Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений  по географии к линии учебников под редакцией Е.М.Домогацких. Авторы программы: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский Москва. «Русское слово» 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

География  9 класс

на 2017/2018 учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

                                                                 

Программа  курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М.Домогацких.-  М.: ООО «Русское слово»,2015 год.

Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е зд., перераб. –М.:  Просвещение, 2011.

Учебник:
Автор: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев
Название: География. Население и хозяйство  России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.
Издательство: Москва «Русское слово» 2016 год

Количество часов в неделю: 2 часа

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений  по географии к линии учебников под редакцией Е.М.Домогацких. Авторы программы: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский Москва. «Русское слово» 2015

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Изучение географии  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, из них по 34 часа ( 1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов ( 2 часа в неделю) в 7,8,9  классах. География России изучается в 8 и 9 классах. В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Население и хозяйство России», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.

Ожидаемый результат:

В результате изучения географии ученик должен

Ученик научится:

  •  выявлять географические особенности природно-хозяйственных регионов России; основные географические объекты;
  • определять причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
  • выявлять связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
  • объяснять факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
  • пояснять основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
  • выделять крупнейшие городские агломерации нашей страны;
  • объяснять причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

Ученик  получит возможность научиться

  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
  • приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
  • объяснять особенности природы регионов России и их экономические связи.

2.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс

Кол-во часов

Практические работы

Обобщающие уроки

Введение

1

-

-

1.

Тема 1. Россия на карте

6

5

-

1.1.

Тема 2. Природа и человек

4

2

-

1.2.

Тема 3.Население России

9

3

1

2.

Тема 4. Отрасли хозяйства России

19

5

1

2.1.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России

21

6

2

2.2.

Заключение  

1

1

-

2.3.

Резерв

7

22

-

5

 ИТОГО

68

12

4

Перечень практических работ

№ работы

Название

1

Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.

2

Составление описания политико-географического положения России по типовому плану.

3

Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

4

Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.

5

Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).

6

Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

7

Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.

8

Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

9

Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

10

Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России.

11

Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.

12

Описание отрасли по типовому плану.

13

Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

14

Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства

15

Описание транспортного узла.

16

Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района.

17

Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района.

18

Описание экономико-географического положения района.

19

Составление комплексного описания района по типовому плану (Западная Сибирь).

20

Сравнительная характеристика географического положения районов.

21

Анализ специфики размещения населения и хозяйства

22

Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

9 класс(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (1 час)

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Тема 1. Россия на карте (6 часов)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административнотерриториальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Практические работы:

  1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.
  2. Составление описания политико-географического положения России по типовому плану.
  3. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.
  4. Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.
  5. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).

Тема 2. Природа и человек (4 часа)

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Практические работы:

  1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).
  2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.

Тема 3. Население России (9 часов)

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России.

Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.        

Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Практические работы:

  1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.
  2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.
  3. Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России.

Обобщение №1 по темам «Россия на карте», «Природа и человек», «Население России»

Тема 4. Отрасли хозяйства России (19 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлознобумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Практические работы:

  1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
  2. Описание отрасли по типовому плану.
  3. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.
  4. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.
  5. Описание транспортного узла.

Обобщение №2 по теме «Отрасли хозяйства России»

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (21 час)

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Практические работы:

  1. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района.
  2. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района.
  3. Описание экономико-географического положения района.
  4. Составление комплексного описания района по типовому плану (Западная Сибирь).
  5. Сравнительная характеристика географического положения районов.
  6. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района.

Обобщение №3 по теме «Европейская часть России»

Обобщение №4 по теме «Азиатская часть России»

Заключение (1 час)

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Практические работы:

  1. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

Резерв – 7 часов

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплект:

  • Программа  курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М.Домогацких.-  М.: ООО «Русское слово»,2015 год.
  • Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е зд., перераб. –М.:  Просвещение, 2011.
  • Учебник: Автор: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев Название: География. Население и хозяйство  России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Издательство: Москва «Русское слово» 2016 год
  • География. 8- 9  класс: атлас – М.: Дрофа; Издательство «Русское слово»,  2017 год.
  • Контурные карты. 9 класс. – М.: ООО «Русское слово», 2017 год.
  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. – М. «Русское слово», 2017 год.

Дополнительная литература:

  • За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2007 год.
  • Лазаревич К. С.   Я иду на урок географии.  История географических открытий.  Книга для учителя,-  М. «Первое сентября», 2000.  
  • Пятунин В. Б. География 6 -10 кл.  Контрольные и проверочные работы. - М.:  Дрофа, 2007.
  • Журналы «География в школе».
  • Газета «География».
  •  «География в таблицах и схемах». Чернова В.Г. – С-П: «Виктори», 2008г.

Информационно-коммуникативные средства

  • Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-9)
  • География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. : 1C Мультимедиа, 2003. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция). (Д-9)
  • География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. - I электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
  • География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
  • Большая Энциклопедия России. Природа России. -  ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
  • Большая Энциклопедия России. География России. -  ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
  • Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. - М. : 1C Муль¬тимедиа, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).

Интернет-ресурсы

4.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

1/1

Экономическая и социальная география России

1

НМ

Вторичный сектор экономики Экономическая география, географические районы

Знать: что изучает экономическая география как наука; источники получения знаний о населении и хозяйстве страны; методы получения, обработки и передачи географической информации.

Вводная  беседа

РОССИЯ НА КАРТЕ ( 6 ЧАСОВ)

2/1

Экономико-географическое положение России. Пр/р №1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.

1

КБ

Геополитика,  ЭГП, страны соседи, Географическое положение, виды и уровни ГП.

Знать: основные особенности ГП, особенности экономико-географического положения России; следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Уметь: оценивать роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России; сложности геополитического и геоэкономического положения России; показывать на карте государства первого порядка; определять воздушное пространство и пространство недр; континентальный шельф; показывать на карте границы России

Частично-поисковая беседа

3/2

Политико-географическое положение России. Пр/р №2. Составление описания политико - географического положения России по типовому плану.

1

КБ

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны, рыночная экономика; циклы Н.Д. Кондратьева

Знать: о месте России в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу; политико-административное устройство России; функции административно-территориального деления страны; субъекты Федерации; Федеральные округа.

Уметь: показывать на карте

Эвристическая беседа

4/ 3

Формирование территории России

1

КБ

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства

уметь:- приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;

- выделять и показывать на карте географические районы страны

Беседа по результатам анализа карт

5/4

Административно-территориальное устройство России. Пр/р №3 «Обозначение на к/к  субъектов Федерации различных видов»

1

КБ

Географические и экономические районы России. Административно-территориальное деление России Административно-территориальное деление; природное и экономическое районирование, географическое районирование

Политико-государственное устройства РФ, количество и состав национально- и государственно-территориальных образований на территории РФ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

6/5

Пр/р№4 «Определение административного состава федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России

1

П

Варианты районирования территории. Географическое разделение труда. Отрасль специализации. Экономические районы.

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

7/6

Экономическое районирование территории  России. Пр/р №5 «Сравнение по статистическим показателям экономических районов»

1

КБ

Политико-государственное устройства РФ, количество и состав национально- и государственно-территориальных образований на территории РФ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (4 ЧАСА)

8/1

Природные условия России

1

НМ

Природные условия. Адаптация человека к природным условиям- биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на  хозяйственную специализацию территорий.

Знать: границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Уметь: выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности ГП основных ресурсных баз и набор представленных    в них полезных ископаемых

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

9/2

Природные ресурсы России. Пр/р№6. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

1

КБ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

10/3

Проблемы и перспективы использования ресурсов. Пр/р №7. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России

1

КБ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

11/4

Хозяйственная деятельность человека. Основы природопользования.

1

КБ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ(9 ЧАСОВ)

12/1

Численность населения России

1

НМ

Знать: историю формирования и освоения государственной территория России; изменения границ страны на разных исторических этапах;  численность населения России; особенности воспроизводства; продолжительность жизни мужского и женского населения, национальный и языковой состав населения; народы и основные религии России;  межнациональные проблемы, языковые семьи; географию религий. Рынок труда,  трудовые ресурсы, рынок труда, активное население, пассивное население, дефицит работников, безработица; неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.

Уметь: определять географические различия в уровне занятости и уровне населения России, факторы их определяющие.

Уметь: показывать на карте направления освоения и заселения территории России; составлять прогноз изменения численности населения России; строить и анализировать графики и статистические таблицы; определять коэффициент ЕП,  характеризовать половой и возрастной состав населения страны; анализировать половозрастную пирамиду; показывать по карте наиболее многонациональные районы страны.

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

13/2

Пр/р№8. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

1

П

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

14/3

Размещение населения России

1

НМ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

15/4

Миграция населения

1

КБ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

16/5

Формы расселения и урбанизация. Пр/р№9. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

1

КБ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

17/6

Этнический состав населения. Пр/р №10. Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России

1

КБ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

18/7

Религиозный состав  населения

1

НМ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, работа по заполнению к/к

19/8

Трудовые ресурсы и рынок труда

1

НМ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

209

Обобщение №1 по темам «Россия на карте», «Природа и человек», «Население России»

1

ОКК

Тестирование.   Частично- поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ( 19 ЧАСОВ)

21/1

Национальная экономика Пр/р№11. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.

1

КБ

Районирование России, основные задачи, принципы, проблемы, виды районирования, зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы

Знать: что такое хозяйство страны; уровень развития хозяйства; особенности  отраслевой структуры хозяйства России; границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны; назначение и виды природных ресурсов; экологические ситуации и экологические проблемы России

Знать: пути развития России в обозримом будущем; экономические системы и их роль в развитии России; особенности постиндустриальной стадии развития; понятие центра и полупериферии мирового хозяйства.

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

22/2

Факторы размещения производства

1

КБ

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

23/3

Топливно-энергетический     комплекс. Оценка обеспеченности хозяйства России основными видами топлива

1

КБ

Состав и значение ТЭК, связь с другими комплексами. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

уметь: называть и показывать главные районы добычи нефти и газа;

- объяснять значение нефти и газа для российской экономики.

Работа с контурными картами. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

24/4

Нефтяная и газовая промышленности. Пр/р№12. Описание отрасли по типовому плану.

1

КБ

25/5

Угольная промышленность

1

НМ

Состав и значение ТЭК, связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

уметь:- называть отрасли, входящие в состав ТЭК;

- объяснять изменения структуры потребляемого топлива;

- называть и показывать главные районы добычи угля.

Частично- поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

26/6

Электроэнергетика

1

НМ

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии, энергосистемы, единая энергосистема России

уметь:- называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших электростанций;

- объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды

Работа с контурными картами. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

27/7

Металлургический комплекс. Черная металлургия

1

НМ

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения, типы предприятий черной металлургии, металлургические базы

уметь:- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;

- объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств

Анализ экономических карт  России для определения типов территориальной структуры

28/8

Цветная металлургия.

1

КБ

29/9

Машиностроительный комплекс

1

КБ

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения, главные районы и центры, особенности географии машиностроения

Объяснить роль машиностроения в современной экономике страны, показывать главные районы и центры наукоёмкого, трудоёмкого и металлоемкого машиностроения, объяснять факторы их размещения.

Анализ экономических карт  России для определения типов территориальной структуры

30/10

Пр/р№13. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

1

П

31/11

Химическая промышленность

1

КБ

Состав и значение отрасли в экономике страны, специфичность химической промышленности значение химизации

Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры, приводить примеры по сохранению природы.

Анализ экономических карт  России для определения типов территориальной структуры

32/12

Лесная промышленность. Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

1

КБ

Роль леса в жизни человека. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины.

уметь: показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы;

- объяснять  и приводить примеры связей между производствами лесной промышленности и особенностями  их размещения;

- объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции лесного комплекса.

Индивидуальная  работа по заполнению контурных карт

33/13

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

КБ

Отличие с/х от других хозяйственных отраслей. С/х угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии с/х страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и  технических культур.

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства

Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК.

Понимать особенности с/х страны. Знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля, районы садоводства и виноградарства. Уметь объяснять принципы их размещения

Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснять принципы размещения.

уметь:- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;

- объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности

Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

34/14

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

КБ

35/15

Зональная специализация сельского хозяйства. Пр/р №14. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.

1

КБ

36/16

Пищевая и легкая промышленность

1

КБ        

Состав и значение отрасли в экономике страны, специфичность промышленности по характеру использования сырья, география основных отраслей. Проблемы отрасли

Знать специфику   промышленности, важнейшие центры, приводить примеры по сохранению природы.

Анализ экономических карт  России для определения типов территориальной структуры

37/17

Транспортный комплекс. Пр.р №15 Описание транспортного узла.

1

КБ

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства, преимущества и недостатки, важнейшие транспортные магистрали и узлы, транспорт и окружающая среда, перспективы развития

уметь:- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

Анализ экономических карт  России для определения типов территориальной структуры

38/18

Нематериальная сфера хозяйства

1

НМ

Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.Сфера обслуживания как одна из отраслей определяющих качество жизни населения, география жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России

уметь:- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы. Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

39/19

Обобщение №2 по теме «Отрасли хозяйства России»

1

ОКК

Тестирование

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ(21 ЧАС)

40/1

Европейский Север

1

НМ

Состав района, особенности ГП и ЭГП, специфика природы района, природные ресурсы, их размещение и использование. Специфика геополитического положения и его влияние на формирования района. Внутренние различия природы района. Формирование их природы, природные ресурсы и их использование, ЕС – лесной край. Моря ЕС . Роль и место района в социально-экономическом развитии страны, особенности территориальной организации.

уметь: называть состав территории, показывать субъекты РФ;

объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;

показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района;

давать оценку ЭГП района

уметь:  Объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера. уметь: называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;

объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

41/2

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

КБ

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

42/3

Европейский Северо-Запад

1

НМ

Состав района, особенности ГП и ЭГП, специфика природы района, природные ресурсы, их размещение и использование Северо-Западный район древнего заселения, города, качества жизни населения С-П – северная столица России, история создания, функциональные зоны города, С-П агломирация. Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. “Янтарный край”. Рекреационное хозяйство. Проблемы.

уметь: показывать состав и границы территории, основные природные объекты;

называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП. Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. Объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации;

называть отрасли специализации, называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города. Уметь: показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск;

оценивать ЭГП Калининградской области

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

43/4

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

КБ

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

44/5

Центральная Россия

1

НМ

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства, специфика природы и ресурсный потенциал, влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.  Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района, изменение геополитического положения района после распада СССР

уметь:- называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера,

месторождения полезных ископаемых,

 природные памятники Восточно-Европейской равнины;

- объяснять особенности географического положения Восточно-Европейской равнины. объяснять понятия: физико-, экономико- и политико-географическое положение.

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

45/6

Центральная Россия. Население и природные ресурсы

1

КБ

Особенности природных ресурсов ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа.         Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение.

уметь:

перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района.

Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы уметь:- приводить примеры разных городов Центрального района, показывать по карте, называть характерные особенности

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, индивидуальная работа по заполнению к/к

46/7

Центральный Россия. Хозяйство района. Пр/р №16. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района

1

КБ

Наукоёмкая специализация района, ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в с/х, проблемы и перспективы развития хозяйства. Москва – столица РФ, радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в с/х, проблемы и перспективы развития хозяйства

уметь:- называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на  карте главные центры производств;

- объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района. уметь:  называть главные направления хозяйственного развития города;

объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы, индивидуальная работа по заполнению к/к

47/8

Европейский Юг. Пр/р №17 Описание ЭГП района

1

КБ

Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. АПК СК, его структура, зоны реализации, Ростов-на-Дону – самый крупный город СК Этническое, религиозное, культурное разнообразие района, культура народов.  

Чёрное море, экологические проблемы Азовского моря, Каспийское море.

уметь: называть и показывать субъекты РФ;

показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; определять ГП и ЭГП района; объяснять особенности ГП района и природные различия его западной и восточной частей.

уметь:- называть и показывать по карте крупные города СК; - определять показатель специализации по статистическим данным;

- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга уметь: показывать на карте субъекты РФ  в составе СК и их столицы; приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, индивидуальная работа по заполнению к/к

48/9

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

КБ

49/10

Поволжье.

1

КБ

Состав района, основные историко-географические этапы формирования района, специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы. Волга – стержень единого водного пути, природные ландшафты, экологические проблемы.

Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района уметь:- показывать на карте реки Волжской системы;

- приводить примеры, подтверждающие значение и роль Волги в истории и культуре;

- показывать на карте

гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;

- называть экологические проблемы.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

50/11

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

КБ

Численность, естественный прирост население, миграция, специфика расселения, города, качество жизни.

уметь: показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития;

называть отрасли специализации района по статистическим данным;

называть и показывать по карте субъекты Федерации в составе района.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

51/12

Урал.

1

КБ.

Определение ГП Урала, основных этапов его освоения, оценка природных ресурсов и их использование

уметь: показывать и называть субъекты РФ в составе района;

показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;

объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий;

давать оценку ЭГП района.

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

52/13

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство. Пр/р №18. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию

1

НМ

Основные историко-географические этапы формирования района География важнейших отраслей хозяйства, проблемы района

Знать этапы формирования, уметь по картам определять этапы развития района, географическую и экономическую. специфику района Знать географию городов Урала, особенности важнейших отраслей хозяйства, уметь объяснять проблемы развития хозяйства района

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

53/14

Обобщение №3 по теме: "Европейская часть России".

1

ОКК

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки Европейской части России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения Европейской части России, её обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, и т.д.

Тестовый

54/15

Западная Сибирь.

1

КБ

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения

уметь:- называть общие особенности природы, населения и хозяйства азиатской части России;

- объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории.

Знать особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России.

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

55/16

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. Пр/р №19. Составление комплексного описания района по типовому плану(Западная Сибирь)

1

КБ

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы Системность, естественный прирост, миграции, национальный состав, культура.  Основные историко-географические этапы формирования района. Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района

уметь:- показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района;

называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий;- объяснять причины освоения Сибири;- называть природные особенности, затруднявшие освоение территории;- называть основные направления хозяйственного развития Сибири; - давать оценку ЭГП района; - называть и объяснять природные особенности Западной Сибири,  называть природные ресурсы и показывать крупнейшие месторождения полезных ископаемых; - объяснять развитие черной металлургии; - называть и объяснять отрасли специализации ЗС

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

56/17

Восточная Сибирь. Пр/р №20. Сравнительная характеристика ГП районов

1

КБ

Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, специфика природы Особенности ГП Байкала, зависимость строения озерной котловины от строения земной коры

уметь:- показывать на карте состав территории;

- называть и показывать субъекты РФ;

- называть природные ресурсы и показывать районы их распространения;

- определять и оценивать ЭГП района;

- показывать объекты, определяющие природную специфику района

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, индивидуальная работа по заполнению к/к

57/18

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

КБ

География важнейших отраслей хозяйства,  основные экономические проблемы района составление характеристики Норильского промышленного узла

уметь:- называть отрасли специализации;

- объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района;

- показывать на карте промышленные центры;

- объяснять возникновение экологических проблем региона;

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа, индивидуальная работа по заполнению к/к

58/19

Дальний Восток. Формирование территории.

1

НМ

Состав района, особенности ЭГП, основные факторы формирования района

уметь:- показывать на карте состав территории ДВ, его границы;

- объяснять своеобразие географического положения Дальнего Востока

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

59/20

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство. Пр/р№21. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района

1

КБ

Специфика природы: географическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы Специфика природы: строение, рельеф, климат и природные ресурсы Численность, ЕП, миграция, специфика расселения. Традиции и культура Роль района в социально-экономическом развитии страны, география важнейших отраслей хозяйства (окончание) Сравнительная хар-ка хозяйственного использования морей Тихого океана

Уметь:- объяснять специфику природных условий ДВ; - называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых;- показывать субъекты РФ на карте; - объяснять характер расселения коренных народов и всего населения ДВ, - приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов ДВ. - показывать на карте крупные города Дальнего Востока;

- определять показатель специализации района по статистическим данным;

-объяснять сложившуюся специализацию ДВ.

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению к/к

60/21

Обобщение №4 по теме: «Азиатская часть России.».

1

К

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки Азиатской части России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения Азиатской части России, её обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала,экологических проблем, ит.д

Тестовый

Заключение (1  час)

61/1

Место и роль России в мировой политике. Пр/р №22. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире

1

КБ

Основные историко- географические этапы формирования территории  России. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.

Знать: место России в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнёров страны, уметь: находить в разных  источникам и анализировать  информацию для изучения географии России. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географии России, ее обеспеченности природными и человеческими  ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды и т.п; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт.

РЕЗЕРВ-7 ЧАСОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...