Рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Манаева Галина Александровна

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования предметной линии «Сферы» . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – Москва, «Просвещение, 2011.

Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.

Программа рассчитана на 34 уч. недели, 68 часов в год, согласно учебному плану школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._geogr.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пехлецкая средняя школа им. В.В.Соловова»

 Утверждаю                                                               Рассмотрено                                                                       Рассмотрено        

                                                                                   на педагогическом совете                                                 на ШМО

« ___» ____________ 20___г.                               Протокол №____                                                                Протокол №_______

                                                                           

 Директор школы:___________                               от «_____»____________20___г.                                        от «____» _____________20____г.                                  

                                                                         

                    Н.И.Сорокина                                      Приказ №___                                                                         Руководитель ШМО _____________

                                                                           

                                                                                  по основной деятельности                                                                           __________________

Рабочая программа

по географии

для 8 класса

Составил учитель географии

Манаева Галина Александровна

Рабочая программа курса «География России». 8 класс.

(учебник авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: природа, население, хозяйство)

 (2 часа в неделю          68 часов в год)

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования предметной линии «Сферы» . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – Москва, «Просвещение, 2011.

Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.

Программа рассчитана на 34 уч. недели, 68 часов в год, согласно учебному плану школы.

Планируемые результаты освоения учебной программы.

В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:

  1. Называть и (или) показывать:
  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации;
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государства;
  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов;
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны по бассейнам океанов;
  • основные области современного оледенения и крупные ледники;
  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  • примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России;
  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
  1. Определять (измерять):
  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
  1. Описывать:
  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религий отдельных народов.
  1. Объяснять:
  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная  радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе;
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие
  • системы городских поселений;
  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Особенности формирования знаний и умений.

  • Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.
  • Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.
  • В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.
  • Регулярная опора на краеведческий материал,
  • Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.
  • Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.
  • Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объект

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности

Тема 1.  Географическое пространство России – 10ч

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.    Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения

Границы России. Государственные границы России, их  виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

  Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

   Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

№1Определение поясного времени для разных городов России.

№2Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.  Влияние географического положения на природу и хозяйство страны.

№3Анализ административно – территориального деления России.

Тема 2.Природа России - 46ч

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и  экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала  различных районов России. Классификации природных ресурсов.

РЕЛЬЕФ И НЕДРА

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Геологическое летосчисление. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные  процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Изменение  рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Изучение и освоение российских недр.  Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр.

Практическая работа:

№4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Определение особенностей рельефа России

КЛИМАТ

Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли.  Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий.  

Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы.Агроклиматические ресурсы.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.

Определение особенностей климата своего региона.

Практические работы.

№5  Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление макета климатической карты.

№6Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.

№7  Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.

№8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, зажоры, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование,  пути сохранения качества и охрана  водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы.

№9Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

№10Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

№11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

№12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

 Российская часть биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа.

№13 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

ПОЧВЫ

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением.

Практическая работа.

№14  Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств  и особенностей хозяйственного использования.

ПРИРОДНО – ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

Физико-географическое районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего района и своей местности.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного  наследия.

Практическая работа.

№15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

Тема 3.  Население России – 12ч

Численность населения России. Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий. Демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения.

    Народы и основные религии России. Народы и основные религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География основных религий..

Особенности расселения  населения России. Геодемографическое положение России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения  в разных частях страны по статистическим д анным. Выявление закономерностей в размещении  населения  России.  

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы.

№16  Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

№17Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.

Тематическое планирование курса «География России». 8 класс.

(учебник авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: природа, население, хозяйство)

 (2 часа в неделю          68 часов в год)

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Дата

План

Факт

Введение

1

1

Введение

1

География России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем её многообразии и контрастности.

Раздел I. Особенности географического положения России

9

2

Границы России

1

Определение границ РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Нанесение этих объектов на контурную карту. Сравнение морских и сухопутных границ РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.  

3

Размеры территории. Часовые пояса.

1

Выявление зависимости между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определение положения РФ на карте часовых поясов. Объяснение роли поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

4

 Географическое положение России

1

Выявление особенностей разных видов географического положения России. Нанесение на контурную карту объектов,  характеризующих   географическое положение России.

5

Россия в мире

1

Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

6

Освоение и изучение территории России

1

Выявление особенностей формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготовка и обсуждение презентаций о  результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.

7

Районирование - основной метод географических исследований

1

Выявление  специфики  административно-территориального устройства Российской Федерации. Знать что такое район, для чего нужно районирование.

8

Административно-территориальное устройство России

1

Определение субъектов РФ и их столиц по политико-административной карте РФ. Определение состава и границ федеральных округов по карте федеральных округов.

9

Географическое положение и районирование Рязанской области.

1

Определять географическое положение Рязанской области, его особенности. Соотносить  территории Рязанской области с соседними территориями. Знать районирование и основные этапы освоения, заселения  территории Рязанской области.

10

Обобщение по теме «Географическое пространство России»

1

Знать объекты, связанные с географическим положением (см. номенклатуру).

определять специфику географического положения и административно-территориального устройства

Раздел II. Природа России

46

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

8

11

Природные условия и ресурсы

1

Определение состава природных ресурсов России (минеральные, водные, биологические, земельные и т.д.). Сравнение разных видов природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости.

Оценивание обеспеченности России природными ресурсами; объяснение их значения для развития хозяйства страны.  Определение особенностей размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны.

Определение территорий с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией на территории России по экологической  карте. Обсуждение проблем и перспектив охраны и рационального использования природного и экологического  потенциала России.

12

Формирование земной коры на территории России

1

Определение основных этапов формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице.  

Определение основных тектонических структур на территории страны по  тектонической карте России.

13

Рельеф

1

Определение особенностей рельефа России по  физической карте. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны.

14

Изменение рельефа под воздействием  внутренних и внешних процессов.

1

Выявление внутренних и внешних процессов, оказывающих влияние на формирование рельефа страны.   Определение территорий распространения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями.

15

Минеральные ресурсы и их использование

1

Определять полезные ископаемые  и составлять их характеристику

16

Земная кора и человек

1

Объяснение взаимозависимостей между особенностями литосферы  и  жизнью и хозяйственной деятельностью населения России.  

17

Рельеф и полезные ископаемые Рязанской области.

1

Знать и объяснять закономерности размещения основных форм рельефа и полезных ископаемых Рязанской области.

18

Обобщение по теме «Рельеф и недра»

1

Знать и объяснять закономерности размещения основных форм рельефа

Уметь сопоставлять карты разного содержания

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

11

19

Географическое положение и климат

1

Выявление факторов, определяющих климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс

20

Солнечное излучение, земная поверхность и климат.

1

Знать закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Уметь выявлять факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс

21

Воздушные массы и их циркуляция

1

Уметь анализировать свойства воздушных масс и объяснять их трансформацию при  перемещении.

22

Атмосферные фронты

1

Составление прогноза погоды, анализ синоптических карт. Объяснять образование циклонов и антициклонов, изменения погоды, связанные с ними

23

Циклоны и антициклоны

1

24

Распределение температуры воздуха

1

Определение климатических показателей для различных пунктов по климатическим картам (карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости).  Выявление закономерностей в распределении климатических показателей на территории России.

25

Распределение осадков и увлажнения

1

26

Климатические пояса и области

1

Определение районов распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. Выявление особенностей опасных и  неблагоприятных климатических явлений. Определение районов их распространения на территории страны по тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и хозяйство

27

Климат и человек

1

Подготовка и обсуждение презентаций о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждение проблемы изменения климата под влиянием естественных  и антропогенных факторов.

28

Климат Рязанской области.

1

Знать закономерности, определяющие климат и климатические ресурсы Рязанской области.

29

Обобщение по теме «Климат»

1

Владеть понятиями и закономерностями, определяющими климат и климатические ресурсы нашей страны

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

8

30

Моря.

1

Составлять характеристику морей, анализировать хозяйственное использование и обсуждать охрану ресурсов морей

31

Особенности природы морей

1

32

Внутренние воды России. Реки

1

Определение состава внутренних вод на территории страны. Определение рек, относящихся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Нанесение на контурную карту водоразделов океанских бассейнов. Определение падения, уклона, особенностей питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о роли рек в  жизни населения  и развитии хозяйства России, региона своего проживания.

33

Озера, водохранилища, болота

1

Определение типов озер по  происхождению озерных котловин, солености, размерам. Нанесение на контурную карту разных видов озер России. Определение основных районов распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты по физической и климатическим картам.  

Оценивание обеспеченности водными ресурсами страны и ее отдельных территорий. Обсуждение проблем, связанных с использованием водных ресурсов, и определение путей их охраны и рационального использования. Подготовка и обсуждение презентаций о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения  и особенности развития хозяйства России.

34

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1

35

Вода и человек

1

36

Внутренние воды Рязанской области

1

Знать состав внутренних вод на территории Рязанской области. Уметь оценивать обеспеченность водными ресурсами Рязанскую область.

37

Обобщение по теме «Внутренние воды и моря»

1

Знать номенклатуру по теме, показывать их по карте. Объяснять закономерности размещения внутренних вод и связанных с ними опасных явлений.

Тема 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

38

Растительный и животный мир.

1

Выявление факторов, определяющих состав и разнообразие органического мира России.

39

Биологические ресурсы и человек.

1

Определение состава биологических ресурсов. Выявление особенностей использования человеком разных видов биологических ресурсов. Определение основных мероприятий по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности.  

40

Обобщение знаний по теме «Растительный и животный мир»

1

Определение состава биологических ресурсов. Выявление особенностей использования человеком разных видов биологических ресурсов. Определение основных мероприятий по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

5

41

Почвы и факторы их образования

1

Выявление основных факторов почвообразования. Определение почвенных горизонтов, свойств главных типов почв, сравнение их строения и плодородия по типовым схемам.

42

Основные типы почв России

1

Определение главных зональных типов почв и закономерностей их распространения на территории страны по карте почв.

43

Почвы и человек.

1

. Подготовка и обсуждение презентаций о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основных мероприятиях по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Наблюдение образцов почв своей местности, выявление их свойств  и особенностей хозяйственного использования.

44

Почвы, растительный и животный мир Рязанской области.

1

Знать структуру земельного фонда Рязанской области. Уметь оценивать почвенные ресурсы области.

45

Почвенные ресурсы России. Обобщение по теме «Почвы»

1

Определение структуры земельного фонда России. Оценивание почвенных ресурсов страны

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

11

46

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

1

Определение особенностей размещения  природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Объяснение закона широтной зональности

47

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

1

Выявление взаимозависимостей между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану.

Определение особенностей распространения антропогенных ландшафтов и выявление экологических проблем зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности.

Выявление освоения и изменения зон в результате хозяйственной деятельности людей.

Характеристика особенностей размещения населения  в разных природо-хозяйственных зонах (обучающая практическая)

48

Население и хозяйство в арктике и тундре

1

49

Природа лесных зон

1

50

Население и хозяйство лесных зон

1

51

Природа лесостепей и степей

1

52

Население и хозяйство лесостепной и степной зон

1

53

 Засушливые территории России. Горные области.

1

Выявление  причинно-следственных связей между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявление особенностей проявления высотной поясности различных горных систем России.

54

Природные ресурсы. Охрана природы и особо охраняемые территории

1

Определение видов особо охраняемых природных территорий и особенностей их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. Подготовка и обсуждение презентаций о важнейших ООПТ и памятниках всемирного природного наследия на территории России

55

Природно-хозяйственные зоны Рязанской области

1

56

Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

Знать специфику природно хозяйственных зон России, уметь объяснить их существенные признаки, способы рационального использования и их экологические проблемы.

Раздел III.  Население России

12

57

Численность населения. Почему снижалась численность населения России?

1

Определение места России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдение динамики численности населения России в ХХ веке и выявление факторов, влияющих на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнение особенностей традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определение и сравнение показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнение показателей воспроизводства населения России с другими странами мира по статистическим данным. Прогнозирование темпов роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных.

58

Мужчины и женщины. Молодые и старые.

1

Выявление факторов, определяющих соотношение мужчин и женщин разных возрастов.

Определение полового и возрастного состава населения регионов России по статистическим данным (обучающая практическая).  

Сравнение половозрастных пирамид России начала и конца XX в., разных территорий России, региона своего проживания.

Сравнение  средней продолжительности жизни мужчин  и женщин в России и других странах мира по статистическим данным.

59

Народы

1

Определение крупнейших по численности народов России по статистическим данным. Определение особенностей размещения народов России и сравнение географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ по тематическим картам. Определение основных языковых семей (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и групп народов России.

Определение современного религиозного состава населения России по статистическим данным.  Определение главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий по карте религий народов России. Нанесение на контурную кару крупнейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма.

60

Языки и религии

1

61

Размещение населения

1

Выявление факторов, влияющих на расселение населения страны. Выявление закономерностей в размещении  населения  России.

Нанесение на контурную карту основной зоны расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера. Выявление особенностей урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определение территорий России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте.

Определение видов городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Обсуждение социально-экономических и экологических проблем в крупных городах страны.

Определение видов сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявление причинно-следственных связей между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Обсуждение современных социальных проблем малых городов и  сельских поселений.Сравнение показателей соотношения городского и сельского населения  в разных частях страны по статистическим данным.

62

Города России. Урбанизация

1

63

Сельские поселения и сельское население

1

64

Миграции населения

1

Определение видов и причин внутренних и внешних миграций. Подготовка и обсуждение презентаций об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России.

Определение  основных направлений современных миграционных потоков на территории России (обучающая практическая).  

Определение территорий России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным.

65

Человеческий капитал страны

1

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определения. Проблемы безработицы и пути их решения. Качество жизни населения.

66

Особенности населения Рязанской области

1

Уметь оценивать демографическую ситуацию в Рязанской области.

67

Обобщение по теме «Население России»

1

Оценивать демографическую ситуацию в стране, и конкретном регионе.

68

Итоговый урок

1

Подведение итогов изучения курса «Природа России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...