Календарное планирование кружка "Занимательная география" для 6 класса
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

 Мокова Залина Ауладиновна

Рабочая  программа кружка «Занимательная география» для обучающихся

 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным  образовательным  стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и  методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.

В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.

Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnaya_geografiya_6_a_kl.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа кружка «Занимательная география» для обучающихся

 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным  образовательным  стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и  методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.

В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.

Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.

Несмотря на то, что эти знания носят межпредметный характер, их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические, экономические и политические знания.

Программа учитывает знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Разделы программы включают изучение как объектов и явлений во время экскурсий, так и выполнение творческих заданий с применением современных средств и методов исследования (интернет, др.). Изучение экологического состояния окружающей среды должно привить учащимся чувство любви и бережливости к природе своего города, края, страны. Знакомство же с историей России, края и города должно вызывать у ребят чувство гордости за свою Родину.

При освоении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «ресурсы», «производственный комплекс», «мировое хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им географических объектов, а с другой – создаст платформу для плавного перехода к изучению географии в следующих классах. Предполагается, что учащиеся по окончании изучения теоретической части будут вести исследовательскую деятельность, используя знания и умения, а также применяя универсальные учебные действия (УУД) полученные при изучении различных материалов на кружке.

В процессе посещения занятий на кружке и самостоятельной работы для школьников создаются условия обеспечивающие формирование и развитие:

  • интереса к географии и смежным наукам;
  • умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
  • творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Занятия объединены в тематические блоки и состоят из теоретической и практической частей.

Направленность кружка «Занимательная география» - Естественнонаучная. Уровень программы – ознакомительный.

Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира.

Развивающие:

1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий.

Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
  2. Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
  3. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России.
  4. Воспитание ответственности за слова, дела и поступки.
  5. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Методы работы

  1. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
  2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
  3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
  4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы 

  • теоретические занятия, экскурсии,
  • практические занятия на местности и в камеральных условиях,
  • различные акции экологического содержания,
  • подготовка проведение праздничных и другие мероприятия, неделя географии.

Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии, представляет некоторые трудности для учащихся.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Тема 1. Введение

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности.

- история изобретения компаса

- упражнения и движение на местности с компасом и без него

- определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Тема 3. Жизнь земной коры.

- современные гипотезы о происхождении гор на земле.

- вулканы, гейзеры, горячие источники.

- землетрясения.

- разнообразие форм рельефа на Земле.

- рельеф своей местности.

Тема 4. Мировой океан.

- современные способы изучения морей и океанов.

- водяные смерчи, бури и ураганы в море.

- части мирового океана.

- растительный и животный мир океанов и морей.

- экологические проблемы Мирового океана.

Тема 5. Воды суши.

- крупнейшие реки Земли.

- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

- минеральные источники, их происхождение

- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

- воды суши своего края.

Тема 6. Атмосфера Земли.

-современные методы изучения атмосферы.

- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

- грозные явления в атмосфере.

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

- климат своей местности.

Тема 7. Природа своего города.

- изучение особенностей природы своего города.

- ПК своей местности.

- Антропогенное воздействие на ПК.

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • АРМ
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Портреты путешественников
  • Энциклопедии
  • Наборы фотографий животного мира

Способы проверки результатов работы

-выставки

-учебно-исследовательские конференции

-олимпиады

-неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка 

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

Базовые знания

- основные термины и понятия минералогии, петрографии;

- основные виды туризма;

- основные методы ориентирования на местности;

- основные виды растений и животных;

- правила ведения наблюдений, полевых исследований;

- особо охраняемые территории и памятники природы родного края;

- историю образования и развития России, города героя Москвы

УУД

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-различать памятники природы;

-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

-различать охраняемые растения и животных Московского региона

-работать с литературой;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  2. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
  3. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
  4. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.
  5. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010
  6. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр
  7. http://www.pelikanschool.org/
  8. http://3.olimpiada.ru/index.php
  9. http://www.ug.ru/
  10. http://teacher.org.ru/
  11. http://www.rgo.ru/

Познавательная литература для учащихся

  1. http://planetashkol.ru/uchitel/Default
  2. http://ourtravels.ru/index.php
  3. http://kray.ucoz.ru/
  4. http://www.ecosystema.ru/
  5. http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm
  6. http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html
  7. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm

Календарное планирование кружка «Занимательная география»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Тема 1. Введение (3ч)

1

Вводное занятие. Определение целей и задач кружка. План кружка на год.

1

Сам.раб

2

Формы и методы организации исследовательской деятельности.  Вводный инструктаж. Инструкция №1.

1

Сам.раб

3

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

1

Сам.раб

Тема 2. Представление о Земле с древности до наших дней (3ч.)

4

Представление о Земле с древности до наших дней. Наскальные рисунки. О чем они нам расскажут?

1

Сам.раб

5

Великие географы- путешественники. Подготовка групповых проектов «Знаменитые географы»

1

Сам.раб

6

Великие географы- путешественники. Подготовка групповых проектов «Знаменитые географы»

1

Сам.раб

Тема 3. Наблюдения за природой (4ч.)

7

Как наблюдать за погодой. Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой.

 (приборы для наблюдения).

1

Сам.раб

8

Знакомство со школьной метеостанцией, условными обозначениями метеодисплея, приборами для наблюдения за погодой.

1

Сам.раб

9

Оформляем календарь погоды. Исследовательский мини- проект «Изменения температур в с.п. Кахун за предложенный период»

1

Сам.раб

10

Участие в дистанционных Всероссийских олимпиадах по географии от ЦРТ «Мега- талант»

1

Сам.раб

Тема 4. План местности (11 ч.)

11

План местности - первая карта. Способы ориентирования на местности.

1

Сам.раб

12

План местности - первая карта. Способы ориентирования на местности.

1

Сам.раб

13

План местности «Наш пришкольный участок»  по заданным параметрам.

1

Сам.раб

14

План местности «От моего дома до школы»

1

Сам.раб

15

Географическая карта.  Градусная сетка.

1

Сам.раб

16

Географическая широта.

1

Сам.раб

17

Географическая долгота.

1

Сам.раб

18

Определение географических координат заданных точек.

1

Сам.раб

19

Определение географических координат заданных точек.

1

Сам.раб

20

Игра «Мы – спасатели».

1

Сам.раб

21

Конкурс « Знатоки географической карты».  Игра-практикум по тематическим картам.

1

Сам.раб

Тема 5. Литосфера (9ч.)

22

Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.

1

Сам.раб

23

Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.

1

Сам.раб

24

Движения земной коры и вулканизм.

1

Сам.раб

25

Высочайшие вершины мира.

1

Сам.раб

26

Равнины: площадь, высота и происхождение.

1

Сам.раб

27

Рельеф нашей местности.

1

Сам.раб

28

Викторина «Литосфера».

1

Сам.раб

29

Географические загадки.

1

Сам.раб

30

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах от «Эрудит»

1

Сам.раб

Тема 6. Гидросфера. Мировой океан (11ч.)

31

Мировой океан и его части.

1

Сам.раб

32

Мировой океан и его части.

1

Сам.раб

33

Путешествие по морям и океанам. Викторина.

1

Сам.раб

34

Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера».

1

Сам.раб

35

Исследования водных объектов.

36

Гидробиология. Методы гидробиологических исследований.

37

Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности.

38

Охрана водоемов от загрязнения.

39

Физические и химические свойства воды.

40

Исследования водных объектов.

41

Участие в дистанционном конкурсе по географии «По материкам и океанам»

Тема 7. Биосфера. Загрязнение окружающей среды (8ч.)

42

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

1

Сам.раб

43

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

1

Сам.раб

44

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

1

Сам.раб

45

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

1

Сам.раб

46

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

1

Сам.раб

47

Глобальные проблемы человечества.

1

Сам.раб

48

Глобальные проблемы человечества.

1

Сам.раб

49

Глобальные проблемы человечества.

1

Сам.раб

Тема 8. Краеведение (18ч.)

50

Особенности географического положения и природы своего села. История заселения.

1

Сам.раб

51

Знаменитые люди - наши земляки.

1

Сам.раб

52

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

1

Сам.раб

53

Мой  дом. Родословная семьи.

1

Сам.раб

54

Мой  дом. Родословная семьи.

1

Сам.раб

55

Мой  дом. Родословная семьи.

1

Сам.раб

56

Защита проекта «Моя родословная»

1

Сам.раб

57

Родная школа. Ее история и традиции

1

Сам.раб

58

Родная школа. Ее история и традиции

1

Сам.раб

59

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

1

Сам.раб

60

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

1

Сам.раб

61

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

1

Сам.раб

62

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом»

1

Сам.раб

63

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом»

1

Сам.раб

64

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом»

1

Сам.раб

65

Защита группового исследовательского проекта

«Я горжусь своим селом»

1

Сам.раб

66

Подготовка к конкурсу плакатов «Занимательная география»

1

Сам.раб

67

Защита  плакатов «Занимательная география»

1

Сам.раб

68

Проблемы и перспективы современной географии.

1

Сам.раб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование физкультура 5 класс

Планирование составлено по новому требованию. Адаптирована к Республике Саха....

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

ДОКЛАДЫ "ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ учителя изобразительного искусства" КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ "ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗО.ИССК ШКОЛЫ ИСКУССТВ 0,1,2,3 кл"

ДОКЛАД 1: краткое описание материалов и манипуляций с ними во время изодеятельности (для работы с детьми от 2-х лет до 18)ДОКЛАД 2: краткий обзор концепций по изобразительному искусству в современной ...

Календарное планирование краеведение 8 класс

Календарное планирование к рабочей программе по краеведению 8 класс...

Календарное планирование на 11 класс

Календарное планирование на 11 класс...