Конспект урока по географии "Путешествие по Африке" ФГОС
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Богаченкова Ольга Николаевна

Обобщающий урок по географии на тему "Путешествие по Африке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_afrike.doc52.5 КБ
PDF icon puteshestvie_po_afrike.pdf82.73 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Богаченкова Ольга Николаевна

Тема урока: «Путешествие по материку Африка»

Тип урока: урок повторения и обобщение знаний.

Цель урока:

 Содержательная цель: повторение и закрепление учебного материала по разделу «Материк Африка»

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к систематизации знаний и реализации коррекционной задачи.

Задачи

1. обучающие: систематизировать и закрепить знания об особенностях природы и географических объектах материка;

2. развивающие: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, уметь фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, оценивать свою работу и работу товарищей;

3. воспитательные: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в малых группах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:Объяснять особенности природы и географических объектов на материке. Определять специфику природы и населения материка. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.

Личностные:Понимание специфических черт природы материка. Осознание причин уникальности природы и рельефа материка.

Формы работы учащихся работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: контурные карты, учебник по географии 7 класс В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, карточки с таблицей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельностная ученика

Формирование УУД

1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Зачитывает загадки-описание о странах Африки и предлагает их отгадать и найти на карте.(Приложение 1)

- Сегодняшний урок мы посвятим обобщению по теме: «Материк Африка» . Мы повторим и закрепим пройденный материал.

Осуществляют анализ, делают вывод, что все страны располагаются на одном материке – Африка, но в Восточной, Центральной, Южной частях.

Овладевают основами картографической грамотности.

Взаимодействуют с учителем во время работы с географической картой, осуществляемого во фронтальном режиме.

(Коммуникативные УУД)

Контролируют правильность ответов обучающихся.

(Регулятивные УУД)

2этап Актуализация пробного учебного действия.

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, записав дату и оставляя место для темы урока .(Приложение 2)

Систематизируют знания, заполняя таблицу.

Приводят факты, опираясь на собственные знания, заполняют  таблицу.

(Личностные УУД)

Дают оценку своим знаниям.

(Регулятивные УУД)

3 этап. Постановка учебной задачи.

Цель: Самостоятельно сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока.

Организует работу со всеми учащимися классами.

- Вспомните, с чего мы начинаем изучение материка?

- С какой целью мы это вспоминаем?

- С ГП, особенностей природы, населения, хозяйственной деятельности людей)

- Для того чтобы обобщить и повторить пройденный материал.

Взаимодействуют с учителем и другими одноклассниками

Формулируют тему урока, цель, проблему.

( Коммуникативные УУД)

Следят за правильностью ответа одноклассников.

(Регулятивные УУД)

4 этап. Первичное закрепление

Цель: обобщить и систематизировать знания

Организует работу с контурной картой. Нанесите на контурную карту перечисленные географические объекты. (Приложение 3)

Работают с контурной картой.

Проверяют свои знания.

(Личностное УУД)

5 Этап.  Обобщение и систематизация знаний  

Обобщает полученные знания по теме: « Материк Африка». (Приложение 4)

Предлагает опираясь на полученные знания объяснить особенности географии Африки. (Приложение 5)

Работают в группах, отвечают на вопросы.

Обсуждают, находят ответы на поставленные вопросы.

(Коммуникативные УУД)

6. Этап. Рефлексия

Цель : Самоконтроль своей учебной деятельности.

Предлагает рефлексию в виде «Закончи предложения (интервью)»

было интересно…

мне понравилось….

было трудно…

я выполнял(а) …

я понял(а), что…

теперь я могу…

меня удивило...

Высказывают своё мнение производят самооценку.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Познавательные общеучебныеУУД)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД, (Личностные УУД);

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

Приложение 1.

***- единственная страна Африки, относящаяся к группе развитых стран. По всем показателям экономического развития ей принадлежит в Африке первое место. В основе экономики — горнодобывающая промышленность. Страна занимает первое место в мире по добыче золота, второе — по добыче алмазов и третье — по добыче урановых руд. Высоко развиты металлургия и машиностроение.

***- Государство в Северной Африке. На арабском языке звучит как аль-Джезаир "острова". . Около 4/5 территории страны занимает пустыня Сахара. На севере омывается Средиземным морем, на востоке граничит с Тунисом и Ливией, на юге с Мали и Нигером, на западе с Мавританией, Западной Сахарой и Марокко. Эта страна африканские ворота в Европу. В этой стране находится крупнейший порт, экономический и культурный центр.

***- государство в Западной Африке, граничащее на севере с Нигером, на востоке — с Чадом и Камеруном, на западе — с Бенином. На юге омывается Гвинейским заливом.

Название страны происходит от реки, что в переводе с туарегского означает «текучая вода».

***- государство в Восточной Африке. На северо-востоке граничит с Эритреей и Джибути, на востоке и юго-востоке — с Сомали, на юго-западе — с Кенией, на западе и северо-западе — с Суданом. Название страны происходит от древнегреческого , что означает «обожженнолицые». Это самое населённое в мире государство без выхода к морю. Вдоль северо-восточной границы с Эритреей расстояние до Красного моря составляет всего 50 км.

Приложение 2.

Индивидуальная работа с карточками.

Каждый  ученик готовит описание стран, заполняя  таблицу, работая с картой.

Страна

Рельеф и полезные ископаемые

Климат

Реки и озера

Природа

Хозяйственная деятельность человека

Эфиопия

Конго

ЮАР

Приложение 3.

Нанесите на контурную карту перечисленные географические объекты.

  • пустыня Сахара
  • вул. Килиманжара
  • р. Нил
  • р. Конго
  • р. Нигер
  • оз. Замбези
  • оз. Виктория
  • оз. Танганьика
  • крайние точки материка
  • пролив Сомали
  • пролив Гибралтарский
  • залив Гвинейский
  • Красное море
  • Суэцкий канал
  • Средиземное море
  • горы Капские
  • горы Атлас
  • горы Драконовы

Приложение 4.

Вы закончили изучение материка. Узнали, что Африка-это континент, преобладают равнины, самые высокие температуры на Земле и контрастные природные комплексы. Здесь находится величайшая пустыня мира и крупнейший массив влажных экваториальных лесов. Снежные шапки высочайших горных вершин поднимаются на бескрайними просторами жарких саванн. На этом материке сохранился уникальный животный мир низких широт,в частности самые крупные млекопитающие суши — слоны, бегемоты,носороги,жирафы. Вы познакомились со многими картинами, которые являются важнейшими источниками знаний. Работа с ними помогает не только лучше понять особенности природы и населения материка, но и вскрыть причины этих особенностей. Опираясь на полученные знания, объясните особенности географии Африки. Работу выполняйте в группах.

Приложение 5.

  1. Назовите основные черты строения поверхности Африки. Чем они объясняются ?
  2. Каковы особенности климата Африки? От чего они зависят?
  3. Перечислите основные рек Африки. Какие из них зависят от рельефа, а какие- от климата.
  4. Какими природными богатствами обладает Африка ?
  5. В какие части Африки вы бы хотели совершить путешествия? Почему ?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...