Рабочая программа по географии 10 - 11 классы
рабочая программа по географии (10 класс)

Арбузова Елена Николаевна

Основная цель курса –продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводство и размещение населения, мирового хозяйства и географического разделение труда, экономического районирования, на скрытия глобальных и региональных процессов. Происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Личностными результатами учебного предмета «География» являются:

1)сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение

государственных символов (герб, флаг, гимн); 2)сформированность гражданской позиции как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством

собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистическиеи

демократические ценности;

  1. готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующегосовременному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурноммире;

  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  2. сформированность толерантного сознания и поведенияличности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  3. сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста,взрослыми в

образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  1. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; 8)готовность и способность к образованию, в том числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  1. сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,

общественных отношений;

  1. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятиевредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  2. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  3. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной

деятельности как возможности участия в решении        личных, общественных,государственных,общенациональных проблем; 13)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого- направленной деятельности;

14)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметными        результатами учебного предмета

«География» являются:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  1. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  3. готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  4. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  1. умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение ориентироваться в социально- политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
  2. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  3. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности.
  4. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами учебного предмета «География» являются:

  1. владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
  2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
  6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
  8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально- экономических аспектах экологических проблем.

Человек и ресурсы Земли

Выпускник научится:

  • различать этапы освоения Земли человеком;
  • понимать изменение характера связей человека с природой;
  • оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
  • определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;
  • различать понятия «рациональное   природопользование»   и

«нерациональное природопользование»;

  • оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;
  • использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
  • выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.

Политическая карта мира

Выпускник научится:

  • понимать этапы формирования политической карты мира;
  • анализировать        количественные        и        качественные        сдвиги        на политической карте мира;
  • прогнозировать        изменения        на        политической        карте        мира        в результате международных событий, процессов и явлений;
  • оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;
  • различать        понятия        «политическая        география»,        «политико-

географическое положение», «геополитика».

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать        статистические        материалы        и        данные        средств массовой информации;
  • оценивать        современное        геополитическое        положение        стран        и регионов.

География населения

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;
  • прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;
  • анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;
  • определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
  • выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;
  • оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;
  • объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;
  • анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально- экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации

исследование, связанное с изучением населения.

География культуры, религий, цивилизаций

Выпускник научится:

  • различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
  • объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. География мировой экономики Выпускник научится:
  • объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;
  • оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества - науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;
  • оценивать технико-экономические и организационно- экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
  • понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
  • выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;
  • характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; · объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;
  • определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
  • составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать        состояние современного мирового хозяйства        и экономики отдельных стран.

-

- Регионы и страны

  • Выпускник научится:
  • понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
  • определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;
  • выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
  • выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;
  • составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;
  • прогнозировать закономерности и тенденции развития социально- экономических явлений и процессов на основе картографических источников информации;
  • строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

  • использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной информации и статистических данных.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;
  • оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;
  • интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и стран на основе картографической информации;
  • проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах мира.

Глобальные проблемы человечества

Выпускник научится:

  • понимать        причины        возникновения        глобальных        проблем человечества;
  • выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • прогнозировать        основные        направления        антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • устанавливать        причинно-следственные        связи        для        объяснения географических процессов и явлений;
  • выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных и экологических процессов;
  • проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;
  • прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • формулировать        оценку        международной        деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества;
  • создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
  • интерпретировать        экологические        характеристики        различных территорий на основе картографической информации.

Содержание учебной программы

10 класс

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.

Круговорот                вещества                и        ресурсные        проблемы.                Природные ресурсы,        их                основные                виды,        размещение                и                крупнейшие месторождения. Природно - ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии. Ископаемые        ресурсы:        горючие,                рудные        и                нерудные.

Обеспеченность ими различных стран и регионов.

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость.

Лесопользование и лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы.

Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические работы:

  1. Выявления изменения характера связей человека с окружающей средой на протяжении истории
  2. Определение ресурсообеспеченности стран
  3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета

Тема 2. Политическая карта мира

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.

Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика.

Практические работы:

1) Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

2)Составить схему « Государства с разными формами правления и разными формами

государственного устройства».

Тема 3. География населения

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения.

Занятость населения.

Географические     особенности     размещения      населения.

Плотность населения.

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.

Практические работы:

  1. Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.
  2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

География        религий.        Мировые,        национальные,        местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.

Цивилизация        Запада.        Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Практические работы:

  1. Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).
  2. Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.

Тема 5. География мировой экономики

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно- техническая революция на современном этапе.

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Обрабатывающая                промышленность.        Металлургия, машиностроение,        химическая,        деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры.

«Зелёная революция». Животноводство.

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

Практические работы:

1)Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран.

          2)Нанесение        на           контурную        карту        мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных

стран.

  1. Составление        экономико-географической характеристикиодной из отраслей промышленности

(по выбору учащегося).

  1. Характеристика одной из отраслей растениеводства

/животноводства (по выбору учащегося).

11 класс

Тема 1. Регионы и страны

Регион.        Региональная        география.        Культурно- исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Практическая работа:

1) Характеристика        (по        типовому        плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося).

Англо-Саксонская Америка.

Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.

Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

Практические работы:

  1. Характеристика одной из отраслей экономики США.

                 2)Составление экономико-географической            

                                                                                       характеристики   Канады

             (по типовому плану).

Латинская Америка.

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.

Практические работы:

  1. Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.
  2. Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося).

Западная Европа.

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

           Италия. Географическое положение. Население. Экономика.

Внутренние различия.

Практические работы:

  1. Характеристика        одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).
  2. Сравнительная        экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы

(по выбору учащегося).

  1. Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.

Центрально-Восточная Европа.

Состав        региона.        Географическое положение. Население.

Экономика. Внутренние различия.

Постсоветский регион.

Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.

Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.

Практическая работа:

  1. Характеристика одной из отраслей экономики стран

Центральноазиатского  региона.

Зарубежная Азия.

Географическое        положение.        Природное        своеобразие        и ресурсы. Население.

Китайская Народная Республика.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.

Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.

Практическая  работа:

  1. Характеристика одной из отраслей экономики Китая.

Юго-Восточная Азия

Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.

Южная Азия.

Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.

Юго-Западная Азия и Северная Африка.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.

Практическая        работа:                Экономико- географическая        характеристика        одного        из        государств Аравийского полуострова.

Тропическая Африка и ЮАР.

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.

Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.

Практическая работа:

1) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.

Австралия и Океания.

Природа. Население. Экономика. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов. Население,

экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.

Практическая  работа:

                 1)Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.

     Тема 2. Глобальные проблемы человечества

Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация

глобальной экологической среды.

Практические работы:

  1. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.
  2. Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.
  3. Анализ проблемы продовольствия в Африке.

Тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Человек и ресурсы

10

2

Политическая карта мира

5

3

География населения

6

4

География культуры, религий, цивилизации

5

5

География мировой экономики Итого

8

34

11 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

 Регионы и страны

26

2

 Глобальные проблемы человечества

Итого

7

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...