Рабочая программа "Географические исследования "6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Суслова Ольга Алексеевна

Данная  программа  является составной частью образовательного процесса гимназии и осуществляется в урочное время в течение учебного года. В современных условиях преподавания географии наблюдается тенденция сокращения учебных часов в шестом классе. Данный курс направлен  на практическое изучение  природы и экологии родного края, что позволит более качественно закрепить изучаемый материал на основе практического подхода. В связи с этим возникла необходимость разработки программы, которая отражает эти требования и легко интегрируется  с курсом географии 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа и КТП160 КБ
Microsoft Office document icon geoissl_plan.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №73»

Утверждаю                                                                                рекомендована  

Директор МБОУ «Гимназия №73»                                                          к работе педагогическим      

________________Одинец Т.Б.                                                           советом МБОУ «Гимназия №73»

                                                                                                                          Протокол  №1 от «28» августа 2016 г.

                                                                                                                 

Обсуждена на

                                                                                                                       методическом объединении

                                                                                                                       учителей географии, биологии, химии, ИЗО, физической культуры, истории,

обществознания

                                                                                                                        Протокол №1 от «28» августа 2016 г.

Рабочая учебная программа  курса

 «Географические исследования» для  6 –х классов

                                                                                                               Составитель:

учитель МБОУ «Гимназия №73»

Суслова О.А.

Новокузнецк, 2016

        ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
  2. Тематический план ………………………………………………...................7
  3. Содержание программы………………………………………………………7
  4. Календарно тематическое планирование……………………………………10
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………   11
  6. Список используемой литературы .УМК……………………………………20

        

                                                                   Пояснительная записка

Данная  программа  является составной частью образовательного процесса гимназии и осуществляется в урочное время в течение учебного года. В современных условиях преподавания географии наблюдается тенденция сокращения учебных часов в шестом классе. Данный курс направлен  на практическое изучение  природы и экологии родного края, что позволит более качественно закрепить изучаемый материал на основе практического подхода. В связи с этим возникла необходимость разработки программы, которая отражает эти требования и легко интегрируется  с курсом географии 6 класса.

 Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год  при 1 учебном часе в неделю.

Главные цели курса:

  • развитие умения работать с информацией;
  • формирование исследовательского стиля мышления;
  • познавательный интерес к изучению природы родного края для решения географических задач;
  • чувство любви к своей местности, своей стране;
  • экологическую культуру;
  • бережное отношение к окружающей среде, географическому разнообразию и целостности природы Кузбасса;
  • овладение  учащимися опытом проектной деятельности, способствующей развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

 Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Актуальность курса: 

ФГОС ООО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования и развития УУД. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.  Результатом решения проблемы является проектный продукт, который создается автором (авторами/проектной группой) в ходе работы.

Задачи курса:

 обеспечить развитие у  обучающихся:

  • универсальных компетентностей (мыслительных, организационных, коммуникативных);
  • общеучебных  навыков (интеллектуальных, организационных, коммуникативных, информационных);
  • проектных умений (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, самоанализ и рефлексия).

Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и  деятельностный подходы. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.   

    Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

.

Результатом решения проблемы является проектный продукт, который создается автором (авторами/проектной группой) в ходе работы над проектом., после каждой темы программы.  Списки тем проектных работ утверждаются на заседании предметных МО.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

Место курса «Географические исследования» в учебном плане.

Программа учебного курса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования и  является программой базового уровня обучения.   В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №73»   на «Географические исследования»  в 6 классе  отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов. Изучение данного курса тесно связано с изучением таких дисциплин как: география,  русский язык: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;                 изобразительное искусство: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;         информатика: подготовка презентаций по темам проектов.        

      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),
  • уроки-тренинги,
  • групповые исследования,
  • игры-исследования,
  • творческие проекты.

                         Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения  курса.

Личностные

У школьников  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Метапредметные

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты 

В результате работы по  программе курса учащийся получит возможность научиться:

выделять основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

работать в группе;

работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Возможные варианты проектов:

     

альбом,

газета,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

выставка

коллекция,

костюм,

макет,

модель,

плакат,

серия иллюстраций,

сказка,

сценарий праздника,

фотоальбом,

экскурсия,

презентация

Тематический  план 6  класс

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение.   

1

2

 Источники географической информации

1

3

Развитие географических знаний человека о Земле

4

4

Географическая карта

7

5

Земная кора и литосфера

4

6

Гидросфера

5

7

Атмосфера

4

8

Биосфера

3

9

Земля – планета людей

6

Итого:

 

35 ч

                                                                                                                                                                             

                                                 Содержание курса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Виды учебной деятельности

Введение (1 ч.)

1

 Роль географических наук в освоении Земли человеком.

1

Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, энциклопедий.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» проведение игры «Без географии никак»

                                                                           1. Источники географической информации (1 ч.)

2

Анализ  аэрофотоснимков  территории Кемеровской области, статистические данные по области, поиск информации Кемеровской об с помощью компьютерных систем

1

Анализ статистических материалов ( таблиц, графиков, диаграмм), дешифрировать аэрофотоснимки своей местности (карты Google), уметь работать работа с геоинформационными системами 

                             2. Развитие географических знаний человека о Земле (4ч)

3

Роль древних документов в расширении знаний о Земле. Первые карты «Земли Кузнецкой»

Первые  поселения на территории Кемеровской области.

1

Работа с текстом учебника, составление и понимание роли исторических документов в расширении знаний о Земле,  использование исторической литературы и нахождение в ней географическую информацию о родном крае.

4

Происхождение названий местных населенных пунктов.

1

5

Исследование топонимического словаря и  дополнительной литературы

1

6

Защита мини проекта

1

                                                                                  3.  Географическая карта (7 ч)

7

Составление маршрутов, вычерчивание планов своей местности (школьного двора), применяя способы глазомерной съемки.

1

Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)и анализ карт атласа

8

Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте Кемеровской области, а затем по карте России.

1

9

Обозначение на контурной карте Кемеровской области природных и административных границ Кемеровской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области.

1

10

Определение протяженности Кемеровской области с севера на юг и с запада на восток

1

11

Определение  расстояния в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направлениях до каких-либо пунктов

1

12

Создать туристические схемы окрестности города Новокузнецка, используя карты и планы местности.

1

13

Защита проекта

1

                                                                                  4.  Земная кора и литосфера (4ч)

14

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.), слагающих земную кору своей местности.

1

Сопоставлять и выделять особенности внутреннего строения Земли, обосновывать роль науки в изучении недр Земли, определять состав литосферы, моделировать географические объекты и явления.

15

Выполнение работ на контурных картах, составление описаний географического положения форм рельефа Кемеровской области

1

16

Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Кемеровской областимеры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа

1

17

Защита проекта

1

                                                                              5. Гидросфера (5ч)

18

Определение по физической карте России расстояний от Новокузнецка  до ближайшего моря с помощью масштаба

1

Наносить на контурную карту гидрографические объекты, работать с картами атласа, классифицировать объекты гидросферы

19

Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки».

Определение по карте направлений течений рек г. Новокузнецка,  связь с рельефом

1

20

Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Кемеровской области.

1

21

Меры по их сохранению и восстановлению фауны и флоры рек.

1

22

 Защита проекта

1

                                                                          6. Атмосфера (4ч)

23

Организация наблюдений за погодой: измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера)

1

Описывать свойства и особенности строения атмосферы, называть состав атмосферы, определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека, объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур, объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой, измерять атмосферное давление с помощью барометра.

24

Обработка данных и составление диаграммы облачности, выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности

1

25

Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения, Составление характеристики климата  области

1

26

Защита  проекта

1

                                                                             7. Биосфера (3ч)

27

Ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними в природном комплексе (на разных природных комплексах: луг, лес, болото и т. д.)

1

Работа с электронным приложением (анализ презентации), картами атласа, типовыми планами

28

Описание по физической карте, карте природных зон (России и Кемеровской  области) природной зоны, в которой мы живем (описание лесостепной зоны)

1

29

Защита  проекта

1

                                                                              8.  Земля – планета людей (6ч)

30

 Природные ландшафты окрестности г. Новокузнецка.

1

Проводить инструментальные исследования по тематике урока,  разрабатывать туристические маршруты

Проводить инструментальные исследования по тематике урока, уметь разрабатывать туристические маршруты

Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение)

31

Экскурсия в краеведческий музей.

1

32

Разработка туристического маршрута по территории окрестностей г. Новокузнецка.

1

33

Экскурсия в природу в окрестностях своего населенного пункта. Составление фотоотчета.

1

34

Нанесение на контурную карту основных железнодорожных и автомобильных магистралей.

1

35

Защита  мини проекта

1

 Планируемые результаты изучения  курса «Географические исследования»

Ученик научится

(базовый уровень)

Ученик  получит возможность научиться

(повышенный уровень)

в сфере предметных результатов

понимать предмет изучения курса, его структуру,

видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон; классифицировать темы,  ставить цели и определять задачи исследования,  пользоваться способами фиксации материала, обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное; определять предмет и методы исследования в работе над проектом,  отбирать необходимую литературу и составлять список литературы по теме.

любить окружающий мир, различать добро и зло;

правилам подготовки сообщения, планировать свою работу

работать с текстом, анализировать схемы и таблицы, карты; высказывать собственное мнение, суждение; показывать географические объекты

ставить вопросы для решения проблемы, развивать умение  прогнозировать проводить исследования  с использованием различных методов, находить и собирать материал по теме исследования, составлять анкету, опрос, брать интервью, развивать творческие способности

анализировать проектно-исследовательскую деятельность

в сфере метапредметных результатов

в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию

моделировать объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- создавать письменные тексты и устные сообщения по теме исследования на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. - приводить примеры, показывающие роль проектной деятельности в решении проблем человечества; примеры практического использования знаний в различных областях деятельности

в сфере личностных результатов

- представлять в различных формах информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- использовать знания повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм поведения в быту и окружающей среде;

- воспринимать и критически оценивать информацию в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

                            Список используемой литературы. УМК.

Литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  2. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
  4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
  5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
  6. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        
  7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для  обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература

Интернет-  ресурсы:

  1.  Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  3.  А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]   http://www.booklinks.ru/
  6.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по проектной деятельности «Геоисследование» для 6а,б,в классов на 2016 - 2017  учебный год

№ п/п

Дата  проведения

уроков

Раздел, тема урока 

        Основные виды учебной  деятельности

Результаты обучения

(Требования к уровню подготовки)

ЦОР

Предметные 

Метапредметные

Личностные

 

Введение

1        

02 09

02 09

03 09

Роль географических наук в освоении Земли человеком.

Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, энциклопедий.

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля

Развитие личностной рефлексии, толерантности

Электронное приложение

Источники географической информации

2

09 09

09 09

10 09

Анализ  аэрофотоснимков  территории Кемеровской области, статистические данные по области, поиск информации Кемеровской об с помощью компьютерных систем.

Анализ статистических материалов ( таблиц, графиков, диаграмм), дешифрировать аэрофотоснимки своей местности (карты Google), уметь работать работа с геоинформационными системами

Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа .

Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций,

Формирование мотивации в изучении наук о природе

Электронное приложение

Развитие географических знаний человека о Земле.

3        

16 09

16 09

17 09

Роль древних документов в расширении знаний о Земле. Первые карты «Земли Кузнецкой»

Первые  поселения на территории Кемеровской области.

Работа с текстом учебника, составление и понимание роли исторических документов в расширении знаний о Земле,  использование исторической литературы и нахождение в ней географическую информацию о родном крае.

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию

Определять планетарный состав, называть возраст Земли, оценивать влияние Солнца и Луны на жизнь Земли, составлять прогноз развития жизни на Земле

Коммуникативные: уметь излагать свое мнение, понимать позицию других, уметь вести дискуссию, аргументировать выводы, выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Регулятивные: планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии

находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать, обобщать, формулировать выводы, строить логические рассуждения.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Электронное приложение

4

23 09

23 09

24 09

Происхождение названий местных населенных пунктов.

Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта  «История школы в лицах».

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

5

30 09

30 09

01 10

Исследование топонимического словаря и  дополнительной литературы

6

07 10

07 10

08 10

Защита мини проекта

Географическая карта

7

14 10

14 10

15 10

Составление маршрутов, вычерчивание планов своей местности (школьного двора), применяя способы глазомерной съемки.

Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)и анализ карт атласа

Объяснять отличие численного масштаба от именованного и линейного, определять расстояние между объектами по карте с помощью масштаба, переводить численный масштаб в именованный и линейный, определять по карте относительную и абсолютную высоту с помощью изолиний и послойной окраски, классифицировать высоты.

Коммуникативные: уметь излагать свое мнение, понимать позицию других, уметь вести дискуссию, аргументировать выводы.

добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

применять методы информационного поиска.

Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Электронное приложение

8

21 10

21 10

22 10

Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте Кемеровской области, а затем по карте России.

Формулировать определения понятий «градусная сеть», «параллель», «меридиан». Определять по глобусу и картам различных параллелей и меридианов

Научиться объяснять значение понятий : градусная сеть, меридианы, параллели; показывать элементы градусной сети; определять направления на глобусе и географической карте.

Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуального сотрудничества.

Регулятивные: планировать свою деятельность ;  работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям

9

28 10

28 10

29 10

Обозначение на контурной карте Кемеровской области природных и административных границ Кемеровской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области.

10

11 11

11 11

12 11

Определение протяженности Кемеровской области с севера на юг и с запада на восток

Работать в парах (определять географические координаты по карте). Чтение и использование карт. Определять географические координат объектов

Научиться определять географические координаты    по физической карте и глобусу.

Коммуникативные: 

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи: работать с нетекстовым компонентом

11

18 11

18 11

19 11

Определение  расстояния в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направлениях до каких-либо пунктов

12

25 11

25 11

26 11

Создать туристические схемы окрестности города Новокузнецка, используя карты и планы местности.

13

02 12

02 12

03 12

Защита проекта

Земная кора и литосфера

14

09 12

09 12

10 12

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.), слагающих земную кору своей местности.

Сопоставлять и выделять особенности внутреннего строения Земли, обосновывать роль науки в изучении недр Земли, определять состав литосферы, моделировать географические объекты и явления.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» (выполнение тестовых заданий, проведение игры «»Без географии никак!

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики внутреннего строения Земли

Коммуникативные: уметь излагать свое мнение, понимать позицию других, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, уметь вести дискуссию, аргументировать выводы, организовывать работу в паре, группе, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения, разрешать конфликты организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстника-

Электронное приложение

15

16 12

16 12

17 12

Выполнение работ на контурных картах, составление описаний географического положения форм рельефа Кемеровской области

16

23 12

23 12

24 12

Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Кемеровской областимеры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа

17

13 01

13 01

14 01

Защита проекта

 

Гидросфера

18

20 01

20 01

21 01

Определение по физической карте России расстояний от Новокузнецка  до ближайшего моря с помощью масштаба

Наносить на контурную карту гидрографические объекты, работать с картами атласа, классифицировать объекты гидросферы

Научиться составлять презентацию. Называть составные части гидросферы, описывать мировой круговорот воды и оценивать его значение в природе и жизни человека, объяснять связь компонентов между собой,.

Научиться подписывать реки на контурной карте

Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.            

Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Электронное приложение

19

27 01

27 01

28 01

Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки».

Определение по карте направлений течений рек г. Новокузнецка,  связь с рельефом

20

03 02

03 02

04 02

Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Кемеровской области.

21

10 02

10 02

11 02

Меры по их сохранению и восстановлению фауны и флоры рек.

22

17 02

17 02

18 02

 Защита проекта

Атмосфера

23

24 02

24 02

25 02

Организация наблюдений за погодой: измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера )

Описывать свойства и особенности строения атмосферы, называть состав атмосферы, определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека, объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур, объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой, измерять атмосферное давление с помощью барометра.

.

Коммуникативные : излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Личностные:

аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России

Электронное приложение

24

03 03

03 03

04 03

Обработка данных и составление диаграммы облачности, выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности

.

.

25

10 03

10 03

11 03

Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения, Составление характеристики климата Оренбургской области

Формулировать определения понятий:   «суточная амплитуда температуры воздуха», «годовая амплитуда температуры воздуха». Выявлять зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Рассчитывать среднюю температуру. Формулировать вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом.

Определять температуру воздуха, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, вычислять годовые амплитуды температур

Коммуникативные: 

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей ; планировать свою деятельность.

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи; применять методы информационного поиска; создавать описание

26

17 03

17 03

18 03

Защита  проекта

Биосфера

27

24 03

24 03

24 03

Ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними в природном комплексе (на разных природных комплексах: луг, лес, болото и т. д.)

Работа с электронным приложением (анализ презентации), картами атласа, типовыми планами.

Анализировать роль организмов в биосфере, сформулировать вывод о роли растений в природе, описывать царства живой Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек природы

Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей,

устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки ,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Познавательные находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики царств живой природы, понимание значения охраны природы, осознание роли В.И Вернадского в формировании учения о биосфере

Электронное приложение

28

07 04

07 04

08 04

Описание по физической карте, карте природных зон (России и Кемеровской  области) природной зоны, в которой мы живем (описание лесостепной зоны)

.

 

29

14 04

14 04

15 04

Защита  проекта

Земля – планета людей

30

21 04

21 04

22 04

 Природные ландшафты окрестности г. Новокузнецка.

Проводить инструментальные исследования по тематике урока,  разрабатывать туристические маршруты

Проводить инструментальные исследования по тематике урока, уметь разрабатывать туристические маршруты

Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение)

Находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: : излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и причин разнообразия природных комплексов, роли туризма в экономике региона

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России

Электронное приложение

31

28 04

28 04

29 04

Экскурсия в краеведческий музей.

32

05 05

05 05

06 05

Разработка туристического маршрута по территории окрестностей г. Новокузнецка.

33

12 05

12 05

13 05

Экскурсия в природу в окрестностях своего населенного пункта. Составление фотоотчета.

34

19  05

19 05

20 05

Нанесение на контурную карту основных железнодорожных и автомобильных магистралей.

35

26 05

26 05

27 05

Защита  мини проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....