Кругосветное путешествие. Технологическая карта урока. ФГОС
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Увлекательное виртуальное путешествие по таинственным уголкам планеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии  в условиях реализации новых образовательных стандартов.

                     Учитель географии МБОУ «СОШ № 5» п. Айхал.

Стремительные изменения, происходящие в  современном обществе,  вызывают  необходимость преобразований в методике   преподавания географии. Приоритетным направлением    школьного географического образования становится формирование у обучающихся  соответствующих  компетентностей. Цель процесса формирования географической компетентности – воспитать средствами данного предмета деятельную, самостоятельную, конкурентоспособную, готовую к непрерывному образованию личность.  В  процессе обучения школьник должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность. Новые образовательные стандарты (ФГОС) задают  и новые методологические основы оценки достижения результатов: от оценки достижений  - к оценке эффективности деятельности.

            Основные особенности новой системы  заключаются в критериальной оценке  планируемых результатов:  предметных, метапредметных, личностных, в комплексном и уровневом подходе в контроле и оценивании. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях), прозрачность.

Уже на первых уроках  начального курса географии  пятиклассники приобретают навыки оценивания, которые в  последующем  закрепляются.

На уроке « Науки о природе» для оценивания умений определения объектов  живой и неживой природы, приобретенных на предыдущем занятии, предлагаю пятиклассникам разгадать кроссворд, работая в группах. Критерии оценивания  своей работы они разрабатывают сами. Я лишь направляю и корректирую. (6 вопросов).  Критерии оценивания данного задания: правильность выполнения задания – 6 баллов,  активная работа в группе – 1 балл, скорость выполнения – 1 балл, всего  – 8 баллов.

На следующем этапе урока при самостоятельном получении новых  знаний об естественных науках (физики, химии, астрономии, экологии) учащиеся  выполняют задание в рабочей тетради и оценивают результаты по заданным критериям. Определения астрономии, физики, химии. Правильность выполнения задания – 4 балла. Аккуратность – 1 балл. Скорость – 1 балл. Всего – 6 баллов.

На этапе первичного закрепления знаний пятиклассники выполняют задания, требующие осознанного понимания приобретенных знаний. «Знания каких наук использует в своей работе агроном, путешественник…» Обсуждение в группах  позволяет оценить правильность ответов по заданным критериям.

По завершении работы учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов, полученных на всех этапах урока, и оценивают свою деятельность. Шкала перевода баллов в оценку: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 17 баллов – «4»; 16 – 10 баллов – «3».   Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.

Необходимо формировать у обучающихся навыки оценивания и самооценивания всех видов деятельности. Поэтому пятиклассники  оценивают свою работу в группе и работу группы по заданным критериям. Как работала группа: совместно выполняли задания – 5 баллов;  не все были активны - 4 - 3 балла; работа не дала ожидаемых результатов - 2  балла.

Технология осуществления критериального подхода к оцениванию  предполагает деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Для каждого смыслового блока определяются четкие требования к знаниям и умениям учащихся.

Для формирования у  учащихся навыков оценивания я использую индивидуальные маршрутные листы, содержащие возможность самооценки смысловых блоков по эталону. Например, по теме « Великие географические открытия»:

Маршрутный лист

   Ученика (цы)__________класса           Фамилия, имя_________________________________________

Этапы урока

Баллы

1 Этап: « Определи тему урока»

Корабли бороздят океаны                                                                           
Взад-вперед, в каждом месте Земли. 
В Заполярье и в жаркие страны 
Свой маршрут проложили они. 
В наше время достигнуто это, 
А четыре столетья назад 
Люди тщетно искали ответа, 
Где находится рай, а где - ад.               Ответ:______________________

     1 балл

Итог____

2 Этап «Слова-помощники»

-Узнаем:

     1 балл

Итог____

З.  Этап «Методы исследования»

1. Определи метод исследования.

 

2. Кто пользовался этим методом исследования?

1 балл

1 балл

Итог____

4 Этап «Географические открытия» (стр. 30 – 33)

Фамилия путешественника

Географические открытия

2 балла

5 Этап «Собери пазлы»

1.Фамилия путешественника.

2. Маршрут путешествия.

1.Фамилия путешественника.

2. Маршрут путешествия.

1 балл

1 балл

Итог_____

6 Этап «Найди соответствие»    

Стрелками укажите, кому из путешественников принадлежат перечисленные открытия:

Христофор Колумб                            Первым побывал в Австралии

Фернан Магеллан                               Открытие Антарктиды

Виллем Янсзон                                   Первое кругосветное плавание.

Беллисгаузен, Лазарев                       Открытие Америки.

4 балла

Итог____

Подведение итогов

12-11 баллов - «5»          10- 9 баллов - «4»          8-6  баллов -  «3»

Ваша сумма баллов____                          Оценка____

 

 

 Маршрутный лист позволяет обучающимся оценить все этапы урока: целеполагание, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, первичное закрепление, рефлексию и оценить свою деятельность. Критериальное оценивание позволяет учащимся увидеть свои «реальные» оценки.

Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения.

Самооценку своей деятельности учащиеся осуществляют на этапе рефлексии с использованием карточек: синий цвет карточки – «я работал (а) отлично», красный – «я могу работать лучше». Это формирует умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. В дальнейшем критерии самооценки можно усложнить.

Творческие задания  пятиклассники оценивают в группах или классом. Например, при оценке плакатов «Берегите воздух»  пятиклассники определили приоритеты в оценке: содержание и  аккуратность, а не умение хорошо рисовать. Постепенно приобретаемые навыки оценивания позволяют адекватно оценивать деятельность одноклассников, а не «по - дружески».

В практической работе  оценка  ставится за умение применять знания на практике. Самооценку  учащиеся проводят по понятным им критериям. Например, критерии оценивания к уроку географии в 5 классе по теме «Ориентирование».

- Я умею определять направления сторон света по приметам.

- Я умею пользоваться компасом.

- Я  умею определять азимут.

- Я умею читать план местности.

- Умею ориентироваться с помощью компаса.

Оценивание на  каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка. Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.  Главное  достоинство системы оценки  в  соответствии  с  ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Литература

1.ФГОС основного общего образования: приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

2.Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов на Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2011

3.Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Москва.  Педагогический университет. «Первое сентября» 2013г.

4.Розанов Л.Л. Географическая компетентность выпускника школы – концептуальная основа среднего географического образования. / Электронный ресурс: http:geo.1 sentember.ru

 5. Сухоруков В. Д. Основы теории и методики обучения географии: Учебник. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2010.

Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/11/19/kriterialnoe-otsenivanie-kak-sposob-razvitiya-funktsionalnoy 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. ФГОС.

Автор

учитель географии: Руденко Лилия Демидовна

Предмет

география

Класс

УМК

«Дрофа» География.6 класс; П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – М.: Просвещение, 2015

Тема урока

 «Кругосветное путешествие»

Тип урока

урок обобщения и систематизации знаний

Образовательные ресурсы

атласы, контурные карты, презентация, судовые журналы, заготовки для рефлексии

Актуальность использования средств ИКТ

использование средств ИКТ помогает наглядно, доходчиво, современно объяснить и оценить результаты усвоения темы учащимися.

Цель урока

обобщение и систематизация знаний по теме «Географическая карта»

Задачи урока

обучающие задачи:

проверить и оценить знания учащихся по данной теме;

формировать картографические навыки

умение ориентироваться по карте

развивающие:

формировать умения работать с географическими картами и другими источниками информации;

формировать  умения  и навыки  работы с атласом, контурной картой,  тестами.

формировать критическое мышление

развивать логическое мышление

развивать интерес к предмету

понимание  значимости  географических  знаний для реальной жизни.

развивать наблюдательность, умение внимательно слушать;

развивать аналитико-синтетические способности учащихся для применения знаний и умений знакомой и новой учебной ситуациях;

развивать пространственное мышление.

воспитательные:

формирование чувства гордости и любви к родной природе;

формирование географического  сознания учащихся;

воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Методы обучения

практический, поисковый, эвристическая беседа, иллюстративный,   проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная -  при проверке ранее полученных знаний;

групповая -  при определении маршрута 

индивидуальная - при закреплении новых знаний и умений.

Средства обучения

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

Метапредметные  результаты

Личностные результаты

использовать приобретённые знания и умения для чтения карты;

формирование научного мировоззрения на основе географических знаний;

составлять маршрут путешествия по карте

знать:  понятия:  географические координаты, шкала высот и глубин, географическая  широта,  географическая  долгота,

определять по картам географические координаты    объектов,

находить местоположение объектов по координатам глубину океанов, высоту местности.

сравнивать: местоположение объектов с разными географическими координатами

регулятивные:

уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации     цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

познавательные:

уметь вести групповой  поиск, анализ

коммуникативные:

владеть устной  речью;

уметь организовывать  учебное  сотрудничество в  группе со  сверстниками, с  учителем;

формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

анализировать и  интерпретировать информацию в соответствии с поставленной   задачей;

владеть  практическими навыками работы с картой;

формирование географической культуры;

понимать  значимость  географических знаний в реальной  жизни  людей;

осознавать необходимость изучения географии;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве  в процессе учебной деятельности;

умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

I.Организационный момент

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на совместную работу. - Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки. Подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Настраиваются на восприятие материала урока.

Педагог создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу.

Положительная мотивация к учебной деятельности.

II.Актуализация знаний

Повторение, вопросы на закрепление знаний

Ответьте на вопросы (слайд 1) 

Есть ли на Земле места с такими координатами?

1.0 ш.  0 д.

2.180 ю. ш.  180 в. д.

3.0 ш. 180 д.

4.105 с. ш. и 10 з. д.

5. 95° ю.ш. 10° в.д.

Критерии самопроверки

(слайд 2)

5 +      – «5»

4 +     –  «4»

3 +     -  « 3»

2 +   -    «2»        

Отвечают на вопросы.

1.да +

2.нет -

3.да +

4.нет -

5. нет -

Самопроверка. Самооценка.

Индивидуальная работа.

Умение акцентировать внимание, готовность к усвоению знаний

Осознание значимости  географических знаний; умение объяснять географические понятия; знать алгоритм определения географических координат, расстояний, высот и глубин по карте;

умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

навыки самооценки по критериям.

III. Целеполагание.

Мотивация.

Мотивация. Приложение I

(слайд 3) 

«Кругосветное путешествие» (слайд 4), Опираясь на тему урока, определить цель урока.

Сформулируйте основные задачи урока, продолжив фразу: «Для проведения путешествия необходимо…»

С помощью учителя формулируют цели и задачи урока.

(слайд 5)

Цель урока:

виртуальное кругосветное путешествие.

Задачи:

- находить объекты по географическим координатам и наносить их на карту;

определять расстояния

Индивидуальная работа. Групповая работа.

  • Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.

между объектами; определять глубины и высоты; наносить маршрут на карту.

Рефлексия (слайд 6)

Оценивают свое участие в постановке цели и определении задач.

Индивидуальная работа.

Умение  оценивать свою деятельность.

Физкультминутка

Руки вверх, затем вперёд, приседает весь народ, встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись.

Выполняют физические упражнения

Индивидуальная.

Установка на ЗОЖ.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Задает вопросы на понимание предстоящей деятельности.

Как правильно нанести маршрут на карту?

Как правильно подписывать географические объекты на контурной карте?

Как организуем работу в группе?

Отвечают на вопросы по организации групповой работы и работы с контурной картой.

Фронтальный опрос.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение слушать и отвечать на вопросы учителя.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Объясняет ход работы. Маршрут вашего путешествия намечен в судовых журналах, которые вы будете заполнять, и наносить главные точки маршрута на контурную  карту, соединяя их стрелками. Вам необходимо распределить обязанности среди членов экипажа:

навигатор – определяет направления,

картограф – наносит маршрут на карту,

топограф – определяет координаты, высоты,

океанограф - определяет глубины, названия островов

боцман – заполняет судовой журнал

капитан – организует работу экипажа, наносит маршрут на интерактивную доску.

Отвечает на вопросы. Организация самостоятельного решения вопросов

Оценка эмоционального состояния.

Итак, мы стартуем.

Приложение II.

Организует рефлексию.

Выполняют задания. Находят географические объекты по координатам, глубины и высоты, определяют расстояния, направления. Заполняют судовой журнал. Чертят схему маршрута путешествия.

Рефлексия. Капитан оценивает  деятельность каждого члена экипажа; выставляет оценки в судовой журнал.

Групповая работа.

Групповая работа.

Индивидуальная работа. Групповая работа.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, участвовать в совместной деятельности; применять знания на практике; организовывать сотрудничество, работать в группе,

  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  • критичное отношение к своему мнению; осознание необходимости изучения данной темы;

анализировать, читать, ориентироваться по карте; оценивать свою работу и работу одноклассников,

использовать речевые средства для выражения мыслей; умение использовать  ЭОР; сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми.

Умение  оценивать свою деятельность и работу группы.

VI. Контроль результатов, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

Сравнение маршрута,  выстроенного на карте учащимися с ожидаемым маршрутом.

Вычерчивают маршрут на интерактивной доске. Оценивают правильность составления маршрута кругосветного путешествия (по образцу), достижение цели. При необходимости, корректируют маршрут. Определяют, какие знания усвоили на уроке,  какие географические методы изучения использовали в работе.

Групповая работа

Сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми.

Рефлексия

Подберите выражение, соответствующее работе вашего экипажа: шевелили мозгами, считали ворон, ловили мух, работали в поте лица, работали, как пчелки (слайд 8)

Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
и поработали ударно!

Анализируют  работу группы.

Групповая работа.

Умение оценивать достигнутые результаты.

Приложение I

Вступительное слово учителя. Ребята, я хочу представить вам знаменитого путешественника – Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Капитан, его старший помощник Лом и матрос Фукс  участвовали  в кругосветной регате на   яхте  «Беда». Они   подвергались   невероятным   испытаниям, были участниками необыкновенных приключений. «Беда» оказалась зажатой в ущелье на высоте нескольких метров над водой, во время отлива; им пришлось спасать свору белок от пожара, транспортировать косяк сельди своим ходом; они замерзали во льдах, страдали от голода, от жары на экваторе, а на Гавайских островах капитана и его помощника Фукса приняли за исполнителей местных народных песен. Благодаря  находчивости и  смекалке, отважный экипаж яхты находил выход из самых невероятных ситуаций. Руководимые   бесстрашным, всезнающим, находчивым капитаном  Врунгелем, они с   честью  завершили    свое  фантастическое  путешествие, победив в регате.

Вы, наверное, догадались, что тема нашего урока ……

(После определения цели и задач урока) Наше путешествие будет виртуальным, по карте. Я уверенна, что вы обладаете достаточными знаниями, сообразительностью, смекалкой, как Христофор Бонифатьевич, чтобы  совершить это путешествие.

Приложение II.

Судовой журнал

навигатор (определяет местоположение, ориентирование)_____________________

картограф (наносит маршрут на карту)_____________________________________

топограф (определяет координаты, высоты)_________________________________

океанограф (определяет глубины, названия островов)________________________  

капитан (заполняет судовой журнал)_______________________________________

I этап.

Определить цель урока: _______________________________________________________

Рефлексия I этапа. Оцени свою работу.

Считал ворон, ловил мух, работал спустя рукава;  шевелил мозгами;  работал, как пчелка; работал в поте лица.

II этап

1. Координаты начала путешествия:  59°с.ш., 30°в. д._________________________________

Нанесите пункт на карту и подпишите его название.

2. Жители Шамбалы могли излечиваться от любой болезни, читать чужие мысли, заглядывать в далекое будущее, жили до ста лет. Координаты этого загадочного места 35°с.ш. 90°в.д. ___________________________ 

Определите географический объект. Нанесите маршрут на карту.

3.Здесь обитает самый крупный примат в мире – орангутанг, растут самые большие цветы – раффлезии, а в джунглях можно встретить хищные растения, поедающие насекомых и, ходячие деревья. Координаты 0°с.ш.110°в.д. Название этого острова ___________________.

Нанесите на контурную  карту. Проложите к нему маршрут.

4. Воды Тихого океана на всей его протяжённости пронизывает необъяснимый звук. Это не звуки, издаваемые китами или вибрация кораблей. Оказывается, движение воды может создавать звук точно так же, как и движение ветра.

По «поющим» водам океана маршрут  путешествия  меняет направление – на восток, по 10°ю.ш. до следующего пункта.  Нанесите маршрут на карту.

5. Статуи странных существ с маленькими туловищами и большими вытянутыми головами-шлемами с огромными глазами, со злобным выражением лиц. 10 ° ю.ш. 140°з.д. Найдите на карте таинственные острова _________ ____________ Нанесите на контурную карту. Проложите к этому географическому  объекту маршрут.

6. От таинственных островов -  на восток по  10°ю.ш. Преодолели Амазонскую низменность до мыса Кабу – Бранку. Проложите  маршрут на карте.        

7. На корабле пересекли Атлантический океан, двигаясь, все время, на северо – восток до точки 50°с.ш.0°в.д.

По дну этого пролива проложен тоннель, по которому поезда с материка идут на остров Великобритания.

Нанесите на контурную карту этот географический объект. Не забудьте продлить маршрут на карте.

8. « Мы шли с попутным ветром, туман лежал над морем, и «Беда» бесшумно, как призрак, милю за милей глотала пространство»

Нанесите на карту заключительный маршрут путешествия. По Северному и Балтийскому морям к конечной (исходной) точке  путешествия.

III. Рефлексия. 

Капитаны оценивают работу каждого члена экипажа (навигатора, картографа, топографа, океанолога)

Информационные источники:

1.Болотникова Н. В.География: Уроки – игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2015.

2.Перепечева Н. Н. Нестандартные уроки географии. Волгоград: Учитель,2015.

http://www.proshkolu.ru/club/readingroom/file2/495508

https://dezinfo.net/chtivo/48292-

http://www.infoniac.ru/news/20-samyh-strannyh-i-zagadochnyh-ostrovov-na-Zemle.html

http://prointerest.ru/indijskij-okean-interesnye-fakty/

http://vmireinteresnogo.com/krasota-priroda/ostrova/ostrova-indijskogo-okeana-mesto-gde-naxoditsya-raj.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока(ФГОС)

Технологическая карта урока в 8 классе "Молярная масса.Решение задач"...

Технологическая карта урока(ФГОС)"Сложные эфиры"

МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА "Сложные эфиры" в 10 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока ФГОС по литературе 5 класс "Ночь перед Рождеством" УМК Москвин

Представляю технологическую карту урока ФГОС. УМК Москвин, первая часть учебника к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Ночь перед Рождеством".На мой взгляд, данный вид планирования наиболее полно...

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Технологическая карта урока ФГОС ООО 5 кл.

технологическая карта урока в соотвествии с ФГОС ООО : образец для заполнения и пример урок технологии по материаловедению 5 кл....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС...