Кавказ в произведениях русской литературы (Что в них схожего и чем они отличаются)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Чурашова Людмила Петровна

В XIX веке Кавказ был пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой.  Он стал судьбою России и неизбежной темой её литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kavkaz_v_proizvedeniyah_russkoy_literatury.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Кавказ в  произведениях русской литературы

(что в них схожего и чем они отличаются).

 

            Кавказ практически у всех русских лириков и в любом их творческом периоде пробуждал  романтическое мироощущение. Сергей Есенин в своем стихотворении «На Кавказе» пишет следующее:

Издревле русский наш Парнас

Тянуло к незнакомым станам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

Здесь Пушкин в чувственном огне

Слагал душой своей опальной:

"Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной".

И Лермонтов, тоску леча,

Нам рассказал про Азамата,

Как он за лошадь Казбича

Давал сестру заместо злата.

И Грибоедов здесь зарыт,

Как наша дань персидской хмари,

В подножии большой горы

Он спит под плач зурны и тари.

Они бежали от врагов

И от друзей сюда бежали,

Чтоб только слышать звон шагов

Да видеть с гор глухие дали.

А ныне я в твою безгладь

Пришел, не ведая причины:

Родной ли прах здесь обрыдать

Иль подсмотреть свой час кончины!

В XIX веке Кавказ был пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой.

До Пушкина Кавказ уже славил в своих громовых словах Державин (ода «На возвращение графа Зубова из Персии»), и Жуковский (в своем послании к г-ну Воейкову) романтическим пером чертил, как горцы, «…стесняясь в кружок… В дыму клубящемся сидят и об убийствах говорят».

В стихах убийства не страшны и легки, как узор на кинжалах. Пушкин застает своих горцев там же, где оставил их Жуковский, и, кажется, в тех же позах и за теми же разговорами: «В ауле на своих порогах черкесы праздные сидят. Сыны Кавказа говорят о бранных гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги…» В другом месте поэт назовет эти «наслажденья» проще – «где рыскает в горах воинственный разбой».

И уже тут у Пушкина явится и первый пленник, написанный, однако, так, что ясно – пленники в горах давно обыкновенны…  

Потом будут Лермонтов, Бестужев-Марлинский – Кавказ стал судьбою России и неизбежной темой ее литературы.

Образы скал, утесов, гор проходят через все творчество Лермонтова, неоднократно этот автор заявлял о своей любви к горам Кавказа. Он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев. Это были романтические зарисовки, поражавшие необычными красками и могучими, неукротимыми характерами героев.

В его романтических поэмах «Мцыри» и «Демон», показаны образы сильных людей, бунтарей и протестантов, враждующих с «небом и землей». В центре внимания поэта находится личность одинокого героя, его сложный духовный мир, но не среда, в которой он живет. Автор стремится раскрыть психологию своих героев. Грозная и величественная природа противопоставлена человеку.

В романе «Герой нашего времени»  природа Кавказа приближена к человеку. Просто описан быт горцев, реальная действительность, изображение живых человеческих характеров – основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы. Горцы – сильные, смелые люди. В них отразилась мечта Лермонтова о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни.

В стихотворении «Валерик» поэт рисует войну как явление противоестественное, в основе своей античеловечное.  Лермонтов мечтает о таком будущем, когда, как писал Пушкин, «народы, распри позабыв, В единую семью соединятся».

Могучим образам горцев Лермонтов посвящает более 10 произведений.

Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Эти события и отражаются в творчестве писателей.

Л.Н. Толстой обращался к Кавказу в течение всей жизни – от счастливых молодых и нетерпеливых «Казаков» до умного, спокойного и вместе пружинно скрученного «Хаджи-Мурата». Так пишет в своей статье критик В.Курбатов.

Что же так пленяет читателя в этих историях с их жестоким бытом, в котором так мало «дикого  гения вдохновения», восхищавшего Пушкина в горцах?

«Какой уж гений, когда людей крадут и нещадно мучают их, чтобы получить выкуп, чтобы торговать страданиями человека?» - возмущается В. Курбатов.

Пушкин еще прятал это страдание за красотой стиха, за любовью юной черкешенки к русскому пленнику – время и молодость искали поэтического сюжета с непременной смертью героини в волнах дикой реки из-за невозможности разлуки.

«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы.  

Неизменной составляющей кавказской темы является горный пейзаж:

«Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины... » - писал Пушкин.

В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки).

Впервые поэт изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.  

 У А.С. Пушкина пленник – герой романтический, у  Л.Н. Толстого -  хороший друг и товарищ.   Романтизма уже нет – нагляделся в молодые годы. Разве только доброе дитя – девочка Дина озаряет сюжет чистым светом.

«Кавказский пленник» Толстого - рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии - он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.    

Мы видим, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.

Как пленники сумели сбежать?

Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».

            Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.

И это очень по-русски и именно по-христиански, что и у Пушкина, и у Толстого пленников вызволяет любовь, то спасительное чувство, которое хранит и удерживает мир.

 В отличие от повести «Казаки» и  военных рассказов, в повести  «Xаджи-Мурат»  в центре внимания автора оказывается не дворянский интеллигент с его напряженными поисками истины и смысла жизни, а «красивый и  цельный тип настоящего горца», способного и на жестокость, и на хитрость, но вместе с тем внушающего искреннюю симпатию. Толстой поэтизирует образ Хаджи-Мурата, подчеркивая его свободолюбие, непокорность, близость к народной поэзии, природе, свойственное ему естественное нравственное чувство, исключающее любые сделки с совестью.

Он мечется от аварцев к Шамилю, от него к русским, как будто гонимый слепой волей войны и загнанный этой волей в смерть.  

Автору хотелось понять, как хороший, с острым чувством чести, человек с детской улыбкой, сразу располагающей к нему доброе русское сердце, не может найти место на земле, льет свою и чужую кровь, дерется на той и на этой стороне и ни разу не спрашивает, зачем живет человек.

Толстой  описывает ненужные набеги на Чечню по прихоти начальства веселого красавца Бутлера, которому нравилась «хорошая молодецкая жизнь» и который, чтобы «удержать свое поэтическое представление о войне, никогда не смотрел на убитых и раненых». Пишет Толстой и о «так удачно», с песней сожженных аулах, и о тех, кто возвращался в эти сожженные аулы с чувством, которое страшнее ненависти: «Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс… было таким же естественным…как чувство самосохранения».

Л.Толстой обличает Николая I, Шамиля – тех, кто принял на себя ответственность за целые народы и их судьбы.

К этой проблеме, поднятой великим писателем, обращается  А.Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Кавказская трагедия, увиденная глазами детей. Автор,  поведав нам эту правду,  шлет свое непрощение всем, кто обрек детей на страдания и муки.

«Это слово возникло само по себе, как рождается в поле ветер.  Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним  закоулкам  детдома:  "Кавказ! Кавказ!" Что за Кавказ? Откуда он взялся?» - так начинается повесть о детдомовцах из голодного Подмосковья.  

 О Кавказе дети знают только из произведений Лермонтова и Толстого. Но им предстоит узнать этот край, воспетый писателями, с другой стороны, страшной, безжалостной, трагичной.

В повести нет тех ярких, восторженных  описаний природы Кавказа, как у классиков.

«Вот и доехали они до Кавказа. До самых настоящих гор».

Ребята представляют, как будут по возвращении рассказывать, «как  увидели  они  настоящие  в  дальней сиреневой дымке белеющие тучки  в  высоте  над  горизонтом,  и как это оказались хребты и вершины Кавказских гор».

«За долиной, в едва различимой дали бугрились буроватые холмы,  в  рыжих пятнах леса, как в подтеках, а уж за ними, будто возникая прямо из  воздуха, сверкали ледяными вершинами главные Кавказские горы. Они виделись еще  с  дороги  как  бы  сквозь  кисею,  реальные,  но  не

настолько, чтобы ощутить их реальность.

В ясное сегодняшнее  утро  различались  все  складки  ущелий  на  серых склонах, как и ледяные натеки, сходящие белыми кривыми штрихами вниз».

 Гуманная идея – вывезти голодных детей из Подмосковья -   обернулась невиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли в вечную ссылку целые народы. Коренные жители, не знавшие за собой никакой вины и просто не понимавшие происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цеплялись за дедовскую землю, за отчий край. Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов Родины. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, детей из Подмосковья, сирот и полусирот, бедных "зверенышей” страшной войны. Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети...

Нет в повести романтических и героических личностей, воспетых классиками. Есть чеченский мальчик, который спасает от гибели такого же несчастного русского брата.

 «О том не пели наши оды», но Приставкин все же коснулся этой больной темы, чтобы мы могли знать прошлое и извлечь из него уроки, чтобы не повторять его ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...