Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Грибцова Тамара Петровна

Рабочая программа  по географии 7 класс составлена  в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе  авторской программы "Программы основного общего образования 5-9 класс по  географии". Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов , И.В. Душина. Л.Н.Савельева Москва , издательство "Дрофа" 2016год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по географии 7 класс  составлена в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897), - (Стандарты второго поколения); на основе авторской программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии»   Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов,  И. В. Душина, Л. Е. Савельева,  М., издательство «Дрофа», 2016 г.; и учебного плана МКОУ Покровской СОШ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – 15 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, - 2017.

Цели и задачи курса:

создать у учащихся представление о разнообразии природных условий
нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и
помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения
материков;

воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к
природе.

Курс состоит из двух частей:

Планета, на которой мы живем.

Материки планеты Земля.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства глобальном уровне, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии всей земли  в целом.

Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени, или 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.

                         

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения

 Ученик научится:

- осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

- осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

- овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

- проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Метапредметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

- организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

- работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Предметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

- показывать материки и части света;

- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

- давать характеристику карты;

- читать и анализировать карту.

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

- объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

- называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

- показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

- приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

- приводить примеры природных комплексов;

- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

 - рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;

- читать комплексную карту;

- показывать наиболее крупные страны мира.

- показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

- описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

- показывать наиболее крупные государства на материках;

- уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

- приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

- приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки— целостность, ритмичность, зональность;

- объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

- называть разные виды природных ресурсов;

- приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

Содержание учебного предмета

Введение (3 часа)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.

Практическаяя работа. 1. Нанесение на карту маршруты известных путешественников.

Раздел 1 Главные особенности природы Земли (9 часов + 1 час)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины, Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

.

Раздел 2 Население (3 часа)

Факторы влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле. Перепись населения, страны гиганты по численности населения. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии. Языковые семьи и группы. Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население.

Раздел 3 Океаны и материки (50 час + 2 часа)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Общие особенности природы южных материков.

Африка(10 часов).

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы. 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. 2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке. 4. Описание по карте природных условий одной страны.

Австралия и Океания( 5 часов).

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Практическая работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, 2. определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Южная Америка( 7 часов ).

 История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

Антарктида ( 1 час+ 1 час повторение ).

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Северная Америка ( 7 часов ).

 История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры -главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Практические работы. 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Евразия ( 16 часов + 1 час).

 Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы. 1. . Определение географического положения Евразии.

2. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 3. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 4. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.            

Раздел 4 Географическая оболочка - наш дом (2 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

                                          Тематическое планирование

Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

Введение ( 3 часа )

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Как люди открывали мир. Практическая работа. №1. Нанесение на карту маршруты известных путешественников.

1

2

Современные географические открытия

1

3

Карты материков и океанов, их различия по содержанию.

1

Раздел 1. Главные особенности природы Земли ( 9 часов+ 1 час )

                                             1.1 Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

4

Происхождение материков и океанов

1

5

Состав и строение литосферы.  Рельеф Земли.

1

                           1.2 Атмосфера и климат Земли (2 часа)

6

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.

1

7

Климатические пояса Земли.

1

                   1.3 Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы ( 2 часа )

8

Мировой океан - главная часть гидросферы.

1

9

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

                             1.4 Географическая оболочка ( 3 часа+ 1 час)

10

Географическая оболочка планеты.

1

11

Природные комплексы - составные части географической оболочки.

1

12

Природная зональность

1

13

Контрольная работа и повторение по теме «Главные особенности природы Земли».

                          Раздел 2. Население Земли ( 3часа )

14

Численность населения Земли. Размещение населения.

1

15

Народы и религии мира.

1

16

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.

                                 Раздел 3.Океаны и материки ( 50 часов + 2 ч)

                                            3.1 Океаны ( 2 часа)

17

Тихий океан. Индийский океан.

1

18

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.

1

19

Общие особенности природы южных материков.

1

Африка

11

20

Географическое положение Африки. История открытия и исследования. Практическая работа№2 Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

21

Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые.  Практическая работа № 3. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

22

Климат и внутренние воды Африки.

23

Природные зоны Африки.

1

24

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки Практическая работа. №4. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.

25

Население Африки

26

Страны Северной Африки. Алжир.

27

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия

28

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

29

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика Практическая работа №5 Описание по карте природных условий одной страны.

30

Урок обобщающего повторения

Австралия

30

Австралия: географическое положение и история открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №6  Сравнение географического положения Африки и Австралии

31

Климат Австралии. Внутренние воды

32

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Практическая работа №7 Определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков

33

Австралийский союз.

34

Океания. Природа, населения и страны.

Южная Америка.

35

Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. . Практическая работа №8 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

36

Особенности рельефа Южной Америки. Размещение полезных ископаемых на материке.

37

Климат и внутренние воды Южной Америки.

38

Природные зоны Южной Америки. .Практическая работа №9. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа

39

Население Южной Америки. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

40

Страны востока материка. Бразилия.

41

Страны Анд. Перу.  Практическая работа №10 Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

42

Антарктида - особенности географического положения. Открытие и исследование Антарктиды. Природа

43

Контрольная работа по теме «Природа южных материков».

44

Общие особенности природа северных материков.

Северная Америка

45

Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка.

46

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

47

Климат и внутренние воды Северной Америки. Практическая работа №11Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

48

Природные зоны. Население. Практическая работа №12 Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

49

Канада.

50

Соединенные Штаты Америки

51

Средняя Америка. Мексика.

Евразия

52

Евразия: географическое положение и история исследования материка. Практическая работа №13 Определение географического положения Евразии.

53

Особенности рельефа Евразии и полезные ископаемые.

54

Климат и внутренние воды Евразии. Практическая работа №10 Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

55

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Практическая работа №14 Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели

56

Страны Северной Европы

57

Страны Западной Европы. Великобритания.

58

Франция. Германия.

59

Страны Восточной Европы.

60

Страны Восточной Европы.(продолжение)

61

Страны Южной Европы. Италия

62

Страны Юго-Западной Азии.

63

Страны Центральной Азии.

64

Страны Восточной Азии. Китай.  

65

Япония

66

Страны Южной Азии. Индия. Практическая работа №15 Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.            

67

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

68

Контрольная работа и повторение по теме «Природа северных материков».

69

Закономерности географической оболочки

70

Взаимодействие природы и общества

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...