Из опыта работы
учебно-методический материал по географии по теме

Ермолаева Валентина Алексеевна

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». /Л.Н.Толстой/ Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М.Бахтин. В результате учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности. Одна из важнейших проблем современности это мотивация учебной деятельности учащихся. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Ермолаева Валентина Алексеевна _ Из опыта работы

         Из опыта работы учителя географии и биологии                                    

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики».                                                                                       /Л.Н.Толстой/

    Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М.Бахтин. В результате учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности.

Однако, творчество, которому ныне уделяется так много внимания, невозможно без глубоких и прочных знаний методики своего предмета и вместе с тем большого искусства в организации деятельности школьников.

Одна из важнейших проблем современности это мотивация учебной деятельности учащихся. 

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Цель моей работы:

отработка умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся.

Задачи своей деятельности:                                                                                                                             -Научить учиться, решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию.

-Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

-Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

-Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

-Научить решать проблемы социальных, профессиональных направлений.

 Для этого необходимо накопить различные формы учебных приёмов, заданий, учитывающих индивидуальные особенности учеников.  Считаю, что в практике моей работы сложилась определенная система при подготовке и проведении уроков:

-четко продумываю цели и задачи урока, где отражаю дидактическую, развивающую, воспитательную задачу;

- использую  разнообразные формы и методы обучения;

-даю возможность самореализовываться каждому ученику на уроке, используя индивидуальные и групповые формы работы. Подход осуществляю с учетом уровня подготовленности учащихся, их психолого-возрастных особенностей подросткового возраста.                                                                                                                                              Использование  мною проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Считаю, что при использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;                                                                                                                   - приобретает коммуникативные навыки и умения;                                                                                  -овладевает практическими умениями исследовательской работы:                                                                      -собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Используя проектную технологию, методы проектов  и исследований  на уроках географии, биологии и внеклассных занятиях, я пришла к выводу:                                                                 - использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и   результативно;                                                                                                                      - проектная технология всегда должна работать на результат, результативность проявляется во  всей педагогической деятельности;                                                                                          - проектный и исследовательский методы умело сочетаются  с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.                                                                                                              В своей работе использую  элементы других современных образовательных технологий:                                                                                                                                                             - проблемного обучения;                                                                                                                                        - разноуровневого обучения ;                                                                                                                            - обучения в сотрудничестве;                                                                                                                                 - опорных схем;                                                                                                                                 - информационно-коммуникационной ;                                                                                                             -проектной;                                                                                                                                                   -здоровьесберегающей;                                                                                                                                                                                                                                                              Особенно эффективным считаю сочетание информационно-коммуникационных и проектно–исследовательских технологий. Стараюсь активно  их внедрять  в образовательный процесс. Преимущества использования ИКТ на уроках географии и биологии:

  • усиление наглядности и яркости обучения;
  • увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала;
  • большая заинтересованность учащихся;
  • расширение видов деятельности на уроках;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • ИКТ – голососберегающая технология для учителей;
  • возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет;
  • возможность возврата к пройденному материалу;
  • повышение значимости, престижа географии.

Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.                                                                                                                                             Долгие годы работы учителем географии  и биологии позволили мне накопить значительный опыт применения различных технологий обучения.  Среди них наиболее известна методика формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний  и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии.  В процессе обучения географии и биологии  давно применяю  элементы технологии  опорных схем, логических связей. Еще Н.Н.Баранский, подчеркивал,  что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».                    С большим желанием школьники записывают под диктовку   географический диктант с использованием топографических знаков. А что, если предложить учащимся самим написать сказку или приключенческую историю, в которой некоторые слова, выделенные курсивом, заменены соответствующими топографическими знаками? На уроках географии и биологии   применяю элементы технологии  проблемного обучения,  В педагогике проблемный характер обучения определяется как подход, «возбуждающий у учащегося противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала». В классификации методов обучения он выделяется как «активизирующий познавательную деятельность учащегося и формирующий у него познавательный интерес.  Целью проблемного обучения является развитие у учащихся критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, поиск собственных личностных решений.     Существуют различные варианты постановки и решения проблемы.  Мною разработаны проблемные ситуации и вопросов, с помощью которых возможно повысить мотивационную деятельность на уроках географии, помочь учащимся включиться в творческую мыслительную деятельность.                                                                             – 1)Первый вид  постановки проблемной ситуации, когда педагог ставит проблему или проблемы, и сам их решает, излагая лекционный материал. Например «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит».                                                                                                              При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Они видят, что западный контур Южной Америки повторяет восточный берег Африки, но им сложно выдвинуть теорию, что когда – то это был единый материк.  Этот подход применяется чаще, чем другие,  где затруднена обратная связь.                                                         2) Второй вариант, когда педагог ставит перед учащимися проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы. Приведу примеры проблемных вопросов, которые задаю при изучении  своей местности: «Где находится точка - антипод нашему населённому пункту, т.е. точка, где люди по отношению к нам будут располагаться «вверх ногами». В чём заключается специфика района? Может ли Большеуковский район быть самым развитым в Западной Сибири  или в Омской области? Почему наличие нефти, газа, леса, торфа  в районе не делает его богатым? Почему прекратилась добыча торфа на болоте Киллейном? Сырьём для каких производств могут служить полезные ископаемые Большеуковского района? Какова площадь района в сравнении с другими районами России и зарубежными странами? Почему сельское хозяйство стало в нашем районе  низкопродуктивным?  Можно ли засеять опустевшие земли льном? Где искать причины отсталости района? В  чём вы молодое поколение видите перспективы развития нашего села, района?                                                                           3)Третий вариант -работа в группе. Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения.                                                                                После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения.                                  - Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана?        - Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке?             4)Четвёртый способ: письменно-индивидуальный. Даю всему классу 1-2 вопроса и предлагаю  учащимся ответить на них письменно. Ценность этого варианта, на мой взгляд, заключается в том, что, проверяя письменные работы, удается проследить ход рассуждений каждого ученика, его аргументацию и собственные выводы.                                           5) Пятый способ. При работе с учебником, где есть проблемные вопросы, (9 класс Алексеев А.И., В.А.Ром, Дронов В.П.) я указываю материал и определенные временные рамки работы (не более 15 минут). Учащиеся работают с учебным материалом как источником информации, формулируют ответы на поставленные проблемные  вопросы,    в устной и письменной форме, фронтально, по группам, парно   или в виде домашней работы. Иногда есть готовые рассуждения и учащиеся их проговаривают и запоминают.  Одной из важных задач  в своей работе считаю применение элементов  здоровьесберегающих технологий. Так в начальном курсе  биологии мы проводим экскурсии на  природу, а на уроках географии на практической работе по выполнению глазомерной съёмки участка местности. С целью пропаганды здорового образа жизни и туризма  как эффективного средства активного отдыха, каждый год я со своими обучающимися хожу в походы  по родным местам. В конце мая  проводим спортивно-патриотическую игру «Зарница». Большое внимание уделяем районным туристическим слётам и соревнованиям. Включение учащихся в систематическую туристско- краеведческую деятельность на протяжении их  обучения в школе,  способствует формированию у  них готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.

 В своей работе я использую различные формы урока:                                                      Мои главные  задачи:                                                                                                                                                   преодолеть однотипность уроков,                                                                                          повысить интерес учащихся к знаниям,                                                                                           привить им стремление заглянуть за пределы учебника,                                                                вместе с учениками готовить нестандартные уроки, сплотившись в союз « Учитель-ученик».                                                                                                                             Нестандартные уроки, которые я  провожу, помогают мне активизировать учебный процесс, развивать творчество  моё и моих учеников.

    Дейл Карнеги утверждал: «Тот, кто сможет заставить ребёнка захотеть учиться – может себя считать учителем успеха».                                                                                                        Анализируя свою педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока, увеличить их практическую направленность. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. В своей работе придерживаюсь слов К.Д.Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.” Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся:                                         Уроки-соревнования, игры:                                                                                                                      * КВН.                                                                                                                                             *Ролевая игра.                                                                                                                            *Викторина.                                                                                                                                 *Турниры.                                                                                                                                             Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:                     * Урок – диалог.                                                                                                                                  * Урок – пресс конференция.                                                                                                            * Урок – путешествие.                                                                                                                           * Урок – репортаж.                                                                                                                               Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.  Так как наука география сама родилась в результате путешествий, приоритет  отдаю урокам путешествиям, урокам –исследования и проектам. Параллельно географическим открытиям были и открытия в ботанике, зоологии. Почти на каждом уроке  мы совершаем небольшие путешествия по стране и всему миру. Но отдельные уроки мы полностью посвящаем путешествиям. Путешествие можно проводить и при изучении нового материала и при обобщении знаний.  Для начала урока путешествия  нужно подобрать эпиграф или  трогательные строки,  например Р.Рождественского:                      Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,                                                                                              Всех её океанов, вершин ледяных и закатов….                                                                                         Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по...                                                                     И дети из пассивных слушателей превращаются в пытливых искателей знаний.                                                                               Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игра делает процесс обучения более интересным, способствует успешному усвоению изучаемого материала, формирует навыки коллективной работы.  Использую  игровую форму при проверке усвоения знаний, понятий, знания номенклатуры. Набор игр, которые я провожу  на уроке, огромен. Это урок – КВН,  ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ; «Миллионер», «Счастливый случай», «Звездный час», «Топографический серпантин», и другие. Особое место на  уроках географии занимают деловые и ролевые  игры. В восьмом классе  учащиеся перевоплощаются в климатологов, гидрологов, метеорологов, экологов,  изучающих компоненты природы Западно-Сибирской равнины. В 9 классе - в рыбаков, геологов, металлургов, энергетиков при изучении темы « Хозяйство  Европейского Севера». Практика учителей новаторов показывает, что на уроках где  проводится игра, отмечается большой процент активизации деятельности учащихся.                                                                                           Нетрадиционный урок имеет свои отличительные признаки от методик  преподавания традиционного урока. Отдельные его элементы напоминают нам знакомые и отработанные методы преподавания, поисковой исследовательской работы. Но конечный результат отвечает реальным требованиям современности:                                               *желание продолжить поиск,                                                                                                         *освоить новые высоты Знания,                                                                                                     *творить вместе с одноклассниками и самому.                                                                                         *К этому нужно добавить ещё один немаловажный результат - психологическое состояние обучающихся, состояние  радости, комфорта, уверенности, прочности добытых знаний. Нетрадиционный урок-это всегда движение вперёд.

 На  уроках применяю различные методы и приёмы.  Моя задача состоит  в том, чтобы внести в  содержание этапов урока новые компоненты, которые отвечали бы требованиям современного урока.

Для  этого  использую на уроках:

- индивидуальную и групповую, фронтальную  формы работы, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

а) методы организации и осуществления учебной деятельности  

-  репродуктивные и проблемные;

- самостоятельной работы ;

б) методы стимулирования и мотивации:

- анализ жизненных ситуаций;

- создание ситуации успеха;

-  разъяснение общественной и личностной значимости учения;

в) методы контроля и самоконтроля

 -устный и письменный контроль;

  фронтальный и дифференцированный.

Методы обучения, которые  я использую, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка.  Целенаправленно формируя приёмы умственной деятельности, я одновременно развиваю активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту.                                                                                                                       Метод проектов. Заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Основные требования к использованию метода проекта:                                                                   - Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.                 - Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.  – Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.                     Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому  важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.                                                            

      Работа с картами.  Карта – это источник новых знаний.   Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику  страны (любой)». Оформляется работа в виде таблицы.                                                                                     Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя. Конкретные цели её выполнения, перерастающие в результаты:                                                                    - предупредить незнание материала;                                                                                                         - повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;                                                    - ликвидировать возможные пробелы в знаниях;                                                                                          - продолжать учиться и анализировать тематические карты;                                                                     – научить получать с карты неявную информацию;                                                                                                         - продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;                                     - учиться оформлению работы в табличной форме.

  Сравнительно новой формой развития познавательной деятельности при организации самостоятельной  работы учащихся является использование мною на уроках  карт-пазлов в курсе географии материков и океанов. Карты-пазлы представляют собой географические тематические и контурные карты, выполненные на картонной основе, которые в отличие от мозаик, имеют одинаковую конфигурацию, что во много раз увеличивает сложность выполнения заданий. Самостоятельная работа. Считаю, что путь к познанию лежит через познавательную и самостоятельную активность учащихся, через их продуктивную деятельность. Учащиеся самостоятельно пишут рефераты, готовят карточки, задания, составляют картограммы, диаграммы, кроссворды, работают с разными источниками информации с дополнительной литературой. «Не давать готовых истин пусть учащиеся до всего доходят сами». Я провела такие творческие уроки: Составление рассказа об отношении людей к земле. 1) Моё географическое открытие. 2) Репортаж из страны………                                                                                                     Весьма очевиден приоритет географии в экологическом образовании и воспитании. В содержание географического образования я стараюсь включит богатый опыт народа по сбережению, сохранению окружающей среды, который до сих пор чаще всего предают забвению. Опыт поколений, опыт ценностного отношения народа к Земле, воде, растениям, животным и  птицам, я включаю в уроки географии в виде отрывков из эпосов, легенд народных преданий,  притч разных народов, вопросов и заданий в виде правил поведения в природе. На уроках звучат народные изречения, пословицы. Использование в содержании географического, биологического  образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед учащимися пути рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам,  как родного края, так и всей Земли. «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет свой конец, разрушив Землю». (Швейцер). Эти слова были эпиграфом к уроку «Охрана вод Мирового океана» в 6 классе.  

На формирование мотивации учебной деятельности учащихся оказывает возможность географии влиять на развитие эмоциональной сферы личности школьника.  Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии, если подумать,  что преподавание этого предмета должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства». Поэтому я как учитель географии считаю,  что одна из задач процесса обучения – формирование эмоционального настроя на уроке географии. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии необходимо вызывать положительные эмоции. Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются красотой ландшафта. Например, при изучении своей местности возможны экскурсии в природу с целью получения положительного эмоционального заряда, а при изучении тех территорий, где ученикам вряд ли придется побывать, можно вызвать позитивные эмоции, демонстрируя картины, фильмы, слайды, причем их можно сопровождать музыкой , записями пения птиц, шума воды, ветра и т .д. Взаимоотношения человека и природы приводят к ощущению возвышенного и прекрасного.  Я считаю, что положительное восприятие материала может обеспечить использование на уроках стихов и музыки.                                                                                                                                                               Использование  на уроках стихов о природе, о географических объектах и явлениях.    Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе и живописи. Начиная изучение курса, я всегда обращаю внимание на слова над доской  «Люблю и знаю, знаю и люблю, и чем полней люблю, тем больше знаю». Ю.Ефремова. Говоря о громадной территории России, зачитываю стихотворение К.Симонова:                                                                                  Касаясь трех великих океанов,                                                                                                                           Она лежит, раскинув города,                                                                                                         Покрыта сеткою меридианов,                                                                                                     Непобедима, широка, горда.

О красоте и разнообразии России можно продекламировать стихотворение И.Никитина «Русь», одновременно показывая иллюстрации о природе.   Поэзия помогает делать уроки более эмоционально окрашенными.  Использую не только стихи, но и прозу т.е. описание географических объектов, а также уголки природы, животных. Стихи и прозу можно использовать как эпиграф на уроке, для проверки знаний, для мотивации учебной деятельности. На уроках географии, биологии,  как и на других уроках, я использую тестирование. Я пользуюсь тестами  С.Е. Дюковой, В.Б.Пятунина, И.В. Новоженина, Л.И. Севостьяновой. Совместно с учащимися создаём тесты в программе Power Point, Excel.   Использую тестовый тематический контроль как тренировочный обучающий во время изучения нового материала,  закрепляем и повторяем материал на уроке. Также применяю итоговое тестирование. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала я предлагаю тесты в качестве домашнего задания. Тесты составляю с учётом дифференцированного подхода к каждому ученику.  

Новизна опыта. Последние годы я всё чаще использую образы на своих уроках. Формирование географической, биологической  научной картины мира, через образы. Образ – это исходный пункт создающийся веками. Образ-это концентрированный географический  синтез.                                                                                                                                                                       Цели создания географического образа:                                                                                        - создание у ребёнка познавательного интереса;                                                                          - развития региональной самосознательности обучающихся;                                                       - участие в решении общественнозначимых проблем села, региона.                                                                                                              Условия необходимые для создания положительного географического образа территории:                    – позиция учителя;                                                                                                                                                - содержание учебников, программ;                                                                                                           - мотивация сбора положительной информации (о регионе, о районе…) ;                                            - практическая деятельность.                                                                                                               Средства представления географического образа:                                                                                     - географические карты;                                                                                                                                            -СМИ.                                                                                                                                                              Масштабность географического образа:                                                                                                   - Земля в целом;                                                                                                                                        -Континенты;                                                                                                                                               -Части света;                                                                                                                                          -Страны;                                                                                                                                                       -Регионы страны;                                                                                                                                                          -Города(районы);                                                                                                                                        -Местность, в которой проживаешь.                                                                                                Методы исследования географического образа:                                                                            – Картографический;                                                                                                                                               - Статистический;                                                                                                                                   - Анализ текста;                                                                                                                                            - Оконтуривание «ядерных образов».                                                                                                         Алгоритм создания образа:                                                                                                               1) Провести опрос учащихся по заданной теме ( 7 класс. Тема « США», что вы можете рассказать о данной стране, не заглядывая в учебник? Ребята ещё  ни чего не изучали на уроках об этой стране, но вспоминают, что уже читали в СМИ, слышали и видели  по телевидению, вот так рождается первоначальный образ.                                                                                                      2) Постройка каркаса географического образа, через выделение личностно-значимых узлов знаний.                                                                                                                                                3) Наращивание слоёв информации на каркас. Географические образы могут существовать очень долго, через эти образы можно воспитывать местных патриотов.                                                     Дать возможность детям самостоятельно создать образ (на что похожа Антарктида) дорисовывают на карте глаза, нос и т.д. И вот Антарктида превращается в носорога, а Омская область в сову и такая картинка в их памяти живёт очень долго. В любой ситуации глядя на материк, страну прежде вспомнится их собственный образ, а с ним и название и другая информация.                                                                                                                                                                       Образы можно представлять как рисованные, словесные, сборные.                                                         Начинать работать с образами можно в любом возрасте, а с годами этот образ будет формировать новые оболочки, состоящие из информации (н.,  младшие школьники формируют образ Родина-это столица Москва, Президент В.В. Путин, Омская область и т.д. , а в старших классах уже добирается другая информация Западно -Сибирская равнина и т.д.   Вот так постепенно, из отдельных образов, по различным предметам формируется образ научной географической  картины мира.  Состоит он из естественно научной картины мира и других картин. Научно географическая картина мира состоит из  картин: биологической, географической, физико-химической, экономической, между этими картинами должна быть всегда межпредметная связь.                                                                        

    Географ несет ответственность за формирование правильного отношения к нашей планете, как к общему дому, за воспитание чувства патриотизма, любви к  Малой Родине, за воспитание чувства рачительного хозяина, сознание личной ответственности за настоящее и будущее страны, пробуждение эстетических чувств.  Дети  должны увидеть красоту неповторимость родной природы, понять нашу общую ответственность за неё. Реализация   краеведческого принципа в географическом и биологическом образовании осуществляется  мною на уроках географии и биологии и внеклассных занятиях путём постижения природного наследия.  Привлекая учащихся к этой работе,  я  повышаю интерес к образовательной деятельности в области географии, биологии. С ребятами 6 класса занимаемся составлением топонимического словаря  нашего села. Основной целью  является привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.                                                                                                              Учащиеся проводят исследовательскую  работу по изучению  природы,  результаты своей работы  освещают на   научно - практических конференциях,  конференциях  исследователей природы.  Ученик 6 класс представил работу о грибах нашей местности. В своей работе оп нарисовал  план местности, на котором отметил топографическими знаками  все самые грибные места, а так же провёл исследования, какими грибами наиболее часто происходят отравления среди  населения Большеуковского района. Составил  памятку  идущим на «тихую охоту».

 Организую участие школьников  в телекоммуникационных проектах, творческих конкурсах, научно - практических  конференциях, что  позволяет активизировать творческую работу обучающихся по предмету, развивать умение работать с новыми видами источников информации, а так же освоить современные формы телекоммуникаций:

  • умение входить в Интернет;
  • умение пользоваться информационными ресурсами сети Интернет;
  • умение создавать презентации.

   В результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:

1. Рост мотивации к изучению географии и биологии.

2. Повышение качества образования.

3.Стабильность в результатах  итоговых работ по предметам, а также итоговой аттестации по биологии.

4.Увеличение  количества призовых мест в различных конкурсах, проектах, конференциях, выставках.

Эффективность применяемой мной системы доказывают, уровень подготовки обучающихся по предметам, которые я преподаю, соответствует требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Свои знания учащиеся подтверждают на итоговых контрольных работах, тестах, экзаменах. Результаты итоговой аттестации по биологии: средний балл в 2009-2010 учебном году составил  4,5 балла, 2010-2011 учебном году –  4,6 балла, в 2011-2012 учебном году 4 балла. Процент качества знаний по географии за последние годы возрос от 61-73 %, а по биологии от 68-72%.                                                                                                                                                                           Ориентируюсь  на творческий подход к организации процесса обучения:    я должна готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.  

                                                 

               Литература:

  1. Амбушева Т.М.и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.
  2. Ашевская Л.А. «Развитие творческих способностей и личности учащихся», ж-л РЯШ №6, 2001г.

3.Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.:   Народное образование, 2000.

4.Митрофанов, И.В. Тематические игры по географии. М.: ТЦ Сфера, 2002.

5.Пятунин, В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. - М.: Дрофа, 2002.

6.Мартыненко И.В., Буланый Ю. И. Использование метода проекта при изучении   биологии и экологии / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 164-168.

7.Фрицко Ж.С. Сопоставление опыта применения метода проектов в практике отечественной и зарубежной школы / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 196-203.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Уралинская основная общеобразовательная школа»

Большеуковский район, Омская область.

                             Самоанализ педагогической деятельности

учителя географии и биологии

Тема самообразования:                                                         «Активизация самостоятельной работы учащихся на уроках географии и биологии как форма организации познавательной деятельности». 

                                                             Подготовила: Ермолаева Валентина Алексеевна учитель географии и биологии                                                                                                              МБОУ «Уралинской ООШ»

2016-2017 уч.год

                     Самоанализ педагогической деятельности

учителя географии и биологии

Я, Ермолаева Валентина Алексеевна– учитель географии МБОУ «Уралинская  общеобразовательная школа» Большеуковского района Омской области, 1974 года рождения, окончила в 2004 году Омский педагогический институт по специальности учитель географии. В Уралинской школе работаю с 1993 года. Мой педагогический стаж составляет 24 года. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.

Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений.

   Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельную, мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Мой опыт направлен на решение этой задачи. Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал. Именно поэтому я и обратилась к теме: «Активизация самостоятельной работы учащихся на уроках географии биологии  как форма организации познавательной деятельности». 
А слова К. Д. Ушинского, - 
«Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом.

1.Ведущие идеи и педагогические принципы

Современное общество ставит перед учителем и учеником сложные задачи: учителю – научить применять знания в нестандартных жизненных ситуациях, ученику – демонстрировать высокий уровень самостоятельности и эрудиции. Каким же принципом должен соответствовать педагогический процесс, чтобы учитель мог достичь цели образования по своему предмету, а школа гарантировать выполнение социального заказа общества? 
В педагогическом процессе обучения урок, был и остаётся главным видом педагогический деятельности. Урок – это некий временной период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжённым трудом и творческим поиском, где учитель выступает в роли организатора и координатора учебной деятельности (своей и ученика), которая позволяет ученику усвоить учебный материал. Это звено хорошо продуманной дидактической системы, по которой работает учитель, в ходе которой решаются задачи обучения, воспитания и развития личности ребёнка.

2. Компоненты дидактической системы:

 а) основная идея дидактической системы

В наше время перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только дать ученикам знания, но, и обязан научить их мыслить, рассуждать, анализировать, делать собственные выводы. Учителю постоянно приходится задумываться над тем, как сделать, чтобы на уроке не было скучно, как заставить учеников не только слушать и слышать материал, но и добиваться того, чтобы они активно и творчески усваивали его в полном объеме. Как научить ученика преодолевать трудности самому, как сформировать у него внутренние мотивы учения и как перейти от активной роли учителя на уроке к более активной роли ученика. Одним словом, что нужно сделать для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию. Этим и вызвано мое обращение к организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии. Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как:

  • составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
  • решать творческие учебные задачи;
  • анализировать, сопоставлять, делать выводы;
  • давать собственную оценку фактам;
  • стройно излагать свои мысли.

Одним словом, формировать активную жизненную позицию каждого ученика, сделать процесс обучения эффективным, при котором обеспечивается системное формирование способностей переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя.

 б) дидактические цели

Главным для меня, как учителя, является не просто дать детям формальные знания по предмету, а научить их мыслить, помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, стать личностью, созидателем, чтобы в дальнейшим успешно жить и работать. Создать такие педагогически целесообразные ситуации, в которых ученик чувствует себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком. Где учитель — помощник, старший друг, советчик и соратник в поисках истины. Как учитель я хочу быть не носителем абсолютных истин, а собеседником, который вместе с учениками проживать процесс рождения истины, доказательства, это создаёт условия, возможности: 

- для повышения успеваемости по предмету;

- для реализации личностного ориентированного подхода к обучению, в основе которого лежит умение школьников самостоятельно приобретать знания и умения;

- для проявления учеником самостоятельности, творчества и инициативы, как в ходе урока так и при подготовки к нему;

- для управления познавательной деятельностью и воспитания учащихся.

в) роль учителя

Роль учителя сегодня мне видится в следующем:

  • не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
  • создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
  • включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
  • направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Моя обязанность, как учителя — организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных учебных задач, организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

г) дидактические принципы: 

  • сознательности;

Суть принципа сознательности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера, с целью - выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение учеников к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Для этого необходимо: 

- добиваться четкого понимания учащихся целей и задач предстоящей работы;
- логически увязывать неизвестное с известным;
- учить учащихся находить причинно-следственные связи.
Решить эту задачу можно через мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. География и биология как предмет имеет значительные возможности для мотивации познавательной активности, так как раскрывает в своём содержании красочную и разнообразную картину мира. Такие вопросы, как образование нашей планеты, появление жизни на земле, эволюция растений и животных,  стихийные явления, жизнь различных народов мира и другие вызывают интерес у школьников. Эффективным приёмом является постановка перед учениками притягательной для них цели, простой и понятной. При этом искать цель необходимо в сфере непосредственных интересов детей. Например, изучая в 7 классе тему «Атмосфера», в начале урока задаю ученикам вопросы: «Какая погода была вчера?», «А какая сегодня?», «Почему идёт дождь?», «Почему изменилась погода?». Или при рассмотрении темы «Подземные воды» перед школьниками ставлю познавательную задачу, связанную с повседневной жизнью: «В каком из двух колодцев, изображённых на плане местности, верёвка с ведром, для подъёма воды, будет длиннее и почему?». Хорошо известно, что ничто так не притягивает внимание и активизирует работу мозга, как что-то необычное. В роли необычного может выступать какой-нибудь необычный факт, загадка, который будет раскрыт на уроке в процессе изучения нового материала. Это для учащихся среднего звена, а для детей постарше, в этой роли хорошо использовать проблемные вопросы и задания, различные высказывания и пословицы.

  • систематичности;

Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения. 
С этой целью необходимо:
- формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
- использование схем, планов, таблиц и иных форм логического представления учебного материала.

  • доступности;

Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по предмету. При этом:
- использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям; 
- учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития;
- в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к трудному;
- объяснять простым, доступным языком;
- использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы

  • прочности;

Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, проделывают определенную работу по его запоминанию и применению, а также по его повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет:

- систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся;
- использование разнообразных подходов, форм, методов обучения, т. к. однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения;
- активизация мыслительных операций учащихся, посредством вопросов на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей. 

д
) средства и методы 

Умелое использование тех или иных средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения. Это в первую очередь: учебники, различные карты, справочная и учебная литература. С их помощью можно организовать самостоятельную работу: законспектировать какой-либо раздел, составить план ответа, прокомментировать содержание отдельных абзацев параграфа и т.д. Большое значение для получения знаний имеет умение учащихся работать со справочной литературой. Это позволяет учащимся собственными силами решать определенные задачи. Разнообразные географические картограммы и картодиаграммы могут быть использованы как источники географических знаний
 и как средство наглядности.

Мультимедийный проектор, используемый на уроке, позволяет передавать образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию, справочный, инструкционный и другой материал. В практике работы встречаются ситуации, когда лучше показать, чем рассказать и объяснить словами, а применение видеофильма позволяет глубже выявить сущность происходящих процессов и установить причинно-следственные связи между ними, продемонстрировать яркие географические объекты и явления природы.

Особой моделью, изображающей пространственно-временные соотношения на плоскости, является географическая карта. Работа с картой на уроках географии имеет особое значение. Умение читать географическую карту является одним из важнейших в обучении географии в общеобразовательной школе, согласно стандарту географического образования.


Методы обучения:


-
объяснительно-иллюстративный метод необходим при введении теоретических знаний, усвоение которых ещё не обеспечено знанием фактов, например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации, воспроизводства населения и т.д. объяснительно-иллюстративный метод аналогичен рассказу, беседе, работе с учебниками и т.д.

- репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и, что очень важно, для формирование специфических географических умений. Например, при изучении схемы поверхностных течений в Мировом океане после объяснения ученику предлагается повторить объяснения, но при этом он должен придерживаться определённого плана описаний или характеристик географических объектов, территорий. 
-
метод проблемного обучения, при котором ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблемных (противоречивых) ситуаций, разрешая эти противоречия, школьники познают явления природы  и предметы.
-
частично-поискового метода ученики получают возможность освоить часть учебного материала самостоятельно. Например, провести сопоставление карт и сделать выводы, сравнить объекты, сравнить корневую систему нескольких растений  и сделать выводы, чем отличаются и чем схожи, сформулировать определение понятия, например, «вертикальная поясность» на основе изучения смены природных поясов в горах расположенных в разных широтах. Применение этого метода возможно при наличии уже определённых знаний и умений, полученных в предшествующих курсах, темах или других предметах. Проблемная ситуация и серия взаимосвязанных вопросов, позволяющих последовательно, но главное, самостоятельно, разрешить эту проблемную ситуацию. Примером может служить беседа по серии вопросов об изменении равнин под действием внешних и внутренних процессов, опираясь на знания о процессах выветривания, работы текучих вод, ветра, моря.

-
исследовательский метод позволяет самостоятельно изучать новый для них материал. Исследовательский метод обучения мною применяется очень часто, или применяется частично, на отдельных этапах урока. В роли исследовательского метода могут выступать задания по составлению планов, решению познавательных задач, проектированию.
На мой взгляд, хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов. Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.

 
3.Примение дидактической системы в процессе обучения (из опыта работы)

Формирование познавательного интереса и самостоятельности на уроках географии, биологии  и во внеурочное время я осуществляю с помощью различных приемов и способов:

1
) организация познавательного задания на уроке.
2
) решение географических, биологических  задач.
При решении различных  задач учащиеся опираются на уже приобретенные знания, и развивают такие навыки как умение обобщать, сравнивать, пользоваться атласом, справочником. Обобщать свой небольшой опыт обучающиеся могут  на НОУ и других конференциях.

3) работа с географическими картами;
Я считаю, что не только специалистам и географам нужно разбираться в картах. Картографическая грамотность сегодня необходима каждому образованному человеку в повседневном быту: дипломату и туристу, администратору и инженеру, космонавту и водителю личного автомобиля, наконец, любому читателю газет и телезрителю.

Важное место на моих уроках занимает работа с номенклатурой – это, прежде всего, знание географических объектов, расположенных на географической карте. 
Работу с географической картой осуществляю двумя способами:

  1. Устный ответ учащихся у карты, в том числе в форме рыцарского турнира или состязаний географов-эрудитов 
  2. Письменный ответ учащихся на знание географических объектов, обозначенных на контурной карте условными знаками.

4) использование дифференцированных, индивидуальных и творческих заданий
Одним из приемов индивидуальных заданий на моих уроках географии биологии является использование заданий-загадок, выполнение которых требует от учащихся не только сообразительности, но и кропотливой работы с атласом, с энциклопедией по биологии и географии. Также использую географические диктанты, в содержании которых ребята должны найти ошибки – методика «Лови ошибку». Использование такого типа заданий требует от ребят внимательности и сосредоточенности. 

На своих уроках я использую дифференцированные задания, так как уровень обученности учащихся в классе разный. Например, предлагаю дифференцированные и творческие задания по теме «Австралия»: «Составьте памятку туристу, путешествующему по Австралии»; при изучении темы «Внутренние воды Северной Америки» ребятам дается задание: «Напишите заметки путешественника по рекам Северной Америки». При изучении тем по биологии,  например «Семейства Паслёновых» и другие семейства ребята составляют памятку «Обратите внимание» на редкие растения нашей местности, ядовитые растения нашей местности. Составляют странички для красной книги нашего села.
Я считаю, что индивидуальные, дифференцированные, творческие задания способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов. Слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так душевного благополучия.


5) использование на уроках игровых моментов. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый школьник может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения. 

6) использование дополнительного и занимательного материала на уроках географии биологии.
Я убежденная сторонница использования на уроках занимательных вопросов и заданий, которые помогают развивать у учащихся познавательный интерес к географии и биологии, любознательность, активность школьников на уроках. Их применение не ограничено жесткими рамками структуры урока, поэтому они успешно могут использоваться на разных этапах урока. Правильно подобранные вопросы организуют познавательную деятельность, возбуждают эмоциональные переживания, конкретизируют знания, развивают воображение, упражняют память.
Опыт показал, что использование на уроках дополнительного материала помогает учащимся лучше запомнить необходимые объекты и имена, глубже познать процесс освоения материала. Такие уроки более яркие, содержательные, интересные.


7) проведение практических работ

Важнейшим средством в формировании умений является осуществление неразрывной связи между процессом усвоения знаний и их применением на практике.
При проведении практических работ использую методические указания, карточки или записи на доске для учащихся с целью создания плана действий. При планировании практических работ я использую творческие элементы.

При проведении практических работ я ставлю задачи:
- Развитие общеучебных умений, навыков у школьников – анализ, синтез, обобщение;
- При выполнении работ на контурных картах развитие у школьников таких качеств, как аккуратность, правильность, добросовестность;
- Развитие творческих способностей учащихся.

 4.Эффективность дидактической системы.

Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот самостоятельные действия учеников с учебным материалом дают 90%. 
Организация самостоятельной работы на уроках, на мой взгляд, позволяет:
- вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
- осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
- развивать мышление и творческие способности каждого ученика;
- овладеть определенными познавательными умениями и навыками;
- способствует процессу активизации обучения.

5.Результативность.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету. 

Итогом моей работы является то, что наблюдается устойчивый интерес к урокам географии и биологии, повышается качество знаний по предмету. В моих классах нет неуспевающих. Учащиеся выступают на школьных, районных олимпиадах, занимают, как правило, призовые места. Принимают участие в работе НОУ  по вопросам географии, краеведения и биологии и имеют хорошие результаты и призовые места  на муниципальном и региональном уровне.
Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности.



Предварительный просмотр:

Муниципального казённого  общеобразовательного  учреждения «Уралинская  основная  общеобразовательная  школа».

Аттестационные материалы

 (на первую квалификационную категорию)

                                                           

ФИО: Ермолаева Валентина Алексеевна

Должность: учитель биологии и географии

Имеющаяся категория: вторая

квалификационная  категория

Заявленная категория: первая

квалификационная категория

  1. ФИО – Ермолаева Валентина Алексеевна
  2. Должность, место работы – учитель  географии и биологии Муниципального казённого  общеобразовательного  учреждения «Уралинская  основная  общеобразовательная  школа».Образование – высшее, «Омский государственный педагогический университет» 2004год, по специальности «география», квалификация «учитель географии»
  3. Общий трудовой стаж – 20 лет, из них педагогический стаж – 20лет, из них в данной должности – 9 лет, из них в данном ОУ – 20лет

Курсы повышения квалификации: 

Называние курсов

Кол. часов

Сроки

Организация

1

2

3

 «Обновление содержания  и методики обучения географии в современных условиях»

 Прослушала факультативный курс по проблеме  «Методика организации деятельности учащихся в олимпиадном движении»

«Методика обучения курсу  «Основы религиозных культур и светской этики»

72

8

72

С 9.02.-20.02.2009г.

С 9.02.-20.02.2009г

23.01-27.04.2012г.

Повышение квалификации в БОУ ДПО «ИРООО»

Повышение квалификации в БОУ ДПО «ИРООО»

Повышение квалификации в БОУ ДПО «ИРООО»

Официальные документы

Название документа

Сроки

Наименование учреждения

1

2

3

4

5

6

7

8  

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Диплом  Тарского педагогического училища Омской области по специальности  Преподавание обслуживающего труда.  Присвоена  квалификация Учитель труда, воспитатель ГПД.

Диплом. Государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования « Омский государственный педагогический университет».

 Удостоверение  о повышение квалификации  «Обновление содержания  и методики обучения географии в современных условиях» в объёме 72 часов, а также прослушала факультативный курс по проблеме  «Методика организации деятельности учащихся в олимпиадном движении» в объёме 8 часов

Удостоверение  о повышение квалификации «Методика обучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в объёме 72 часов    

Удостоверение  о повышение квалификации  «Обновление содержания  и методики обучения географии в современных условиях» в объёме 72 часов,

Почётная грамота Комитета  образования администрации Большеуковского муниципального  района.

Почётная грамота

Почётная грамота

Почётная грамота

Почётная грамота

Почётная грамота

Сертификат участника районного Педагогического марафона-2009

Сертификат участника Фестиваля педагогических проектов-2010

Сертификат участника Фестиваля педагогических проектов-2011

Благодарственное письмо

Сертификат

Грамота

Грамота

Почётная грамота

Диплом признательности

Благодарственное письмо

Свидетельство за подготовку участника

Свидетельство за подготовку участника

Свидетельство за подготовку лауреата

Свидетельство за подготовку участника

Благодарственное письмо

Свидетельство участника областной акции «Тепло сердца - солдату»

Благодарность за участие в конкурсе новогодних игрушек «Подарок ёлочке»

С 1.09.1989г-27.06.1993г.

С 2000г -9 апреля 2004 г.

С 9 февраля-20 февраля 2009 г

23.01-27.04.2012г.

2013г.

26.08.2009г.

Октябрь   2010 г.

Октябрь 2011г.

Октябрь 2016г.

Сентябрь 2014г.

Июнь 2013г.

Март 2009г.

Апрель 2010г.

Апрель 2011г.

Май 2011г.

2011г.

Ноябрь 2011г.

26.01.2011г.

2012г

2012г

Март 2013г

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2014г.

2015г.

Тарское педагогическое училище Омской области.

« Омский государственный педагогический университет»

 

БОУ ДПО «ИРООО»

БОУ ДПО «ИРООО»

БОУ ДПО «ИРООО»

Комитета  образования администрации Большеуковского муниципального  района.

 Главы Большеуковского муниципального  района.

И.О. Главы Большеуковского муниципального  района.

Главы Большеуковского муниципального  района.

Большеуковская районная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ

Министерство Образования Омской Области

Комитета  образования администрации Большеуковского муниципального  района.

Комитета  образования администрации Большеуковского муниципального  района.

Комитета  образования администрации Большеуковского муниципального  района.

Администрация МОУ «Уралинская ООШ»

Министерство Образования Омской Области

Омский государственный педагогический университет  Центр «Снейл».

Комитета  образования администрации Большеуковского муниципального  района.

Комитета  образования администрации Большеуковского муниципального  района.

Министерство Образования Омской Области

МКОУ Москаленского МР Омской области «Миролюбовская ООШ»

Министерство Образования Омской Области Детская областная  общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»

Министерство Образования Омской Области Детская областная  общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»

Министерство Образования Омской Области Детская областная  общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»

Министерство Образования Омской Области Детская областная  общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»

МИНОБРНАУКИ России «Омский Государственный Педагогический Университет» в г.Таре

Филиал ОМГПУ в г.Таре

Бюджетное образовательное учреждение Омской области центр дополнительного образования  детей г.Омск

БУ КЦСОН (Большеуковский район)

28

Свидетельство за подготовку участника

2017г

Министерство Образования Омской Области Детская областная  общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...