Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя географии в условиях ФГОС ОО
методическая разработка по географии на тему
В статье рассматриваются изменения в оцнке достижений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskiy_vystuplenie_moe.docx | 38.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Обновление контрольно - оценочной деятельности учителя географии в условиях введения ФГОС второго поколения
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. С определенного момента такое оценивание стало фактором, тормозящим развитие системы образования. Практика показывает низкий уровень развития умения самооценивания у большинства школьников. Причину данного явления мы видим в том, что ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать ее.
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается, как одна из важных целей обучения, предусматривается. что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку , если они могут доказать, что она завышена или занижена. Понимание ФГОС как общественного договора проявляется в согласованности потребностей и интересов государства, общества и личности. Проецируя это положение на систему оценки, мы понимаем, что на всех уровнях должна быть согласована оценочная политика. На уровне государства интересы и потребности в достоверной и содержательной информации о результатах школьников сформулированы и зафиксированы в виде требований к планируемым результатам освоения ООП ООО и системе оценки их достижения.
На уровне образовательного учреждения оценочная политика должна быть согласована между всеми педагогами и администрацией школы. Преемственность подходов к оценке образовательных результатов школьников играет важную роль в достижении единства требований, методов, форм, инструментария и других составляющих системы оценки. Содержание раздела ООП ООО «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО» должна рассматриваться как норма, регулирующая оценочную практику всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
На уровне общественности оценочная политика должна быть понятна и социальным партнерам, заинтересованным в эффективной деятельности образовательного учреждения, и родителям обучающихся. Что оценивается? Как оценивается? По каким критериям? Ответы на эти и другие вопросы об оценке должны быть представлены школой и согласованы с общественностью. На уровне личности обучающегося оценочная политика также должна быть согласована. Ученику должно быть понятно, что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности.
Исследуя эту проблему, пришлось проработать большое количество материала. И надо отметить, что учителями начальной школы в этом вопросе накоплен немалый опыт, чего не скажешь о средней и старшей школе. В пилотных школах, где уже с прошлого года введена география в пятом классе, большое значение отводится практической направленности обучения. 70 % учебного материала приходится на практическую деятельность. Однако, это не значит, что увеличивается количество практических работ, увеличивается значение формирование умений.
Перед учителями географии, так же как и перед остальными стоит задача обновления контрольно-оценочной деятельности в условиях работы по новым ФГОС. Одним из важных этапов является формирование умений самоконтроля и самооценки обучающихся по географии.
Каковы главные критерии самоконтроля и самооценки учащихся на уроках географии ?
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования;
- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учащимся и не допускает сравнения его с другими учениками.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
- текущие проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- устный опрос;
- проверка умения логического построения монологического ответа по основным пунктам и вопросам урока (отслеживается развитие речевой моторики и рефлексия);
- проверка сформированности навыков чтения текстового компонента учебника и различных по содержанию карт (географических, физических, тематических);
- проверка умения логического анализа географических карт на сопоставление различных по тематике карт, с целью выявления закономерностей природных, экономических и социальных явлений, а так же на установление причинно-следственных связей;
- проверка сформированности работы с различными интернет ресурсами при подготовке к уроку;
- проверка умений отбора материалов и составления презентаций к уроку и слайд-шоу (подборка слайдов по теме);
- проверка сформированности навыков и умений работы с картой (в том числе географической и картографической культура работы на уроке);
- “портфолио” ученика.
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения;
по содержанию;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности
По месту в процессе обучения:
- предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
- текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников.
По содержанию:
- прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия.
По субъектам контрольно-оценочной деятельности:
- внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
- внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Рейтинговая система, в отличии от традиционной 4-бальной шкалы контроля знаний: ориентируется на текущий контроль успеваемости; даёт возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса; позволяет дифференцировать значимость оценок, полученных за разные виды работ (н-р: самостоятельная работа, текущий итоговый контроль, домашняя, творческая и другие работы); отражает количество вложенного учеником труда; повышает объективность оценки знаний; создаёт условия конкуренции среди учащихся.
Но любая современная система оценивания ЗУНов учащихся имеет свои преимущества и недостатки:
- оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и ученика, так как каждый вид учебной деятельности предварительно оценен в некоторое количество баллов и существуют чёткие критерии оценки успешности по её выполнению;
- незнание не наказывается, стимулируется процесс познания – конечный итог определяется в виде суммирования всех набранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов;
- ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее, и известна конечная минимальная сумма баллов, которую необходимо набрать;
- рейтинговая система обладает гибкостью, что позволяет выстроить свою систему оценивания по каждому предмету с учётом его специфики и особенностей учащихся. Большие возможности рейтинговая шкала представляет для принятия управленческих и организационных решений.
Недостатком рейтинговой системы является то, что количество баллов за то или иное учебное достижение, определяемое экспертным способом, может сильно варьироваться в разных школах, как впрочем, и сам набор обязательных (оцениваемых) достижений школьников.
Количество объектов оценивания велико. Для формирования объективной системы оценивания необходимо выделить «ключевые» элементы содержания, измерение которых достаточно для получения необходимого результата. Учитывая большой объём информации, связанной с оцениванием, требуются и принципиально новые средства работы с такими информационными массивами.
- Для достижения качества образования необходимо сочетание разнообразных форм оценивания учащихся; использование опроса, информационных технологий, материалов ГИА и ЕГЭ.
- Полнота итоговой оценки обеспечивается чередованием вычитательной и накопительной оценки, динамической и статистической, оценки состояния и оценки развития.
- Для общего образования решающей (доминирующей) является базовая обязательная текущая оценка, для профильного – добровольная повышенная (портфолио).
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия: "Оценка" и "Отметка" т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего - либо;
Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу: оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит кр
Контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?
Вид контроля
Цель
Сроки проведения
Как провести?
Что должно проверяться?
РАБОТА В ГРУППАХ
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.
Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.
Периодический контроль - проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.
Итоговый контроль - производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ?
что должно проверяться
кто должен опрашиваться
какой ожидается эффект от проведения проверки
какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки
Остановимся подробнее на вопросе: Что оценивать во время проведения поурочного
1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:
распознавание,
воспроизведение учебного материала,
владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях
2.
полноту
осознанность
системность
прочность
мобильность знаний
степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задачм
3.
процесс учебной деятельности учащихся
познавательные и общеучебные умения
использование рациональных способов выполнения заданий
проявление интереса к учению,стремление к достижению поставленной цели
Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг), когда за отдельные этапы либо виды работ выставляется определенное количество промежуточных баллов (очков). Итог не выходит за рамки традиционной пятибалльной системы, зато ученик имеет шанс постепенно превратить «3» в «5». Применяется на уроках истории в СОШ№8 и ВСОШ №2.
Пример (разработано учителем истории и учащимися 9 класса ВСОШ №2):
- 0 баллов – не пришел на урок,
- 1 балл – пришел на урок.
- 2 балл – ответ на вопрос учителя по принципу «да»- «нет»;
- 3 балла – правильное ведение тетради,
- 4 балла – за пересказ фактического материала;
- 5 баллов – за выполнение творческих заданий;
- 6 баллов – за составление таблиц, схем, выполнение работ по контурным картам, знание исторической карты, знание хронологии;
- 7 баллов – за выполнение домашнего задания (не менее 90 % правильно выполненной работы)
- 8-9 баллов – за доклад, реферат;
- 10 баллов – за реферат с защитой в школе (участие в школьном конкурсе «день знаний»);
Когда тема изучена, все заработанные баллы суммируются и переводятся в обычные «3», «4», «5».
Можно заранее договориться с учениками, сколько баллов им нужно набрать для получения определенной оценки в четверти. Если ученик не готов, с него можно снять баллы. На оценку «5», например, необходимо набрать 60 баллов, на «4» – 50 баллов и т.д. Преимуществом подобного подхода является учеба с увлечением, с хорошим азартом соревновательности. Ребенок думает не о наказании, а том, как лучше поработать.
В нашей школе в 9к/о классе и 12 Б на уроках истории апробируется накопительный рейтинг. В ходе работы прослеживается положительная динамика мотивации к обучению. Накопительная система оценивания способствует развитию у учащихся правильной самооценки и чувства компетентности.
Многобальная система (от10 и выше); каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности и креативности- оценивается по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале. Как правило, подобная система существует параллельно с пятибалльной и охватывает элективные и дополнительные курсы, а также проектно- исследовательские виды деятельности.
Критериальная и Рейтинговая системы оценивания, предусматривающая переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Как правило, она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащегося, предусмотренных образовательной программой.
В ходе работы мне показалось очень интересным проведение контроля и самооценки учащихся через оценочные листы. Эту идею я нашла у учителя математики г. Москвы Абросимовой Валентины Дмитриевны.
Для учащихся одним из своеобразных стимулов самообразования является оценочный лист. Работу ученик выполняет как дома, так и на уроке в течение изучении определенной темы. В оценочном листе он выставляет себе сам за ту или иную практическую работу оценку. Сочетание самооценки и самоконтроля ученика с контролем учителя способствует выявлению объективных причин затруднений школьника и ликвидации у него пробелов в усвоении знаний и умений. Многие из вас, думаю ,знакомы с рабочими тетрадями по географии и успешно их используют в своей деятельности. Я уже много лет использую Рабочие тетради по географии под редакцией Сиротина. В них представлены контурные карты, практические работы. Ученики эти работы выполняют, частично дома, иногда в классе. И ,естественно, всегда встает вопрос об оценивании. Работ много и выставлять в журнал все оценки нереально. Мне видится целесообразным введение накопительной оценки по каждой теме в 7 классе. Например, Африка, Евразия. Оценивание проводить по десятибалльной системе, определившись с учениками с критериями оценки для практических работ для работ , выполненных на контурной карте, чтобы ребенок знал, за что ставится оценка. Все это фиксируется в оценочном листе и в итоге переводится в отметку ( по пятибалльной шкале – ее еще никто не отменял) и выставляется в журнал, как итоговая, зачетная. Вопросы и задания для самоконтроля учащихся позволяют им осуществлять поурочный контроль, задания требуют умнения отбирать нужную информацию. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствуют объективному выявлению причин затруднения школьника и ликвидации у него пробелов в усвоении знаний и умений. В целом, это творчество учителя и каждый вправе индивидуально для себя разработать свою систему, как наиболее для него приемлемую. Оценочный лист может выглядеть следующим образом.
Оценочный лист блока 2 .Раздел «Африка».
Умения | Контрольные задания | Рекомендуемые задания из рабо чей тетради | Моя оценка о выполне нии | Оценка учителя о выполне нии |
Выявление особенностей географического положения материка, развитие умений комплексного использования физической и контурной карт | 1.Определите местонахождение на карте атласа крайних точек материка и их географические координаты. Определите протяженность Африки по меридиану 20⁰ в.д. и параллели 10⁰ с.ш. 2.Определите название географических объектов , обозначенных на рисунке 4 различными цифрами, самостоятельно увеличьте их количество и заполните таблицу 2. 3.На контурной карте Африки выделите экватор, нулевой меридиан, подпишите крайние точки материка и из координаты. | Задание 1 таблицы 1, 2 (стр. 4). Задание 2 (стр. 5). Задания 1, 2 (стр. 40) | ||
Умения выделять климатические пояса Африки и определять и основные показатели. | 1.Подпишите названия климатических поясов Африки. 2.В пределах каждого пояса определите и обозначьте средние температуры января и июля. 3. Выделите и обозначать на контурной карте районы с наибольшим и наименьшим среднегодовым количеством осадков. 4.Анализируя климатические диаграммы, определите к каким климатическим поясам они относятся. | Задание 1 (стр. 41). Задание 2 (стр. 41). Задание 3 ( стр.41) Учебник, стр. 110. | ||
Умения определять и обозначать на контурной карте границы природных зон Африки и их основные характеристики. | 1.Обозначьте границы и подпишите названия природных зон материка. 2.Подпишите типы преобладающих в каждой зоне почв. 3.Нанесите местоположение крупных заповедников и национальных парков Африки. 4.Составьте краткий рассказ о воображаемом путешествии из г. Каира в г. Луанду. | Задание 1 ( стр. 42) Задание 2 (стр.42) Задание 3 (стр. 42) Задание 4 (стр.42). | ||
Умения определять и обозначать на контурной карте расположение стран Африки, их обеспеченность природными ресурсами и хозяйственную деятельность населения. | 1. Подпишите названия и столицы стран, границы которых выделены на контурной карте. Выделите наиболее населенную страну. 2. С помощью условных знаков отметьте полезные ископаемые, добываемые в этих странах. Выделите наиболее обеспеченную страну полезными ископаемыми. 3. С помощью условных знаков покажите сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в этих странах. | Задание 1 (стр. 43) Задание 2 (стр. 43) Задание 3 ( стр. 43) |
Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе , приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с родителями. Если учитель открыт дл для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС
В презентации дан обзор развития образного мышления у учащихся по разным темам 7-9 кл. по географии...
Инновационные модели деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...
"Организация деятельности учителя музыки в условиях введения ФГОС"
Описание педагогического опыта...
Статья "Обновленные требования к содержанию деятельности учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС"
Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении специализированной помощи учащимся с ОВЗ ..........
Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС
Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...