Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадная подготовка по географии»
рабочая программа по географии (6 класс)

Направленность: естественно-научная                                                            

(направление: подготовка к олимпиадам по географии)

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10-14 лет (5-7 классы)

Срок реализации: 1 год

Цель Программы: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире и подготовка обучающихся олимпиадам по географии.

Программа направлена на развитие интереса учащихся к предмету, расширение географического кругозора, познание географических закономерностей, накопление новых знаний о природе своего края, привитие навыков самостоятельной и исследовательской работы и тем самым повышение качества географической подготовки школьников; решение заданий по географии олимпиадного школьного и муниципального уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnaya_podgotovka_po_geografii_tsybin_e.p_.docx79.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

Принята на заседании

педагогического совета

от «____»_________2023 года

Протокол №_______________

                       УТВЕРЖДАЮ

                        Директор ГБОУ Школы в Капотне                                 

                        __________________ И.С. Ульянова

                        «____» ___________2023 года

«Олимпиадная подготовка по географии»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 10–14 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель (разработчик):

Цыбин Евгений Павлович,

педагог дополнительного образования

г. Москва

2023 год

                                                                              АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Олимпиадная подготовка по географии»

Направленность: естественно-научная                                                            

(направление: подготовка к олимпиадам по географии)

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10-14 лет

Срок реализации: 1 год

Цель Программы: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире и подготовка обучающихся олимпиадам по географии.

Программа направлена на развитие интереса учащихся к предмету, расширение географического кругозора, познание географических закономерностей, накопление новых знаний о природе своего края, привитие навыков самостоятельной и исследовательской работы и тем самым повышение качества географической подготовки школьников; решение заданий по географии олимпиадного школьного и муниципального уровней.

Задачи:

- решение олимпиадных заданий по географии;

- последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии; развитие навыков исследовательской деятельности;

- развитие навыков оформления исследовательских работ и умения работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами;

- повышение интереса у обучающийся к исследовательской деятельности и к изучению предмета.

Ожидаемые результаты:

Учебно-познавательные компетенции 

- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформлять результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций). Решение заданий по географии олимпиадного уровня.

Информационные компетенции 

- умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях.

Компетенции личностного самосовершенствования 

- соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Составитель (разработчик):

Цыбин Евгений Павлович,

педагог дополнительного образования

г. Москва

2023 год

                                                                   СОДЕРЖАНИЕ:

1.        Пояснительная записка                                                                                                  

2.        Содержание Программы                                                                                                

2.1.        Учебный (тематический) план                                                                                      

2.2.        Содержание учебного (тематического) плана                                                              

3.        Формы контроля и оценочные материалы                                                                  

4.        Организационно-педагогические условия реализации Программы                        

4.1.      Материально-технические условия реализации Программы                                    

4.2.      Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы                      

                                                                                                     

                                                                                         

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: естественно-научная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10-14 лет (5-7 классы)

Срок реализации: 1 год

Актуальность программы.

          Кружок является одним из видов образования – дополнительное образование по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе нашей планеты, привитию навыков самостоятельной и исследовательской работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников и успешному участию в олимпиадах по географии.

Цель Программы: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире через подготовку к успешному участию в олимпиадном движении.

Задачи:

- решение олимпиадных заданий по географии;

последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии; развитие навыков исследовательской деятельности;

развитие навыков оформления исследовательских работ и умения работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами;

повышение интереса у обучающийся к исследовательской деятельности и к изучению предмета.

Планируемые результаты.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций). Решение заданий по географии олимпиадного уровня.

Коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.

Информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях.

Проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.  

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Формы и режим занятий 

Формы занятий: групповые, индивидуальные.

Периодичность: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 1 академический час.

Срок реализации Программы: 38 часов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы кружка способствует развитию УДД и способов деятельности:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; - приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

  Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами, решать задания олимпиадного уровня. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках и в жизненных ситуациях.

  На занятиях кружка используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний о географических, биологических, экологических особенностях природы Земли.

  Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности и решение олимпиадных практических заданий. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

  Программа кружка рассчитана на 38 часов (1 час в неделю). Руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно-методическими и материально-техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

2.1. Учебный (тематический план)


п/п

 

Наименование раздела, темы

 

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

Раздел 1.

Введение

1

Тема 1.

Знакомство с курсом. Вводный инструктаж

1

1

0

Входящий контроль: устный опрос, тестирование.

2

Тема 2.

Особенности заданий олимпиадного уровня. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

1

1

0

Раздел 2.   

Изображения земной поверхности

3

Тема 1.

Планы местности

1

1

0

4

Тема 2.

Географические карты

1

1

0

5

Тема 3.

Решение олимпиадных заданий по теме «Изображения земной поверхности»

1

0

1

Раздел 3.   

Главные закономерности природы Земли

6

Тема 1.

Географическая оболочка

1

1

0

7

Тема 2.

Литосфера и рельеф Земли

1

1

0

8

Тема 3.

Атмосфера и климаты Земли

1

1

0

9

Тема 4.

Мировой океан – основная часть гидросферы

1

1

0

10

Тема 5. 

Решение олимпиадных заданий по теме «Главные закономерности природы Земли»

1

0

1

Раздел 4.

Материки и страны

11

Тема 1.

Южные материки

1

1

0

12

Тема 2.

Северные материки

1

1

0

13

Тема 3.

Решение олимпиадных заданий по теме «Южные и Северные материки»

1

0

1

14

Тема 4.

Взаимодействие природы и общества

1

1

0

15

Тема 5.

Географическое положение и история исследования Африки

1

1

0

16

Тема 6.

Рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны Африки

1

0

1

Практическая работа

«Анализ климатической карты Африки»

17

Тема 7.

Население и страны Африки

1

1

0

18

Тема 8.

Решение олимпиадных заданий пот теме «Африка»

1

0

1

19

Тема 9.

Географическое положение и история исследования Австралии

1

1

0

20

Тема 10.

Рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны Австралии

1

0

1

Практическая работа

«Анализ климатической карты Австралии»

21

Тема 11.

Население и страны Австралии

1

1

0

22

Тема 12.

Решение олимпиадных заданий пот теме «Австралия»

1

0

1

23

Тема 13.

Географическое положение и история исследования Южной Америки

1

1

0

24

Тема 14.

Рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны Южной Америки

1

0

1

Практическая работа

«Анализ климатической карты Южной Америки»

25

Тема 15.

Население и страны Южной Америки

1

1

0

26

Тема 16

Решение олимпиадных заданий пот теме «Южная Америка»

1

0

1

27

Тема 17

Географическое положение, история исследования и природа Антарктиды

1

1

0

28

Тема 18

Географическое положение и история исследования Северной Америки

1

1

0

29

Тема 19

Рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны Северной Америки

1

0

1

Практическая работа

«Анализ климатической карты Северной Америки»

30

Тема 20

Население и страны Северной Америки

1

1

0

31

Тема 21

Решение олимпиадных заданий пот теме «Северная Америка»

1

0

1

32

Тема 22

Географическое положение Евразии

1

1

0

33

Тема 23

История исследования Евразии

1

0

1

Практическая работа «Анализ карты истории географических исследований Евразии»

34

Тема 24

Рельеф и климат Евразии

1

0

1

Практическая работа

«Анализ климатической карты Евразии»

35

Тема 25

Внутренние воды и природные зоны Евразии

1

1

0

36

Тема 26

Население и страны Евразии

1

1

0

37

Тема 27

Решение олимпиадных заданий пот теме «Евразия»

1

0

1

38

Тема 28

Итоговое занятие. Решение олимпиадных заданий по географии

1

0

1

                           

                                     ИТОГО:

       

   38 часов

       

  23

часа

       

   15

 часов

2.2.         Содержание учебного (тематического) плана 

I. Введение (2 ч.)

  Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.

2. Изображения земной поверхности (3 ч.)

  Виды изображения земной поверхности. Планы местности (топографическая карта). Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Изображение на планах местности (топографической карте) неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Ориентирование по плану местности (топографической карте): стороны горизонта. Азимут. Разнообразие планов. Различия глобуса и географических карт. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

3. Главные закономерности природы Земли (5 ч.)

  Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность – и их географические следствия. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей территории. Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Тёплые и холодные океанические течения. Влияние течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Образование льдов в Мировом океане. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы Мирового океана.

  4. Материки и страны (28 ч.)

  Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Антарктида – уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в XX–XXI вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях. Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Практические работы.

  1. «Анализ климатической карты Африки».
  2. «Анализ климатической карты Австралии».
  3. «Анализ климатической карты Южной Америки».
  4. «Анализ карты истории географических исследований Евразии».
  5. «Анализ климатической карты Евразии».

3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входящий контроль: устный опрос, тестирование.

Промежуточный контроль: решение олимпиадных заданий по географии, анализ содержания географических карт, коллективный анализ каждой выполненной практической работы и самоанализ, устный фронтальный опрос.

Текущий контроль: решение олимпиадных заданий по географии, анализ содержания географических карт, опрос, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение.

Итоговый контроль: решение олимпиадных заданий по географии.

Формы контроля знаний:

•        решение олимпиадных заданий по географии;

•        анализ содержания географических карт атласа и климатограмм;

•        тестовый;

•        практическая работа.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Материально-технические условия реализации Программы                                

- ноутбук в кабинете географии;
- плазменная панель в кабинете географии.


4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы                  

  Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими картами атласов для 5-7 классов; картографическими (топографической и географической картами), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, энциклопедиями, справочниками), профилями, климатограммами, диаграммами, рисунками, схемами, приборами.

  Информационные средства:

- мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, электронные карты по основным разделам курса географии.

Список литературы

  1. Учебные пособия по географии Москвы и Московской области: Учебное пособие/А.И. Алексеев, О.В. Гаврилов, В.Г. Глушкова, Л.Ф. Греханкина, Э.В. Ким. -  М.: Издательство Московского университета, 2013.      
  2. Основы топографии и картографии.  Н.В. Андреев М.: Просвещение, 2000.
  3. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Е.Н. Селищев. Издательство Академия развития, 2006.
  4. Школьное краеведение: Методика и практика преподавания курса «москвоведение». Учебное пособие. Е.Ю. Ривкин. М.: АНО «ИЦ Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2007
  5. Учебники по географии для 5-7 классов. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина.

            Интернет-сайты

  1. https://vos.olimpiada.ru/ 
  2. https://mos.olimpiada.ru/   
  3. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. https://uchebnik.mos.ru/catalogue  Библиотека МЭШ.
  5. https://nsportal.ru/  Социальная сеть работников.
  6. https://www.nes.ru/  Библиотека РЭШ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по географии ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географи...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Общая и специальная олимпиадная физическая подготовка»

Дополнительная образовательная программа «Общая и специальная олимпиадная физическая подготовка» предназначена для проведения и подготовки занятий по «Специальной и общей физической ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика: подготовка к ОГЭ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математика: подготовка к ОГЭ» Направленность: естественнонаучнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа" практикум решения олимпиадных задач" 10класс

Рабочая программа курса «Решение олимпиадных задач»  предназначена для учащихся, занимавшихся в 10 классе физико-математического профиля. В программу включены вопросы, позволяющие зал...