тротуаре или на проезжей части играть строго запрещено;

- самым лучшим вариантом для перехода улицы является следование за группой пешеходов.

7. В заключение, я предлагаю вам проверить свои знания, разгадав кроссворд. Кроссворд разгадывается по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Круглый стол для родителей. Тема; "Причины агрессивности детей. Экстренные вмешательства при агрессивных проявлениях"

Агрессивность, о которой пойдет речь, нельзя назвать здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, в...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»

laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....