рабочая программа по географии 5 класс (учебник сферы)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

рабочая программа по географии 5 класс к учебнику издательства Сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5_geografiya.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Крюковская СОШ

 _____________(Тюнькова Е.Н..)

«______» августа 2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ГЕОГРАФИИ

(базовый уровень)

5  класс

                                                                           Составил:

                                                                           Морозова Галина Александровна,

                                                                           учитель географии

первая квалификационная категория

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по курсу «5 класс География. Планета Земля»  разработана на основе программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -176 с.,

программы по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.

 в соответствии с

*      Федеральным базисным учебным планом

*  Государственным стандартом основного общего образования по географии;

* учебным планом и календарным планом-графиком МБОУ Крюковской СОШ;

Данная авторская программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Цели и задачи курса:

• формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и  их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

• формирование  системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства; выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; формирование экологически безопасного поведения в природе.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

          Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого
  • умение вести диалог, вырабатывать общее решение

          Предметные результаты:

•  формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

• формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

•  формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

• овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

• овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

•   овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

•  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

•    формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Для реализации программы используется УМК Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса  используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм и методов обучения.

Общие формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Внешние формы организации обучения: урок, игра, консультация, экскурсия.Внутренние формы организации обучения: вводный урок, урок активизации знаний, урок объяснения нового материала, комбинированный урок, урок- практикум.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, информационные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии.

Для формирования ключевых компетенций используются: коллективные способы обучения, краеведческий материал, вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, игровой метод, метод опорных сигналов, метод индивидуального образовательного маршрута.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Рабочей программой не предусмотрены резервные часы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

п/п

Название раздела

Количество часов  авторской программы

Количество часов  рабочей программы

1

ВВЕДЕНИЕ

2

2

2

Развитие географических знаний

на Земле

7

7

3

Изображения земной поверхности и их использование

12

12

4

Земля-планета Солнечной системы

5

5

5

Литосфера - каменная оболочка Земли

8

8

Резерв

1

-

Итого:

35

34

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

1.Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.

2.Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий.

3.Основные источники географической информации.

4.Методы изучения Земли.

5.Географические следствия осевого и орбитального вращения Земли.

6.Различия между планом местности, картой и глобусом.

7.Современные способы создания карт.

8.Как происходило освоение Земли.

9.Состав и строение оболочек Земли.

10.Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.

11.Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.

Уметь: 

1.Показывать по картам и глобусу географические объекты.

2.Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.

3.Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.

4.Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов.

5.Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.

6.Составлять простейшие схемы и планы.

7.Определять географические координаты.

8.Ориентироваться на местности.

9.Применять простейшие географические приборы.

10.Представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах.

11.Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

12.Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока

Тема содержания

Виды деятельности учащихся

Дата

по

плану

Скорректированные сроки

Введение (2 ч)

1

1.

География: древняя и современная наука.

Устанавливать этапы развития географических знаний. Определять понятие география. Выявлять особенности изучения Земли по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления и объекты. Различать природные и антропогенные объекты.

2

2.

География в современном мире

Развитие географических знаний на Земле (7 ч)

3

1.

География в древности

Показывать по картам территории древних государств. Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности

4

2.

Географические знания в древней Европе

Показывать по картам древние государства в Европе.Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности в Европе

5

3.

Географические знания в эпоху Средневековья: Азия, Европа

Прослеживать по картам маршруты путешествий.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.Находить и обсуждать информацию о путешествиях Марко Поло, А. Никитина, викингов

6

4.

Открытие Нового Света.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Находить информацию об открытиях в разных источниках.

Обсуждать значение открытий Нового света для европейцев и коренных жителей.

7

5.

Эпоха Великих географических открытий

Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме. Обсуждать значение открытий в Эпоху Великих географических открытий

8

6.

Открытие Австралии и Антарктиды

Практическая работа  №1 

«Составление презентации по теме

 «Великие русские путешественники»

Прослеживать по картам маршруты путешествий.

Наносить маршруты на контурную карту. Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме.

9

7.

Современные географические исследования

Обобщение по теме: «Развитие географических знаний на Земле»

Находить и описывать способы современных географических исследований

Изображения земной поверхности и их использование ( 12 ч)

10

1.

Изображения земной поверхности

Распознавать различные виды изображения Земли.

Сравнивать планы и карты.

Анализировать атлас и карты

11

2.

Масштаб

Определять расстояния

с помощью масштаба.

Решать практические задачи по переводу видов масштаба.

12

3.

Условные знаки

Работа на контурных картах №1:

Схема маршрута.

Распознавать условные знаки. Находить на плане разные виды знаков и читать по ним план. Описывать маршрут по топографической карте.

13

4.

Способы изображения неровностей земной поверхности

Практическая работа №2

«Построение профиля рельефа»

Показывать на плане и карте неровности земной поверхности.

Распознавать высоты.

Показывать на карте объекты рельефа.

Подписывать на контурной карте высоты и глубины.

Строить профиль рельефа

14

5.

Стороны горизонта. Ориентирование

Практическая работа №3 «Определение  на местности направлений и расстояний»

Определять по компасу стороны горизонта, азимуты  и ориентироваться по компасу и другим признакам

15

6

План местности.

Читать и составлять план местности

16

7

Съёмка местности. Составление плана местности 

Практическая работа №4

«Полярная съемка местности»

Составлять, проводить  глазомерную съемку местности

17

8

Географические карты

Читать различные карты.

Находить на картах географические объекты и их характеристику

Сравнивать глобус и карту.

18

9

Параллели и меридианы

Работа на контурных картах №2 «Изображение земной поверхности. Координаты»

Показывать на карте и глобусе градусную сеть.

Определять направления и расстояния

19

10

Географические координаты

Работа на контурных картах №3 «Определение названий и координат указанных точек»

Определять по картам и глобусу координаты.

Находить объекты по координатам.

Определять расстояние по градусной сетке.

20

11

Географические информационные системы

Практическая работа №5 

«Составление маршрута путешествия»

Понимать возможности современных ГИС

21

12

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование

Практическая работа №6 «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов»

Обсуждать способы изображения земной поверхности и их использование

Земля-планета Солнечной системы (5 часов)

22

1.

Земля в солнечной системе

Анализировать и сравнивать данные о Солнечной системе.

Находить информацию по теме из разных источников.

23

2.

Осевое вращение Земли

Работа на контурных картах №4

«Мир: поясное время»

Наблюдать движения Земли на теллурии.

Выявлять зависимость осевого вращения и  изменение времени в течение суток.

Решать познавательные задачи по теме.

24

3.

Орбитальное движение Земли

Наблюдать движения на теллурии.

Анализировать схему орбитального движения Земли.

Показывать тропики и полярные круги.

25

4.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Составлять описания следствий влияния космоса на Землю.

Находить дополнительные сведения по теме.

26

5.

Обобщающий урок по теме

 «Земля – планета Солнечной системы»

Повторять и обобщать знания по теме. Уметь делать выводы

Литосфера - каменная оболочка Земли (8часа)

27

1.

Строение Земли. Горные породы.

Практическая работа №7 

«Определение горных пород по их свойствам»

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек. Определять горные породы.

Сравнивать свойства горных пород.

28

2.

Земная кора и литосфера

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать границы столкновения и расхождения литосферных плит

и выявлять процессы, их сопровождающие

29

3.

Рельеф Земли

Работа на контурных картах №5

«Мир. Физическая карта. Рельеф»

Распознавать на картах различные формы рельефа.

Определять среднюю и максимальную высоту гор.

30

4.

Внутренние силы Земли

Выявлять по картам закономерности распространения вулканизма и землетрясений, устанавливать их главные пояса

Наносить на контурную карту вулканы и области землетрясений

31

5.

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

Составлять и анализировать схему воздействия внешних сил на рельеф.

Описывать облик форм рельефа

Сравнивать природные и антропогенные формы рельефа

32

6.

Человек и мир камня.

Уметь различать и описывать группы полезных ископаемых.

Выделять положительные и отрицательные последствия влияния человека на литосферу

33

7.

Обобщающее повторение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли»

Повторять и обобщать знания, полученные по теме

34

8.

Повторение по курсу.

Повторять и обобщать знания, полученные по курсу.

ГРАФИК  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Название практической работы

Дата по плану

Скорректированная дата

Составление презентации по теме

 «Великие русские путешественники»

Построение профиля рельефа

Определение  на местности направлений и расстояний

Полярная съемка местности

5.

Составление маршрута путешествия

6.

Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов

7.

Определение горных пород по их свойствам

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 «Сферы» по географии для основной школы,  издательство «Просвещение», Москва                 5-6 классы

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажёр. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
  • География. Планета Земля. Атлас.5- 6 класс. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
  • География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
  • УМК «Сферы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spheres.ru/geografy/about/

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от _____ августа 2017

№_____________

__________Горохова Т.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

____________ Канунникова С.А.

«_____»  августа 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.

пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.

пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....

Рабочая программа курса «География Земли» (ЛИНИЯ «СФЕРЫ») 6 КЛАСС

Рабочая программа курса "География Земли" для 6 класса расчитана на 1 час в неделю, количество часов в год - 34.Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного ста...

Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...

рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс

Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....

рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 5 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...