Образ Кавказа в произведениях русских поэтов
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

образ Кавказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_kavkaza_v_proizvedeniyah_russkih_poetov.docx45.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Тема: «Образ Кавказа в произведениях русских поэтов»

Кавказ сделался для русских заветною страною

                                            не только широкой, раздольной воли, но и

   неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и

                                                 смелых мечтаний.                 В.Г.Белинский.

Цели урока.

Предметные: создание образа  Кавказских  гор с использованием географических  карт,  учебника,  литературных  произведений, формирование знаний о рельефе, климате, высотной поясности, знакомство с новыми терминами и понятиями: лакколиты, бора. фён.

Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, схемами, текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими  понятиями.

Личностные:  воспитание чувства прекрасного, патриотизма, любви к Родине на примере произведений  М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина,  В.А.Жуковского.

Задачи урока.

1.Познакомить с новыми терминами и понятиями: лакколиты, фён, бора, плавни.

2.Формировать практические навыки работы с картами атласа и схемами.

Оборудование:

  • Карты России: физическая, климатическая, физическая карта Кавказа
  • Атласы для 8 класса
  • Произведения     В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

Учитель географии МБОУ «СОШ№16» Колыванова Ольга Александровна.

Ход урока

I. Организационный момент. (0,5 мин)
- Проверим готовность: учебник, атласы, тетрадь, раздаточный материал.

 II Актуализация знаний. (3,5 мин)

Ребятамы с вами начали изучение природных регионов России. На какие природные регионы поделена Россия? 

- С каким природным регионом вы познакомились?

Проверим, насколько хорошо  вы узнали  этот район?

Игра « Что такое? Кто такой?» 

Термин

Предполагаемый ответ

Валдай

Возвышенность на Русской равнине, с которой берут начало реки Волга, Днепр, Западная Двина.

Волга

Крупная река Восточно-Европейской равнины. Длина – 3531 км

Кивач

Водопад на реке Суна в Карелии.

Ферсман А.Е.

Академик, посвятивший жизнь изучению богатств земных недр. Открыл месторождения апатитов в Хибинах, на Кольском п-ове – месторождения медных и никелевых руд, у озера Имандра – железных руд.

Кижи

Историко-архитектурный музей-заповедник на острове  Кижи  в  Онежском  озере.

“Марциальные  воды”

Первый в России курорт, построенный по указанию Петра I у источника минеральной воды, содержащей  много  железа.

Селигер

Озеро  на Валдайской возвышенности, по форме напоминающее цветок орхидеи. Площадь – 212 кв.км.

“Бараньи  лбы”

Отполированные  ледником  скалы.

III. Мотивационный блок (3 мин.)

Посмотрите на карту, подумайте в какой природный район мы с вами отправимся сегодня?

- К югу, какой природный район? На западе?

Чтение строк В.Жуковского

И вдалеке перед тобой,                                                                                                                            Одеты голубым туманом,                                                                                                                            Гора вздымалась над горой,                                                                                                                            И в сонме их гигант седой,                                                                                                                            Как туча, Эльборус двуглавый                                                                                                             Ужасною и величавой,                                                                                                                                    Там всё блистает красотой.

- Как вы думаете, кому  автор посвятил эти строки?                                                                                                                  - В какой географической местности находятся эти горы? (показать на карте) 

IV. Целеполагание. (1 мин)

 Следовательно, какова тема сегодняшнего урока?  Попытайтесь  сформулировать  цель урока.

С какой целью мы отправимся с вами на Кавказ?

(Ответы учащихся). Показать величие и неповторимость Кавказа через литературные произведения (стихи), с использованием географических  карт, цветных иллюстраций. 

 

V. Изучение нового материала. (31 мин)

(На доске карта России, у учащихся атлас Северного Кавказа) 

Учитель. (1мин) Да, сегодня мы познакомимся с высочайшими горами России – Кавказскими. Разнообразна природа Кавказа и живописна. На самом деле, притягательная сила Кавказа неоспорима. И особенно это чувствовали талантливые люди: писатели и поэты, музыканты и художники. Разные причины и пути вели их на Кавказ. Одни приезжали сюда для лечения (как М.И.Глинка, В.Г.Белинский), другие – волей судьбы – в ссылку (как декабристы, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов). Но все они любили Кавказ, удивительную и самобытную красоту его. И, конечно же, посещая этот край, они находили в нём источник вдохновения, всегда новый и

неповторимый, как неповторимы эти горы.  Поэтому  на уроке мы будем говорить о Кавказских горах, используя и пополняя ваши знания и по географии, и по литературе.

   

1. Роль Кавказа в жизни великих русских поэтов (4мин) (сообщение учащегося). 

        Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием. Заснеженные вершины Кавказских гор вдохновляли русских поэтов на создание поэтических произведений. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин.

  Какие произведения, связанные с Кавказом вы читали или слышали? 

(предполагаемые ответы учащихся)

  • (А.С.Пушкин «Кавказский пленник», «Кавказ», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»,
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри»,  «Герой нашего времени» )  

  -   Каким образом эти великие поэты оказались на Кавказе (знания литературы)? 

  • (А.С.Пушкин - отдыхал и лечился на Кавказе.  
  • М.Ю.Лермонтов – В возрасте трёх лет потерял мать. Он жил и воспитывался у бабушки. Мальчик рос болезненным ребёнком, и бабушка часто возила его на Кавказ лечиться. Горы навсегда покорили сердце будущего поэта своей могучей красотой и величественностью, а горный воздух и минеральные воды укрепили здоровье.
  • В.А. Жуковский.  не был на Кавказе, но  знал  и писал стихи по чужим описаниям, т.е. формировалась точка зрения общества того времени на Кавказ и кавказцев.

 (Опережающее задание). Подготовленные ученики читают отрывки из стихотворений:                                                                                                                М.Ю.Лермонтов.                                                                                                                                                          «Утро на Кавказе»

Светает - вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речки шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!

А.С.Пушкин                              

  « И вот ущелье мрачных скал...»

И вот ущелье мрачных скал
Пред нами шире становится,
Но тише Терек злой стремится,
Луч солнца ярче засиял.

     2. Географическое положение Кавказа.(5мин)

Учитель. Определим географическое положение Кавказа.

(Работа с картами атласа, на каждом столе раздаточный материал)

Практическая работа.   Определение географического положения Кавказа.

а) По физической карте Кавказа определить географическое положение,  ответив на вопросы:

- В какой части России находится Кавказ?

- Между какими морями
- В каком направлении протянулись Кавказские горы?
- По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
- С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам ?                                      - Определить высоту наивысших точек Кавказских гор (г Эльбрус-5642 м, г Дыхтау-5203 м,г Шхара-5068 м, г Казбек-5033 м, г Шхельда-4322 м.)

б) Обозначить условную границу Кавказа на контурной карте.

3. Особенности природы Северного Кавказа. (6мин)

Рельеф. Геологическое строение

Учитель.  Исходя из выполненной работы какой можно сделать вывод?

(ответ учащихся: Кавказ – самые высокие горы России)

Учитель. Почему Кавказ – высокие горы?  ( карта «Строение земной коры» стр.10 - 11)

Учащиеся.

  • Это область новой Кайнозойской складчатости.
  •  Имеются вулканы, правда они считаются потухшими: г.Эльбрус, г.Казбек.
  • Здесь есть горы – не состоявшиеся вулканы. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау
  • Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость.
  • Кавказ испытывает землетрясения.  Армянское землетрясение в горах Малого Кавказа в 1989 года, когда были разрушены три города и сотни селений

(Работа с орографической схемой Кавказа (рис.97. стр171 учебника) и физической картой.)

  • Найти на карте атласа  природные комплексы Кавказа. (К России  относятся лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. В Закавказье располагаются  Грузия, Азербайджан и Армения.)
  • Опишите вершины гор Кавказа. (вершины пикообразные, гребни острые, крутые склоны покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники.)                                                                            
  • О чём это говорит? (Кавказские горы молодые, вершины,  покрытые снегом и горное оледенение свидетельствуют о значительной высоте гор, складчатые горы. Здесь даже перевалы достигают 3000 метров)   

Учитель. Многие поэты писали о двуглавой горе Эльбрус, высшей вершине Кавказа: сейчас мы послушаем выступления учащихся:

Ученик 1.           И вдалеке перед тобой,

                            Одеты голубым туманом,

                            Гора вздымалась над горой,

                            И в сонме их гигант двуглавый

                            Ужасною и величавой

                            Там все блистает красотой

                                                           В.А.Жуковский.

Учитель: Василий Андреевич Жуковский - друг А.С.Пушкина, был с ним на смертном одре. 

Ученик 2.            И в их кругу колос двуглавый

                             В венце, блистая ледяном,

                             Эльбрус, огромный, величавый

                             Белел на небе голубом.

                                                            А.С.Пушкин

Ученик 3.            И уж в виду зубчаты цепи

                             Кремнистых бесконечных гор.

                             И Шат подъемлется над ними

                             С двумя главами снеговыми.

                                                            М.Ю.Лермонтов

Словарная работа: Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.    Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами:

пологим и крутым. Образовались куэсты от пластов сложенных разными по твёрдости горными породами. 

В основании Предкавказья лежит молодая плита. Осадочный чехол её состоит из молодых отложений.

 4. Полезные  ископаемые  (3 мин)

Работа с картой.  Выполнение заданий:

  • Найти на карте полезные ископаемые Кавказа. (месторождения  полиметаллических, молибденовых, вольфрамовых, ртутных руд.нефть, газ, минеральные источники.)
  • Почему такой  набор полезных ископаемых? ( Разнообразное  геологическое строение территории. Рудные полезные ископаемые связаны с излиянием магмы, а газ и нефть – с осадочным чехлом плиты.)
  • Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города – курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки,  Кисловодск,  Минводы.

 5. Климат и реки  Кавказа (7 мин)

(Используя климатическую карту дать оценку климата)

       Кавказ одинаково удален от экватора и Северного полюса. Поэтому климат переходный от умеренного к субтропическому. На большей территории он мягкий, тёплый.  Температура воздуха летом  + 20-25°С,  а зимой – от – 10 до + 6°С.

      Основным источником влаги является Атлантический океан, поэтому больше осадков выпадает в западной части Кавказа, а на востоке осадков мало – до 250 мм.
Климат гор отличается от климата предгорных равнин.  Чем выше в горы, тем меньше тепла.      
(Вспомните, какова закономерность понижения температуры в горах? )

Учащиеся. (При подъёме на 1 км, температура воздуха понижается на 5- 6 градусов)

На высоте 2700 – 3800 м проходит граница «вечных льдов».
При  движении  воздуха вниз по склонам гор образуются местные ветры – фён и бора.  Часто зимой в районе г.Новороссийска приходит Бора – северный ветер, приносящий холодный воздух с Кавказского хребта в приморскую часть.   Бора в Новороссийске вызывает обледенение причалов, судов, дорог.          

 Словарная работа: 

Фён  – тёплый ветер, нисходящий с гор в долины. Образуется весной
Бора – сильный и холодный северный ветер, образуется зимой, при переваливании через хребты. Иногда достигает ураганной силы.

Учитель. - Какие крупные реки протекают берут начало с Кавказских гор?

Учащиеся.( Кубань и Терек)

 - Каков характер течения этих рек?

Учащиеся.( Горные,   бурное течение  , порожистые, обладают огромной разрушительной силой)                                                                                                                                          

- Какой тип питания рек преобладает?                                                                                                    Учащиеся. (Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников,  несут они свои воды вниз,  на равнину, к берегам Каспийского моря). 

- Послушаем, как прекрасно изображены реки Кавказа в поэтических строках:

(Опережающее задание)

1 ученик

 А.С.Пушкин

И вот ущелье мрачных скал
Пред нами шире становится,
Но тише Терек злой стремится,
Луч солнца ярче засиял.

2 ученик

М.Ю.Лермонтов

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

Учитель: При впадении  реки  образуют плавни.                                                                                                                                Словарная работа:   Плавни – заболоченные, покрытые камышом участки поверхности Земли.

В горах Большого Кавказа отчётливо выражена высотная поясность. Природные зоны располагаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов:
до 1000 метров – располагаются горные широколиственные леса с преобладанием дуба. С севера – лесостепь.  (Почему?)

  • от 1000 до 2000 метров расположены  буковые леса, которые постепенно переходят в смешанные, а затем в елово-пихтовые леса.
  • выше 2000 м располагаются субальпийские луга с зарослями кавказского рододендрона,   затем – низкотравные альпийские луга.
  • выше 3000 метров – высокогорный пояс снежников  и ледников.
  • В Предкавказье расположена зона степей  и лесостепей. Равнины заняты плодородными чернозёмами, поэтому большая часть территории распахана для сельского хозяйства.

Практическая работа.   Анализ схемы высотной поясности Кавказа. (5 мин)

(На каждом столе – стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»)

Чтение стихотворений. Ответы на вопросы.

1.Какие высотные пояса описаны в произведении А.С.Пушкина

(Субальпийский пояс – ( … мох тощий, кустарник сухой;)

Альпийский пояс – (… И ползают овцы по злачным стремнинам,)

Лесной пояс – (…А там уже рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени).

2. Как А.С.Пушкин описывает в  своём произведении истоки рек?  (…Отселе я вижу потоков рожденье.   И первое грозных обвалов движенье.)

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Вывод. (Учащиеся). Поэт в своём произведении отразил высотную поясность и показал зависимость течения реки от рельефа.

Учитель. В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А.С.Пушкина.  В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена  могучая и дикая природа
Обвал

А.С.Пушкин

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

VI. Рефлексия. (4 мин)

Учитель. Вернемся к цели нашего урока. Какой была наша цель? Достигли ли мы ее, как вы считаете? Какими методами? Мы сейчас проверим.
(Раздаточный материал.  Задания 3 варианта по 5 вопросов. Необходимо дописать данные)

В течение 3 минут выполняют задания,  затем  взаимопроверка..

1 Вариант:

1. Северный Кавказ протянулись в направлении с _______________

2. Это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивание пластов, сложенных разными по твердости породами. _________

3. Новороссийский холодный ветер- __________

4 Река Терек по характеру ______________

5. Почвы в Альпийских лугах ____________________

2 Вариант.

1. Часть Кавказа от г. Эльбрус до г. Казбек- ____________

2. Горы- не состоявшиеся вулканы _____________

3. Наибольшее количество осадков получает ___________ склон

4. Река Кубань впадает в ____________

5. Какая природная зона расположена у подножья Кавказа? ____________________

3 Вариант. 

1. К России относятся части Кавказа с севера на юг _________, ____________

2. Кавказ - высокие горы, т.к. это области ______________ складчатости.

3. Теплый местный ветер _______________

4. Реки Терек и Кубань имеют питание _______________

5. В какой природной зоне имеются черноземы?  _________________

Схема синквейна ( раздаточный материал )

  •  первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  •  вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  •  третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  •  пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Пример синквейна

1. название синквейна название - Кавказ

2.три глагола -  возвышается, белеет, лечит

3.два прилагательных  - высокий,  двуглавый

4.фраза: Кавказ - молодое горное сооружение

5.существительное  - горы

VI1. Итог урока (1 мин)

Учитель.  Сегодня на уроке мы имели возможность с помощью двух разных предметов: географии и литературы  решать  одну  задачу.

- Какую общую задачу решали мы при помощи этих предметов?

Учащиеся.  (Создавали образ одного предмета исследования – Кавказа.)  

– Какими методами при помощи географии и литературы решали мы поставленную задачу?         Учащиеся. (При помощи географии, оперируя фактами научных исследований, составили характеристику природы Кавказа, а при помощи литературы, используя произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, В.А.Жуковского  создали художественный образ Кавказа. )

V111. Домашнее задание. (1 мин)

Проработать параграф 33.                                                                                                                                 Составить рекламный проспект для туристов, желающих посетить Кавказ.

Выставление оценок.   Спасибо за работу на урок.

Рецензия

на урок  «Образ Кавказа в произведениях русских поэтов»

        Урок провела учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ№16»  города Новочебоксарск Колыванова Ольга Александровна в 8А классе.

      Интегрированный урок по истории и литературе проведен учителями высшей категории Колывановой О.А. в рамках изучения программного материала по географии и литературе. Использован дополнительный материал, который способствует более полному усвоению тему, созданию образной и точной картины природы Кавказа  Литературные произведения  способствует выявлению психологического и душевного состояния русских поэтов, объяснению причин того или иного поведения участников событий на Кавказе.

    Урок был проведён в 8 классе. Это проблемно – поисковый урок по географии при изучении темы  «Природа Кавказа». В начале урока учитель совместно с учениками поставил проблему урока, опираясь на творчество В.Жуковского, показал значение Кавказа, как объекта для творчества. Затем в свою очередь,  ученик  рассказал о роли Кавказа в жизни великих русских поэтов  исходя из знаний, полученных на уроке литературы.

       

       Весь урок прошёл в проблемно – поисковом ключе, «Развитие критического мышления через чтение и практическую деятельность», личностно ориентированное обучение, ИКТ, проектная деятельность.  ребята были вовлечены и к работе с учебником, картами атласа, использованием произведений М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина. Групповая работа при выполнении практической работы способствовала выработке коммуникативной способности на уроке, делать выводы в процессе изучения темы.

       

       Работа с произведением А.С.Пушкина  «Кавказ» показала, насколько учащиеся на уроках географии интегрируются с литературным произведением.   Выполнение практической работы учащимися определила навык работы с учебником и географической картой. Учащиеся в ходе урока проявили активность, как при выполнении творческих заданий, так и при изучении и анализе текстов. Поисковая работа учащихся развивает умения   отбирать и  использовать материал при формулировании ответа. Групповая форма работы позволила каждому учащемуся проявить себя, внести посильный вклад в работу группы.  В течение  всего урока   дети участвовали в различных формах работы, что также способствует  формированию  и развитию  различных компетентностей.  Особое внимание уделялось  развитию навыков  самостоятельной и  исследовательской работы, монологической и диалогической речи.

      Учитель очень эмоционально ведёт урок. Речь – строго деловая. На уроке используются компьютерные технологии.

      Урок имеет большое воспитательное и развивающее значение, т.к. учит детей мыслить, анализировать, сопереживать. Формируются качества характера и личностные основы  гражданской идентичности.

      Урок заслуживает отметки «Отлично», так как имеет большое практическое, нравственное значение

                

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Кавказ в произведениях русской литературы (Что в них схожего и чем они отличаются)

В XIX веке Кавказ был пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой....

Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"

Проект  «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века».  Цель -  вызвать у уч...

Образ Снегурочки в произведениях русских писателей и поэтов

В статье рассматриваются фольклорные источники образа Снегурочки. Автор анализирует  стихотворные и прозаические произведения русских писателей XIX - XX веков, в которых встречается образ Снегуро...