Дополнительная общеобразовательная программа "Глобальная география"
рабочая программа (10 класс) по теме

Бизина Светлана Владимировна

Цель дополнительной общеобразовательной программы - расширение знаний о глобальных проблемах человечества, рассчитана на учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globalnaya_geografiya.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

   СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЙ ОТДЕЛ

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

социально-педагогической  направленности

(социально-педагогическая, туристско-краеведческая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, техническая, художественная)

«ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

 

Возраст учащихся: 15-17 лет

Срок реализации: 1 год обучении (72 часа)

                                                                                    Составитель: Бизина Светлана Владимировна

                                                                                                           педагог дополнительного

                                                                        образования

                                       Излучинск, 2017

                                                    Пояснительная  записка

1.Основные характеристики программы:

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Глобальная география» (далее - Программа) реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования.

1.2.Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся; современными идеями и актуальными направлениями развития географии, экономики, и социальной сферы.  Каждый образованный человек должен иметь представление о важнейших глобальных процессах и явлениях, а для этого ему необходимо изучать их территориальные проявления, т. е. глобальную географию.

1.3.Отличительные особенности программы   за основу взята рабочая программа курса «Глобальная география», составлена на основании программы Ю.Н.Гладкого и , С.Б.Лаврова, издательство «Дрофа», Москва 2007 г  Курс «Глобальная география» — сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продовольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала учащихся, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, биологией, правом и т. д. Глобальная география — это «географическая глобалистика», и изучение се особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. География остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему характеру, но псе они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Если в прошлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека. «Глобальная география» занимает все более стабильное место в системе образования в различных странах мира, что связано с большим познавательным, нравственным и воспитательным значением этого курса.

1.5.Цель программы: расширение знаний о глобальных проблемах человечества.

1.6.Задачи

— овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

— формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

— развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера — межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.;

— вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа 15 -17 лет. Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.

          1.8.Формы занятий:

Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.

Занятия проводятся по группам и индивидуально.

2. Объем программы:

2.1. Объем программы –  74 часа (2 часа в неделю).

2.2.Срок реализации программы – 1 год.  

2.3.Режим занятий: 1 раз  в неделю по 90 минут

 3. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

Важнейшие личностные результаты:

• ценностные ориентации учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения учениками  программы  заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных

социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения учащихся программы являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;


• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

3.2. Способы и формы проверки результатов

Программой предусмотрены следующие методы: устный опрос, дискуссия; защита докладов и рефератов; письменная работа; тестирование. Под руководством учителя осуществляется письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа.  

 

Виды контроля знаний учащихся по географии.

Вид контроля

Краткая характеристика

Предварительный (ориентировочный)

Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом

Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий)

Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся

Периодический (тематический, рубежный)

Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы

Итоговый (заключительный)

Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)

        

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                    2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

         

п/п

Название   раздела,

темы

Кол-во

  часов

Теория

Практ  

  ика

Формы контрол

Введение

4

4

Тема 1. Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

2

2

тест

Тема 2. Систематизация глобальных проблем

2

2

I  

Современный лик Земли

8

Тема 1. Изменившийся лик Земли

2

2

Тема 2. География человечества

2

2

Тема 3. Политическая анатомия современного мира

2

2

Тема 4. Экономическая дифференциация мира

2

1

1

абл.

II  

Глобальные проблемы человечества

32

Тема 1. Демографическая проблема

2

1

1

сообщ

Тема 2. Проблема отсталости

2

2

Тема 3. Продовольственная проблема

2

2

сообщ

Тема 4. Энергетическая проблема

2

2

презент

Тема 5. Сырьевая проблема

2

2

тест

Тема 6. Проблема Мирового океана

2

2

Тема 7. Глобальный этнический кризис

4

2

2

Тема 8. Проблема здоровья и долголетия

6

2

4

сообщ

Тема 9. Другие глобальные проблемы человечества

10

6

4

III

Геоэкология – фокус глобальных проблем

28

Тема 1.Биосфера как планетарная организация

4

4

Тема 2.Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления

4

4

Тема 3.Глобальная экология

4

4

Тема 4. Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

4

2

2

Тема 5. Социальная экология

6

4

2

Тема 6. Геоэкология России

6

2

4

сам.раб

Итого

72

44

28

Содержание программы

Введение

Тема 1. Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика – учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных.

Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера. Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству.

Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное представление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях – континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном.

Тема 2. Систематизация глобальных проблем

Смысл систематизации, позволяющей составить более наглядное представление об анализируемых проблемах, чётче зафиксировать существующие связи между различными их группами.

1 группа: проблемы политического и социально-экономического характера;

2 группа: проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, продовольственная, сырьевая, проблемы Мирового океана);

3 группа: проблемы  преимущественно социального характера (демографическая, религиозных отношений, охраны здоровья и др.);

4 группа: проблемы научного характера (освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли и др.);

5 группа: проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, стихийные бедствия и др.);

6 группа: малые глобальные проблемы преимущественно психологического и аутоэкологическсого характера (бюрократии, эгоизма и д.).

Методы исследования глобальных проблем, в частности имеющиеся в арсенале у географов.

I   раздел. Современный лик Земли

Тема 1. Изменившийся лик Земли

Антропогенные воздействия на природу в целом и её отдельные компоненты. Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности.

Антропогенные воздействия на окружающую среду, связанные с промышленной, сельскохозяйственной, градостроительной и иной деятельностью человека.

Антропогенные и культурные ландшафты. Классификация ландшафтов в зависимости от степени их трансформации в результате хозяйственной деятельности человека ( практически неизменённые, слабо изменённые, нарушенные, сильно изменённые, преобразованные, искусственные.

Тема 2. География человечества

Наука о народах. Общность по имени  «этнос». Узы, связывающие народы с окружающей средой. Понятие о «кормящих ландшафтах». Влияние природы на характер и традиции народа.

Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Этнография.

Учение о цивилизациях. (Ф. Ратцель, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.). отсутствие стройной научной теории цивилизаций. Глобальные процесс взаимодействия и взаимопроникновения региональных цивилизаций. Характеристика известных цивилизаций.

Тема 3. Политическая анатомия современного мира

Повторение сюжетов, связанных с формированием политической карты мира (10 класс). Культурно-исторические  регионы мира: Западная Европа, Восточная Европа, англоязычная Америка, Арабский Восток и др.

Трудность оценки предстоящих перемен на геополитической картине мира. Повышение роли экономического и научно-технического потенциала, адаптационных и мобилизационных способностей государственной системы, идейных и культурных ценностей.

Концепция евразийства и сфера жизненных интересов России. Возрождение концепции  «евразийства» в России после распада СССР. Проблема установления атмосферы дружбы народов бывшего СССР.

Тема 4. Экономическая дифференциация мира

Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса. Разумное государственное правление и атмосфера конкуренции как двигатели прогресса. Примеры Западной Европы, США и Японии.

Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Его неоднородность и внутренняя противоречивость. Международное разделение труда и роль в нём географических факторов. Новые индустриальные страны.

Экономический опыт СССР – России в 20 веке. Политика хозяйственной обособленности СССР от Запада и её причины.

       II  раздел. Глобальные проблемы человечества

Тема 1. Демографическая проблема

Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население нормальными условиями жизни.

Способность Земли теоретически прокормить один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повышения средней урожайности благодаря «зелёной революции».

Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Понятие о теории «демографического перехода» и её применимость к условиям слаборазвитых стран. Предпочтение аграрным обществом большой семьи.

Демографическая политика, её направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочарования. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.

Тема 2.  Проблема отсталости

Корни отсталости некоторых стран современного мира .Историческое  запаздывание  в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колониализма и  неоколониализма в консервации и преодолении слаборазвитости.

Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмотность населения, хроническое недоедание и голод, высокая смертность, эпидемии и т.д. как атрибуты неразвитости общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наиболее развитые страны мира, их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.

Понятие о «новом  международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.

       Тема 3.  Продовольственная проблема

Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Мясо и рыба – важнейшие источники белков. Молоко и жиры животного происхождения.

Сущность продовольственной проблемы в современном мире и её основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление.

Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.

Некачественное, неполноценное питание как наиболее типичная форма проявления продовольственной проблемы в отдельных странах муссонной Азии. Продовольственная программа а странах Латинской Америки.

Обострение продовольственной ситуации в странах – преемниках бывшего СССР.

Пути выхода из продовольственного тупика. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.

Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.

Тема 4. Энергетическая проблема

Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоёмкости современной экономики. Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.

Энергетический кризис 70- х гг.: предпосылки и последствия. Конец эпохи дешёвых источников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюктуры цен на энергоресурсы.

Традиционная и альтернативная энергетика.

Энергетика и экология.

Глобальная энергетическая ситуация и другие глобальные проблемы.

Тема 5. Сырьевая проблема

Сущность  глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минерального сырья. Виды сырья более или менее близкие к исчерпанию.

Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.

Относительна ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как  главная составляющая глобальной сырьевой проблемы.

Производство отходное – малоотходное – безотходное.

Оборотное использование невозобновимых ресурсов – один из путей ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов.

Россия и глобальный сырьевой кризис.

Глобальная сырьевая ситуация и её связь с другими глобальными проблемами, прежде всего энергетической.

Тема 6. Проблема Мирового океана

Мировой океан как «колыбель» всего живого на планете. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.

Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и возможные пределы. Марикультура. Морская горнодобывающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и добыча нефти и газа. Океан как источник пресной воды.

Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта. Проблемы морского транспорта.

Экология Мирового океана.

Океан –общее достояние человечества.

Проблемы Мирового океана и их связь с другими глобальными проблемами.

Тема 7. Глобальный этнический кризис

Растущая экономическая и техническая взаимозависимость государств и ускорение процессов интернациоализации социальной жизни. Параллельно проявляющееся стремление отдельных стран и этносов к самоидентификации. Проявлении в различных регионах мира

неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация.

География межэтнических конфликтов в современном мире. Межэтнические и религиозные трения в Африке, Южной Азии, Латинской Америке.

Россия и глобальный этнический кризис.

Глобальный  этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.

Тема 8. Проблема здоровья и долголетия

Здоровье человека. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны.

Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье человека.

География инфекционных заболеваний (чума, клещевой энцефалит; малярия  и «сонная болезнь» - типичные  инфекционные  заболевания африканских тропиков; эпидемиологические заболевания: грипп, туберкулёз, холера и т.д.).

Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) – новая глобальная смертельная инфекция. Его распространение по всему миру. Пути заражения.

Распространение злокачественных новообразований и их связь  с географическими факторами. Зависимость здоровья человека от режима и качества питания.

«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психических и некоторых других заболеваний.

Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтрологическая наука.

Связь проблемы здоровья и долголетия человека с продовольственной проблемой, демографической, отсталости и др.

Тема 9. Другие  глобальные проблемы современности.

  • Проблема преступности. Терроризм и региональные конфликты.
  • Проблема урбанизации
  • Проблема технологических аварий

«Цепная реакция» катастроф производственного характера последних десятилетий как подтверждение глобальности проблемы (Чернобыль, «Челленджер» и др.).

Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транспорта в статистике смертельных случаев. Роль угледобываюшей промышленности мира в гибели рабочих. География угольных бассейнов с повышенным содержанием метана.

Математическая теория катастроф.

Географические  аспекты проблемы технологических аварий.

  • Проблема стихийных природных явлений

Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных явлений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические и др.). виды стихийно-разрушительных явлений (наводнение, цунами, смерч, засуха и др.).

Эволюция человеческого поведения  в отношениях СПЯ: 1)бегство; 2)поиск способов защиты от стихийных бедствий; 3)разработка механизма предотвращения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.

Рост числа человеческих  жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его концентрация в областях, подверженных влиянию наиболее разрушительных СПЯ.

Географический характер проблемы СПЯ. Роль географов в разработке мер по предупреждению СПЯ.

  • Проблема освоения космоса.
  • Проблема «экологии души».
  • Исследования внутреннего строения Земли
  • Долгосрочное прогнозирование погоды.
  • Проблема дефицита демократии и свободы

Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ – концентрированное выражение демократического опыта человечества.

 Права человека – наше естественное, неотчуждаемое достояние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.

Анализ ранжирования государств по группам – «свободные», «частично свободные», «несвободные», «реакционные» - режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различия понятий «авторитаризм» и «тоталитаризм».

Положение с правами человека в СССР, новой России и странах нового зарубежья.

  • Предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле
  • Всемирное наследие человечества

III раздел. Геоэкология – фокус глобальных проблем

Тема 1. Биосфера как планетарная организация жизни

Биосфера – «область существования живого вещества» (по В.И. Вернадскому), оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор.

Пределы биосферы. Роль температуры, давления, ультрафиолетового излучения. Общая масса живого вещества на планете. Отличительные особенности живого вещества от неживого.

Биогеохимические круговороты элементов в природе. Роль углерода, кислорода, азота, фосфора и других элементов в функционировании биогеохимических круговоротов.

Наиболее распространенные сценарии гибели земной биосферы в будущем.

Тема 2. Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления

Техногенез как совокупность процессов в природной среде, вызванных хозяйственной деятельностью человека. Техногенез и антропогенез. Этапы и параметры техногенеза.

Показатели, использующиеся для характеристики техногенеза.

Тема 3. Глобальная экология

Техногенез и экология: нити связи. Экология как разветвлённая система современных научных направлений. Глобальная экология и глобальная экосистема.

Условность государственных и административных границ экологии.

Общие и специфические экологические проблемы.

Экология хозяйственного развития Европы. Критическое состояние экосистем Тропической Африки. Трагедия Сахеля. Антропогенная эволюция экосистем муссонной Азии. Деградация лесного покрова Амазонки. Кислотные дожди в англо-язычной Америке. Экологическая обстановка в других крупнейших регионах мира.

Тема 4. Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

Жизненно важные функции атмосферы Земли. Кислород и живое вещество. Понятии е об экологии атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на климат. Парниковый эффект и озоновые дыры.

Вода, её круговорот и роль в биосфере. Водопользование и водопотребление. Основные загрязнители гидросферы: нефть и нефтепродукты, моющие средства, тяжелые металлы и др.

Почвы, их роль в развитии живой природы. Понятие об экологии

педосферы. Земельный фонд мира и его динамика. Причины современной деградации  и потерь пахотных земель. Загрязнение почвенного покрова. Опустынивание. Охрана и воспроизводство почв.

Тема 5. Социальная экология

Социальная экология как научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа» и разрабатывающая научные основы рационального природопользования. Оптимизация жизненной среды человека как главная идея социальной экологии.

Социальная экология как сплав социологии, социальной психологии и экологии человека.

Географические подходы к изучению социальной экологии мира. Социально-экологическая специфика территориальных групп человеческого общества со всеми продуктами их деятельности.

Тема 6. Геоэкология России

Острота и масштабность экологических проблем России. Унаследованность многих из них от СССР. Сохранение «единого экологического пространства» после распада СССР.

Загрязнение и охрана приземного слоя атмосферы. Уровень загрязнения на основании ПДК. Экологически неблагополучные регионы России.

Загрязнение и охрана поверхностных и подземных вод. Обеспеченность России пресными водами и их антропогенное загрязнение. Основные источники загрязнения. Проблемы загрязнения крупнейших рек и водоёмов.

Загрязнение и охрана земельных ресурсов. Районы, подверженные ветровой и водной эрозии. Засоление и переувлажнение почв. Нерациональное использование минеральных удобрений и средств борьбы с сорняками. Накопление в почвах промышленных отходов.

Проблема утилизации промышленного и бытового мусора в России.

Радиоактивное загрязнение территории России, Украины и Белоруссии. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Мощность  дозы гамма-излучений на территории России. Последствия радиоактивного загрязнения.

Использование и защита лесных ресурсов.

Особо охраняемые природные территории России.

Регионы повышенного экологического неблагополучия.

Экологические проблемы новой России и глобальная экология.

    Календарно-тематический план    

 

         

урока 

Кол

час

Название раздела, темы  урока

Дата план

Дата факт

4

Введение

 

1

1

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

11.09

2

1

Систематизация глобальных проблем

11.09

3-4

2

Взаимосвязь глобальных проблем.

18.09

18.09  

8

I раздел.  Современный лик Земли

5

1

Изменившийся лик Земли

25.09

6

1

Первые шаги человека в освоении планеты.

25.09

7

1

Планета Земля — место обитания человека

2.10

8

1

Стремительное изменение лика Земли.

 2.10

9

1

Освоение новых территорий.

9.10

10

1

Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы.

9.10

11

1

Антропогенные и культурные ландшафты.

 16.10

12

1

География человечества

 16.10

32

II  раздел. Глобальные проблемы человечества

13

1

Демографическая проблема. Теория демографического перехода

23.10

14

1

Демографическая обстановка в России.

 23.10

15

1

Проблема отсталости. Причины отсталости

30.10

16

1

Отсталость и колониализм. Отсталость и географическая среда

30.10  

17

1

Продовольственная проблема. Источники продовольственных ресурсов

6.11  

18

1

Голод и здоровье человечества. Причины голода

6.11

19

1

Энергетическая проблема. Обеспеченность энергоресурсами

13.11

20

1

Альтернативные источники энергии

 13.11

21

1

Сырьевая проблема. Вторичные ресурсы. Утилизация отходов

20.11  

22

1

 Россия и глобальный сырьевой кризис.

  20.11

23

1

Проблемы Мирового океана.

 27.11

24

1

Проблема использования энергии Океана

 27.11

25

1

Глобальный этнический кризис

4.12  

26

1

Пространственные уровни проявления этнического кризиса. Терроризм

4.12

27

1

«Старение» наций и дестабилизация  межэтнических отношений

11.12  

28

1

Экология и этнические распри

11.12

29

1

 Россия и глобальный этнический кризис

18.12

30

1

Проблемы здоровья и долголетия человека

18.12  

31

1

Медицинская география. Нозогеография

25.12

32

1

Эпидемиологическая география (инфекционных заболеваний).

25.12  

33

1

Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований

15.01  

34

1

Здоровье и долголетие.

15.01  

35

1

Другие глобальные проблемы современности Проблема преступности. Терроризм и региональные конфликты

22.01  

36

1

Проблемы урбанизации мира Проблема технологических аварий

22.01  

37

1

Проблема стихийных природных явлений Проблема освоения космоса

  29.01

38

1

Проблема экологии души

 29.01

39

1

Исследования внутреннего строения Земли

 5.02

40

1

Долгосрочное прогнозирование погоды

  5.02

41

1

Проблема дефицита демократии и свободы

 12.02

42

1

Предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле

 12.02

43

1

Всемирное наследие человечества

19.02  

44

1

Объекты Всемирного наследия в России

19.02  

30

III раздел. Геоэкология – фокус глобальных проблем

45

1

Биосфера как планетарная организация  жизни

26.02  

46

1

Биогеохимические круговороты элементов в природе.

26.02  

47

1

Наиболее распространенные сценарии гибели земной биосферы в будущем

5.03  

48

1

Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления

5.03

49

1

Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду.

12.03

50

1

Изменения глобальной экологической среды.

12.03

51

1

Глобальная экология

19.03

52

1

Условность государственных и административных границ экологии. Общие и специфические экологические проблемы.

19.03

53-54

2

Экология хозяйственного развития крупнейших регионов мира

26.03      26.03  

55-56

2

Экология атмосферы

2.04

2.04

57-58

2

Экология гидросферы

9.04

9.04

59

1

Экология педоосферы

16.04

60

1

Социальная экология как научная дисциплина

16.04

61

1

Оптимизация жизненной среды человека как главная идея социальной экологии.

23.04

62

1

Социальная экология как сплав социологии, социальной психологии и экологии человека.

23.04

63

1

Географические подходы к изучению социальной экологии мира.

30.04

64

1

Социально-экологическая специфика территориальных групп человеческого общества со всеми продуктами их деятельности.

 30.04

65

1

Геоэкология России. Острота и масштабность экологических проблем России.

7.05

66

1

Загрязнение и охрана приземного слоя атмосферы. Экологически неблагополучные регионы России.

 7.05

67

1

Загрязнение и охрана поверхностных и подземных вод

14.05

68

1

Загрязнение и охрана земельных ресурсов

14.05

69

1

Нерациональное использование минеральных удобрений и средств борьбы с сорняками. Накопление в почвах промышленных отходов.

21.05

70

1

Проблема утилизации промышленного и бытового мусора в России. Радиоактивное загрязнение территории России.

21.05

71

1

Использование и защита лесных ресурсов.

Особо охраняемые природные территории России.

28.05

72

1

Регионы повышенного экологического неблагополучия.

Экологические проблемы новой России и глобальная экология.

28.05

 

Список литературы

УМК

Для учащихся:

1. Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география 11 класс. Москва: «Дрофа», 2007

2. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Москва. Роскартография. 2007.

Для учителя:

1. Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география 11 класс. Москва: «Дрофа», 2007

2. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 классы. Методическое пособие. Ю.А. Симагин, В.Б. Пятунин. Москва. Дрофа. 2002.

3. Географическая картина мира. В.П. Максаковский. Книга 1. Москва. Дрофа. 2003.

4. В.И. Сиротин. Сборник «Программно-методические материалы». География, 10-11 классы. Москва. «Дрофа». 2001. Авторская программа: ЮН. Гладкий, С.Б. Лавров. Глобальная география. 11 класс.

 ИКТ

Уроки Кирилла и Мефодия 10 кл.

Электронный  учебник «География» 10 кл.

Материалы ЦОР

Мультимедийные презентации

Дополнительная литература:

 

Кузнецов, А. П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2003.

Гладкий Ю.Н. География 10 кл. (Экономическая и социальная география мира) – М, :Просвещение, 2003г.

Максаковский, В. П. Дополнительные главы. - М.: Дрофа, 2000.

Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 т. - М.: Дрофа, 2004.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М.,: Дрофа, 2004 г.

Холина, В. Н. География человеческой деятельности. - СПб.: Спец-Лит, 2001.

Максаковский, В. П. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2004.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география 11 кл. – М.: Дрофа, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по географии ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....

Дополнительная общеобразовательная программа « В мире географии»

Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся, направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в мир географии»

Программа "Путешествие в мир географии" реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. Составлена на основе учебника география,  начальный курс издательства Дроф...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «География на английском»

Целью программы «География на английском» является формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей планеты; развитие географического мышления...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Профориантационной направленности «Экошкола» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Щербинина Екатерина Владимировна Учитель географии

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экошкола» имеет естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью ...