Кругосветное путешествие. Технологическая карта урока. ФГОС
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Увлекательное виртуальное путешествие по таинственным уголкам планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.42 КБ |
![]() | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Учитель географии МБОУ «СОШ № 5» п. Айхал.
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, вызывают необходимость преобразований в методике преподавания географии. Приоритетным направлением школьного географического образования становится формирование у обучающихся соответствующих компетентностей. Цель процесса формирования географической компетентности – воспитать средствами данного предмета деятельную, самостоятельную, конкурентоспособную, готовую к непрерывному образованию личность. В процессе обучения школьник должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность. Новые образовательные стандарты (ФГОС) задают и новые методологические основы оценки достижения результатов: от оценки достижений - к оценке эффективности деятельности.
Основные особенности новой системы заключаются в критериальной оценке планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных, в комплексном и уровневом подходе в контроле и оценивании. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях), прозрачность.
Уже на первых уроках начального курса географии пятиклассники приобретают навыки оценивания, которые в последующем закрепляются.
На уроке « Науки о природе» для оценивания умений определения объектов живой и неживой природы, приобретенных на предыдущем занятии, предлагаю пятиклассникам разгадать кроссворд, работая в группах. Критерии оценивания своей работы они разрабатывают сами. Я лишь направляю и корректирую. (6 вопросов). Критерии оценивания данного задания: правильность выполнения задания – 6 баллов, активная работа в группе – 1 балл, скорость выполнения – 1 балл, всего – 8 баллов.
На следующем этапе урока при самостоятельном получении новых знаний об естественных науках (физики, химии, астрономии, экологии) учащиеся выполняют задание в рабочей тетради и оценивают результаты по заданным критериям. Определения астрономии, физики, химии. Правильность выполнения задания – 4 балла. Аккуратность – 1 балл. Скорость – 1 балл. Всего – 6 баллов.
На этапе первичного закрепления знаний пятиклассники выполняют задания, требующие осознанного понимания приобретенных знаний. «Знания каких наук использует в своей работе агроном, путешественник…» Обсуждение в группах позволяет оценить правильность ответов по заданным критериям.
По завершении работы учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов, полученных на всех этапах урока, и оценивают свою деятельность. Шкала перевода баллов в оценку: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 17 баллов – «4»; 16 – 10 баллов – «3». Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.
Необходимо формировать у обучающихся навыки оценивания и самооценивания всех видов деятельности. Поэтому пятиклассники оценивают свою работу в группе и работу группы по заданным критериям. Как работала группа: совместно выполняли задания – 5 баллов; не все были активны - 4 - 3 балла; работа не дала ожидаемых результатов - 2 балла.
Технология осуществления критериального подхода к оцениванию предполагает деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Для каждого смыслового блока определяются четкие требования к знаниям и умениям учащихся.
Для формирования у учащихся навыков оценивания я использую индивидуальные маршрутные листы, содержащие возможность самооценки смысловых блоков по эталону. Например, по теме « Великие географические открытия»:
Маршрутный лист
Ученика (цы)__________класса Фамилия, имя_________________________________________
Маршрутный лист позволяет обучающимся оценить все этапы урока: целеполагание, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, первичное закрепление, рефлексию и оценить свою деятельность. Критериальное оценивание позволяет учащимся увидеть свои «реальные» оценки.
Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения.
Самооценку своей деятельности учащиеся осуществляют на этапе рефлексии с использованием карточек: синий цвет карточки – «я работал (а) отлично», красный – «я могу работать лучше». Это формирует умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. В дальнейшем критерии самооценки можно усложнить.
Творческие задания пятиклассники оценивают в группах или классом. Например, при оценке плакатов «Берегите воздух» пятиклассники определили приоритеты в оценке: содержание и аккуратность, а не умение хорошо рисовать. Постепенно приобретаемые навыки оценивания позволяют адекватно оценивать деятельность одноклассников, а не «по - дружески».
В практической работе оценка ставится за умение применять знания на практике. Самооценку учащиеся проводят по понятным им критериям. Например, критерии оценивания к уроку географии в 5 классе по теме «Ориентирование».
- Я умею определять направления сторон света по приметам.
- Я умею пользоваться компасом.
- Я умею определять азимут.
- Я умею читать план местности.
- Умею ориентироваться с помощью компаса.
Оценивание на каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка. Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Литература
1.ФГОС основного общего образования: приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
2.Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов на Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2011
3.Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Москва. Педагогический университет. «Первое сентября» 2013г.
4.Розанов Л.Л. Географическая компетентность выпускника школы – концептуальная основа среднего географического образования. / Электронный ресурс: http:geo.1 sentember.ru
5. Сухоруков В. Д. Основы теории и методики обучения географии: Учебник. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2010.
Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/11/19/kriterialnoe-otsenivanie-kak-sposob-razvitiya-funktsionalnoy
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. ФГОС.
Автор | учитель географии: Руденко Лилия Демидовна | |||
Предмет | география | |||
Класс | 6В | |||
УМК | «Дрофа» География.6 класс; П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – М.: Просвещение, 2015 | |||
Тема урока | «Кругосветное путешествие» | |||
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний | |||
Образовательные ресурсы | атласы, контурные карты, презентация, судовые журналы, заготовки для рефлексии | |||
Актуальность использования средств ИКТ | использование средств ИКТ помогает наглядно, доходчиво, современно объяснить и оценить результаты усвоения темы учащимися. | |||
Цель урока | обобщение и систематизация знаний по теме «Географическая карта» | |||
Задачи урока | обучающие задачи: проверить и оценить знания учащихся по данной теме; формировать картографические навыки умение ориентироваться по карте развивающие: формировать умения работать с географическими картами и другими источниками информации; формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой, тестами. формировать критическое мышление развивать логическое мышление развивать интерес к предмету понимание значимости географических знаний для реальной жизни. развивать наблюдательность, умение внимательно слушать; развивать аналитико-синтетические способности учащихся для применения знаний и умений знакомой и новой учебной ситуациях; развивать пространственное мышление. воспитательные: формирование чувства гордости и любви к родной природе; формирование географического сознания учащихся; воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи. | |||
Методы обучения | практический, поисковый, эвристическая беседа, иллюстративный, проблемный диалог | |||
Формы организации познавательной деятельности | индивидуальная - при проверке ранее полученных знаний; групповая - при определении маршрута индивидуальная - при закреплении новых знаний и умений. | |||
Средства обучения | ||||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||
использовать приобретённые знания и умения для чтения карты; формирование научного мировоззрения на основе географических знаний; составлять маршрут путешествия по карте знать: понятия: географические координаты, шкала высот и глубин, географическая широта, географическая долгота, определять по картам географические координаты объектов, находить местоположение объектов по координатам глубину океанов, высоту местности. сравнивать: местоположение объектов с разными географическими координатами | регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты познавательные: уметь вести групповой поиск, анализ коммуникативные: владеть устной речью; уметь организовывать учебное сотрудничество в группе со сверстниками, с учителем; формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. | анализировать и интерпретировать информацию в соответствии с поставленной задачей; владеть практическими навыками работы с картой; формирование географической культуры; понимать значимость географических знаний в реальной жизни людей; осознавать необходимость изучения географии; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе учебной деятельности; умение использовать географические знания для созидательной деятельности. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
I.Организационный момент | Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на совместную работу. - Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки. Подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. | Настраиваются на восприятие материала урока. | Педагог создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу. | Положительная мотивация к учебной деятельности. |
II.Актуализация знаний | Повторение, вопросы на закрепление знаний Ответьте на вопросы (слайд 1) Есть ли на Земле места с такими координатами? 1.0 ш. 0 д. 2.180 ю. ш. 180 в. д. 3.0 ш. 180 д. 4.105 с. ш. и 10 з. д. 5. 95° ю.ш. 10° в.д. Критерии самопроверки (слайд 2) 5 + – «5» 4 + – «4» 3 + - « 3» 2 + - «2» | Отвечают на вопросы. 1.да + 2.нет - 3.да + 4.нет - 5. нет - Самопроверка. Самооценка. | Индивидуальная работа. | Умение акцентировать внимание, готовность к усвоению знаний Осознание значимости географических знаний; умение объяснять географические понятия; знать алгоритм определения географических координат, расстояний, высот и глубин по карте; умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; навыки самооценки по критериям. |
III. Целеполагание. Мотивация. | Мотивация. Приложение I (слайд 3) «Кругосветное путешествие» (слайд 4), Опираясь на тему урока, определить цель урока. Сформулируйте основные задачи урока, продолжив фразу: «Для проведения путешествия необходимо…» | С помощью учителя формулируют цели и задачи урока. (слайд 5) Цель урока: виртуальное кругосветное путешествие. Задачи: - находить объекты по географическим координатам и наносить их на карту; определять расстояния | Индивидуальная работа. Групповая работа. |
|
между объектами; определять глубины и высоты; наносить маршрут на карту. | ||||
Рефлексия (слайд 6) | Оценивают свое участие в постановке цели и определении задач. | Индивидуальная работа. | Умение оценивать свою деятельность. | |
Физкультминутка | Руки вверх, затем вперёд, приседает весь народ, встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись. | Выполняют физические упражнения | Индивидуальная. | Установка на ЗОЖ. |
IV. Обобщение и систематизация знаний | Задает вопросы на понимание предстоящей деятельности. Как правильно нанести маршрут на карту? Как правильно подписывать географические объекты на контурной карте? Как организуем работу в группе? | Отвечают на вопросы по организации групповой работы и работы с контурной картой. | Фронтальный опрос. | Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение слушать и отвечать на вопросы учителя. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | Объясняет ход работы. Маршрут вашего путешествия намечен в судовых журналах, которые вы будете заполнять, и наносить главные точки маршрута на контурную карту, соединяя их стрелками. Вам необходимо распределить обязанности среди членов экипажа: навигатор – определяет направления, картограф – наносит маршрут на карту, топограф – определяет координаты, высоты, океанограф - определяет глубины, названия островов боцман – заполняет судовой журнал капитан – организует работу экипажа, наносит маршрут на интерактивную доску. Отвечает на вопросы. Организация самостоятельного решения вопросов Оценка эмоционального состояния. Итак, мы стартуем. Приложение II. Организует рефлексию. | Выполняют задания. Находят географические объекты по координатам, глубины и высоты, определяют расстояния, направления. Заполняют судовой журнал. Чертят схему маршрута путешествия. Рефлексия. Капитан оценивает деятельность каждого члена экипажа; выставляет оценки в судовой журнал. | Групповая работа. Групповая работа. Индивидуальная работа. Групповая работа. | Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, участвовать в совместной деятельности; применять знания на практике; организовывать сотрудничество, работать в группе,
анализировать, читать, ориентироваться по карте; оценивать свою работу и работу одноклассников, использовать речевые средства для выражения мыслей; умение использовать ЭОР; сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми. Умение оценивать свою деятельность и работу группы. |
VI. Контроль результатов, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция | Сравнение маршрута, выстроенного на карте учащимися с ожидаемым маршрутом. | Вычерчивают маршрут на интерактивной доске. Оценивают правильность составления маршрута кругосветного путешествия (по образцу), достижение цели. При необходимости, корректируют маршрут. Определяют, какие знания усвоили на уроке, какие географические методы изучения использовали в работе. | Групповая работа | Сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми. |
Рефлексия | Подберите выражение, соответствующее работе вашего экипажа: шевелили мозгами, считали ворон, ловили мух, работали в поте лица, работали, как пчелки (слайд 8) Урока время истекло. | Анализируют работу группы. | Групповая работа. | Умение оценивать достигнутые результаты. |
Приложение I
Вступительное слово учителя. Ребята, я хочу представить вам знаменитого путешественника – Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Капитан, его старший помощник Лом и матрос Фукс участвовали в кругосветной регате на яхте «Беда». Они подвергались невероятным испытаниям, были участниками необыкновенных приключений. «Беда» оказалась зажатой в ущелье на высоте нескольких метров над водой, во время отлива; им пришлось спасать свору белок от пожара, транспортировать косяк сельди своим ходом; они замерзали во льдах, страдали от голода, от жары на экваторе, а на Гавайских островах капитана и его помощника Фукса приняли за исполнителей местных народных песен. Благодаря находчивости и смекалке, отважный экипаж яхты находил выход из самых невероятных ситуаций. Руководимые бесстрашным, всезнающим, находчивым капитаном Врунгелем, они с честью завершили свое фантастическое путешествие, победив в регате.
Вы, наверное, догадались, что тема нашего урока ……
(После определения цели и задач урока) Наше путешествие будет виртуальным, по карте. Я уверенна, что вы обладаете достаточными знаниями, сообразительностью, смекалкой, как Христофор Бонифатьевич, чтобы совершить это путешествие.
Приложение II.
Судовой журнал
навигатор (определяет местоположение, ориентирование)_____________________
картограф (наносит маршрут на карту)_____________________________________
топограф (определяет координаты, высоты)_________________________________
океанограф (определяет глубины, названия островов)________________________
капитан (заполняет судовой журнал)_______________________________________
I этап. Определить цель урока: _______________________________________________________ |
Рефлексия I этапа. Оцени свою работу. Считал ворон, ловил мух, работал спустя рукава; шевелил мозгами; работал, как пчелка; работал в поте лица. |
II этап 1. Координаты начала путешествия: 59°с.ш., 30°в. д._________________________________ Нанесите пункт на карту и подпишите его название. |
2. Жители Шамбалы могли излечиваться от любой болезни, читать чужие мысли, заглядывать в далекое будущее, жили до ста лет. Координаты этого загадочного места 35°с.ш. 90°в.д. ___________________________ Определите географический объект. Нанесите маршрут на карту. |
3.Здесь обитает самый крупный примат в мире – орангутанг, растут самые большие цветы – раффлезии, а в джунглях можно встретить хищные растения, поедающие насекомых и, ходячие деревья. Координаты 0°с.ш.110°в.д. Название этого острова ___________________. Нанесите на контурную карту. Проложите к нему маршрут. |
4. Воды Тихого океана на всей его протяжённости пронизывает необъяснимый звук. Это не звуки, издаваемые китами или вибрация кораблей. Оказывается, движение воды может создавать звук точно так же, как и движение ветра. По «поющим» водам океана маршрут путешествия меняет направление – на восток, по 10°ю.ш. до следующего пункта. Нанесите маршрут на карту. |
5. Статуи странных существ с маленькими туловищами и большими вытянутыми головами-шлемами с огромными глазами, со злобным выражением лиц. 10 ° ю.ш. 140°з.д. Найдите на карте таинственные острова _________ ____________ Нанесите на контурную карту. Проложите к этому географическому объекту маршрут. |
6. От таинственных островов - на восток по 10°ю.ш. Преодолели Амазонскую низменность до мыса Кабу – Бранку. Проложите маршрут на карте. |
7. На корабле пересекли Атлантический океан, двигаясь, все время, на северо – восток до точки 50°с.ш.0°в.д. По дну этого пролива проложен тоннель, по которому поезда с материка идут на остров Великобритания. Нанесите на контурную карту этот географический объект. Не забудьте продлить маршрут на карте. |
8. « Мы шли с попутным ветром, туман лежал над морем, и «Беда» бесшумно, как призрак, милю за милей глотала пространство» Нанесите на карту заключительный маршрут путешествия. По Северному и Балтийскому морям к конечной (исходной) точке путешествия. |
III. Рефлексия. Капитаны оценивают работу каждого члена экипажа (навигатора, картографа, топографа, океанолога) |
Информационные источники:
1.Болотникова Н. В.География: Уроки – игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2015.
2.Перепечева Н. Н. Нестандартные уроки географии. Волгоград: Учитель,2015.
http://www.proshkolu.ru/club/readingroom/file2/495508
https://dezinfo.net/chtivo/48292-
http://www.infoniac.ru/news/20-samyh-strannyh-i-zagadochnyh-ostrovov-na-Zemle.html
http://prointerest.ru/indijskij-okean-interesnye-fakty/
http://vmireinteresnogo.com/krasota-priroda/ostrova/ostrova-indijskogo-okeana-mesto-gde-naxoditsya-raj.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-414986-1412713840.jpg)
Технологическая карта урока(ФГОС)
Технологическая карта урока в 8 классе "Молярная масса.Решение задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-414986-1412713840.jpg)
Технологическая карта урока(ФГОС)"Сложные эфиры"
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА "Сложные эфиры" в 10 классе по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-556915-1423161971.jpg)
Технологическая карта урока ФГОС по литературе 5 класс "Ночь перед Рождеством" УМК Москвин
Представляю технологическую карту урока ФГОС. УМК Москвин, первая часть учебника к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Ночь перед Рождеством".На мой взгляд, данный вид планирования наиболее полно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-556915-1423161971.jpg)
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/06/picture-454992-1670311030.jpg)
Технологическая карта урока ФГОС ООО 5 кл.
технологическая карта урока в соотвествии с ФГОС ООО : образец для заполнения и пример урок технологии по материаловедению 5 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-814928-1488784210.jpg)
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1099988-1547104653.jpg)
Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС...