Разработка урока "Органический мир Австралии"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Ольга Витальевна Романова

Конспект урока в 7 классе " Органический мир Австралии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АВСТРАЛИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Конспект урока в 6 классе

Цель: знакомство с органическим миром Австралии (слайд 2).

Задачи:

Образовательные:
-выделить особенности растительного и животного мира материка;
-выяснить причины своеобразия органического мира.

Развивающие:
-развивать речевую деятельность и навыки;
-продолжить обучению приемами работы с тематическими картами (физической, климатической, природных зон).

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта мира, природные зоны Австралии, карточки – задания, атласы, презентация Power Point «Органический мир Австралии» (применение ИКТ).


На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П.Паустовский).

Ход урока: 

1.
Организационный момент (сообщение цели и задач урока)

Стихотворение об Австралии:

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
( они в пустыне пропадают где-то )
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье...


2.
Изучение новой темы 
а) Подготовка к путешествию.
Сегодня мы совершим с вами воображаемое путешествие по Австралии, в ходе которого будем знакомиться с ее органическим миром. Австралия существует изолированно в течение 150 млн. лет от других материков, поэтому здесь сформировался особенный органический мир. Органический мир своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных в Австралии являются эндемиками, т.е. обитают только на этом материке. Поэтому пусть девизом нашего путешествия будет выражение: «Только в Австралии! И больше нигде!» (слайд 3).
В путешествии нам с вами будут помогать карточки – путеводители, которые есть у каждого на парте. Чтобы путешествие …
Отрывок: Речь Ж.Паганеля из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта»:
«А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира….это самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!». 
Перед тем как отправиться в путешествие, нам нужно основательно подготовиться. Для этого воспользуемся карточками – путеводителями и выполним задания 1 ЭТАПА.

1. В каких климатических поясах находится Австралия? Какой тип климата занимает наибольшую площадь?
2. Почему Австралия является самым сухим материком планеты?
3. Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь?

Задания по карте «Природные зоны»
1. Используя карту атласа, определите в каких природных зонах расположена Австралия? (слайд 4)
2. Какая природная зона занимает наибольшую площадь? Почему?

Вывод: Размещение ПЗ на материке связано с климатическими условиями.
б) Наше путешествие начнется с полуострова Арнемленд и завершится на побережье Тасманова моря.

Вопрос: Какие природные зоны мы с вами пересечем? ( саванн, пустынь, лесов).
Человека, который впервые оказался в Австралии, не покидает ощущение, что он оказался на другой планете. Из-за засушливого климата леса занимают незначительную площадь. Растительность очень скудная.

Итак, первая ПЗ – саванна. Вы уже изучали африканские саванны, поэтому можете назвать характерные черты данной ПЗ. (2 типа климата: влажный и сухой; травянистая растительность; богатый животный мир, наличие копытных).
В австралийским саваннам также присуще два сезона года (влажный и сухой), там преобладает травянистая растительность. Трава имеет вид травяных деревьев обычно чуть выше человеческого роста. У них есть прямой и достаточно толстый ствол, на верхушке которого рыхлая копна из узких, как у злаков, длинных листьев, которые торчат во все стороны (т.е. ствол, как у дерева, а листья, как у травы)-слайд 5.
Акация: представлена многими видами. Особенно красива акация серебристая. С наступлением весны она зацветает и ее ярко-желтые пушистые шарики сливаются в золотые облака, сквозь которые уже не видно ни ветвей, ни стволов деревьев (слайд 5)

Загадка:
На ногах петушьи шпоры
Исполинский …………..
Может прыгать чрез заборы,
Если не найдет дыру.
Самое распространенное животные саванн – кенгуру (слайд 6).

Дж.Кук, впервые увидев кенгуру, прыгающее на задних лапах, спросил у местных жителей, как называется это животное. «Кенгуру, кенгуру!»-ответили ему. «Кенгуру» на местном наречии значило: «Не понимаю». Кенгуру бывают крупными (до 2 м высотой) до мелких (до 30 см). Гигантские рыжие кенгуру распространены на плоских равнинных пространствах. Кенгуру отличные «прыгуны» и «бегуны». Их длинный хвост (до1 м) помогает им удерживать равновесие во время прыжков. В жару и засуху им удается целыми неделями и даже месяцами жить без воды. Кроме этого, кенгуру роют колодцы и этим спасают жизнь не только себе, но и другим животным. Численность кенгуру регулируется человеком.
Страус эму (слайд 6).
!!!! Не забываем заполнять таблицу.

А теперь мы с вами попадаем в австралийские пустыни. Самыми крупными являются Большая Песчаная пустыня и Большая пустыня Виктория, которую мы с вами пересечем.

Вопросы: В каком климатическом поясе расположена эта пустыня? (тропическом).
Какова средняя и максимальная температура воздуха? (+24, +47).
Сколько здесь выпадает осадков в год? (менее 250 мм в год).
Исходя из ваших ответов, как должна выглядеть пустыня Виктория? (слайд 7, 8))

Эйерс Рок – древнейшая и самая большая монолитная скала на земле (ее возраст примерно 500 миллионов лет), возвышающаяся посреди плоской красной пустыни. Туристы и фотографы со всего мира стекаются сюда, чтобы полюбоваться фантастической сменой красок на восходе и закате, когда скала проходит через все оттенки начиная от буро-коричнего до интесивного светящегося красного, чтобы постепенно «остынуть», превратиться с заходом солнца в черный силуэт. Эйерс Рок была и остается священной скалой Аборигенов, и у ее подножия сохранилось множество наскальных рисунков. Отсюда также отправляются экскурсии к таким жемчужинам Северной Территории, как Гора Олгас (Mt. Olgas/Kata Tjuta) и Кингс Кэньон (Kings Canyon). 

Но не везде пустыня выглядит так безжизненно. Местами встречаются сухолюбивые злаки, а на границах с саванной - эвкалипты-карлики, зонтичные акации, бутылочные деревья. Деревья имеют мощную корневую систему, которая на 10-20, а иногда на 30 м уходит в землю, благодаря чему они, как насос, высасывают влагу с больших глубин. Узкие и сухие листья этих деревьев окрашены большей частью в тусклый серо-зеленоватый цвет. У некоторых из них листья обращены к солнцу ребром, что способствует уменьшению испарения воды с их поверхности. Очень часто колючие кустарники вместе с низкорослыми эвкалиптами образуют непроходимые заросли, которые называют скрэб. Местами скрэб перемежается с обширными, лишенными растительности песчаными, каменистыми или глинистыми участками пустынь.

Бутылочное дерево (слайд 9): нижняя часть ствола непомерно широкая, отсюда и его название. В рыхлой древесине ствола сохраняется запас влаги, которую дерево расходует в засушливое время года. Если постучать по его стволу, то звук будет глухой, булькающий. В засуху фермеры не раз спасали скот от голода и жажды, давая животным мелко нарубленную древесину бутылочного дерева. Деревья, принадлежащие к этим сообществам, имеют мощную корневую систему, которая на 10-20, а иногда на 30 м уходит в землю, благодаря чему они, как насос, высасывают влагу с больших глубин. Узкие и сухие листья этих деревьев окрашены большей частью в тусклый серо-зеленоватый цвет. У некоторых из них листья обращены к солнцу ребром, что способствует уменьшению испарения воды с их поверхности.

Животные пустынь: землеройные травоядные (сумчатые мыши, сурки, тушканчики); похожие на сурков, - вомбаты; встречается сумчатая куница.

Вопрос: Какой образ жизни ведут животные пустыни? (ночной)

В пустынях Австралии нет оазисов.

Вопрос: Какие деревья растут в австралийских лесах?

Большинство австралийских лесов эвкалиптовые (слайд 10). Они очень светлые, потому что густая крона высоких (до 90 м) располагается в верхней части ствола. Пластинки листьев повернуты ребром к солнечным лучами не дают густой тени. Всего в Австралии растет около 500 видов эвкалиптов. Среди них и гиганты до 100 м в высоту и калики 5-8 метров. Есть белоствольные эвкалипты , их называют деревьями-призраками. Все эвкалипты сбрасывают кору. Листья этих растений содержат эфирные масла, обладающие целебными свойствами, а пропитанная ими древесина не гниет. Пропитанная эфирными маслами листва и кора легко воспламеняется, деревья мгновенно вспыхивают, и тогда лес превращается в море огня. Пожар распространяется с огромной скоростью. В огне гибнут многие животные. Однако сами деревья, как правило, не погибают, т.к. огонь поражает лишь кору. У обгоревшего, черного, казалось бы, мертвого ствола через некоторое время отрастает молодая зеленая поросль. Древесина эвкалипта не поддается гниению, используется при постройке судов, плотин и различных сооружений, где требуется долговечность, особая прочность материала.

Загадка:
На высоком эвкалипте
Самый крупный древолаз,
Хоть орехи ему сыпьте –
Не возьмет он их у вас.
Вот сидит, бери как грушу
С ребятенком на спине.
Охраняют эту душу
Люди по своей вине (коала).

В эвкалиптовых лесах обитает КОАЛА (слайд 11), которые всегда были первыми жертвами пожаров и нещадных вырубок. При рождении младенец коалы неправдоподобно мал – его масса 5-6 грамм. Дитя немедленно перебирается в мамину сумку, где пребывает около полутора месяцев. До года детеныш не расстается с родительницей, переезжая с ветки на ветку на маминой спине. Взрослый коала достигает 4,5-5,5 кг, рост 60-80 см. Коалы питаются исключительно листвой определенных видов эвкалиптов. Коалы совершенно не пьют, поэтому название этого зверька переводится, как непьющий воду.
Леса в Австралии не только эвкалиптовые, на побережье Тихого океана расположены переменно-влажные леса (слайд 12), в которых растут эвкалипты, папортники, баньян и другие деревья.
Яйцекладущие животные (слайд 13). В Австралии обитают и не встречаются нигде на Земле яйцекладущие животные – ехидна и утконос. Они выводят детенышей из яиц (как птицы), а вскармливают их молоком как млекопитающие. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать донашивает их в сумке, представляющей складку кожи на животе. Богат, разнообразен и также своеобразен мир птиц (слайд 14). Особенно много попугаев. В лесах водится красивая птица лирохвост, райские птицы с ярким оперением.

ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО (слайд 15) можно встретить по всей Австралии. По внешнему виду это что-то среднее между волком и собакой. У динго большая тупая голова с тупым носом, прямостоящие, широкие у основания уши, пушистый хвост. Динго – преимущественно ночные животные. Основные места их обитание –границы лесов и саванн, а также их можно увидеть во внутренних пустынных районах.

Есть ящерицы, ядовитые змеи. В водоемах встречаются крокодилы. На острове Тасмания обитает тасманийский дьявол.

Не смотря на такое разнообразие органического мира, в Австралии не оказалось растений и животных, которые человек мог бы выращивать или приручить. Все культурные растения и домашние животные были сюда завезены. Переселенцы из Англии завезли овец и пастбищное овцеводство стало главной с/хозяйственной отраслью Австралии. Кроме них привезли еще кроликов. Убежавшие на волю, кролики начали стремительно размножаться и завоевывать континент. Полчища кроликов поедали траву и лишали корма овец (слайд). Их число превысило миллиард, что по подсчетам вдвое сокращало возможное поголовье овец. Кролики не только поедали траву и уничтожали посевы, они рыли норы на полях, объедали плодовые деревья. Высохшая и незакрепленная почва уносилась ветром, пастбища превращались в пустоши. Кролики стали стихийным бедствием Австралии. С ними пытались бороться , но без особых успехов. Лишь в 1950 г. Довольно рискованными мерами (распространение вируса микматоза) удалось значительно сократить их численность. Объясните причины такого резкого роста численности животных. Можно ли считать, что «кроличья проблема» решена окончательно? (слайд 16)

Австралийцы любят и заботливо относятся к природе своего материка. Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны. Выбор этих животных неслучаен. Они как бы символизируют прогресс, движение вперед, т.к. ни эму, ни кенгуру не умеют, не могут пятиться назад (слайд).Ехидна, утконос, птица лирохвост запечатлены на австралийских монетах (слайд 17).

3.
Закрепление
«Четвертый лишний» (слайд 18)
-саванны, влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, пустыни;
-Кенгуру, страус эму, носорог, утконос;
-Бутылочное дерево, эвкалипт, баобаб, акация;
-сумчатый дьявол, дикая собака динго, кенгуру, крокодил;
-утконос, вомбат, коала, кенгуру.

4.
Вывод: начинает говорить учитель, затем продолжают ученики (слайд 19).
Учитель: Органический мир Австралии своеобразен и неповторим:
Учащиеся:
- 75% растений и 95% животных являются эндемиками;
- животные в основном сумчатые (162 вида), но не встречаются копытные и обезьяны;
-нет ни одного одомашненного растения и животного;
--обитают яйцекладущие животные;
-растет одно из самых высоких деревьев мира - эвкалипт.

Самая главная причина всего вывода--------Австралия долгое время развивалась отдельно от других материков.

5.
Творческое домашнее задание:
А) Составить кроссворд по теме «Органический мир Австралии»;
Б) Сочинение на тему «Один день в австралийской пустыне», «Мое путешествие по Австралии» и др.

Оценки за урок.
Очередное путешествие по Австралии подошло к концу. «Путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного»,- писал К.П. Паустовский. В память об этой экспедиции я хочу вам вручить сертификаты. Приятно было с вами путешествовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Население Австралии"

В  презентации  собраны  интересные  материалы  о  населении  Австралии,  помещены  карты.  задания. Это  хорошее  подспорье  к  у...

Методическая разработка урока английского языка теме "Путешествие в Австралию" в 6 классе

Методическая разработкаурока английского языка в 6 классе (углубленный уровень, учебник под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. – English 6) Вашему вниманию предлагается урок, который является ...

разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "

Изучение географического положения и природы Австралии....

Методическая разработка урока "Австралия"

Урок английского языка для 9 класса...

Методическая разработка урока по теме: Австралия и Океания - 7 класс

В данной разработке помещены задания для проведения повторно-обобщающего урока в групповой форме....

Разработка дидактического материала к уроку "Животные Австралии" 8 класс

Данная презетация может служить наглядным дополнением к урокам в цикле уроков "LIVING THINGS AROUND US" 8 класс уч.О.В.Афанасьевой,И.В.Михеевой по теме "AUSTRALIAN ANIMALS"...

Разработка урока по теме"Австралия"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Австралия» в игровой форме....