Использование ИКТ в деятельности учителя географии.
статья по географии на тему

Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.  Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  ИКТ в деятельности учителя географии.  

«То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно»

(П. Лаплас)

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. 
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Одной из важных путей в  решении этой задачи отводится роль новым информационным технологиям.
Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть учебной мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
  Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

В Интернет огромное количество различных рекомендаций на разных сайтах.  И, конечно,  из всех примененных мною методов обучения информационные технологии  оказались наиболее эффективными.
Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает: 
1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты; 
2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния; 
3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания.
Информационно – коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.

Основные формы работы с ИКТ, применяемые мною на уроках географии:

  • Организации самостоятельной работы учащихся по географии вне  школьных занятий.
  • Применение информационных технологий для расширения кругозора.
  • Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
  • Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.
  • Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.
  • Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
  • Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиа издания, используемые мною в работе.

Учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:

«География. Начальный курс. 6 класс»

«Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»

«География России. Природа и население. 8 класс»

«География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»

Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса.

Интерактивный практикум:

Контрольные вопросы и тесты.

Словарь терминов и понятий.

Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы. «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Выделяют следующие виды компьютерных программ: учебные; тренажеры; контролирующие; демонстрационные; имитационные; справочно-информационные
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока. 
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. 
Уроки обобщающего повторения провожу в игровой форме (6-8) класс. Игры разрабатываю на основе собственно разработанного цифрового учебно-наглядного комплекса. 

Результат применения ИКТ на уроках географии.

 Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению; 
- активизировать познавательную деятельность; 
- развивать мышление и творческие способности учащихся; 
- формировать активную жизненную позицию, 
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски
;
повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, 
фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);
- реализовать межпредметные
 связи географии с другими учебными предметами. 
Широкое применение ресурсов ИКТ при изучении предмета даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

Использованная литература:

  1. Нагорная И.И. «География 7 класс. Поурочные планы» по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. Волгоград :Учитель, -2007
  2. Коринская В.А. «География материков и океанов»
  3. Крылова О.В. «Уроки географии»
  4. Кузнецов А. П., Савельева Л.Е «География: земля и люди»
  5. Лобжанидзе А.А., «География. Планета Земля»
  6. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы по географии».
  7. Щербицкий Е.П., Зологухина Г.А. «Использование компьютера при изучении регионального компонента» // «География в школе» №1 январь – февраль/ 1998
  8. Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на пеагогическом совете на тему "«Об образовательных технологиях и методиках в практической деятельности учителя географии»

    «Об образовательных технологиях и методиках в практической деятельности учителя географии»  Каждый учитель на своём уроке является мастером, чтобы добиться успехов в ка...

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

Анализ учебной деятельности учителя географии и биологии Багаевой В.П. за 2013-2014 учебный год

В данном материале дан подробный анализ работы учителя биологии и географии за 2013-2014 учебный год...

Внеурочная деятельность учителя географии

В презентации отражены материалы мероприятий по внеурочной деятельности по географии....

Внеурочная деятельность учителя географии

МБОУ Щёлкинская СОШ №2 получила благодарность (см. ниже) за активное участие обучающихся в серии летних олимпиад по географии "Проверь себя". Проведение олимпиад было организовано учителем географии К...